Протокол №11 от «28» июня 2012 г. Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины
НОУ ВПО ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
УТВЕРЖДЕНО
На заседании Учёного Совета ИМЭС
Протокол № 11 от « 28 » июня 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины Информационные технологии в менеджменте
Рекомендуется для направления подготовки
080100.62 «Экономика»
Квалификации (степени) выпускника - бакалавр экономики
Москва 2012
Данная программа разработана к.э.н. профессором кафедры Экономики ИМЭС Шишковым М.Ю.
Рецензент: к.э.н., проф. О.В. Колмыкова, зав. кафедрой Информатики Евразийского открытого института (ЕАОИ)
Предназначена для студентов очного, очно-заочного (согласно учебного плана очно-заочного отделения) и заочного отделения (согласно учебного плана заочного отделения).
Обсуждена и рекомендована
к утверждению на заседании кафедры
Экономики ИМЭС
Протокол № 4 от 12 апреля 2012 года.
Аннотация рабочей программы дисциплины
«Информационные технологии в менеджменте»
1. Цель дисциплины: формирование у студентов необходимых знаний и развитие компетенций по методологии применения современных средств информационной поддержки аналитической, по организационной деятельности менеджера, по организационно-правовым аспектам применения информационных технологий в управлении, по основным принципам построения, внедрения и ведения специализированных информационных систем, по применению аппаратных и программных средств реализации технологических операций обработки данных, создание целостного представления о процессах формирования информационного общества, выработка системного подхода к внедрению информационных технологий, а также формирование у студентов знаний и умений в области компьютерной подготовки, необходимых для успешного применения современных информационных технологий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций (коды):
ОК-4, ОК-8, ОК-12, ОК-13, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-10, ПК-12, ПК-15.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
назначение и задачи информационной технологии управления;
основные понятия информационных технологий и принципы работы с деловой информацией, а также иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных;
основные понятия автоматизации информационных процессов в управлении;
принципы построения информационных технологий;
современное состояние и тенденции развития информационных технологий;
назначение, содержание и основные средства реализации типовых задач манипулирования данными в работе менеджера;
техническое и программное обеспечение информационных технологий;
основные положения законодательства РФ об информатизации и информационных технологиях;
назначение и возможности программных средств финансового, хозяйственного анализа и поддержки принятия решений, защиты данных, возможности применения интернет-технологий.
уметь:
применять информационные технологии (технические и программные средства информационных технологий) для решения управленческих задач;
применять специализированные пакеты программ для решения управленческих задач;
обоснованно выбрать программные средства для автоматизации управленческой деятельности;
определять подходящие формы представления данных ;
использовать средства конвертирования данных;
ставить задачи по разработке информационных систем;
применять технологии и средства разработки информационно-логических моделей предметной области;
владеть:
приемами использования программного обеспечения для работы с деловой информацией;
навыками применения Интернет-технологий;
способами постановки задач и выбора средств и методов решения практических и исследовательских экономических задач.
Задачи освоения дисциплины:
- сформировать представление об информационных технологиях, их возможностях, роли и месте в процессе управления на различных уровнях;
- изучить основные понятия и принципы организации (создания, внедрения, применения) современных информационных технологий в корпоративных информационных системах;
- изучить основные принципы и приёмы работы с информацией, основы управления с применением современных информационных технологий;
- сформировать набор практических знаний и навыков по эффективному использованию информационных технологий.
- выработать умение самостоятельного решения задач с применением изученных методов и приемов работы с информационными системами и технологиями;
- изучить методы оценки целесообразности внедрения информационных технологий;
- выработать умение самостоятельного принятия решения о выборе информационных технологий для управления;
- изучить и практически освоить сервисное и прикладное программное обеспечение ПК для автоматизации учетно-расчетной деятельности, для решения задач информационной поддержки и анализа предметной области средствами текстовых и табличных процессоров, СУБД;
- сформировать устойчивые навыки анализа, внедрения и использования информационных технологий.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина относится к циклу ООП «Математический и естественнонаучный цикл. Вариативная часть». Освоению дисциплины должны предшествовать следующие дисциплины и практики:
Математика;
Инструментальные средства обработки информации;
Автоматизация офисной деятельности;
Методы оптимальных решений;
Теория менеджмента. Основы менеджмента;
Теория менеджмента. Организационное поведение;
Теория менеджмента. История управленческой мысли;
Управление человеческими ресурсами;
Параллельно с освоением дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» должны изучаться дисциплины и практики:
Методы принятия управленческих решений;
Управление изменениями;
В дисциплине «Информационные технологии в менеджменте» формируются теоретические знания и практические навыки, при освоении которых студент может эффективно изучать дисциплины и практики в соответствии с учебным планом:
Экономика фирмы;
Экономика труда;
Статистика;
Эконометрика;
Учет и анализ;
Государственное и муниципальное управление;
Управление национальным хозяйством;
Антикризисное управление;
Управление изменениями;
Управление транспортными системами;
Финансовый менеджмент;
Производственный менеджмент;
Исследование систем управления;
Стратегический менеджмент;
Управление качеством.
Дисциплина «Информационные технологии в менеджменте» используется при формировании содержания итоговой государственной аттестации.
В дисциплине «Информационные технологии в менеджменте» особое внимание уделяется изучению сетевых информационных технологий, рассмотрению форм интеграции информационных систем, эффективному применению информационных технологий в профессиональной деятельности менеджера.
3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);
понимать роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);
владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);
иметь способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);
обладать способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);
владеть методами управления проектами и быть готовым к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);
уметь применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
обладать способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);
владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);
владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
назначение и задачи информационной технологии управления;
основные понятия информационных технологий и принципы работы с деловой информацией, а также иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных;
основные понятия автоматизации информационных процессов в управлении;
принципы построения информационных технологий;
современное состояние и тенденции развития информационных технологий;
назначение, содержание и основные средства реализации типовых задач манипулирования данными в работе менеджера;
техническое и программное обеспечение информационных технологий;
основные положения законодательства РФ об информатизации и информационных технологиях;
назначение и возможности программных средств финансового, хозяйственного анализа и поддержки принятия решений, защиты данных, возможности применения интернет-технологий в деятельности менеджера.
Уметь:
применять информационные технологии (технические и программные средства информационных технологий) для решения управленческих задач;
применять специализированные пакеты программ для решения управленческих задач;
использовать для представления сведений (организации, хранения, поиска и обработки информации) об информационных моделях предметной области технологий гипертекста, баз данных, мультимедиа;
обоснованно выбрать оптимальные программные средства (продукты) для автоматизации управленческой деятельности;
определять необходимые формы представления данных и использовать технологии и средства конвертирования данных;
ставить задачи на разработку информационных систем;
пользоваться технологиями и средствами разработки информационно-логических моделей предметной области;
формировать требования к выбору средств реализации информационных технологий.
Владеть навыками:
использования программного обеспечения для работы с деловой информацией;
применения Интернет-технологий;
постановки задач и выбора средств и методов решения экономических практических и исследовательских задач.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
Курс «Информационные технологии в менеджменте» общим объемом 108 часов изучается в течение одного семестра.
Для очной формы обучения курс лекционных занятий составляет – 36 часов; курс лабораторных/практических занятий – 18 часов; самостоятельная работа – 54 часа.
Структура дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Семестр | Виды учебной работы (в академических часах) | Компетенции | ||
Л | С / ПЗ | СР | ||||
1 | Тема 1. Введение. Предмет, цель, методы и средства курса «Информационные технологии в менеджменте» | 5 | 2 | | 2 | ОК-16, ОК-19 |
2 | Тема 2. Информационные процессы в управлении организацией | 5 | 2 | | 2 | ОК-17 |
3 | Тема 3. Определение и задачи ИТ | 5 | 2 | | 2 | ОК-17, ПК-32 |
4 | Тема 4. Автоматизированные технологии формирования управленческих решений | 5 | 4 | | 4 | ОК-16, ОК-17, ПК-20 |
5 | Тема 5. Технологии аналитического моделирования в менеджменте | 5 | 4 | | 4 | ОК-15, ОК-17, ПК-31, ПК-33 |
6 | Тема 6. Основы технологии интеллектуальных информационных систем | 5 | 4 | | 4 | ОК-17, ПК-32 |
7 | Тема 7. Проектирование и организация информационных систем менеджмента | 5 | 4 | | 4 | ПК-20, ПК-32, ПК-33 |
8 | Тема 8. Автоматизация проектирования АИС | 5 | 4 | | 4 | ПК-20, ПК-32, ПК-33 |
9 | Тема 9. Информационное обеспечение ИТ управления | 5 | 4 | | 4 | ОК-15, ОК-17, ПК-34 |
10 | Тема 10. Техническое и программное обеспечение ИТ управления организацией | 5 | 4 | | 4 | ОК-17, ПК-34 |
11 | Тема 11. Компьютерные сети и коммуникации | 5 | 4 | 4 | 4 | ОК-18 |
12 | Тема 12. Глобальная сеть Интернет и Интернет-технологии | 5 | 2 | 4 | 2 | ОК-18 |
13 | Тема 13. Применение технологии мультимедиа и гипертекста в менеджменте | 5 | 4 | 4 | 4 | ОК-17, ОК-19, ПК-34 |
14 | Тема 14. Информационные технологии основных функций бизнеса | 5 | 4 | 4 | 4 | ОК-17, ПК-31, ПК-32 |
15 | Тема 15. Корпоративные информационные системы (КИС) | 5 | 4 | | 4 | ОК-18, ОК-19, ПК-20, ПК-34 |
16 | Тема 16. Защита информации в экономических информационных системах | 5 | 2 | 2 | 2 | ОК-17, ОК-18, ПК-20, ПК-34 |
| Всего в академических часах | 5 | 36 | 18 | 54 | |
| Всего в зачётных единицах | | 1,0 | 0,5 | 1,5 | |
Программой дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» предусмотрено чтение лекций и проведение лабораторных занятий в компьютерном классе, выполнение контрольных и тестовых заданий, а также выполнение студентами заданий по самоподготовке в рамках подготовки к лекционным и лабораторным занятиям.
При проведении лабораторных занятий по дисциплине для выполнения ряда заданий студентам необходим доступ к сети Интернет, помимо этого предполагается наличие установленного специального прикладного программного обеспечения.
4.1. Лекционные занятия
Лекционные занятия проводятся в лекционной аудитории. При проведении лекционных занятий может использоваться специальное оборудование (персональный компьютер, проектор).
4.2. Лабораторные / практические занятия
Лабораторные занятия проводятся в специализированной аудитории (компьютерном классе).
4.3. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа включает подготовку студентов к лекционным и лабораторным занятиям, на основании материалов лекций и рекомендованных учебников и учебных пособий и других информационных источников, закрепление теоретических знаний и практических навыков, подготовку к прохождению тестов и выполнению контрольных заданий.
5. Содержание дисциплины
5.1. Темы и их аннотации
Тема 1. Введение. Предмет, цель, методы и средства курса «Информационные технологии в менеджменте»
Основные понятия, определения и терминология информационных технологий (ИТ). Роль ИТ в развитии общества. Эволюция ИТ. Свойства ИТ; составляющие ИТ. Классификации ИТ. Требования к ИТ и критерии оценки ИТ. Предметная и функциональная технология. Понятие распределенной ИТ; объектно-ориентированные ИТ; стандарты пользовательского интерфейса ИТ. Инструментальные средства компьютерных ИТ в менеджменте.
Тема 2. Информационные процессы в управлении организацией
Сущность, назначение, состав информационных систем (ИС) менеджмента. Источники информации, их виды и характеристики. Документы и факты. Документально-информационные потоки. Информационная технология (ИТ) как инструмент подготовки и реализации управленческих решений. Обеспечивающие и функциональные ИТ.
Автоматизация операционных задач; понятия транзакции, систем обработки транзакций, средств восстановления информации.
Тема 3. Определение и задачи ИТ
Этапы развития информационных технологий. Классификация информационных технологий. Современное состояние и тенденции развития информационных технологий.
Тема 4. Автоматизированные технологии формирования управленческих решений
Понятие системы поддержки принятия решений (СППР). Характеристика и назначение. Основные компоненты. Функции систем поддержки принятия решений. Основные виды СППР. Классы систем поддержки принятия решений. Примеры задач, решаемых с привлечением СППР.
Тема 5. Технологии аналитического моделирования в СППР
Универсальные и специализированные генераторы поддержки принятия управленческих решений.
Тема 6. Основы технологии интеллектуальных информационных систем
Определение и структура системы искусственного интеллекта. Определение, свойства и применение экспертных систем в технологии принятия управленческих решений.
Тема 7. Проектирование и организация информационных систем менеджмента
Основы системной методологии. Технология проектирования АИС. Особенности АИС. Цикл развития АИС, этапы цикла и целевая продукция этапов. Роль заказчика в создании АИС и постановке задач.
Тема 8. Автоматизация проектирования АИС
Современные методы системной и программной инженерии. Методология быстрой разработки приложений. CASE-технологии в проектировании информационных систем и новых информационных технологий. Обзор современных CASE-пакетов.
Тема 9. Информационное обеспечение ИТ управления
Понятие информационного обеспечения, его структура. Информационная модель предприятия. Внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение.
ИТ баз данных (БД). Понятие БД, модели данных при построении БД. Реляционная модель данных. Понятие о системах управления базами данных (СУБД), о языке запросов. Проектирование БД. Распределённые БД. Хранилища данных.
Тема 10. Техническое и программное обеспечение ИТ управления организацией
Классификация аппаратных средств ИТ. Состав технического обеспечения ИТ управления организацией. Критерии выбора и оценки средств технического обеспечения ИТ.
Классификация программного обеспечения. Прикладное программное обеспечение.
Тема 11. Компьютерные сети и коммуникации
Понятие и архитектура компьютерной сети (КС). Возможности и ограничения. Состав и характеристики оборудования КС. Организация функционирования КС. Распределенная обработка данных. Сетевые информационные технологии: электронная почта, телеконференции.
Тема 12. Глобальная сеть Интернет и Интернет-технологии
Глобальная сеть Интернет как среда делового общения, ее возможности: интерактивность, эффект присутствия, возможность получения информации от клиента, активная роль потребителя, получение заказов, информации о конкурентах. Маркетинг в Интернет. Электронная коммерция.
Тема 13. Применение технологии мультимедиа и гипертекста в менеджменте
Основные сведения о мультимедийных технологиях. Представление о мультимедийных продуктах. Электронные каталоги.
Гипертекстовая технология. Язык разметки гипертекста HTML.
Тема 14. Информационные технологии основных функций бизнеса
Работа с электронной документацией.
Автоматизация текущего планирования; задачи и способы автоматизации текущего планирования на предприятии, технология сбора информации для процесса оперативного планирования.
Оптимизационные задачи: постановка задачи, технологии решения.
Технологии анализа и прогнозирования на основе трендов.
Информационные технологии финансового менеджмента. Уровни и свойства информационных технологий финансового менеджмента.
Информационные технологии бизнес-планирования на примере использования программы MS Project Expert.
Тема 15. Корпоративные информационные системы (КИС)
Особенности КИС, требования, тенденции. КИС и менеджмент. Современного состояние рынка средств создания КИС.
Тема 16. Защита информации в экономических информационных системах
Понятие безопасности, информационной безопасности. Угрозы безопасности информации. Правовое регулирование информационной безопасности. Методы и средства защиты информации в информационных системах. Обеспечение информационной безопасности в сети Интернет.
5.2. Планы семинарских занятий / практических занятий
Тема 1. Применение мультимедиа технологии в менеджменте.
Представление информации в форме презентаций различного типа: выбор типа презентации. Технология создания презентаций в MS PowerPoint. Использование шаблонов содержания и оформления, средств деловой графики, анимации объектов. Управление воспроизведением объектов на слайде и сменой слайдов.
Тема 2. Применение технологии баз данных (БД) в менеджменте
Проектирование БД с применением СУБД MS Access. Способы создания и изменения структуры таблиц. Связывание таблиц. Схема данных. Операции с записями и полями: добавление записи, удаление поля, перемещение записи, переименование поля, добавление, переименование, удаление и перемещение столбцов в таблице. Добавление данных и редактирование записей в таблице. Создание форм. Работа с запросами. Создание отчетов.
Тема 3. Применение технологии анализа в менеджменте
Инструментальные средства табличного процессора MS Excel для работы с данными. Надстройка MS Excel «Анализ данных». Использование MS Excel для выявления тенденций и прогнозирования. Технология построения трендов. Анализ трендов. Прогнозирование.
Тема 4. Технологии оптимизации в менеджменте
Технология решения задач линейной оптимизации с помощью надстройки MS Excel «Поиск решения».
Тема 5. Моделирование финансово-экономической деятельности предприятия
Основы работы с программой MS Project Expert: основное меню, панель инструментов. Составление и анализ бизнес-плана с использованием MS Project Expert: построение модели, определение планов и потребностей, разработка стратегии, анализ результатов, формирование отчетов.
Тема 6. Применение гипертекстовой и Web-технологий в менеджменте
Гипертекст. Сервис WWW. Броузеры. Основные возможности и сравнение характеристик.
Основы создания и работы с Web-документом средствами HTML. Добавление фона, анимация статического и динамического текста, гиперссылки. Информационное наполнение сайта, создание сайта по готовому шаблону. Программные инструментальные средства построения и сопровождения сайтов.
Тема 7. Технологии поиска информации в менеджменте
Тематический поиск и выборка информации в поисковых системах (ПС), анализ способов формирования запросов. Особенности поиска в отдельных ПС. Способы повышения релевантности выборки.
Тема 8. Защита информации в экономических информационных системах
Антивирусная защита компьютера. Работа с программами – антивирусами. Обнаружение и устранение вируса.
Резервное копирование (архивирование) и восстановление файлов программ и данных.
5.3. Программа самостоятельной работы студентов
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Вид самостоятельной работы | Трудоемкость (в академ. часах) |
1 | Тема 1. Введение. Предмет, цель, методы и средства курса «Информационные технологии в менеджменте» | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), конспектирование текста, ознакомление с нормативными документами, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др. - для закрепления и систематизации знаний: составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (реферирование, конспект-анализ и др), подготовка докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата. | 2 |
2 | Тема 2. Информационные процессы в управлении организацией | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др. - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление плана, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (реферирование), подготовка мультимедиа сообщений / докладов к выступлению на семинаре, подготовка реферата. - для формирования умений: решение задач по образцу, выполнение схем и расчетов , решение ситуационных (профессиональных) задач. | 2 |
3 | Тема 3. Определение и задачи ИТ | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, ознакомление с нормативными документами, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета. - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, тестирование. | 2 |
4 | Тема 4. Автоматизированные технологии формирования управленческих решений | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета. - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (реферирование, конспект-анализ), составление библиографии. - для формирования умений: решение вариативных задач, выполнение схем и расчетов, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники. | 4 |
5 | Тема 5. Технологии аналитического моделирования в менеджменте | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, учебно-исследовательская работа. - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, ответ на контрольные вопросы, составление библиографии. - для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение расчетов, решение ситуационных задач опытно экспериментальная работа. | 4 |
6 | Тема 6. Основы технологии интеллектуальных информационных систем | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др. - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, ответ на контрольные вопросы, подготовка мультимедиа сообщений / докладов к выступлению на семинаре (конференции). - для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, опытно экспериментальная работа. | 4 |
7 | Тема 7. Проектирование и организация информационных систем менеджмента | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др. - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, аналитическая обработка текста (аннотирование), подготовка мультимедиа сообщений / докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии. - для формирования умений: решение вариативных задач, выполнение схем и расчетов, решение ситуационных задач, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др. | 4 |
8 | Тема 8. Автоматизация проектирования АИС | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др. - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, аналитическая обработка текста (реферирование, конспект-анализ), тестирование. - для формирования умений: проектирование и моделирование АИС, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники. | 4 |
9 | Тема 9. Информационное обеспечение ИТ управления | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др. - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление таблиц для систематизации учебною материала, составление тематических кроссвордов, тестирование. - для формирования умений: проектирование и моделирование базы данных, опытно экспериментальная работа. | 4 |
10 | Тема 10. Техническое и программное обеспечение ИТ управления организацией | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др. - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление таблиц для систематизации учебною материала, подготовка мультимедиа сообщений к выступлению на семинаре. - для формирования умений: решение ситуационных задач, подготовка к деловым играм, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др. | 4 |
11 | Тема 11. Компьютерные сети и коммуникации | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др. - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление таблиц для систематизации учебною материала, подготовка реферата, составление библиографии. - для формирования умений: выполнение схем и расчетов, решение ситуационных задач, подготовка к деловым играм, опытно экспериментальная работа. | 4 |
12 | Тема 12. Глобальная сеть Интернет и Интернет-технологии | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами. - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, ответ на контрольные вопросы. - для формирования умений: выполнение схем и расчетов, решение ситуационных задач, подготовка к деловым играм, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др. | 2 |
13 | Тема 13. Применение технологии мультимедиа и гипертекста в менеджменте | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), выписки из текста, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др. - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, подготовка мультимедиа докладов к выступлению на конференции, подготовка реферата. - для формирования умений: решение вариативных задач, опытно экспериментальная работа. | 4 |
14 | Тема 14. Информационные технологии основных функций бизнеса | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, работа со справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др. - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление таблиц для систематизации учебною материала, подготовка реферата, составление библиографии. - для формирования умений: решение вариативных задач, решение ситуационных задач, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др. | 4 |
15 | Тема 15. Корпоративные информационные системы (КИС) | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др. - для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы. - для формирования умений: решение ситуационных задач, подготовка к деловым играм, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники. | 4 |
16 | Тема 16. Защита информации в экономических информационных системах | - для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, ознакомление с нормативными документами. - для закрепления и систематизации знаний: составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, тестирование. - для формирования умений: решение ситуационных задач, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др. | 2 |
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Информационные технологии в менеджменте» предполагает изучение как теоретических основ построения и применения современных информационных систем и технологий, так и сбор фактического материала и дополнительной информации, анализ результатов работы, оформление отчетов по темам практических занятий, приобретение практических навыков использования ИТ.
Необходимым условием качественного усвоения теоретического материала и расширения кругозора студентов в области применения современных информационных технологий является поиск, чтение и анализ дополнительных материалов по темам занятий.
6. Образовательные технологии.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий:
проведение занятий с использованием деловых игр;
разбор конкретных ситуаций, связанных с поддержкой принятия решения, для различных категорий клиентов в соответствии с заданными критериями;
внеаудиторные работы по индивидуальным заданиям с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов.
7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства
Текущий контроль и промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины осуществляются с использованием организационных форм и количественных показателей контроля, закрепленных для данной дисциплины в соответствии с действующей в вузе системой оценки успеваемости студентов.
7.1. Диагностирующий контроль
Диагностирующий контроль с целью определения степени готовности студента к изучению дисциплины проводится в форме теста в первую неделю занятий.
7.2. Текущий контроль
Текущий контроль осуществляется:
- на каждом лекционном занятии - преподавателем, проводящим эти занятия по активности работы студента в аудитории;
- на каждом лабораторном занятии - преподавателем, проводящим эти занятия по результатам работы студентов при работе над групповыми и индивидуальными заданиями в означенные преподавателем сроки.
№п/п | Наименование раздела дисциплины | Средства текущего контроля |
1 | Тема 1. Введение. Предмет, цель, методы и средства курса «Информационные технологии в менеджменте» | Устный опрос, собеседование. |
2 | Тема 2. Информационные процессы в управлении организацией | Устный опрос, собеседование. |
3 | Тема 3. Определение и задачи ИТ | Устный опрос, собеседование. |
4 | Тема 4. Автоматизированные технологии формирования управленческих решений | Проверка выполнения письменного домашнего задания. |
5 | Тема 5. Технологии аналитического моделирования в менеджменте | Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов. |
6 | Тема 6. Основы технологии интеллектуальных информационных систем | Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов. |
7 | Тема 7. Проектирование и организация информационных систем менеджмента | Проведение расчётно-графических работ. |
8 | Тема 8. Автоматизация проектирования АИС | Проверка реферативного сообщения. |
9 | Тема 9. Информационное обеспечение ИТ управления | Собеседование |
10 | Тема 10. Техническое и программное обеспечение ИТ управления организацией | Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов. |
11 | Тема 11. Компьютерные сети и коммуникации | Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов. |
12 | Тема 12. Глобальная сеть Интернет и Интернет-технологии | Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов. |
13 | Тема 13. Применение технологии мультимедиа и гипертекста в менеджменте | Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов. |
14 | Тема 14. Информационные технологии основных функций бизнеса | Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов. |
15 | Тема 15. Корпоративные информационные системы (КИС) | Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов. |
16 | Тема 16. Защита информации в экономических информационных системах | Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов. |
7.3. Промежуточная аттестация
Промежуточный контроль осуществляется в виде тестирования преподавателем, проводящим лекционные занятия.
Изучение курса завершается зачетом в форме теста, включающим проверку приобретенных студентом теоретических знаний и практических навыков. Обязательным условием получения зачета является выполнение студентом всех практических работ.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8.1. Основная литература:
Гаврилов Л.П. Информационные технологии в коммерции: учебное пособие, М.: Инфра-М, 2011г., 237с.
Исаев Г.Н. Информационные технологии: учебное пособие, М.: ОМЕГА-Л, 2012г., 464с.
Саак А. Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В. Н. Информационные технологии управления: учебник для вузов, С-Пб.: Питер Пресс, 2012г., 318с.
Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности, М.: Издательский Дом «Форум», 2012г., 366с.
8.2. Дополнительная литература (в т.ч. литература на иностранных языках):
Быковский В.В., Мартынова Н.В., Минько Л.В., ПархоменкоВ.Л., Коробова О.В., Быковская Е.В. Технологии финансового менеджмента, Изд-во ТГТУ, 2009г., 54с.
Бройдо В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учеб. пособие для вузов / В.Л. Бройдо, О. П. Ильина. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 765 с.
Введение в сетевые технологии: Элементы применения и администрирования сетей: Учебное пособие - 2-е изд. (ГРИФ) //Никифоров С.В. –М.:Финансы и статистика, 2007, -224с.
Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учебник для вузов / А. П. Пятибратов, Л. П. Гудыно, А. А. Кириченко ; ред. А. П. Пятибратов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 558 с.
Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации/ В. М. Попов, Р. А. Маршавин, С. И. Ляпунов; Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2001. 272 с.
Грабауров В. А., Грабауров С. В., Гулин В. Н., Лабоцкий В. В. Информационные технологии. М.: Современная школа, 2006, 432с.
Гутгарц Р. Д. Информационные технологии в управлении кадрами М.: Инфра-М, 2011г., 236с.
Информатизация бизнеса: концепция, технология, системы, 2-е изд., перераб. и доп. Разумов Артур, Нестеров П. В., Карминский А. М., Черников Б. В., Карминский С. А., Нестеров В. П., под редакцией Карминского А. М., Карминского А.М. – М.: Финансы и статистика, 2003. -624с
Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г.А. Титоренко, – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Информационные технологии. Путеводитель по новой экономике / Под ред. Пичугина И. (Серия бизнес-справочников «Проверено. КоммерсантЪ»). -М.: Коммерсантъ XXI, Альпина Паблишер, 2002. — 320 с.
Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003.
Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. – М.: ИНФРА-М, 2001., 158с.
Семенов М.И., Трубилин И.Т., Лойко В.И., Барановская Т.П. Автоматизированные информационные технологии в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2003,-416с.
Тузова А. А. Мотивация трудовой деятельности, М.: МИЭМП, 2010г, 102с.
Устинова Г.М. Информационные системы менеджмента: Основные аналитические технологии в поддержке принятия решений: Учеб. пособие. – СПб.: ДиаСофтЮП, 2000.
Цисарь И.Ф., Нейман В.Г. Компьютерное моделирование экономики. – М.: «Диалог-МИФИ», 2002. -304с.
Комп'ютерні мережі та телекомунікації : навч. посібник / В. А. Ткаченко, О. В. Касілов, В. А. Рябик. – Харків: НТУ "ХПІ", 2011. – 224 с.
Business Analytics for Managers: Taking Business Intelligence Beyond Reporting by Gert Laursen, Jesper Thorlund Published July 13th 2010 by John Wiley & Sons, Hardcover, 272 pages
8.3. Периодические издания
Информационные технологии. Ежемесячный теоретический и прикладной научно-технический журнал (с приложением) ISSN 1684-6400 Подписной индекс 72656 Рекомендован ВАК для публикации результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Входит в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Журнал издается с ноября 1995 г.
Информационные технологии для менеджмента. Журнал призван выполнять роль личного консультанта руководителя по информационным технологиям в его управленческой деятельности. Издание распространяется по подписке. 80 страниц, полноцветное издание. Периодичность: 10 выпусков в год. Язык издания: русский, украинский. Ознакомиться с полной электронной версией можно по ссылке it4m.wordpress.com Издатель: компания «СофтРейтинг Консалт»
http://journal.itmane.ru/ - Электронный журнал "Системы управления бизнес-процессами" издается как совместный проект Школы IT-менеджмента и Союза IT-директоров России СОДИТ.
8.4. Интернет-ресурсы
http://vernikov.ru/ - Библиотека материалов по менеджменту и ИТ в менеджменте
http://www.iteam.ru/ -Портал Технологии корпоративного управления
http://www.pmi.org/ - Project Management Institute
http://www.itexpert.ru/rus/biblio/itil_v3/ITILV3_Glossary_Russian_v092_2009.pdf -Глоссарий терминов и определений ITIL®
http://contek.ru/information/it-glossary/ - IT-глоссарий Contek Soft®
http://allitil.ru – Весь ITIL® в одном месте
http://hotuser.ru – отдел информатизации.
http://csi.ucoz.ru - сайт Центра системных исследований при Крымской академии наук в области систем поддержки принятия решения
http://financepro.ru - сайт статей по менеджменту организации
http://consult2go.ru - сайт по стратегическому планированию бизнеса, а также по исследованию и анализу рынка, по подбору оптимальной стратегии развития организации.
http://www.managment.aaanet.ru - портал Библиотеки менеджмента
http://www.itru.info - сайт со статьями о различных информационных технологиях в управлении
http://www.itcontent.ru - сайт ИТ-контент. Новости о развитии ИТ компаний.
http://www.mtas.ru/ - сайт Института проблем управления РАН. Теория управления организационными системами
http://www.upravlenie24.ru/ - сайт о разнообразии видов менеджмента, в том числе об информационном менеджменте, менеджменте предприятия
http://2011.ит-образование.рф - сайт Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий АПКИТ
http://www.lessons-tva.info/edu/telecom.html - Компьютерные сети и телекоммуникации. Он-лайн учебник.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для проведения лабораторных занятий необходима специальная аудитория оснащенная персональными компьютерами не менее Pentium III-500МГц с оперативной памятью не менее 96 Мбайт и памятью на жестком диске 8 Гбайт и выше. На компьютерах должно быть установлено программное обеспечение: операционная система Windows Vista и выше, а также интегрированный пакет MS Office 2010 и выше (включая MS Outlook, MS Binder), MS Project 2002, FrontPage 2002, Project Expert 6.5 и выше, броузер Internet Explorer с доступом к сети Интернет..
Примерная тематика рефератов по курсу
«Информационные технологии в менеджменте»
Формирование и использование информационных ресурсов для управления.
Мировые информационные ресурсы. Возможности использования.
Информационные потребности специалистов и средства их удовлетворения.
Управление и информация. Виды информации, используемой в управлении.
Характеристика мирового рынка информационных услуг.
Производители и продавцы информации на мировом и российском рынках.
Организация использования информационных ресурсов в организации. On – line доступ к информационным ресурсам.
Ведущие продавцы профессиональной информации: Сравнительный анализ систем LEXIS – NEXIS, QESTEL – ORBIT, STN и т.п.
Информационные задачи: ключевые этапы решения в On – line режиме.
Отечественные источники научно – технической информации.
Менеджмент информационных ресурсов. Возможности и проблемы.
Информационный менеджмент на конкретном экономическом объекте.
Информационные ресурсы на конкретном экономическом объекте.
Информационные ресурсы для конкретного специалиста.
Национальные информационные ресурсы России.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: