Психология труда как отрасль психологической науки
49. Основные методы в ПТ.
Помимо общепсихологических методов, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:
• для психологического анализа профессиональной деятельности;
• для проведения разнообразных прикладных исследований (профотбора, профессиональной консультации, рационализации труда и отдыха и т. д.);
• для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.
I. Неэкспериментальные методы (в естественных условиях):
a) метод наблюдения
b) метод опроса
II. Экспериментальные методы (целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности)
a) лабораторный эксперимент
b) естественный эксперимент
c) тестовый метод
НЕЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
Наблюдение является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях внешней среды, о коммуникативных процессах в труде и т. п.
2 вида наблюдения: внешнее (непосредственное) и внутреннее (самонаблюдение).
Внешнее, наблюдение позволяет описать действия, приемы и движения работника, их соответствие нормативным целям. Наблюдению подвергаются способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и коммуникативные процессы. Длительное наблюдение за работником в течение рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления.
Внутреннее наблюдение обычно проводится по определенному плану. Предполагается выделение из реальной деятельности отдельных элементов, которые затем и подвергаются наблюдению, составление четкой программы и плана наблюдения и фиксацию его результатов.
Важный принцип наблюдения - сравнительный подход, который предполагает исследование поведения людей разной степени успешности, с разным стажем работы, выявление последовательности приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это позволяет выяснить причины успеха в труде и овладении профессией, четко выявить психологическую структуру деятельности.
Минусы: недоступность некоторых очень важных элементов профессиональной деятельности непосредственному восприятию или их маскировка (тяжело выявить в ходе непосредственного наблюдения процесс принятия решения у хирурга при выполнении операции). Это повышает долю субъективизма при интерпретации психологом внешних проявлений профессионального поведения.
Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных приемов и методов, которые в первую очередь касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее распространенными среди них являются фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.
Фотография рабочего дня представляет собой временную регистрацию последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных пауз в работе и т.п. Применение фото- и видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы. Результаты фотографии рабочего дня представляются в виде графиков, что дает отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня, соотношении основных и вспомогательных функций и удельном весе каждой из них в структуре деятельности.
Хронометраж — измерение времени трудовых операций. Он позволяет определить их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени, интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж проводится в рамках психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации производственного обучения.
Анализ продуктов трудовой деятельности - может быть существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и т. д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (общественное настроение в коллективе, создаваемое его членами или руководителем; вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников). Использование этого метода позволяет:
• определить некоторые требования, предъявляемые профессией к психическим качествам человека;
• понять специфику процесса формирования навыков у лиц с разной квалификацией;
• проанализировать динамику работоспособности путем прослеживания изменения качества продукции в течение рабочего дня.
Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий, сбоев в работе, несчастных случаев и аварий, что позволяет вскрыть психологические особенности профессий, предъявляющих повышенные требования к психологическим особенностям работника и специфику так называемых опасных профессий.
Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).
В первом случае психолог предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую операцию, каждое наблюдение за процессом труда. На начальных этапах такого самоотчета возникают трудности, связанные с необходимостью работника распределять свое внимание между проговариванием работы и ее выполнением. Такой способ позволяет самим работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимание не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее выполнения.
Во втором случае психолог сам начинает изучать профессию, совершенствуется в ней. Такое познание профессии изнутри позволяет психологу проследить процесс овладения профессиональной деятельностью и те трудности, которые встречаются на этом пути. Данный метод получил в психологии название трудового метода. Он предназначен для психологического анализа профессий. Трудовой метод был рассчитан только на профессии средней квалификации, обучиться которым психолог мог не более за 2—3 недели.
Основными достоинствами этого метода являются:
• получение путем самонаблюдения некоторой информации, недоступной внешнему наблюдению и разным опросным методам;
• рассмотрение самого процесса овладения профессиональной деятельностью;
• более обоснованный (с учетом личного опыта) подход к внесению предложений по оптимизации и рационализации деятельности.
Минусы:
1. применим только к несложным для овладения профессиям, не требующим больших затрат времени для обучения. При изучении других профессий можно говорить лишь об овладении некоторыми элементами деятельности в форме трудовых проб.
2. регистрация результатов метода сопряжена с определенными трудностями. Если после рабочего дня по памяти (в состоянии утомления), может отрицательно сказаться на результате. Регистрация данных в ходе выполнения деятельности нарушает естественный процесс ее протекания.
Опросные методы: традиционно представлены в двух формах: устного опроса (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование).
Беседа - один из широко распространенных в психологии труда методов. Она совершенно необходима при изучении индивидуальной структуры труда, при выявлении профессионально-важных качеств работника, выяснении особенностей мотивации работы по данной специальности и функциональных состояний, личных профессиональных планов учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых людей, при оценке рабочих мест. Беседа как научный метод должна отвечать ряду требований:
• строиться по определенному плану, заранее продуманному, но гибкому;
• носить естественный характер ( не допрос или устная анкета);
• вопросы не должны носить внушающий или подсказывающий характер;
• доверительный контакт;
Регистрация данных беседы может производиться как в ее процессе, так и после окончания ( хотя второй связан с потерей определенного количества информации, он более оправдан с этической точки зрения).
Анкетирование - получение ответов опрашиваемых в письменной форме на заранее сформулированные вопросы ( прямой контакт с работниками необязателен). Плюсы: данные от большого количества людей в короткие временные сроки. Анкеты используются для выяснения ценностных ориентации работников и их отношения к профессии и отдельным элементам работы; мотивов и факторов, влияющих на выбор профессии; значимых аспектов профессиональной деятельности; профессионально-важных качеств. Имеет и негативные стороны: возможность заполнения анкеты другим лицом, отсутствие ответов на ряд вопросов, неполный возврат анкет.
Улучшение эффективности анкет:
• изложением целей и задач исследования и инструкций по заполнению опросника;
• правильную формулировку вопросов (однозначно понимаемы, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника).
• анкета легко читается, напечатана без помарок и исправлений.
Метод экспертных оценок предполагает опрос специалистов о тех или иных элементах рабочей ситуации или личности профессионала с целью построения ответственного заключения. Экспертная оценка бывает индивидуальной, когда ее субъектом является один человек, и групповой.
Разновидностью групповой оценки является метод обобщения независимых характеристик. Он используется при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Его сущность заключается в получении информации о личности из разных источников, которыми могут быть руководители организации или подразделения, коллеги, подчиненные, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специалиста.
Метод критических инцидентов - специфический метод экспертной оценки профессионала, применяемый в психологии труда. Работники, хорошо знающие профессию, приводят реальные примеры поведения специалистов, характеризующие высокую или низкую эффективность профессиональной деятельности. Используется как основа для выявления требований к профессионально-важным качествам работника и критерием обоснованности подбора тестов при проведении профессионального отбора.
Метод анамнеза - сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности. Используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности ( ретроспективный анализ ситуаций выбора профессий, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры)
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ
Сущность эксперимента, основного метода в психологии, заключается в том, что явление изучается в специально созданной или естественной обстановке. Его главное достоинство — возможность создания определенных условий и их корректировки, точная фиксация результатов исследования и их использование в конкретной ситуации. Традиционно выделяют два вида эксперимента с точки зрения условий его организации: лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент представляет собой моделирование ситуаций профессиональной деятельности в условиях лаборатории. Основным недостатком лабораторного эксперимента является искусственность созданной ситуации. Трудность заключается в точном моделировании действительной ситуации, что практически невозможно, и в том, что испытуемые оказываются в новых условиях, что иногда оказывает отрицательное воздействие на результаты эксперимента.
Естественный эксперимент проводится в естественных для работника условиях труда, на его обычном рабочем месте (в кабине самолета, цехе, учебном классе). Экспериментальная ситуация может создаваться вне сознания самих работников. Положительным моментом такого эксперимента является полная естественность условий.
Минусы: 1. наличие неконтролируемых факторов, действие которых не установлено и не может быть количественно измерено, осуществление контроля за этими факторами вызывает значительные сложности. 2. необходимости получения информации в короткий срок во избежание нарушения производственного процесса.
Тестовый метод - в отличие других методов, используется только при изучении субъекта труда. 3 группы тестов: объективный, субъективный и проективный. Объективный подход предполагает диагностику особенностей личности на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их выполнения (тесты интеллекта, тесты способностей, достижений, с одной стороны, и некоторые личностные тесты — с другой. Субъективный подход предполагает диагностику свойств, основанную на самооценке и самоописании человеком своего поведения и личностных особенностей (личностные тесты — опросники, которые подразделяют на тесты, оценивающие личностные черты, и тесты, диагностирующие; интересы и установки людей).
Спецификой проективного подхода является проведение диагностики, основанной на анализе особенностей взаимодействия субъекта с внешне нейтральным, безличным материалом, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества.
50. Техника ведения психологического дневника. Примерная методика наблюдения за работниками.
дневниковые записи специалиста -психолога (трудовой метод) или специалистов друг о друге.
Психолог осваивает какую-либо профессию. Затем он должен каждый день после работы описывать, какие задачи он выполнял, появляется ли автоматизация, проявляется ли утомление + свои переживания и рационализаторские предложения.
Вопросы примерно следующие: Что я делал? Какие были этапы работы? Что стало легче выполнять и почему? Были ли переживания утомления? Свои рекомендации по усовершенствованию организации труда.
После всего этого собранные данные обсуждаются, уточняются, и составляется психограмма успешного профессионала.
Минус этого метода: большая субъективность, использование методов интроспекции; этим методом можно изучать только те профессии, которые можно освоить за несколько месяцев..
51. Использование беседы для изучения индивидуальной структуры труда и состояния человека в процессе трудовой деятельности.
Основным методом анализа специфической ситуации, в которой находится очно консультируемый клиент, является консультационная беседа. При проведении беседы можно рекомендовать пятишаговую модель ее построения.
Первая стадия беседы — структурирование и достижение взаимопонимания. Краткое название этой стадии, продолжающейся от нескольких секунд до десятков минут,— "знакомство". При этом психолог решает задачу установления контакта с обратившимся за консультацией, называемого в психотерапевтической практике рапортом, или присоединением. При этом коммуникативная позиция консультанта может быть описана как позиция равенства или неравенства. Причем в последнем случае ведомым может быть как консультируемый, следующий за психологом, так и психолог, идущий за клиентом.
Основными средствами установления контакта являются следующие:
• удобное помещение, исключающее возникновение внешних помех (наличие посторонних лиц, шумы и т.д.);
• комфортная межличностная дистанция; ' обращение к собеседнику только по имени и отчеству (имени);
• использование фраз единомыслия и местоимения мы,
• демонстрация радости от общения; ' демонстрация уважения к личности клиента;
• присоединение (неявное повторение) к элементам поведения клиента, слабо поддающимся его сознательному контролю, таким, как дыхание, моргание, поза, жесты, мимика, темп и громкость речи, преимущественное использование слов, характеризующих его как визуалиста, аудииста или кинестета, т.е. человека, в сознании которого внешний опыт представляется преимущественно в виде картин, слов или телесных ощущений;
искреннее переживание перечисленных выше составляющих присоединения.
Вторая стадия консультационной беседы состоит в сборе информации о самой проблеме, условиях ее возникновения и проявления. Эту стадию можно обозначить как суть проблемы. Главной задачей, решаемой психологом, является выяснение того, что привело к нему данного клиента, как он видит свою проблему, в каком контексте она проявляется. Обязанность психолога заключается в том, чтобы досконально разобраться в ее сущности. Проблема, возникающая у человека, обратившегося за помощью, должна быть описана с помощью основных аспектов, или характеристик:
• содержание проблемы;
• сфера жизнедеятельности, к которой она относится (служебная, семейная, бытовая и т.д.);
• уровень владения проблемой;
• возможная степень интенсивности влияния проблемы на поведение клиента; « временные параметры (как долго существует данная проблема).
При этом консультирующий должен стараться всячески избегать интерпретации того, что говорит клиент. С этой целью можно использовать принципы метамоделирования, максимально конкретизирующие информацию, предоставляемую клиентом.
Третья стадия называется желаемый результат. В ее ходе выясняется, что клиент хочет иметь в результате взаимодействия с психологом.
Существуют требования, которые следует соблюдать для достижения желаемого результата:
• конкретность цели (если цель очень велика, необходимо разбить ее на цепочку маленьких целей, решение которых приведет к достижению основной цели);
• позитивность цели (формулировка ее в терминах без употребления частицы не. Например: Я хотел бы иметь такую-то черту характера, а не Я не хотел бы быть таким-то)',
определение показателей достижения результата (следует ответить на вопросы: Как узнать, что результат получен? Каковы объективные и субъективные характеристики этого достижения?);
определение контекста результата (Когда и в каких условиях Вы хотели бы чувствовать или вести себя в соответствии с предполагаемым результатом, а когда и в каких условиях — не хотели бы);
• определение осознаваемых резервов достижения результата (Что в Вашем характере может способствовать достижению результата? Что Вы можете сделать у же сегодня, а что завтра, через неделю, месяц и т.д.?);
гармоничность цели (ее непротиворечивость другим личностно значимым целям, их взаимодополнение).
Четвертую стадию принято называть альтернатива. На этой стадии обсуждаются иные варианты решения поставленной задачи. При этом психолог должен четко осознавать, что решение, правильное для него, не обязательно является таковым для клиента. Кроме того, именно за клиентом следует оставлять право выбора, в каком направлении и с какой скоростью он должен изменяться.
На пятой стадии происходит обобщение всех предыдущих этапов под девизом "За работу". Здесь после обобщения предыдущих этапов и происходит переход от обучения к действию. При этом необходимо предпринять процедуру, называемую присоединение к будущему. Клиенту предлагается представить себе психотравмирующую ситуацию, собственно и побудившую его обратиться к психологу, и рассказать о визуальных представлениях, мыслях и чувствах, которые возникнут при этом. Если негативная окраска этих психических процессов уменьшилась или исчезла, можно сделать вывод, что результат консультации успешен.
Следует отметить основные ошибки, допускаемые начинающими психологами при проведении консультационной беседы:
отсутствие необходимого психологического контакта, что препятствует созданию благоприятного для беседы психологического климата;
переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности и тех условий, в которых она проявляется;
• жесткая приверженность первоначально избранной гипотезе;
• мнение собеседника не выслушивается или дискредитируется;
тем или иным способом создаются препятствия для разъяснения и обоснования собеседником своей точки зрения;
• постановка собеседнику прямых вопросов ("в лоб") при неясных мотивах беседы.
Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте.
Объект наблюдения – устная речь в специально построенном диалоге. Также вариация метода наблюдения, когда продукты речевой, вербальной деятельности выражаются письменно.
Виды опросов:
по содержанию вопросов
фактологическая информация – отношение к человеку, к социальным феноменам, явлениям, проблемам. Пример: листок по учету кадров
выяснение внутренних проблем человека
по форме предъявления вопросов и вариантов ответа
стандартизованные – со всеми одинаково.
нестандартизованные – в ситуации беседы, взаимодействия.
по проведению
письменные
устные
Минусы опроса:
Те же самые, что и у наблюдения плюс следующее:
Обычно опросные методы считают простыми и доступными, но это не так. Не следует спрашивать респондентов “в лоб” о причинах событий и поступков. Так можно получить только мнение опрашиваемых по поводу этих причин. С тем же успехом можно спрашивать прохожих о причине процессов, происходящих на Марсе. Выискивать причины явлений – дело специалиста-исследователя.
Сами вопросы (их постановка) влияют на ответ респондентов. Поэтому их надо правильно задавать, не подталкивая к определенным ответам, которые укладываются в статистику. Иначе можно получить ложное мнение.
страница 1 ... страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: