NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5-7 класс, 102 часа



Согласовано «__»________ 2012 г. Утверждено «___»___________ 2012 г

Зам директора по УР Директор школы

_____________Л.Н.Моисеева ______________ Н.П.Кустова


МБОУ «СОШ №7»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

5-7 КЛАСС, 102 ЧАСА
Разработана учителем изобразительного искусства

МБОУ «СОШ №7»

Ю.Н.Тюриной

2012 год

Пояснительная записка.
Программа «Изобразительное искусство» для 5-7 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Разработана на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011.

Цель программы: формирование художественной культуры учащихся, развитие художественного мышления, способности к творческой деятельности.

Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, планируемые результаты, содержание курса, тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение.

Задачами курса являются:

-формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

-освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

-развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

-формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, этической и личностно-значимой ценности;

-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

-овладение средствами художественного изображения;

-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств-живописи,графики,скульптуры,дизайна,архитектуры,народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» -посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения, и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Тема 6 и 7 классов - «Изобразительное искусство в жизни человека»- посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Данная учебная программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в 5-7 классах основной школы отводится всего 105 часов в объеме 1 учебного часа в неделю, как наиболее распространенного, а также возможность реализации этого курса при выделении на его изучение 2 учебных часов в неделю.

При увеличении количества часов на изучении предмета за счет вариативной части, или за счет внеурочной деятельности предлагается не увеличение количества тем, а при сохранении последовательной логики программы расширение времени на практическую художественно-творческую деятельность учащихся. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа определяет содержание учебного курса «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе, направлена на формирование художественной культуры учащихся.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка.

Главный смысловой стержень программы-связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, формирование интереса к внутреннему миру человека, формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры являются значимыми составляющими учебного материала.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности-сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно-значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание-проживание художественного образа в форме художественных действий.

Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.

Основной принцип программы: «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.


ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, предметных, метапредметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формировать задачи обучения, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;

- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в изобразительном искусстве;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);

- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании основной школы учащиеся получат возможность знать и уметь:

5 класс:

  • знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • знать особенности крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов;

  • знать несколько народных художественных промыслов России, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома);

  • создавать собственные композиции в традиции народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)

  • уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы 17 века);

  • различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства;

  • уметь передавать в рисунках единство формы и декора (на доступном возрасту уровне);

  • создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного использования цвета, фактуры, формы, объема, пространства в процессе создания плоскостных или объемных композиций в материале.


6 класс

  • знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

  • знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

  • знать о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;

  • знать о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства своего края;

  • знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, форма, перспектива);

  • знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

  • работать с натуры в живописи и графике, обладать первичными навыками лепки;

  • передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;

  • передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;

  • передавать пространственные планы в живописи и графике с применением первичных знаний линейной и воздушной перспективы;

  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

  • учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

  • творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

7 класс

  • знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве, о бытовом, историческом жанрах, мифологической и библейской темы в искусстве:

  • понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы;

  • знать о роли искусства в создании памятников, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

  • называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в искусстве;

  • получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

  • научиться владеть материалами живописи, графики и лепки (на доступном возрасту уровне);

  • развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры;

  • получить творческий опыт в построении тематических композиций;

  • вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве;

  • формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

  • отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;

  • творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

35 часов

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта программа для 5 класса ориентирована на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Древние корни народного искусства. (9 часов) 

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Связь времен в народном искусстве (7 часов)

Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.

Декор, человек, общество, время» (10 часов)

Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.

Декоративное искусство в современном мире (8 часов)

Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.

6 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 35 часов

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса -  посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения  в способах изображения.  При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки  и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8часов)

Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)

История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9 часов)

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)


7 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 35 часов

Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.

Задачи:

  • дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;

  • развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;

  • осмысление места изобразительного искусства в жизни общества.

  • формирование художественно-творческой активности.

В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства

Изображение фигуры человека и образ человека (8.)

Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

Поэзия повседневности (9ч.)

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).

Великие темы жизни (10.)

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века

Реальность жизни и художественный образ (8 ч.)

Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

№ п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные понятия

Домашнее задание

Примечание

(Практическая работа)

Личностные

Предметные

Метапредметные

I четверть. Тема «Древние корни народного искусства» (9 часов)

1.





Древние образы в народном искусстве.

Урок - усвоения новых знаний

Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов;

Создавать выразительное декоративно-обобщённое изображение на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения творческой практической работы.


Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.



Солнечные диски, дерево жизни, символы.

Подобрать иллюст­рации с изображе­нием древних обра­зов в произведениях народного  ДПИ

Зарисовать традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др. Материалы: карандаш, гелевая ручка, фломастер.

2.





Убранство русской избы.

Комбинированный

Раскрывать символическое значение и содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.


Определять и характеризовать отдельные детали декора избы.
Создавать эскизы декоративного убранства избы.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Народное искусство, декор, изба.

Обратить внимание на декор архитектурных элементов домов частного сектора

Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага.


3.





Внутренний мир русской избы.

Комбинированный

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Народное искусство, декор, изба.

Набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища»,

Изображение внутреннего убранства русской избы с включением крестьянского интерьера (печь, стол, лавки, предметы быта и труда)

4.




Конструкция, декор предметов народного быта. Прялка.

Комбинированный урок

Сравнивать, находить общее в конструкции и декоре предметов крестьянского быта.

Оценивать собственную художественную деятельность с точки зрения выразительности декоративной формы.



Изображать выразительную форму предметов быта и украшать её в соответствии с традициями народного искусства.


Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Оценивать свою художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Народный быт, тема росписи.

Составить кросс­ворд по пройден­ному материалу (5-7 слов)

Выполнение эски­за выразительной формы предмета крестьянского бы­та и украшение его орнаменталь­ной композицией (прялка). Материалы: гу­ашь, кисти, нож­ницы, бумага

5.






Русская народная вышивка

Комбинированный урок

Анализировать и понимать особенности образного языка вышивки.


Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции и использовать традиционные сочетания цветов.


Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.


символика вышивки, орнамент.

Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме (опережающее задание)

Эскиз узора вы­шивки на поло­тенце в традициях народных масте­ров (фломастеры,  акварель, бумага в клеточку)

6




Народный праздничный костюм

Комбинированный

Понимать и анализировать образный строй народного костюма.


Соотносить особенности декора с мировосприятием наших предков.

Осознавать значение народного костюма как бесценное достояние культуры народа.

Осознавать значение праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа, используя информацию, полученную на уроке,
самостоятельно выполнять творческое задание.

дизайн, мода.

Подбор материалов с народными костюмами


Выполнениеэскизов народного праздничного костюма.

7-8




Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Приходите в избу»

Комбинированный

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.


Учиться согласованно, работать в группе. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.



интерьер

Расспросить своих близких старшего поколения о праздниках наших предков: чему были посвящены и как проходили?

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.


9






Обобщение темы четверти: «Народные праздничные обряды».

Повторительно-обобщающий

Понимать и осознавать ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции

Находить общие черты в произведениях народного искусства, отмечать единство конструктивной и изобразительной деятельности.


Проявлять себя в роли народных мастеров, знатоков искусства; делать выводы в результате совместной работы всего класса.

дизайн, мода.

Подбор материала о глиняных игрушках (Дымково, Филимоново, Каргополь).

Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань

II четверть. Тема «Связь времен в народном искусстве» (7 часов)

10-11




Древние образы в современных народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки.

Комбинированный урок

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и её декором.

Сравнивать форму, декор игрушек разных промыслов.


Овладевать и осваивать приёмы создания выразительной формы и декорирования в опоре на традиции народных промыслов.

Размышлять, рассуждать об истории возникновения современной народной игрушки

Дымково, Филимоново, Каргополь, глиняные игрушки.

Подбор открыток, книжных иллюст­раций с изображе­нием народной иг­рушки

Выполнение иг­рушки и украшение ее в традициях дымковской росписи. Материалы: гли­на, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага.


12




Искусство Гжели

Комбинированный урок

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Осваивать особенности гжельской росписи. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.


Промыслы, ремесла, Гжель, керамика.

Подбор иллюстра­тивного материала гжельской посуды необычной формы

Вырезание посуды из бумаги (чашка, чайник, тарелка) и ук­рашение их рос­писью с исполь­зованием тради­ционных приемов письма. Материа­лы: бумага, нож­ницы, клей,  аква­рель, кисти

13





Городецкая роспись

Комбинированный урок

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

Сравнивать мотивы в природе и в произведениях.

Осваивать основные приёмы городецкой росписи.


Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.


Промыслы, ремесла, Городец, Городецкая роспись.

Подобрать изобра­жение орнамен­тальной или сю­жетной композиции в произведениях ДПИ

Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам городецкой росписи.

Материалы: тонированная бу­мага, гуашь, кис­ти

14




Хохломская роспись

Комбинированный урок

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Сравнивать мотивы в природе и в произведениях.

Осваивать основные приёмы хохломской росписи.

Выявлять общность в городецкой, гжельской, хохломской росписях, определять характерные особенности произведений Хохломы.

Промыслы, ремесла, Хохломская роспись.

Подбор иллюстраций с изображением хохломской росписи.

Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам хохломской росписи.

Материалы: бу­мага, гуашь, кис­ти


15





Жостово. Роспись по металлу.

Комбинированный урок

Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям мастеров.

Осваивать основные приёмы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в процессе выполнения творческой работы.

Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

Промыслы, ремесла, Жостово.

Составить кроссворд «Народные промыслы».


Составление цветочной композиции по мотивам жостовского подноса

Материалы: гуашь, белая бу­мага, кисти

16




Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти)

Повторительно-обобщающий

Выявлять общее и различное в народных промыслах.

Различать и называть произведения народных промыслов.


Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей по теме «Связь времен в народном искусстве"







Выставка коллективных и индивидуальных работ, творческих проектов. Выполнение конкурсных заданий  Разгадывание кроссворда «Народные промыслы».



III  четверть. Тема: «Декор, человек, общество, время» (10 часов)

17




Зачем людям украшения.

Изучение нового материала

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь.

Рассмотрение и обсуждение объектов зрительного ряда по теме урока. Объяснение особенностей декора.

Выявлять и объяснять в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ Др. Египта.

Украшения, символика

Подбор иллюстративного материала о ДПИ. Др. Греции

Создание эскиза украшений древних воинов охотников, вождя племени, фараона, царя и т. д. Ма­териалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти.

18-19




Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Комбинированный

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Др.Греции, давать им эстетическую оценку.


Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ Древней Греции.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов. Вести поисковую работу по мотивам ДПИ Др. Греции.


Вазопись, чернофигурные и краснофигурные вазы.

Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм.

Создание эскиза чернофигурной и краснофигурной древнегреческой вазы.

Ма­териалы: белая бумага, гуашь, кисти.

20-23




Одежда «говорит» о человеке.

Комбинированный  урок

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и людей разных сословий.


Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера комнаты, предметов быта и одежды.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе иллюстративного материала «Костюм разных стран». Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, с вязанной с созданием творческой работы.

Костюм, стиль, эпоха.

Найти изображение костюмов разных времён и разных народов

Выполнение коллективной работы «Бал во дворце». (Золушка)

Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти, клей

24-25




О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Комбинированный  урок

Принимать участие в обсуждении декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов.


Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.


Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.


Символ, эмблема, герб.

Составить кроссворд  на основе изученного материала (групповая работа.)


Изображение эмблемы класса.

Проект герба  своей се­мьи.

Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти


26-27





Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок)

Повторительно-обобщающий

Участвовать в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению материала.


Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творчесикх работ, произведений ДПИ разных времён, открыток, репродукций, слайдов, собранных поисковыми группами.
.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического ДПИ и его отличии от искусства народного.

Использовать в речи новые художественные термины.




Подведение ито­гов соревновательной игры

Решение кросс­вордов, участие в викторине, играх, конкурсах

IV четверть. «Декоративное искусство в современном мире» (9 часов)

28.





Современное выставочное искусство

Изучение нового материала

Видеть красоту в современном выставочном искусстве. Эмоционально воспринимать произведения современного искусства и уметь выражать свое отношение к ним.

Знакомство с работами художников - дизайнеров.

Использование декоративно-прикладного искусства в оформлении интерьеров зданий

Рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного искусства от народного. Современная интерпретация древних образов.


Выставка,выставочное искусство

Подобрать изображения художественных изделийсовременного ДПИ

Наброски интерьеров школы по памяти.

29.

30-31.

32-33




Ты сам-мастер ДПИ.

Ты сам-мастер ДПИ.

Ты сам-мастер ДПИ.


Комбинированный

Выражать бережное отношение к работам художников направленных на украшение интерьеров.


Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений.

Вести работу по принципу «от простого - к сложному», участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Эстетическая оценка результата коллективной деятельности



Подобрать изображения декоративных игрушек , выполненных из различных материалов.

Изготовление тряпичной куклы.

Изготовление декоративной вазы для украшения  интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бу­тылка, клей, плотная бумага
Разработка эскизов витражей для украшения интерьера школы. Коллек­тивное выполне­ние.

34






Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

Отчетная выставка работ за год.

обобщающий урок

обобщение и систематизация знаний

Обобщение изученного материала за год.


Участие в отчетной выставке работ «Украсим школу своими руками»







Оформление выставки детских работ выполненных за год.



Учебный методический комплекс.

Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 ).

Учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского:

Учебники:

5 класс - Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (авт. Горяева Н. А., Островская О. В.);

6 класс -  «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),

7 класс – «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),

Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю  художественную культуру. Каждый учебник – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.

Методическая литература

  1. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство,5-7 классы. Музыка,5-7 классы.Искусство,8-9 классы:проект.-М.:Просвещение,2010.

  2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского.5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских). - М.: Просвещение,2011.

  3. Б. М. Неменский Программы общеобразовательных учреждений - М.: « Просвещение», 2010.

  4. Изобразительное искусство.5 класс: поурочные планы по программе Неменского/авт. сост. О.В.Свиридова – Волгоград: Учитель,2006.

  5. Изобразительное искусство.6 класс: поурочные планы по программе Неменского/авт. сост. О.В.Павлова – Волгоград: Учитель,2006.

  6. Изобразительное искусство.7 класс: поурочные планы по программе Неменского/авт. сост. О.В.Свиридова – Волгоград: Учитель,2007.

  7. Изобразительное искусство.5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся/авт.сост. М.В.Сластникова,Н.В.Усова,Е.И.Вереитинова – Волгоград:Учитель,2012.

  8. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

  9. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Агар, 1998


Дополнительная литература


  1. ; Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

  2. 2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

  3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

  4. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.

  5. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.

  6. Дорожин Ю. Городецкая роспись. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003;

  7. Дорожин Ю. Хохломская роспись. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003

  8. Дрофеев Ю. Русский народный праздничный костюм. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез»,2003;

  9. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.

  10. История искусства для детей. Живопись. – М.: Изд-во «РОСМЭН», 2004;

  11. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

  12. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.

  13. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

  14. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.

  15. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.

  16. Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.

  17. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.

  18. Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).

  19. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

  20. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.

  21. Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.

  22. Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).

  23. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.

  24. Энциклопедия для детей . Искусство. Т I, II, III. - М.: ООО «Аванта+», 2006;

  25. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.

  26. Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

  27. Лепим из соленого теста:Украшения.Сувениры.Поделки.Панно.Декор.-М.:Изд-во Эксмо,2004.


Цифровые образовательные ресурсы:

Компьютерные презентации;

  1. «Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

  2. «Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;

  3. «Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

  4. «Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;

  5. «Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

  6. «Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;

  7. Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

  8. Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;

  9. «Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

  10. Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. CD-ROM. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

  11. Музеи мира. Электронная энциклопедия. CD-ROM.ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

Интернет – ресурсы:

  1. Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/
  2. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php


  3. Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/
  4. Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode;_id=502&=5

  5. Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm 


  6. www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.

  7. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  8. http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал

  9. http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков 

  10. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира

  11. http://festival.1september.ru/ - Викторины 

  12. http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал

  13. http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников

  14. http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"

  15. http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования






страница 1


скачать

Другие похожие работы: