Рабочая программа по физике для обучающихся 8 «А», «Б» класса, адаптированная учителем физики первой квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 города Пугачёва
Саратовской области имени П.А. Столыпина»
«Обсуждено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор МОУ «СОШ № 14»
физико-математического цикла МОУ «СОШ №14 города Пугачёва города Пугачёва имени П.А. Столыпина
имени П.А. Столыпина
________ /Т.В. Кадникова/ _______________ /Н. И. Пирогова/ __________________ /И.В. Саленко/
Протокол № ____ «______» ___________ 2013 г. Приказ № 254 от «02» сентября 2013г.
от «___» августа 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
для обучающихся 8 «А», «Б» класса,
адаптированная учителем физики
первой квалификационной категории
КУШКАРЁВОЙ ЕЛЕНОЙ ГРИГОРЬЕВНОЙ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №11от «26» августа 2013 г.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 8 класса разработана в соответствии:
с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, М.: «Просвещение», 2004 год;
с авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 класс / Сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 334 с. - мягк. обл
Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников:
1. Учебник «Физика. 8 класс», А.В. Перышкин.- М.: Дрофа, 2009 г.
2. «Сборник задач по физике для 7-9 классов», А. В. Пёрышкин М., АСТ: Астрель; Владимир; ВКТ, 2011г.
3. Тесты по физике. 8 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 8». А.В. Чеботарева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
4. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 8 класс» /О.И. Громцева.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательство «Экзамен», 2010.
В задачи обучения физике входят:
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и приме-
нять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях,
методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Основные цели изучения курса физики:
освоение знаний о тепловых, электрических, электромагнитных, световых явлений; величинах характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ и 4 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
\
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).
Формы и средства контроля
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Изменения в обязательном минимуме:
В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошли темы, которой не было в предыдущем стандарте: «Психрометр». Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: … влажности воздуха…» в курс включена фронтальная работа: «Измерение относительной влажности воздуха». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: …температуры остывающего тела от времени, … силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света» включены фронтальные работы: «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления», «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света», «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света».
Начальная школа перешла на стандарты нового поколения. В скором времени это предстоит сделать и основной школе по физике. Следует иметь в виду изменяющиеся требования к подготовке учащихся по физике в основной школе, то есть кроме предметных результатов необходимо обратить внимание:
1) на личностные результаты:
а) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
б) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
в) убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества, уважения к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры и т.д.;
2) на метапредметные результаты:
а) овладение навыками самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования и т.д.;
б) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами и т.д.;
в) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символьной формах и т.д.;
г) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем и т.д.
Изменения диктуют необходимость постепенного перехода к использованию учебников нового поколения, позволяющих осуществлять дифференциацию уровня изложения материала, усилить экспериментальную часть курса лабораторными работами и аудиторными и домашними экспериментальными заданиями. В связи с этим при составлении программы учитывались «Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы», М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов. Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных зада
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
Лабораторные работы и ЛО | Контрольные уроки | |||
1 2 | Тепловые явления Изменение агрегатных состояний вещества | 13 | 3 | 2 |
11 | ЛО. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды. Л.Р.№ 1.Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры. Л.Р.№ 2.Определение удельной теплоемкости вещества. ЛО. Измерение относительной влажности воздуха. | Контрольная работа № 1 по теме «Тепловые явления» Контрольная работа № 2 по теме «Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества» | ||
3 | Электрические явления | 27 | 5 | 1 |
| ЛР.№ 3»Измерение влажности воздуха» ЛР № 4, 5.Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения. Л.Р.№ 6 Регулирование силы тока реостатом. Л.Р.№ 7. Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра.. Л.Р.№ 8.Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. | Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления. Электрический ток» - | ||
4 | Электромагнитные явления | 6 | 1 | |
| ЛР№ 9. Сборка электромагнита ЛР№ 10.Изучение электрического двигателя постоянного тока | | ||
5 | Световые явления | 9 | 3 | 1 |
| ЛО. Исследование зависимости угла отражения от угла падения. ЛО. Исследование зависимости угла преломления от угла падения. ЛР№ 11.Получение изображения при помощи линзы. | Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления» | ||
6 | Обобщающее повторение | 4 | | Итоговое тестирование |
| Итого | 70 | 10 | 4 |
Календарно-тематический план
№ уро ка | Наименование раздела Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Учебно – наглядное пособие ТСО, ИКТ ДЭ, ЛО, Оборудование | ||||
Класс 8 «А» | Класс 8 «Б» | |||||||
План | Факт. | План | Факт. | |||||
I. | Тепловые явления | 13 | | | | | | |
1/1 | Вводный инструктаж по ТБ. Тепловое движение. Температура. | 1 | 02.09 | | 02.09 | | Презентация 1.1. Тепловое движение ПК и ММ проектор Л.О. «Измерение температуры. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» | |
2/2 | Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии | 1 | 04.09 | | 04.09 | | Презентация 2.2. Способы изменения внутренней энергии. ПК и ММ проектор ДЭ.196-200 (8), ДЭ. 201-204 (8) | |
3/3 | Теплопроводность. | 1 | 09.09 | | 09.09 | | Пр. 3.3. Виды теплопередачи ПК и ММ проектор. ДЭ. 205-209 (8) | |
4/4 | Конвекция. Излучение. | 1 | 11.09 | | 11.09 | | Телевизор ДЭ. 210-213 (8), ДЭ. 214-218 (8) | |
5/5 | Примеры теплопередачи в природе и технике | 1 | 16.09 | | 16.09 | | Телевизор | |
6/6 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость . | 1 | 18.09 | | 18.09 | | Пр. 6.6.1. Количество теплоты. ПК и ММ проектор. ДЭ. 219-221 (8)…ДЭ. 222-223 (8) | |
7/7 | Решение задач на расчет количества теплоты при теплообмене. | 1 | 23.09 | | 23.09 | | П 8.8. Нагревание и охл. ПК и ММ проектор | |
8/8 | Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешении воды» | 1 | 25.09 | | 25.09 | | калориметр, мензурка, термометр, стакан. Л.Р. № 1 | |
9/9 | Расчёт удельной теплоёмкости вещества | 1 | 30.09 | ------ | 30.09 | ------ | | |
10/10 | Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости вещества» | 1 | 02.10 | 30.09 | 02.10 | 30.09 | Стакан с водой, калориметр, термометр, весы, гири, металлический цилиндр, …… | |
11/11 | Энергия топлива | 1 | 07.10 | 09.10 | 07.10 | 09.10 | Пр. 12.12. Сгорание топлива ПК и ММ проектор. ДЭ. 224-226 (8) | |
12/12 | Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах. | 1 | 09.10 | ----- | 09.10 | ------- | телевизор ДЭ. 227—228 (8) | |
13/13 | Контрольная работа № 1 по теме «Количество теплоты. Теплопередача». | 1 | 14.10 | 14.10 | 14,10 | 14.10 | ||
II. | Изменение агрегатных состояний вещества | 11 | | | | | | |
14/1 | Агрегатные состояния вещества | 1 | 16.10 | | 16,10 | | Пр. 15.5. 15.15. Плавление и отвердевание ПК и ММ проектор. ДЭ. 229—230 (8) | |
15/2 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. | | 21.10 | | 21.10 | | | |
16/3 | Удельная теплота плавления. | 1 | 23.10 | | 23.10 | | ДЭ. 231-233 (8) | |
17/4 | Испарение и конденсация | 1 | 28.10 | | 28.10 | | Пр. 17.17. Парообразование и конденсация. ПК и ММ проектор ДЭ. 234-241 (8) | |
18/5 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | 1 | 30.10 | | 30.10 | | Телевизор ДЭ. 242-243…ДЭ. 244-245 (8) | |
| II четверть | | | | | | | |
19/6 | Решение задач на расчёт количества теплоты при теплообмене | | 11.11 | | 11.11 | | | |
20/7 | Влажность воздуха Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха» | 1 | 13.11 | | 13.11 | | Пр. 18.18. Влажность воздуха ЛР 3(0) ПК и ММ | |
21/8 | Работа пара и газа при расширении. КПД теплового двигателя | 1 | 18.11 | | 18.11 | | ДЭ. 248-249 (8) | |
22/9 | Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. | 1 | 20.11 | | 20.11 | | Пр. 22.22. ДВС ПК и ММ проектор ДЭ. 250 (8) | |
23/10 | Повторение темы «Изменение агрегатных состояний вещества » | 1 | 25.11 | | 25.11 | | | |
24/11 | Контрольная работа № 2 «Тепловые явления». | 1 | 27.11 | | 27.11 | | | |
III. | Электрические явления | 27 | | | | | | |
25/1 | Электризация тел. Два рода зарядов. | 1 | 02.12 | | 02.12 | | Пр. 26.1. Электризация тел. ПК и ММ проектор ДЭ. 251-252(8) ДЭ. 253-258….ДЭ. 259-262 (8) | |
26/2 | Электрическое поле. | 1 | 04.12 | | 04.12 | | ДЭ. 263-264 (8) | |
27/3 | Делимость электрического заряда. Конденсатор. | 1 | 09.12 | | 09.12 | | ДЭ. 265-266 (8) | |
28/4 | Строение атома. | 1 | 11.12 | | 11.12 | | | |
29/5 | Объяснение электризации тел. | 1 | 16.12 | | 16.12 | | Пр. 29.4. Объяснение явлений электризации тел. ПК и ММ проектор ДЭ. 267-275 (8) | |
30/6 | Электрический ток. Источники электрического тока | 1 | 18.12 | | 18.12 | | Пр. 31.6. Источник электрического тока ПК и ММ проектор | |
31/7 | Электрическая цепь и её составные части. | 1 | 23.12 | | 23.12 | | Пр. 32.7. Эл. Цепь. ПК и ММ проектор ДЭ. 276-278 (8)…ДЭ. 279-285 (8) | |
32/8 | Электрический ток в металлах. Действия тока | | 25.12 | | 25.12 | | | |
| III. четверть | | | | | | | |
33/9 | Повторный инструктаж по технике безопасности. Направление электрического тока. Сила тока. | 1 | 13.01 | | 13.01 | | Пр. 33.8. Действия тока Видео: Направление тока в проводнике ПК и ММ проектор. ДЭ. 286-293 (8) | |
34/10 | Повторный инструктаж по ТБ Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока» | 1 | 15.01 | | 15.01 | | Видео «Определение силы тока» Пр. 34.9. Электрический ток ДЭ. 294-296 (8) Л.Р. № 4(3) | |
35/11 | Электрическое напряжение. | 1 | 20.01 | | 20.01 | | Пр. 35.10. Напряжение Видео «41. Порядок включения вольтметра». ПК и ММ проектор…ДЭ.297-299 (8) | |
36/12 | Вольтметр. Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках цепи»» | 1 | 22.01 | | 22.01 | | Источник тока, лампа, ключ, амперметр, вольтметр, сприрали-резисторы. провода соединительные. Л.Р. №5 (4) | |
37/13 | Зависимость силы тока от напряжения. Электрическое сопротивление проводников. | 1 | 27.01 | | 27.01 | | Телевизор ДЭ. 302-303 (8) | |
38/14 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | 29.01 | | 29.01 | | Пр. 38.13. Закон Ома. ПК и ММ проектор ЛО. «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения при постоянном сопротивлении». ДЭ.300-301 (8)… ДЭ. 304-306 (8) | |
39/15 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление | 1 | 03.02 | | 03.02 | | ДЭ. 307-312 (8) | |
40/16 | Примеры на расчёт сопротивления проводника, силы тока и напряжения. | | 05.02 | | 05.02 | | | |
41/17 | Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом» | 1 | 10.02 | | 10.02 | | Источник тока, реостат, ключ провода, амперметр Л.Р. № 6 (5) | |
42/18 | Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | 1 | 12.02 | | 12.02 | | Источник тока, проводник, реостат, ключ, провода, амперметр и вольтметр Л.Р. № 7 (6) | |
43/19 | Последовательное соединение проводников. | 1 | 17.02 | | 17.02 | | Пр. 42.17. Виды соединения Видео «параллельное соединение» ПК и мм проектор ДЭ. 313-316 (8) ЛО. «Изучение последовательного соединения проводников». | |
44/20 | Параллельное соединение проводников | 1 | 19.02 | | 19.02 | | ДЭ. 317-321 (8) ЛО. «Изучение последовательного соединения проводников» | |
45/21 | Конденсатор | | 24.02 | | 24.02 | | | |
46/22 | Работа и мощность электрического тока. | 1 | 26.02 | | 26.02 | | Пр. 46.21. Мощность электрического тока. ПК и ММ проектор.ДЭ. 322-323 (8) | |
47/23 | Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | 1 | 03.03 | | 03.03 | | Источник тока, лампа, ключ, провода, амперметр, вольтметр, секундомер Л.Р. №8 (7) | |
48/24 | Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электронагревательные приборы | 1 | 05.03 | | 05.03 | | Пр. 48.23. Закон Джоуля-Ленца ПК и мм проектор ДЭ. 324-327 (8) | |
49/25 | Короткое замыкание. Предохранители | 1 | 10.03 | | 10.03 | | Телевизор ДЭ 328-329 (8)…ДЭ. 330-332 (8) | |
50/ 26 | Защита проектов по теме «Электрические приборы – помощники человека» | 1 | 12.03 | | 12.03 | | | |
51/27 | Контрольная работа № 3 по теме «Электрические явления. Электрический ток» | 1 | 17.03 | | 17.03 | | | |
IV. | Электромагнитные явления | 6 | | | | | | |
52/1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. | 1 | 19.03 | | 19.03 | | Пр. 52.1. Магнитное поле тока. ПК и ММ проектор | ДЭ. 333-337 (8) |
| IV. четверть | | | | | | | |
53/2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. | 1 | 02.04 | | 02.04 | | Источник тока, реостат, ключ, провода, компас, детали для сборки электромагнита ДЭ. 338-347 (8) | |
54/3 | Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 1 | 07.04 | | 07.04 | | Пр 54.3. Электромагниты и их применения ПК и ММ проектор. Л.Р. № 9 (8) | |
55/4 | Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. | 1 | 09.04 | | 09.04 | | Пр. 55.4. Постоянные магниты. ПК и мм проектор ДЭ. 354 (8) | |
56/5 | Электродвигатель. Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока» | 1 | 14.04 | | 14.04 | | Модель эл.двигателя, источник тока, ключ, провода. Л.Р. №10 ( 9) ДЭ.355-359 | |
57/6 | Итоговое тестирование по теме «Электромагнитные явления» | 1 | 16.04 | | 16.04 | | | |
V. | Световые явления | 9 | | | | | | |
58/1 | Источники света. Распространение света | 1 | 21.04 | | 21.04 | | Пр. 57.1. Свет. Источники света.ПК и ММ проектор | ЛО. «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света». ДЭ. |
59/2 | Отражение света. Законы отражения света. | 1 | 23.04 | | 23.04 | | Пр. 58.2.Законы геометрической оптики ДЭ. 378-382 (8) | |
60/3 | Плоское зеркало. | 1 | 28.04 | | 28.04 | | Телевизор | |
61/4 | Преломление света. Закон преломления света | 1 | 30.04 | | 30.04 | | Телевизор ДЭ. 383-387 (8) ЛО. «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света». | |
62/5 | Линзы. Оптическая сила линзы | 1 | 05.05 | | 05.05 | | Пр. 61.5. Линзы. Построение изображения. ПК и ММ проектор ДЭ.388-396 (8) | |
63/6 | Изображения, даваемые линзой | | 07.05 | | 07.05 | | ДЭ. 399-400 (8) ДЭ. 401-405 (8) | |
64/7 | Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы» | 1 | 12.05 | | 12.05 | | Собирающая линза, экран, лампа с колпачком и с прорезью, измерительная лента. ДЭ. 397-398 (8) Л.Р. № 11 (10) | |
65/8 | Защита проектов по теме «Чудный дар природы вечной…» | 1 | 14.05 | | 14.05 | | Пр. 64.8. Очки ПК и ММ проектор | |
66/9 | Контрольная работа № 4 по теме «Световые явления» | 1 | 19.05 | | 19.05 | | | |
| Повторение | 4 | | | | | | |
67/1 | Обобщающее повторение темы электромагнитные явления | 1 | 21.05 | | 21.05 | | | |
68/2 | Обобщающее повторение: тепловые явления | 1 | 26.05 | | 26.05 | | | |
69/3 | Итоговое тестирование | 1 | 28.05 | | 28.05 | | | |
70/4 | Защита проектов: Статическое электричество и борьба с ним | 1 | 28.05 | | 28.05 | | |
Темы ученических проектов:
Значение влажности воздуха в жизни природы и человека
Электрические приборы-помощники в быту
Чудный дар природы вечной
Статическое электричество и борьба с ним
4. Содержание обучения.
Тепловые явления (13 часов)
Тепловое движение. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Демонстрации: Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Лабораторные работы и опыты: Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Изменение агрегатных состояний вещества. 11 часов
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразованияПреобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД теплового двигателя.
Демонстрации: Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины.
Лабораторные опыты. Измерение относительной влажности воздуха.
Электрические явления. 27 часов
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители.
Демонстрации. Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Лабораторные работы. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи. Регулирование силы тока реостатом. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Измерение сопротивления. Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.
Электромагнитные явления. 6 часов
Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Демонстрации. Опыт Эрстеда.
Лабораторные работы. Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Световые явления (9 часов)
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах.
Демонстрации. Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз.
Лабораторные работы. Получение изображения при помощи линзы.
Итоговое повторение 4 часа.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
должны знать: смысл понятий:
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин. Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники и диэлектрики. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Носители электрических зарядов в металлах, электролитах и газах. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Элементы геометрической оптики. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Оптическая сила линзы. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система.
Должны уметь:
описывать явление диффузии, изменение агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи. Объяснять эти явления на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества, закона сохранения энергии в тепловых процессах. Измерять физические величины: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость, удельную теплоту плавления льда, влажности воздуха. Объяснять устройство и принцип действия физических приборов и технических объектов: термометра, психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания. Наблюдать и описывать электризацию тел, взаимодействия магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение, преломление света. Объяснять эти явления. Производить измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока, фокусного расстояния собирающей линзы. Проводить простые физические опыты и экспериментальные исследования по изучению: электростатического взаимодействия заряженных тел, действия магнитного поля на проводник с током, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения света от угла падения, угла преломления света от угла падения.
Владеть компетенциями: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: практически применять физические знания для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни; для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока.
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: