NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по предмету экономика 9 класс Составитель: учитель Мичурина Вера Борисовна 2013-2014учебный год Пояснительная записка


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Таремское


РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

_______ /Ф.М. Курникова/

протокол №___

от «___» _________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское

________ /В.Г. Коробова/

«___»________________201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ с. Таремское

_________ /Ю.А. Рукосуев/
Приказ №____ от «___»____ 201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету экономика

9 класс

Составитель: учитель

Мичурина Вера Борисовна

2013-2014учебный год
Пояснительная записка

Настоящая программа разработана на основе Областной программы экономического образования школьников (5-11 класс), составитель И.А. Симонов, Р.С. Лукьянова, 2002 г.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства.

Основные содержательные линии:

  • Человек и фирма

  • Человек и государство

  • Экономика домашнего хозяйства

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у них общих и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществознания, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

Цели:

Изучение экономики направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;

  • Воспитание ответственности за экономические решения; уважение к труду и предпринимательской деятельности.

  • Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности;

  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач;

Задачи:

  • Овладение системой знаний об экономической деятельности человека, организации, фирмы и государства, об экономике России.

  • Овладение умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях,

  • Формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.

Поскольку типовая программа полностью соответствует распределению часов по базисному плану рабочая программа изменений не предполагает. 

Изучение курса ведётся по учебно-методическому пособию: Экономика 9 кл.: Рабочая тетрадь. – Н. Новгород: НГЦ, 2007.

Изучение курса рассчитано на 34 часов, из расчёта 1 час в неделю.

В результате освоения программы учащиеся получат следующий опыт познавательной и практической деятельности:

        • Работа с источниками экономической информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

        • Критическое осмысление экономической информации, поступающей из различных источников, формирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

        • Освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации реальной жизни;


Требования к уровню подготовки учащихся
Данная программа обеспечивает уровень подготовки учащихся, соответствующей Стандарту среднего (полного) общего образования по экономике для средних школ на базовом уровне. В соответствии с ним учащийся должен:

:

Знать/понимать:

  • основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства;

  • основные права потребителя;

  • иметь понятие о банковской системе;

  • основные положения трудового договора, Трудового кодекса РФ, правила приема на работу.

Уметь:

  • различать преимущества и недостатки различных видов денег;

  • приводить примеры общественных благ;

  • объяснять экономическую природу рынка труда;

  • объяснять причины и последствия инфляции, основные статьи государственного бюджета, экономический рост;

  • объяснять виды инфляции;

  • планировать личный и семейный бюджет;

  • оформлять резюме для приема на работу.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исполнения типичных экономических ролей;

  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

  • совершенствование собственной познавательной деятельности;



Календарно-тематический план

9 класс



урока

п/п


Наименование тем, уроков

Кол-во

часов

Плановые сроки прохождения


1.

2.

3.
4.

5.

6.

7.

8.
9.

10.

11.

12.
13.
14.
15,16.

17,18

19,20

21.
22.

23.

24,25
26.

27.
28.
29.
30.

31.
32.

33.
34.


Тема 1. Деньги

Происхождение и сущность денег. Виды денег.

Функции денег. Свойства денег.

Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег.

Тема 2. Законы денежного обращения

Уравнение обмена.

Инфляция и дефляция: понятия, причины, последствия. Виды инфляции.

Изменение покупательной способности денег.

Измерение инфляции.

Тема 3. Банки и банковская система

Двухуровневая банковская система. ЦБ РФ и его функции. Коммерческий банк и его функции.

Вклады, их виды, проценты по вкладам.

Кредиты, их виды, проценты по кредитам.

Механизм получения банковской прибыли.

Критерии выбора банка.

Тема 4. Экономическая роль государства

Экономические свободы и роль государства в их защите. Несостоятельность рынка.

Роль и функции государства в экономике.

Тема 5. Финансы государства

Государственный бюджет. Виды бюджета.

Принципы, методы, функции налогообложения.

Виды налогов. Ставка налогообложения. Налогооблагаемая база.

Урок-обобщение по темам 4 и 5.

Тема 6. Рынок труда

Спрос и предложение на рынке труда.

Формирование заработной платы на рынке труда.

Социальные проблемы рынка труда.

Тема 7. Экономические проблемы безработицы

Структура населения.

Виды безработицы. Уровень безработицы и занятости. Естественный уровень безработицы и занятости.

Права и обязанности безработных. Экономические и социальные издержки безработицы. Государственное регулирование занятости.

Урок-обобщение по темам 6 и 7.

Тема 8. Экономический рост

Экономический рост.

Экономический цикл.

Тема 9. Экономика семьи

Понятие семейной экономики.

Суверенитет потребителя. Потребительский выбор. Права и защита прав потребителя.

Урок-обобщение по курсу 9 кл.
Итого:

3

1

1

1

4

1

1

1

1
5

1
1

1

1

1

2

1
1

6

2

2

2

1

4

1

1

2

3

1

1
1
1

2

1

1

2

1

1
1
34




04.09

11.09

18.09
25.09

02.10

09.10

16.10

23.10
30.10

13.11

20.11

27.11
04.12
11.12
18.12,25.12

15.01,22.01

29.01,05.02

12.02
19.01

26.02

05.03,12.03
19.03

02.04
09.04
16.04
23.04

30.04
07.05

14.05
21.05




Содержание

Понятия

Умения


Тема 1.


Деньги

Происхождение и сущность де­нег. Наличные и безналичные: бартерные, товарные, символические, кредитные деньги. Преимущества и недо­статки различных видов денег. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа. Свойства денег.

Эмиссия денег

Различать преимущества и недо­статки различных видов денег. Различать функции и свойства денег.

Определять количество денег, необходимое для обращения


Тема 2. Законы денежного обращения

Уравнение обмена.

Инфляция и дефляция: понятие, причины, последствия. Изменение покупательной спо­собности денег.

Измерение инфляции: ИПЦ, темп инфляции

Объяснять причины и послед­ствия инфляции.

Видеть взаимосвязь между ин­фляцией, дефляцией, покупа­тельной способностью денег. Решать типовые задачи с ис­пользованием уравнения обме­на, формул ИПЦ и темпа инфля­ции


Тема 3. Банки и банковская система

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская сис­тема.

ЦБ РФ и его функции. Коммерческие банки: виды, функции.

Основные банковские операции. Вклады: виды, проценты. Кредиты: виды, проценты. Механизм получения банков­ской прибыли.

Критерии выбора банка: надеж­ность, ликвидность, процент

Различать функции ЦБ и ком­мерческого банка. Приводить примеры активных и пассивных операций.

Различать виды вкладов, рас­считывать простые проценты по вкладам.

Различать виды кредитов, рас­считывать простой процент, в том числе и по кредитам на срок до года.

Выбирать банк исходя из крите­риев выбора


Тема 4. Экономическая роль государства

Экономические свободы и роль государства в их защите. Несостоятельность рынка.

Роль и функции государства в экономике

Приводить примеры экономи­ческих свобод граждан и пред­приятий.

Приводить примеры обществен­ных благ.

Приводить примеры положи­тельных и отрицательных по­бочных эффектов и методов их регулирования.

Приводить примеры функций государства


Тема 5. Финансы государства

Государственный бюджет. Бюджетная система РФ. Доходы и расходы бюджета. Виды бюджета: дефицитный, профицитный, сбалансирован­ный.

Налоги как основной источник доходов государства. Функции налогов.

Принципы и методы налого­обложения.

Налогооблагаемая база. Ставка налогообложения. Налоги на физических и юридических лиц. Прямые и косвенные налоги

Понимать сущность бюджета, знать его виды.

Различать уровни бюджета. Знать основные виды налогов, различать принципы и методы налогообложения.

Решать типовые задачи на рас­чет основных налогов. Понимать роль налогов для государства и каждого отдель­ного гражданина

Тема 6. Рынок труда

Экономическая: природа рынка труда.

Спрос и предложение на рынке труда.

Факторы, формирующие спрос и предложение на рынке труда. Формирование заработной платы.

Социальные проблемы рынка труда: трудовые конфликты, профсоюзное движение, дого­воры, контракты, минимальная заработная плата

Объяснять экономическую при­роду рынка труда.

Строить кривые спроса и пред­ложения на рынке труда. Перечислять факторы, форми­рующие спрос и предложение на рынке труда.

Объяснять, как формируется заработная плата на рынке труда.

Знать основные положения тру­дового договора, контракта, правил приема на работу, ос­новные положения Трудового кодекса РФ


Тема 7. Экономические проблемы безработицы

Структура населения: экономи­чески активное (рабочая сила) и экономически пассивное (выбывшие из состава рабочей силы) население.

Статус занятости и безработи­цы. Виды безработицы. Уровень безработицы.

Уровень занятости. Естественный уровень безрабо­тицы и естественный уровень занятости.

Права и обязанности безра­ботных.

Экономические и социальные издержки безработицы.

Государственное регулирование занятости

Классифицировать население по отношению к той или иной группе по статусу.

Приводить примеры экономи­ческих и социальных издержек безработицы.

Различать уровень безработицы и естественный уровень безра­ботицы, уровень занятости и естественный уровень заня­тости.

Решать типовые задачи на рас­чет уровня безработицы и уров­ня занятости.

Оформлять резюме для приема на работу

Тема 8. Экономический рост

Понятие экономического роста. Факторы, влияющие на уско­рение экономического роста. Понятие экономического цикла. Регулирование цикличности экономического развития

Анализировать факторы эконо­мического роста.

Анализировать внутренние и внешние факторы, влияющие на цикличность экономического развития


Тема 9. Экономика семьи

Понятие семейной экономики. Источники семейных доходов. Семейные расходы.

Семейный бюджет и его роль. Оценка доходов и сбережений. Влияние инфляции на семейную экономику.

Суверенитет потребителя. Потребительский выбор.

Права и защита прав потребителя

Анализировать источники семейного дохода и семейные расходы.

Планировать личный и семей­ный бюджет на неделю, месяц. Анализировать,причины по­требительского выбора.

Знать основные права потреби­теля, ориентироваться в инфор­мации для потребителя о това­рах, услугах, их качестве



Формы и средства контроля.

Учебно-тематическим планом предполагается проведение текущего и итогового контроля в разных формах.

В качестве текущего контроля знаний могут быть использованы следующие способы:

  • теоретические, практические, проблемные вопросы;

  • решение задач и выполнение упражнений;

  • домашние и творческие задания;

  • экономические тесты, кроссворды;

  • деловые игры.

Формами промежуточного и итогового контроля знаний могут быть:

  • опросы;

  • самостоятельные работы;

  • собеседование;

  • тестирование;

  • экзамены по выбору



Перечень учебно-методических средств обучения.

Литература основная:

1.Областная программа экономического образования школьников 5-11 классы/Симонов И.А., Лукьянова Р.С., Плетнёва О.В. – Нижний Новгород: НГЦ, 2002.

2.Экономика 9 кл.: Рабочая тетрадь. – Н. Новгород: НГЦ, 2007.

Дополнительная литература:

1.Азимов Л.Б., Журавская Е.В.Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания. - М.:Аспект-пресс,1995.

2.Корюгова Ю.Н., Ларионов М.Л. Деловые игры по экономике. – М.: Вита – пресс,1998.

3.Преподавание экономики в современной школе: теория и практика: Из опыта педагогов Нижегородской области. – Н.Новгород: НГЦ,2004. – 250 с.

4.Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: Для учащихся 9-11 классов. – М.: Вита-пресс, 2006.

5.Савицкая Е.В. Уроки экономики в 9 классе.- М.: Вита-пресс,1997
Наглядные пособия



Наименование


Кол-во

Тематика

1

Плакат

1

Рынок труда

2

Плакат

1

Роль государства в экономике

3

Плакат

1

Виды налогов и сборов

4

Плакат

1

Функции денег

5

Плакат

1

Банковская система

6

Плакат

1

Финансовая система Российской Федерации

7

Плакат

1

Государственный бюджет

8

Плакат

1

Экономический рост

9

Плакат

1

Экономические циклы

10

Плакат

1

Государственный долг


Презентации

  • Современные средства защиты денег. 9 класс

  • Налоги. 9 класс

  • Государственный бюджет.9 класс.

Интернет-ресурсы. Экономика:


Российское образование (федеральный портал) http://www.edu.ru/,

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/,

Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент." http://www.ecsocman.edu.ru/

Единая цифровая коллекция образовательных ресурсов.

(Виртуальные практикумы по экономике) http://school-collection.edu.ru/

Федеральная служба государственной статистики России www.gks.ru

Федеральная налоговая служба РФ www.nalog.ru

Сбербанк России www.sbrf.ru , Банк России www.cbr.ru

Российская торговая система www.rts.ru

Российское информационное агентство РИА-Новости http:// rian.ru , ИТАР-ТАСС www.itar-tass.com

Росбизнесконсалтинг www.rbc.ru - новости, курсы валют, мировые финансы,

рейтинги и т.д.

Министерство экономического развития и торговли www.economy.gov.ru

Газеты: Коммерсант www.kommersant.ru ,

Экономика и жизнь www.akdi.ru

Журналы: Эксперт www.expert.ru , Эко http://econom.nsc.ru/

Издательство www.vita-press.ru

Некоммерческий фонд «Центр инвестиционного просвещения» www.invest- prosvet.ru

страница 1


скачать

Другие похожие работы: