NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Программа «Изобразительное искусство. 1-4классы»


Программа

по изобразительному искусству

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В.С.,Шорохов Е.В, Кубышкина Э.И.Программа «Изобразительное искусство.1-4классы» //Изобразительное искусство: книга для учителя / В.С.Кузин.-2-еизд., - М.: Дрофа, 2007.—172с.

В федеральном базисном общеобразовательном плане общеобразовательных учреждений на изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 рабочих недели, 2-4 классы -1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.

Основные задачи курса:

  • Овладение учащимися знаниями элементарных основ рисунка, формирование навыка рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации;

  • Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

В основу программы положены следующие принципы:

  • Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического восприятия школьников;

  • Единство воспитании и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

  • Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, беседами об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

  • Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

  • Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве первоклассников и дошкольников; учтены возрастные особенности детей;

  • Система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать предметную направленность уроков изобразительного искусства и их связь с жизнью;

  • Направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы.

В отличие от авторской программы, в рабочую программу включены темы «Рисование простейших элементов растительных узоров Городца» и «Рисование элементов растительного узора. Хохломской пряник» согласно учебника и умений учащихся, заложенных программой.

Региональный и компонент и экологический аспект составляют по 10 % общего количества часов и реализуются через наполнение познавательной и практической части занятий содержанием, которое отражает краеведческую направленность, изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры.

Учтены также требования адаптационного периода: освоение материала курса в течение первой и второй четвертей обучения осуществляется через нетрадиционные формы уроков.

Программой заложены возможности овладения учащимися общеучебными умениями и навыками (умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств; осуществлять поиск и обработку информации, планировать и организовывать свою деятельность и др.).

Важным компонентом на завершающей стадии занятия является обсуждение детских работ. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие критерии:

  • декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);

  • владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует кистевую роспись в выполнении декоративной композиции.

  • содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;

  • оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания, чувство меры в оформлении и соответствие оформления назначенного изделия.

Знания и умения учащихся

К концу учебного года учащиеся должны знать:

  • названия семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);

  • элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т.д.);

  • о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).

Учащиеся должны уметь:

  • правильно сидеть за партой (столом), верно располагать лист бумаги и держать карандаш;

  • свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

  • правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

  • применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);

  • рассказать, устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.п.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выразить свое отношение;

  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

  • выполнять простейшие композиции – аппликации.

Учебно-тематический план

п/п

Раздел, тема

Количество часов

1.

Рисование с натуры (рисунок живопись)

9 ч.

2.

Рисование на темы

8 ч.

3.

Декоративная работа

8 ч.

4.

Лепка

3 ч.

5.

Аппликация

2 ч.

6.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

3 ч.




Итого

33 ч.


Содержание программы:

  • Рисование с натуры (рисунок живопись) (9 ч.)

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

  • Рисование на темы (8 ч.)

Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.

  • Декоративная работа (8 ч.)

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узорах, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.

  • Лепка (3 ч.)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.

  • Аппликация (2 ч.)

Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусочков бумаги. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации.

  • Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч.)

Основные темы бесед:

- прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства;

- виды изобразительного искусства и архитектуры;

- жанры живописи;

- портреты детей в изобразительном искусстве;

- прекрасное вокруг нас (красота вещей);

- родная природа в творчестве русских художников (времена года, природа в разное время суток на картинах художников, вечер в рисунке и живописи и т.п.);

- сказочные сюжеты в изобразительном искусстве;

- русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Городецкая роспись, хохломская роспись, дымковская игрушка).

Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства

Учебный предмет «Изобразительное искусство» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

- ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

- самоопределения и самопознания посредством эмоционально-действенной идентификации;

- формирования основ гражданской идентичности;

- формирования эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

- формирование действия нравственно-этического оценивания;

- эмоционально-личностная децентрация, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

- развитие умения понимать контекстную речь;

- развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- развитие умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность;

- развитие умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

На ступени начальной школы можно выделить следующие регулятивные учебные действия, содержание которых отражает содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста.

  1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке):

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность

- преодоление импульсивности, непроизвольности

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

- умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма:

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей,

- готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегии совладания);

- формирование основ оптимистического восприятия мира;

Общеучебные познавательные универсальные учебные действия:

- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);

- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;

- ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно;

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;

- умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.

На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия:

  • сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);

  • анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);

  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;

  • классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

  • обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

  • подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

  • установление аналогий

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Учебно-методическая литература для учителя



Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

Кузин В.С.,Шорохов Е.В, КубышкинаЭ.И.//Изобразительное искусство: / В.С.Кузин.-2-еизд., - М.: Дрофа, 2007.—172с.

Программа «Изобразительное искусство 1-4классы»

книга для учителя

2

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.

Изобразительное искусство

Учебник для 1 класса

3.

Шестернинов Е.Е., Арцев М.Н. // Практика административной работы, 2003. - № 5. – С. 3 – 11.

Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ

Книга для учителя

Учебно-методическая литература для учащихся



Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.

Изобразительное искусство

Учебник для 1 класса



тематическОЕ планирование 1 класс





п/п

Наименование раздела программы


Тема урока

Кол-во часов


Дата


Элементы содержания


Универсальные учебные действия

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Рисование
с натуры


Чем и как работают художники.

«Волшебные краски»

1




Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель

самоопределение, повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности на основе знакомства с красками.


формулирование познавательной цели в овладении основами цветоведения.

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в работе с красками.


синтез как составление целого из частей при выполнении творческой работы.

2

Аппликация

«Цветовой круг»

1




Выразительные средства для реализации собственного замысла в аппликации. Знакомство с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликации, техникой безопасности

адекватная мотивация учебной деятельности в создании элементарной композиции


развивать способность восприятия художественной деятельности.

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи при составлении цветового круга.

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу в творческой работе.

3

Декоративная

работа

«Красивые цепочки»

1




Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре

умение находить и передавать в собственной художественной деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе.

выбор оснований и критериев для выявления существенных признаков для создания растительных и геометрических узоров.

Внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона. Самостоятельное выполнение орнамента.



договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при выполнении орнамента.


страница 1страница 2страница 3


скачать

Другие похожие работы: