Рабочая программа по физике для обучающихся 7 «А», «Б», «В» классов, адаптированная учителем физики первой квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 города Пугачёва
Саратовской области имени П.А. Столыпина»
«Обсуждено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор МОУ «СОШ № 14»
физико-математического цикла МОУ «СОШ №14 города Пугачёва города Пугачёва имени П.А. Столыпина
имени П.А. Столыпина
________ /Т.В. Кадникова/ _______________ /Н. И. Пирогова/ __________________ /И.В. Саленко/
Протокол № ____ «______» ___________ 2013 г. Приказ № 254 от «02» сентября 2013г.
от «___» августа 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
для обучающихся 7 «А», «Б», «В» классов,
адаптированная учителем физики
первой квалификационной категории
КУШКАРЁВОЙ ЕЛЕНОЙ ГРИГОРЬЕВНОЙ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №11от «26» августа 2013 г.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Гутника Е.М., Перышкина А.В. «Физика. 7-9 классы» (из сборника «Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл./сост. В.А.Коровин, В.А.Орлов. – 3-е изд. , стереотип. - М.: Дрофа, 2011.- 334 с.) Разделы курса физики 7 класса: введение; первоначальные сведения о строении вещества; взаимодействие тел; давление твердых тел; работа и мощность, энергия.
В обязательный минимум вошла тема, которой не было в предыдущем стандарте: «Центр тяжести». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включены новые лабораторные опыты. Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени,… давления» в курс включён лабораторный ропыт: «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирическую зависимость: силы упругости от удлинения пружины» включён лабораторный опыт: «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины».
Реализация программы обеспечивается
нормативными документами:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
Примерной программой Перышкина А.В., Гутника Е.М.
Учебником (включенным в Федеральный перечень):
Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2010;
Сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
«Сборник задач по физике для 7-9 классов», А. В. Пёрышкин М., АСТ: Астрель; Владимир;ВКТ, 2011г.
Тесты по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 7». А.В. Чеботарева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 7класс» /О.И. Громцева.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Изучение физики направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Основные задачи:
сформировать у школьников общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности и ключевые компетенции:
общеобразовательные:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированные:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Для изучения физики выбран учебник А.В. Перышкина «Физика-7», входящий в Федеральный перечень учебников, рекомендованных для преподавания физики. Содержание данного учебника соответствуют требованиям обязательного минимума, который служит основой для определения содержания учебный занятий.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ – 4;
лабораторных работ – 10;
лабораторных опытов - 4.
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися.
Календарно – тематический план. Физика.7 класс. 70 часов (2 часа в неделю).
Сроки | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
Лабораторные работы | Контрольные уроки и тесты | |||
| Физика и физические методы изучения природы | 4 | 1ч | Т – 0 |
| Л/работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки» | Кратковременный тест | ||
| Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | Л/работа № 2 «Измерение размеров малых тел» | Т – 1 |
| | Кратковременный тест | ||
| Взаимодействие тел | 22 | 4ч | 2ч |
| Л/работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» Л/работа № 4,5 «Измерение объема и плотности вещества (твердого тела и жидкости)» Л/работа № 6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром» | Т – 2, 3, 4 Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение» Контрольная работа №2 за первое полугодие | ||
| Давление твердых тел, жидкостей и газов | 23 | 2ч | 1ч |
| Л/работа №7 «Измерение архимедовой силы» Л/работа №8 «Изучение условий плавания тел» | Т -5, 6, 7 Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | ||
| Работа и мощность. Энергия | 13 | 2ч | 1ч |
| Л/работа № 9 «Исследование условия равновесия рычага» Л/работа № 10 «Вычисление КПД наклонной плоскости» | Т -8, 9,10 Контрольная работа №4 за год (Тест) | ||
| Итоговое повторение | 3 | | |
| Итого | 70 | 10 |
|
Календарно – тематический план.
№ уро ка | Наименование раздела Тема урока Проектная деятельность | Количество часов | Дата проведения урока | Учебно – наглядное пособие ТСО и ИКТ Демонстрационный эксперимент (ДЭ), лабораторные работа (ЛР) и опыт (ЛО) | корректировка | |||||
Класс 7 «А» | Класс 7 «Б" | Класс 7 «В" | ||||||||
План | Фактически | План | Фактически | План | Фактически | |||||
| Введение | 5 | | | | | | | | |
1/1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Физика – наука о природе. | 1 | 02.09 | | 02.09 | | 02.09 | | Презентация 7.1.1 «Что изучает физика». ПК и ММ проектор | § 1-3 |
2/2 | Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. | 1 | 05.09 | | 05.09 | | 05.09 | | Презентация 7.2.2. «Измерение физических величин». ПК и ММ проектор Л.О. «Измерение размеров бруска» | §4, 5 |
3/3 | Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки». | 1 | 09.09 | | 09.09 | | 09.09 | | Мензурка, стакан с водой | |
4/4 | «Физика и техника» - защита проектов | 1 | 12.09 | | 12.09 | | 12.09 | | | §6 |
I. | Первоначальные сведения о строении вещества | 5 | | | | | | | | |
5/1 | Строение вещества. Молекулы. Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел» | 1 | 16.09 | | 16.09 | | 16.09 | | П7.6.1. Строение вещества ПК и ММ проектор | §7-8 |
6/2 | Диффузия. Броуновское движение | 1 | 19.09 | | 19.09 | | 19.09 | | П7.7.2. Диффузия. Анимация «Диффузия газов»; Видео «Диффузия в жидкостях». ПК и ММ проектор ДЭ. 6-9 (8) | §9 |
7/3 | Взаимодействие частиц вещества. | 1 | 23.09 | | 23.09 | | 23.09 | | П 7.8.3. Взаимодействие молекул Видео «Притягивание свинцовых цилиндров». ПК и ММ проектор ДЭ. 10-13 (8) | §10 |
8/4 | Три состояния вещества. | 1 | 26.09 | | 26.09 | | 26.09 | | П7.9.4. «Основные свойства газов, жидкостей и твердых тел». ПК и ММ проектор ДЭ. 14-19 (8) | §11- 12 |
9/5 | Повторительно-обобщающий урок «Строение вещества» | 1 | 30.09 | | 30.09 | | 30.09 | | | §7-12 |
II. | Взаимодействие тел | 22 | | | | | | | | |
10/1 | Механическое движение. Траектория. Путь. | | 03.10 | | 03.10 | | 30.10 | | Пр. 11.1. Мех движение ПК и ММ проектор ДЭ. 20-24 (8) | §13- 14 |
11/2 | Скорость равномерного движения. | 1 | 07.10 | | 07.10 | | 07.10 | | Пр. 12.2. Скорость ПРД. Л.О. «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости» ДЭ. 25-31 (8) | §15 |
12/3 | Расчет пути и времени движения. | 1 | 10.10 | | 10.10 | | 10.10 | | Пр. 13.3. Расчёт пути и времени движения ПК и ММ проектор ДЭ. 32-33 (8) | §13- 15 |
13/4 | Графическое представление движения. | 1 | 14.10 | | 14.10 | | 14.10 | | Пр. 14.4. Графики движения ПК и ММ проектор Л.О. Изучение зависимости пути от времени при равномерном прямолинейном движении | §16 |
14/5 | Явление инерции. | 1 | 17.10 | | 17.10 | | 17.10 | | Пр. 15.5. Инерция Видео «Явление энерции» ПК и ММ проектор ДЭ. 34-38 (8) | §17 |
15/6 | Взаимодействие тел. | 1 | 21.10 | | 21.10 | | 21.10 | | Пр. 17.7. Взаимодействие тел. Инертность. ПК и ММ проектор ДЭ. 39-40 (8) | §18 |
16/7 | Масса тела. Единицы измерения массы. Методы измерения массы. | 1 | 24.10 | | 24.10 | | 24.10 | | Пр. 17.7. Взаимодействие тел. Инертность. ПК и ММ проектор ДЭ 41-44 (8), ДЭ 45-51 (8) | §19- 20 |
17/8 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | 1 | 28.10 | | 28.10 | | 28.10 | | Весы с гирями, тела разной массы | |
18/9 | Плотность вещества. | 1 | 31.10 | | 31.10. | | 31.10 | | Пр. 20.10. Плотность вещества ПК и ММ проектор ДЭ 52-57 (8) | §21 |
19/10 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». | | 11.11 | | 11.11. | | 11.11 | | Мензурка, тела неправильной формы на нити 21.11. Л.Р. № 4 ПК и ММ проектор | |
20/11 | Лабораторная работа № 5 «Измерение плотности твёрдого тела». | 1 | 14.11 | | 14.11 | | 14.11 | | Весы с гирями, мензурка, тело на нити. Пр. 22.12 ПК и ММ проектор | |
21/12 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | 1 | 18.11 | | 18.11 | | 18.11 | | Пр. 23.13. Расчёт массы и объёма тела ПК и ММ проектор | §22 |
22/13 | Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества» | | 21.11 | | 21.11 | | 21.11 | | | |
23/14 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести | 1 | 25.11 | | 25.11 | | 25.11 | | Пр. 24.14. Сила ПК и ММ проектор ДЭ 58-63 (8), ДЭ 64-66 (8) Л.О. Исследование зависимости силы тяжести от массы | §23- 24 |
24/15 | Сила упругости. | 1 | 28.11 | | 28.11 | | 28.11 | | Пр. 25.15 Сила упругости ПК и ММ проектор ДЭ 67-70 (8) Л.О Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины | §25 |
25/16 | Вес тела. Невесомость. | 1 | 02.12 | | 02.12 | | 02.12 | | ДЭ 71 (8) | §26 |
26/17 | Единицы измерения силы. Связь между силой тяжести и массой тела | 1 | 05.12 | | 05.12 | | 05.12 | | ДЭ 72-74 (8) | §27 |
27/18 | Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром» | 1 | 09.12 | | 09.12 | | 09.12 | | Пр. 28.18. Динамометр ПК и ММ проектор ДЭ 75-77 | §28 |
28/19 | Сложение двух сил. Равнодействующая сил. | 1 | 12.12 | | 12.12 | | 12.12 | | Пр. 29/19. Сложение сил ПК и ММ проектор Анимация «Сила векторная величина» ДЭ 78-80 (8) ЛО. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой и под углом друг к другу | §29 |
29/20 | Центр тяжести тела. | | 16.12 | | 16.12 | | 16.12 | | Л.О «Определение центра тяжести плоской пластины» | |
30/21 | Сила трения. Трение в природе и технике. | 1 | 19.12 | | 19.12 | | 19.12 | | Пр. 30.20. Силы трения Видео «Сила трения», ПК и ММ проектор ДЭ 81-88 (8) Л.О. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления | §30- 31 |
31/22 | Контрольная работа №2 по теме «Сила. Равнодействующая сил». | 1 | 23.12 | | 23.12 | | 23.12 | | | |
III. | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | 23 | | | | | | | | |
32/1 | Давление и способы его изменения. | 1 | 26.12 | | 26.12 | | 26.12 | | Пр.33.1. Давление твёрдых тел ПК и ММ проектор | §33- 34 |
33/2 | Повторный инструктаж по технике безопасности. Решение задач на расчёт давления | 1 | 13.01 | | 13.01 | | 13.01 | | Л.О. «Измерение давления твердого тела на опору». ДЭ 96-99 (8) | |
34/3 | Давление газа. | 1 | 16.01 | | 16.01 | | 16.01 | | Пр. 34.2. Давление газа ПК и ММ проектор ДЭ 100-103 (8) Л.О. Зависимость давления от объема при постоянной температуре | §35 |
35/4 | Закон Паскаля. Обобщение темы «Давление. Закон Паскаля». | 1 | 20.01 | | 20.01 | | 20.01 | | Пр. 35.3. Закон Паскаля ПК и ММ проектор Видео «Картезианский водолаз»; Видео «Опыт, иллюстрирующий закон Паскаля» ДЭ 104-108 (8) | §33- 37 |
36/5 | Давление в жидкости газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | 23.01 | | 23.01 | | 23.01 | | Пр. 36.4. Давление в жидкости. Видео «Давление в жидкости» ПК и ММ проектор, Телевизор ДЭ 117-119 (8) | §38 |
37/6 | Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 1 | 27.01 | | 27.01 | | 27.01 | | | |
38/7 | Сообщающиеся сосуды. | 1 | 30.01 | | 30.01 | | 30.01 | | Пр. 38.6. Сообщающиеся сосуды ПК и ММ проектор ДЭ 120-125 (8) | §39- 40 |
39/8 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 | 03.02 | | 03.02 | | 30.02 | | Пр. 39.7. Вес воздуха. Атмосферное давление. ПК и ММ проектор ДЭ 126-130 (8), ДЭ 133 (8) | §41 |
40/9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | 1 | 06.02 | | 06.02 | | 06.02 | | ДЭ 131, 132 (8) | §42, 45 |
41/10 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | | 10.02 | | 10.02 | | 10.02 | | | |
42/11 | Манометр | 1 | 13.02 | | 13.02 | | 13.02 | | Телевизор ДЭ 134-138 (8) | §43 |
43/12 | Решение задач на нахождение атмосферного давления. | 1 | 17.02 | | 17.02 | | 17.02 | | ДЭ 139-140 (8) | §36- 45 |
44/13 | Урок защиты проектов по теме «Атмосферное давление-помощник человека» | | 20.02 | | 20.02 | | 20.02 | | | |
45/14 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | 1 | 24.02 | | 24.02 | | 24.02 | | Телевизор ДЭ 141-142 (8) | §46, 47 |
46/15 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Закон Архимеда | 1 | 27.02 | | 27.02 | | 27.02 | | Пр. 44.12. Архимедова сила ПК и ММ проектор ДЭ 143-145 (8) | §48, 49 |
47/16 | Решение задач на расчёт Архимедовой силы | | 03.03 | | 03.03 | | 03.03 | | | |
48/17 | Лабораторная работа № 7 «Измерение архимедовой силы» | 1 | 06.03 | | 06.03 | | 06.03 | | Динамометр. мензурка с водой, два тела, стакан с водой и солёной водой ДЭ 146-147 (8) | |
49/18 | Условие плавания тел. | 1 | 10.03 | | 10.03 | | 10.03 | | Пр. 46.11. Условия плавания тел ПК и ММ проектор ДЭ 148-150 (8), ДЭ 151-153 (8) | §50 |
50/19 | Лабораторная работа № 8 «Изучение условий плавания тел» | 1 | 13.03 | | 13.03 | | 13.03 | | Весы с разновесами, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, салфетка | |
51/20 | Плавание судов. Воздухоплавание. | 1 | 17.03 | | 17.03 | | 17.03 | | Видео «Воздушный шар». Телевизор ДЭ 154- (8) | §51,52 |
52/21 | Контрольная работа № 3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | 1 | 20.03 | | 20.03 | | 20.03 | | | |
53/22 | Урок защиты проектов по теме | 1 | 03.04 | | 03.04 | | 03.04 | | | |
IV. | Работа и мощность. Энергия | 13 | | | | | | | | |
54/1 | Механическая работа. Единицы работы.. | | 07.04 | | 07.04 | | 07.04 | | Пр. 52.1. Механическая работа ПК и ММ проектор ДЭ 156-163 (8) | §53 |
55/2 | Мощность. Единицы мощности. | | 10.04 | | 10.04 | | 10.04 | | ДЭ 164 (8) ЛО «Измерение мощности» | §54 |
56/3 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.. | | 14.04 | | 14.04 | | 14.04 | | Пр. 54.3. Простые механизмы ПК и ММ проектор | 55,56 |
57/4 | Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. | | 17.04 | | 17.04 | | 17.04 | | ДЭ 165-168 (8) ДЭ 169-174 (8) | 57,58 |
58/5 | Лабораторная работа № 9 «Исследование условия равновесия рычага» | | 21.04 | | 21.04 | | 21.04 | | Рычаг на штативе, набор грузов, линейка, динамометр | |
59/6 | Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики. | | 24.04 | | 24.04 | | 24.04 | | Пр. 58.7-59.8. Блоки. Золтое правило механики ПК и ММ проектор | 59,60 |
60/7 | Решение задач по теме «Условия равновесия рычага» | | 28.04 | | 28.04 | | 28.04 | | ДЭ 175-178 (8) ДЭ 179-181 (8) | |
61/8 | Коэффициент полезного действия. Решение задач. | 1 | 05.05 | | 05.05 | | 05.05 | | Пр. 60.9. КПД ПК и ММ проектор ДЭ 182 (8) | §61 |
63/9 | Лабораторная работа № 10 «Вычисление КПД наклонной плоскости». | 1 | 08/05 | | 08.05. | | 08.05 | | Доска, динамометр, измерительная лента, брусок, штатив с муфтой и лапкой | |
64/10 | Энергия потенциальная и кинетическая | 1 | 12.05 | | 12.05 | | 12.05 | | Пр. 63.12. Мех. Энергия ДЭ. 183-190 (8) ЛО. Нахождение центра тяжести плоского тела | § 62, 63 |
65/11 | Превращение энергии. Закон сохранения механической энергии | 1 | 15.05 | | 15.05 | | 15.05 | | Видео «Маятник Атвуда» Телевизор ДЭ 191-194 (8) | §64 |
66/12 | Обобщение знаний по теме: «Работа и мощность. Энергия» | | 19.05 | | 19.05 | | 19.05 | | | |
67/13 | Контрольная работа №4 по теме «Работа и мощность. Энергия». | | 22.05 | | 22.05 | | 22.05 | | | |
| Повторение | 3 | | | | | | | | |
68/1 | Защита проекта: Влияние механической работы на организм человека | 1 | 26.05 | | 26.05 | | 26.05 | | | |
69/2 | Повторение курса физики 7 класса | 1 | 29.05 | | 29.05 | | 29.05 | | | |
70.05 | Повторение курса физики 7 класса | 1 | | | | | | | | |
Содержание тем учебного курса
I. Введение (4 ч)
Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа: 1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.
II. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)
Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетических представлений.
Фронтальная лабораторная работа: Измерение размеров малых тел.
III. Взаимодействие тел (22 ч)
Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации, Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука.
Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой. Центр тяжести тела.
Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Фронтальные лабораторные работы:
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объема твердого тела.
Измерение плотности твердого тела.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.
Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.
Определение центра тяжести плоской пластины.
IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов (23 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. Архимедова сила Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.
Фронтальные лабораторные работы
Измерение давления твердого тела на опору.
Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
V. Работа и мощность. Энергия. (13 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия. «Золотое правило» механики. КПД механизма.
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.
Фронтальные лабораторные работы
Выяснение условия равновесия рычага.
Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Итоговое повторение (3 ч)
Требования к уровню подготовки учащихся 7 классов
В результате изучения физики 7 класса ученик должен
знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;
смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, механической энергии.
уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
-контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
-рационального применения простых механизмов.
Критерии оценивания устного ответа
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется, если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Критерии оценивания расчетной задачи.
Решение каждой задачи оценивается, исходя из критериев, приведенных в таблице
Качество решения | Оценка | |
Правильное решение задачи: | 5 | |
получен верный ответ в общем виде и правильный численный ответ с указанием его размерности, при наличии исходных уравнений в «общем» виде – в «буквенных» обозначениях; | | |
отсутствует численный ответ, или арифметическая ошибка при его получении, или неверная запись размерности полученной величины; задача решена по действиям, без получения общей формулы вычисляемой величины. | 4 | |
Записаны ВСЕ необходимые уравнения в общем виде и из них можно получить правильный ответ (ученик не успел решить задачу до конца или не справился с математическими трудностями) Записаны отдельные уравнения в общем виде, необходимые для решения задачи. | 3 | |
Грубые ошибки в исходных уравнениях. | 2 |
Критерии оценивания лабораторной работы.
Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Критерии оценивания контрольных работ.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: