Программа по технологии 5 класс пояснительная записка
Содержание программы учебного предмета.
Раздел 1. Семейная экономика. 10 часов.
Тема 1-2. Вводный урок. Семейная экономика. (2 часа)
Понятия «экономика», «домашняя экономика», «ресурсы», «семья», «благосостояние семьи». Цели и задачи домашней экономики, семья и её функции. Уровень благосостояния семьи.Предпринимательская деятельность.Практическая работа: описать ресурсы своей семьи; пути возможного увеличения финансового состояния семьи.
Тема 3-4. Потребности семьи. Потребности семьи в жилье. (2 часа)
Понятие «потребность». Разнообразие потребностей. Иерархия потребностей по Маслоу. Рациональные потребности. Потребности в жилье. Правила покупки товара. Свойства товара.Практическая работа: рассчитать затраты на приобретение срочных и необходимых вещей учащегося 8 класса; определить положительные и отрицательные качества приобретенных вещей.
Тема 5-6. Информация о товарах. Торговые символы, этикетки и штрих-код. (2 часа)
Понятие «маркетинг». Задачи маркетинга. Этапы совершения покупки. Средства рекламы. Торговые символы, этикетки. Штрих-код.
Практическая работа: разработать товар для производства в домашних условиях; определить страну-изготовителя по штрих-коду.
Тема 7-8. Бюджет семьи. Расходы на питание. (2 часа)
Понятия «бюджет», «доходы», «расходы». Источники дохода семьи. Бухгалтерская книга. Классификация расходов. Постоянные и переменные расходы. Обязательные платежи. Непредвиденные расходы.Роль школьников в увеличении доходной части бюджета. Практическая работа: описать бюджет своей семьи, разработка проекта снижения затрат на коммунальные услуги.
Тема 9-10. Сбережения. Личный бюджет. Экономика дачного участка. (2 часа)
Понятия: «акция», «накопления», «сбережения», «дивиденды», «кредит». Примеры вторичного использования ресурсов, понятие «дачный участок», его цель. Экологически чистая продукция. Себестоимость продукции.
Практическая работа: рассчитать площадь участка, необходимого для выращивания огородных растений.
Раздел 2. Художественная обработка материалов. Краеведение. (26 часов)
Тема 11-36. Народные промыслы и ремесла Липецкого края. Романовская и добровская игрушки. Липецкие узоры. Резьба по дереву. Художественное выпиливание. Плотницкое ремесло. Кузнечное дело в Липецкой области. Гончарное дело. Плетение из лозы. Художественное точение древесины. Художественная обработка металлов. Народные промыслы Дона. Зодчество в Липецкой области. Художественная обработка камня.
Этапы выполнения проекта. Выполнение индивидуального творческого проекта. Защита проекта.
Практическая работа: выполнение творческого проекта.
Раздел 3. Мои профессиональные планы. Теоретическая часть. – 16 часов.
Тема 37. Мои профессиональные планы. Вводное занятие – 1ч.
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Твоя профессиональная карьера».
Практическая работа. Знакомство с дневником выбора профессий.
Тема 38. Внутренний мир человека – 1ч.
Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Методы изучения личности.
Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.
Тема 39, 40. Многообразие мира профессий – 2ч.
Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий, Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Практическая работа. Составление словаря профессий.
Тема 41, 42. Представления о себе. Проблема выбора профессии – 2ч.
«Образ Я» как система представлений о себе. Структура «Образа Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой).
Диагностические процедуры. Методика «Кто я?»
Развивающие процедуры. Методика «Произвольное самоописание» (с учетом модификации «я» в глазах другого); методика самооценки (соотношение «реального» и «идеального» «я»).
Тема 43, 44. «Секреты» выбора профессии. «Хочу»-«могу»-«надо» – 2ч.
«Хочу» - склонности, желания, иннтересы личности; «могу»-человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо»-потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия о профессии, специальности, должности.
Практическая работа. Личный профессиональный план.
Тема 45, 46. Склонности в профессиональном выборе. Интересы в профессиональном выборе («хочу») - 2ч.
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения.
Диагностические процедуры. Карта интересов; опросник профессиональной готовности.Развивающие процедуры. Актуализация профессиональных интересов путем группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы.
Тема 47. Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»)-1ч.
Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Активная роль личности при выборе профессии.
Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных особенностей.
Практическая работа. Знакомство с описанием профессий.
Тема 48. Разделение, содержание и характер труда. –1ч.
Общественное разделение труда, Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций.Профессионализация. Специализация. Квалификация. Цель труда и его результаты. Умственный и физический труд. Характер труда. Культура труда.
Развивающие процедуры. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
Практическая работа. Определить, в деятельности каких профессионалов преобладает труд сложный, умственный, физический (предлагается перечень профессий).
Тема 49. Процесс и условия труда – 1ч.
Современные требования к труду. Предметы и средства труда. Условия труда.
Практическая работа. Письменная работа на тему: «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением.
Тема 50. Социально-психологический портрет профессионала – 1ч.
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. Психология принятия решений.
Тема 51. Анализ профессий – 1ч.
Основные признаки профессиональной деятельности – 1ч.
Предмет труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.
Формула профессии. Понятие о профессиограмме.
Практическая работа. Конкурс «Угадай профессию».
Тема 52. Классификация профессий – 1ч.
Способы классификации профессий. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности.
Практическая работа. Составление формул профессий.
Раздел 4. . Профессиональные пробы. Краеведение. – 12 часов.
Тема 53- 63. Сфера «Человек-техника». Слесарь-электрик. Токарь.
Знакомство с профессией
Выполнение профессиональных проб по данной профессии.
Сфера «Человек-знаковая система». Оператор ЭВМ.
Знакомство с профессией
Выполнение профессиональных проб по данной профессии.
Сфера «Человек-человек». Учитель.
Знакомство с профессией.
Выполнение профессиональных проб по данной профессии.
Сфера «Человек-художественный образ». Столяр-краснодеревщик. Резчик по дереву. Зодчий.
Знакомство с профессией. Выполнение профессиональных проб по данной профессии.
Сфера «Человек-природа». Цветовод. Общие сведения о растениях и почве. Технологический процесс выращивания растений.Знакомство с профессией – цветовод. Выполнение профессиональных проб по данной профессии.
Тема 64. Итоговый урок года.
Подведение итогов за год.
Учебно-методические средства обучения.
Для учащихся:
Технология. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф,2009.
Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват.учреждений / М.С.Гуткин, П.С. Лернер и др.; Под ред. С.Н.Чистяковой 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009
Для учителя:
Основы домашней экономики. Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. В.Д. Симоненко, Брянск, 1996
Творческие проекты учащихся 5-9 классов для общеобразовательных школ. Книга для учителя. Под редакцией В.Д. Симоненко, Брянск, 1996
Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера: Кн.для учителя; под ред.С.Н.Чистяковой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999
Прошицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб.пособие для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений, - М.: Просвещение 1995
Технология: Учебник для уч-ся 8 класса общеобразоват. учрежден./ Под ред В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2009
Технология: твоя профессиональная карьера: дидакт. Материалы: кН.для учителя: под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2008
Наглядный материал
таблицы; схемы; учебно-техническая документация;
технологические карты; инструкционные карты;
образцы объектов труда;
карточки-задания, тесты.
Материально-техническое обеспечение:
Станки(токарный, фрезерный, сверлильный, вертикально-пильный)
Календарно-тематическое планирование 8 класс.
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Формы организации учебной деятельности | Планируемые универсальные учебные действия. | Дата по плану | Дата фактического проведения |
Домашняя экономика – 10 часов. | | | ||||
1 | 1 | Вводный урок. | Беседа | Знать понятия домашняя экономика, технология, семья. Уметь: определять функции семьи в обществе и в экономическом пространстве. | | |
2 | 2 | Семейная экономика. | Комбинированный урок. | |||
3 | 3 | Потребности семьи. | Комбинированный урок. | Знать понятия потребности семьи, материальные и духовные потребности, потребности в жилье. Уметь: классифицировать человеческие потребности, верно оценивать и сочетать личные потребности и возможности. | | |
4 | 4 | Потребности семьи в жилье. | Комбинированный урок. | |||
5 | 5 | Информация о товарах. | Комбинированный урок. | Знать понятия маркетинг, реклама. Этапы совершения покупок.Уметь читать штрих-код, разрабатывать рекламу. | | |
6 | 6 | Торговые символы, этикетки и штрих-код. | Комбинированный урок. | |||
7 | 7 | Бюджет семьи. | Комбинированный урок. | Знать понятия бюджет семьи, доходы и расходы семьи, налоги.Уметь: определять структуру семейного бюджета; рассчитывать плату за коммунальные услуги. | | |
8 | 8 | Расходы на питание. | Комбинированный урок. | Знать: требования к рациональному питанию; значение пищевых веществ в жизни человека, распределение расходов на питание. Уметь: правильно составлять меню взрослого человека, планировать расходы на продукты питания. | ||
9 | 9 | Сбережения. Личный бюджет. | Комбинированный урок. | Знать понятия накопления, сбережения, личный бюджет. уметь разделять переменные и непредвиденные расходы. | | |
10 | 10 | Экономика дачного участка. | Комбинированный урок. | Знать назначение приусадебного участка, варианты использования участка в целях предпринимательства. Уметь выполнять расчет затрат и возможной прибыли в соответствии с ценами местного рынка | ||
Художественная обработка материалов. Краеведение. – 26 часа. | ||||||
11 | 1 | Народные промыслы Липецкого края. | Комбинированный урок. | Комбинированный. Знать: народные промыслы Липецкого края, Ремесла. Виды художественной обработки древесины | | |
12 | 2 | Художественная обработка древесины. | ||||
13 | 3 | Художественное точение древесины | Комбинированный урок. | Знать материалы и инструменты для точения; свойства древесины правила безопасной работы. Устройство станка. | | |
14 | 4 | Подготовка к художественному точению | ||||
15 | 5 | Точение цилиндрических и конических поверхностей. | Практический урок. | Знать приемы выполнения разно-контурных поверхностей. Уметь выполнять фасонные поверхности. | | |
16 | 6 | Точение фасонных поверхностей | ||||
17 | 7 | Этапы выполнения проекта. | Комбинированный урок. | Практическая работа. Знать основные этапы выполнения проекта. Уметь: работать со справочным материалом. | | |
18 | 8 | Конструкторская и технологическая документация | ||||
19 | 9 | Поисковый этап. Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву | Комбинированный урок. | Уметь выбрать и обосновать проект. Уметь разрабатывать различные варианты исполнения. Знать и уметь выбирать материалы и инструменты для работы. | | |
20 | 10 | Местные праздники и обряды | Комбинированный урок. | Знать систему календарных праздников и их связь с сезонной жизнью крестьян. | | |
21 | 11 | Липецкие узоры по дереву Технология изготовления ковшей и чаш. | Практическая работа. Ознакомить с промыслом – «Липецкие узоры». Знать национальные и местные особенности резьбы по дереву. Уметь самостоятельно работать с инструкционной картой. Ознакомить с видами росписи Липецких узоров | | | |
22 | 12 | Технологический этап. Резьба по дереву. | ||||
23 | 13 | Работа над проектом. | Комбинированный урок. | Ознакомить с промыслом Липецкого края – романовской и добровской игрушкой. | | |
24 | 14 | Романовская и Добровская игрушки. | ||||
25 | 15 | Работа над проектом. | Комбинированный урок. | Практическая работа. Уметь работать над созданием творческого проекта. . | | |
26 | 16 | Художественное выпиливание | ||||
27 | 17 | Народные промыслы Дона. | Комбинированный урок. | Практическая работа. Уметь работать над созданием творческого проекта. Ознакомить с народными промыслами Дона | | |
28 | 18 | Гончарный промысел в селе Доброе | ||||
29 | 19 | Кузнечное ремесло. Художественная ковка. | Комбинированный урок. | Практическая работа. Уметь составлять экономическое и экологическое обоснование проекта. Ознакомить с видами ковки, с развитием кузнечного дела. | | |
30 | 20 | Аналитический этап. Кузнечное дело. | ||||
31 | 21 | Способы презентации проекта.. | Комбинированный урок. | Комбинированный. Знать способы презентации творческого проекта. Уметь выполнить презентацию своего проекта. Ознакомить с искусством гончарного дела и плетения из лозы. | | |
32 | 22 | Плетение из лозы. Гончарное дело | | | ||
33 | 23 | Работа над проектом. Зодчество в Липецкой области. | Комбинированный урок | Знать понятие зодчество, виды и способы установки срубов. Уметь работать над созданием творческого проекта. | | |
34 | 24 | Виды деревянных срубов | ||||
35 | 25 | Изготовление сруба крестьянской избы. | Практический урок. Защита проекта. | Доклад. Уметь представить творческий проект на этапе его защиты. | | |
36 | 26 | Защита творческого проекта. | ||||
Профориентационный курс « Мои профессиональные планы». Теоретическая часть – 16 часов. | ||||||
37 | 1 | Мои профессиональные планы. Вводное занятие. | Беседа. | Иметь представление о содержании курса. Знакомство с дневником выбора профессии. | | |
38 | 2 | Внутренний мир человека. | Комбинированный. | Знать:определение понятия личности, методы изучения личности. Уметь осуществлять самооценку развития личностных качеств. | ||
39 | 3 | Многообразие мира профессий. | Комбинированный. | Знать определения понятий профессия, специальность. Иметь представление о разнообразии профессий, о развитии личности в профессиональном самоопределении. | | |
40 | 4 | Многообразие мира профессий. | ||||
41 | 5 | Представления о себе. | Комбинированный. | Уметь осуществлять самооценку развития личностных качеств. Знать пути формирования образа собственного «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). | | |
42 | 6 | Проблема выбора профессии. | ||||
43 | 7 | Секреты выбора профессии. | Беседа. | Уметь составлять личный профессиональный план.Знать типичные ошибки при выборе профессии. | | |
44 | 8 | «Хочу – могу – надо» | ||||
45 | 9 | Склонности в профессиональном выборе. | Комбинированный. | Знать: суть понятий профессиональный интерес и склонности; этапы развития | | |
| | | | интересов, склонностей. Уметь осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и склонностей. | | |
46 | 10 | Интересы в профессиональном выборе. | ||||
47 | 11 | Возможности личности в профессиональной деятельности. | Комбинированный. | Знать понятие профессиональной пригодности. Иметь представление о профессионально важных качествах. | | |
48 | 12 | Разделение, содержание и характер труда. | Комбинированный урок. | Знать понятия профессионализм, специализация, квалификация. Иметь представление об общественном разделении труда о целях труда, характере и культуре труда. | ||
49 | 13 | Процесс и условия труда. | Комбинированный урок. | Иметь представление о современных требованиях к труду, предметах, средствах и условиях труда. | | |
50 | 14 | Социально-психологический портрет профессионала. | Комбинированный урок. | Знать определение понятия профессионала. Иметь представление о профессиональной мобильности. | ||
51 | 15 | Анализ профессий. | Комбинированный урок. | Иметь понятие о профессиограмме. Уметь составлять профессиограмму. | | |
52 | 16 | Классификация профессий. | Комбинированный урок. | Знать способы классификации профессий. Уметь составлять формулу профессий. | ||
Профессиональные пробы. Краеведение. Практическая часть – 12 часов. | ||||||
53 | 1 | Сфера «Человек-техника». Слесарь-электрик. Токарь. | | Иметь представление о профессии электрик, токарь, о содержании, характере и условиях труда. . | | |
54 | 2 | Сфера «Человек-знаковая система». Оператор ЭВМ. | Комбинированный урок. | Иметь представление о профессии оператора ЭВМ, о содержании, характере и условиях труда | | |
55 | 3 | Сфера «Человек – человек». Учитель. | Комбинированный урок. | Иметь представление о профессиях учитель, о содержании, характере и условиях труда. Уметь выявить в процессе профессиональной пробы интерес к конкретной профессиональной деятельности. | | |
56 | 4 | Сфера » Человек-художественный образ». Столяр. Резчик по дереву. Зодчий. | Иметь представление о профессии, о содержании, характере и условиях труда. Уметь выявить в процессе профессиональной пробы интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверить свою готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии. | |||
57 | 5 | Геометрическая резьба. Плоско-выемчатая резьба . | Комбинированный урок. | Резьба по дереву. Иметь представление об истории появления резьбы поддереву, о материалах и инструментах. Знать виды и уметь выполнять приемы геометрической резьбы. | | |
58 | 6 | Деревянные срубы История. Материалы и инструменты. | ||||
59 | 7 | Виды и приемы резьбы | Практический урок. | | | |
60 | 8 | Способы соединений срубов | ||||
61 | 9 | «Человек-природа». Природа Липецкого края. | Комбинированный урок. | Иметь представление о профессии пчеловод, о содержании, характере и условиях труда. Уметь выявить в процессе профессиональной пробы интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверить свою готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии. | | |
62 | 10 | Пчеловод | ||||
63 | 11 | Предметы быта и утварь в крестьянском жилище. | | | ||
64 | 12 | Итоговый урок года. | | | ||
Резервное время – 4 часа. Итого – 68 часов. |
Рабочая программа профориентационного курса
«Мои профессиональные планы».
9 класс.
Пояснительная записка
1. Рабочая программа разработана на основе учебно-методического комплекса и методических рекомендаций доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Чистяковой С.Н. «Твоя профессиональная карьера» и муниципальной программы профориентационного курса «Мои профессиональные планы».
2. Данный профориентационный курс направлен на достижение следующих целей.
- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесение в процессе профессиональных проб;
- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи курса:
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
3. Данная программа содержит темы, включенные в муниципальную программу профориентационного курса «Мои профессиональные планы». Программа профориентационного курса рассчитана на 2 часа. В учебном плане школы на изучение профориентационного курса отведен 1 час в 9 классе, поэтому сокращено количество на проведение теоретической части и на выполнение профессиональных проб.
4. Для достижения поставленной цели используется учебно-методический комплект: «Твоя профессиональная карьера», учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией С.Н. Чистяковой 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г.
5. Общее количество часов, отводимое на курс при 1-м часе в неделю в 9-х классах – 34 ч. Курс изучается на уроках технологии. Курс состоит из двух частей: теоретической – 17 часов и практической (профессиональные пробы) - 15 часов. Проведение практической части профессиональных проб планируется после изучения теоретической части.
6. Основными формами организации учебного процесса являются: комбинированный урок, индивидуальные и групповые беседы.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на получение каждым обучающимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии, а во-вторых, на развитие этих психологических качеств.
Большое значение имеют профессиональные пробы учащихся. Профессиональная проба — это завершенный вид учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, имеющей профессиональную направленность.
Виды и формы контроля: текущий контроль (устные ответы, практические и самостоятельные работы, диагностические процедуры, доклады и сообщения, реферативные работы); - промежуточный контроль (тестирование, защита рефератов).
Требования к уровню подготовки учащихся (выпускников) 9 класса.
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; знание творческого потенциала, карьеры. Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда. Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, , информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а так же о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Учебно-тематический план.
-
№ п/п
Последовательность изучения разделов и тем
Количество часов
Профориентационный курс
«Мои профессиональные планы»
1
Теоретическая часть.
17
2
Практическая часть.
Профессиональные пробы.
15
Сфера «человек-техника».
Работа по столярному и слесарному делу.
7
«человек-человек». Психолог.
1
Сфера «человек-художественный образ».
Токарь. Художественное точение древесины
4
Сфера «человек-природа». Ландшафтный дизайнер.
3
Резервное время.
2
Итого.
34
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: