Психология труда как отрасль психологической науки
52. Методы экспертной оценки в практической деятельности психолога труда.
Метод экспертных оценок.
Факты не очищаются от их интерпретации. Напротив, мы сосредотачиваемся на истолковании фактов, оцениваем их.
Ограничения экспертных методов:
Профессий слишком много и невозможно составить полный список профессионально-важных качеств (ПВК) + этого не стоит делать т.к. тогда опросник будет слишком громоздким и неудобным в использовании.→ При изучении новой профессии можно пропустить ПВК.
При заполнении опросника профессионал должен мысленно перечислять выполняемые им задачи. Это эффективно только если действий не слишком много.
Профессионалы в роли экспертов хорошо выявляют задачи и внешние характеристики деятельности, но затрудняются оценить, каких психических функций они требуют.
53. Предназначение методов анализа документов, продуктов труда, анамнеза в процессе изучения работника.
Метод анализа продуктов деятельности.
Возникает при деформации метода наблюдения, когда предметом наблюдения становится не “живая” действительность, а ее результат.
Под словом “анализ” в названии метода имеется в виду не просто разложение целого на части, а изучение, в ходе которого происходит и анализ, и синтез представлений.
Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным или конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. НО: нецелесообразно всегда ограничиваться только рассмотрением продуктов деятельности, произведенных по специальному заданию. Надо еще интерпретировать область потенциальных возможностей человека.
Продукты деятельности могут быть не только вещественными. Они могут быть информационными, процессуальными, областью их существования может быть внутренний мир человека (например, продуктом труда может стать некое новое отношение ребенка к действительности, новые представления о мире и др.)
Климов приводит следующую классификацию результатов трудовой деятельности:
Область существования продукта труда / Вид фактуры продукта труда | Внешняя реальность: природный мир | Внешняя реальность: мир культуры | Субъективная реальность, внутренний мир |
Действительно существующие целостности, системы | А – искусственный водоем, искусственный алмаз, урожай | Б – Дом, одежда, гайки и болты, бетонная смесь, очки | В – Отношения личности, знания, умения (как продукт труда педагога) |
Процессы, функциональные эффекты, состояния систем (эта группа трудоемка для изучения). | Г – Привес стада животных на ферме, электроэнергия в домах | Д – Безопасность движения транспорта, симфонический концерт | Е – Социально-психологический климат в группе, состояние отдыха, формирующие образ мыслей доклады |
Информация, знаково-символические объекты | Ж – Знания о природе, записанные на внешних носителях | З – Знания о людах, обществе, записанные на внешних носителях | И – Оперативная осведомленность человека |
Требования к методу анализа продуктов деятельности:
Требование детализованной программы анализа, представляющая собой перечень возможных предметов рассмотрения (включая и процессуальные объекты, и явления). Пункты анализа продуктов деятельности могут интерпретироваться как критерии профессионального мастерства. Программа наиболее сложна, если речь идет о предметах нематериального производства (учитель, воспитатель, организатор, политик и др.)
Систематичность, всесторонность подбора фактов
Изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых.
Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности и др.)
Анализ продуктов трудовой деятельности - может быть существенным дополнением к методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты промышленного и строительного производства, документы, тексты и т.д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (вербальная продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления активности работников).
Метод анамнеза. Он предполагает сбор данных об истории развития конкретной личности как субъекта трудовой деятельности и обычно используется в профессиональном консультировании для определения степени устойчивости мотивов, для выявления некоторых способностей и личностных особенностей, не поддающихся непосредственному наблюдению, для построения прогнозов профессиональной карьеры личности. Психолог изучает биографию человека, особенности его психического и физического развития, условия жизни, особенности профессионального пути. Информационной основой данного метода являются высказывания самого испытуемого (субъективный анамнез), высказывания о нем других людей и характеризующие его документы (объективный анамнез). Документальными источниками анамнеза служат личное дело, аттестационные документы (дипломы об образовании, сертификаты о повышении квалификации, удостоверения и справки), знаки отличия и награды за профессиональные успехи, фотографии, медицинская карта, личная переписка и дневники, результаты профессиональной деятельности и т.д. Данный метод применим к проблеме ретроспективного анализа ситуаций выбора профессии, профессиональной переориентации, типологии профессиональной карьеры.
Метод анализа биографий и автобиографий. Если предметом исследования психолога выступают профессиональные ценности, мотивы, варианты профессиональной карьеры, динамика профессиональной идентичности человека по мере профессионализации, то полезным средством могут служить опубликованные биографии и автобиографии представителей изучаемых профессий. Кроме того, можно провести серию бесед с ныне работающими профессионалами или людьми преклонного возраста, уже оставившими профессиональную деятельность. Чтобы собранный материал позволил сделать репрезентативные обобщения, которые отражали бы не только уникальную профессиональную судьбу респондента, но и нечто типичное для профессионального сообщества, важно продумать способ формирования выборки, программу беседы, способ фиксации материала, пути его обработки и интерпретации.
Требования к методу анализа продуктов деятельности:
1.Требование детализованной программы анализа, представляющая собой перечень возможных предметов рассмотрения (включая и процессуальные объекты, и явления). Пункты анализа продуктов деятельности могут интерпретироваться как критерии профессионального мастерства. Программа наиболее сложна, если речь идет о предметах нематериального производства (учитель, воспитатель, организатор, политик и др.)
2.Систематичность, всесторонность подбора фактов
3.Изучение рассматриваемого объекта в соотнесении с условиями жизни и деятельности испытуемых.
4.Обязательное описание не только установленного факта, но и комментариев по поводу него (при каких условиях возник, при каком уровне подготовленности субъекта деятельности, при каком его состоянии и уровне самостоятельности и др.)
55. Общая структура и типы ситуаций выбора профессии. Профориентация и профконсультирование.
Профориентация и профконсультирование – важная практическая область психологии труда. Задачи: помощь в обеспечении социальных гарантий свободного выбора профессий, обеспечение баланса интересов человека и рынка труда, содействие росту профессионализма личности, развитию индивидуального потенциала, формированию здорового образа жизни и обеспечение удовлетворённости людей трудом. Основные направления профориентации:: профессиональная информация, профконсультация, профессиональный подбор, профессиональный отбор, профессиональная, производственная и социальная адаптация.
Профориентация производится с использование различных методов (лекции, беседы, психологическая и медицинская диагностика и консультирование, педагогические методы и др). Существует специальная система социально-психологических методов и способов, способствующих профессиональному самоопределению и развитию личности; она называется психологическая поддержка. Её основные направления – это психологическая профилактика, консультирование и коррекция; всё это направлено на оптимизацию психологического состояния человека, помощь ему в решении актуальных проблем, препятствующих профессиональной самореализации. Это всё относится не только к людям, только выбирающим профессию (оптантам, см.вопр. 17), но и к уже работающим – соответственно, это, в том числе, помощь человеку в построении карьеры.
Карьера – это последовательность профессиональных занятий и ролей, выбираемых человеком в течение его жизни; характеристика общей схемы трудовой жизни. Психологическая поддержка осуществляется через городские и районные центры профориентации и психологической поддержки населения.
Существуют несколько видов теорий профессионального развития личности, используемых для профконсультирования; один из них понимает профессиональное и общее жизненное самоопределение личности как единый процесс. В этом случае выбор профессии выступает как проектирование профессионального жизненного пути.
Теория Д. Сьюпера: профессиональное развитие личности связывается с понятием личностной зрелости, формированием и реализацией «Я-концепции». Он провёл лонгитюд (профессиональный мониторинг 200 старшеклассников в течение 20 лет). Профессиональная зрелость школьников проявляется в их информированности о путях подготовки к выбранной профессии, в степени соответствия их склонностей и способностей, в осведомлённости о длительности рабочего дня и т.п. Важны также выраженность интереса подростка к профессии, наличие профессионального опыта и степень экономической самостоятельности. Профессиональная зрелость подростка влияет на удовлетворённость его будущей карьерой, уровень будущих достижений, профессиональную самооценку. Профессионализация личности понимается как длительный процесс развития, проходящий ряд последовательных стадий и зависящий не только от внешних обстоятельств, но и от субъектных факторов (в частности, изменения Я-концепции). Удовлетворённость профессией зависит от того, насколько человек в ней может реализовать свои способности, интересы, личностные свойства. Отечественные исследования на эту тему: профессиональное сознание и самосознание понимаются как основа профессиональной идентификации личности, ядро профессиональной «Я-концепции», они регулируют проф.поведение человека, отражают его проф.опыт и определяют дальнейшее проф.развитие.
Дружинин: выделил 7 основных жизненных стилей (вариантов жизни), от которых зависит то, какой смысл для личности имеет профессиональный труд («жизнь как предисловие», «жизнь как творчество», «жизнь как достижение», жизнь по правилам», «жизнь как сон», «жизнь – трата времени», «жизнь – против жизни»).
Кроник: предлагал использовать для выявления жизненных стратегий психобиографические методы, метод каузометрии (определение насыщенности событиями разных пятилетий жизни и выявление связей между ними).
Климов сформулировал 10 «заповедей» - их можно использовать как опору для выработки человеком личного этического кодекса, который поможет в осуществлении коррекционных и воспитательных воздействий (напр.: «Жизнь без любимого дела – бессмыслица»).
Профконсультация и профориентация школьников, как раз, может выступать как помощь в проектировании профессионального жизненного пути. Она должна начинаться в школе не позже 9 класса. Дети должны получать не отрывочные знания о профессиях, а сразу целостную систему. Если проводится индивидуальная консультация, то её цель – помочь старшекласснику (оптанту) самому наметить адекватный личный профессиональный план (ЛПП). При этом должны быть учтены следующие факторы:
личный профессиональный план (есть ли он у подростка, указан ли тип учебного заведения, где он собирается осваивать выбранную профессию)
склонности оптанта (насколько выражены, пробовал ли уже свои силы в данной области труда, соответствует ли ЛПП склонностям)
способности оптанта (общие и специальные)
позиция родителей (они ему рекомендуют какие-то профессии, уч.заведения)
влияние товарищей, микрогруппы
информированность оптанта о профессиях и проф.уч.заведениях: макроинформированность – о мире профессий, запросах общества, требованиях профессии, юридических аспектах дела и т.п., микроинформированность – о конкретной профессии, её предмете, средствах, условиях труда, необходимых проф.качествах. собственных мотивах выбора и т.п.
запросы, уровень притязаний оптанта
позиция консультанта-психолога в оценке данного казуса
Информированность оптанта играет роль ориентировочной основы в решении задачи формирования ЛПП, остальные факторы – её важные дополнения.
Климов наметил типологию профконсультационных казусов (ситуаций выбора профессии), проследил их встречаемость и разработал стратегии и технологии разрешения типичных проблем. Основания этой типологии – характеристики ЛПП:
1)определённость, ясность ЛПП (как образа),
2) его полнота,
3) его временная устойчивость,
4) реалистичность,
5) логическая обоснованность, внутренняя согласованность/противоречивость,
6) моральная оправданность,
7) согласованность с явно выраженными склонностями и способностями.
56. Методы и способы оценки кадров (персонала).
Работа по подбору кадров (оценка персонала) началась более 3 тысячелетий назад. Например, в Китае чиновники сдавали экзамен.
В современной истории большое значение в развитии данной области играют опыты Мюнсерберга с телефонистками. Он изучил основные звенья их труда, действия. Выделил психические функции, которые необходимы для успешной работы (внимание, память, ассоциативная способность, аккуратность, быстрота и ловкость движений и пр.). Придумал методы измерения (диагностики) этих качеств, на основе результатов которых производил профессиональный отбор.
Функции оценки персонала:
достижение соответствия между особенностями профессионала, его характеристиками и функциями, которые он должен выполнять.
раскрытие потенциала сотрудников
формирование адекватных представлений сотрудников о своих достоинствах и недостатках
мотивирование персонала по улучшению качества работы
Этапы проведения оценки:
формулировка целей оценки, исходя из организационных целей:
отбор персонала
реорганизация
работа с кадровыми резервами
аттестация
сокращение
Определение критериев оценки:
Профессиография
Организационная диагностика
Ориентация на анализ должностных инструкций и специальной литературы
проведение оценки
подведение итогов:
портреты испытуемых
рейтинг
рекомендации
Методы оценки:
Тесты:
Объективные
Личностные
Профессиональные
Беседа
Ситуационно-поведенческое тестирование (моделирование реальной деятельности профессионалов):
Ролевые и деловые игры
Профессиональные задачи
Наиболее емкий по времени метод.
Метод экспертной оценки сотрудников. Часто используется для оценки результатов деятельности.
Психофизиологические методы (полиграф)
Аппаратурные поведенческие методы (анализ скорости реакции, времени ответа)
+ тренажеры, игровые компьютерные методики.
58. Психологическое содержание трудовой деятельности.
Различают три основных уровня организации деятельности: уровень операций, уровень действий и уровень автономной деятельности. Второй из них – уровень действий, занимая центральное место в общей структуре деятельности, наиболее важен для понимания психологических особенностей деятельности и ее строения.
Действие – это основная единица структуры деятельности, представляющая собой произвольную активность, которая направлена на достижение осознаваемой цели. С.Л. Рубинштейн считал именно действие «подлинной единицей», «ячейкой», «клеточкой» человеческой деятельности, в которой наиболее явно и ярко проявляются все основные психологические особенности не только деятельности, но и личности в целом. Он указывал, что в действии как «клеточке» деятельности представлены зачатки всех сторон психики и что все стороны психики выступают в тех взаимосвязях, в которых они реально существуют в действительности.
Конечной целью любой трудовой деятельности является получение некоторого полезного (и для данного человека, и для общества) результата. Но достигается эта цель поэтапно, путем решения частных задач. Элемент деятельности, направленный на выполнение простой текущей задачи, и называется действием. Более детальный анализ позволяет разложить действие на составляющие его рабочие движения (в случае, когда речь идет о моторных действиях). При таком рассмотрении действие выступает как система определенным образом организованных движений (рук, ног, всего тела). Фактором, организующим движения в систему (в действие), является задача.
Деятельность человека может быть описана как система последовательно выполняемых действий. Иногда некоторые действия выполняются параллельно, т.е. одновременно. Необходимо отметить, однако, что деятельность не есть простая сумма элементарных действий. Соотношение действий в структуре деятельности более сложно. В процессе ее выполнения происходит объединение и расчленение действий, переходы одного действия в другое, их преобразование и т.п. Действие характеризуется высокой динамичностью и пластичностью. Каждое из них формируется по ходу деятельности. Одно и то же действие человек может выполнять разными способами. Способ выполнения каждого последующего действия зависит от результатов предшествующего и конкретных условий деятельности. В процессе деятельности так или иначе проявляются творческие способности человека.
Действие как единица структуры деятельности имеет две особенности. Первая из них заключается в том, что любое действие имеет цель, но его цель обязательно не совпадает с общими целями всей деятельности. Конкретные формы и способы активности субъекта непосредственно определяются не целями всей деятельности, не потребностями и мотивами ее субъекта, а целями отдельных действий и условиями, в которых они реализуются. Вторая основная особенность действия состоит в его осознаваемом, произвольном характере. Само свойство осознаваемости собственной активности возникает именно в силу того, что имеет место расхождение целей действия и деятельности. Благодаря свойству осознаваемости действие сохраняет и воспроизводит все главные психологические особенности деятельности в целом (целенаправленность, произвольность, предметность, активность, осознаваемость, адаптивность, системность и др.).
В отличие от действий психологические операции соотносятся не с теми или иными осознаваемыми целями, а с условиями их достижения. При этом следует различать внешние и внутренние условия. Внешние условия – это система объективных параметров среды, в которой реализуется та или иная цель. Внутренние условия – это совокупность тех ресурсов (знаний, умений, компетентности и т.д.), которыми располагает субъект. Если совокупность внешних и внутренних условий такова, что она необходима и достаточна для реализации того или иного действия, то оно имеет тенденцию автоматизироваться и переводиться на неосознаваемый уровень регуляции. Действие, представленное без свойства осознаваемости, переведенное на автоматизированный уровень регуляции, – это и есть психологическая операция. И наоборот, если условия (как внешние, так и внутренние) усложняются, то уже сформированная операция не только может, но и должна дезавтоматизироваться, переводиться на осознаваемый уровень, т.е. трансформироваться в действие.
Высший уровень структуры деятельности – собственно деятельность – выделяется А.Н. Леонтьевым на основе того, что данный уровень соотносится не с целями и тем более не с условиями их достижения, а непосредственно с мотивами личности, с системой ее доминирующих потребностей. Согласно данной теории деятельность как таковая выделяется на основе критерия наличия у нее какого-либо самостоятельного специфического мотива. Мотив и деятельность – взаимополагающие понятия, немотивированной деятельности просто не может быть. Мотив деятельности непосредственно связан с ее предметом и определяется им, в силу чего возникает свойство предметности деятельности. Оно рассматривается как основное свойство деятельности; беспредметной деятельности, так же как и немотивированной, быть не может. Деятельность только кажется беспредметной, исследование деятельности требует раскрытия ее предмета.
Согласно второму основному подходу (функционально-динамическому) психологическую структуру любой деятельности образует устойчивый, постоянный набор ее основных компонентов. Все они объективно необходимы для реализации деятельности, а их совокупность обозначается понятием инвариантной психологической структуры деятельности. Основными компонентами инвариантной структуры деятельности являются мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, антиципирование (прогнозирование) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Взятые в статике, т.е. в тех структурных психологических образованиях, которые их обеспечивают, эти компоненты являются основными «кирпичиками» деятельности. Но взятые в динамике (т.е. функционировании) они являются основными регулятивными процессами реализации деятельности (подробнее о регулятивных процессах деятельности см. 2.1).
Трудовая деятельность человека, как и любая другая деятельность, исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. В общем смысле мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, а цель – то, чего он стремится достигнуть в результате деятельности. Когда речь идет о мотивах, имеются в виду некоторые субъективно переживаемые побуждения к деятельности. Для субъекта мотив выступает как непосредственная побудительная сила, причина деятельности. При этом источник мотива нередко усматривают в мышлении, сознании. Однако действительной основой мотива человека являются потребности (т.е. объективная необходимость) – его нужда в веществе, энергии и информации. Эти потребности так или иначе отражаются в сознании. Мотив и есть осознанная, т.е. отраженная в сознании, потребность.
Цель деятельности – это идеальный, или мысленно представляемый, ее результат. Отношение «мотив – цель» образует своего рода «вектор», направляющий деятельность человека (Б.А. Душков, Б.Ф. Ломов и др.). Этот «вектор» существенно влияет на протекание психических процессов (перцептивных, мнемических, интеллектуальных), включенных в деятельность, на психические состояния и динамику работоспособности человека. В течение жизни у каждого человека формируется определенная система мотивов, одни из которых становятся доминирующими, а другие – подчиненными. Определенную систему образуют также и цели, которые человек перед собой ставит.
Информация о текущем состоянии предмета, на который направлено действие, а также о внешних условиях выступает в форме его субъективного образа. Идеальное специализированное отражение преобразуемого в действии объекта (предмета, процесса, явления), складывающееся по ходу выполнения конкретного действия и подчиненное задаче этого действия, называется оперативным образом (Б.А. Душков и др.). Оперативный образ и выступает в роли основного регулятора действия, обеспечивая его адекватность предмету, орудиям и условиям труда. Именно благодаря оперативному образу отдельные движения органов человеческого тела организуются в единую систему – действие. Оперативный образ формируется в ходе процессов приема и переработки информации и вместе с тем является фактором, направляющим их течение и организацию.
Важная роль в регуляции действий принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о результате выполненного действия. Эти сигналы включаются в оперативный образ, корректируют его. Следовательно, механизм регуляции действия представляет собой замкнутую систему, включающую процессы приема и переработки информации, принятия решения и сигналы обратной связи, возникающие при выполнении действия.
Все, что говорилось выше, относится прежде всего к так называемым внешним действиям – действиям, посредством которых человек преобразует вещественные предметы (перемещает их в пространстве, разделяет на части и соединяет и т.д.) и которые доступны непосредственному наблюдению. Но любая трудовая деятельность человека включает и внутренние, умственные (выполняемые в уме) действия. Внутренние действия формируются на основе внешних в результате интериоризации, при этом структура внешнего действия подвергается специфической трансформации. Внутреннее действие является свернутым и обобщенным. Решающая роль в процессе интериоризации принадлежит слову, в котором фиксируются существенные свойства предметов (и явлений) объективной действительности, а также способы оперирования как самими предметами, так и информацией о них. Существенным условием интериоризации является общение человека с другими людьми.
Оперирование словами и другими знаковыми системами дает возможность человеку решать определенный класс задач в идеальном плане (без обращения к материальным предметам и оперирования с ними). Именно во внутреннем плане формируются программы деятельности человека.
В трудовой деятельности имеет место не только интериоризация действий, но и их экстериоризация, т.е. превращение внутренних действий во внешние.
Таким образом, механизм психической регуляции деятельности человека имеет сложное строение, включающее в себя несколько уровней: уровень ощущений и восприятия; уровень представлений; уровень речемыслительных процессов. Первый уровень относится к отдельным действиям, он обеспечивает в основном регуляцию внешних действий, соответствие данного конкретного действия данным конкретным условиям, предмету и орудию труда. Второй уровень относится также и к внутренним действиям: обобщенность и панорамность представления (вторичного образа) создает возможность варьирования приемов выполнения действий и их переноса из одних условий в другие. Третий уровень относится главным образом к внутренним действиям (к умственному плану деятельности). Благодаря тому, что в речемыслительных процессах отражаются общие и существенные связи между явлениями (их закономерности), этот уровень обеспечивает возможность предвидения хода событий и планирования деятельности в целом. В реальной трудовой деятельности перечисленные уровни ее регуляции выступают в неразрывном единстве.
Нейрофизиологической основой деятельности является функциональная система. Ее теория разработана академиком П.К. Анохиным.
Формирование образа-цели связано с прогнозированием (предвидением) изменений объекта управления. Прогнозирование является неотъемлемым компонентом любой целенаправленной деятельности. Если условия трудовой деятельности затрудняют прогнозирование событий (что иногда бывает), то это приводит к нарушению деятельности: к ошибкам, сбоям, запаздыванию в выполнении действий, неправильным действиям и т.п. Рассогласование между целью и оперативным образом определяет направление поиска решения, в процессе которого происходит выдвижение гипотез, их оценка и принятие решения. Обычно этот процесс протекает в плане внутренних действий. Принятие решения неразрывно связано с формированием плана или программы деятельности. Однако такая программа обычно не представляет собой жесткой однозначной системы предписаний, а выступает в обобщенной форме; в зависимости от конкретных условий пути ее «развертки» могут быть различны. Программа деятельности скорее представляет систему подзадач, чем детальный перечень всех элементов действия (входящих в него движений). Образ результата, формируемый с помощью обратной связи, сличается с образом-целью. При совпадении считается, что цель достигнута, задача выполнена. При несовпадении описанный выше цикл повторяется.
59. Методы и способы изучения личности при отборе и распределении кадров.
Профессиональный отбор
Профотбор – это процедура оценки профессиональных, личностных и иных качеств работника на соответствие установленным в организации требованиям Только после прохождения процедуры профотбора можно принимать решение о зачислении претендента на вакантную должность, место. Чаще всего для определения профессиональной пригодности используют тесты. Можно выделить пять категорий тестов, используемых при профотборе.
1. Интеллектуальные тесты
Короткие, время проведения – от 1 - 2 до 30 мин, и простые. Данный тип тестов был специально создан для изучения низшего и среднего персонала в промышленности. Такие тесты могут иметь сравнительно высокую валидность для определенных профессий или вообще не иметь никакой валидности.
Существуют и более сложные тесты на интеллект, но такого рода тесты требуют профессиональной квалификации психолога и больших затрат времени. В основном применяются для оценки и отбора менеджеров высшего звена.
2. Тесты способностей.
Необходимость профотбора и обучения способствовала созданию большого количества тестов на способности.
В отличие от интеллектуальных тестов, тесты на способность признаны выявить способности работника к быстрому и эффективному обучению.
3. Психомоторные тесты.
Направлены на оценку скорости и точности моторной координации Большинство таких тестов проходят на реальной аппаратуре или тренажерах
4. Личностные тесты и тесты интересов.
В основе таких тестов лежит предположение о том, что индивид будет более успешным работником, если структура его личности и интересов будет схожа с той, которой обладает человек, достигший высот в профессиональной деятельности и карьере.
Главный недостаток такого рода тестов в том, что многие испытуемые могут исказить ответы или неискренно отвечать на вопросы.
5. Проективные тесты.
Используются тестовые материалы с размытым, неопределенным смыслом, к примеру, черные пятна, незаконченное предложение, сюжетные картинки и т. д.
Первоначально эти тесты создавались клиническими психологами для анализа аномалий человека. В целом валидность такого рода тестов невелика.
страница 1 ... страница 7страница 8страница 9страница 10
скачать
Другие похожие работы: