NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа по технологии 5 класс пояснительная записка



Содержание рабочей программы

  1. Производство, труд и технологии. Организация производства – 10ч.

    1. Структура современного производства-5ч

Тема 1. Сферы профессиональной деятельнсти. сфера материального производства и непроизводственная сфера.

Тема 2. Предприятия и их объединения. Виды предприятий и их объединений. Цели и функции производственных предприятий.

Тема 3. Юридический статус современных предприятий.

Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства.

Тема 4. Разделение и специализация труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления.

Тема 5. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Формы современной кооперации труда. Основные виды профессий. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.

1.2. Нормирование и оплата труда-2ч

Тема 6. Нормирование труда. Норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма управляемости. Технически обоснованные нормы, опытно-статистические, аналитические нормы труда.

Тема 7. Оплата труда.

Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.

1.3. Культура труда. Научная организация труда-3ч

Тема 8. Эффективность деятельности организации. Культура труда.

Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации.Основные составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда.

Тема 9. Научная организация труда.

Основные направления НОТ: разделение и кооперация труда, нормирование труда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда.

Тема 10. Профессиональная этика.

Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение этики.

Раздел 2.Технология проектирования и создания объектов 9ч.

2.1. Функционально-стоимостной анализ-2ч

Тема 11. Функционально-стоимостной анализ как комплексный метод технического творчества. Цели и задачи ФСА. Этапы ФСА.

Тема 12. Использование ФСА при решении практических задач.

2.2. Основные закономерности развития искусственных систем-3ч

Тема 13. Искусственные системы, законы развития.Понятие об искусственной системе. Структурные составляющие технической системы. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Технические и физические противоречия.

Тема14. История развития техники. Выдающиеся открытия и изобретения.

Тема15. Развитие технических систем и научно-технический прогресс.

Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.

2.3. Защита интеллектуальной собственности-4ч.

Тема 16. Интеллектуальная собственность.

Понятие интеллектуальной собственности. Защита авторских прав.

Тема 17. Патентная защита авторских разработок.

Открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель.

Тема 18. Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания.

Правила регистрации товарных знаков и знаков обслуживания.

Тема 19. Рационализаторское предложение.

Раздел 3. Профессиональное самоопределение и карьера – 4 часа

3.1. Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования-2ч

Тема 20. Рынок труда.

Конъюнктура рынка труда, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда.

Тема 21. Профессиональное образование.Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг.

3.2. Планирование профессиональной карьеры-2ч.

Тема 22. Профессиональный рост.

Пути профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.

Тема 23. Самопрезентация.

Формы самопрезентации. Содержание резюме.

Раздел 4. Творческая, проектная деятельность – 9 часов. Выполнение проектной работы.

Тема 24. Проектная деятельность.

Проект как средство решения возникших проблем. Основные типы проектов. Этапы выполнения проекта. Осознание проблемы. Формулировка темы проекта. Обоснование типа проекта. Ознакомление с инновациями в данной области.

Тема 25. Исследовательский этап выполнения проекта.

Формулировка задач. Планирование работы по организации выполнения проекта. Сбор материала. Выявление и исследование основных параметров и ограничений. Разработка и оформление альтернативных идей проекта.

Тема 26. Технологический этап выполнения проекта.

Тема 27. Технологический этап выполнения проекта.

Особенности выполнения технологического этапа для различных типов проектов.

Тема 28. Оформление проекта.

Требования к оформлению пояснительной записки проектной работы.

Тема 29. Анализ проектной деятельности. Рефлексивно-оценочный этап выполнения проекта. Методы оценки качества материального объекта. Критерии оценивания соблюдения технологического процесса. Анализ проделанной работы и выводы. Критерии оценивания результатов проектной деятельности. Экспертная оценка.

Тема 30. Презентация результатов проектной деятельности.

Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в презентации. Подготовка презентации проекта.

Тема 31, 32. Защита проектов.

Защита проектов, разработанных учащимися.
Учебно-методические средства обучения.

Для учащихся:

  1. Технология: базовый уровень: 10-11 кл.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2010.

Для учителя:

  1. Методическое руководство к таблицам «Экономика и основы Современного производства». Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 1991.

  2. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Вентана-Графф, 2003.

  3. Технология. 10 - 11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие/ С.О. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В. Озерова. – Москва. Издательство «Глобус», 2008.

Тематический план

(приложение к рабочей программе 11 класс)

/п

в теме

Тема урока

Формы организации учебной деятельности

универсальные учебные действия.

Дата

по плану

Дата

проведения

Производство, труд и технологии. 10 ч.

1.1.Структура современного производства.-5ч

1.

1

Сферы профессиональной деятельности.

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы.


Знать: определения понятий «сфера профессиональной деятельности», «отрасль»; сущность понятий «сфера материального производства», «непроизводственная сфера», «структура производства»; перспективы экономического развития региона; отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе.

Уметь: приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям.







2.

2

Предприятия и их объединения.

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы.


Знать: определения понятий» предприятие», «объединение предприятий; виды предприятий по классификациям; классификацию предприятий; виды хозяйственных объединений; цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса.

Уметь: приводить примеры предприятий и объединений предприятий региона различных видов.








3.

3

Юридический статус современных предприятий.

Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с решением ситуационных задач.


Знать: определения понятий «юридический статус», «юридическое лицо»; формы руководства предприятиями; виды предприятий различных форм собственности.

Уметь: объяснять отличия различных видов предприятий.








4.

4

Разделение и специализация труда.

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы.


Знать: определения понятий «разделение труда», «специализация труда»; сущность понятий «вертикальное разделение труда», «горизонтальное разделение труда»; формы разделения труда.

Уметь: анализировать формы разделения труда на конкретном примере; приводить примеры разделения и специализации труда.








5.

5

Профессиональная специализация и профессиональная мобильность.

Урок усвоения новых знаний. Беседа.


Знать: сущность понятий «кооперация труда», «профессиональная специализация»,

«профессиональная мобильность»; формы современной кооперации труда».

Уметь: анализировать требования к образовательному уровню и квалификации работников конкретной профессии.








1.2. Нормирование и оплата труда-2ч

6.

1.

Нормирование труда.

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

.

Знать: определения понятий» норма труда», «норма времени», «норма выработки», «норма времени обслуживания» , «норма численности», «норма управляемости»; методы установления норм.

Уметь: выбирать методы установления норм в зависимости от вида работ.








7.

2.

Оплата труда.

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

.

Знать: определение понятия «оплата труда»; сущность основных форм оплаты труда.

Уметь: сопоставлять достоинства и недостатки различных форм оплаты труда; определять преимущественные области применения различных форм оплаты труда; выбирать предпочтительную форму оплаты труда в зависимости от вида предприятия, формы собственности.








1.3. Культура труда. Научная организация труда.-3ч

8.

1.

Эффективность деятельности организации. Культура труда.

Урок усвоения новых знаний. Проблемная лекция

.

Знать: сущность понятий «эффективность деятельности организации», «технологическая дисциплина», «безопасность труда», «эстетика труда». Определения понятий «рентабельность», «эффект», «культура труда», «научная организация труда»; основные компоненты культуры труда; роль менеджмента в деятельности организации; возможные варианты повышения качества товаров и услуг.







9.

2.

Научная организация труда.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Комбинированный урок.


Знать: определения понятий «технологическая дисциплина», «рабочее место», «организация рабочего места», «техника безопасности», «производственный дизайн»; основные направления НОТ; условия рациональной организации рабочего места.

Уметь: использовать основные направления НОТ при организации собственной учебной деятельности; анализировать состояние своего рабочего места; разрабатывать проект своего рабочего места в соответствии с требованиями НОТ.







10.

3.

Профессиональная этика.

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Лекция с элементами беседы

.

Знать: определения понятий «мораль», «этика», «профессиональная этика»; общие нормы профессиональной этики.








II. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг - 9 часов.







2.1. Функционально-стоимостной анализ-2ч







11.

1.

Функционально-стоимостной анализ как комплексный метод технического творчества.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция.


Знать: определение понятия

«функционально-стоимостной анализ»; цель функционально-стоимостного анализа; историю создания ФСА; главные принципы функционально-стоимостного анализа; область применения ФСА; основные этапы ФСА.







12.

2.

Использование ФСА при решении практических задач.

Урок формирования новых знаний, умений и навыков. Лекция с решением практических задач

.

Уметь: применять метод функционально-стоимостного анализа при решении практических задач.








2.2. Основные закономерности развития искусственных систем.-3ч

13.

1.

Искусственные системы, законы развития.

Урок усвоения навыков и умений. Решение практических задач.


Знать: сущность понятия «искусственная система»»; основные признаки технических систем; структурные составляющие технической системы». Определение понятий «противоречие», «техническое противоречие», «физическое противоречие», сущность понятий «главная полезная функция» (ГПФ), «идеальный конечный результат»; основные законы развития искусственных систем групп: «Статика», «Кинематика», «Динамика»; сущность понятия «линия жизни системы».

Уметь: приводить примеры искусственных систем; определять структурные элементы простейших технических систем; определять ГПФ системы; приводить примеры проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определять направления их совершенствования.







14.

2.

История развития техники.

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений

.

Знать: основные этапы развития техники с точки зрения законов развития технических систем.

Уметь: приводить примеры выдающихся открытий и изобретений.








15.

3.

Развитие технических систем и научно-технический прогресс.

Урок усвоения навыков и умений.


Знать: возможные направления развития (свертывания) систем.

Уметь: описывать свойства нового поколения знакомых систем с учетом закономерностей их развития; прогнозировать направления развития искусственных систем из ближайшего окружения учащихся.













2.3. Защита интеллектуальной собственности.-4ч







16.

1.

Интеллектуальная собственность.

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы.


Знать: определение понятия «интеллектуальная собственность»; виды интеллектуальной собственности» сущность понятия «авторское право», способы защиты авторских прав; основы законодательства по защите авторских прав.








17.

2.

Патентная защита авторских разработок.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы

.

Знать: определение понятий «изобретение», «промышленный образец», «полезная модель»; сущность патентной защиты авторских разработок.









18.

3.

Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция.


Знать: определение понятий «товарный знак», «знак обслуживания»; виды товарных знаков и требования к ним; правила регистрации товарных знаков.








19.

4.

Рационализаторское предложение.




Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий.

Знать: определение понятия «рационализаторское предложение»; порядок оформления, приема и регистрации рационализаторского предложения.

Уметь: оформлять заявление на рационализаторское предложение.








III. Профессиональное самоопределение и карьера – 4 часа

3.1. Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования.-2ч

20.

1.

Рынок труда.

Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа

.

Знать: определения понятий «рынок труда», «конъюнктура рынка труда», «спрос на рынке труда», «предложение на рынке труда»; способы изучения конъюнктуры рынка труда; особенности регионального рынка труда; функции Центра занятости населения. Наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда.

Уметь: объяснять причины востребованности некоторых профессий на региональном рынке труда; находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда.







21.

2.

Профессиональное образование.

Урок усвоения знаний, умений и навыков.

Рассказ учителя с выполнением практических заданий.

Знать: виды и формы получения профессионального образования; особенности регионального рынка образовательных услуг»; Источники информации о рынке образовательных услуг.

Уметь: находить и анализировать информацию об образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями.







3.2. Планирование профессиональной карьеры.-2ч

22.

1.

Профессиональный рост.

Урок усвоения знаний, умений и навыков.

Рассказ учителя с выполнением практических заданий.

Знать: определение понятия «профессиональный рост»; возможные пути получения профессионального образования; виды карьерного роста.

Уметь: приводить примеры различных путей получения профессионального образования; сопоставлять свои профессиональные планы с личностными склонностями и возможностями; обосновывать свой выбор вида карьеры.







23.

2

Самопрезентация.




Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа.

Знать: определения понятий «самопрезентация», «резюме»; формы самопрезентации; структура и содержание резюме; виды резюме.

Уметь: составлять резюме, используя различные его виды.








IV. Творческая, проектная деятельность – 8 часов.

24.

1.

Проектная деятельность.

Урок усвоения знаний, умений и навыков.

Беседа с выполнением практических заданий.

Знать: сущность проектной деятельности; типы проектов; содержание этапов выполнения проекта.

Уметь: формулировать проблему проекта; обосновывать актуальность проблемы; формулировать тему проекта; обосновывать тип проекта.







25.

2.

Исследовательский этап выполнения проекта.

Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа.


Уметь: формулировать задачи проекта; планировать проектную деятельность; определять источники информации, необходимые для решения проблемы проекта; выявлять и исследовать основные параметры и ограничения; разрабатывать и оформлять альтернативные идеи проекта; обосновывать выбор базового варианта проекта.







26.

3.

Технологический этап выполнения проекта.

Урок применения знаний, умений и навыков.

Практическая работа.

Знать: особенности выполнения технологического этапа для различных типов проектов.

Уметь: осуществлять самоконтроль своей деятельности при выполнении технологического этапа проекта.







27.

4.

Технологический этап выполнения проекта.

Урок применения знаний, умений и навыков.

Практическая работа.

Знать: особенности выполнения технологического этапа для различных типов проектов.

Уметь: корректировать последовательность операций в соответствии с промежуточными результатами своей деятельности на технологическом этапе проекта.







28.

5.

Оформление проекта.

Урок применения знаний, умений и навыков.

Практическая работа.

Знать: требования к оформлению пояснительной записки проектной работы.

Уметь: оформлять пояснительную записку своего проекта.







29.

6.

Анализ проектной деятельности.

Урок применения знаний, умений и навыков.

Практическая работа.

Знать: сущность понятий «оценка качества», «экспертная оценка»; критерии оценки качества материального объекта или услуги; критерии оценивания соблюдения технологического процесса; критерии оценки результатов проектной деятельности.

Уметь: осуществлять анализ проделанной работы; оценивать качество результатов собственной проектной деятельности; делать выводы по результатам проекта; анализировать практическую востребованность проекта.








30.

7.

Презентация результатов проектной деятельности.

Урок применения знаний, умений и навыков.

Практическая работа.

Знать: возможные формы презентации; особенности восприятия вербальной и визуальной информации; методы подачи информации при презентации.

Уметь: определять цели презентации; выбирать форму презентации; использовать технические средства в процессе презентации; лаконично и аргументировано отвечать на вопросы оппонентов на защите проекта.







31-32

8-9

Защита проектов. Итоговое занятие.

Урок контроля знаний

.







33-34

1-2

Резервное время – 2 часа













страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.