NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа учебной дисциплины наименование дисциплины: Методы моделирования и прогнозирования в экономике


НОУ ВПО «ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины: Методы моделирования и прогнозирования в экономике

Рекомендуется для направления подготовки

080100.62 – «Экономика»

Квалификации (степени) выпускника – бакалавр экономики

Москва

2011

Аннотация

программы учебной дисциплины

«Методы моделирования и прогнозирования в экономике»
1. Цели и задачи дисциплины.

Целью изучения дисциплины является теоретическая и практическая подготовка студентов по вопросам разработки и использования экономико-математических моделей и методов моделирования и прогнозирования экономических процессов.

В процессе изучения дисциплины должны быть решены следующие основные задачи:

  • расширение и углубление теоретических знаний об основных методах и моделях анализа экономических систем и моделирования экономических процессов в народном хозяйстве на различных уровнях иерархии;

  • ознакомление с основными методами экономического прогнозирования;

  • овладение методическими приемами моделирования экономики, построения прогноза и анализа полученных результатов.


2. Место дисциплины в структуре ООП.

Учебная дисциплина «Методы моделирования и прогнозирования в экономике» входит в вариативную часть цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин. Ее изучение опирается на следующие предшествующие дисциплины: «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы оптимальных решений» и «Теория игр». Дисциплина «Методы моделирования и прогнозирования в экономике» является предшествующей для изучения следующих дисциплин: «Профессиональные информационные системы и базы данных», «Институцио­нальная экономика», «Теория организации», «Экономика общественного сектора», «Теория отраслевых рынков».
3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-4, ОК-13, а также профессиональных компетенций: ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-10, ПК-14 и ПК-15.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • принципы, закономерности и методы экономико-математического моделирования и прогнозирования;

  • основные модели экономических систем и процессов, процедуру разработки (применения) моделей и оценки их адекватности;

  • основы поиска оптимальных решений в рамках экономико-математических моделей;

  • моделирование и прогнозирование основных макроэкономических процессов в народном хозяйстве;

  • микроэкономические модели, описывающие взаимодействие структурных и функциональных составляющих экономики.

Уметь:

  • разрабатывать (применять) экономико-математические модели и осуществлять с их помощью анализ и прогнозирование экономических и финансовых процессов;

  • формировать оптимальные решения на основе экономико-математических моделей;

  • оценивать параметры функционирования конкретного экономического объекта и формулировать рекомендации для принятия практических решений в условиях риска;

  • осуществлять комплексное экономико-математическое моделирование.

Владеть:

  • современными компьютерными технологиями моделирования и прогнозирования;

  • моделированием в макро- и микроэкономических исследованиях;

  • современными методами экономико-математического моделирования и прогнозирования.


Объем, содержание, разделы, учебно-методическое и информационно-материальное обеспечение дисциплины
4. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

5

6

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

72/2

72/2

-

В том числе:

-

-

-

Лекции

36/1

36/1

-

Семинары (практические занятия)

36/1

36/1

-

Самостоятельная работа (всего)

72/2

72/2

-

В том числе:

-

-

-

Самостоятельная работа

50/1,4

50/1,4

-

Выполнение домашних заданий

22/0,6

22/0,6

-

Вид промежуточной и итоговой аттестации

-

зачет

-

Общая трудоемкость: в часах

в зачетных единицах

144

4

144

4

-

-



5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов (тем) дисциплины




п/п

Наименование раздела (темы) дисциплины

Содержание раздела (темы)


1

2

3

1

Математическая модель операции. Классификация и принципы построения

Математическое программирование или исследо­вание операций. Основные понятия и определения.

Понятия математической и экономико-математи­ческой моделей. Этапы и принципы построения математической модели. Общая классификация математических моделей, используемых для решения экономических задач. Основные примеры экономических задач, решаемых методами математического программирования.



1

2

3

2

Линейное программирова­ние и линейные математи­ческие модели

Общая постановка задачи линейного программиро­вания (ЗЛП). Графический метод решения ЗЛП. Основная ЗЛП и симплекс-метод ее решения. Примеры расчета линейной модели симплекс-методом. Двойственность в линейном программи­ровании. Виды двойственных задач и принципы составления их математических моделей. Основные теоремы двойственности и их практическое приме­нение. Экономический анализ задач с использова­нием теории двойственности.

3

Некоторые специальные задачи линейного програм­мирования.

Транспортная задача (ТЗ) и логистика. Методы решения ТЗ. Открытые и закрытые ТЗ. ТЗ с допол­нительными ограничениями. Вырождение в ТЗ. Основные экономические задачи, сводящиеся к транспортной модели. Общая постановка задачи о назначении (ЗН). Венгерский метод решения ЗН. Применение ЗН к решению некоторых экономи­ческих задач.

4

Модели и методы оптималь­ного управления

Общая постановка задачи нелинейного программи­рования (ЗНП). Геометрическая интерпретация ЗНП. Графический метод решения ЗНП. Метод множителей Лагранжа. Градиентные методы реше­ния ЗНП. Понятие о задачах динамического программирования. Принцип Беллмана. Пошаговая оптимизация и функциональные уравнения Беллмана. Задача об оптимальной стратегии замены оборудования. Задача о распределении инвестиций.

5

Сетевое планирование и сетевые модели

Планирование работ в хозяйственной деятельности. Основные методы сетевого планирования. Сетевые модели (графики) и правила их построения. Параметры сетевых моделей и методы их расчета. Анализ и оптимизация сетевых моделей. Некоторые задачи, решаемые методами сетевого моделирова­ния: минимизация сети; отыскание кратчайшего пути.

6

Методы и модели анализа динамики экономических процессов

Понятие экономических рядов динамики. Понятие тренда. Предварительный анализ и сглаживание временных рядов экономических показателей. Расчет показателей динамики развития экономи­ческих процессов. Сезонные экономические процессы и их анализ.

7

Модели прогнозирования экономических процессов. Эконометрические модели

Оценка адекватности и точности трендовых моделей на основе кривых роста. Прогнозирование экономической динамики на основе трендовых моделей. Адаптивные модели прогнозирования. Общее понятие эконометри­ческой модели. Задачи экономического анализа, решаемые на основе регрессионных эконометри­ческих моделей. Оценка качества эконометри­ческих регрессионных моделей и прогнозирование на их основе.




1

2

3

8

Некоторые модели управле­ния запасами

Общая постановка задачи управления запасами (УЗ). Основная модель УЗ. Модель производствен­ных поставок. Модель запасов, включающая штрафы. Примеры решения экономических задач с использованием моделей управления запасами.

9

Моделирование систем массового обслуживания

Понятие о теории и системах массового обслужива­ния (СМО). Общая классификация СМО. Элементы экономико-математического моделирования СМО: потоки событий; графы состояний и вероятности состояний СМО; основные характеристики и показа­тели СМО, методы и формулы их расчета. Модели типичных СМО и их применение.

10

Межотраслевые балансовые модели в анализе экономи­ческих показателей

Экономико-математическая модель межотраслевого баланса. Модель Леонтьева. Коэффициенты прямых и полных материальных затрат. Динамическая межотраслевая балансовая модель.



5.2. Разделы (темы) дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




п/п


Наименование последующих дисциплин

Номера тем данной дисциплины, необходимых для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Прфессиональные информационные системы и базы данных

-

+

+

+

-

-

+

-

+

-

2

Теория организации

-

+

+

+

+

+

+

-

+

-

3

Институциональная экономика

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Экономика общественного сектора

-

+

-

+

+

+

+

+

-

+

5

Теория отраслевых рынков

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-


5.3. Разделы (темы) дисциплины и виды занятий




п/п

Наименование раздела (темы)

дисциплины

Часовой объем занятий по видам

Лекции

Семинары

СРС

Всего

1

2

3

4

5

6

1

Математическая модель опера­ции. Классификация и принципы построения.

2

-

2

4

2

Линейное программирование и линейные математические модели

4

6

10

20


1

2

3

4

5

6

3

Некоторые специальные задачи линейного программирования

4

4

8

16

4

Модели и методы оптимального управления

6

4

10

20

5

Сетевое планирование и сетевые модели

6

4

10

20

6

Методы и модели анализа дина­ми­ки экономических процес­сов

4

6

10

20

7

Модели прогнозирования эконо­мических процессов. Экономет­рические модели.

4

6

10

20

8

Некоторые модели управления запасами

2

2

4

8

9

Моделирование систем массового обслуживания

2

2

4

8

10

Межотраслевые балансовые модели в анализе экономических показателей

2

2

4

8

ИТОГО:

36

36

72

144


6. Лабораторный практикум




п/п

раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость (часы/зачетные единицы)



не предусмотрен


7. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

не предусмотрена
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
а) Основная литература:

  1. Налимов В.Н. Экономико-математические методы и модели: Учебное пособие. – М.: Весть, 2008.

  2. Будько О.Н., Королько И.В. Экономико-математические методы и модели: Учебное пособие. – Гродно: ГрГУ, 2009.

  3. Шапкин А.С., Шапкин В.А. Математические методы и модели исследования операций: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2009.

  4. Вентцель Е.С. Исследование операций. – М.: Наука, 2000.

  5. Дуброва Т.А. Статистические методы прогнозирования. – М.: МЭСИ, 2007.

  6. Лукашин Ю.П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов. – М.: Финансы и статистика, 2003.

  7. Магнус Я.Р. и др. Эконометрика: начальный курс: Учебник. – М.: АНХ при Правительстве РФ, 2007.


б) Дополнительная литература:

  1. Красс М.С., Чупрынов Б.П. Математические методы и модели для магистрантов экономики: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006.

  2. Грачева М.В. и др. Моделирование экономических процессов: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

  3. Леонтьев В. Экономические эссе. – М.: Изд. политической литературы, 1990.

  4. Прасолов А.В. Математические методы экономической динамики: Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2008.

  5. Фомин Г.П. Математические методы и модели в коммерческой деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005.

  6. Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления для менеджеров. – М.: Дело, 2005.

  7. Дуброва Т.А. Прогнозирование социально-экономических процессов: статистические методы и модели. – М.: Маркет ДС, 2007.

  8. Кремер Н.Ш., Путко Б.А. Эконометрика. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Специально оборудованные кабинеты и аудитории: компьютерные классы, аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Контроль знаний и умений студентов включает формы текущего и итогового контроля. Текущий контроль осуществляется в виде домашних заданий и двух контрольных работ. Контрольная работа № 1 проводится после изучения темы 4, а № 2 – после изучения темы 7 дисциплины. Все домашние задания должны быть сданы до проведения соответствующей контрольной работы. Итоговый контроль осуществляется в виде зачета. Допускается проведение зачета в форме теста, содержащего вопросы по всем основным темам курса.


Настоящую Программу разработал: заведующий кафедрой матема­ти­че­ских и естественнонаучных дисциплин НОУ ВПО «ИМЭС» к.ф.-м.н., доцент Налимов Валерий Николаевич.
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры математи­ческих и естественнонаучных дисциплин НОУ ВПО «ИМЭС» (Протокол № 4 от 14 апреля 2011 года).
Программа утверждена на заседании Ученого Совета НОУ ВПО «ИМЭС» (Протокол № 9 от 28 апреля 2011 года).


страница 1


скачать

Другие похожие работы: