Протокол № Председатель пцк шарапова О. В. ( подпись ) Комплект
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Тамбовское образовательное государственное
бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тамбовский политехнический техникум им.М.С.Солнцева»
УтверждЕН
на заседании ПЦК естественно-
научных дисциплин
«___»__________20__ г.,
протокол №___
Председатель ПЦК
_________________Шарапова О.В.
(подпись)
Комплект
контрольно-оценочных средств
учебной дисциплины
ОДБ.01 Русский язык
основной образовательной программы (ОПОП)
по специальности
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
код и наименование
Тамбов 2012г.
ОДОБРЕНЫ на заседании предметно-цикловой комиссии Протокол № _____ от __________________ Председатель ____________Шарапова О.В. Подпись ФИО | Составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 190631 ТО и ремонт автомобильного транспорта Код и наименование Зам. директора по УР_________Сажнева В.М. Подпись |
РАССМОТРЕНЫ на заседании научно-методического совета Протокол № ____ от _______________ |
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Тамбовский политехнический техникум им.М.С.Солнцева»
Разработчики:Стрижкова В.И., преподаватель ТПТ им.М.С.Солнцева
___________________ __________________ _____________________
(инициалы, фамилия) (занимаемая должность) (место работы)
1. Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Русский язык.
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме экзамена.
КОС разработаны на основании положений:
основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО;
программы учебной дисциплины Русский язык.
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результатов |
умение осуществлять речевой самоконтроль; умение оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | анализ видов речевой деятельности, речевой ситуации ее компонентов преобразование монологической речи в диалогическую и наоборот |
умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; | соблюдение социальных аспектов культуры речи |
умение проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; | выявление стилистических ошибок |
умение использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи; | восприятие основных видов чтения |
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; | нахождение необходимой информации из различных источников |
умение создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; | преобразование устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров |
умение применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; | соблюдение основных литературных норм в практике речевого общения |
умение соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка; | использование орфографических и пунктуационных норм литературного языка в практике письма |
умение соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; | следование нормам речевого поведения в различных сферах и ситуациях |
умение использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; | употребление основных приемов информационной переработки текста |
знание связи языка и истории, культуры русского и других народов; | воспроизведение знаний о связи языка и истории и культур разных народов |
знание смысла понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; | систематизация основных понятий успешного общения |
знание основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи; | распознание основных языковых единиц, уровней, признаков и взаимосвязи |
знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. | обобщение типов литературных норм и правил речевого поведения |
3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля
Наименование элемента умений или знаний | Виды аттестации | |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация | |
У 1. Умение осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Т1 | |
У 2. Умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | Д2 | |
У 3.Умение проводить лингвистический анализ текста различных функциональных стилей и разновидностей языка. | Т 3 | Экзамен |
У 4. Умение использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи. | Т4 | Экзамен |
У 5. Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. | Т 2 | Экзамен |
У6. Умение создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения | Т3 | Экзамен |
У 7. Умение применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка. | Т 1 | |
У 8. Умение соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. | | |
У 9. Умение соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | Д1 Т4 | Экзамен |
У 10. Умение использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста. | Т4 | Экзамен |
З 1. Знание связи языка и истории, культуры русского и других народов. | Т 2 | |
З 2. Знание смысла понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. | Т 3 | |
З 3. Знание основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи. | Д2 | |
З 4. Знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. | Д1 Т 1 Т4 | Экзамен |
Т – тест
Д – диктант
4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений.
Содержание учебного материала по программе УД | Тип контрольного задания | |||||||||||||
З1 | З2 | З3 | З4 | У1 | У2 | У3 | У4 | У5 | У6 | У7 | У8 | У9 | У 10 | |
Раздел 1. Тема 1.1.Язык и речь | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел 1. Тема 1.2.Функциональные стили речи | | | | Д | | | | | Т | | | | Д | |
Раздел 2. Тема 2.1.Лексика | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел 2. Тема 2.2.Фразеология | | | Т | | | | | | | Т | | | | |
Раздел 3. Тема 3.1 Фонетика, графика | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел 3. Тема 3.2 Орфоэпия | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел 3. Тема 3.3 Орфография | | | | Д | | | | | | | | Т | Д | |
Раздел 4. Тема 4.1 Морфемика | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел 4. Тема 4.2 Словообразование | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел 4. Тема 4.3 Орфография | Т | | | | | | Т | | Т | | | | | |
Раздел 5. Тема 5.1 Морфология | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел 5. Тема 5.2 Орфография | | Т | | Т | | | | | | | Т | | | |
Раздел 6. Тема 6.1 Служебные части речи | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел 7. Тема 7.1 Словосочетание | | | | | | | | | | | | | | |
Раздел 7. Тема 7.2 Предложение | | Т | | | Т | | | Т | | | | | | Т |
5. Структура контрольного задания
5.1.Диктант 1
5.1.1 Текст задания
Диктант проверяет такие знания, как безударные и чередующиеся гласные в корне. Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий. Правописание НЕ с разными частями речи. Слова с ПОЛ-. О-Е после шипящих. Дефис в приложениях. Однородные и неоднородные определения. Причастный оборот. Сложноподчиненное предложение.
5.1.2. Время на подготовку и выполнение: 45 минут
5.1.3. Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата |
У9. Умение соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка; | использование орфографических и пунктуационных норм литературного языка в практике письма |
З4. Знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социо-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. | обобщение типов литературных норм и правил речевого поведения |
Оценка «отлично»: безошибочная работа;1 негрубая орфографическая или пунктуационная ошибки.
Оценка «хорошо»: 2 орфографических, 2 пунктуационных ошибки;
1орфографическая, 3 пунктуационных ошибки; 4 пунктуационных ошибки; 3 орфографических, если среди них есть однотипные.
Оценка «удовлетворительно»: 3 орфографических, 5 пунктуационных; 7 пунктуационных, 6 орфографических, 6 пунктуационных, если среди них есть однотипные и негрубые.
Оценка «неудовлетворительно»: 7 орф., 7 пункт., 6/8, 5/9,8/6.
5.2. Диктант 2
5.2.1 Текст задания
Диктант предназначен для контроля знаний и проверяет: правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О-Е после шипящих и Ц. Правописание приставок на З-С. Правописание И-Ы после приставок. Сложноподчиненное предложение. Причастный и деепричастный обороты.
5.2.2. Время на подготовку и выполнение: 45 минут
5.2.3. Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата |
У 2. Умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления | соблюдение социальных аспектов культуры речи |
З 3. Знание основных единиц и уровней языка, их признаков и взаимосвязи | распознание основных языковых единиц, уровней, их признаков Д2 |
«отлично» - безошибочная работа; 1 негрубая орфографическая (пунктуационная) ошибка;
«хорошо» - 2/2, 1/3, 0/4, 3 орфографических, если среди них есть однотипные.
«удовлетворительно» - 3/5, 0/7, 6/6,если среди них есть однотипные и негрубые.
«неудовлетворительно» - 7/7, 6/8, 5/9, 8/6.
5.3. Тест 1
Тест проверяет следующие орфограммы: правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ. Правописание сложных слов. Безударные личные окончания глаголов. Правописание приставок на З-С. Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях. Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
5.3.1 Текст задания
1) «На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция, кафедру, предоставляемую далеко не каждому писателю и только раз в жизни, я поднялся не по трем-четырем примоще6нным ступенькам, но по сотням или даже тысячам их - неуступным, обрывистым, обмерзлым, из тьмы и холода, где было мне суждено уцелеть, а другие – может быть, с большим даром, сильнее меня погибли. 2) Из них лишь некоторых встречал я сам на Архипелаге ГУЛАГе, рассыпанном на дробное множество островов, да под жерновом слежки недоверии не со всякими разговорился, об иных только слышал, о третьих только догадывался. 3) Те, кто канул в ту пору уже с литературным именем, хотя бы известны,- но сколько не узнанных, на разу публично не названных. 4) И почти-почти никому не удалось вернуться.
5) Целая национальная литература осталась там, погребенная не только без гроба, но даже без нижнего белья, голая и биркой на пальце ноги. 6) Ни на миг не прерывалась русская литература! – а со стороны казалось пустынею.
7) Где мог бы расти дружный лес, осталось после всех лесоповалов два-три случайно обойденных дерева.
8) И мне сегодня, сопровожденному тенями павших, и со склоненной головой пропуская вперед себя на это место других, достойных ранее, мне сегодня – как угадать и выразить, что хотели бы сказать они?»
(А. Солженицын)
5.3.2. Время на подготовку и выполнение: 45 минут
5.3.3. Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата |
У 7. Умение применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка | соблюдение основных литературных норм в практике речевого общения |
З 4. Знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка | обобщение типов литературных норм и правил речевого поведения |
За верное выполнение каждого задания 1, 2 частей работы выставляется 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
5.4.Тест 2
Тест предназначен для контроля знаний обучающихся и проверяет такие знания, как: правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголом. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Правописание суффиксов деепричастий. Деепричастный оборот. Правописание наречий.
5.4.1 Текст задания
1) Глядя на пейзажи Коровина, мы думаем: «Там надо жить…» 2)Мечтаем о возвращении к своему Мысу Доброй Надежды. 3) Зимой, в пасмурные кроткие дни, хочется особенно долго смотреть на эти этюды Коровина. 4)Глаза находят в них летние краски, а душа – праздник.
5)Коровин с юности считал: если жизнь в России тяжела, то это вовсе не значит, что надо писать такие угрюмые картины.6)Наоборот, художник должен радовать людей богатством красок, показывать им красоту природы, дарить надежду на то, что даже самые мрачные тучи рассеются и проглянет солнце.
7) Илья Ефимович Репин в конце жизни ставил Коровина выше всех других русских художников.8)Он писал Константину Алексеевичу: «9)Все время, вот уже целую неделю, я только восхищаюсь вашей картиной…10)Какой-то южный город ползет на большую гору…11)Но это чудо! 12) Браво, маэстро! 13) Какие тона! 14)Серые с морозом – солнцем, чудо, чудо!!..15) Я ставлю Бог знает что, если у кого-нибудь найдутся такие тона!!»
(Д.Шеваров)
5.4.2. Время на подготовку и выполнение: 45 минут
5.4.3. Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата |
У5.Умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях | нахождение необходимой информации из различных источников |
З 1. Знание связи языка и истории, культуры русского и других народов | воспроизведение знаний о связи языка и истории и культур разных народов |
За верное выполнение каждого задания 1 и 2 частей работы выставляется 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.
5.5.Тест 3
Тест проверяет следующие знания: Правописание предлогов. Правописание союзов. Междометия. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Простое двусоставное предложение. Простое осложненное предложение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Чередующиеся гласные в корне. Правописание приставок ПРЕ-ПРИ.
5.5.1 Текст задания
1) « Доброта –Божий дар, она светит первой.
2) Когда в августе 1833 года Пушкин набрасывает черновик предисловия к « Капитанской дочке», он от имени своего героя Петра Андреевича Гринева обращается к сыну: «…3) Начинаю для тебя свои записки…с полным уверением, что признания мри послужат пользе твоей… 4) Ты увидишь, что завлеченный пылкостию моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах , я выплыл наконец…5) То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в своем сердце два прекрасные качества, мною в тебе замеченные: ненависть ко всему низкому и уважение к благополучию…
6) Но тут Александр Сергеевич внес правку: поменял строку про « ненависть ко всему низкому и уважение к благополучию» на « отвращение от всего низкого и страх причинить несчастье другому».
7) Кажется поэт нащел самые верные определения действительно прекрасных качеств. 8) Но Пушкину вдруг увиделось, что и отвращение к низкому и страх причинить несчастье - это следствия каких-то более важных всеобъемлющих качеств. 9) Каких? 10) Только на другой день он вернулся к рукописи и снова внес правку – на этот раз окончательную: « 11) Если сохранишь в своем сердце… прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство…»
(Д.Шеваров)
5.5.2. Время на подготовку и выполнение: 45 минут
5.5.3. Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата | Оценка |
У.3 Умение проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка | выявление стилистических ошибок | |
З 2. Знание смысла понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи | систематизация основных понятий успешного общения | |
За верное выполнение каждого задания 1 и 2 частей работы выставляется 1 балл. За неверный ответ – 0 баллов.
5.6.Тест 4
Тест предназначен для контроля знаний. Он проверяет такие знания, как: Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Правописание суффиксов прилагательных и существительных. О-Е после щипящих в корне. И-Ы после приставок и Ц. Правописание гласных в суффиксах ЕК-ИК.
5.6.1 Текст задания
1) Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. 2) Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.
3) Но это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. 4) Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. 5) А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием.
6) Если первый раз почли произведение невнимательно- читайте еще раз, в третий раз. 7) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему... 8) « Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.
9) Умейте читать с интересом и не торопясь.»
( Д.Лихачев)
5.6.2. Время на подготовку и выполнение: 45 минут
5.6.3. Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)
Наименование объектов контроля и оценки | Основные показатели оценки результата |
У 9. Умение соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка | использование орфографических и пунктуационных норм литературного языка в практике письма |
З 4.Знание орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных норм современного русского литературного языка; норм речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения | обобщение типов литературных норм и правил речевого поведения |
Критерии оценивания: 9-10 б.- «5»; 7-8 б.- « 4»;5-6 б. – «3»; 1-4 б. – «2».
5.7. Экзаменационный тест
Тест предназначен для контроля итоговых знаний. Он проверяет орфографические, пунктуационные нормы русского литературного языка; умение анализировать содержание исходного текста; излагать собственное мнение по поводу прочитанного; точно, логично и последовательно излагать мысли; оформлять речевое высказывание в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Время на подготовку и выполнение: 3 часа
5.7.1 Текст задания
Вариант 1.






Прочитайте текст и выполните задания В1-В4, С1.





СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И РАБОТЫ В ЦЕЛОМ
За верное выполнение каждого задания частей 1 и 2 работы (кроме задания В8) студент получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 4 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, студент получает 1 балл (4 балла: ошибок нет; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущены 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие). Порядок записи цифр имеет значение.
Максимальная сумма баллов, которую может получить студент, правильно выполнивший задание части 3 работы, — 23 балла.
За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы максимально можно получить 64 первичных балла.
Шкала пересчёта первичного балла (= 64) за выполнение работы в отметку по 5-балльной шкале
Отметка по 5-балльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичный балл | 0-21 | 22-41 | 42-56 | 57-64 |
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
№ | Критерии оценивания ответа на задание С1 | Баллы |
I | Содержание сочинения | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
| Студент (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. | 1 |
Студент не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. | 0 | |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | |
| Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. | 2 |
Сформулированная проблема прокомментирована, но без опоры на исходный текст, или допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста. | 1 | |
Сформулированная проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста. | 0 | |
КЗ | Отражение позиции автора исходного текста | |
| Студент верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. | 1 |
Позиция автора исходного текста сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. | 0 | |
К 4 | Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме | |
| Студент выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). | 3 |
Студент выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. | 2 | |
Студент выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. | 1 | |
Студент сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов, или мнение лишь формально заявлено (например: «Я согласен / не согласен с автором»), или вообще не отражено в работе. | 0 | |
II | Речевое оформление сочинения | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
| Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
| 2 |
Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. | 1 | |
В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. | 0 | |
К6 | Точность и выразительность речи | |
| Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. | 2 |
Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли. | 1 | |
Работа отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | 0 | |
III | Грамотность | |
К7 | Соблюдение орфографических норм | |
| орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 |
допущено не более 2 ошибок | 2 | |
допущено 3—4 ошибки | 1 | |
допущено более 4 ошибок | 0 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 |
допущены 1—3 ошибки | 2 | |
допущено 4—5 ошибок | 1 | |
допущено более 5 ошибок | 0 | |
К9 | Соблюдение языковых норм | |
| грамматических ошибок нет | 2 |
допущены 1—2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К 10 | Соблюдение речевых норм | |
| допущено не более 1 речевой ошибки | 2 |
допущены 2—3 ошибки | 1 | |
допущено более 3 ошибок | 0 | |
К 11 | Соблюдение этических норм | |
| этические ошибки в работе отсутствуют | 1 |
допущены этические ошибки (1 и более) | 0 | |
К 12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | |
| фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 |
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | 0 | |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1—К12) | 23 |
При оценке грамотности (К7—К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормативы оценки разработаны для сочинения объёмом в 150—300 слов4.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается (оценивается 0 баллов), задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом 70—150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7—К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К8 — пунктуационных ошибок нет (или 1 не грубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К8 — пунктуационных ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К9 — грамматических ошибок нет;
К10 — допущено не более 1 речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7—К12 за работу объёмом 70—150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1—К12) оценивается 0 баллов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
60 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 60 | 2 | неудовлетворительно |
5.4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации
5.4.1 Для преподавателя
Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку, - М.,2006
Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – 2006.
Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М.,2002.
Комплекный словарь русского языка / Под ред. А.Н.Тихонова. – М., 2001.
Культура устной и письменной речи делового общения: Справочник. Практикум. – М., 2001.
Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М.,2004.
Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М.,2004.
Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.,2005.
5.4.2 Для обучающегося
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М.. 2006.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М.,2005.
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.,2007.
Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – Р.-н-Д.,2007.
Дейкиа А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл.- М.,2005.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М.,2003.
Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М.,2001.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: