NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа «одаренные дети»


Муниципальное общеобразовательное учреждение « Комсомольская средняя общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА « ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Актуальность проблемы

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации ставящие основной целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.

Одним из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива школы является организация работы с одаренными. В образовательном пространстве школы сложилась определенная система работы с одаренными детьми, основанная на интеграции учебной и внеурочной деятельности через самостоятельный выбор воспитанниками форм и видов деятельности.

Все начальные классы работают по системе развивающего обучения Л. В. Занкова, учителями разработаны и ведутся различные элективные курсы: « Лексика и фразеология русского языка», « Функция: просто, сложно, интересно», « Всемогущий занимательный синтаксис», « Математика в вопросах и задачах», « География в человеческой деятельности», « Русская стилистика и культура речи», « Молекулярные основы наследственности», « Тригонометрические функции», « Словарная система русского языка», « Задачи с параметрами»; осваивается проведение предметных кружков: « Занимательная математика», « Лексика и фразеология», « Размышляйка», « Занимательная география».

В школе созданы определенные условия для выявления развития одаренных детей в организации дополнительного образования. Учащиеся имеют возможность развить художественные, музыкальные, спортивные способности в различных кружках и секциях: « Игромания», « Вокальная студия», « Аэробика», « Вышивание».

Успешно поставлена работа с одаренными детьми в художественной области. Учителем И. В. Степановой выявлено много детей, которые с успехом защищают честь школы, участвуя в различных районных мероприятиях: « Фестиваль детского творчества», « Загляните в семейный альбом», конкурс патриотической песни и др. В области моторно-двигательной одаренности много труда вложено учителем физвоспитания Е. С. Коршуновой: ее воспитанники неоднократно занимали призовые места на районных и областных конкурсах по спортивной аэробике, степ-аэробике.

В этом учебном году наметилась динамика роста участия школьников в олимпиадах и конкурсах различных уровней: муниципальных, региональных, всероссийских и международных, но результативность участия пока очень низкая. В этом учебном году уч-ся 5 класса под руководством С. В. Сорокиной подготовили исследовательские работы, которые были представлены на районной конференции « Первые шаги в науке» и областном креатив-фестивале « Надежда». К сожалению, число победителей и призеров районных предметных олимпиад с каждым годом уменьшается: только одно призовое место по истории – 8 кл. ( подготовила И. В. Степанова)

Выявлено несколько основных причин низкой результативности участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях:

- у педагогов не сформирована система работы с одаренными детьми

- слабо организована деятельность по подготовке педагогических кадров, способных успешно организовать работу с высокомотивированными уч-ся

- охват детей сетью факультативов, кружков, спортивных секций, всем видами досуговой деятельности и формами дополнительного образования недостаточен

Практика деятельности школы в организации работы с одаренными показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности, которые выражаются в следующих противоречиях:

- между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы со способными и одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления

-между специфичностью и проблемностью развития детской одаренности и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей

Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Реализация подпрограммы « Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на боле качественный уровень.

Концептуальные основы подпрограммы

Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными. При разработке подпрограммы « Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.

Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких( необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок –это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность может проявляться:

- как одаренность явная( пространственная). В этом случае имеется в виду высокая одаренность.

- одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет исчезает:

- как одаренность скрытая ( потенциальная), непроявленная, которая по каким –то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка , но существует как потенциальная перспектива развития его способностей.

К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

  • Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.

  • Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

  • Испытывают радость от умственного труда.

Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.

Можно условно выделить три категории одаренных детей:

  1. дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях ( такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте;)

  2. дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки ( такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте;)

  3. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами ( возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте;)

Виды одаренности:

    • в познавательной деятельности – инеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности ( одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)

    • в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах , спортивную и организационную.

    • В художественно-эстетической деятельности – хореографическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

    • В коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность

    • В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям

Сферы проявления одаренности:

- Интеллектуальная

-Творческо- продуктивного мышления

- академических достижений

- общения и лидерства

- художественной деятельности

- двигательной

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, должно стать одним из главных направлений работы ОУ.

В работе с этой категорией учащихся образовательное учреждение должно руководствоваться:

1. принципом индивидуализации обучения ( высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося);

2. принципом свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

3. принципом максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

4. принципом возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;

5. принципом особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

6. принципом создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

Цель программы.

Основная цель программы « Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей, а также создания образовательного пространства, способствующего формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки, искусства, спорта.

Задачи программы.

Задачами данной программы являются:

1. Совершенствование системы работы с одаренными детьми на основе преемственности в обучении и осуществления здоровьесберегающих подходов с 1 по 11 классы.

2. Создание условий, способствующих организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом к современным информационным ресурсам обучающихся и педагогических работников образовательного учреждения.

3. Совершенствование научно- методического и психолого- педагогического сопровождения одаренных детей.

4. Укрепление механизма взаимодействия школы, родителей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и партнеров образовательной сети в работе по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.

5. Учет индивидуальности каждого уч-ся, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала в различных видах деятельности.

Достижение цели и решение задач Программы обеспечивается в процессе реализации программных мероприятий:

  • Подготовка педагогического коллектива

  • Изучение научно-педагогической, методической, психологической литературы, документации по вопросам работы с одаренными детьми

  • Изучение реальных возможностей педагогов и учащихся школы

  • Изучение и анализ тенденций в развитии современной школы. Знакомство с опытом работы с одаренными детьми в других школах района.

  • Разработка анкет, тестов, тематики бесед для учащихся школы, родителей, педагогов.

  • Диагностика педагогов. Создание мотивационной среды в педагогическом коллективе. Проведение лекций и семинарских занятий для педагогов.

  • Разработка индивидуальных образовательных карт для учащихся.

  • Определение педагогами форм, методов работы с одаренными детьми; овладение новыми педагогическими технологиями.

Механизмы реализации программы:

1. Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.

2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика.

3. Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.

Предполагаемые результаты и оценка результативности программы.

В соответствии с заявленной целью мы предполагаем следующие результаты по итогам реализации программы:

1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей с раннего возраста и до выпуска из школы.

2. Создание образовательной среды, способствующей успешности ученика через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.

3. Увеличение количества учащихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня.

4. Развитие потенциала учителя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей школы

5 .Усиление влияния школы на социализацию личности школьника, его адаптивность к новым экономическим условиям, его самоопределение в отношении будущей профессии.

6.Планирование системы работы школы с родителями через планирование, собрания, круглые столы, консультации, беседы; развитие форм педагогического просвещения родителей с целью оказания им помощи в воспитании детей.

7. Установление связи взаимодействия школы с культурно-образовательными учреждениями, территориально расположенными вблизи школы.

8. Возникновение новых процессов и видов деятельности, разработка учебных программ, экспериментов, опытно-экспериментальной работы, проектирование.

Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям:

1. Оценка динамики достижения учащихся школы через создание и наполнение портфолио.

2. Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания учащихся в школе, удовлетворенности учащихся, родителей, общественности образовательным процессом в школе.

3. Рейтинги школы в городе и области по итогам участия в олимпиадном движении и различных интеллектуальных и творческих конкурсах.

Реализация программы призвана также способствовать:

- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми;

- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- повышению качества образования и воспитания учащихся в целом;

- формированию банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей

Календарный план мероприятий. Сроки и этапы реализации программы

Реализация подпрограммы « Одаренные дети» рассчитана на период с 2010-до 2014г.г.

I этап: Организационный (2010г.) Апробация и корректировка программы.

  • Совершенствование и дополнение имеющегося нормативно- правового обеспечения;

  • Определение содержания образовательных услуг и программно- методического обеспечения

    • Организация подготовки педагогических работников к работе с одаренными детьми

II этап: Аналитико-диагностический (ежегодно)

· Выявление направленности и степени одаренности детей, пополнение банка данных одаренных детей с дошкольного образования по 11 класс

· Индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей учащихся, разработка индивидуальных образовательных траекторий

· Сравнительный анализ результативности и степени активности участия учащихся и их наставников в олимпиадах, творческих и интеллектуальных конкурсах

III этап: Этап реализации (2010-2014 г.г.)

· Выполнение мероприятий, определенных программой «Одаренные дети»

IV этап: Рефлексивно- обобщающий (2014г)

· Анализ результатов работы

· Определение проблем, возникающих в ходе реализации программы

· Классификация и описание результатов программы «Одаренные дети»

VI. Приложения к программе работы с одаренными детьми школы «Одаренные дети»

Мероприятия по реализации программы «Одаренные дети»

Содержание деятельности

сроки

ответственные

Организационное направление










Создание творческой группы по разработке программы «Одаренные дети»


Сентябрь-октябрь 2010

Зам. директора по УВР, руководители ШМО, психолог

Утверждение программы «Одаренные дети» на педагогическом совете

Ноябрь 2010

директор

Организация подготовки педагогических работников к работе с одаренными детьми в условиях программы «Одаренные дети»

Декабрь- февраль 2010

Зам. директора по УВР, психолог, организатор воспитательной работы

Анализ работы педагогов по работе с одаренными детьми на заседании МС, ПМПК

Март 2011

Зам. директора по УВР, психолог

Нормативно-правовое обеспечение

Утверждение календарно- тематических планов, образовательных программ элективных курсов, программ индивидуальных и групповых занятий с уч-ся

Сентябрь-октябрь 2010

Зам. директора по УВР

Научно-методической направление

Организация постоянно действующего психолого- педагогического семинара по проблемам:

-Технология выявления одаренности


В течение всего периода

Психолог, зам. директора по УВР

Психолого- педагогическая поддержка одаренных детей


В течение всего периода

Психолог, учителя-предметники

Оценка результативности работы с одаренными детьми

Май 2011

Психолог, зам. директора по УВР

Подбор диагностических методик:

-по определению направленности и степени одаренности детей

-для анкетирования родителей одаренных детей, выявления проблем в их воспитании

-для изучения потенциальных возможностей педагогов и их мотивации в работе с одаренными детьми

В течение всего периода

Психолог, учителя-предметники, руководители ШМО

Мастер-класс с участием творчески работающих педагогов

Февраль 2011

Зам. директора по УВР

Организация творческих отчетов учителей, работающих с одаренными детьми

апрель

Зам. директора по УВР, педагог-организатор руководители ШМО, ЦМО

Пополнение банка данных одаренных детей

В течение всего периода

Психолог, учителя-предметники

Разработка цикла занятий родительского всеобуча «Талантам надо помогать»


В течение всего периода

Психолог, классные руководители

Подготовка материалов и выпуск методических бюллетеней с рекомендациями по работе с одаренными детьми

В течение всего периода

Зам. директора по УВР, психолог

Создание условий для развития, поддержки одаренных детей и их творческого проявления

Организация консультационных занятий с одаренными детьми

В течение всего периода

психолог

Создать секции научного общества учащихся

Октябрь 2010

Зам. директора по УВР, педагог-организатор, руководители ШМО

Проводить школьные мероприятия, направленные на стимулирование достижений детей:

-предметные недели

-школьные предметные олимпиады

В течение всего периода

По плану

Зам. директора по УВР, педагог-организатор, руководители ШМО,учителя-предметники

Активизировать участие в конкурсе проектов, творческих работ, в акциях по различным направлениям различного уровня

В течение всего периода

Зам. директора по УВР, педагог-организатор, руководители ШМО,учителя-предметники

Организовать работу спортивных секций:

-ОФП

-футбольная

-волейбольная

- степ-аэробика

- спортивная аэробика




Учитель физвоспитания

Проводить школьные Дни здоровья

Ежемесячно в течение всего периода

Учитель физвоспитания

Общешкольный проект « История одной школы»

Апрель-май 2011

Классные руководители, педагог-организатор

Развивать работу летних интеллектуальных объединений

Ежегодно в течение всего периода

Начальники пришкольных лагерей, педагог-организатор

Мониторинговая деятельность

Методическая деятельность -Наличие поиска, апробированных новых видов, форм, методов, средств обучения, оценивания учебной деятельности учащихся

-Рефлексия своей педагогической деятельности, выстраивание личной системы работы, индивидуального педагогического стиля в общении с одаренными детьми

-Наличие дидактических наработок


В течение всего периода

Учителя –предметники, руководители кружков

Образовательная деятельность Качественные показатели:

-удовлетворенность одаренных детей условиями развития, саморазвития, самовыражения

-удовлетворенность родителей одаренных детей уровнем успешности, психологическим самочувствием, уровнем профессионализма учителей


Май

Ежегодно в течение всего периода

Педагог-организатор, классные руковдители

количественные показатели:

-число победителей олимпиад и конкурсов

-число обучающихся на «4» и «5»

-охват детей сетью факультативов, кружков, спортивных секций, всеми формами досуговой воспитательной деятельности, формами дополнительного образования

- ведение портфолио ученических достижений, портфолио учителя и портфолио кафедры


Май в течение всего периода

Зам .директора по УВР, психолог, педагог-организатор, учителя –предметники, классные руководиетли

Контроль за исполнением программы

. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.


В течение всего периода

Зам. директора по УВР

Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.


В течение всего периода

Зам. директора по УВР, руководители ШМО

Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.


В течение всего периода

Зам. директора по УВР, педагог-организатор, руководители ШМО

страница 1


скачать

Другие похожие работы: