Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины: Методы моделирования и прогнозирования в экономике
НОУ ВПО «ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины: Методы моделирования и прогнозирования в экономике
Рекомендуется для направления подготовки
080100.62 – «Экономика»
Квалификации (степени) выпускника – бакалавр экономики
Москва
2011
Аннотация
программы учебной дисциплины
«Методы моделирования и прогнозирования в экономике»
1. Цели и задачи дисциплины.
Целью изучения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов по вопросам разработки и использования экономико-математических моделей и методов моделирования и прогнозирования экономических процессов.
В процессе изучения дисциплины должны быть решены следующие основные задачи:
расширение и углубление теоретических знаний об основных методах и моделях анализа экономических систем и моделирования экономических процессов в народном хозяйстве на различных уровнях иерархии;
ознакомление с основными методами экономического прогнозирования;
овладение методическими приемами моделирования экономики, построения прогноза и анализа полученных результатов.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Учебная дисциплина «Методы моделирования и прогнозирования в экономике» входит в вариативную часть цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин. Ее изучение опирается на следующие предшествующие дисциплины: «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы оптимальных решений» и «Теория игр». Дисциплина «Методы моделирования и прогнозирования в экономике» является предшествующей для изучения следующих дисциплин: «Профессиональные информационные системы и базы данных», «Институциональная экономика», «Теория организации», «Экономика общественного сектора», «Теория отраслевых рынков».
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-4, ОК-13, а также профессиональных компетенций: ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-10, ПК-14 и ПК-15.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
принципы, закономерности и методы экономико-математического моделирования и прогнозирования;
основные модели экономических систем и процессов, процедуру разработки (применения) моделей и оценки их адекватности;
основы поиска оптимальных решений в рамках экономико-математических моделей;
моделирование и прогнозирование основных макроэкономических процессов в народном хозяйстве;
микроэкономические модели, описывающие взаимодействие структурных и функциональных составляющих экономики.
Уметь:
разрабатывать (применять) экономико-математические модели и осуществлять с их помощью анализ и прогнозирование экономических и финансовых процессов;
формировать оптимальные решения на основе экономико-математических моделей;
оценивать параметры функционирования конкретного экономического объекта и формулировать рекомендации для принятия практических решений в условиях риска;
осуществлять комплексное экономико-математическое моделирование.
Владеть:
современными компьютерными технологиями моделирования и прогнозирования;
моделированием в макро- и микроэкономических исследованиях;
современными методами экономико-математического моделирования и прогнозирования.
Объем, содержание, разделы, учебно-методическое и информационно-материальное обеспечение дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов/ зачетных единиц | Семестры | |
5 | 6 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Аудиторные занятия (всего) | 72/2 | 72/2 | - |
В том числе: | - | - | - |
Лекции | 36/1 | 36/1 | - |
Семинары (практические занятия) | 36/1 | 36/1 | - |
Самостоятельная работа (всего) | 72/2 | 72/2 | - |
В том числе: | - | - | - |
Самостоятельная работа | 50/1,4 | 50/1,4 | - |
Выполнение домашних заданий | 22/0,6 | 22/0,6 | - |
Вид промежуточной и итоговой аттестации | - | зачет | - |
Общая трудоемкость: в часах в зачетных единицах | 144 4 | 144 4 | - - |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов (тем) дисциплины
№ п/п | Наименование раздела (темы) дисциплины | Содержание раздела (темы) |
1 | 2 | 3 |
1 | Математическая модель операции. Классификация и принципы построения | Математическое программирование или исследование операций. Основные понятия и определения. Понятия математической и экономико-математической моделей. Этапы и принципы построения математической модели. Общая классификация математических моделей, используемых для решения экономических задач. Основные примеры экономических задач, решаемых методами математического программирования. |
1 | 2 | 3 |
2 | Линейное программирование и линейные математические модели | Общая постановка задачи линейного программирования (ЗЛП). Графический метод решения ЗЛП. Основная ЗЛП и симплекс-метод ее решения. Примеры расчета линейной модели симплекс-методом. Двойственность в линейном программировании. Виды двойственных задач и принципы составления их математических моделей. Основные теоремы двойственности и их практическое применение. Экономический анализ задач с использованием теории двойственности. |
3 | Некоторые специальные задачи линейного программирования. | Транспортная задача (ТЗ) и логистика. Методы решения ТЗ. Открытые и закрытые ТЗ. ТЗ с дополнительными ограничениями. Вырождение в ТЗ. Основные экономические задачи, сводящиеся к транспортной модели. Общая постановка задачи о назначении (ЗН). Венгерский метод решения ЗН. Применение ЗН к решению некоторых экономических задач. |
4 | Модели и методы оптимального управления | Общая постановка задачи нелинейного программирования (ЗНП). Геометрическая интерпретация ЗНП. Графический метод решения ЗНП. Метод множителей Лагранжа. Градиентные методы решения ЗНП. Понятие о задачах динамического программирования. Принцип Беллмана. Пошаговая оптимизация и функциональные уравнения Беллмана. Задача об оптимальной стратегии замены оборудования. Задача о распределении инвестиций. |
5 | Сетевое планирование и сетевые модели | Планирование работ в хозяйственной деятельности. Основные методы сетевого планирования. Сетевые модели (графики) и правила их построения. Параметры сетевых моделей и методы их расчета. Анализ и оптимизация сетевых моделей. Некоторые задачи, решаемые методами сетевого моделирования: минимизация сети; отыскание кратчайшего пути. |
6 | Методы и модели анализа динамики экономических процессов | Понятие экономических рядов динамики. Понятие тренда. Предварительный анализ и сглаживание временных рядов экономических показателей. Расчет показателей динамики развития экономических процессов. Сезонные экономические процессы и их анализ. |
7 | Модели прогнозирования экономических процессов. Эконометрические модели | Оценка адекватности и точности трендовых моделей на основе кривых роста. Прогнозирование экономической динамики на основе трендовых моделей. Адаптивные модели прогнозирования. Общее понятие эконометрической модели. Задачи экономического анализа, решаемые на основе регрессионных эконометрических моделей. Оценка качества эконометрических регрессионных моделей и прогнозирование на их основе. |
1 | 2 | 3 |
8 | Некоторые модели управления запасами | Общая постановка задачи управления запасами (УЗ). Основная модель УЗ. Модель производственных поставок. Модель запасов, включающая штрафы. Примеры решения экономических задач с использованием моделей управления запасами. |
9 | Моделирование систем массового обслуживания | Понятие о теории и системах массового обслуживания (СМО). Общая классификация СМО. Элементы экономико-математического моделирования СМО: потоки событий; графы состояний и вероятности состояний СМО; основные характеристики и показатели СМО, методы и формулы их расчета. Модели типичных СМО и их применение. |
10 | Межотраслевые балансовые модели в анализе экономических показателей | Экономико-математическая модель межотраслевого баланса. Модель Леонтьева. Коэффициенты прямых и полных материальных затрат. Динамическая межотраслевая балансовая модель. |
5.2. Разделы (темы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
-
№
п/п
Наименование последующих дисциплин
Номера тем данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
Прфессиональные информационные системы и базы данных
-
+
+
+
-
-
+
-
+
-
2
Теория организации
-
+
+
+
+
+
+
-
+
-
3
Институциональная экономика
-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
4
Экономика общественного сектора
-
+
-
+
+
+
+
+
-
+
5
Теория отраслевых рынков
-
+
+
+
+
+
+
+
+
-
5.3. Разделы (темы) дисциплины и виды занятий
-
№
п/п
Наименование раздела (темы)
дисциплины
Часовой объем занятий по видам
Лекции
Семинары
СРС
Всего
1
2
3
4
5
6
1
Математическая модель операции. Классификация и принципы построения.
2
-
2
4
2
Линейное программирование и линейные математические модели
4
6
10
20
-
1
2
3
4
5
6
3
Некоторые специальные задачи линейного программирования
4
4
8
16
4
Модели и методы оптимального управления
6
4
10
20
5
Сетевое планирование и сетевые модели
6
4
10
20
6
Методы и модели анализа динамики экономических процессов
4
6
10
20
7
Модели прогнозирования экономических процессов. Эконометрические модели.
4
6
10
20
8
Некоторые модели управления запасами
2
2
4
8
9
Моделирование систем массового обслуживания
2
2
4
8
10
Межотраслевые балансовые модели в анализе экономических показателей
2
2
4
8
ИТОГО:
36
36
72
144
6. Лабораторный практикум
-
№
п/п
№ раздела дисциплины
Наименование лабораторных работ
Трудоемкость (часы/зачетные единицы)
…
не предусмотрен
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)
не предусмотрена
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
а) Основная литература:
Налимов В.Н. Экономико-математические методы и модели: Учебное пособие. – М.: Весть, 2008.
Будько О.Н., Королько И.В. Экономико-математические методы и модели: Учебное пособие. – Гродно: ГрГУ, 2009.
Шапкин А.С., Шапкин В.А. Математические методы и модели исследования операций: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009.
Вентцель Е.С. Исследование операций. – М.: Наука, 2000.
Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования. – М.: МЭСИ, 2007.
Лукашин Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Магнус Я.Р. и др. Эконометрика: начальный курс: Учебник. – М.: АНХ при Правительстве РФ, 2007.
б) Дополнительная литература:
Красс М.С., Чупрынов Б.П. Математические методы и модели для магистрантов экономики: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.
Грачева М.В. и др. Моделирование экономических процессов: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Леонтьев В. Экономические эссе. – М.: Изд. политической литературы, 1990.
Прасолов А.В. Математические методы экономической динамики: Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2008.
Фомин Г.П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005.
Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления для менеджеров. – М.: Дело, 2005.
Дуброва Т.А. Прогнозирование социально-экономических процессов: статистические методы и модели. – М.: Маркет ДС, 2007.
Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Специально оборудованные кабинеты и аудитории: компьютерные классы, аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Контроль знаний и умений студентов включает формы текущего и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в виде домашних заданий и двух контрольных работ. Контрольная работа № 1 проводится после изучения темы 4, а № 2 – после изучения темы 7 дисциплины. Все домашние задания должны быть сданы до проведения соответствующей контрольной работы. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета. Допускается проведение зачета в форме теста, содержащего вопросы по всем основным темам курса.
Настоящую Программу разработал: заведующий кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин НОУ ВПО «ИМЭС» к.ф.-м.н., доцент Налимов Валерий Николаевич.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры математических и естественнонаучных дисциплин НОУ ВПО «ИМЭС» (Протокол № 4 от 14 апреля 2011 года).
Программа утверждена на заседании Ученого Совета НОУ ВПО «ИМЭС» (Протокол № 9 от 28 апреля 2011 года).
страница 1
скачать
Другие похожие работы: