Программа по музыке 5-7 классы пояснительная записка
12.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Ты ,Моцарт, бог, и сам того не знаешь…
(Комбинированный урок).
Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве западноевропейского (В. Моцарт) композитора
Серенада для струнного оркестра
Реквием
Контраст
Интонация
Знать/пониматьпонимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита.
Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия.
Р. подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений, узнавать изученные музыкальные произведения, знать не только жизненное содержание и состояние души композитора, но и его жизненное кредо
К. взаимодействие с учителем и одноклассниками в процессе музыкально – творческой деятельности, уметь напквать мелодии прослушанных произведений
П расширение знаний о жизни и творчестве В.Моцарта представлений о музыкальном языке его произведений
Проявлять интерес к новому учебному материалу. эмоциональное и осознанное понимание природы музыки западноевропейского композитора. Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки
Учебник(44-47),р.т.()
Презентация Модуль «Творчество Фридерика Шопена»
13.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.)
История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы – литературное произведение
Опера
Либретто
Ария
Песня
Инструментальныетемы
Музыкалдьный портрет
Знать/пониматьособенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д. Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
Р. рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.
К. участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы.
П. расширить знания о творчестве композитора, выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации, уметь обьяснить, что такое либретто, ария, песня
. эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам оперы.
Учебник(48-57),р.т.(48,49)
Презентация Модуль
«Музыкально-театральные жанры.
Опера»
Модуль«Опера Н.А. Римского-Корсакова "Садко". 1898
14.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний)
История развития балетного искусства. Основные понятия жанра. В основе балета – литературное произведение
Балет
Сказка
Развитие музыки
Симфоническе развитие
Образ танца
Знать/понимать: имена лучших отече-ственных хореографов, танцоров, особен-ности балетного жанра, его специфику.
Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
Р. рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.
К. участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы
П расширить знания о творчестве композитора, выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации.
эмоционально откликаться и выражать своё отношение к образам балетных спектаклей
Учебник(58-63),р.т.(40-43,52-53), готовимся к контрольному тесту
Презентация Модуль «Музыкальнотеатральные жанры.Балет»
Модуль
«Балет П.И. Чайковского "Спящая Красавица".
Модуль«Балет П.И. Чайковского "Щелкунчик"
15.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Музыка в театре, кино, на телевидении.
(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.)
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении
Литературный сценарий
Музыкальный фильм
Знать/пониматьроль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.
Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, плас-тическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Р.анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. Искусства театра и кино
К.уметь вступать в диалог, передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, уметь привести примеры не звучавших на уроке произведений, уметь поддержать разговор по теме
П расширить знания о музыке театра и кино, уметь напевать мелодии из фильмов и спектаклей
Выражать собственное отношение к услышанной музыке, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли заинтересованных слушателей, эмоционально откликаться на исполнение музыкальных произведений.
Учебник(64-67),р.т.() , "Сделай книжку-малютку"
Презентация Модуль«Музыка в кино. Отечественные кинофильмы 1920-40-х годов»Видео фрагменты из к/ф «Дети капитана Гранта»
«Приключения Буратино»
16.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.)
Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы
Знать/пониматьособенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.
Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произ-ведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности
Р.анализировать художественно – образное содержание , рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность., знать авторов
К. уметь вступать в диалог, передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, уметь привести примеры не звучавших на уроке произведений, уметь поддержать разговор по теме
П расширить знания о жанрах музыки, авторах этих жанров, понимать отличие жанра мюзикл от оперы, напевать полюбившиеся мелодии
Выражать собственное отношение к услышанной музыке
Учебник(68-71),р.т.() , "Сделай книжку-малютку", подготовиться к контрольному тестированию
Презентация Модуль
«Музыкальнотеатральные жанры: оперетта, мюзикл»
Видео фрагменты мюзикла «Кошки»
17.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Мир композитора. (Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся)
Знакомство с творчеством композиторов. Выявление связей музыки и литературы
Знать/пониматьвзаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Р.планирование собственных действий в процессе восприятия исполнения музыкальных произведений.
К. формирование монологической речи ,умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу
П узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов
Проявлять интерес, погружаясь в проблемную ситуацию, созданную учителем.
Учебник(),р.т.() Тестирование
Презентация Модуль
«Снегурочка. Пьеса-сказка А.Н. Островского и опера Н.А. Римского-Корсакова»
II раздел Музыка и изобразительное искусство- 18 часов
18.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний)
Жизнь – единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства
Знать/пониматьвозможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.
Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.
Р. Понимать учебную цель и задачу
К. Вступить в диалог с учителем и сверстниками, выразив свое мнение о том: Можно ли услышать живопись, а вслущиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку
П Сравнивать средства выразительности музыки и живописи(рисунок, колорит, композиция) их общность и особенности, на основе жизненного опыта
Проникнуться содержанием искусства, попытаться почувствовать почерк, стиль автора
Учебник(76-79),р.т.()
презентация
19.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Небесное и земное в звуках и красках.
(Комбинированный
урок.)
Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства
Песенность
Знать/пониматьинтонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.
Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.
Р. Учатся воспринимать музыку как образное искусство
К. Вступают в диалог,учатся строить понятные аргументированные высказывания.
П развивать интонационно-слуховой опыт, сравнивать музыкальные произведения разных авторов
эмоционально откликаться и выражать своё отношение к прослушанным произведениям, проникнуться содержанием искусства, попытаться почувствовать почерк, стиль автора
Учебник(80-88),р.т.(54-57)
Презентация Модули:«Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, всенощная, литургия»
«Песенность, напевность как феномен русского народного пения, искусство рас-пева»
20.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Звать через прошлое к настоящему.
(Урок закрепления нового материала.)
Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства
Знать/понимаь: богатство музыка-льных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.
Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу
Р. Развитие умения осмысливать полученную информацию. , выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах
К. Вступать в диалог с учителем и одноклассниками, уметь объяснить смысл появления произведений(музыки и живописи) сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства
П Более глубокое изучение жанра кантаты;узнавать на слух основные части кантаты, напевать мелодии
Выразить своё отношение к истрическим событиям и образам , связанным с этими событиями, проникнуться эпохой,и произведениями искусства на (живопись, музыка, кинематограф) эту тему
Учебник(90,91),р.т.()
Презентация Модуль
«Вокально-инструментальные музыкальные жанры. Оратория, кантата»
21.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Кантата. «Александр Невский». За отчий дом, за русский край…
(урок углубления и систематизации знаний)
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.
Кантата
Триптих
Трёхчастная форма
Контраст
Набат
Хор:тенор,бас,сопрано,альт
Выразительность
Изобразтиельность
Песня-плач
Протяжная песня
Меццо-сопрано
Знать/понимаь: богатство музыка-льных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.
Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу
Р. Развитие умения осмысливать полученную информацию.
К. Обобщение накопленного жизненно-музыкального опыта, закрепление представлений о взаимодействии музыки и живописи на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.
П Углубить свои знания о жанре кантата.
оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.
Учебник(92-97),р.т.(58-61)
Презентация Презентация «Александр Невский»
фрагменты из к/ф «Александр Невский»
22.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Музыкальная живопись и живописная музыкана примере произведений русского классика С.Рахманинова
(Урок обобщения и систематизации знаний.)
Общность музыки
и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку
Мелодия
Рисунок
Колорит
Ритм
Композиция
Линия
Знать/пониматьвыразительные возмо-жности музыки и ее изобразительности, Знать выдающегося русского композитора
С.Рахманинов, еготворчество.
Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского композитора (вокальные и инструментальные), отражения жизни в русской музыке и поэзии. Пропевать темы из вокальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской классики.
Р.Находить пути и методы сравнения произведений для определения сходныхей для определенияпро и различных черт,определять выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе
К. Слушание, участие в беседе, хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.
П. Понимать особенности цвета, линии , колорита, краски,музыкальной линии , музыкальной фразы, аккомпанимент
Осмысление учебного материала, выделение главного, через анализ и синтез, формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы,
Учебник(98-103),р.т.(62-65)
Презентация Модуль
«Творчество С.В.Рахманинова»
Модуль«Развитие традиций русс-кой класс-сической музы-кальной школы в творчестве С.В.Рахманинова и А.Н. Скрябина»
23.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Музыкальная живопись и живописная музыка.Фореллен-квинтет.Дыхание русской песенности«Ты раскрой мне, природа, объятья…»
(Урок обобщения и систематизации знаний.)
Общность музыки
и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку
Палитра чувств
Гармония красок
Квинтет
Выразительность
Изобразительность
прелюдия
Знать/понимать
выразительные возмо-жности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.
Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора , общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, полу-чивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.
Р. Учатся воспринимать музыку как образное искусство,определять выразительные средства, форму строения, характеризовать мелодию, аккомпанемент, ладовую окраску
К. Учатся с помощью учителя строить понятные аргументированные высказывания.
П. углубить свои знания о творчестве композиторов, развивать интонационно-слуховой опыт, сравнивать музыкальные произведения разных авторов
проявление интереса к творчеству русского и западно-европейского композиторов -классиков
Учебник(104-107),р.т.(62-65)
Презентация Модуль
«Творчество Франца Шу-берта»
Презентация, видеофильм о Ф. Шуберте, виртуальное путешествие по музею композитора
24.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
(Комбинированный урок)
В основе профессиональной музыки лежат народные истоки (на примере произведений С.В. Рахманинова и В. Г. Кикты)
Мелодия
Гармония
Контраст
Повтор
Сюита
Фреска
Орнамент
Арфа
Оркестр
Концертная симфония
Знать/понимать: Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям.
Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.
Р. Развитие умения осмысливать полученную информацию.
К. Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, высказывать своё суждение
П понимать, что каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.
Проявлять интерес к творчеству композиторов, каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.
Учебник(108-111),р.т.() готовимся к словарному диктанту и итоговой музыкальной викторине
Презентация Модуль
«Народно-песенные ис-токи русской профессиональной музыки. Способы об-ращения ком-позиторов к народной му-зыке»
25.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
(Урок обобщения и систематизации знаний.)
Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве
Скрипка-соло
Инструментальный концерт
Каприс
Интерпритация
Портрет:живопись,скульптура,музыка
Знать/пониматьОсознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки.
Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.
Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее,
Р. Развивать умение внимательно слушать музыку, запоминать и узнавать произведения
К. Участие в коллективной работе, ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов, сопоставлять скрипичную музыку с живописью ;анализировать, срав
нивать произведения музыки и живописи
П. Закрепить знания о музыкальном струнно- смычковом инструменте,
Проявление интереса к музыкальному инструменту- скрипка, композиторам и произведениям, написанным для этого инструмента
Учебник(112-117),р.т.(72,73) готовимся к итоговой проверочной работе
Презентация Модуль «Характеристика отдельных инструментов. Скрипка»
26.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Волшебная палочка дирижера.
(Комбинированный урок.)
Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира
Симфонический оркестр
Группы инструментов оркестра
Дирижёр
Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.
Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.
Р. Учатся слушать
К. Участие в ролевых играх, умение обьяснить значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра
П. Углубление знаний о симфоническом оркестре и дирижёрах мира,знать их имена
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Учебник(118-121),р.т.() Подготовить сообщения по теме: «Дирижёры мира»
Презентация Модуль «Знаменитые дирижёры» Модуль
«Оркестр и его виды»
27.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.
(Комбинированный урок)
Жизнь и творчество Людвига Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором
Эскиз
Этюд
Набросок
Зарисовка
Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп сим-фонического оркестра. Сущность музы-кального исполнительства как искусства интерпретации.
Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности
Р. Определить роль музыки Бетховена в становлении личности, проанализировать наличие терминов: эскиз, набросок, этюд, зарисовка в искусстве( музыка, живопись)
К. Участие в ролевых играх, проводить интонациионно-образный анализ музыки,участвовать в обсуждении услышанного, выражать свои мысли.
П. расширить знания о творчестве композитора, выявлять особенности развития музыкальных образов. Уметь напевать гл. темы
Проявлять интерес к новому учебному материалу, погружаясь в проблемную ситуацию, созданную учителем.
Учебник(122-125),р.т.()
Презентация Модуль
«Творчество Людвига ван Бетховена» Модуль
«Бетховен.Становление личности»
28.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Застывшая музыка.
(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.)
Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура – застывшая музыка
Органная музыка
Хор а capella
Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности
образам храмов
Р. Определить отличия католической
и православной музы
кальной культуры; понятие а капелла.
К. Уметь сопоставлять му
зыку и памятники архи
тектуры
П. Проявлять интерес к произведениям музыки и архитектуры
Выражать личностное отношение к произведениям архитектуры разных эмох и стилей,прочувствовать красоту мелодий, созвучных
Учебник(126-131),р.т.()
Презентац Модуль«Духовная музыка в син-тезе с храмо-вым искус-ством в эпоху средневековья» Модуль«Влияние западноевропейской музыки на развитие русского музы-кального иску-сства»
29.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Полифония в музыке и живописи.
(Урок обобщения и систематизации знаний.)
Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха – орган
Духовная музыка
Светская музыка
Полифония
фуга
Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Р. Определить понятия орган, полифония, фуга; провести сравнение музыки и архитектуры
К. уметь составить содержательный рассказ о жизни и творчестве композитора, выразить отношение к его музыке
П. Углубить знания о творчестве композитора, знать основные события
из жизни и творчества
И. С. Баха
Выразить интерес к творчеству западного композитора средних веков
Учебник(132.133),р.т.() подготовить сообщение о творчестве композитора
Презентация. Модуль «Творчество Иоганна Себастьяна Баха»
Модуль «Монодия, гомофония, полифония»
30.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Музыка на мольберте.
(Комбинированный урок)
Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы
Композиция
Форма
Музыкальная живопись
Живописная музыка
Цветовая гамма
Звуковая палитра
Триптих
Соната
Fllegro(скоро)
Andante(не спеша)
Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.
Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.
Р.Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств, определять форму и строение произведения, развитие тем, сюжетов
К. Умение задавать вопросы по теме, находить сходные и различные черты музыки разных компаозиторов,умение объяснить понятия живописная музыка и музыкальная живопись Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин.
П. Углубить знания о творчестве композитора
Выразить личное отношение к творчеству (музыке и живописи) М.Чюрлёниса
Учебник(134-141),р.т.() сообщение о композиторе
Презентация Модуль
«Импрессионизм в музыке и живописи»
31.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Импрессионизм в музыке и живописи.
(Урок изучения и первичного закрепления новых знаний)
Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи
Импрессионизм
Живописная музыка
Прелюдия
Интерпритация
Фортепианная сюита
Джазовые ритмы
Знать/понимать: особенности импрес-сионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.
Р. Определить суть направления импрессионизм, его отличительные черты и манеру выражения
К. Уметь объяснить манеру письма импрессионистов , участвовать в обсуждении когда, где зародилось это направление, кто является его основоположником
П. Пополнить знания о композиторах, художниках,и стилях музыки и живописи
Знакомство с творчеством выдающихся композиторов и художников проявивших себя в новом направлении искусства -импрессионизм
Учебник(142-145),р.т.()
Презентация, Презентация «Импрессионизм в музыке»
32.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
О подвигах, о доблести и славе...
(Комбинированный урок.)
Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием
реквием
Знать/понимать: установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема. Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Р. Определить и раскрыть характерные черты жанра реквием
К. знать авторов произведений живописи, музыки, поэзии на тему реквиема, уметь рассказать какие выды искусства, какиеавторы обращались к этой теме, что роднит эти произведения, почему авторы обратились к жанру траурной музыки, в чём выразительность этих произведений
П. расширить знания о видах искусства, понимать что такое реквием, в какие минуты и в каких ситуациях может звучать такая музыка
Обращение к теме защитников родины героям ипроизведениям ,раскрывающих подвиг
Учебник(146-149),р.т.(34,35) готовимся к словарному диктанту и итоговой музыкальной викторине
Презентация Модуль «Защитники Отечества в русском народном эпосе. Былины, историческая песня сказания»
33.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
В каждой мимолетности вижу я миры…
(Комбинированный урок.)
Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества
Фортепианная миниатюра
Язык искусства
Знать/понимать: своеобразие музы-кальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского. Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки
Р.определение средств выразительности музыки и живописи
К. уметь работать в группах, вести диалог
П. уметь рассказать о том , ято увидел и услышал, напевать гл. мелодии, узнавать их на слух
проявлять интерес к творчеству русских композиторов
Учебник(150-153),р.т.() готовимся к словарному диктанту и итоговой музыкальной викторине
Презентация Модуль «Картинки с выставки»
34.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Мир композитора. С веком наравне. (Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.)
Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов
Знать/понимать: о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Р. Знать жанры музыки(кантата, симфония,реквием, сюита, соната, фуга, прелюдия) и живописи(портрет, пейзаж. икона, храм, фреска, орнамент)
К. уметь проводить сранительный анализ, отвечать на вопросы, работать самостоятельно, в группах и парах
П. узнавать авторов знакомых произведений, рассказывать о них
выражать свое отношение к музыкальным занятиям
Учебник(154,155),р.т.()
презентация
35.
5 А
5 Б
5 А
5 Б
Заключительный урок – обобщение.
Защита проектов по выбранной теме.
(Урок обобщения и систематизации знаний.)
продолжить соприкосновение с музыкой, литературой и живописью
Учебник(),р.т.()
презентация
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
специфику музыки как вида искусства;
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
основные жанры народной и профессиональной музыки;
основные формы музыки;
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2004г
фонохрестоматия для 5 класса (6 кассет)
Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2006г.
«Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2006 г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
Список научно-методической литературы.
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
«Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Песенные сборники.
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224
Календарно – тематическое планирование по музыке
в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2013
6 «А», «Б», «В» классы
Учитель Шахлина Н.Ю.
Программа «Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Содержательная часть программного материала 6 класс
Название темы | | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
№ 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки | 17 | 9 | 6 | | |
№ 2 Мир образов камерной и симфонической музыки | 18 | | 2 | 8 | 8 |
страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: