Программа «Одарённые дети»
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы
- наличие банка данных «Одарённые дети»;
- создание формы оценивания учебных и внеучебных достижений обучающихся - портфолио ученика школы;
- увеличение доли обучающихся – победителей и участников в школьных, муниципальных и региональных олимпиадах, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;
- увеличение доли обучающихся – победителей и участников в школьных, муниципальных и региональных спартакиадах и других спортивных мероприятиях;
- увеличение доли обучающихся – победителей и участников в школьных, муниципальных и региональных творческих конкурсах, обеспечение 100% внеурочной занятости обучающихся;
- увеличение доли обучающихся, вовлечённых в научно-исследовательскую и проектную деятельность.
Срок и этапы реализации программы
Реализация целевой программы "Одаренные дети" рассчитана на 5 лет: с 2011 по 2015 годы.
Первый этап (2011 г.) - диагностико-организационный включает в себя:
• создание нормативно-правовой базы;
• создание системы диагностики развития одаренных детей в процессе реализации программы;
• создание банка данных "Одаренные дети МКОУ Троицко-Сунгурская СОШ».
• отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми.
Второй этап: организационно-практический - этап реализации (2012-2014 г.г.) связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных направлениях. На этом этапе планируется:
• отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
•отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
• методическая помощь в реализации индивидуальных программ, обмен опытом и совершенствование работы профессионального мастерства педагогов;
• отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
• систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в учреждениях образования, проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
• пополнение и обновление банка данных "Одаренные дети МКОУ Троицко-Сунгурская СОШ»;
• социальная, педагогическая и психологическая поддержка одаренных детей.
Третий этап (2015 г.) – итогово - аналитический. Включает в себя контроль и анализ хода реализации Программы, достигнутых результатов. На этом этапе предполагается:
• сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
• мониторинг личных достижений учащихся;
• анализ деятельности педагогических работников по организации работы с одаренными детьми;
• подготовка учебно-методического комплекса и публикаций по проблемам исследований;
• создание системы работы с одаренными детьми на уровне района;
• определение проблем, возникающих в ходе реализации программы, пути их решения, разработка перспективного плана программы дальнейшей работы в этом направлении.
6. Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже с детского сада на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
К числу наиболее распространенных в современной психологии моделей одаренности детей относится концепция одаренности Дж. Рензулли [10]. Одаренность, в его понимании — сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости. Эта концепция дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать её развитие, на что ориентироваться в обучении. Важно, что автор относит к одаренным не только тех, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы одному из параметров. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений. Выделенная Дж. Рензулли триада, представляемая им обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, в несколько модифицированном виде, присутствует в большинстве современных концепций одаренности.
Критерии одаренности по модели Дж. Рензулли:
Мотивация;
Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), доминируют мотивы непосредственно связанные с содержанием.
Креативность;
Креативность – процесс проявления чувствительности к проблемам; фиксации и определения этих проблем: поиска их решений путем выдвижения и проверок разнообразных гипотез; формулирования и сообщения результатов решения. Основными показателями креативности служат:
1. Беглость – количество порожденных идей.
2. Гибкость - их разнообразие.
3. Оригинальность – редкость.
4. Разработанность – детализация.
Способности выше среднего уровня.
Рассмотренные критерии одаренности дают ответ, по каким параметрам выявляется одаренность.
Выявление одаренных детей связано с анализом развития конкретного ребенка. Невозможно одномоменто отобрать одаренных детей. Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.
На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов.
Второй этап диагностический. На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей статуса ребенка.
В психологии принято различать общую и специальную одаренность. Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении.
Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности, например, к языкам, математике.
«Общая» и «специальная одаренность» имеет возрастной аспект. На ранних возрастных этапах она рассматривается как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
Поэтому диагностика проходит в два этапа:
Диагностика по выявлению одаренных учащихся.
Изучение учащихся и их профнаправленности по психологическим диагностикам.
На первом этапе диагностики педагог-психолог школы используем следующие методики:
- Тест «Школьная мотивация» Потапова. Направленность (доминирующая мотивация) личности.
- Для диагностики креативности мы используем тест Торренса – задание «Закончи рисунок».
Мы следуем предложению Дж. Рензулли, и относим к категории одаренных, учащихся с высоким показателем хотя бы по одному из параметров.
На втором этапе диагностики определяем, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.
С этой целью педагог-психолог использует следующие методики:
- Тесты интеллекта ТУР (вербального),
- Предпочтительные виды профессиональной деятельности. Е.А Климов,
- Опросник типа мышления.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
7. Принципы и особенности работы с одаренными детьми в образовательном учреждении
3.1. Принципы выявления одарённых детей: комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка (методики по выявлению одарённых детей представлены в п.6.)
Принципиальное значение имеет разработка методов выявления «потенциальной» одаренности, это:
1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы;
2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.
Это позволяет осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам « диагностики развития». Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
3.2. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
применение междисциплинарного подхода;
углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;
принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;
установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
8. Направления совершенствования системы работы с одаренными учащимися
1. Создание подсистемы в диагностике одаренности учащихся и организация эффективного функционирования этой системы.
2. Расширение и совершенствование деятельности в данном направлении психологической службы, учителей-предметников и классных руководителей.
3. Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного направления в системы научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей.
4. Создание и организация работы научного общества учащихся.
5. Создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору.
9. Стратегия работы с одаренными детьми
Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.
Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.
Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.
Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.
9. 1. Основные направления программы
9. 1.1. Идентификация одаренных и талантливых детей
Создание системы учета одаренных детей через:
анализ особых успехов и достижений ученика;
создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
диагностику потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологической службы;
преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания программы взаимодействия;
9.1.2. Создание условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей:
создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;
включение в учебный план школы факультативных и элективных курсов, профильное и углубленное изучение предметов школьной программы;
формирование и развитие сети дополнительного образования;
организация научно-исследовательской деятельности;
организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;
организация эффективного взаимодействия педагогов.
9.1.3. Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей:
Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы школьного, муниципального и областных СМИ;
Функционирование стендов «Умники и умницы», «Наши таланты», «Наши спортсмены», «Аллея славы»;
Муниципальный и областной конкурс «Ученик года»;
Информирование о достижениях ребенка по месту работы родителей;
Сборы в каникулярное время лидеров с учащимися других ОУ.
9.1.4. Педагогическая поддержка одаренных детей:
Создание целевой творческой группы;
Повышение профессионального мастерства через систему школьных тематических семинаров, обобщение опыта педагогов;
Создание и систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме;
Создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика;
Стимулирование педагогической поддержки одаренных детей.
9.1.5. Работа с родителями одаренных детей:
Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей
9.1.6. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.
В основе деятельности школы, по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.
9.2. Субъекты образовательного процесса в реализации программы
9.2.1. Учащиеся:
А) Психолого-педагогический анализ развития учащихся школы.
Б) Выявление одаренных детей:
диагностика одаренности различных типов и видов;
анализ результатов одаренности;
создание школьного банка данных о способных, одаренных, талантливых учащихся.
В) Организация обучения одаренных:
дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми по общеобразовательному циклу;
индивидуальная работа с одаренными детьми через систему факультативов и индивидуальных занятий;
участие детей в школьных, муниципальных, областных, федеральных олимпиадах по предметам.
Г) Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:
создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (интеллектуальный марафон, предметные недели, научно-практические конференции, дни наук, конкурсы, внеклассная работа и т.д.);
стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей (создание системы стимулирования учащихся, организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей (краеведение, культура, искусство)).
активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции).
Д) Профилактические мероприятия по охране здоровья одаренных детей.
9.2.2. Учитель:
А) Постановка проблемы и включение в сознательное участие всех членов коллектива школы в реализацию программы «Одаренные дети»:
проведение семинаров и метод. объединений на тему «Одаренные дети»;
организация работы школьных структур по реализации программы «Одаренные дети».
Б) Создание системы диагностики одаренных:
разработка критериев, тестирование для выявления одаренных детей
создание лицейского банка диагностик одаренных детей.
В) Установление творческих контактов с коллегами - единомышленниками.
9.2.3. Семья:
А) Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных учащихся.
Б) Психолого-педагогический лекторий «Становление и развитие творческой личности в семье». Индивидуальная работа с родителями (по запросам)
В) Участие в творческих конкурсах, научно-практических конференциях вместе с детьми и педагогами.
Г) Родительская конференция: создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье.
9.3. Основные мероприятия программы:
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;
- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;
- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.
9.4. Кадровое обеспечение программы
Группа | Функции | Состав |
Административно-координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив. | Директор школы |
Консультативная, Научно-методическая | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. Аналитическая деятельность. | Заместитель директора по УВР Заместитель директора по ВР |
Педагоги школы | Осуществление программы в системе внеклассной работы Использование новых педагогических технологий Организация исследовательской работы учащихся | Классные руководители, Учителя Педагоги дополнительного образования. |
Специалисты, сотрудничающие со школой | Организация профессиональной помощи педагогам. Проведение тренингов, круглых столов, встреч Диагностика Участие в мероприятиях школы и города. | Педагог-психолог, Преподаватели учебных заведений дополнительного образования |
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: