Психология труда как отрасль психологической науки
15. Возможности, ограничения и правила применения эмперико – познавательных методов.
Наблюдение- классический метод психологии. Климов пишет, что это базовый метод.
Наблюдение – специально организованное установление фактов, опирающееся на функции органов человека (как субъекта познания) и не предполагающее специального создания условий для провоцирования изучаемых процессов (определение из Климова).
Даже экспериментатор одновременно является и наблюдателем. Меняется только структура объекта наблюдения (предметом наблюдений могут стать экспериментальная установка, приборы, индикаторы и др.)
Наблюдение может быть визуальным, непосредственным либо опосредованным техническими средствами (кино- фото- видеосъемка, использование датчиков).
Отличие наблюдения от эксперимента.
Эксперимент отличается от наблюдения по признаку вмешательства субъекта познания в условия возникновения и протекания изучаемых явлений, процессов. Если человек провоцирует изучаемые явления – это эксперимент, а если просто использует складывающиеся ситуации – это наблюдение.
Признак строгости не является неотъемлемым качеством эксперимента. Эксперимент может быть не строгим, а наблюдение – строгим (если хорошо определены и объективно фиксируются изучаемые параметры изучаемого объекта).
Наблюдению часто приписывают свойство субъективности, неточности. Это не так. Неточным может быть и эксперимент. Пример: астрономия многие годы была наблюдательной, но заслужила репутацию самой точной и объективной конкретной науки.
Признаки, свойственные наблюдению:
Объективность
Систематичность
Предварительная программа
Учет внешних и внутренних условий активности исследуемого
Фиксация полученных результатов
Ограничения метода наблюдения:
По Климову:
При использовании этого метода надо обращать особое внимание на принципы организации работы наблюдателя, строгости процедур получения и фиксации знания об изучаемом объекте. “Платой” за это является потеря оперативности и многоаспектности познания.
Короче: нельзя наблюдать за всем сразу. На что-то мы обращаем внимание больше, на что-то меньше, а что-то вообще можем упустить. Обычно чтобы не упустить ничего, наблюдатель записывает. НО: при этом он отвлекается от объекта наблюдения на свои записи + это замедляет работу т.к. пишем мы медленнее, чем что-то происходит в этом мире.
По Носковой:
Психика другого человека не дана нам непосредственно, а поведенческие признаки могут многозначно отображать внутренний мир профессионала либо вообще его не отражать. Надо продумывать связь между фиксируемыми поведенческими признаками и их психологическим содержанием. Полученные с помощью наблюдения данные требуют психологической интерпретации – в этом самая большая сложность этого метода.
Наблюдение может быть научным и практическим. Это зависит от того, в решение каких задач оно включено. Вообще, все остальные методы возникают как деформации метода наблюдения.
Метод анализа продуктов деятельности.
Возникает при деформации метода наблюдения, когда предметом наблюдения становится не “живая” действительность, а ее результат.
Под словом “анализ” в названии метода имеется в виду не просто разложение целого на части, а изучение, в ходе которого происходит и анализ, и синтез представлений.
Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным или конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. НО: нецелесообразно всегда ограничиваться только рассмотрением продуктов деятельности, произведенных по специальному заданию. Надо еще интерпретировать область потенциальных возможностей человека.
Продукты деятельности могут быть не только вещественными. Они могут быть информационными, процессуальными, областью их существования может быть внутренний мир человека (например, продуктом труда может стать некое новое отношение ребенка к действительности, новые представления о мире и др.)
Климов приводит следующую классификацию результатов трудовой деятельности:
Область существования продукта труда / Вид фактуры продукта труда | Внешняя реальность: природный мир | Внешняя реальность: мир культуры | Субъективная реальность, внутренний мир |
Действительно существующие целостности, системы | А – искусственный водоем, искусственный алмаз, урожай | Б – Дом, одежда, гайки и болты, бетонная смесь, очки | В – Отношения личности, знания, умения (как продукт труда педагога) |
Процессы, функциональные эффекты, состояния систем (эта группа трудоемка для изучения). | Г – Привес стада животных на ферме, электроэнергия в домах | Д – Безопасность движения транспорта, симфонический концерт | Е – Социально-психологический климат в группе, состояние отдыха, формирующие образ мыслей доклады |
Информация, знаково-символические объекты | Ж – Знания о природе, записанные на внешних носителях | З – Знания о людах, обществе, записанные на внешних носителях | И – Оперативная осведомленность человека |
Требования к методу анализа продуктов деятельности:
Требование детализованной программы анализа, представляющая собой перечень возможных предметов рассмотрения (включая и процессуальные объекты, и явления). Пункты анализа продуктов деятельности могут интерпретироваться как критерии профессионального мастерства. Программа наиболее сложна, если речь идет о предметах нематериального производства (учитель, воспитатель, организатор, политик и др.)
Систематичность, всесторонность подбора фактов
Изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых.
Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности и др.)
Метод опроса, контент-анализ текстов, метод беседы.
Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте.
Объект наблюдения – устная речь в специально построенном диалоге. Также вариация метода наблюдения, когда продукты речевой, вербальной деятельности выражаются письменно.
Виды опросов:
по содержанию вопросов
фактологическая информация – отношение к человеку, к социальным феноменам, явлениям, проблемам. Пример: листок по учету кадров
выяснение внутренних проблем человека
по форме предъявления вопросов и вариантов ответа
стандартизованные – со всеми одинаково.
нестандартизованные – в ситуации беседы, взаимодействия.
по проведению
письменные
устные
Минусы опроса:
Те же самые, что и у наблюдения плюс следующее:
Обычно опросные методы считают простыми и доступными, но это не так. Не следует спрашивать респондентов “в лоб” о причинах событий и поступков. Так можно получить только мнение опрашиваемых по поводу этих причин. С тем же успехом можно спрашивать прохожих о причине процессов, происходящих на Марсе. Выискивать причины явлений – дело специалиста-исследователя.
Сами вопросы (их постановка) влияют на ответ респондентов. Поэтому их надо правильно задавать, не подталкивая к определенным ответам, которые укладываются в статистику. Иначе можно получить ложное мнение.
Надо уточнять, что мы узнаем из данных опроса. Это не всегда то, о чем мы спрашиваем.
Метод экспертизы или метод экспертных оценок.
Факты не очищаются от их интерпретации. Напротив, мы сосредотачиваемся на истолковании фактов, оцениваем их.
Ограничения экспертных методов:
Профессий слишком много и невозможно составить полный список профессионально-важных качеств (ПВК) + этого не стоит делать т.к. тогда опросник будет слишком громоздким и неудобным в использовании.→ При изучении новой профессии можно пропустить ПВК.
При заполнении опросника профессионал должен мысленно перечислять выполняемые им задачи. Это эффективно только если действий не слишком много.
Профессионалы в роли экспертов хорошо выявляют задачи и внешние характеристики деятельности, но затрудняются оценить, каких психических функций они требуют.
“Естественный” эксперимент
Нарушаем правило классического наблюдения и вмешиваемся в ход психических процессов. Наблюдаемый становится испытуемым.
Испытуемому предлагаются привычные них виды задач.
Василейский: предложил наблюдать за профессионалами в то время, когда они выполняют свою обычную работу. Подбирались те фрагменты деятельности, в которых наиболее ярко проявлялись качества работника данной профессии. Затем оценивался уровень психических качеств работника. Далее – сопоставительный анализ индивидуальных профессиональных профилей. При этом исследователь мог выявить типы профессиональной одаренности (здесь учитывается многообразие типов людей, которые могут достигать одинакового уровня успешности в профессии – и это хорошо).
Сейчас: метод естественного эксперимента используется в центрах оценки персонала. Он очень эффективен в прогнозировании проф. пригодности.
Производственный эксперимент.
Сравнительное наблюдение психолога за деятельностью одних и тех же работников в разных условиях (например, при введении дополнительных перерывов на конвейере) или при использовании различных орудий труда.
Лабораторный эксперимент
Создаем “чистую”, искусственную обстановку (при этом искажается естественный ход психичских процессов).
Специфика в психологии труда: модель деятельности, заложенная в экспериментальном задании, должна быть адекватна (по особенностям протекания психических процессов) реальной профессиональной ситуации. Выполнение этого требования позволяет распространить результаты экспериментов на реальную профессиональную деятельность.
Метод анамнеза, биографический метод
Предмет беседы смещается на биографию, историю личности испытуемого. Выделяют субъективный и объективный анамнез.
16. Процедура организации конструктивных и преобразовательных методов.
Преобразующие или конструктивные методы психологии труда:
методы обучения, развития субъекта труда, развития профессионально-важных свойств (тренажеры, деловые игры);
консультирование – метод обогащения и преобразования знаний и представлений человека о себе, о профессиях, о соотношении своих возможностей и интересов с определенной группой или несколькими группами профессий;
методы коррекции поведения, состояния субъекта труда;
методы реконструкции - преобразования рабочего пространства, органов управления и средств индикации, режима труда и отдыха, способов планирования труда, нормирования и контроля (в рамках организационного проектирования и реконструкции трудовых задач и форм организации труда).
Преобразующие методы: связанны с вторжением в психику, изменением. При реализации любого из преобразующих методов возникает задача управления (психологического, а не административного, как некоторые любят!) активностью людей.
→ здесь остро стоит проблема манипулирования людьми, их сознанием. Климов: “Злодеяния, как свидетельствует история, сплошь и радом основаны на применении именно преобразующих методов психологии” (Например, дезинформация, клевета и др.)
→ связанно с нормами морали, ценностями
→ это более ответственно
→ предполагает наличие многих разнородных профессиональных умений, внутренних средств деятельности
Виды преобразующих методов:
Методы использования и формирования субъектных факторов труда
Методы профессионального самоопределения, самовоспитания, самообучения, поиска индивидуального стиля деятельности, путей адаптации к обстановке, к коллективу
Методы проф. консультации, проф. отбора, психологического тренинга, профилактики и коррекции неблагоприятных ФС, коррекции индивидуального стиля деятельности.
методы использования и формирования, проектирования объектных факторов труда
методы рационализаторской и изобретательской работы, направленные на улучшение средств и условий труда
методы разработки рекомендаций к техническим проектам средств и условий труда
методы разработки рекомендаций по оптимизации деловых и личных отношений в трудовых коллективах, профессиональных сообществах
Все многообразие преобразующих методов в итоге сводится к управлению сознанием, психической активностью людей в труде то есть к построению, реконструкции, коррекции психических регуляторов поведения и деятельности или хотя бы к более разумному использованию уже имеющихся.
17. Цель и структура психологической профессиографии.
Профессиографирование – процесс изучения отдельной профессии.
Ю.В.Укке (1972) выделяет следующие проблемы психологического анализа профессии:
разработка научных теорий, понятийного аппарата;
совершенствование методов изучения, анализа профессий;
профессиональная роль и должность;
мотивы профессиональной деятельности; удовлетворенность]
трудом;
индивидуальный стиль труда;
типы личности и типы профессий;
методы предсказания профессиональной успешности и ее оценки у работающих;
совершенствование профессиональных умений, тренинг;
содействие профессиональной социализации (адаптации) личности (особенно новых работников организации);
социально-психологические проблемы в трудовом поведении;
варианты профессиональных карьер в разных профессиях;
профессиональная демография, профессиональная мобильность;
информация о профессиях в карьерном консультировании;
технологии карьерного консультирования;
карьерное консультирование особых групп населения.
Принципы профессиографирования.
принцип целенаправленности: психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень научения профессий, предмет исследования, методы;
принцип личностного подхода: следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими. Подчеркивалась условность, относительность психограммы успешного профессионала как модели желательного набора ПВК; идея возможного существования нескольких одинаково успешных типов профессионалов, обладающих разными индивидуально-личностными качествами, отмечалась в 1920-е гг. и С.М.Василейским (1927). К этому можно добавить идею о возможной изменчивости индивидуальных способов работы с возрастом, а также по мере накопления профессионального опыта, т.е. с учетом профессионального развития личности субъекта труда;
принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении;
принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, важно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий;
принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии;
принцип перспективности и реальности: рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.
К этим принципам можно было бы добавить еще несколько:
принцип этический: важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии;принцип системной детерминации: следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой трудится субъект труда;
принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; эти характеристики могут быть установлены лишь при изучении конкретных трудовых постов в организациях (эргатических системах) и постепенном обобщении частных видов труда в группы по специальностям и профессиям (Климов Е.А., 1998, с. 64—74);
принцип целостности (неаддитивности): профессиональная деятельность человека не должна рассматриваться лишь как механическая сумма элементарных действий, операций, а его психика — как сумма относительно самостоятельных психических функций (Геллерштейн С.Г., 1931);
принцип деятелъностного опосредования: своеобразие предметного и функционального содержания трудовой деятельности определяет специфику содержания сознания, опыта субъекта труда, профессиональные особенности его психических процессов.
Профессионально важные качества (ПВК) - те качества, признаки, которые важны для успешного выполнения работником профессиональных задач в данном виде труда. Описание упорядоченной совокупности ПВК называется психограммой профессионала.
Штерн выделял четыре направления в дифференциальной психологии:
учение о вариации признаков (например, о вариации объема кратковременной памяти);
учение о корелляции признаков (примером может служить
поиск связи между математическими и музыкальными способностями);
психография (исследование и описание психических качествотдельной личности);
сравнительная психография (сопоставление разных людей по некоторому набору психических признаков).
Результатом психографирования, по Штерну, и должна была стать психограмма личности.
Психограмма могла быть:
полной — психологическое изучение составлялось по обширной программе — полной психографической схеме
частичной - программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон.
срезовые составлялись при разовом обследовании личности
продольные психограммы - при сопоставлении результатов психологического обследования личности несколько раз во времени
Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях развития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления.
Задачи психограмм:
основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендентов на конкретную вакансию
при исследовании профессиональной работоспособности, утомления, в целях диагностики степени снижения психических функций под влиянием проделанной работы следовало выявить ПВК как наиболее изменчивые, временно нарушаемые в данной профессии под влиянием утомления психические функции.
задача профессионального обучения и тренировки таких психических функций, ПВК, которые обеспечивают успешную работу и могут стать предметом развития, упражнения
Типы профессиограмм (Иванников):
диагностическая выявление ПВК, психограмма
ориентировочно-диагностическая выявление причин аварий, проблем в деятельности, анализ типичных ошибок и сложностей
конструктивная повышение эффективности средств и условий труда, анализ приемов и способов деятельности, технологии
информационная для профориентации
Схема информационной профессиограммы:
специфика должности, организации, стаж человека
история профессии, распространенность
предметная область (Ч, П, Х, З, Т)
продукт деятельности
средства труда:
орудия труда
внешние функциональные (лексика, мимика, голос)
внутренние функциональные (схемы, эталоны, образцы)
задачи труда, профессиональные функции
нормативно заданные
реально выполняемые
трудовые действия
права, обязанности, ответственность
профессиональный риск
интересы, мотивация
возможности роста, карьеры, обучения
профессиональные сложности (для начинающих и мастеров)
типичные конфликты
типичные ошибки
личностные особенности (психограмма)
18. Основные классификации профессий.
(2 в 1 )
1. Первая классификация профессий издана в 1939 году – американский словарь названий профессий. Представляет собой систематизированное описание конкретных видов профессий,
2. Международная стандартная классификация профессий создана ООН, Юнеско и ВОЗ в 1957. Критерий классификации: характер работы, используемые орудия и средства производства, сырье, требуемое образование.
3. По отраслям народного хозяйства. По принадлежности к некоторой отрасли можно судить о характере продукта труда, типе используемых технологий, степени опасности (риск профессиональных заболеваний, травматизм).
4. По степени тяжести работ. Т.е. степень неблагоприятного влияния на здоровье и ФС всех факторов труда, условий труда и трудовой нагрузки.
5. Историческая классификация. Критерий: принадлежность определенной исторической эпохе, с определенным уровнем развития технического прогресса и т.д.
6. На основе психофизиологического подхода. Критерий: требуемая степень развития психических и психофизиологических функций. Например, классификация Липмана:
Низшие (неквалифицированный труд)
Средние (индустриальные профессии с требованием к сенсомоторной сфере или к интеллекту в ограниченных пределах)
Высшие (требования к организационнм функциям, общему интеллекту, принятию самостоятельных решений):
- гностические (ученый)
- технические (инженер)
- символизирующие (художник, поэт, музыкант)
7. По разновидностям неприятных сторон труда (физического, эстетического социального порядка).
8. Информационно-поисковая система «Профессиография». Была создана под руководством Е.А. Климова для систематизации информации о профессиях и создания технологии поиска. Было выделено 5 групп классификационных признаков:
Общие сведения о профессии (название, специальности, виды работ, распространенность, принадлежность к отрасли нар. хоз-ва и т.д.)
Подготовка кадров (тип учебного заведения\, длительность обучения, уровень итоговой квалификации, перспективы профессионального роста)
Типовые производственные показатели работы (виды труда, предмет и цели работы, тип орудий, обязанности, трудности, аварии, ошибки, содержание деятельности, характер социальных связей)
Санитарно-гигиенические условия труда (вредности и противопоказания)
Психофизиологическая характеристика труда:
- сенсорные процессы и перцептивные действия
- психические процессы (наблюдение, память, мышление, речевые функции)
- моторные компоненты деятельности
- эмоциональный фон трудовой деятельности
- индивидуально-личностные качества
Система позволяла выяснить сведения о конкретной профессии, получить перечень профессий по заданному одному или нескольким признакам.
9. Классификации профессий с целью профориентации.
Здесь особенно важно соотнесение знаний о профессии с собственными предпочтениями, внутренними ресурсами и мотивационными ожиданиями (хотели помогать людям, а нас тут психологией труда мучают )
Классификация Климова, где профессии представлены как многопризнаковые объекты.
4 уровня признаков:
типы профессий по предметному содержанию труда:
Социономические (человека)
Биономические (природа)
Технрономические (техника, неживая природа)
Сигнономические (знак)
Артономические (художественный образ)
по цели трудовых задач:
- преобразовательные
- гностические
- изыскательские
3) по орудию труда:
Ручной
Механизированный
Автоматизированный
по условиям труда:
бытовые условия
на открытом воздухе
Более подробная классификация разработана Гусейновой-Пчелиновой:
10 критериев:
1) предмет труда
2) преобладающие цели
3) характер задач по интеллектуальной сложности
4) источники стресса
5) средства труда
6) индивидуальность – совместность труда
7) преобладание исполнительских или организаторских функций
8)тип профессионального общении
9) виды риска и ответственности
10) физические условия труда.
19. Факторы выбора профессии и руководство самоопределением.
Понятие профессиональной ориентации
Профориентация направлена на складывание у личности признания в профессиональной сфере, обнаружение способности и т. д. для той или иной сферы деятельности – понимается совокупность экономических, социальных, медицинских, психологических действий. Принято считать, что в профориентацию входят и профконсультация, и профотбор Профессиональная ориентация имеет своей целью оказание помощи молодым людям, школьникам, абитуриентам и студентам, а также людям, которые ищут работу, в выборе учебного заведения и специальности Основными формами профориецнтации выступают профессиональное просвещение, воспитание осознанной потребности в труде и профессиональное консультирование
Для людей, которые впервые определяют направления будущей работы, профориентация связана с профильным просвещением и первичным обучением Для уже работающих людей профориентация направлена на оказание профконсультаций и при необходимости дополнительное обучение или переобучение.
Профессиональная ориентация включает информирование о множестве профессий и их иерархии и специализацию в какой-либо области
2. Профессиональная самоориентация
Профессиональная самоориентация – избирательное отношение индивида к миру разнообразия профессий как в целом, так и к конкретно выбранной профессии. Ядром самоориентации является осознанный выбор профессии с учетом своих личностных особенностей, возможностей и необходимых требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Профессиональная самоориентация не заканчивается на выборе профессии, она осуществляется в течение всей профессиональной жизни, так как личность постоянно рефлексирует, переосмысливает профессиональные ориентиры и самоутвермждается в профессии. Профессиональная самоориентация – важная характеристика социально-психологической зрелости личности и ее потребности в самоактуализации.
3. Факторы профессиональной ориентации
Выбор профессии человеком зависит от многих факторов – семейного положения, собственных интересов, склонностей и возможностей, места проживания, биографии Изучение трудовой мотивации индивида позволяет прогнозировать его профессиональное становление и карьерный рост Важное значение имеет и осведомленность человека о реалиях трудовой деятельности выбранной профессии, критериях пригодности и оплаты труда Выход на рынок труда может нарушить представление о выбранной профессии и спровоцировать внутриличностный конфликт, поскольку в момент обучения, профессиональной подготовки человек ориентировался на лучших, наиболее ярких представителей профессии Чтобы предотвратить подобное явление, существуют центры профессионального консультирования, производственная практика для студентов.
4. Профессиональная самоидентификация
Профессиональная самоидентификация перестраивает внутренний мир личности, ее систему ценностей и норм и является важнейшей составляющей жизни человека. Конкурентоспособность специалиста на рынке во многом зависит от реализации его способностей в русле его профессии, образования, опыта трудовой деятельности, адаптивных способностей личности. Профессиональная самоидентификация возрастает по мере накопления практического опыта, заинтересованности трудом и статусных характеристик профессии Обычно говорят об особенностях профессиональной группы людей, например, о менталитете медиков фили математиков, подразумевая определенный образ, наличие определенных личностных качество.
Наличие положительной первоначальной самоидентификации может меняться при столкновении с практической деятельностью.
20. Виды и формы профессиональной подготовки кадров.
Профессиональное обучение
Профессиональное обучение является важнейшим условием знакомства и овладения тем или иным видом деятельности.
Обучение проводится на базе специализированных учебных заведений и имеет целью сформировать у индивида профессиональное мировоззрение, умения, навыки и знания, необходимые данной профессии. В процессе обучения личность проходит три кризисных стадии:
1) 1 курс– кризис самоидентификации;
2) 3 курс– кризис, связанный с сомнением в правильности выбора профессии;
3) 5 курс– кризис, связанный с выходом на рынок труда. Задача учебного заведения – сделать своих выпускников конкурентоспособными на рынке труда, уверенными в своих знаниях и умениях и сформировать уважительное отношение к профессии
Обучение включает набор определенных учебных предметов, определенный учебный план, практику по специальности Основная цель практики – интегрировать студента в профессиональное сообщество, позволить увидеть реалии рабочей деятельности и сформировать свое собственное мировоззрение, адаптироваться в рабочей среде
Практическое обучение должно максимально способствовать усвоению студентом, слушателем учебной информации. Факторы, влияющие на ускорение процесса обучения:
1) оптимальный язык подачи информации – информация должна быть понятна, интересна и читабельна;
2) учет знаний и навыков обучаемого – несоответствие уровня знаний слушателя снижает интерес к обучению, как в случае излишней сложности информации, так и в случае, когда преподаватель дает уже известный материал;
3) обеспечение обратной связи в учебном процессе – наличие собственного мнения слушателя говорит о том, что материал был внимательно изучен, занятия в режиме диалога позволяют лучше усвоить учебный материал;
4) разработка системы мотивации обучения;
5) оптимальный режим обучения и отдыха – как перегрузка, так и недостаточность учебной нагрузки негативно влияют на процесс обучения;
6) связь обучения с практической деятельностью – позволяет переносить теоретические знания в область практической деятельности.
21. Группы методов профессиональной подготовки. Психолого – педагогические принципы обучения.
Психология труда – отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.
Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая закономерности процесса усвоения индивидом социального опыта в условиях учебно-воспитательной деятельности, взаимосвязи обучения и развития личности.
В центре внимания педагогической психологии – процессы усвоения знаний, формирования различных сторон личности учащегося. Развитие личности в онтогенезе выступает как процесс усвоения опыта, накопленного человечеством. Этот процесс всегда осуществляется с той или иной мерой помощи других людей.
Важное место в психологии труда занимает проблема профессионального развития личности в онтогенезе. Этот процесс, также как и любой другой процесс развития, не протекает сам собой. Он необходимо связан со взаимодействием людей, которые обмениваются опытом.
Процесс становления профессионала тесно связан с кристаллизацией у него структуры ПВК. Чтобы ускорить, упростить и сделать этот процесс более эффективным, нужна работа педагогических психологов. На основе данных профессиографирования и психограмм, полученных благодаря работе психологов труда, педагогические психологи могут создавать учебные программы, системы треннингов, направленные на выработку этих ПВК, на их совершенствование.
Без участи педагогических психологов невозможно составление адекватных учебных программ, которые позволят воспитать грамотного специалиста в своей области, предотвратить грубые профессионально-личностные деформации, помочь на начальных этапах профессиональной адаптации.
Профориентация производится с использование различных методов (лекции, беседы, психологическая и медицинская диагностика и консультирование, педагогические методы и др). Существует специальная система социально-психологических методов и способов, способствующих профессиональному самоопределению и развитию личности; она называется психологическая поддержка. Её основные направления – это психологическая профилактика, консультирование и коррекция; всё это направлено на оптимизацию психологического состояния человека, помощь ему в решении актуальных проблем, препятствующих профессиональной самореализации. Это всё относится не только к людям, только выбирающим профессию, но и к уже работающим – соответственно, это, в том числе, помощь человеку в построении карьеры.
Анализ продуктов трудовой деятельности - Использование этого метода позволяет: определить некоторые требования, предъявляемые профессией к психическим качествам человека.
Беседа - необходима, при выявлении профессионально-важных качеств работника, выяснении особенностей мотивации работы по данной специальности и функциональных состояний.
требования:
• строиться по определенному плану, заранее продуманному, но отличающемуся достаточно гибкой структурой;
• носить естественный характер. Беседа предполагает обоюдную активность как со стороны психолога, так и опрашиваемого; ни в коем случае она не должна превращаться в форму допроса или устной анкеты;
• включать только те вопросы, которые не носят внушающего или подсказывающего характера, и допускать взаимопроверку ответов;
• поддерживать доверительный контакт психолога с опрашиваемым; завершаться фиксированием полученных (в процессе беседы) результатов.
Регистрация данных беседы может производиться как в ее процессе, так и после окончания ( хотя второй связан с потерей определенного количества информации, он более оправдан с этической точки зрения). Анкетирование - предполагает получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы, при этом психолог может не вступать в прямой контакт с работниками. Анкетирование проводится в тех случаях, когда нужно получить данные от большого количества людей в короткие временные сроки. Анкеты используются для выяснения ценностных ориентации работников и их отношения к профессии и отдельным элементам работы; мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии; значимых аспектов профессиональной деятельности; профессионально-важных качеств. Имеет и негативные стороны: возможность заполнения анкеты другим лицом, отсутствие ответов на ряд вопросов, неполный возврат анкет.
Для получения достоверной информации с помощью метода анкетирования необходима правильная организация исследования. Она предполагает:
• наличие вступительной статьи с изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;
• правильную формулировку вопросов. Они должны быть однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника.
• анкета легко читается, напечатана без помарок и исправлений, удобно графически оформлена с выделением соответствующих разделов.
Тестовый метод - Объективный подход предполагает диагностику особенностей личности на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их выполнения. К их числу относятся тесты интеллекта и тесты способностей, достижений, с одной стороны, и некоторые личностные тесты — с другой. Субъективный подход предполагает диагностику свойств, основанную на самооценке и самоописании человеком своего поведения и личностных особенностей. В эту группу тестов входят самые разнообразные личностные тесты — опросники, которые подразделяют на тесты, оценивающие личностные черты, и тесты, диагностирующие; интересы и установки людей.
Еще возможны методы: наблюдения (оценка эксперта),интервью, резюме, рекомендация, мед. Обслед.
Ассесмент-центр - это метод комплексной оценки персонала, основанный на использовании системы взаимодополняющих методик, ориентированный на реальное рабочее поведение оцениваемых сотрудников и учет особенностей требований должностных позиций.
валидность ассесмент-центра колеблется от 0,40 до 0,75.
В структуру ассесмент-центра входит три группы методов:
1) методы фоновой диагностики, то есть диагностика общих поведенческих черт (личностные тесты, интеллектуальные тесты, тесты интересов, тесты достижений);
2) методы, ориентированные на «прошлое» поведение (интервью для изучения установок, анализ биографических данных, использование результатов наблюдения за оцениваемым со стороны непосредственно с ним взаимодействующих коллег, то есть анализ референций - суждений коллег);
3) методы, ориентированные на актуальное поведение (наблюдение за поведением оцениваемых в специально создаваемых ситуациях, анализ рабочего поведения в реальной деятельности).
Подбор конкретных диагностических показателей и методик диагностики проводится на основании анализа требований к оцениваемому, соответствующих той должностной позиции, в расчете на которую проводится оценка. Требования образуют системный базис ассесмент-центра и являются основой для проектирования процедуры оценки.
Технология ассесмент-центра включает в себя три основных методических шага, или три этапа:
- анализ требований должностной позиции,
- выбор методов вынесения оценочных суждений,
- планирование и проведение ассесмент-центра, агрегирование и интерпретация полученных данных.
22. Индивидуально –типологические свойства личности и их влияние на профессиональную пригодность.
Значимые свойства личности подразумевают определение набора профессионально значимых свойств личности.
В рамках определенного производства складываются определенные критерии приема на работу, основными из которых являются личностные характеристики работника. Можно выделить основные качества личности, которые наиболее востребованы в современных условиях:
1) коммуникабельность;
2) целеустремленность;
3) ответственность;
4) высокое интеллектуальное развитие и хорошая обучаемость;
5) соответствие психологических особенностей профилю работы
Особое значение имеет соответствие психологических особенностей профилю работы, поскольку разные профессии выдвигают различные требования в отношении психологических особенностей, например, в социальной работе важны доброжелательность, умение слушать и желание помочь людям; в военных специальностях – патриотичность, ответственность, дисциплина и моральная стойкость.
Для определения набора профессионально значимых свойств личности существуют определенные методики, как в образовательных учреждениях, так и в психологических службах на производстве, они обычно состоят из прохождения тестов и собеседования с кандидатами. Важнейшим качеством личности при приеме на работу является ответственность.
Ответственность
Ответственность проявляется в контроле субъекта труда за качеством выполнения определенных обязанностей с учетом определенных норм и правил, установленных на предприятии. Во многом ответственность базируется на трудовой мотивации, профессиональной идентификации, принятии культуры, норм и ценностей определенного профессионального сообщества.
На многих предприятиях от личной ответственности сотрудников зависят жизнь других людей, сохранность оборудования и безопасность людей, проживающих в непосредственной близости от предприятия.
Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина.
Опирался на идеи Ананьева. Собрал воедино данные об индивидуально-психологических различиях в рамках своей концепции.
Уровни индивидуальности | Свойства индивидуальности |
Уровень свойств организма |
системы, ее типологические свойства, функциональная асимметрия мозга) |
Уровень индивидуально-личностных свойств |
процессов, способности, опыт, эмоционально-волевая сфера, речь, движения, мимика и пр.)
|
Уровень социально-психологических свойств личности (метаиндивидуальность) |
в группе друзей и пр.)
общностях (этническая, классовая идентичность) |
Личность – некая неповторимая целостность, выполняющая роль высшего регулятора жизнедеятельности человека. Эта функция доступна благодаря наличию самосознания. (Асмолов).
Человек – целостное единство индивидуальных свойств разных уровней.
Индивидуальный стиль. Понятие «стиль» ввел Адлер своеобразие жизненного пути личности. Стиль формируется вынужденно, он детерминируется объективнымим особенностями организма, социальными условиями жизни.
Когнитивный стиль – метакогнитивные способности, отражающие особенности управления субъектом процессом переработки информации. Когнитивный стиль определяется организационными и структурными особенностями процессов переработки информации, формами контроля познавательных процессов, мотивацией и ценностными ориентациями. НЛП как развитие идей когнитивных стилей (выделяют типы людей по преобладающему способу кодирования информации: визуальному, аудиальному, кинестетическому и словесно-логическому).
В работе с персоналом надо учитывать экспериментально установленные связи между параметрами когнитивных стилей и некоторыми чертами личности. Это надо использовать в психодиагностике, профотборе.
Индивидуальный стиль деятельности (ИСД) (Мерлин, Климов) – вся система отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленная его индивидуально-личностными особенностями. Проявляется на поведенческом уровне в форме повторяющихся приемов и способов деятельности.
Функция – приспособление человека к требованиям деятельности с учетом свойств его индивидуальности.
ИСД и эффективность труда.
Исследования Климова ткачих-многостаночниц, зависимость ИСД от свойств подвижности нервных процессов. Среди успешных ткачих были и инертные, и подвижные. Почему? У них разные стратегии, разный ИСД. Инертные долго готовятся, поэтому у них нет брака, и они не тратят время на его устранение. А подвижные – быстро устраняют возникающие неполадки. За счет разных стратегий достигается сходный результат.
ИСД формируется сложно, его надо искать. Хорошо, если у учителя и ученика одинаковые, похожие свойства индивидуальности. Тогда этот процесс будет существенно облегчен.
ИСД не всегда оказывается эффективным. Он может быть неэфективным в силу отсутствия определенный личностных свойств, в силу стихийности и непроработанности его формирования. ИСД надо корректировать при изменении ситуации, условий, иначе его эффективность снизится.
Эффективный ИСД может быть сформирован в ситуации неопределенности, когда есть некоторая свобода выбора стратегий, приемов выполнения задач, нет жестких временных рамок.
Гуревич. Типы профессий:
первый тип: абсолютная профпригодность.
Либо нет зоны неопределенности, все жестко задано.
Либо зона неопределенности необъятно широка.
Либо деятельность выполняется в экстремальных условиях.
Либо деятельность требует трудно развиваемых свойств личности.
второй тип: относительная профпригодность.
Степень разнообразия профессиональных задач невысокая
Есть известная зона неопределенности
страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: