NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Протокол №11 от «28» июня 2012 г. Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины


НОУ ВПО ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

УТВЕРЖДЕНО

На заседании Учёного Совета ИМЭС

Протокол № 11 от « 28 » июня 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины Информационные технологии в менеджменте

Рекомендуется для направления подготовки

080100.62 «Экономика»

Квалификации (степени) выпускника - бакалавр экономики

Москва 2012

Данная программа разработана к.э.н. профессором кафедры Экономики ИМЭС Шишковым М.Ю.

Рецензент: к.э.н., проф. О.В. Колмыкова, зав. кафедрой Информатики Евразийского открытого института (ЕАОИ)

Предназначена для студентов очного, очно-заочного (согласно учебного плана очно-заочного отделения) и заочного отделения (согласно учебного плана заочного отделения).

Обсуждена и рекомендована

к утверждению на заседании кафедры

Экономики ИМЭС

Протокол № 4 от 12 апреля 2012 года.

Аннотация рабочей программы дисциплины

«Информационные технологии в менеджменте»

1. Цель дисциплины: формирование у студентов необходимых знаний и развитие компетенций по методологии применения современных средств информационной поддержки аналитической, по организационной деятельности менеджера, по организационно-правовым аспектам применения информационных технологий в управлении, по основным принципам построения, внедрения и ведения специализированных информационных систем, по применению аппаратных и программных средств реализации технологических операций обработки данных, создание целостного представления о процессах формирования информационного общества, выработка системного подхода к внедрению информационных технологий, а также формирование у студентов знаний и умений в области компьютерной подготовки, необходимых для успешного применения современных информационных технологий.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций (коды):

ОК-4, ОК-8, ОК-12, ОК-13, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-10, ПК-12, ПК-15.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

назначение и задачи информационной технологии управления;

основные понятия информационных технологий и принципы работы с деловой информацией, а также иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных;

основные понятия автоматизации информационных процессов в управлении;

принципы построения информационных технологий;

современное состояние и тенденции развития информационных технологий;

назначение, содержание и основные средства реализации типовых задач манипулирования данными в работе менеджера;

техническое и программное обеспечение информационных технологий;

основные положения законодательства РФ об информатизации и информационных технологиях;

назначение и возможности программных средств финансового, хозяйственного анализа и поддержки принятия решений, защиты данных, возможности применения интернет-технологий.

уметь:

применять информационные технологии (технические и программные средства информационных технологий) для решения управленческих задач;

применять специализированные пакеты программ для решения управленческих задач;

обоснованно выбрать программные средства для автоматизации управленческой деятельности;

определять подходящие формы представления данных ;

использовать средства конвертирования данных;

ставить задачи по разработке информационных систем;

применять технологии и средства разработки информационно-логических моделей предметной области;

владеть:

приемами использования программного обеспечения для работы с деловой информацией;

навыками применения Интернет-технологий;

способами постановки задач и выбора средств и методов решения практических и исследовательских экономических задач.

Задачи освоения дисциплины:

- сформировать представление об информационных технологиях, их возможностях, роли и месте в процессе управления на различных уровнях;

- изучить основные понятия и принципы организации (создания, внедрения, применения) современных информационных технологий в корпоративных информационных системах;

- изучить основные принципы и приёмы работы с информацией, основы управления с применением современных информационных технологий;

- сформировать набор практических знаний и навыков по эффективному использованию информационных технологий.

- выработать умение самостоятельного решения задач с применением изученных методов и приемов работы с информационными системами и технологиями;

- изучить методы оценки целесообразности внедрения информационных технологий;

- выработать умение самостоятельного принятия решения о выборе информационных технологий для управления;

- изучить и практически освоить сервисное и прикладное программное обеспечение ПК для автоматизации учетно-расчетной деятельности, для решения задач информационной поддержки и анализа предметной области средствами текстовых и табличных процессоров, СУБД;

- сформировать устойчивые навыки анализа, внедрения и использования информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к циклу ООП «Математический и естественнонаучный цикл. Вариативная часть». Освоению дисциплины должны предшествовать следующие дисциплины и практики:

  • Математика;

  • Инструментальные средства обработки информации;

  • Автоматизация офисной деятельности;

  • Методы оптимальных решений;

  • Теория менеджмента. Основы менеджмента;

  • Теория менеджмента. Организационное поведение;

  • Теория менеджмента. История управленческой мысли;

  • Управление человеческими ресурсами;

Параллельно с освоением дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» должны изучаться дисциплины и практики:

  • Методы принятия управленческих решений;

  • Управление изменениями;

В дисциплине «Информационные технологии в менеджменте» формируются теоретические знания и практические навыки, при освоении которых студент может эффективно изучать дисциплины и практики в соответствии с учебным планом:

  • Экономика фирмы;

  • Экономика труда;

  • Статистика;

  • Эконометрика;

  • Учет и анализ;

  • Государственное и муниципальное управление;

  • Управление национальным хозяйством;

  • Антикризисное управление;

  • Управление изменениями;

  • Управление транспортными системами;

  • Финансовый менеджмент;

  • Производственный менеджмент;

  • Исследование систем управления;

  • Стратегический менеджмент;

  • Управление качеством.

Дисциплина «Информационные технологии в менеджменте» используется при формировании содержания итоговой государственной аттестации.

В дисциплине «Информационные технологии в менеджменте» особое внимание уделяется изучению сетевых информационных технологий, рассмотрению форм интеграции информационных систем, эффективному применению информационных технологий в профессиональной деятельности менеджера.

3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

владеть методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-15);

понимать роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономических знаний (ОК-16);

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

иметь способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах (ОК-18);

обладать способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации (ОК-19);

владеть методами управления проектами и быть готовым к их реализации с использованием современного программного обеспечения (ПК-20);

уметь применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

обладать способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);

владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33);

владеть методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ПК-34).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

назначение и задачи информационной технологии управления;

основные понятия информационных технологий и принципы работы с деловой информацией, а также иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных;

основные понятия автоматизации информационных процессов в управлении;

принципы построения информационных технологий;

современное состояние и тенденции развития информационных технологий;

назначение, содержание и основные средства реализации типовых задач манипулирования данными в работе менеджера;

техническое и программное обеспечение информационных технологий;

основные положения законодательства РФ об информатизации и информационных технологиях;

назначение и возможности программных средств финансового, хозяйственного анализа и поддержки принятия решений, защиты данных, возможности применения интернет-технологий в деятельности менеджера.

Уметь:

применять информационные технологии (технические и программные средства информационных технологий) для решения управленческих задач;

применять специализированные пакеты программ для решения управленческих задач;

использовать для представления сведений (организации, хранения, поиска и обработки информации) об информационных моделях предметной области технологий гипертекста, баз данных, мультимедиа;

обоснованно выбрать оптимальные программные средства (продукты) для автоматизации управленческой деятельности;

определять необходимые формы представления данных и использовать технологии и средства конвертирования данных;

ставить задачи на разработку информационных систем;

пользоваться технологиями и средствами разработки информационно-логических моделей предметной области;

формировать требования к выбору средств реализации информационных технологий.

Владеть навыками:

использования программного обеспечения для работы с деловой информацией;

применения Интернет-технологий;

постановки задач и выбора средств и методов решения экономических практических и исследовательских задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Курс «Информационные технологии в менеджменте» общим объемом 108 часов изучается в течение одного семестра.

Для очной формы обучения курс лекционных занятий составляет – 36 часов; курс лабораторных/практических занятий – 18 часов; самостоятельная работа – 54 часа.

Структура дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы (в академических часах)

Компетенции

Л

С / ПЗ

СР

1

Тема 1. Введение. Предмет, цель, методы и средства курса «Информационные технологии в менеджменте»

5

2




2

ОК-16, ОК-19

2

Тема 2. Информационные процессы в управлении организацией

5

2




2

ОК-17

3

Тема 3. Определение и задачи ИТ

5

2




2

ОК-17, ПК-32

4

Тема 4. Автоматизированные технологии формирования управленческих решений

5

4




4

ОК-16, ОК-17, ПК-20

5

Тема 5. Технологии аналитического моделирования в менеджменте

5

4




4

ОК-15, ОК-17, ПК-31, ПК-33

6

Тема 6. Основы технологии интеллектуальных информационных систем

5

4




4

ОК-17, ПК-32

7

Тема 7. Проектирование и организация информационных систем менеджмента

5

4




4

ПК-20, ПК-32, ПК-33

8

Тема 8. Автоматизация проектирования АИС

5

4




4

ПК-20, ПК-32, ПК-33

9

Тема 9. Информационное обеспечение ИТ управления

5

4




4

ОК-15, ОК-17, ПК-34

10

Тема 10. Техническое и программное обеспечение ИТ управления организацией

5

4




4

ОК-17, ПК-34

11

Тема 11. Компьютерные сети и коммуникации

5

4

4

4

ОК-18

12

Тема 12. Глобальная сеть Интернет и Интернет-технологии

5

2

4

2

ОК-18

13

Тема 13. Применение технологии мультимедиа и гипертекста в менеджменте

5

4

4

4

ОК-17, ОК-19, ПК-34

14

Тема 14. Информационные технологии основных функций бизнеса

5

4

4

4

ОК-17, ПК-31, ПК-32

15

Тема 15. Корпоративные информационные системы (КИС)

5

4




4

ОК-18, ОК-19, ПК-20, ПК-34

16

Тема 16. Защита информации в экономических информационных системах

5

2

2

2

ОК-17, ОК-18, ПК-20, ПК-34




Всего в академических часах

5

36

18

54







Всего в зачётных единицах




1,0

0,5

1,5




Программой дисциплины «Информационные технологии в менеджменте» предусмотрено чтение лекций и проведение лабораторных занятий в компьютерном классе, выполнение контрольных и тестовых заданий, а также выполнение студентами заданий по самоподготовке в рамках подготовки к лекционным и лабораторным занятиям.

При проведении лабораторных занятий по дисциплине для выполнения ряда заданий студентам необходим доступ к сети Интернет, помимо этого предполагается наличие установленного специального прикладного программного обеспечения.

4.1. Лекционные занятия

Лекционные занятия проводятся в лекционной аудитории. При проведении лекционных занятий может использоваться специальное оборудование (персональный компьютер, проектор).

4.2. Лабораторные / практические занятия

Лабораторные занятия проводятся в специализированной аудитории (компьютерном классе).

4.3. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа включает подготовку студентов к лекционным и лабораторным занятиям, на основании материалов лекций и рекомендованных учебников и учебных пособий и других информационных источников, закрепление теоретических знаний и практических навыков, подготовку к прохождению тестов и выполнению контрольных заданий.

5. Содержание дисциплины

5.1. Темы и их аннотации

Тема 1. Введение. Предмет, цель, методы и средства курса «Информационные технологии в менеджменте»

Основные понятия, определения и терминология информационных технологий (ИТ). Роль ИТ в развитии общества. Эволюция ИТ. Свойства ИТ; составляющие ИТ. Классификации ИТ. Требования к ИТ и критерии оценки ИТ. Предметная и функциональная технология. Понятие распределенной ИТ; объектно-ориентированные ИТ; стандарты пользовательского интерфейса ИТ. Инструментальные средства компьютерных ИТ в менеджменте.

Тема 2. Информационные процессы в управлении организацией

Сущность, назначение, состав информационных систем (ИС) менеджмента. Источники информации, их виды и характеристики. Документы и факты. Документально-информационные потоки. Информационная технология (ИТ) как инструмент подготовки и реализации управленческих решений. Обеспечивающие и функциональные ИТ.

Автоматизация операционных задач; понятия транзакции, систем обработки транзакций, средств восстановления информации.

Тема 3. Определение и задачи ИТ

Этапы развития информационных технологий. Классификация информационных технологий. Современное состояние и тенденции развития информационных технологий.

Тема 4. Автоматизированные технологии формирования управленческих решений

Понятие системы поддержки принятия решений (СППР). Характеристика и назначение. Основные компоненты. Функции систем поддержки принятия решений. Основные виды СППР. Классы систем поддержки принятия решений. Примеры задач, решаемых с привлечением СППР.

Тема 5. Технологии аналитического моделирования в СППР

Универсальные и специализированные генераторы поддержки принятия управленческих решений.

Тема 6. Основы технологии интеллектуальных информационных систем

Определение и структура системы искусственного интеллекта. Определение, свойства и применение экспертных систем в технологии принятия управленческих решений.

Тема 7. Проектирование и организация информационных систем менеджмента

Основы системной методологии. Технология проектирования АИС. Особенности АИС. Цикл развития АИС, этапы цикла и целевая продукция этапов. Роль заказчика в создании АИС и постановке задач.

Тема 8. Автоматизация проектирования АИС

Современные методы системной и программной инженерии. Методология быстрой разработки приложений. CASE-технологии в проектировании информационных систем и новых информационных технологий. Обзор современных CASE-пакетов.

Тема 9. Информационное обеспечение ИТ управления

Понятие информационного обеспечения, его структура. Информационная модель предприятия. Внемашинное и внутримашинное информационное обеспечение.

ИТ баз данных (БД). Понятие БД, модели данных при построении БД. Реляционная модель данных. Понятие о системах управления базами данных (СУБД), о языке запросов. Проектирование БД. Распределённые БД. Хранилища данных.

Тема 10. Техническое и программное обеспечение ИТ управления организацией

Классификация аппаратных средств ИТ. Состав технического обеспечения ИТ управления организацией. Критерии выбора и оценки средств технического обеспечения ИТ.

Классификация программного обеспечения. Прикладное программное обеспечение.

Тема 11. Компьютерные сети и коммуникации

Понятие и архитектура компьютерной сети (КС). Возможности и ограничения. Состав и характеристики оборудования КС. Организация функционирования КС. Распределенная обработка данных. Сетевые информационные технологии: электронная почта, телеконференции.

Тема 12. Глобальная сеть Интернет и Интернет-технологии

Глобальная сеть Интернет как среда делового общения, ее возможности: интерактивность, эффект присутствия, возможность получения информации от клиента, активная роль потребителя, получение заказов, информации о конкурентах. Маркетинг в Интернет. Электронная коммерция.

Тема 13. Применение технологии мультимедиа и гипертекста в менеджменте

Основные сведения о мультимедийных технологиях. Представление о мультимедийных продуктах. Электронные каталоги.

Гипертекстовая технология. Язык разметки гипертекста HTML.

Тема 14. Информационные технологии основных функций бизнеса

Работа с электронной документацией.

Автоматизация текущего планирования; задачи и способы автоматизации текущего планирования на предприятии, технология сбора информации для процесса оперативного планирования.

Оптимизационные задачи: постановка задачи, технологии решения.

Технологии анализа и прогнозирования на основе трендов.

Информационные технологии финансового менеджмента. Уровни и свойства информационных технологий финансового менеджмента.

Информационные технологии бизнес-планирования на примере использования программы MS Project Expert.

Тема 15. Корпоративные информационные системы (КИС)

Особенности КИС, требования, тенденции. КИС и менеджмент. Современного состояние рынка средств создания КИС.

Тема 16. Защита информации в экономических информационных системах

Понятие безопасности, информационной безопасности. Угрозы безопасности информации. Правовое регулирование информационной безопасности. Методы и средства защиты информации в информационных системах. Обеспечение информационной безопасности в сети Интернет.

5.2. Планы семинарских занятий / практических занятий

Тема 1. Применение мультимедиа технологии в менеджменте.

Представление информации в форме презентаций различного типа: выбор типа презентации. Технология создания презентаций в MS PowerPoint. Использование шаблонов содержания и оформления, средств деловой графики, анимации объектов. Управление воспроизведением объектов на слайде и сменой слайдов.

Тема 2. Применение технологии баз данных (БД) в менеджменте

Проектирование БД с применением СУБД MS Access. Способы создания и изменения структуры таблиц. Связывание таблиц. Схема данных. Операции с записями и полями: добавление записи, удаление поля, перемещение записи, переименование поля, добавление, переименование, удаление и перемещение столбцов в таблице. Добавление данных и редактирование записей в таблице. Создание форм. Работа с запросами. Создание отчетов.

Тема 3. Применение технологии анализа в менеджменте

Инструментальные средства табличного процессора MS Excel для работы с данными. Надстройка MS Excel «Анализ данных». Использование MS Excel для выявления тенденций и прогнозирования. Технология построения трендов. Анализ трендов. Прогнозирование.

Тема 4. Технологии оптимизации в менеджменте

Технология решения задач линейной оптимизации с помощью надстройки MS Excel «Поиск решения».

Тема 5. Моделирование финансово-экономической деятельности предприятия

Основы работы с программой MS Project Expert: основное меню, панель инструментов. Составление и анализ бизнес-плана с использованием MS Project Expert: построение модели, определение планов и потребностей, разработка стратегии, анализ результатов, формирование отчетов.

Тема 6. Применение гипертекстовой и Web-технологий в менеджменте

Гипертекст. Сервис WWW. Броузеры. Основные возможности и сравнение характеристик.

Основы создания и работы с Web-документом средствами HTML. Добавление фона, анимация статического и динамического текста, гиперссылки. Информационное наполнение сайта, создание сайта по готовому шаблону. Программные инструментальные средства построения и сопровождения сайтов.

Тема 7. Технологии поиска информации в менеджменте

Тематический поиск и выборка информации в поисковых системах (ПС), анализ способов формирования запросов. Особенности поиска в отдельных ПС. Способы повышения релевантности выборки.

Тема 8. Защита информации в экономических информационных системах

Антивирусная защита компьютера. Работа с программами – антивирусами. Обнаружение и устранение вируса.

Резервное копирование (архивирование) и восстановление файлов программ и данных.

5.3. Программа самостоятельной работы студентов

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость (в академ. часах)

1

Тема 1. Введение. Предмет, цель, методы и средства курса «Информационные технологии в менеджменте»

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), конспектирование текста, ознакомление с нормативными документами, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (реферирование, конспект-анализ и др), подготовка докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата.

2

2

Тема 2. Информационные процессы в управлении организацией

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление плана, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (реферирование), подготовка мультимедиа сообщений / докладов к выступлению на семинаре, подготовка реферата.

- для формирования умений: решение задач по образцу, выполнение схем и расчетов , решение ситуационных (профессиональных) задач.

2

3

Тема 3. Определение и задачи ИТ

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, ознакомление с нормативными документами, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, тестирование.

2

4

Тема 4. Автоматизированные технологии формирования управленческих решений

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, аналитическая обработка текста (реферирование, конспект-анализ), составление библиографии.

- для формирования умений: решение вариативных задач, выполнение схем и расчетов, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники.

4

5

Тема 5. Технологии аналитического моделирования в менеджменте

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, учебно-исследовательская работа.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, ответ на контрольные вопросы, составление библиографии.

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, выполнение расчетов, решение ситуационных задач опытно экспериментальная работа.

4

6

Тема 6. Основы технологии интеллектуальных информационных систем

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, ответ на контрольные вопросы, подготовка мультимедиа сообщений / докладов к выступлению на семинаре (конференции).

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, опытно экспериментальная работа.

4

7

Тема 7. Проектирование и организация информационных систем менеджмента

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, аналитическая обработка текста (аннотирование), подготовка мультимедиа сообщений / докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии.

- для формирования умений: решение вариативных задач, выполнение схем и расчетов, решение ситуационных задач, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

4

8

Тема 8. Автоматизация проектирования АИС

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, аналитическая обработка текста (реферирование, конспект-анализ), тестирование.

- для формирования умений: проектирование и моделирование АИС, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники.

4

9

Тема 9. Информационное обеспечение ИТ управления

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление таблиц для систематизации учебною материала, составление тематических кроссвордов, тестирование.

- для формирования умений: проектирование и моделирование базы данных, опытно экспериментальная работа.

4

10

Тема 10. Техническое и программное обеспечение ИТ управления организацией

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление таблиц для систематизации учебною материала, подготовка мультимедиа сообщений к выступлению на семинаре.

- для формирования умений: решение ситуационных задач, подготовка к деловым играм, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

4

11

Тема 11. Компьютерные сети и коммуникации

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление таблиц для систематизации учебною материала, подготовка реферата, составление библиографии.

- для формирования умений: выполнение схем и расчетов, решение ситуационных задач, подготовка к деловым играм, опытно экспериментальная работа.

4

12

Тема 12. Глобальная сеть Интернет и Интернет-технологии

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, ответ на контрольные вопросы.

- для формирования умений: выполнение схем и расчетов, решение ситуационных задач, подготовка к деловым играм, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

2

13

Тема 13. Применение технологии мультимедиа и гипертекста в менеджменте

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), выписки из текста, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, подготовка мультимедиа докладов к выступлению на конференции, подготовка реферата.

- для формирования умений: решение вариативных задач, опытно экспериментальная работа.

4

14

Тема 14. Информационные технологии основных функций бизнеса

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, работа со справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление таблиц для систематизации учебною материала, подготовка реферата, составление библиографии.

- для формирования умений: решение вариативных задач, решение ситуационных задач, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

4

15

Тема 15. Корпоративные информационные системы (КИС)

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы.

- для формирования умений: решение ситуационных задач, подготовка к деловым играм, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники.

4

16

Тема 16. Защита информации в экономических информационных системах

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), конспектирование текста, выписки из текста, ознакомление с нормативными документами.

- для закрепления и систематизации знаний: составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, тестирование.

- для формирования умений: решение ситуационных задач, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

2

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Информационные технологии в менеджменте» предполагает изучение как теоретических основ построения и применения современных информационных систем и технологий, так и сбор фактического материала и дополнительной информации, анализ результатов работы, оформление отчетов по темам практических занятий, приобретение практических навыков использования ИТ.

Необходимым условием качественного усвоения теоретического материала и расширения кругозора студентов в области применения современных информационных технологий является поиск, чтение и анализ дополнительных материалов по темам занятий.

6. Образовательные технологии.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий:

проведение занятий с использованием деловых игр;

разбор конкретных ситуаций, связанных с поддержкой принятия решения, для различных категорий клиентов в соответствии с заданными критериями;

внеаудиторные работы по индивидуальным заданиям с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов.

7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства

Текущий контроль и промежуточная аттестация по итогам освоения дисциплины осуществляются с использованием организационных форм и количественных показателей контроля, закрепленных для данной дисциплины в соответствии с действующей в вузе системой оценки успеваемости студентов.

7.1. Диагностирующий контроль

Диагностирующий контроль с целью определения степени готовности студента к изучению дисциплины проводится в форме теста в первую неделю занятий.

7.2. Текущий контроль

Текущий контроль осуществляется:

- на каждом лекционном занятии - преподавателем, проводящим эти занятия по активности работы студента в аудитории;

- на каждом лабораторном занятии - преподавателем, проводящим эти занятия по результатам работы студентов при работе над групповыми и индивидуальными заданиями в означенные преподавателем сроки.

№п/п

Наименование раздела дисциплины

Средства текущего контроля

1

Тема 1. Введение. Предмет, цель, методы и средства курса «Информационные технологии в менеджменте»

Устный опрос, собеседование.

2

Тема 2. Информационные процессы в управлении организацией

Устный опрос, собеседование.

3

Тема 3. Определение и задачи ИТ

Устный опрос, собеседование.

4

Тема 4. Автоматизированные технологии формирования управленческих решений

Проверка выполнения письменного домашнего задания.

5

Тема 5. Технологии аналитического моделирования в менеджменте

Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов.

6

Тема 6. Основы технологии интеллектуальных информационных систем

Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов.

7

Тема 7. Проектирование и организация информационных систем менеджмента

Проведение расчётно-графических работ.

8

Тема 8. Автоматизация проектирования АИС

Проверка реферативного сообщения.

9

Тема 9. Информационное обеспечение ИТ управления

Собеседование

10

Тема 10. Техническое и программное обеспечение ИТ управления организацией

Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов.

11

Тема 11. Компьютерные сети и коммуникации

Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов.

12

Тема 12. Глобальная сеть Интернет и Интернет-технологии

Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов.

13

Тема 13. Применение технологии мультимедиа и гипертекста в менеджменте

Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов.

14

Тема 14. Информационные технологии основных функций бизнеса

Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов.

15

Тема 15. Корпоративные информационные системы (КИС)

Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов.

16

Тема 16. Защита информации в экономических информационных системах

Проведение практической (лабораторной) работы. Проверка и обсуждение результатов.

7.3. Промежуточная аттестация

Промежуточный контроль осуществляется в виде тестирования преподавателем, проводящим лекционные занятия.

Изучение курса завершается зачетом в форме теста, включающим проверку приобретенных студентом теоретических знаний и практических навыков. Обязательным условием получения зачета является выполнение студентом всех практических работ.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература:

  1. Гаврилов Л.П. Информационные технологии в коммерции: учебное пособие, М.: Инфра-М, 2011г., 237с.

  2. Исаев Г.Н. Информационные технологии: учебное пособие, М.: ОМЕГА-Л, 2012г., 464с.

  3. Саак А. Э., Пахомов Е. В., Тюшняков В. Н. Информационные технологии управления: учебник для вузов, С-Пб.: Питер Пресс, 2012г., 318с.

  4. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности, М.: Издательский Дом «Форум», 2012г., 366с.

8.2. Дополнительная литература (в т.ч. литература на иностранных языках):

  1. Быковский В.В., Мартынова Н.В., Минько Л.В., ПархоменкоВ.Л., Коробова О.В., Быковская Е.В. Технологии финансового менеджмента, Изд-во ТГТУ, 2009г., 54с.

  2. Бройдо В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учеб. пособие для вузов / В.Л. Бройдо, О. П. Ильина. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 765 с.

  3. Введение в сетевые технологии: Элементы применения и администрирования сетей: Учебное пособие - 2-е изд. (ГРИФ) //Никифоров С.В. –М.:Финансы и статистика, 2007, -224с.

  4. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: учебник для вузов / А. П. Пятибратов, Л. П. Гудыно, А. А. Кириченко ; ред. А. П. Пятибратов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2006. - 558 с.

  5. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации/ В. М. Попов, Р. А. Маршавин, С. И. Ляпунов; Под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика, 2001. 272 с.

  6. Грабауров В. А., Грабауров С. В., Гулин В. Н., Лабоцкий В. В. Информационные технологии. М.: Современная школа, 2006, 432с.

  7. Гутгарц Р. Д. Информационные технологии в управлении кадрами М.: Инфра-М, 2011г., 236с.

  8. Информатизация бизнеса: концепция, технология, системы, 2-е изд., перераб. и доп. Разумов Артур, Нестеров П. В., Карминский А. М., Черников Б. В., Карминский С. А., Нестеров В. П., под редакцией Карминского А. М., Карминского А.М. – М.: Финансы и статистика, 2003. -624с

  9. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Г.А. Титоренко, – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

  10. Информационные технологии. Путеводитель по новой экономике / Под ред. Пичугина И. (Серия бизнес-справочников «Проверено. КоммерсантЪ»). -М.: Коммерсантъ XXI, Альпина Паблишер, 2002. — 320 с.

  11. Козырев А.А. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003.

  12. Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. – М.: ИНФРА-М, 2001., 158с.

  13. Семенов М.И., Трубилин И.Т., Лойко В.И., Барановская Т.П. Автоматизированные информационные технологии в экономике. – М.: Финансы и статистика, 2003,-416с.

  14. Тузова А. А. Мотивация трудовой деятельности, М.: МИЭМП, 2010г, 102с.

  15. Устинова Г.М. Информационные системы менеджмента: Основные аналитические технологии в поддержке принятия решений: Учеб. пособие. – СПб.: ДиаСофтЮП, 2000.

  16. Цисарь И.Ф., Нейман В.Г. Компьютерное моделирование экономики. – М.: «Диалог-МИФИ», 2002. -304с.

  17. Комп'ютерні мережі та телекомунікації : навч. посібник / В. А. Ткаченко, О. В. Касілов, В. А. Рябик. – Харків: НТУ "ХПІ", 2011. – 224 с.

  18. Business Analytics for Managers: Taking Business Intelligence Beyond Reporting by Gert Laursen, Jesper Thorlund Published July 13th 2010 by John Wiley & Sons, Hardcover, 272 pages

8.3. Периодические издания

  1. Информационные технологии. Ежемесячный теоретический и прикладной научно-технический журнал (с приложением) ISSN 1684-6400 Подписной индекс 72656 Рекомендован ВАК для публикации результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук. Входит в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Журнал издается с ноября 1995 г.

  2. Информационные технологии для менеджмента. Журнал призван выполнять роль личного консультанта руководителя по информационным технологиям в его управленческой деятельности. Издание распространяется по подписке. 80 страниц, полноцветное издание. Периодичность: 10 выпусков в год. Язык издания: русский, украинский. Ознакомиться с полной электронной версией можно по ссылке it4m.wordpress.com Издатель: компания «СофтРейтинг Консалт»

  3. http://journal.itmane.ru/ - Электронный журнал "Системы управления бизнес-процессами" издается как совместный проект Школы IT-менеджмента и Союза IT-директоров России СОДИТ.

8.4. Интернет-ресурсы

  1. http://vernikov.ru/ - Библиотека материалов по менеджменту и ИТ в менеджменте

  2. http://www.iteam.ru/ -Портал Технологии корпоративного управления

  3. http://www.pmi.org/ - Project Management Institute

  4. http://www.itexpert.ru/rus/biblio/itil_v3/ITILV3_Glossary_Russian_v092_2009.pdf -Глоссарий терминов и определений ITIL®

  5. http://contek.ru/information/it-glossary/ - IT-глоссарий Contek Soft®

  6. http://allitil.ru – Весь ITIL® в одном месте

  7. http://hotuser.ru – отдел информатизации.

  8. http://csi.ucoz.ru - сайт Центра системных исследований при Крымской академии наук в области систем поддержки принятия решения

  9. http://financepro.ru - сайт статей по менеджменту организации

  10. http://consult2go.ru - сайт по стратегическому планированию бизнеса, а также по исследованию и анализу рынка, по подбору оптимальной стратегии развития организации.

  11. http://www.managment.aaanet.ru - портал Библиотеки менеджмента

  12. http://www.itru.info - сайт со статьями о различных информационных технологиях в управлении

  13. http://www.itcontent.ru - сайт ИТ-контент. Новости о развитии ИТ компаний.

  14. http://www.mtas.ru/ - сайт Института проблем управления РАН. Теория управления организационными системами

  15. http://www.upravlenie24.ru/ - сайт о разнообразии видов менеджмента, в том числе об информационном менеджменте, менеджменте предприятия

  16. http://2011.ит-образование.рф - сайт Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий АПКИТ

  17. http://www.lessons-tva.info/edu/telecom.html - Компьютерные сети и телекоммуникации. Он-лайн учебник.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения лабораторных занятий необходима специальная аудитория оснащенная персональными компьютерами не менее Pentium III-500МГц с оперативной памятью не менее 96 Мбайт и памятью на жестком диске 8 Гбайт и выше. На компьютерах должно быть установлено программное обеспечение: операционная система Windows Vista и выше, а также интегрированный пакет MS Office 2010 и выше (включая MS Outlook, MS Binder), MS Project 2002, FrontPage 2002, Project Expert 6.5 и выше, броузер Internet Explorer с доступом к сети Интернет..

Примерная тематика рефератов по курсу

«Информационные технологии в менеджменте»

  1. Формирование и использование информационных ресурсов для управления.

  2. Мировые информационные ресурсы. Возможности использования.

  3. Информационные потребности специалистов и средства их удовлетворения.

  4. Управление и информация. Виды информации, используемой в управлении.

  5. Характеристика мирового рынка информационных услуг.

  6. Производители и продавцы информации на мировом и российском рынках.

  7. Организация использования информационных ресурсов в организации. On – line доступ к информационным ресурсам.

  8. Ведущие продавцы профессиональной информации: Сравнительный анализ систем LEXIS – NEXIS, QESTEL – ORBIT, STN и т.п.

  9. Информационные задачи: ключевые этапы решения в On – line режиме.

  10. Отечественные источники научно – технической информации.

  11. Менеджмент информационных ресурсов. Возможности и проблемы.

  12. Информационный менеджмент на конкретном экономическом объекте.

  13. Информационные ресурсы на конкретном экономическом объекте.

  14. Информационные ресурсы для конкретного специалиста.

  15. Национальные информационные ресурсы России.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: