Рабочая программа по физике для обучающихся 9 «А», «Б» класса, адаптированная учителем физики первой квалификационной категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14 города Пугачёва
Саратовской области имени П.А. Столыпина»
«Обсуждено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель ШМО учителей Заместитель директора по УВР Директор МОУ «СОШ № 14»
физико-математического цикла МОУ «СОШ №14 города Пугачёва города Пугачёва имени П.А. Столыпина
имени П.А. Столыпина
________ /Т.В. Кадникова/ _______________ /Н. И. Пирогова/ __________________ /И.В. Саленко/
Протокол № ____ «______» ___________ 2013 г. Приказ № 254 от «02» сентября2013г.
от «___» августа 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физике
для обучающихся 9 «А», «Б» класса,
адаптированная учителем физики
первой квалификационной категории
КУШКАРЁВОЙ ЕЛЕНОЙ ГРИГОРЬЕВНОЙ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №11от «26» августа 2013 г.
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для 9 класса разработана в соответствии:
с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования, М.: «Просвещение», 2004 год;
с авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 класс / Сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 334 с. - мягк. обл
Данная программа используется для УМК Перышкина А.В и Гутник Е.М., утвержденного Федеральным перечнем учебников:
1. Учебник «Физика. 9 класс», А.В. Перышкин и Е.М. Гутник,- М.: Дрофа, 2009 г.
2. «Сборник задач по физике для 7-9 классов», А. В. Пёрышкин М., АСТ: Астрель; Владимир;ВКТ, 2011г.
3. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 9». А.В. Чеботарева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
4. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс; к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика. 9 класс» /О.И. Громцева.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделе
(68 часов за год).
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
В задачи обучения физике входят:
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Основные цели изучения курса физики в 9 классе:
освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях ,электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 6 лабораторных работ и 4 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
Формы и средства контроля
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Тексты контрольных работ взяты из сборника Гутник Е. М. Физика. 9 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2009.
Изменения в обязательном минимуме:
В 2011 / 2012 учебном году начальная школа перешла на стандарты нового поколения. С 2012 года это предстоит сделать и основной школе. Следует иметь в виду изменяющиеся требования к подготовке учащихся по физике в основной школе, то есть кроме предметных результатов необходимо обратить внимание:
1) на личностные результаты:
а) сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
б) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
в) убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития общества, уважения к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры и т.д.;
2) на метапредметные результаты:
а) овладение навыками самостоятельного приобретения знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования и т.д.;
б) понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами и т.д.;
в) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символьной формах и т.д.;
г) освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем и т.д.
Изменения диктуют необходимость постепенного перехода к использованию учебников нового поколения, позволяющих осуществлять дифференциацию уровня изложения материала, усилить экспериментальную часть курса лабораторными работами и аудиторными и домашними экспериментальными заданиями. В связи с этим при составлении программы учитывались «Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы», М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
Результаты обучения
Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов. Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач
Календарно-тематический план 9 класс. 68 часов (2 часа в неделю)
№ | Наименование разделов | Всего часов | Из них | |
Лабораторные работы и опыты | Контрольные уроки | |||
1 | Законы взаимодействия и движения тел | 26 | 1ч | 2ч |
| Л/работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости». | Контрольный урок №1 по теме «Основы кинематики». Контрольный урок №2 по теме «Законы взаимодействия и движения тел». | ||
2 | Механические колебания и волны. Звук. | 12 | 3ч | 1ч |
| Л/работа №2 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины». Л/работа №3 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника». Л/опыт. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. | Контрольный урок №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук». | ||
3 | Электромагнитное поле | 17 | 1ч | 1ч |
| Л/работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции». | Контрольный урок №4 по теме «Электромагнитные явления». | ||
4 | Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. | 11 | 2ч – домашняя работа | 1ч |
| Л/работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков» Л/работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | Тестирование по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» | ||
| Резервное время | 2 | | |
| Итого | 68 | 6ч | 4ч |
Календарно-тематический план
№ уро ка | Наименование раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Учебно-наглядное пособие ТСО, ИКТ ЛР и ЛО, оборудование | корректировка | |||
Класс 9 «А» | Класс 9 «Б» | |||||||
План | Факт | План | Факт | |||||
Законы взаимодействия и движения тел | 26 | | | | | | | |
1/1 | Вводный инструктаж по технике безопасности. Материальная точка. Система отсчета. | 1 | 04.09 | | 04.09 | | Пр. 1.1. Механическое движение. ПК и ММ проектор ДЭ. 1.3(9) | §1 |
2/2 | Перемещение. Определение координат движущегося тела. | 1 | 05.09 | | 05.09 | | Видео «Прямолинейное равномерное движение». Телевизор ДЭ. 2,4 (9) | §2.3 |
3/3 | Перемещение при равномерном прямолинейном движении | 1 | 12.09 | | 12.09 | | Пр. 3.3. Равномерное движение В/ф «Равномерное движение» ПК и ММ проектор ДЭ. 6-7 (9) | §4 |
4/4 | Скорость прямолинейного равномерного движения. | | 13.09 | | 13.09 | | | |
5/5 | Решение задач на совместное движение двух тел. | 1 | 19.09 | | 19.09 | | | |
6/6 | Прямолинейное равноускоренное движение: мгновенная скоросмгновенная скорость, ускорение. | | 20.09 | | 20.09 | | ЛО. «Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении». ДЭ. 8,9 (9) | §5 |
7/7 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости | 1 | 26.09 | | 26.09 | | | §6 |
8/8 | Прямолинейное равноускоренное движение: перемещение. | | 27.09 | | 27.09 | | | |
9/9 | Решение задач на равноускоренное движение. Относительность механического движения | 1 | 02.10 | | 02.10 | | | |
10/10 | Лабораторная работа №1 Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. | 1 | 03.10 | | 03.10 | | Оборудование: желоб, шарик металлический, цилиндр металлический, метроном, лента измерительная, кусок мела. ЛР №1 | §8; стр.226-231 |
11/11 | Обобщающий урок по теме «Основы кинематики». Зачёт № 1 | 1 | 09.10 | | 09.10 | | Пр. 10.10. Задача на встречу тел при РУД 10.10. Графики. ПК и ММ проектор | |
12/12 | Контрольная работа № 1 по теме «Основы кинематики» | 1 | 10.10 | | 10.10 | | | §9 |
13/13 | Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон ![]() | 1 | 16.10 | | 16.10 | | В/ф «Первый закон Ньютона». Телевизор ДЭ. 14-19 (9) | §10 |
14/14 | Сила. Второй закон Ньютона. | 1 | 17.10 | | 17.10 | | в/ф. «Второй закон Ньютона» Телевизор ДЭ. 20 (9) | §11 |
14/15 | Третий закон Ньютона. | 1 | 23.10 | | 23.10 | | В/ф «Третий закон Ньютона». Телевизор ДЭ. 21 (9) | §12 |
16/16 | Решение задач по теме «Законы Ньютона» | 1 | 24.10 | | 24.10 | | | |
17/17 | Свободное падение тел. Невесомость | 1 | 30.10 | | 30.10 | | Пр. 17.17. Свободное падение Анимация «Свободное падение»; Видео «Падение шарика на фоне 1 м линейки»; Видео «Свободное падение тел». ПК и ММ проектор. ДЭ. 11-12 (9) | §13 |
18/18 | Закон Всемирного тяготения. | 1 | 31.10 | | 31.10 | | Презентация «Закон всемирного тяготения»; Анимация «Опыт Кавендиша» ПК и ММ проектор ДЭ. 22 (9) | § 15-16 |
II четверть | ||||||||
19/19 | Решение задач на закон Всемирного тяготения | 1 | 13.11 | | 13.11 | | | |
20/20 | Движение тела по окружности | 1 | 14.11 | | 14.11 | | Пр. 21.21. Движение точки по окружности. ПК и ММ проектор ДЭ. 13 (9). | § 18-19 |
21/21 | Искусственные спутники Земли. | 1 | 20.11 | | 20.11 | | Пр. 23.23. Искусственные спутники ПК и ММ проектор | §20 |
22/22 | Импульс. Закон сохранения импульса. | 1 | 21.11 | | 21.11 | | Анимация «Упругое и неупругое соударения; Видео «Закон сохранения импульса»; Модель «Закон сохранения импульса и энергии при упругом и неупругом соударениях»,; Модель «Изменение импульса при ударе частицы о стену»; Видео «Сохранение импульса»; Видео «Импульс тела». ДЭ. 30, 35-38 (9) | §21-22 |
23/23 | Решение задач по теме «Закон сохранения импульса». | 1 | 27.11 | | 27.11 | | | |
24/24 | Защита проектов по теме «Реактивное движение» | 1 | 28.11 | | 28.11 | | Анимация «Реактивное движение»; Видео «Реактивное движение» 1Телевизор | §23 |
25/25 | Обобщающе-повторительный урок по теме «Законы взаимодействия и движения тел». Зачёт № 2 | 1 | 04.12 | | 04.12 | | | |
26/26 | Контрольная работа № 2 по теме «Основы динамики» | 1 | 05.12 | | 05.12 | | | |
2. | Механические колебания и волны. Звук | 12 | | | | | | |
1/27 | Колебательное движение. Колебание груза на пружине. | 1 | 11.12 | | 11.12 | | Пр. 29.1. Механические колебания ПК и ММ проектор ДЭ. 46-47 (9). | § 24-25 |
2/28 | Свободные колебания. Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период ,частота колебаний. | 1 | 12.12 | | 12.12 | | Модель «Гармонические колебания; ЛО. «Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины». ДЭ. 48-51 (9) | §26 |
3/29 | Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника». | 1 | 18.12 | | 18.12 | | Штатив с муфтой и лапкой, шарик на нити, часы или метроном, измерительная лента ЛР №2 | |
4/30 | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины». | 1 | 19.12 | | 19.12 | | Штатив, шарик на нити, часы или метроном, измерительная лента Лабораторная работа № 3 | |
5/31 | Исследование зависимости периода колебаний …..пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины. Лабораторный опыт | | 25.12 | | 25.12 | | | |
6/32 | Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс | 1 | 26.12 | | 26.12 | | ДЭ. 52-55 (9) ДЭ. 56-57 (9) | § 28-29 |
| III четверть | | | | | | | |
7/33 | Повторный инструктаж по технике безопасности. Распространение колебаний в упругой среде. Виды волн | 1 | 15.01 | | 15.01 | | В/ф «Продольные волны»; «Поперечные волны». Телевизор ДЭ. 58-60 (9) | § 31-32 |
8/34 | Длина волны. Скорость распространения волн. | 1 | 16.01 | | 16.01 | | Пр. 36.8. Звуковые волны Пк и ММ проектор ДЭ. 61 (9) | §33 |
9/35 | Звуковые волны. Характеристики звука. | 1 | 22.01 | | 22.01 | | Видео «Связь частоты и амплитуды колебаний источника с высотой и громкостью звука»; «Колебания ножек камертона» ДЭ. 62-63 (9)……..ДЭ. 66 (9) | § 34-36 |
10/36 | Распространение звука. Отражение звука. Эхо. | 1 | 23.01 | | 23.01 | | в/ф «Распространение звука в воздухе»; 36.8. «Отражение Ультразвука_ Дефектоскопия»; «Работа эхолокатора» ДЭ 64-65 (9) | § 37-39 |
11/37 | Защита проектов по теме «Влияние звука и шумов на здоровье человека» | 1 | 29.01 | | 29.01 | | | 40-41 |
12/38 | Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны. Звук». | 1 | 30.01 | | 30.01 | | | |
3 | Электромагнитное поле | 17 | | | | | | |
1/39 | Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока | 1 | 05.02 | | 05.02 | | Пр. 40.1. Магнитное поле Видео «Наблюдение линий магнитной индукции»; «Магнит и стрелки»; « Опыт Эрстеда». | ДЭ.129-130, 135 (9) ЛО. «Исследование явления намагничивания железа». | § 42-43 |
2/40 | Направление тока и направление силовых линий его магнитного поля. | 1 | 06.02 | | 06.02 | | ДЭ. 132-133, 137 (9) ПК и ММ проектор | §44 | |
3/41 | Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. | 1 | 12.02 | | 12.02 | | | §45 | |
4/42 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток. | 1 | 13.02 | | 13.02 | | ДЭ.134 (9) ЛО. «Исследование действия магнитного поля на проводник с током». | § 46-47 | |
5/43 | Явление электромагнитной индукции. | 1 | 19.02 | | 19.02 | | Анимация «Опыты Фарадея»; Анимация «Электромагнитная индукция» Телевизор ДЭ. 171-172,175 (9) | §48 | |
6/44 | Направление индукционного тока. Правило Ленца. | 1 | 20.02 | | 20.02 | | | 49 | |
7/45 | Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | 26.02 | | 26.02 | | Миллиаперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником внутри, реостат, ключ, провода, модель генератора электрического тока Лабораторная работа № 4 | с. 235 | |
8/46 | Явление самоиндукции | 1 | 27.02 | | 27.02 | | ДЭ.176, 178 (9) | 50 | |
9/47 | Получение переменного электрического тока. Трансформатор | 1 | 05.03 | | 05.03 | | Видео Телевизор | §51 | |
10/48 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | 1 | 06.03 | | 06.03 | | Телевизор | § 52-53 | |
11/49 | Конденсатор. Колебательный контур | 1 | 12.03 | | 12.03 | | Свойства электромагнитных волн. | §54- 55 | |
12/50 | Принципы радиосвязи и телевидения | 1 | 13.03 | | 13.03 | | | 56 | |
13/51 | Защита проектов по теме «Бегущая по волнам» | 1 | 19.03 | | 19.03 | | | | |
14/52 | Электромагнитная природа света | 1 | 20.03 | | 20.03 | | Анимация «Опыт Юнга»; Анимация «Интерференция». ПК и мм проектор ЛО. «Наблюдение явления дисперсии света». | §57- 58 | |
| IV четверть | | | | | | | | |
15/53 | Преломление света. Дисперсия света | 1 | 02.04 | | 02.04 | | | 59-60 | |
16/54 | Типы оптических спектров. Происхождение линейчатых спектров. | 1 | 03.04 | | 03.04 | | Л.О. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания | 61-62-63-64 | |
17/55 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле». | 1 | 09.04 | | 09.04 | | | | |
4 | Строение атома и атомного ядра | 11 | | | | | | |
1/56 | Радиоактивность. Альфа- , бета-, гамма-излучения. | 1 | 10.04 | | 10.04 | | Пр. 53.1.-54.2. Радиоактивность ПК и ММ проектор | §65 |
2/57 | Опыт Резерфорда. Ядерная модель атома | 1 | 16.04 | | 16.04 | | 53.1.-54.2. Ядро атома. ПК и ММ проектор ЛО. «Наблюдение линейчатых спектров излучения». | §66 |
3/58 | Радиоактивные превращения атомных ядер | 1 | 17.04 | | 17.04 | | | §67 |
4/59 | Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | 1 | 23.04 | | 23.04 | | Видео «Методы регистрации ядерных излучений» Телевизор | §68 |
5/60 | Состав атомного ядра. | 1 | 24.04 | | 24.04 | | Лабораторная работа № 6 | §69,70,71 |
6/61 | Энергия связи частиц в ядре. Дефект масс. | 1 | 30.04 | | 30.04 | | | § 72,73 |
7/62 | Решение задач на расчет энергии связи. | 1 | 07.05 | | 07.05 | | | |
8/63 | Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра атома урана по фотографиям треков». | 1 | 08.05 | | 08.05 | | Анимация «Деление ядер урана» Лабораторная работа № 5 | § 74,75 Л.Р. № 5 |
9/64 | Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций | 1 | 14.05 | | 14.05 | | Измерение естественного радиационного фона дозиметром. Лабораторный опыт. | §76, 77 |
10/65 | Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звёзд | 1 | 15.05 | | 15.05 | | Видео Телевизор | §79, 80 |
11/66 | Защита проектов по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер». | 1 | 21.05 | | 21.05 | | ПК и ММ проектор | §78 |
1/67 2/68 | Резерв | 2 | 22.05 | | 22.05 | | | |
Содержание тем учебного курса
Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Демонстрации. Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Лабораторные работы и опыты. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Измерение ускорения свободного падения.
Механические колебания и волны. Звук. (12 часов)
Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Демонстрации. Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.
Лабораторная работа. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины
Электромагнитное поле (17 часов)
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Демонстрации. Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы. Изучение явления электромагнитной индукции.
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания
Строение атома и атомного ядра (11 часов)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Демонстрации. Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Резервное время (2 часа)
Требования к уровню подготовки обучающихся
должны знать:
смысл понятий: Механическое движение. Относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Инерция. Первый закон Ньютона. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Сила тяжести. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Механические колебания и волны. Звук. Магнитное поле тока. Электромагнит. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Должны уметь:
объяснять механические явления на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, закона всемирного тяготения.
проводить простые опыты и экспериментальные исследования по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза.
Владеть компетенциями: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, коммуникативной, личного самосовершенствования.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи: практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; защиты от опасного воздействия на организм человека радиоактивных излучений; для измерения радиоактивного фона и оценки его безопасности.
страница 1страница 2
скачать
Другие похожие работы: