NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа по технологии 5 класс пояснительная записка




Содержание программы учебного предмета.
Раздел 1. Семейная экономика. 10 часов.
Тема 1-2. Вводный урок. Семейная экономика. (2 часа)

Понятия «экономика», «домашняя экономика», «ресурсы», «семья», «благосостояние семьи». Цели и задачи домашней экономики, семья и её функции. Уровень благосостояния семьи.Предпринимательская деятельность.Практическая работа: описать ресурсы своей семьи; пути возможного увеличения финансового состояния семьи.

Тема 3-4. Потребности семьи. Потребности семьи в жилье. (2 часа)

Понятие «потребность». Разнообразие потребностей. Иерархия потребностей по Маслоу. Рациональные потребности. Потребности в жилье. Правила покупки товара. Свойства товара.Практическая работа: рассчитать затраты на приобретение срочных и необходимых вещей учащегося 8 класса; определить положительные и отрицательные качества приобретенных вещей.

Тема 5-6. Информация о товарах. Торговые символы, этикетки и штрих-код. (2 часа)

Понятие «маркетинг». Задачи маркетинга. Этапы совершения покупки. Средства рекламы. Торговые символы, этикетки. Штрих-код.

Практическая работа: разработать товар для производства в домашних условиях; определить страну-изготовителя по штрих-коду.

Тема 7-8. Бюджет семьи. Расходы на питание. (2 часа)

Понятия «бюджет», «доходы», «расходы». Источники дохода семьи. Бухгалтерская книга. Классификация расходов. Постоянные и переменные расходы. Обязательные платежи. Непредвиденные расходы.Роль школьников в увеличении доходной части бюджета. Практическая работа: описать бюджет своей семьи, разработка проекта снижения затрат на коммунальные услуги.

Тема 9-10. Сбережения. Личный бюджет. Экономика дачного участка. (2 часа)

Понятия: «акция», «накопления», «сбережения», «дивиденды», «кредит». Примеры вторичного использования ресурсов, понятие «дачный участок», его цель. Экологически чистая продукция. Себестоимость продукции.

Практическая работа: рассчитать площадь участка, необходимого для выращивания огородных растений.

Раздел 2. Художественная обработка материалов. Краеведение. (26 часов)

Тема 11-36. Народные промыслы и ремесла Липецкого края. Романовская и добровская игрушки. Липецкие узоры. Резьба по дереву. Художественное выпиливание. Плотницкое ремесло. Кузнечное дело в Липецкой области. Гончарное дело. Плетение из лозы. Художественное точение древесины. Художественная обработка металлов. Народные промыслы Дона. Зодчество в Липецкой области. Художественная обработка камня.

Этапы выполнения проекта. Выполнение индивидуального творческого проекта. Защита проекта.

Практическая работа: выполнение творческого проекта.

Раздел 3. Мои профессиональные планы. Теоретическая часть. – 16 часов.

Тема 37. Мои профессиональные планы. Вводное занятие – 1ч.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера».

Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессий.

Тема 38. Внутренний мир человека – 1ч.

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Методы изучения личности.

Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.

Тема 39, 40. Многообразие мира профессий – 2ч.

Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий, Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Практическая работа. Составление словаря профессий.

Тема 41, 42. Представления о себе. Проблема выбора профессии – 2ч.

«Образ Я» как система представлений о себе. Структура «Образа Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).

Диагностические процедуры. Методика «Кто я?»

Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального» «я»).

Тема 43, 44. «Секреты» выбора профессии. «Хочу»-«могу»-«надо» – 2ч.

«Хочу» - склонности, желания, иннтересы личности; «могу»-человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо»-потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия о профессии, специальности, должности.

Практическая работа. Личный профессиональный план.

Тема 45, 46. Склонности в профессиональном выборе. Интересы в профессиональном выборе («хочу») - 2ч.

Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.

Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности.Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.

Тема 47. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)-1ч.

Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.

Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.

Практическая работа. Знакомство с описанием профессий.

Тема 48. Разделение, содержание и характер труда. –1ч.

Общественное разделение труда, Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.Профессионализация. Специализация. Квалификация. Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.

Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».

Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, умственный, физический (предлагается перечень профессий).

Тема 49. Процесс и условия труда – 1ч.

Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.

Практическая работа. Письменная работа на тему: «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.

Тема 50. Социально-психологический портрет профессионала – 1ч.

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профес­сиональная мобильность. Психология принятия решений.

Тема 51. Анализ профессий – 1ч.

Основные признаки профессиональной деятельности – 1ч.

Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.

Формула профессии. Понятие о профессиограмме.

Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».

Тема 52. Классификация профессий – 1ч.

Способы классификации профессий. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.

Практическая работа. Составление формул профессий.

Раздел 4. . Профессиональные пробы. Краеведение. – 12 часов.

Тема 53- 63. Сфера «Человек-техника». Слесарь-электрик. Токарь.

Знакомство с профессией

Выполнение профессиональных проб по данной профессии.

Сфера «Человек-знаковая система». Оператор ЭВМ.

Знакомство с профессией

Выполнение профессиональных проб по данной профессии.

Сфера «Человек-человек». Учитель.

Знакомство с профессией.

Выполнение профессиональных проб по данной профессии.

Сфера «Человек-художественный образ». Столяр-краснодеревщик. Резчик по дереву. Зодчий.

Знакомство с профессией. Выполнение профессиональных проб по данной профессии.

Сфера «Человек-природа». Цветовод. Общие сведения о растениях и почве. Технологический процесс выращивания растений.Знакомство с профессией – цветовод. Выполнение профессиональных проб по данной профессии.

Тема 64. Итоговый урок года.

Подведение итогов за год.


Учебно-методические средства обучения.

Для учащихся:

  1. Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2009.

  2. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват.учреждений / М.С.Гуткин, П.С. Лернер и др.; Под ред. С.Н.Чистяковой 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009

Для учителя:

  1. Основы домашней экономики. Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. В.Д. Симоненко, Брянск, 1996

  2. Творческие проекты учащихся 5-9 классов для общеобразовательных школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко, Брянск, 1996

  3. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера: Кн.для учителя; под ред.С.Н.Чистяковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999

  4. Прошицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб.пособие для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений, - М.: Просвещение 1995

  5. Технология: Учебник для уч-ся 8 класса общеобразоват. учрежден./ Под ред В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009

  6. Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. Материалы: кН.для учителя: под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008

Наглядный материал
таблицы; схемы; учебно-техническая документация;

технологические карты; инструкционные карты;
образцы объектов труда;
карточки-задания, тесты. 

Материально-техническое обеспечение:

Станки(токарный, фрезерный, сверлильный, вертикально-пильный)
Календарно-тематическое планирование 8 класс.



п/п

урока в теме

Тема урока

Формы организации учебной деятельности

Планируемые универсальные

учебные действия.

Дата

по плану

Дата фактического проведения

Домашняя экономика – 10 часов.







1

1

Вводный урок.



Беседа

Знать понятия домашняя экономика, технология, семья. Уметь: определять функции семьи в обществе и в экономическом пространстве.







2

2

Семейная экономика.

Комбинированный урок.

3

3

Потребности семьи.


Комбинированный урок.

Знать понятия потребности семьи, материальные и духовные потребности, потребности в жилье.

Уметь: классифицировать человеческие потребности, верно оценивать и сочетать личные потребности и возможности.







4

4

Потребности семьи в жилье.

Комбинированный урок.

5

5

Информация о товарах.


Комбинированный урок.

Знать понятия маркетинг, реклама. Этапы совершения покупок.Уметь читать штрих-код, разрабатывать рекламу.







6

6

Торговые символы, этикетки и штрих-код.

Комбинированный урок.

7

7

Бюджет семьи.



Комбинированный урок.

Знать понятия бюджет семьи, доходы и расходы семьи, налоги.Уметь:

определять структуру семейного бюджета;

рассчитывать плату за коммунальные услуги.







8


8


Расходы на питание.


Комбинированный урок.

Знать: требования к рациональному питанию;

значение пищевых веществ в жизни человека, распределение расходов на питание. Уметь: правильно составлять меню взрослого человека, планировать расходы на продукты питания.

9


9

Сбережения.
Личный бюджет.

Комбинированный урок.

Знать понятия накопления, сбережения, личный бюджет. уметь разделять переменные и непредвиденные расходы.







10

10

Экономика дачного участка.

Комбинированный урок.

Знать назначение приусадебного участка, варианты использования участка в целях предпринимательства. Уметь выполнять расчет затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка



Художественная обработка материалов. Краеведение. – 26 часа.

11

1

Народные промыслы Липецкого края.


Комбинированный урок.

Комбинированный.

Знать: народные промыслы Липецкого края,

Ремесла.

Виды художественной обработки древесины







12

2

Художественная обработка древесины.

13

3

Художественное точение древесины


Комбинированный урок.



Знать материалы и инструменты для точения;

свойства древесины

правила безопасной работы.

Устройство станка.







14

4

Подготовка к художественному точению

15

5

Точение цилиндрических и конических поверхностей.


Практический урок.



Знать приемы выполнения разно-контурных поверхностей.

Уметь выполнять фасонные поверхности.








16

6

Точение фасонных поверхностей

17

7

Этапы выполнения проекта.



Комбинированный урок.

Практическая работа.

Знать основные этапы выполнения проекта.

Уметь: работать со справочным материалом.








18

8

Конструкторская и технологическая документация

19

9

Поисковый этап. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву


Комбинированный урок.

Уметь выбрать и обосновать проект. Уметь разрабатывать различные варианты исполнения. Знать и уметь выбирать материалы и инструменты для работы.








20

10

Местные праздники и обряды

Комбинированный урок.

Знать систему календарных праздников и их связь с сезонной жизнью крестьян.








21

11

Липецкие узоры по дереву

Технология изготовления ковшей и чаш.

Практическая работа.

Ознакомить с промыслом – «Липецкие узоры». Знать национальные и местные особенности резьбы по дереву. Уметь самостоятельно работать с инструкционной картой. Ознакомить с видами росписи Липецких узоров







22

12

Технологический этап.

Резьба по дереву.

23

13

Работа над проектом.

Комбинированный урок.


Ознакомить с промыслом Липецкого края – романовской и добровской игрушкой.








24

14

Романовская и Добровская игрушки.

25

15

Работа над проектом.


Комбинированный урок.

Практическая работа.

Уметь работать над созданием творческого проекта.

.








26

16

Художественное выпиливание

27

17

Народные промыслы Дона.


Комбинированный урок.


Практическая работа.

Уметь работать над созданием творческого проекта.

Ознакомить с народными промыслами Дона







28

18

Гончарный промысел в селе Доброе

29

19

Кузнечное ремесло. Художественная ковка.


Комбинированный урок.

Практическая работа.

Уметь составлять экономическое и экологическое обоснование проекта.

Ознакомить с видами ковки, с развитием кузнечного дела.







30

20

Аналитический этап. Кузнечное дело.

31

21

Способы презентации проекта..



Комбинированный урок.

Комбинированный.

Знать способы презентации творческого проекта.

Уметь выполнить презентацию своего проекта.

Ознакомить с искусством гончарного дела и плетения из лозы.







32

22

Плетение из лозы. Гончарное дело







33

23

Работа над проектом.

Зодчество в Липецкой области.

Комбинированный урок

Знать понятие зодчество, виды и способы установки срубов.

Уметь работать над созданием творческого проекта.








34

24

Виды деревянных срубов

35

25

Изготовление сруба крестьянской избы.

Практический урок.

Защита проекта.

Доклад.

Уметь представить творческий проект
на этапе его защиты.







36

26

Защита творческого проекта.


Профориентационный курс « Мои профессиональные планы». Теоретическая часть – 16 часов.

37

1

Мои профессиональные планы. Вводное занятие.

Беседа.

Иметь представление о содержании курса. Знакомство с дневником выбора профессии.








38

2

Внутренний мир человека.

Комбинированный.


Знать:определение понятия личности, методы изучения личности.

Уметь осуществлять самооценку развития личностных качеств.

39

3

Многообразие мира профессий.


Комбинированный.


Знать определения понятий профессия, специальность. Иметь представление о разнообразии профессий, о развитии личности в профессиональном самоопределении.







40

4

Многообразие мира профессий.

41

5

Представления о себе.



Комбинированный.


Уметь осуществлять самооценку развития личностных качеств.

Знать пути формирования образа собственного «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).







42

6

Проблема выбора профессии.

43

7

Секреты выбора профессии.


Беседа.


Уметь составлять личный профессиональный план.Знать типичные ошибки при выборе профессии.







44

8

«Хочу – могу – надо»

45

9

Склонности в профессиональном выборе.

Комбинированный.



Знать: суть понятий профессиональный интерес и склонности; этапы развития

















интересов, склонностей.

Уметь осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и склонностей.








46

10

Интересы в профессиональном выборе.

47


11


Возможности личности

в профессиональной деятельности.

Комбинированный.

Знать понятие профессиональной пригодности. Иметь представление о профессионально важных качествах.







48

12

Разделение, содержание и характер труда.

Комбинированный урок.

Знать понятия профессионализм, специализация, квалификация.

Иметь представление об общественном разделении труда о целях труда, характере и культуре труда.

49

13

Процесс и условия труда.

Комбинированный урок.

Иметь представление о современных требованиях к труду, предметах, средствах и условиях труда.








50

14

Социально-психологический портрет профессионала.

Комбинированный урок.

Знать определение понятия профессионала. Иметь представление о профессиональной мобильности.


51

15

Анализ профессий.

Комбинированный урок.

Иметь понятие о профессиограмме.

Уметь составлять профессиограмму.








52

16

Классификация профессий.

Комбинированный урок.

Знать способы классификации профессий.

Уметь составлять формулу профессий.



Профессиональные пробы. Краеведение. Практическая часть – 12 часов.

53

1

Сфера «Человек-техника».

Слесарь-электрик.

Токарь.




Иметь представление о про­фессии электрик, токарь, о содержании, характере и условиях труда.
.







54

2


Сфера «Человек-знаковая система». Оператор ЭВМ.


Комбинированный урок.

Иметь представление о про­фессии оператора ЭВМ, о содержании, характере и условиях труда







55

3

Сфера «Человек – человек».

Учитель.

Комбинированный урок.

Иметь представление о про­фессиях учитель, о содержании, характере и условиях труда. Уметь выявить в процессе профессиональной пробы интерес к конкретной профессиональной деятельности.







56

4

Сфера » Человек-художественный образ».
Столяр.

Резчик по дереву.

Зодчий.


Иметь представление о про­фессии, о содержании, характере и условиях труда. Уметь выявить в процессе профессиональной пробы интерес к конкретной профессиональной деятельности, прове­рить свою готовность к самостоятельному, сознательному и обосно­ванному выбору профессии.

57

5

Геометрическая резьба.

Плоско-выемчатая резьба

.


Комбинированный урок.


Резьба по дереву. Иметь представление об истории появления резьбы поддереву, о материалах и инструментах. Знать виды и уметь выполнять приемы геометрической резьбы.







58

6

Деревянные срубы История. Материалы и инструменты.

59

7

Виды и приемы резьбы


Практический урок.







60

8

Способы соединений срубов

61

9

«Человек-природа». Природа Липецкого края.

Комбинированный урок.

Иметь представление о про­фессии пчеловод, о содержании, характере и условиях труда. Уметь выявить в процессе профессиональной пробы интерес к конкретной профессиональной деятельности, прове­рить свою готовность к самостоятельному, сознательному и обосно­ванному выбору профессии.







62

10

Пчеловод


63

11

Предметы быта и утварь в крестьянском жилище.







64

12

Итоговый урок года.







Резервное время – 4 часа.

Итого – 68 часов.


Рабочая программа профориентационного курса

«Мои профессиональные планы».

9 класс.
Пояснительная записка
1. Рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекса и методических рекомендаций доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Чистяковой С.Н. «Твоя профессиональная карьера» и муниципальной программы профориентационного курса «Мои профессиональные планы».

2. Данный профориентационный курс направлен на достижение следующих целей.

- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесение в процессе профессиональных проб;

- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

3. Данная программа содержит темы, включенные в муниципальную программу профориентационного курса «Мои профессиональные планы». Программа профориентационного курса рассчитана на 2 часа. В учебном плане школы на изучение профориентационного курса отведен 1 час в 9 классе, поэтому сокращено количество на проведение теоретической части и на выполнение профессиональных проб.

4. Для достижения поставленной цели используется учебно-методический комплект: «Твоя профессиональная карьера», учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией С.Н. Чистяковой 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г.

5. Общее количество часов, отводимое на курс при 1-м часе в неделю в 9-х классах – 34 ч. Курс изучается на уроках технологии. Курс состоит из двух частей: теоретической – 17 часов и практической (профессиональные пробы) - 15 часов. Проведение практической части профессиональных проб планируется после изучения теоретической части.

6. Основными формами организации учебного процесса являются: ком­бинированный урок, индивидуальные и групповые беседы.

В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на получение каждым обучающимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии, а во-вторых, на развитие этих психологических качеств.

Большое значение имеют профессиональные пробы учащих­ся. Профессиональная проба — это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.

Виды и формы контроля: текущий контроль (устные ответы, практические и самостоятельные работы, диагностические процедуры, доклады и сообщения, реферативные работы); - промежуточный контроль (тестирование, защита рефератов).

Требования к уровню подготовки учащихся (выпускников) 9 класса.

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологи­ческих и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; знание творческого потенциала, карьеры. Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда. Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, , информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а так же о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Учебно-тематический план.


п/п

Последовательность изучения разделов и тем



Количество часов




Профориентационный курс

«Мои профессиональные планы»




1

Теоретическая часть.


17

2

Практическая часть.

Профессиональные пробы.


15




Сфера «человек-техника».

Работа по столярному и слесарному делу.


7




«человек-человек». Психолог.


1




Сфера «человек-художественный образ».

Токарь. Художественное точение древесины

4




Сфера «человек-природа». Ландшафтный дизайнер.

3













Резервное время.

2




Итого.

34

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы:




Документы

архив: 1 стр.