NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа «Одарённые дети»


Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

-          наличие банка данных «Одарённые дети»;

-          создание формы оценивания учебных и внеучебных достижений обучающихся - портфолио ученика школы;

-          увеличение доли обучающихся – победителей и участников в школьных, муниципальных и региональных олимпиадах, предметных конкурсах, дистанционных конкурсах и олимпиадах;

-         увеличение доли обучающихся – победителей и участников  в школьных, муниципальных и региональных спартакиадах и других спортивных мероприятиях;

-         увеличение доли обучающихся – победителей и участников  в школьных, муниципальных и региональных творческих конкурсах, обеспечение 100%  внеурочной занятости  обучающихся;

- увеличение доли обучающихся, вовлечённых в научно-исследовательскую и проектную деятельность.


    1. Срок и этапы реализации программы

Реализация целевой программы "Одаренные дети" рассчитана на 5 лет: с 2011 по 2015 годы.

Первый этап (2011 г.) - диагностико-организационный включает в себя:

• создание нормативно-правовой базы;

• создание системы диагностики развития одаренных детей в процессе реализации программы;

• создание банка данных "Одаренные дети МКОУ Троицко-Сунгурская СОШ».

• отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми.

Второй этап: организационно-практический - этап реализации (2012-2014 г.г.) связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных направлениях. На этом этапе планируется:

• отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

•отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

• методическая помощь в реализации индивидуальных программ, обмен опытом и совершенствование работы профессионального мастерства педагогов;

• отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

• систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в учреждениях образования, проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

• пополнение и обновление банка данных "Одаренные дети МКОУ Троицко-Сунгурская СОШ»;

• социальная, педагогическая и психологическая поддержка одаренных детей.

Третий этап (2015 г.) – итогово - аналитический. Включает в себя контроль и анализ хода реализации Программы, достигнутых результатов. На этом этапе предполагается:

• сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

• мониторинг личных достижений учащихся;

• анализ деятельности педагогических работников по организации работы с одаренными детьми;

• подготовка учебно-методического комплекса и публикаций по проблемам исследований;

• создание системы работы с одаренными детьми на уровне района;

• определение проблем, возникающих в ходе реализации программы, пути их решения, разработка перспективного плана программы дальнейшей работы в этом направлении.

6. Концепция программы

Выявление одаренных детей должно начинаться уже с детского сада на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

К числу наиболее распространенных в современной психологии моделей одаренности детей относится концепция одаренности Дж. Рензулли [10]. Одаренность, в его понимании — сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости. Эта концепция дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявлять одаренность, как прогнозировать её развитие, на что ориентироваться в обучении. Важно, что автор относит к одаренным не только тех, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и тех, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы одному из параметров. Таким образом, контингент одаренных существенно расширяется по сравнению с тем небольшим процентом детей, которых обычно выявляют при помощи тестов интеллекта, креативности или по тестам достижений. Выделенная Дж. Рензулли триада, представляемая им обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, в несколько модифицированном виде, присутствует в большинстве современных концепций одаренности.

Критерии одаренности по модели Дж. Рензулли:

  • Мотивация;

Одаренные дети характеризуются тем, что в основе их деятельности, вне зависимости от ее предметной ориентации (научная, художественная, коммуникативная, спортивная и др.), доминируют мотивы непосредственно связанные с содержанием.

  • Креативность;

Креативность – процесс проявления чувствительности к проблемам; фиксации и определения этих проблем: поиска их решений путем выдвижения и проверок разнообразных гипотез; формулирования и сообщения результатов решения.  Основными показателями креативности служат:

1. Беглость – количество порожденных идей.

2. Гибкость - их разнообразие.

3. Оригинальность – редкость.

4. Разработанность – детализация.

  • Способности выше среднего уровня.

Рассмотренные критерии одаренности дают ответ, по каким параметрам выявляется одаренность.

Выявление одаренных детей связано с анализом развития конкретного ребенка. Невозможно одномоменто отобрать одаренных детей. Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.

На первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов.

Второй этап диагностический.  На этом этапе проводится индивидуальная оценка возможностей и особенностей  статуса ребенка.

В психологии принято различать общую и специальную одаренность. Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении.

Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности, например, к языкам, математике.

«Общая» и «специальная одаренность» имеет возрастной аспект. На ранних возрастных этапах она рассматривается как некая общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, общая способность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

Поэтому диагностика проходит в два этапа:

  • Диагностика по выявлению одаренных учащихся.

  • Изучение учащихся и их профнаправленности по психологическим диагностикам.

На первом этапе диагностики  педагог-психолог школы используем следующие методики:

 - Тест  «Школьная мотивация» Потапова.  Направленность (доминирующая мотивация) личности.

 - Для диагностики креативности мы используем тест Торренса – задание «Закончи рисунок».

 Мы следуем предложению Дж. Рензулли, и относим к категории одаренных,  учащихся с высоким показателем хотя бы по одному из параметров.

На втором этапе диагностики определяем, в какой области ребенок одарен, каковы его интересы, так как с возрастом одаренность все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность.

С этой целью педагог-психолог  использует следующие методики:

- Тесты интеллекта ТУР (вербального),

-  Предпочтительные виды профессиональной деятельности. Е.А Климов,

- Опросник типа мышления.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

7. Принципы и особенности работы с одаренными детьми в образовательном учреждении

3.1. Принципы выявления одарённых детей: комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого-педагогического статуса одаренного ребенка (методики по выявлению одарённых детей представлены в п.6.)

Принципиальное значение имеет разработка методов выявления «потенциальной» одаренности, это:

1) предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы;

2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.

Это позволяет осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам « диагностики развития». Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.

3.2. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • применение междисциплинарного подхода;

  • углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

  • насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

  • поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

  • поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

  • поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;

  • оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;

  • установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;

  • принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;

  • установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.

8. Направления совершенствования системы работы с одаренными учащимися

1. Создание подсистемы в диагностике одаренности учащихся и организация эффективного функционирования этой системы.

2. Расширение и совершенствование деятельности в данном направлении психологической службы, учителей-предметников и классных руководителей.

3. Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного направления в системы научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей.

4. Создание и организация работы научного общества учащихся.

5. Создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору.

9. Стратегия работы с одаренными детьми

Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно. Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.

9. 1. Основные направления программы

9. 1.1. Идентификация одаренных и талантливых детей

Создание системы учета одаренных детей через:

  • анализ особых успехов и достижений ученика;

  • создание банка данных по талантливым и одаренным детям;

  • диагностику потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологической службы;

  • преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания программы взаимодействия;

9.1.2. Создание условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей:

  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование личностных развивающих маршрутов одаренных детей;

  • включение в учебный план школы факультативных и элективных курсов, профильное и углубленное изучение предметов школьной программы;

  • формирование и развитие сети дополнительного образования;

  • организация научно-исследовательской деятельности;

  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных  олимпиадах, научно-практических конференциях.

  • мониторинг формирования ключевых компетенций в рамках учебной деятельности;

  • организация эффективного взаимодействия педагогов.

9.1.3. Стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей:

  • Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы школьного, муниципального и областных СМИ;

  • Функционирование стендов «Умники и умницы», «Наши таланты», «Наши спортсмены», «Аллея славы»;

  • Муниципальный и областной конкурс «Ученик года»;

  • Информирование о достижениях ребенка по месту работы родителей;

  • Сборы в каникулярное время лидеров с учащимися других ОУ.

9.1.4. Педагогическая поддержка одаренных детей:

  • Создание целевой творческой группы;

  • Повышение профессионального мастерства через систему школьных тематических семинаров, обобщение опыта педагогов;

  • Создание и систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме;

  • Создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ученика;

  • Стимулирование педагогической поддержки одаренных детей.

9.1.5. Работа с родителями одаренных детей:

  • Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;

  • Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;

  • Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

9.1.6. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.

В основе деятельности школы, по вопросу развития одаренности ребенка, лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего  подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.

9.2. Субъекты образовательного процесса в реализации программы

9.2.1. Учащиеся:

А) Психолого-педагогический анализ развития учащихся школы.

Б) Выявление одаренных детей:

  • диагностика одаренности различных типов и видов;

  • анализ результатов одаренности;

  • создание школьного банка данных о способных, одаренных, талантливых учащихся.

В) Организация обучения одаренных:

  • дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми по общеобразовательному циклу;

  • индивидуальная работа с одаренными детьми через систему факультативов и индивидуальных занятий;

  • участие детей в школьных, муниципальных, областных, федеральных олимпиадах по предметам.

Г) Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:

  • создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (интеллектуальный марафон, предметные недели, научно-практические конференции, дни наук, конкурсы, внеклассная работа и т.д.);

  • стимулирование учащихся к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей (создание системы стимулирования учащихся, организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей (краеведение, культура, искусство)).

  • активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции).

Д) Профилактические мероприятия по охране здоровья одаренных детей.

9.2.2. Учитель:

А) Постановка проблемы и включение в сознательное участие всех членов коллектива школы в реализацию программы «Одаренные дети»:

  • проведение семинаров и метод. объединений на тему «Одаренные дети»;

  • организация работы школьных структур по реализации программы «Одаренные дети».

Б) Создание системы диагностики одаренных:

  • разработка критериев, тестирование для выявления одаренных детей

  • создание лицейского банка диагностик одаренных детей.

В) Установление творческих контактов с коллегами - единомышленниками.

9.2.3. Семья:

А) Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одаренных учащихся.

Б) Психолого-педагогический лекторий «Становление и развитие творческой личности в семье». Индивидуальная работа с родителями (по запросам)

В) Участие в творческих конкурсах, научно-практических конференциях вместе с детьми и педагогами.

Г) Родительская конференция: создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье.

9.3. Основные мероприятия программы:

- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для одарённых детей;

- организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;

- приобретение оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников в школе, развивающих работу с одарёнными детьми;

- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;

- подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников;

- проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми.

9.4. Кадровое обеспечение программы

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение корректив.


Директор школы

Консультативная, Научно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка и издание методических рекомендаций.

Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по УВР

Заместитель директора по ВР

 

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы

Использование новых педагогических технологий

Организация исследовательской работы учащихся

Классные руководители,

Учителя

Педагоги дополнительного образования.

Специалисты, сотрудничающие со школой

Организация профессиональной помощи педагогам.

Проведение тренингов, круглых столов, встреч

Диагностика

Участие в мероприятиях школы и города.

Педагог-психолог,

Преподаватели учебных заведений дополнительного образования

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: