Программа «одаренные дети»
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Комсомольская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА « ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Актуальность проблемы
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации ставящие основной целью выявление, обучение, развитие одаренных детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.
Одним из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива школы является организация работы с одаренными. В образовательном пространстве школы сложилась определенная система работы с одаренными детьми, основанная на интеграции учебной и внеурочной деятельности через самостоятельный выбор воспитанниками форм и видов деятельности.
Все начальные классы работают по системе развивающего обучения Л. В. Занкова, учителями разработаны и ведутся различные элективные курсы: « Лексика и фразеология русского языка», « Функция: просто, сложно, интересно», « Всемогущий занимательный синтаксис», « Математика в вопросах и задачах», « География в человеческой деятельности», « Русская стилистика и культура речи», « Молекулярные основы наследственности», « Тригонометрические функции», « Словарная система русского языка», « Задачи с параметрами»; осваивается проведение предметных кружков: « Занимательная математика», « Лексика и фразеология», « Размышляйка», « Занимательная география».
В школе созданы определенные условия для выявления развития одаренных детей в организации дополнительного образования. Учащиеся имеют возможность развить художественные, музыкальные, спортивные способности в различных кружках и секциях: « Игромания», « Вокальная студия», « Аэробика», « Вышивание».
Успешно поставлена работа с одаренными детьми в художественной области. Учителем И. В. Степановой выявлено много детей, которые с успехом защищают честь школы, участвуя в различных районных мероприятиях: « Фестиваль детского творчества», « Загляните в семейный альбом», конкурс патриотической песни и др. В области моторно-двигательной одаренности много труда вложено учителем физвоспитания Е. С. Коршуновой: ее воспитанники неоднократно занимали призовые места на районных и областных конкурсах по спортивной аэробике, степ-аэробике.
В этом учебном году наметилась динамика роста участия школьников в олимпиадах и конкурсах различных уровней: муниципальных, региональных, всероссийских и международных, но результативность участия пока очень низкая. В этом учебном году уч-ся 5 класса под руководством С. В. Сорокиной подготовили исследовательские работы, которые были представлены на районной конференции « Первые шаги в науке» и областном креатив-фестивале « Надежда». К сожалению, число победителей и призеров районных предметных олимпиад с каждым годом уменьшается: только одно призовое место по истории – 8 кл. ( подготовила И. В. Степанова)
Выявлено несколько основных причин низкой результативности участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях:
- у педагогов не сформирована система работы с одаренными детьми
- слабо организована деятельность по подготовке педагогических кадров, способных успешно организовать работу с высокомотивированными уч-ся
- охват детей сетью факультативов, кружков, спортивных секций, всем видами досуговой деятельности и формами дополнительного образования недостаточен
Практика деятельности школы в организации работы с одаренными показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы со способными и одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления
-между специфичностью и проблемностью развития детской одаренности и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей
Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы. Реализация подпрограммы « Одаренные дети» позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на боле качественный уровень.
Концептуальные основы подпрограммы
Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными. При разработке подпрограммы « Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренность – это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких( необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок –это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность может проявляться:
- как одаренность явная( пространственная). В этом случае имеется в виду высокая одаренность.
- одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет исчезает:
- как одаренность скрытая ( потенциальная), непроявленная, которая по каким –то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка , но существует как потенциальная перспектива развития его способностей.
К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления.
Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
Испытывают радость от умственного труда.
Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.
Можно условно выделить три категории одаренных детей:
дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях ( такие дети чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте;)
дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки ( такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте;)
учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами ( возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте;)
Виды одаренности:
в познавательной деятельности – инеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности ( одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)
в практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах , спортивную и организационную.
В художественно-эстетической деятельности – хореографическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности – лидерскую и аттрактивную одаренность
В духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям
Сферы проявления одаренности:
- Интеллектуальная
-Творческо- продуктивного мышления
- академических достижений
- общения и лидерства
- художественной деятельности
- двигательной
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, должно стать одним из главных направлений работы ОУ.
В работе с этой категорией учащихся образовательное учреждение должно руководствоваться:
1. принципом индивидуализации обучения ( высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося);
2. принципом свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
3. принципом максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
4. принципом возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;
5. принципом особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
6. принципом создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
Цель программы.
Основная цель программы « Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей, а также создания образовательного пространства, способствующего формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки, искусства, спорта.
Задачи программы.
Задачами данной программы являются:
1. Совершенствование системы работы с одаренными детьми на основе преемственности в обучении и осуществления здоровьесберегающих подходов с 1 по 11 классы.
2. Создание условий, способствующих организации работы педагогов с одаренными детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и творческих возможностей, связанных с доступом к современным информационным ресурсам обучающихся и педагогических работников образовательного учреждения.
3. Совершенствование научно- методического и психолого- педагогического сопровождения одаренных детей.
4. Укрепление механизма взаимодействия школы, родителей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и партнеров образовательной сети в работе по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды школы.
5. Учет индивидуальности каждого уч-ся, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала в различных видах деятельности.
Достижение цели и решение задач Программы обеспечивается в процессе реализации программных мероприятий:
Подготовка педагогического коллектива
Изучение научно-педагогической, методической, психологической литературы, документации по вопросам работы с одаренными детьми
Изучение реальных возможностей педагогов и учащихся школы
Изучение и анализ тенденций в развитии современной школы. Знакомство с опытом работы с одаренными детьми в других школах района.
Разработка анкет, тестов, тематики бесед для учащихся школы, родителей, педагогов.
Диагностика педагогов. Создание мотивационной среды в педагогическом коллективе. Проведение лекций и семинарских занятий для педагогов.
Разработка индивидуальных образовательных карт для учащихся.
Определение педагогами форм, методов работы с одаренными детьми; овладение новыми педагогическими технологиями.
Механизмы реализации программы:
1. Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика.
3. Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
Предполагаемые результаты и оценка результативности программы.
В соответствии с заявленной целью мы предполагаем следующие результаты по итогам реализации программы:
1. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей с раннего возраста и до выпуска из школы.
2. Создание образовательной среды, способствующей успешности ученика через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
3. Увеличение количества учащихся на всех этапах обучения, имеющих высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня.
4. Развитие потенциала учителя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей школы
5 .Усиление влияния школы на социализацию личности школьника, его адаптивность к новым экономическим условиям, его самоопределение в отношении будущей профессии.
6.Планирование системы работы школы с родителями через планирование, собрания, круглые столы, консультации, беседы; развитие форм педагогического просвещения родителей с целью оказания им помощи в воспитании детей.
7. Установление связи взаимодействия школы с культурно-образовательными учреждениями, территориально расположенными вблизи школы.
8. Возникновение новых процессов и видов деятельности, разработка учебных программ, экспериментов, опытно-экспериментальной работы, проектирование.
Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям:
1. Оценка динамики достижения учащихся школы через создание и наполнение портфолио.
2. Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания учащихся в школе, удовлетворенности учащихся, родителей, общественности образовательным процессом в школе.
3. Рейтинги школы в городе и области по итогам участия в олимпиадном движении и различных интеллектуальных и творческих конкурсах.
Реализация программы призвана также способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с одарёнными детьми;
- созданию условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- повышению качества образования и воспитания учащихся в целом;
- формированию банка, технологии и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей
Календарный план мероприятий. Сроки и этапы реализации программы
Реализация подпрограммы « Одаренные дети» рассчитана на период с 2010-до 2014г.г.
I этап: Организационный (2010г.) Апробация и корректировка программы.
Совершенствование и дополнение имеющегося нормативно- правового обеспечения;
Определение содержания образовательных услуг и программно- методического обеспечения
Организация подготовки педагогических работников к работе с одаренными детьми
II этап: Аналитико-диагностический (ежегодно)
· Выявление направленности и степени одаренности детей, пополнение банка данных одаренных детей с дошкольного образования по 11 класс
· Индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей учащихся, разработка индивидуальных образовательных траекторий
· Сравнительный анализ результативности и степени активности участия учащихся и их наставников в олимпиадах, творческих и интеллектуальных конкурсах
III этап: Этап реализации (2010-2014 г.г.)
· Выполнение мероприятий, определенных программой «Одаренные дети»
IV этап: Рефлексивно- обобщающий (2014г)
· Анализ результатов работы
· Определение проблем, возникающих в ходе реализации программы
· Классификация и описание результатов программы «Одаренные дети»
VI. Приложения к программе работы с одаренными детьми школы «Одаренные дети»
Мероприятия по реализации программы «Одаренные дети»
Содержание деятельности | сроки | ответственные |
Организационное направление | ||
| | |
Создание творческой группы по разработке программы «Одаренные дети» | Сентябрь-октябрь 2010 | Зам. директора по УВР, руководители ШМО, психолог |
Утверждение программы «Одаренные дети» на педагогическом совете | Ноябрь 2010 | директор |
Организация подготовки педагогических работников к работе с одаренными детьми в условиях программы «Одаренные дети» | Декабрь- февраль 2010 | Зам. директора по УВР, психолог, организатор воспитательной работы |
Анализ работы педагогов по работе с одаренными детьми на заседании МС, ПМПК | Март 2011 | Зам. директора по УВР, психолог |
Нормативно-правовое обеспечение | ||
Утверждение календарно- тематических планов, образовательных программ элективных курсов, программ индивидуальных и групповых занятий с уч-ся | Сентябрь-октябрь 2010 | Зам. директора по УВР |
Научно-методической направление | ||
Организация постоянно действующего психолого- педагогического семинара по проблемам: -Технология выявления одаренности | В течение всего периода | Психолог, зам. директора по УВР |
Психолого- педагогическая поддержка одаренных детей | В течение всего периода | Психолог, учителя-предметники |
Оценка результативности работы с одаренными детьми | Май 2011 | Психолог, зам. директора по УВР |
Подбор диагностических методик: -по определению направленности и степени одаренности детей -для анкетирования родителей одаренных детей, выявления проблем в их воспитании -для изучения потенциальных возможностей педагогов и их мотивации в работе с одаренными детьми | В течение всего периода | Психолог, учителя-предметники, руководители ШМО |
Мастер-класс с участием творчески работающих педагогов | Февраль 2011 | Зам. директора по УВР |
Организация творческих отчетов учителей, работающих с одаренными детьми | апрель | Зам. директора по УВР, педагог-организатор руководители ШМО, ЦМО |
Пополнение банка данных одаренных детей | В течение всего периода | Психолог, учителя-предметники |
Разработка цикла занятий родительского всеобуча «Талантам надо помогать» | В течение всего периода | Психолог, классные руководители |
Подготовка материалов и выпуск методических бюллетеней с рекомендациями по работе с одаренными детьми | В течение всего периода | Зам. директора по УВР, психолог |
Создание условий для развития, поддержки одаренных детей и их творческого проявления | ||
Организация консультационных занятий с одаренными детьми | В течение всего периода | психолог |
Создать секции научного общества учащихся | Октябрь 2010 | Зам. директора по УВР, педагог-организатор, руководители ШМО |
Проводить школьные мероприятия, направленные на стимулирование достижений детей: -предметные недели -школьные предметные олимпиады | В течение всего периода По плану | Зам. директора по УВР, педагог-организатор, руководители ШМО,учителя-предметники |
Активизировать участие в конкурсе проектов, творческих работ, в акциях по различным направлениям различного уровня | В течение всего периода | Зам. директора по УВР, педагог-организатор, руководители ШМО,учителя-предметники |
Организовать работу спортивных секций: -ОФП -футбольная -волейбольная - степ-аэробика - спортивная аэробика | | Учитель физвоспитания |
Проводить школьные Дни здоровья | Ежемесячно в течение всего периода | Учитель физвоспитания |
Общешкольный проект « История одной школы» | Апрель-май 2011 | Классные руководители, педагог-организатор |
Развивать работу летних интеллектуальных объединений | Ежегодно в течение всего периода | Начальники пришкольных лагерей, педагог-организатор |
Мониторинговая деятельность | ||
Методическая деятельность -Наличие поиска, апробированных новых видов, форм, методов, средств обучения, оценивания учебной деятельности учащихся -Рефлексия своей педагогической деятельности, выстраивание личной системы работы, индивидуального педагогического стиля в общении с одаренными детьми -Наличие дидактических наработок | В течение всего периода | Учителя –предметники, руководители кружков |
Образовательная деятельность Качественные показатели: -удовлетворенность одаренных детей условиями развития, саморазвития, самовыражения -удовлетворенность родителей одаренных детей уровнем успешности, психологическим самочувствием, уровнем профессионализма учителей | Май Ежегодно в течение всего периода | Педагог-организатор, классные руковдители |
количественные показатели: -число победителей олимпиад и конкурсов -число обучающихся на «4» и «5» -охват детей сетью факультативов, кружков, спортивных секций, всеми формами досуговой воспитательной деятельности, формами дополнительного образования - ведение портфолио ученических достижений, портфолио учителя и портфолио кафедры | Май в течение всего периода | Зам .директора по УВР, психолог, педагог-организатор, учителя –предметники, классные руководиетли |
Контроль за исполнением программы | ||
. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися. | В течение всего периода | Зам. директора по УВР |
Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня. | В течение всего периода | Зам. директора по УВР, руководители ШМО |
Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов. | В течение всего периода | Зам. директора по УВР, педагог-организатор, руководители ШМО |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: