Программа «Изобразительное искусство. 1-4классы»
Программа
по изобразительному искусству
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена на основе авторской программы: Кузин В.С.,Шорохов Е.В, Кубышкина Э.И.Программа «Изобразительное искусство.1-4классы» //Изобразительное искусство: книга для учителя / В.С.Кузин.-2-еизд., - М.: Дрофа, 2007.—172с.
В федеральном базисном общеобразовательном плане общеобразовательных учреждений на изучение изобразительного искусства в 1 классе отводится 1 час в неделю, всего 33 рабочих недели, 2-4 классы -1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Основные задачи курса:
Овладение учащимися знаниями элементарных основ рисунка, формирование навыка рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации;
Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
В основу программы положены следующие принципы:
Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического восприятия школьников;
Единство воспитании и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, беседами об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве первоклассников и дошкольников; учтены возрастные особенности детей;
Система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать предметную направленность уроков изобразительного искусства и их связь с жизнью;
Направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы.
В отличие от авторской программы, в рабочую программу включены темы «Рисование простейших элементов растительных узоров Городца» и «Рисование элементов растительного узора. Хохломской пряник» согласно учебника и умений учащихся, заложенных программой.
Региональный и компонент и экологический аспект составляют по 10 % общего количества часов и реализуются через наполнение познавательной и практической части занятий содержанием, которое отражает краеведческую направленность, изучение и осознание мира в единстве с природой, освоение мирового художественного наследия, сохранение культуры.
Учтены также требования адаптационного периода: освоение материала курса в течение первой и второй четвертей обучения осуществляется через нетрадиционные формы уроков.
Программой заложены возможности овладения учащимися общеучебными умениями и навыками (умение выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств; осуществлять поиск и обработку информации, планировать и организовывать свою деятельность и др.).
Важным компонентом на завершающей стадии занятия является обсуждение детских работ. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. При обсуждении и оценке работ необходимо учитывать следующие критерии:
декоративность: выход на уровень лаконично-обобщенного, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, цвет, изобразительные элементы и т. д.);
владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует кистевую роспись в выполнении декоративной композиции.
содержательность: полнота реализации в учебно-творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы;
оригинальность: работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личностное прочтение задания, чувство меры в оформлении и соответствие оформления назначенного изделия.
Знания и умения учащихся
К концу учебного года учащиеся должны знать:
названия семи цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и желтый – зеленый и т.д.);
о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).
Учащиеся должны уметь:
правильно сидеть за партой (столом), верно располагать лист бумаги и держать карандаш;
свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);
выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
рассказать, устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.п.), действия (идут, сидят, разговаривают и т.д.); выразить свое отношение;
пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
выполнять простейшие композиции – аппликации.
Учебно-тематический план
-
№ п/п
Раздел, тема
Количество часов
1.
Рисование с натуры (рисунок живопись)
9 ч.
2.
Рисование на темы
8 ч.
3.
Декоративная работа
8 ч.
4.
Лепка
3 ч.
5.
Аппликация
2 ч.
6.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
3 ч.
Итого
33 ч.
Содержание программы:
Рисование с натуры (рисунок живопись) (9 ч.)
Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.
Рисование на темы (8 ч.)
Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.
Декоративная работа (8 ч.)
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узорах, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.
Лепка (3 ч.)
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.
Аппликация (2 ч.)
Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусочков бумаги. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч.)
Основные темы бесед:
- прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства;
- виды изобразительного искусства и архитектуры;
- жанры живописи;
- портреты детей в изобразительном искусстве;
- прекрасное вокруг нас (красота вещей);
- родная природа в творчестве русских художников (времена года, природа в разное время суток на картинах художников, вечер в рисунке и живописи и т.п.);
- сказочные сюжеты в изобразительном искусстве;
- русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Городецкая роспись, хохломская роспись, дымковская игрушка).
Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства
Учебный предмет «Изобразительное искусство» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
- ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
- самоопределения и самопознания посредством эмоционально-действенной идентификации;
- формирования основ гражданской идентичности;
- формирования эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
- формирование действия нравственно-этического оценивания;
- эмоционально-личностная децентрация, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
- развитие умения понимать контекстную речь;
- развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
- развитие умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность;
- развитие умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
На ступени начальной школы можно выделить следующие регулятивные учебные действия, содержание которых отражает содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста.
Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке):
- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- умение действовать по плану и планировать свою деятельность
- преодоление импульсивности, непроизвольности
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
- умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности.
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма:
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей,
- готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегии совладания);
- формирование основ оптимистического восприятия мира;
Общеучебные познавательные универсальные учебные действия:
- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- ориентация на разнообразие способов решения задач и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);
- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров;
- ориентация в возможностях информационного поиска (библиотеки) и умение использовать соответствующие ресурсы в сотрудничестве со взрослым и самостоятельно;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами родного языка, включая воспроизведение прочитанного текста;
- умение излагать основные положения своего сообщения в письменной речи.
На ступени начального образования должны быть сформированы следующие логические действия:
сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);
анализ (выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части); и синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты);
сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
классификация - отнесение предмета к группе на основе заданного признака;
обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
установление аналогий
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
1.Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Учебно-методическая литература для учителя
-
№
Автор, год издания
Название пособий
Вид пособия
1
Кузин В.С.,Шорохов Е.В, КубышкинаЭ.И.//Изобразительное искусство: / В.С.Кузин.-2-еизд., - М.: Дрофа, 2007.—172с.
Программа «Изобразительное искусство 1-4классы»
книга для учителя
2
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.
Изобразительное искусство
Учебник для 1 класса
3.
Шестернинов Е.Е., Арцев М.Н. // Практика административной работы, 2003. - № 5. – С. 3 – 11.
Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ
Книга для учителя
Учебно-методическая литература для учащихся
-
№
Автор, год издания
Название пособий
Вид пособия
1.
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.
Изобразительное искусство
Учебник для 1 класса
тематическОЕ планирование 1 класс
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Элементы содержания | Универсальные учебные действия | |||
Личностные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Рисование с натуры | Чем и как работают художники. «Волшебные краски» | 1 | | Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: акварель | самоопределение, повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности на основе знакомства с красками. | формулирование познавательной цели в овладении основами цветоведения. | развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в работе с красками. | синтез как составление целого из частей при выполнении творческой работы. |
2 | Аппликация | «Цветовой круг» | 1 | | Выразительные средства для реализации собственного замысла в аппликации. Знакомство с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликации, техникой безопасности | адекватная мотивация учебной деятельности в создании элементарной композиции | развивать способность восприятия художественной деятельности. | в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи при составлении цветового круга. | способность принимать и сохранять учебную цель и задачу в творческой работе. |
3 | Декоративная работа | «Красивые цепочки» | 1 | | Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, пропорции. Формирование элементарных представлений о ритме в узоре | умение находить и передавать в собственной художественной деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе. | выбор оснований и критериев для выявления существенных признаков для создания растительных и геометрических узоров. | Внесение необходимых дополнений и корректив в способ действия в случае расхождения эталона. Самостоятельное выполнение орнамента. | договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при выполнении орнамента. |
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: