NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа «Одарённые дети»


МКОУ Троицко-Сунгурская средняя общеобразовательная школа

Новоспасского района Ульяновской области

Целевая комплексная программа

«Одарённые дети»
Проект выполнила

Зам. директора по ВР

Кривова Лилия Алексеевна

2012г.

Содержание программы

Название раздела


Страница

Содержание программы


2

1. Пояснительная записка


4

2. Информация о МКОУ Троицко-Сунгурская СОШ

6

3. Проблемный анализ деятельности школы по выбранному направлению

9

  • 4. Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы

17

  • 5. Срок и этапы реализации программы



17

  • 6. Концепция программы



18

7. Принципы выявления и особенности работы с

одарёнными детьми

21

8. Направления совершенствования системы работы с одарёнными учащимися

28

9. Стратегия работы с одарёнными школьниками

23

10. Формы работы с одарёнными школьниками

28

11. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе

31

12. План реализации программы «Одаренные дети» на 2011-2015 г.

33

13. Планирование мероприятий с одаренными детьми на 2011-2012 уч. год.

37

14. Показатели эффективности реализации программы

38

Список используемой литературы

40

Приложение


41



Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В этом определении содержатся три характеристики:

  • Высокий уровень развития способностей, являющихся системообразующими для того или иного типа одаренности.

  • Высокая мотивация, стремление к той или иной деятельности (познавательная мотивация и потребность в умственной нагрузке для интеллектуальных способностей).

  • Сформированность эффективных способов деятельности-обучения, познания и /или творчества в указанной сфере деятельности (для проявившейся одаренности)



    1. Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования.

В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети» (1996), «Национальной доктрине образования РФ» (2000), «Концепции модернизации образования до 2010 года». Президентская инициатива «Наша новая школа» 2009г. Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий.

Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Исследователи, занимающиеся проблемой одаренности, считают, что изучение особенностей развития одаренных детей вносит значимый вклад в распознание возможностей всех детей.

 

Цели программы

        Программа «Одаренные дети» разрабатывается с целью  выстраивания системной работы коллектива школы  для эффективного выявления и развития интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощи  одаренным детям, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями в условиях опережающего развития образования.

Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель - развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно - практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.  

 Задачи программы. 

Программа предусматривает решение следующих задач:

1.                  Создать эффективную систему выявления одаренных детей.

2.                  Развивать и успешно реализовывать потенциальные способности одаренных детей в обучении и будущей профессиональной деятельности.

3.                  Знать и оказывать психологическую поддержку в решении основных проблем одаренных детей.

4.                  Совершенствовать систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

5.                  Совершенствовать информационное, научно-методическое обеспечение школы по проблемам детской одаренности.

6.                  Укреплять материально-техническую базу школы.

Программа «Одаренные дети» нацелена на развитие:

- интеллектуальных и творческих способностей учащихся на основе творческих мастерских и научного общества учащихся;

- индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих творческих студий;

- способностей детей в прикладных видах творчества и искусства (народные промыслы, прикладные компьютерные программы, видео и пр.);

- спортивных способностей детей на базе разнообразных спортивных секций.

    1. Информация о МКОУ Троицко-Сунгурская СОШ


1.1. Полное наименование

Муниципальное казенное образовательное учреждение Троицко-Сунгурская средняя общеобразовательная школа.

Адрес: 433876 Россия, Ульяновская область, Новоспасский район, с.Троицкий Сунгур, улица Молодежная д. 2.

Учредитель: Администрация муниципального образования «Новоспасский район».

Номер лицензии: серия А № 258125.

Номер аккредитационного свидетельства ОП 010470.
1.2. Социальное окружение школы

На территории села расположены следующие учреждения культуры, образования, здравоохранения:

  • сельская библиотека, обслуживающая читателей пять раз в неделю;

  • офис врача общей практики;

  • дошкольное образовательное учреждение на 60 мест;

  • Культурно-досуговый центр;

  • средняя общеобразовательная школа.

В 2004году в селе был построен храм «Живоначальной Святой Троицы», что усилило интерес населения к православию.

На территории села действуют 24 предприятия, из них частные предприятия – 12, частные предприниматели – 12 (с 4-мя предприятиями заключены соглашения о совместной деятельности в рамках школы-социокультурного центра села). Имеющиеся предприятия не обеспечивают жителей села необходимым количеством рабочих мест, и их значительная часть трудится за пределами села, что создает определенные трудности в воспитании и обучении школьников.

Новая школа в селе была построена в 1989 году как средняя общеобразовательная школа.

На образовательную ситуацию в Троицко-Сунгурской средней общеобразовательной школе большое влияние оказывает её расположение в сельской местности – 150 км от областного центра г. Ульяновска и 18 км от районного центра р.п. Новоспасское.

В 2006-2007 учебном году прошло лицензирование школы и была получена лицензия сроком на пять лет. В 2009-2010 учебном году школа прошла аттестацию и подтвердила свой статус средней общеобразовательной школы.

Набор учащихся в школу осуществляется из села Троицкий Сунгур и села Комаровка. В школе обучаются дети из двух населенных пунктов, подвоз школьников осуществляется школьным автобусом, полученном в 2004 году по президентской программе «Школьный автобус». Из детского сада в школу в последние годы поступают примерно 70 % первоклассников. Обучение проводится в одну смену.

Режим работы школы пятидневная рабочая неделя для учащихся 1-4 –х классов, шестидневная для 5-11 классов. Продолжительность уроков 45 минут.

В селе Троицкий-Сунгур имеется детский сад на три группы, где воспитываются 60 детей. Школа ведет совместную работу по плану. Проводятся совместные мероприятия (утренники, праздники, спортивные мероприятия). Учащиеся школы оказывают шефскую помощь по уборке территории детского сада, в ремонте детской площадки. В плане подготовки детей к обучению в школе детский сад посещает педагог – психолог, она проводит диагностику психологической готовности к школьному обучению. Ежегодно учитель, набирающий первый класс, посещает занятия в детском саду и анализирует степень готовности детей к обучению в школе.

Имеются позитивные факторы и в окружающей социальной среде.

В школе работает филиал от школы искусств, отделение «Внешний » по классу баяна и фортепиано.

С сельским Домом культуры – Культурно Досуговым центром нас связывает многолетняя творческая работа. В КДЦ функционируют кружки эстрадного пения, чувашской песни. Осуществляется показ к/ф по литературе и истории. Школьники и педагогический коллектив принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий. В дни школьных каникул КДЦ предлагает ребятам участвовать в развлекательных и познавательных мероприятиях. Сельская библиотека оказывает помощь в воспитательной работе, прививается любовь к книге, проводятся различные мероприятия нравственного, патриотического направления.

Школа предоставляет только образовательные услуги, для проведения кружков и спортивных секций заключены договора с Новоспасской детско-юношеской спортивной школой (ДЮСШ), с Новоспасским Центром детского творчества (МОУ ДОД ЦДТ), с Новоспасской детской школой искусств (ДШИ), с Областной станцией юных натуралистов (МОУ ДОД ОСЮН), с областным детский экологическим центром, с Новоспасской межрайонной библиотекой, с Троицко-Сунгурским культурно-досуговым центром (КДЦ), ООО «Аква», МКДОУ Троицко-Сунгурский детский сад и МО Троицкосунгурская сельская администрация.

1.3. Сведения об учащихся:

Общее количество учащихся в 2011-2012 уч. году составляет 152 чел:

1 - 4 кл. - 57 уч.

5 - 9 кл. - 76 уч.

10 - 11 кл. - 19 уч.

В течение 2005 - 2011 года охват учебой детей в возрасте до 15 лет - 100%.

Национальный состав обучающихся неоднороден, преобладают учащиеся русской национальности - 94%, количество детей татарской и чувашской национальности сравнительно не изменяется – 6 %.

1.4. Характеристика семей

В школе имеется банк данных о социальном составе семей школьников, уровне образования родителей и их занятости.
Социальный паспорт семей


семья

2007-08 %

2008 – 09 %

2009 – 10 %

2010 –11 %

2011-12

%

полная

90

87

82

80




неполная

10

13

18

20




На опеке

1,2

1,2

3

3

4

Малообеспеченная

20

18

18

20




Неблагополучная на учете

4

3,4

1

1

2

многодетная

4

4

8

7




Всего учащихся

165

164

144

143

152


Уровень образования родителей
Уровень образования родителей в 2011-2012гг.



Уровень образования родителей остается стабильным. На 3% увеличилось количество родителей имеющих высшее образование, в трех семьях родители занимаются предпринимательской деятельностью, некоторые родители имеют неоконченное высшее образование. Более 70% родители имеют среднее и средне-специальное образование.
Занятость родителей в сфере трудовой деятельности в 2011-2012гг.



    1. Проблемный анализ деятельности школы по выбранному направлению


МКОУ Троицко-Сунгурская СОШ на сегодняшний день достигнуты неплохие результаты, которые являются стимулирующим ресурсом в работе с одаренными детьми.

В учебной деятельности:

- доля обучающихся, успешно осваивающих учебные программы на «5» и «4» (в динамике за 3 года):

Учебный год

Количество обучающих-ся (всего чел)

Количество обучающихся, успешно осваивающих учебные программы на «5» и «4»

%

обучающихся, успешно осваивающих учебные программы на «5» и «4»

I ступень

II ступень

III ступень

Всего

I ступень

II ступень

III ступень

В среднем

2009-2010

148

19

38

8

65

13

26

5

44

2010-2011

143

14

37

12

63

10

26

8

44

2011-2012

152

23

38

8

69

15

25

5

45

- успеваемость учащихся (в динамике за 3 года)


Учебный год

Количество обучающих-ся (всего чел)

%

успеваемости учащихся

I ступень

II ступень

III ступень

Всего

2009-2010

148

100

100

100

100

2010-2011

143

100

100

100

100

2011-2012

152

100

100

100

100
Успеваемость в школе на протяжении пятнадцати лет стабильно составляет 100%.

В учебные планы школы включаются программы факультативных и элективных курсов, курсов по углубленному изучению предметов и соответственно увеличивается из года в год % вовлеченности детей в эту работу.

Предпрофильное образование осуществляется в рамках регионального компонента. Представлено курсом «Основы профессионального самоопределения» для учащихся 9 класса. Школьный компонент включает факультативные занятия эколого-биологического направления для предпрофильной подготовки учащихся 5-9 классов.

№ п\п

Название факультативного занятия

Класс

Кол-во

часов в

неделю

Период обучения


1.

«Мы и природа»

5

1

1 год

2.

«Мир удивительных растений»

6

1

1 год

3.

«Зоология для любознательных»

7

1

1 год

4.

«Лес и человек»

8-9

1

2 года

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: