Рабочая программа по физике для обучающихся 10 «А», «Б» классов, адаптированная учителем физики первой квалификационной категории

«Средняя общеобразовательная школа № 14 города Пугачёва
Саратовской области имени П.А. Столыпина»
«Обсуждено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор МОУ «СОШ № 14»
физико-математического цикла МОУ «СОШ №14 города Пугачёва города Пугачёва имени П.А. Столыпина
имени П.А. Столыпина
________ /Т.В. Кадникова/ _______________ /Н. И. Пирогова/ __________________ /И.В. Саленко/
Протокол № ____ «______» ___________ 2013 г. Приказ № 254 от «02» сентября 2013г.
от «___» августа 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
для обучающихся 10 «А», «Б» классов,
адаптированная учителем физики
первой квалификационной категории
КУШКАРЁВОЙ ЕЛЕНОЙ ГРИГОРЬЕВНОЙ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №11от «26» августа 2013 г.
2013 - 2014 учебный год
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 10-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определён также перечень лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для образовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
- авторская программа (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 класс / Сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 334 с. - мягк. обл
- Учебником (включен в Федеральный перечень): Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. М.: Просвещение, 2010.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования из расчёта 2 часа в неделю.
Рабочая программа составлена с учетом разнородности контингента учащихся средней школы (социально-гуманитарный профиль). Поэтому она ориентирована на изучение физики в средней школе на уровне требований обязательного минимума содержания образования и, в то же время, дает возможность ученикам, интересующимся физикой, развивать свои способности при изучении данного предмета.
Весь курс физики распределен по классам следующим образом:
- в 10 классе изучаются: физика и методы научного познания, механика, молекулярная физика, электродинамика (начало);
- в 11 классе изучаются: электродинамика(окончание), оптика, квантовая физика и элементы астрофизики, методы научного познания.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных)образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
- овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы;
- использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа, составленная на основе примерной программы, предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира
различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической идиалогической речью;
- способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности,
умением предвидеть возможные результаты своих действий: организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела "Физика и методы научного познания".
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе среднего(полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Изменения в обязательном минимуме:
Начальная школа перешла на стандарты нового поколения. Это предстоит сделать и средней школе. Следует иметь в виду изменяющиеся требования к подготовке учащихся по физике в средней школе, то есть кроме предметных результатов необходимо обратить внимание:
1) на личностные результаты:
а) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
б) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
в) убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества, уважения к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры и т.д.;
2) на метапредметные результаты:
а) овладение навыками самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования и т.д.;
б) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами и т.д.;
в) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символьной формах и т.д.;
г) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем и т.д.
Изменения диктуют необходимость постепенного перехода к использованию учебников нового поколения, позволяющих осуществлять дифференциацию уровня изложения материала, усилить экспериментальную часть курса лабораторными работами и аудиторными и домашними экспериментальными заданиями. В связи с этим при составлении программы учитывались «Примерные программы по учебным предметам. Физика. 10-11 классы», М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Система оценки достижений обучающихся
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Планируемые результаты
Обязательные результаты изучения курса"Физика" приведены в разделе "Требования к уровню подготовки выпускников", который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика "Знать/понимать" включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий, физических величин и законов.
Рубрика "Уметь" включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать и объяснять физические явления и свойства тел, отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основании экспериментальных данных. Приводить примеры практического использования полученных знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
В рубрике "Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Календарно-тематический план
10 класс(68 часов., 2 часа в неделю)
№ | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
Лабораторные работы и опыты | Контрольные уроки | |||
| Введение | 1 | | |
1 | Механика | 28 | Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил тяжести и упругости» Лабораторная работа № 2 «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости» | Контрольная работа № 1 по теме «Основы механики» |
2 | Молекулярная физика | 21 | Лабораторная работа № 3 «Изучение закона Гей-Люссака» | Контрольная работа № 2 по теме «Молекулярная физика» |
3 | Электродинамика | 18 | Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | Контрольная работа № 3 по теме «Основы электродинамики» |
| Итого | 68 | 5 ч | 3 ч |
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать
Другие похожие работы: