Протокол №7 от 14. 06. 2013 г. Приказ №64/1 от 24. 08. 2013 г
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
Педагогический совет
Директор школы
МБОУ СОШ с. Пушкино В.В.Яров
Протокол № 7 от 14. 06. 2013 г. Приказ № 64/1 от 24.08.2013 г.
Образовательная программа
ГДО «Солнышко» на базе филиала
МБОУ СОШ с. Пушкино в с. Новочеркутино
1. Пояснительная записка.
1. 1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении; социальный статус семей воспитанников.
1. 2.Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
1. 3. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
1. 4. Особенности осуществления образовательного процесса (национально – культурные, демографические, климатические и другие).
1. 5. Принципы и подходы к формированию Программы.
2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении.
2. 1. Организация режима пребывания детей в ГДО.
3. Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность, «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
4. Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования
(промежуточная и итоговая оценки).
5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
1. Пояснительная записка.
В соответствии с положениями Закона Российской Федерации “Об образовании” Образовательная программа – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Общеобразовательная программа ГДО «Солнышко» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования идёт модернизация дошкольного образования, и данная образовательная программа является переходным документом.
Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Средствами достижения предназначения программы служат:
1. Освоение детьми стандарта дошкольного образования, которым в настоящее время являются федеральные государственные требования (далее ФГТ).
2. Использование в образовательной практике программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой ранее «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
3. Обновление форм воспитания детей.
4. Обновление методов воспитания, создание развивающей среды, которая соответствует реализуемой программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ.
Возрастные особенности детей от 3 до 5 лет.
Общение ребенка становится внеситуативным, ведущим видом деятельности становится игра. Основное содержание игры – действия с игрушками и предметами - заместителями. Начинают формироваться представления о предмете, при рисовании дети могут использовать цвет. Развитие мелкой моторики осуществляется через лепку, доступны простейшие виды аппликации. Развивается перцептивность.
К концу четвертого года дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы.
Развивается память и внимание, продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Сознательное управление поведением только начинает складываться, на начальной стадии развития находится самооценка. Продолжает развиваться половая идентификация.
Возрастные особенности детей от 4 до 5 лет.
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Значительное развитие получает изобразительная деятельность, совершенствуется ее техническая сторона. Усложняется конструирование, постройки включают 5-6 деталей. Развивается ловкость, координация движений, усложняются игры с мячом. Восприятие становится более развитым. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку, выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает развиваться образное мышление, предвосхищение. Продолжает развиваться воображение, увеличивается устойчивость внимания. Улучшается произношение звуков и дикция, речь становится предметом активности детей. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого, взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью. Начинают выделяться лидеры.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Возрастные особенности детей от 5 до 7 лет.
Дети шестого года жизни начинают осваивать социальные отношения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». Развивается изобразительная деятельность детей, рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Продолжает развиваться образное мышление, способность рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, развивается воображение. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Совершенствуется грамматический строй речи.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающееся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца.
Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Игровые действия становятся более сложными, отражая взаимодействия людей, жизненные ситуации, усложняется и игровое пространство. Рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более яркими становятся различия между рисунками девочек и мальчиков. В конструировании дети свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Ребенок седьмого года жизни осваивает сложные формы сложения из листа бумаги и придумывает собственные. Усложняется конструирование из природного материала. У детей продолжает развиваться восприятие, образное мышление; навыки обобщения и рассуждения; внимание. Развивается и речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика, связная речь, диалогическая и некоторые виды монологической речи.
Основные достижения этого возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает интегративные качества, позволяющие ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Сведения о квалификации педагогических кадров.
Воспитатель – 1 человек, помощник воспитателя – 1, из них:
Образовательный уровень:
Высшее образование – 1
Среднее профессиональное образование – 1
Профессиональный уровень:
Не имеет категории - 2
Возрастной уровень:
Педагогический стаж более 20 лет - 1
Социальный статус семей воспитанников:
Количество детей | 22 | | |
Из них мальчиков | 15 | | |
Из них девочек | 7 | | |
Полных семей | 10 | | |
Неполных семей | 12 | | |
Семей с одним ребёнком | 8 | | |
Семей с 2 детьми | 13 | | |
Семей более чем с 2 детьми | 1 | | |
| | | |
1.2. Приоритетные направления деятельности ГДО
Программа разработана в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями. Данная Программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагогов ОУ. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2010 г.
Основные приоритетные направления.
Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются:
Физкультурно-оздоровительное
Познавательно-речевое
Социально-личностное
Художественно-эстетическое
1.3. Цели и задачи деятельности ОУ по реализации основной общеобразовательной программы.
Цели и задачи деятельности ОУ по реализации основной образовательной программы определяются на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.
Целью деятельности ОУ является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей
Обеспечение физического, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического развития детей
Осуществление необходимой коррекции в развитии ребенка (в частности в развитии речи)
Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка
Оказание консультативно-методической помощи родителям детей по вопросам воспитания и развития
Обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования
1.4. Особенности осуществления образовательного процесса (национально – культурные, демографические, климатические и другие).
Ориентирована на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе. Образовательная программа детского сада реализуется в организованных и самостоятельных формах обучения.
При организации образовательного процесса учитываются принципы интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
В основу организации образовательного процесса определён комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Образовательный процесс строится на основе законодательно – нормативных документов, оценки состояния здоровья детей, оценки речевых нарушений, системы психолого – педагогических принципов, отражающих представление самоценности дошкольного детства. Основной формой является игра и специфические виды детской деятельности. Акцент делается на интеграцию образовательных областей. Основанием преемственности дошкольного и начального школьного образования являются ориентиры образовательного процесса на этапе дошкольного детства, а также исходные ориентиры начального общего образования.
1.5. Принципы и подходы к формированию общеобразовательной программы
Содержание общеобразовательной программы дошкольной группы соответствует основным положением возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является всестороннее развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных и обучающих целей и задач.
При выборе методик обучения предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфере развития. Занятия с детьми, в основе которых доминирует игровая деятельность, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально. Планируются комплексные и интегрированные занятия. Учебный план ориентирован на интеграцию обучения и воспитания, на развитие воспитанников и состоит из следующих образовательных областей:
«Физическая культура»
«Здоровье»
«Безопасность»
«Социализация»
«Труд»
«Познание»
«Коммуникация»
«Чтение художественной литературы»
«Художественное творчество»
«Музыка»
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ГДО
2.1. Режим дня.
Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. При построении режима дня руководствуемся основным принципом - принципом соответствия возрастным психофизическим особенностям детей.
Режим организации жизнедеятельности ГДО определен:
в соответствии с функциональными возможностями детей разного возраста;
на основе соблюдения баланса между разными видами активности детей;
с учетом социального заказа родителей и нормативно-правовых требований к организации режима деятельности ОУ.
Режим работы: пятидневная рабочая неделя, длительность пребывания детей — 9 часов, с 08.00 до 17.00. В период адаптации к условиям ГДО организуется кратковременное посещение ребенком ОУ. Увеличение времени пребывания ребенка в детском саду происходит на основе наблюдений за состоянием ребенка и характером его привыкания. Допускается пребывание ребенка в ГДО в адаптационный период совместно с родителями.
Режим пребывания детей в детском саду разработан для разновозрастной группы, скорректирован с учётом работы учреждения.
Режим работы группы дошкольного образования
«Солнышко»
8.00 – 8.30 – прием детей
8.30 – 8.50 – утренняя гимнастика
8.50 – 9.20 – подготовка к завтраку, завтрак
9.20 – 9.45 – 1 занятие
9.45 – 9.55 – подвижные игры (переменка)
9.55 – 10.20 – 2 занятие
10.20 – 12.00 – подготовка к прогулке, прогулка
12.00 – 12.05 – возвращение с прогулки
12.05 – 12.50 – подготовка к обеду, обед
12.50 – 15.00 – подготовка ко сну, сон
15.00 – 15.20 – пробуждение, бодрящая гимнастика
15.20 – 15.35 – подготовка к полднику, полдник
15.35 – 16.00 – дополнительные занятия, игры, самостоятельная деятельность
16.00 – 17.00 – прогулка, уход домой
Основное содержание общеобразовательных программ педагоги осуществляют в повседневной жизни в совместной деятельности с детьми, путем интеграции естественных для дошкольников видах деятельности, главным из которых является игра.
Длительность занятий составляет:
в группах для детей от 3 лет до 5 лет – 15- 20 минут,
в группах для детей от 5 лет до 7 лет – до 25 - 30 минут,
Перерывы между занятиями не менее 10 минут. В середине занятия статического характера педагоги проводят физкультурную минутку.
Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю. Для детей от 5 до 7 лет третье занятие – на свежем воздухе;
Проектирование воспитательно – образовательного процесса
Виды НОД | Интеграция приоритетных образовательных областей | Младшая группа | Подготовительная группа |
Двигательная | «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность» | 3 | 3 |
Познавательно – исследовательская (формирование целостной картины мира, конструирование, ФЭМП) | «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье» | 2 | 3 |
Продуктивная | «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы», « Музыка» | 2 | 3 |
Коммуникативная (чтение художественной литературы) | «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», « Музыка» | 1 | 1 |
Коммуникативная (обучение грамоте) | «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы» | | 1 |
Музыкально – художественная | « Музыка», «Познание», «Социализация», «Коммуникация» | 2 | 2 |
Итого | | 10 | 13 |
Модель организации воспитательно –образовательного процесса в разновозрастной дошкольной группе
Время проведения | Участники воспитательно-образовательного процесса | ||
Дети | Педагоги | Родители | |
Сентябрь | Праздник «День знаний» Адаптация поступивших детей Праздник день воспитателя | Праздник «День знаний Диагностика детей на начало учебного года по разделам программы | Праздник «День знаний Анкетирование родителей Родительское собрание |
Октябрь | Литературный праздник «Осень в стихах» Праздник «День учителя» | Литературный праздник Осень в стихах» Праздник «День учителя» Подготовка и проведение открытых занятий | Проведение консультаций для родителей Проведение открытого занятия |
Ноябрь | Праздник «Осенины» | Праздник «Осенины» | Праздник «Осенины» Помощь в изготовлении костюмов |
Декабрь | Праздник новогодней ёлки | Праздник новогодней ёлки | Праздник новогодней ёлки Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку |
Январь | Зимние каникулы Спортивный праздник на улице Открытие выставки поделок из природного материала «Зимушка – зима» День улыбок | День улыбок Диагностика детей на середину учебного года | Спортивный праздник на улице Совместное изготовление поделок из природного материала на тему «Зимушка –зима» |
Февраль | День защитника отечества Масленица | День защитника отечества Масленица Организация ярмарки сувениров | День защитника отечества Масленица Совместное изготовление с детьми сувениров Родительское собрание |
Март | Праздник мам Экологический КВН | Праздник мам Проведение экологического КВН | Праздник мам |
Апрель | Весенний фольклорный праздник | Весенний фольклорный праздник Субботник по благоустройству территории | Весенний фольклорный праздник Субботник по благоустройству территории Родительское собрание |
Май | Выпуск детей в школу День победы | Выпуск детей в школу Итоговая диагностика | Выпуск детей в школу |
Июнь | День защиты детей Летний спортивный праздник | Летний спортивный праздник | Летний спортивный праздник |
Август | | Подготовка ГДО к началу учебного кода | Помощь в подготовке ГДО к началу учебного кода |
3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность, «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка» ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
Образовательные области | Цели | Специфические задачи |
Физическая культура | Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. |
|
Здоровье | Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья. |
|
Безопасность | Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). |
|
Социализация | Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. |
|
Труд | Формирование положительного отношения к труду. |
|
Познание | Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие. |
|
Коммуникация | Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. |
|
Чтение художественной литературы | Формирование интереса и потребности в чтении, восприятии книг. |
|
Художественное творчество | Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. |
|
Музыка | Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. |
|
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Методическое обеспечение направлений развития ребёнка
Направления развития | Программы | Технологии и методики |
Физкультурно – оздоровительное: «Физическая культура», «Здоровье» | «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2010 г. | Т.Г. Анисимова, Е.Б. Савинова «Физическое развитие детей 5-7 лет», Волгоград 2009 г. В.Г. Фролов, Г.П. Юрко «Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста», М.: Просвещение 1993 В.И.Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников», Москва, 2008 П.П. Буцинская, В.И. Васюкова «Общеразвивающие упражнения в детском саду», М.: Просвещение 1990 г. О.Н. Козак «Большая книга игр для детей от3 до 7 лет», Санкт-Петербург Изд. «Союз» 2002 г. |
Социально-личностное: «Безопасность», « Социализация», «Труд» | «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2010 г. | Методические рекомендации «Основы пожаробезопасного поведения», Вологда 2002 Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», – М.: Просвещение, 1991. Смирнова Е.О., Богуславская З.М. «Развивающие игры для детей», М.: Просвещение, 1991. С.Н. Новоселова «Игра дошкольников», М.: Просвещение 1990 г. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М.: Просвещение, 1991. Л.В. Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», М.: Просвещение, 1992 А.А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», М.: Просвещение, 1987 г А.М. Виноградова «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», М.: Просвещение, 1989 г. Н.В. Дурова «Очень важный разговор», М.: Мозаика-Синтез- 2002 г. И.Ф. Мулько «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет», Москва 2006 г. Л.М. Щипицина, О.В. Защиринская «Азбука общения «Детство- пресс», Санкт Петербург 2003 г. Н.Н. Кокорева , А.К. Бондаренко «Любить труд на родной земле», М.: 1990 |
Познавательно – речевое: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» | «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2010 г. | О.Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Изд. «Детство Пресс» 2006 О.С.Ушакова «Занятия по развитию речи», Москва, 2010 г. О.С.Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой», Москва, 1999 О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», Москва, 2005 «Система работы по экологическому воспитанию дошкольников», Корифей 2008 А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей 3-7 лет», М.: Мозаика Синтез 1999 Н.Н. Гусарова «Беседа по картине времена года», «Детство- пресс» Санкт Петербург 2003 г. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж, 2004, Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет», Воронеж, 2004 Новикова В.П. «Математика в детском саду. Старшая группа», М.: Мозаика-Синтез, 2008. Л. С. Метлина «Занятия по математике в детском саду», М.: 1982 Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия детского сада», Изд. «Учитель» 2007 Л. В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада», М.: Мозаика – Синтез, 2006 Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду», М.: 1990 З.Я. Рез «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», М.: 1990 З.Я. Рез «Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста» М.: 1990 |
Художественно-эстетическое: «Художественное творчество», «Музыка» | «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2010 г. | Т.С. Комарова «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада», 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. Г.Н. Давыдова «Пластилинография Анималистическая живопись», М.: 2007 Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты», М.: 2000 Е.А. Румянцева «Необычные поделки из природного материала», М.: 2007 О.Н. Цветкова «Изобразительная деятельность детей в разновозрастной группе ДОУ», Вологда 2008 И.М. Петрова «Объемная аппликация», Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2002 А. В. Козлина «Ручной труд», Изд. «Мозаика-синтез» 2006 Н. А. Ветлугина «Музыкальные занятия в детском саду», М.: 1990 Программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова «Природа и музыка», М.: 2000 Н.В. Зарецкая «Сценарии праздников для детского сада», М.: 2006 |
4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Промежуточные результаты освоения программы, формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ).
Промежуточная оценка (один раз в полугодие или один раз в год) – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников группы по освоению ими Программы по всем направлениям развития детей; - это результаты мониторинга.
Итоговая оценка проводится при выпуске ребенка из ГДО в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ОУ. В портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.
Социальный портрет ребенка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2. Любознательный, активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
3. Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» (например, нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и пр.). Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Ребенок имеет представление:
- о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
- о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем;
- о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности:
Умет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Мониторинг в ГДО проводится 2 раза в год (начале и конце учебного года) и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не должен приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов освоения Программы
Объект | Содержание | Форма (метод) | Перио- дич- ность | Сроки | Ответственный |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | основные физические качества (сила, ловкость, гибкость, выносливость …) | методика определе-ния физических качеств и навыков | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель |
потребность в двигательной активности | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
выполнение доступных возрасту гигиенических процедур | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
соблюдение элементарных правил здорового образа жизни | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
Любозна-тельный, активный | интересуется новым, неизвестным в окружающем мире | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель |
задает вопросы взрослому, любит экспериментировать | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
способен самостоятель-но действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности) | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. | создание проблемной ситуации | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
Эмоционально-отзывчивый | откликается на эмоции близких людей и друзей | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель |
сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов | наблюдение беседа | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | адекватно использует вербальные и невербальные средства общения | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель |
владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривает-ся, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничест-ве) | Диагности-ческая методика в соответст-вии среализу-емой программой | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации | наблюдение создание проблемных ситуаций | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | Поведение ребенка преимущест-венно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо" | наблюдениесоздание проблемных ситуаций | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель |
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели | наблюдение | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) | наблюдение создание проблемных ситуаций | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
Способный решать интеллек-туальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту | ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим | наблюдение создание проблемных ситуаций | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель |
в зависимости от ситуации может преобразовы-вать способы решения задач (проблем) | наблюдениесоздание проблемных ситуаций | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель, | |
ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др | наблюдениесоздание проблемных ситуаций, анализ детских работ | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | имеет представление о себе, собственной принадлеж-ности и принадлеж-ности других людей к определенному полу; | беседа | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель |
имеет представление о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; | беседа | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире; | беседа | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
имеет представление о мире | беседа | 2 раза в год | сентябрь май | воспитатель | |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | умение работать по правилу умение работать по образцу умение слушать взрослого умение выполнять инструкции взрослого | Стандарти-зированная методика «Учебная деятель-ность» (Л.И.Цехан-ская) | 1 раз в год | март | воспитатель |
наблюдение | 1 раз в год | май | воспитатель |
страница 1
скачать
Другие похожие работы: