Программа по технологии 5 класс пояснительная записка
Содержание рабочей программы
Производство, труд и технологии. Организация производства – 10ч.
Структура современного производства-5ч
Тема 1. Сферы профессиональной деятельнсти. сфера материального производства и непроизводственная сфера.
Тема 2. Предприятия и их объединения. Виды предприятий и их объединений. Цели и функции производственных предприятий.
Тема 3. Юридический статус современных предприятий.
Юридический статус современных предприятий в соответствии с формами собственности на средства производства.
Тема 4. Разделение и специализация труда. Формы разделения труда. Горизонтальное разделение труда в соответствии со структурой технологического процесса. Вертикальное разделение труда в соответствии со структурой управления.
Тема 5. Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. Формы современной кооперации труда. Основные виды профессий. Роль образования в расширении профессиональной мобильности.
1.2. Нормирование и оплата труда-2ч
Тема 6. Нормирование труда. Норма труда, норма времени, норма выработки, норма времени обслуживания, норма управляемости. Технически обоснованные нормы, опытно-статистические, аналитические нормы труда.
Тема 7. Оплата труда.
Сдельная, сдельно-премиальная, аккордно-премиальная формы оплаты труда. Контрактные формы найма и оплаты труда.
1.3. Культура труда. Научная организация труда-3ч
Тема 8. Эффективность деятельности организации. Культура труда.
Факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Менеджмент в деятельности организации.Основные составляющие культуры труда: научная организация труда, трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства ее обеспечения, эстетика труда.
Тема 9. Научная организация труда.
Основные направления НОТ: разделение и кооперация труда, нормирование труда, совершенствование методов и приемов труда, обеспечение условий труда, рациональная организация рабочего места. Эстетика труда.
Тема 10. Профессиональная этика.
Понятие о морали и этике. Профессиональная этика. Общие нормы профессиональной этики. Ответственность за соблюдение этики.
Раздел 2.Технология проектирования и создания объектов 9ч.
2.1. Функционально-стоимостной анализ-2ч
Тема 11. Функционально-стоимостной анализ как комплексный метод технического творчества. Цели и задачи ФСА. Этапы ФСА.
Тема 12. Использование ФСА при решении практических задач.
2.2. Основные закономерности развития искусственных систем-3ч
Тема 13. Искусственные системы, законы развития.Понятие об искусственной системе. Структурные составляющие технической системы. Развитие как непрерывное возникновение и разрешение противоречий. Технические и физические противоречия.
Тема14. История развития техники. Выдающиеся открытия и изобретения.
Тема15. Развитие технических систем и научно-технический прогресс.
Использование закономерностей развития технических систем для прогнозирования направлений технического прогресса.
2.3. Защита интеллектуальной собственности-4ч.
Тема 16. Интеллектуальная собственность.
Понятие интеллектуальной собственности. Защита авторских прав.
Тема 17. Патентная защита авторских разработок.
Открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель.
Тема 18. Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания.
Правила регистрации товарных знаков и знаков обслуживания.
Тема 19. Рационализаторское предложение.
Раздел 3. Профессиональное самоопределение и карьера – 4 часа
3.1. Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования-2ч
Тема 20. Рынок труда.
Конъюнктура рынка труда, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда.
Тема 21. Профессиональное образование.Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг.
3.2. Планирование профессиональной карьеры-2ч.
Тема 22. Профессиональный рост.
Пути профессионального и служебного роста. Виды и уровни профессионального образования и профессиональная мобильность.
Тема 23. Самопрезентация.
Формы самопрезентации. Содержание резюме.
Раздел 4. Творческая, проектная деятельность – 9 часов. Выполнение проектной работы.
Тема 24. Проектная деятельность.
Проект как средство решения возникших проблем. Основные типы проектов. Этапы выполнения проекта. Осознание проблемы. Формулировка темы проекта. Обоснование типа проекта. Ознакомление с инновациями в данной области.
Тема 25. Исследовательский этап выполнения проекта.
Формулировка задач. Планирование работы по организации выполнения проекта. Сбор материала. Выявление и исследование основных параметров и ограничений. Разработка и оформление альтернативных идей проекта.
Тема 26. Технологический этап выполнения проекта.
Тема 27. Технологический этап выполнения проекта.
Особенности выполнения технологического этапа для различных типов проектов.
Тема 28. Оформление проекта.
Требования к оформлению пояснительной записки проектной работы.
Тема 29. Анализ проектной деятельности. Рефлексивно-оценочный этап выполнения проекта. Методы оценки качества материального объекта. Критерии оценивания соблюдения технологического процесса. Анализ проделанной работы и выводы. Критерии оценивания результатов проектной деятельности. Экспертная оценка.
Тема 30. Презентация результатов проектной деятельности.
Определение целей презентации. Выбор формы презентации. Особенности восприятия вербальной и визуальной информации. Использование технических средств в презентации. Подготовка презентации проекта.
Тема 31, 32. Защита проектов.
Защита проектов, разработанных учащимися.
Учебно-методические средства обучения.
Для учащихся:
Технология: базовый уровень: 10-11 кл.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2010.
Для учителя:
Методическое руководство к таблицам «Экономика и основы Современного производства». Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 1991.
Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Вентана-Графф, 2003.
Технология. 10 - 11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие/ С.О. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В. Озерова. – Москва. Издательство «Глобус», 2008.
Тематический план
(приложение к рабочей программе 11 класс)
№/п | № в теме | Тема урока | Формы организации учебной деятельности | универсальные учебные действия. | Дата по плану | Дата проведения |
Производство, труд и технологии. 10 ч. | ||||||
1.1.Структура современного производства.-5ч | ||||||
1. | 1 | Сферы профессиональной деятельности. | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы. | Знать: определения понятий «сфера профессиональной деятельности», «отрасль»; сущность понятий «сфера материального производства», «непроизводственная сфера», «структура производства»; перспективы экономического развития региона; отрасли производства, занимающие ведущее место в регионе. Уметь: приводить примеры предприятий региона, относящихся к различным отраслям. | | |
2. | 2 | Предприятия и их объединения. | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы. | Знать: определения понятий» предприятие», «объединение предприятий; виды предприятий по классификациям; классификацию предприятий; виды хозяйственных объединений; цели и функции производственных предприятий и предприятий сервиса. Уметь: приводить примеры предприятий и объединений предприятий региона различных видов. | | |
3. | 3 | Юридический статус современных предприятий. | Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с решением ситуационных задач. | Знать: определения понятий «юридический статус», «юридическое лицо»; формы руководства предприятиями; виды предприятий различных форм собственности. Уметь: объяснять отличия различных видов предприятий. | | |
4. | 4 | Разделение и специализация труда. | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы. | Знать: определения понятий «разделение труда», «специализация труда»; сущность понятий «вертикальное разделение труда», «горизонтальное разделение труда»; формы разделения труда. Уметь: анализировать формы разделения труда на конкретном примере; приводить примеры разделения и специализации труда. | | |
5. | 5 | Профессиональная специализация и профессиональная мобильность. | Урок усвоения новых знаний. Беседа. | Знать: сущность понятий «кооперация труда», «профессиональная специализация», «профессиональная мобильность»; формы современной кооперации труда». Уметь: анализировать требования к образовательному уровню и квалификации работников конкретной профессии. | | |
1.2. Нормирование и оплата труда-2ч | ||||||
6. | 1. | Нормирование труда. | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | . Знать: определения понятий» норма труда», «норма времени», «норма выработки», «норма времени обслуживания» , «норма численности», «норма управляемости»; методы установления норм. Уметь: выбирать методы установления норм в зависимости от вида работ. | | |
7. | 2. | Оплата труда. | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | . Знать: определение понятия «оплата труда»; сущность основных форм оплаты труда. Уметь: сопоставлять достоинства и недостатки различных форм оплаты труда; определять преимущественные области применения различных форм оплаты труда; выбирать предпочтительную форму оплаты труда в зависимости от вида предприятия, формы собственности. | | |
1.3. Культура труда. Научная организация труда.-3ч | ||||||
8. | 1. | Эффективность деятельности организации. Культура труда. | Урок усвоения новых знаний. Проблемная лекция | . Знать: сущность понятий «эффективность деятельности организации», «технологическая дисциплина», «безопасность труда», «эстетика труда». Определения понятий «рентабельность», «эффект», «культура труда», «научная организация труда»; основные компоненты культуры труда; роль менеджмента в деятельности организации; возможные варианты повышения качества товаров и услуг. | | |
9. | 2. | Научная организация труда. | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Комбинированный урок. | Знать: определения понятий «технологическая дисциплина», «рабочее место», «организация рабочего места», «техника безопасности», «производственный дизайн»; основные направления НОТ; условия рациональной организации рабочего места. Уметь: использовать основные направления НОТ при организации собственной учебной деятельности; анализировать состояние своего рабочего места; разрабатывать проект своего рабочего места в соответствии с требованиями НОТ. | | |
10. | 3. | Профессиональная этика. | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Лекция с элементами беседы | . Знать: определения понятий «мораль», «этика», «профессиональная этика»; общие нормы профессиональной этики. | | |
II. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг - 9 часов. | ||||||
| | 2.1. Функционально-стоимостной анализ-2ч | | | ||
11. | 1. | Функционально-стоимостной анализ как комплексный метод технического творчества. | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция. | Знать: определение понятия «функционально-стоимостной анализ»; цель функционально-стоимостного анализа; историю создания ФСА; главные принципы функционально-стоимостного анализа; область применения ФСА; основные этапы ФСА. | | |
12. | 2. | Использование ФСА при решении практических задач. | Урок формирования новых знаний, умений и навыков. Лекция с решением практических задач | . Уметь: применять метод функционально-стоимостного анализа при решении практических задач. | | |
2.2. Основные закономерности развития искусственных систем.-3ч | ||||||
13. | 1. | Искусственные системы, законы развития. | Урок усвоения навыков и умений. Решение практических задач. | Знать: сущность понятия «искусственная система»»; основные признаки технических систем; структурные составляющие технической системы». Определение понятий «противоречие», «техническое противоречие», «физическое противоречие», сущность понятий «главная полезная функция» (ГПФ), «идеальный конечный результат»; основные законы развития искусственных систем групп: «Статика», «Кинематика», «Динамика»; сущность понятия «линия жизни системы». Уметь: приводить примеры искусственных систем; определять структурные элементы простейших технических систем; определять ГПФ системы; приводить примеры проявления закономерностей развития искусственных систем (товаров и услуг) и определять направления их совершенствования. | | |
14. | 2. | История развития техники. | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений | . Знать: основные этапы развития техники с точки зрения законов развития технических систем. Уметь: приводить примеры выдающихся открытий и изобретений. | | |
15. | 3. | Развитие технических систем и научно-технический прогресс. | Урок усвоения навыков и умений. | Знать: возможные направления развития (свертывания) систем. Уметь: описывать свойства нового поколения знакомых систем с учетом закономерностей их развития; прогнозировать направления развития искусственных систем из ближайшего окружения учащихся. | | |
| | 2.3. Защита интеллектуальной собственности.-4ч | | | ||
16. | 1. | Интеллектуальная собственность. | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы. | Знать: определение понятия «интеллектуальная собственность»; виды интеллектуальной собственности» сущность понятия «авторское право», способы защиты авторских прав; основы законодательства по защите авторских прав. | | |
17. | 2. | Патентная защита авторских разработок. | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы | . Знать: определение понятий «изобретение», «промышленный образец», «полезная модель»; сущность патентной защиты авторских разработок. | | |
18. | 3. | Регистрация товарных знаков и знаков обслуживания. | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция. | Знать: определение понятий «товарный знак», «знак обслуживания»; виды товарных знаков и требования к ним; правила регистрации товарных знаков. | | |
19. | 4. | Рационализаторское предложение. | | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий. Знать: определение понятия «рационализаторское предложение»; порядок оформления, приема и регистрации рационализаторского предложения. Уметь: оформлять заявление на рационализаторское предложение. | | |
III. Профессиональное самоопределение и карьера – 4 часа | ||||||
3.1. Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования.-2ч | ||||||
20. | 1. | Рынок труда. | Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа | . Знать: определения понятий «рынок труда», «конъюнктура рынка труда», «спрос на рынке труда», «предложение на рынке труда»; способы изучения конъюнктуры рынка труда; особенности регионального рынка труда; функции Центра занятости населения. Наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда. Уметь: объяснять причины востребованности некоторых профессий на региональном рынке труда; находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда. | | |
21. | 2. | Профессиональное образование. | Урок усвоения знаний, умений и навыков. | Рассказ учителя с выполнением практических заданий. Знать: виды и формы получения профессионального образования; особенности регионального рынка образовательных услуг»; Источники информации о рынке образовательных услуг. Уметь: находить и анализировать информацию об образовательных услугах, предоставляемых различными образовательными учреждениями. | | |
3.2. Планирование профессиональной карьеры.-2ч | ||||||
22. | 1. | Профессиональный рост. | Урок усвоения знаний, умений и навыков. | Рассказ учителя с выполнением практических заданий. Знать: определение понятия «профессиональный рост»; возможные пути получения профессионального образования; виды карьерного роста. Уметь: приводить примеры различных путей получения профессионального образования; сопоставлять свои профессиональные планы с личностными склонностями и возможностями; обосновывать свой выбор вида карьеры. | | |
23. | 2 | Самопрезентация. | | Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа. Знать: определения понятий «самопрезентация», «резюме»; формы самопрезентации; структура и содержание резюме; виды резюме. Уметь: составлять резюме, используя различные его виды. | | |
IV. Творческая, проектная деятельность – 8 часов. | ||||||
24. | 1. | Проектная деятельность. | Урок усвоения знаний, умений и навыков. | Беседа с выполнением практических заданий. Знать: сущность проектной деятельности; типы проектов; содержание этапов выполнения проекта. Уметь: формулировать проблему проекта; обосновывать актуальность проблемы; формулировать тему проекта; обосновывать тип проекта. | | |
25. | 2. | Исследовательский этап выполнения проекта. | Урок применения знаний, умений и навыков. Практическая работа. | Уметь: формулировать задачи проекта; планировать проектную деятельность; определять источники информации, необходимые для решения проблемы проекта; выявлять и исследовать основные параметры и ограничения; разрабатывать и оформлять альтернативные идеи проекта; обосновывать выбор базового варианта проекта. | | |
26. | 3. | Технологический этап выполнения проекта. | Урок применения знаний, умений и навыков. | Практическая работа. Знать: особенности выполнения технологического этапа для различных типов проектов. Уметь: осуществлять самоконтроль своей деятельности при выполнении технологического этапа проекта. | | |
27. | 4. | Технологический этап выполнения проекта. | Урок применения знаний, умений и навыков. | Практическая работа. Знать: особенности выполнения технологического этапа для различных типов проектов. Уметь: корректировать последовательность операций в соответствии с промежуточными результатами своей деятельности на технологическом этапе проекта. | | |
28. | 5. | Оформление проекта. | Урок применения знаний, умений и навыков. | Практическая работа. Знать: требования к оформлению пояснительной записки проектной работы. Уметь: оформлять пояснительную записку своего проекта. | | |
29. | 6. | Анализ проектной деятельности. | Урок применения знаний, умений и навыков. | Практическая работа. Знать: сущность понятий «оценка качества», «экспертная оценка»; критерии оценки качества материального объекта или услуги; критерии оценивания соблюдения технологического процесса; критерии оценки результатов проектной деятельности. Уметь: осуществлять анализ проделанной работы; оценивать качество результатов собственной проектной деятельности; делать выводы по результатам проекта; анализировать практическую востребованность проекта. | | |
30. | 7. | Презентация результатов проектной деятельности. | Урок применения знаний, умений и навыков. | Практическая работа. Знать: возможные формы презентации; особенности восприятия вербальной и визуальной информации; методы подачи информации при презентации. Уметь: определять цели презентации; выбирать форму презентации; использовать технические средства в процессе презентации; лаконично и аргументировано отвечать на вопросы оппонентов на защите проекта. | | |
31-32 | 8-9 | Защита проектов. Итоговое занятие. | Урок контроля знаний | . | | |
33-34 | 1-2 | Резервное время – 2 часа | | | | |
страница 1 ... страница 4страница 5страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: