NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа по технологии 5 класс пояснительная записка

Раздел 1. Технологии и труд как части общечеловеческой культуры– 11ч

    1. Влияние технологий на общественное развитие. Технологическая культура.2ч.

Тема 1. Технология как часть общечеловеческой культуры оказывающая влияние на развитие науки, техники, культуры и общественные отношения.

Основные понятия: «культура»; «технология».

Тема 2. Технологическая культура: ее сущность и содержание.

Основные понятия: «технологическая культура»; «технологическое мировоззрение», «технологическое образование», «технологическое мышление», «технологическая этика», «технологическая эстетика».

    1. Современные технологии материального производства и непроизводственной сферы.-6ч

Тема 3. Виды технологий.

Взаимовлияние уровня развития науки, техники, технологий и рынка товаров и услуг. Виды технологий.

Тема 4. Технологии индустриального производства.

Современные технологии машиностроения, обработки конструкционных материалов, пластмасс. Современные технологии электротехнического и радиотехнического производства. Современные технологии строительства. Современные технологии легкой промышленности и пищевых производств. Автоматизация и роботизация производственных процессов.

Тема 5. Технологии агропромышленного производства.

Современные технологии производства сельскохозяйственной продукции.

Тема 6. Технологии сервиса и социальной сферы.

Современные технологии сферы бытового обслуживания.

Тема 7. Современные перспективные технологии..

Основные понятия: «информационные технологии», «нанотехнологии».

Тема 8. Инновационная деятельность предприятия. Значение инновационной деятельности предприятия в условиях конкуренции.

    1. Производство и окружающая среда.-3ч

Тема 9. Человек и окружающая среда.

Хозяйственная деятельность человека как основная причина загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы современного общества.

Тема 10. Источники загрязнения окружающей среды.

Основные источники загрязнения атмосферы, почвы и воды.

Тема 11. Природоохранные технологии. Основные понятия: «экологический мониторинг», «экологическая экспертиза».

Раздел 2. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг - 21 час.

2.1. Проектирование в профессиональной деятельности-3ч.

Тема 12. Стадии проектирования технических объектов.

Проект. Проектная деятельность. Основные стадии проектирования технических объектов: техническое задание, техническое предложение, эскиз проекта, рабочая документация.

Тема 13. Проектная документация. Состав проектной документации. Согласование проектной документации. Основные понятия: «проектная документация».

Тема 14. Экспериментальные исследования в проектировании. Роль экспериментальных исследований в проектировании. Методы исследования. Основные понятия: «эксперимент».

2.2. Информационное обеспечение процесса проектирования-3ч.

Определение потребительских качеств объекта труда.

Тема 15. Цель проектирования и источники информации.

Определение цели. Источники информации: специальная и учебная литература, электронные источники информации, экспериментальные данные, результаты моделирования. Источники научной и технической информации. Хранение информации на электронных носителях.

Тема 16. Определение потребительских качеств объекта труда.Методы сбора, систематизации и обработки информации. Использование опросов для определения потребительских качеств инновационных продуктов.

Тема 17. Требования, предъявляемые к объекту труда.

Этапы разработки технических требований к проектируемому объекту. Этапы расчета экономических показателей изготовления проектируемого объекта. Порядок контроля и приемки.

2.3. Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация-4ч.

Тема 18. Нормативная документация.

Виды нормативной документации, используемой при проектировании.

Основные понятия: «нормативная документация».

Тема 19. Стандартизация.

Основные понятия: «стандартизация»; «стандарт»; «объект стандартизации».

Тема 20. Унификация.

Унификация как метод стандартизации. Способы унификации: систематизация и классификация.

Основные понятия: «унификация».

Тема 21. Требования безопасности при проектировании.

Основные понятия: «охрана труда», «безопасность труда», «вредные условия труда», «допустимые условия труда», «опасные условия труда», «оптимальные условия труда».

2.4.Введение в психологию творческой деятельности-2ч

Тема 22. Понятие творчества и виды творческой деятельности.

Виды творческой деятельности. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности.

Тема 23. Этапы решения творческих задач.

Этапы решения творческой задачи. Методы развития творческих способностей. Способы повышения эффективности творческой деятельности.

2.5. Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений-9ч.

Тема 24. Целеполагание в поисковой деятельности.

Выбор целей в поисковой деятельности. Значение этапа постановки задач.

Тема 25. Творческая активность личности.

Основные понятия: «ассоциация»; «творческая активность личности»; «генерирование ассоциаций», «первичные ассоциации», «дополнительные ассоциации», «ассоциативный переход».

Тема 26. Эвристические приемы. Эвристические приемы решения практических задач. Мозговой штурм, синектика, метод фокальных объектов, метод контрольных вопросов, морфологический анализ.

Тема 27. Мозговой штурм.

Цели и правила проведения мозгового штурма (атаки).

Тема 28. Морфологический анализ.

Цели и правила проведения морфологического анализа.

Тема 29. Применение морфологического анализа при решении задач.

Решение творческих задач с помощью морфологического анализа.

Тема 30. Алгоритмические методы.

Алгоритмические методы поиска решений. АРИЗ. Основные рабочие механизмы АРИЗ.

Тема 31. Информационный фонд АРИЗ.

Физические, химические, биологические, геометрические и другие эффекты, используемые при решении задач.

Тема 32. Итоговое повторение.
учебно-методические средства обучения.

Для учащихся:

  1. Технология: базовый уровень: 10-11 кл.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2010.

Для учителя:

Методическое руководство к таблицам «Экономика и основы Современного производства». Пособие для учителя. Москва «Просвещение» 1991.

  1. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Вентана-Графф, 2003.

  2. Технология. 10 - 11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие/ С.О. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В. Озерова. – Москва. Издательство «Глобус», 2008.


Календарно-тематическое планирование по технологии 10 класс (34 часа)

Приложение к рабочей программе.

№ п/п

№ урока в теме

Тема урока

Формы организации

учебной деятельности

Планируемые универсальные

учебные действия.

Дата по плану

Дата

фактического проведения

Производство, труд и технологии

I. Технологии и труд как части общечеловеческой культуры – 11 часов.

1.1 Влияние технологий на общественное развитие. Технологическая культура.2ч

1

1.

Технология как часть общечеловеческой культуры.

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы.


Знать: определение понятия «культура»;

основные виды культуры; определение понятия «технология».

Уметь: приводить примеры взаимосвязи материальной и духовной культуры;

приводить примеры влияния технологий на общественное развитие.







2

2.

Технологическая культура: ее сущность и содержание.

Урок усвоения новых знаний. Проблемная лекция.


Знать:

Определение понятия «технологическая культура»;

структуру технологической культуры;

определения понятий «технологическое мировоззрение», «технологическое образование», «технологическое мышление», «технологическая этика», «технологическая эстетика»;

разновидности технологической культуры и формы их проявлений.

Уметь: характеризовать основные компоненты технологической культуры; объяснять сущность взаимовлияния основных компонентов технологической культуры; оценивать уровень технологической культуры на предприятии или в организации ближайшего окружения (школе).








1.2. Современные технологии материального производства и непроизводственной сферы.6ч

3

1.

Виды технологий.

Урок усвоения навыков и умений. Решение ситуационных задач.


Знать: виды технологий; характерные особенности технологий различных отраслей производственной и непроизводственной сферы.

Уметь: объяснять сущность взаимовлияния уровня развития науки, техники и технологий и рынка товаров и услуг; приводить примеры технологий производственной и непроизводственной сферы.







4

2.

Технологии индустриального производства.

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы.


Знать: основные виды современных технологий индустриального производства; характерные особенности современных технологий индустриального производства.

Уметь: приводить примеры наиболее распространенных современных технологий в различных отраслях индустриального производства.







5

3.

Технологии агропромышленного производства.

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы.


Знать: основные виды современных технологий производства сельскохозяйственной продукции; характерные особенности современных технологий производства сельскохозяйственной продукции.

Уметь: приводить примеры эффективного применения технологий производства сельскохозяйственной продукции.







6

4.

Технологии сервиса и социальной сферы.

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы.


Знать: основные виды современных технологий сервиса; основные виды технологий социальной сферы; характерные особенности современных технологий сервиса и социальной сферы.

Уметь: приводить примеры эффективного применения технологий сервиса и социальной сферы.








7

5.

Современные перспективные технологии.

Урок обобщения и систематизации знаний.


Знать: основные виды современных перспективных технологий; определения понятий «информационные технологии», «нанотехнологии»; основные сферы применения современных перспективных технологий.

Уметь: приводить примеры современных перспективных технологий во всех сферах жизни общества.







8

6.

Инновационная деятельность предприятия.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция.


Знать: определение понятия «инновационная деятельность»; сущность инновационной деятельности предприятии.

Уметь: приводить примеры инновационных продуктов и технологий; определять возможные направления инновационной деятельности в рамках образовательного учреждения или для удовлетворения собственных потребностей.







1.3.Производство и окружающая среда.3ч

9

1.

Человек и окружающая среда.

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы.


Знать: основные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека.

Уметь: указывать причины неблагополучного экологического состояния местной окружающей среды; приводить примеры влияния хозяйственной деятельности человека на местную окружающую среду.








10

2.

Источники загрязнения окружающей среды.

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы.


Знать: основные источники загрязнения атмосферы; основные источники загрязнения гидросферы; основные источники загрязнения почвы.

Уметь: приводить примеры источников загрязнения атмосферы, почвы и воды в своей местности.








11

3.

Природоохранные технологии.

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы.


Знать: определения понятий «экологический мониторинг», «экологическая экспертиза»; методы и средства оценки экологического состояния окружающей среды; предельно допустимые нормативы содержания вредных веществ в атмосфере, почве, воде; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду.

Уметь: приводить примеры экологически чистых и безотходных технологий.








II.Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг – 21 час.

2.1. Проектирование в профессиональной деятельности.3ч

12

1.

Стадии проектирования технических объектов.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.


Знать: определение понятий «проект», «проектирование»;

Основные этапы проектной деятельности; основные стадии и процедуры проектирования технических объектов; сущность понятий «техническое задание», «техническое предложение», «эскизный проект», «рабочая документация».

Уметь: разрабатывать элементы технического задания и эскиза проекта.








13

2.

Проектная документация.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков.


Знать: определение понятия «проектная документация»; состав проектной документации; сущность согласования проектной документации.

Уметь: определять ограничения, накладываемые на предлагаемое решение нормативными документами.







14

3.

Экспериментальные исследования в проектировании.

Урок усвоения новых знаний. Проблемная лекция.


Знать: определение понятия «эксперимент»; методы исследования; методы обработки результатов эксперимента.

Уметь: объяснять роль экспериментальных исследований в проектировании; обосновывать необходимость проведения экспериментальных исследований в проектной деятельности.







2.2. Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда.3ч

15

1.

Цель проектирования и источники информации.

Урок усвоения навыков и умений. Решение практических задач.


Знать: сущность целеполагания при проектировании; виды источников информации, необходимых при проектировании; способы определения достоверности информации; основные источники научной и технической информации; способы хранения информации.

Уметь: формулировать цель проектирования; выбирать средства и методы реализации проекта; использовать различные источники информации для проектирования; оценивать достоверность информации из различных источников; осуществлять информационный поиск.








16

2.

Определение потребительских качеств объекта труда.

Урок усвоения навыков и умений. Решение практических задач.


Знать: методы сбора и систематизации информации; содержание понятия «потребительские качества объекта труда».

Уметь: формулировать вопросы для определения потребительских качеств продукта; объяснять роль опросов в определении потребительских качеств инновационных продуктов.








17

3.

Требования, предъявляемые к объекту труда.

Урок усвоения новых знаний. Лекция.


Урок усвоения новых знаний. Лекция.

Знать: технические требования, предъявляемые к объекту труда; необходимые экономические показатели изготовления объекта; порядок контроля и приемки объекта труда.

Уметь: применять полученные знания при работе над проектом.








2.3. Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.4ч


18

1.

Нормативная документация.

Урок усвоения новых знаний. Лекция.


Знать: сущность понятия «нормативная документация»; виды нормативной документации, используемой при проектировании.

Уметь: работать с нормативными документами







19

2.

Стандартизация.

Урок усвоения новых знаний. Лекция.


Знать: сущность понятия «стандартизация»; «стандарт»; виды стандартов; понятие «объект стандартизации.

Уметь: приводить примеры объектов стандартизации.








20

3.

Унификация.

Урок усвоения новых знаний. Лекция.


Знать: сущность понятия «унификация»; способы унификации объектов.

Уметь: приводить примеры объектов унификации.







21

4.

Требования безопасности при проектировании.

Урок усвоения новых знаний. Проблемная лекция.


Знать: сущность понятий «охрана труда», «безопасность труда», «вредные условия труда», «допустимые условия труда», «опасные условия труда», «оптимальные условия труда»» основные документы, регламентирующие безопасные условия труда.

Уметь: учитывать требования безопасности при выполнении проектов.







2.4.Введение в психологию творческой деятельности.2ч

22

1.

Понятие творчества и виды творческой деятельности.

Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий.


Знать: определение понятия «творчество»; виды творческой деятельности.

Уметь: приводить примеры влияния творческой деятельности на развитие качеств личности.







23

2.

Этапы решения творческих задач.

Урок применения знаний, умений и навыков.

Эвристический практикум.

Знать: основные этапы решения творческих задач; методы развития творческих способностей; способы повышения эффективности творческой деятельности.

Уметь: применять изученные приемы и методы для развития своих способностей.







2.5. Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.9ч

24

1.

Целеполагание в поисковой деятельности.

Урок применения знаний, умений и навыков.


Знать: сущность целеполагания в поисковой деятельности.

Уметь: формулировать цели в собственной поисковой деятельности; формулировать задачи на основе выбранных целей.








25

2.

Творческая активность личности.

Урок усвоения знаний, умений и навыков.

Знать: определение понятия «ассоциация»; сущность понятия «творческая активность личности»; способы повышения творческой активности личности; сущность понятий «генерирование ассоциаций», «первичные ассоциации», «дополнительные ассоциации», «ассоциативный переход».

Уметь: использовать метод ассоциаций при решении практических задач.







26

3.

Эвристические приемы.

Урок применения знаний, умений и навыков.


Знать: сущность эвристических приемов решения практических задач; особенности применения эвристических приемов решения творческих задач.

Уметь: использовать изученные методы при решении творческих задач.







27

4.

Мозговой штурм.

Урок усвоения навыков и умений.

Деловая игра.

Знать: определение понятия «мозговой штурм»; условия применения метода мозгового штурма; правила проведения мозгового штурма.

Уметь: формулировать цели мозгового штурма; применять метод мозгового штурма с учетом решаемой задачи.







28

5.

Морфологический анализ.

Урок усвоения навыков и умений.

Знать: сущность метода «морфологический анализ»; условия применения метода морфологического анализа; порядок проведения морфологического анализа.

Уметь: применять метод морфологического анализа при решении творческих задач.








29

6.

Применение морфологического анализа при решении задач.




Урок применения знаний, умений и навыков.

Уметь: применять метод морфологического анализа при решении творческих задач.







30

7.

Алгоритмические методы.

Урок усвоения знаний, умений и навыков.


Знать: сущность алгоритмических методов поиска решений творческих задач; особенности АРИЗ; рабочие механизмы АРИЗ.

Уметь: приводить примеры задач, требующих при решении применения АРИЗ.







31

8.

Информационный фонд АРИЗ.

Урок усвоения навыков и умений.

Решение практических задач.

Знать: рабочие механизмы АРИЗ.

Уметь: использовать банк эффектов АРИЗ при решении простейших практических задач.







32

9.

Итоговое повторение.

Урок контроля знаний.

Урок контроля знаний. Итоговое тестирование.








33

1.

Резервное время.













34

2.

Резервное время.













Итого – 34 часа.



Рабочая программа по технологии (базовый уровень)

11 класс

Пояснительная записка
1. Рабочая программа разработана в соответствии с Программой среднего (полного) общего образования по технологии для базового уровня, составленной с учетом Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по технологии.

2. Изучение технологии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры; методах творческой, проектной деятельности.

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления значимых объектов труда.

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач.

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду.

Задачи: формирование политехнических знаний, экологической и технологической культуры.

Формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

3. Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность».

В целях соблюдения единой логики изложения содержания программы компоненты содержания раздела «Технологическая культура и культура труда»: - «Основные составляющие культуры труда»; - «Основные направления НОТ» перенесены в раздел «Научная организация труда».

4. Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используется учебно-методический комплект:

Технология: базовый уровень: 10-11 кл.: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2010.

5. Учебный предмет изучается в 11 классе, данная рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

6. Основной формой организации учебного процесса является учебно-практическая деятельность учащихся. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические работы, моделирование и конструирование. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.

Основными видами контроля знаний учащихся являются:

- тематический контроль (устные ответы, практические и самостоятельные работы, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.);

- промежуточный (тестирование).
Требования к уровню подготовки выпускников (базовый уровень)

В результате изучения технологии в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами образовательной программы образовательного учреждения ученик должен: Знать/понимать

влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.

Уметь оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; уточнять и корректировать профессиональные намерения.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для проектирования материальных объектов или услуг

.
Учебно-тематический план




п/п

Последовательность изучения разделов и тем

Количество

часов




I. Производство, труд и технологии

10 часов




1. Организация производства.




1

1.1. Структура современного производства.

5

2

1.2. Нормирование и оплата труда.

2

3

1.3. Культура труда. Научная организация труда.

3




II. Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг.

9 часов




2.1. Функционально-стоимостной анализ

2

4

2.2. Основные закономерности развития искусственных систем.

3

5

2.3. Защита интеллектуальной собственности.

4




III. Профессиональное самоопределение и карьера

4 часа

6

3.1. Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования.

2

7

3.2. Планирование профессиональной карьеры.

2




IV. Творческая, проектная деятельность.


9 часов




Резервное время – 2 часа.







Итого – 34 часа.




страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.