NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа внеурочной деятельности классного руководителя для 1-4 классов

Тема 8. Методы диагностики сформированности гражданской идентичности у детей

Цель: научить родителей проводить диагностику сформированности гражданской идентичности.

Проведение анкетирования по сформированности гражданской идентичности и обработка результатов.  Составление самостоятельных диагностических материалов, включающих оценку чувства  ответственности, чувства долга, оценку когнитивной и мотивационной составляющих   гражданской идентичности.  Оценка  межкультурной  толерантности и другие.

  Тема 9.  Как воспитать чувство долга перед родителями, семьей, обществом и страной

  Цель: раскрыть понимание главной составляющей личности - долга перед семьей, обществом, страной.

Понятие долга.  Родительский долг,  сыновний долг. Долг перед  обществом, перед страной. Совесть - мерило человеческой сущности.

 

Требования к усвоению родителями данной программы

Родители должны:

знать: нормативно-правовую составляющую законодательства  Российской Федерации в отношении гражданской идентичности;   основные компоненты  гражданской идентичности, методы и приемы формирования гражданской идентичности, патриотизма, толерантности, этнокультурного самосознанияэкологической культуры в семье;  факторы  социализации детей и их роли в воспитании;  функции семьи и ее место в воспитании личности; этнокультурные традиции воспитания в семьях;  мотивацию родителей по формировании гражданской идентичности;  психолого-педагогические  особенности развития детей младшего школьного возраста;

-  уметь: организовывать  процесс формирования гражданской идентичности  в семье; проводить диагностику сформированности гражданской идентичности у детей и оценивать ее уровень;  строить отношения с педагогами по организации воспитательных воздействий на ребенка;  развивать интеллектуальные, творческие способности у детей; проектировать семейный уклад на основе общероссийской, этнической и мировой культуры; предупреждать негативное влияние среды;  грамотно общаться с детьми и  совершенствовать воспитательный потенциал     семьи; заниматься профилактикой  негативного влияния на детей  элементов деструктивных культур (тоталитарных сект, экстремистских организаций, зависимостей от психоактивных веществ, игромании и т.д.);  быть законопослушными   гражданами;

желать:  формировать у своих детей этнокультурную, гражданскую и общечеловеческую идентичность и  нравственность;  показывать личным  примером  отношения к людям, природе, стране,  народам и их культуре; сотрудничать с образовательными учреждениями с целью формирования целостной личности; совершенствовать родительскую педагогическую культуру;  быть примером настоящего  гражданина страны для своих детей;

действовать: целенаправленно воспитывать у детей гражданскую культуру и нравственность;  вести   активный диалог с педагогами;  участвовать в  гражданских мероприятиях  города, села (выборы,  общественные акции, субботники, шефство, охрана окружающей природы, операции  милосердия, наш двор и др.);  высказывать свою гражданскую позицию к негативным проявлениям по отношению к стране, ее народам и культуре;  жить в соответствии с законами страны и  соблюдать Конституцию Российской Федерации; личным примером показывать своим детям  положительное отношение к России ее народам и их культуре, малой родине; содействовать предотвращению межнациональных конфликтов и способствовать их решению;  уважать  общероссийские, этнокультурные и общечеловеческие традиции  мирного сосуществования; показывать в повседневной жизни положительный образец личности россиянина. 

                     

Рекомендации по использованию диагностических материалов

 

Рекомендуется один раз в год проводить встречу с родителями в форме презентаций успешных семейных практик, способствующих распространению положительного психолого-педагогического опыта творческих семей в формировании гражданской идентичности.

Тематические, индивидуальные и групповые консультации проводятся по запросам самих родителей либо при возникновении проблем, носящих конфиденциальный характер и требующих безотлагательного решения. Родители приглашаются к участию в консультациях с помощью специальных приглашений. В тематических консультациях участвуют специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Родители должны уйти после консультации, получив конкретные рекомендации по проблеме, которая их волнует. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с детьми, друзьями ребенка, педагогами, очень корректно выяснить причину конфликта, если он имеется. Проблема, выносимая на консультацию, должна рассматриваться с различных позиций: ребенка, родителей, педагога, окружения. Во время консультации ни в коем случае нельзя сравнивать родителей и детей друг с другом, важно общение в доброжелательной атмосфере. Для родителей можно подготовить мини- программки бесед и занятий и показатели сформированности гражданской идентичности.     

Показатели сформированности гражданской идентичности у детей:

- позитивное мировосприятие  мира и своего места в нем;

- отношение к Родине как  гражданина своей страны;

- знание  о территории и границах России, ее географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

- знание  государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание  о народах и этнических группах России;

- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

- экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

-чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

- уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- участие в общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях просоциального характера;

- выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

- выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в происходящих в стране и мире событиях,  посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни);

- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально-исторических условий.

-  установки на принятие ведущих ценностей своей национальной культуры, культуры «малой родины»;

-  установки социальной толерантности, готовности к диалогу и сотрудничеству с людьми разных убеждений, национальных культур и религий.

Таким образом, на основе  требований ФГОС к личностному развитию детей  выделяются целевые приоритеты родителей и критерии оценки сформированности гражданской идентичности.

 

Диагностические материалы по оценки сформированности  гражданской идентичности у младших школьников в семье

Тест 1. «С чего начинается Родина»

Проведение  данного анкетирования позволит определить уровень сформированности когнитивной составляющей  гражданской идентичности  у младших школьников.  Тест включает следующие вопросы:

1. Какие цвета присутствуют на государственном флаге нашей страны?

2. Какой город является столицей нашей Родины?

3. Какие народные сказки ты знаешь?

4. Как зовут твоих дедушек  и бабушек?

5. Назови дни рождения мамы и папы?

6. Кто является президентом нашей страны?

7. В  каком городе, районе, селе  ты живешь?

8. Назови реки нашей страны?

9. Какие марки отечественных машин ты знаешь?

10.    Назови диких животных обитающих в твоем крае?

11.     Какая птица изображена на гербе   нашей страны?

12.    Кто из русских поэтов написал сказку О рыбаке и  рыбке? 

13.    Какой праздник отмечают только в России?   

Ответы детей на эти вопросы покажут,  какие знания, представления о стране, семье сформированы  у ваших  детей, какие проблемы имеются.

Тест 2.    « Кто Я?»

Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности, определения ее мотивационной готовности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией. Ребенку следует объяснить, какую функцию он выполняет в жизни.

 Условно можно выделить шесть основных сфер жизни, которые могут быть представлены в идентификационных характеристиках:

1. Семья, Я- сын, дочь, внук, племянник, брат, сестра. 
2. Родина, Я – москвич, Я – россиянин, Я – сибиряк, Я – кавказец и т.д.

3.  Народ, Я – русский, Я- еврей, Я- татарин, Я-  якут и т.д. 
4. Учеба, Я – ученик, Я -  первоклассник, Я- дежурный.  
5. Досуг, Я – спортсмен, Я – певец, Я- фигуристка, Я –футболист, фотограф  и т.д.; 
6. Отношения, Я – друг, Я- помощник, Я- хозяин, Я- командир, Я- человек.  
 Образец: Я – мальчик, хороший.

1.      Я … (до 10-Я)

 

 Теперь каждую отдельную  социальную роль и характеристику ребенка оцените по четырехзначной системе

«+» – знак «плюс» ставится, если в целом ребенку  данная роль нравится; 
 «-»- знак «минус»- если в целом ребенку данная роль не нравится; 
 «±» – знак «плюс-минус» – если данная роль ребенку и  нравится, и не нравится одновременно; 
 «?» – знак «вопроса» – если ребенок  не знает на данный момент времени, как он  относится к этой роли.

Знак своей оценки необходимо ставить слева от номера характеристики.  После того как ваш ребенок  написал свои роли и  характеристики и поставил знаки, подведите итог: сколько всего получилось ответов,  сколько ответов каждого знака.

Если у ребенка больше плюсов, это значит, что ребенок сознает себя частью семьи, страны,  сообщества, коллектива и стремится быть положительным.  Если же у ребенка больше знаков минус, то это говорит о том, что у ребенка низкий уровень социальной  идентичности.

Наличие знака «?» при оценке идентификационных характеристик говорит о способности ребенка  переносить ситуацию внутренней неопределенности, а значит, косвенно свидетельствует о способности ребенка  к изменениям, готовности к переменам.

 Социальная идентичность преобладает в случае, когда у ребенка  наблюдается высокий уровень определенности схемы «мы – другие» и низкий уровень определенности схемы «я – мы». Личностная идентичность превалирует у детей  с высоким уровнем определенности схемы «я – другие» и низким уровнем определенности схемы «мы – другие».

Таким образомсоотношение социальных ролей и индивидуальных характеристик говорит о том, насколько ребенок  осознает и принимает свою уникальность, а также насколько ему важна принадлежность к той или иной группе людей.

 

                     Тест 3.  “Цветопись” автор Лутошкин А.Н.

Данная методика применяется для изучения динамических особенностей  эмоциональных состояний детей,  как в  коллективе, так и  самочувствия ребенка в семье.  Цветопись применяется  также для оценки воздействия различных ситуаций на настроение  членов семьи, для изучения эффективности некоторых форм воспитательного воздействия родителей на детей.

Цветопись не дает возможность передать все многообразие оттенков настроения ребенка, однако тот или иной цвет все же отражает зону преобладающего настроения. Основной методический инструмент проведенных исследований – это дневник настроений, рабочая часть которого демонстрирует их цветовой диапазон:  красного,  желтого, зеленого,  фиолетового и черного цветов. Каждая полоса символизирует определенное настроение и сопровождается соответствующей словесной характеристикой. После каждого мероприятия, проведенного с ребенком,  в конце дня он цветом отмечает этот день. Это означает, понравилось ему мероприятие, музей, театр, поход, игра, т.е. проведенный день. Каким он был для него. 

Работа с цветописями, как правило, требует ежедневной диагностики  родителями климата в семье.   

Шкала цветового диапазона. 
Красный - зона бодрого, мажорного настроения. 
Желтый - зона приятного, благодушного настроения. 
Зеленый – зона спокойного, уравновешенного тона. 
Фиолетовый – зона неудовлетворенности, тревожности. 
Черный – зона пессимизма, уныния, упадка.

Если Вы увидели, что  в конце недели или месяца ребенок окрашивает день в черный или фиолетовый цвет, то   следует изменить климат в семье и жизни ребенка, разобраться в проблемах и помочь ему.

 

               Тематика бесед и занятий родителей  с детьми

Раздел 1. Любовь к Родине начинается с семьи?

Тема 1. Что такое семья? 

Тема 2. Я член семьи, какой я. 

Тема 3.  Бабушка рядышком с дедушкой.

Тема 4. Флаг моей семьи.

Раздел 2. С чего начинается Родина?

Тема 1. Где эта улица, где этот дом?

Тема 2. Четвероногие  друзья - члены семьи.

Тема 3.  Семейный альбом - страницы памяти.

Тема 4.  Сажаем семейный сад

Раздел 3.   Когда мои друзья со мной. 

Тема1.  Я – друг, какой я? 

Тема 2. Дружба крепкая. Что это значит?

Тема 3. Кто твой друг и я скажу, кто ты.  

Тема 4. Наш семейный паровоз.

 

Примерные сценарии занятий родителей с детьми

1. Тема "Семейный сад".

Сад – хорошая метафора для  семьи.  Каждый отдельный цветок красив и неповторим, и каждый  является составной частью большого красивого семейного  сада. И хотя маленькие дети еще не в состоянии понять связь между метафорой и реальностью, тот факт, что они  сажают семейный сад и  наглядно демонстрируют свою  семейную общность, делает этот вид деятельности очень важным.

Ход задания

1. Из цветной бумаги вырежьте множество стеблей, листков и цветков простой формы.

2. Расстелите на столе оберточную бумагу и разложите на ней части растений. Вместе с ребенком  нарисуйте по всей длине бумаги землю для вашего сада.

3. Вверху на листе бумаги составьте из частей цветок и «посадите» его в нарисованную землю, на цветке  ребенок пишет свое    имя.

4. Затем сажают  все цветки и на цветках  ребенок пишет имя  всех членов семьи.

5. После того, как будут посажены все цветы, предложите детям нарисовать в саду солнышко, облака, птиц, жуков, бабочек. Когда сад будет готов, этот лист бумаги, превратившийся в сад, можно повесить на

стену  в кухне или детской спальне, чтоб ребенок видел всегда, что он  не один, а  они все вместе составляют красивый сад. Всем в саду хорошо.

6. В течение нескольких следующих дней обращайте внимание ребенка на сад. Говорите, что каждый цветок такой красивый и необычный и если бы его не было, то сад бы опустел. Необходимо беречь каждый цветок в нашем саду.

2. Тема "Наш  семейный паровоз".

Создаем проект     семейное панно,  использую   семейные фотографии и картинки из старых журналов.

Работа над проектом "Наш семейный паровоз" позволяет воспитать у детей чувство уважения к своим родителям, ответственности за свою семью и гордости. 

Ход задания

1. Рисуем или вырезаем  картинки и приклеиваем на большом ватмане  паровоз и вагончики.   

2. Затем подбираем из семейного альбома фотографии членов семьи и приклеиваем их или просто помещаем кого-то в паровоз, а кого-то в вагончике.  Чтобы разместить всех членов семьи на паровозике, нужно провести беседу, и ответить на вопросы:" А кто у нас в семье  машинист? Кто  помогает машинисту, а кто просто пассажир?"  В зависимости от того, кто из членов в семье дорог ребенку и ребенок понимает, кто материально содержит семью, кто создает уют в доме, кто играет с ребенком. Ваш ребенок расставляет членов семьи по значимости.   Обсудите вклад, который вносит в семью каждый из ее членов. Попытайтесь довести до группы мысль, что дети тоже вносят свой вклад в благополучие семьи, например, дают старшим членам семьи возможность гордиться способностью заботиться о младших, помогать им и учить их. Данное панно  можно поместить в зале или на кухне, на виду у ребенка и время от времени обращаться к нему и хвалить сына или дочь на успехи в учебе, творческих делах, спорте. Говорить об успехах папы и мамы, братьев и сестер.

 

3. Тема "Флаг моей семьи".

В этой деятельности должен принять участие каждый член семьи.  До изготовления флага семьи, обсудите с детьми ваши интересы, любимые занятия,  дайте характеристику нравственных, духовных  качеств  семьи,  какие мечты есть у ваших детей. Расскажите, что такое флаг, какую содержательную нагрузку он несет. Покажите государственный флаг России, обсудите, что означают цвета данного флага.  Выберите цвета  с ребенком для вашего флага.  И  приступайте к раскраске.  Флаг можно изготовить их альбомного листа, из белого материала или из цветной бумаги.    

Ход задания

1. Раскрасьте флаг.

2.. В верхней части флага напишите   фамилию семьи. В центре флага

нарисуйте солнце.

3.  Обведите ладони детей и все членов семьи,  чтобы они располагались вокруг солнца кругом или полукругом. Один палец каждой ладошки должен немного пересекаться с пальцем следующей.

4. На ладошках  напишите имена  всех членов семьи.

5. Прикрепите флаг к древку и повесьте его в  комнате ребенка.

 

 

        Примерный список произведений для чтения с детьми

Тема: Общение.

С. Михалков. «А что у вас?»;

Е. Чарушин. «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»;

И. Токмакова. «Крошка Вили Винки»;

Г. Лебедева. «Как Маша поссорилась с подушкой»;

А. Барто. «Помощница»;

В. Сутеев. «Цыпленок и утенок», «Кто сказал мяу»;

С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Вот какой рассеянный...», «Мяч», «Кошкин дом»;

К. Чуковский. «Путаница»; «Телефон», «Федорино горе», «Муха – Цокотуха».

Л. Толстой. «Был у Пети и Миши конь...», «Два товарища», «Старый дед и внучек», «Желтухин» (из книги «Детство Никиты»);

Братья Гримм. «Заяц и еж»;

Е. Благинина. «Не мешайте мне трудиться»;

Д. Харрис. «Смоляное чучелко», «Как братец Кролик перехитрил братца Лиса»;

Р. Киплинг. «Слоненок»;

В. Маяковский. «Кем быть?»;

А. Милн. «Вини – Пух и все – все – все»;

П. Воронько. «Про бычка»;

Э. Мошковская. «Митя приехал», «Хороший вечер», «Кто?», «Ночные стихи»;

Д. Самойлов. «Слоненок пошел учиться»;

Я. Аким. «Что говорят двери»;

М. Зощенко. «Елка»;

М. Карим. «Эту песню пела мама»;

Р. Сеф. «Машины», «Дисциплина», «Мистер Жук»;

Русские народные сказки. «Гуси – лебеди», «Три медведя», «Маша и  медведь», «Лиса и заяц», «Лисичка – сестричка и серый волк»,  «Заюшкина избушка»;

Словацкая сказка. «Кто сшил Видеку рубашку».

Тема: Общность.

К. Ушинский. «Петушок с семьей»;

К. Чуковский. «Краденое солнце»;

Е. Благинина. «Не мешайте мне трудиться»;

А. Бродский. «Новичок»;

Н. Найденова. «Новая девочка»;

О. Высоцкая. «В нашем детском саду»;

Н. Калинина. «Первый день в детском саду»;

Н. Забила. «Ясочкин детский садик»;

С. Маршак. «Двенадцать месяцев»;

Б. Заходер. «Портниха», «Повара»;

Г. Ладонщиков. «Мои друзья от А до Я»;

Ю Тувим. «Все для всех»;

А Ахундова. «У подъезда две скамейки»;

К Женэ. «Руки человека»;

«Три поросенка» в пересказе С. Михалкова;

Братья Гримм. «Бременские музыканты»;

Р.Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»;

К. Тангрыкулиев. «Четыре сестры»;

Русские народные сказки: «Теремок», «Зимовье зверей», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Бабушка, внучка да курочка», «Семь Симеонов – семь работников»;

Шотландская песенка «Спляшем»;

Чешская песенка «Семейка».

Тема: Разговор.

С. Михалков. «А что у вас?»;

К. Чуковский. «Телефон», «Мойдодыр»;

С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный...»,  "Мяч»;

А. Пушкин. «Ветер, ветер...», « Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»);

В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Кем быть?»;

В. Сутеев. «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»;

В. Комаров. «Про утенка»;

Е. Серова. «Ветерок спросил...»;

Я. Аким. «Пишу тебе письмо»;

Н. Ламм. «Заяц гордо шел по лесу», «Заячья любовь»;

Д. Хармс. «Врун»;

А. Усачев. «Любопытная Варвара»;

Э. Мошковская. «Пряники из грязи», «Вежливое слово»;

И Сельванский. «Внучка»;

Р. Киплинг. «Слоненок»;

Русские народные сказки: «Теремок», «Колобок»;

Русские народные песни и потешки: «Сорока, сорока...», «Огуречик, огуречик...», «Дождик, дождик, полно лить...», «Солнышко – колокол-

нышко...», «Ножки, ножки, где вы были?», «Ты, мороз, мороз, мороз...».

Мексиканская сказка «Вежливый кролик».


страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6


скачать

Другие похожие работы:








Документы

архив: 1 стр.