Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 5-7 класс, 102 часа
Согласовано «__»________ 2012 г. Утверждено «___»___________ 2012 г
Зам директора по УР Директор школы
_____________Л.Н.Моисеева ______________ Н.П.Кустова
МБОУ «СОШ №7»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
5-7 КЛАСС, 102 ЧАСА
Разработана учителем изобразительного искусства
МБОУ «СОШ №7»
Ю.Н.Тюриной
2012 год
Пояснительная записка.
Программа «Изобразительное искусство» для 5-7 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Разработана на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2011 г., авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», рабочей программы под редакцией Б. М. Неменского «Изобразительное искусство» «Просвещение» 2011.
Цель программы: формирование художественной культуры учащихся, развитие художественного мышления, способности к творческой деятельности.
Программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, планируемые результаты, содержание курса, тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение.
Задачами курса являются:
-формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
-освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
-развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
-формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, этической и личностно-значимой ценности;
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
-развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
-овладение средствами художественного изображения;
-овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств-живописи,графики,скульптуры,дизайна,архитектуры,народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» -посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения, и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Тема 6 и 7 классов - «Изобразительное искусство в жизни человека»- посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, даёт возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства – это большая работа, требующая и знаний и умений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная учебная программа предусматривает возможность изучения курса «Изобразительное искусство» в 5-7 классах основной школы отводится всего 105 часов в объеме 1 учебного часа в неделю, как наиболее распространенного, а также возможность реализации этого курса при выделении на его изучение 2 учебных часов в неделю.
При увеличении количества часов на изучении предмета за счет вариативной части, или за счет внеурочной деятельности предлагается не увеличение количества тем, а при сохранении последовательной логики программы расширение времени на практическую художественно-творческую деятельность учащихся. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа определяет содержание учебного курса «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе, направлена на формирование художественной культуры учащихся.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка.
Главный смысловой стержень программы-связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневной жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности, формирование интереса к внутреннему миру человека, формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры являются значимыми составляющими учебного материала.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности-сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно-значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание-проживание художественного образа в форме художественных действий.
Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Основной принцип программы: «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Программа предусматривает чередование индивидуальных и коллективных форм деятельности, а также диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, предметных, метапредметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма и любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливого отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащегося проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формировать задачи обучения, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров, стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное творчество, классические произведения, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в изобразительном искусстве;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании основной школы учащиеся получат возможность знать и уметь:
5 класс:
знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
знать особенности крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов;
знать несколько народных художественных промыслов России, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома);
создавать собственные композиции в традиции народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы 17 века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства;
уметь передавать в рисунках единство формы и декора (на доступном возрасту уровне);
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования цвета, фактуры, формы, объема, пространства в процессе создания плоскостных или объемных композиций в материале.
6 класс
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
знать о выдающихся произведениях скульптуры, живописи, графики;
знать о выдающихся произведениях русского изобразительного искусства своего края;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, цвет, форма, перспектива);
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
работать с натуры в живописи и графике, обладать первичными навыками лепки;
передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
передавать при изображении головы человека (на плоскости и в объёме) пропорции, характер черт, выражение лица;
передавать пространственные планы в живописи и графике с применением первичных знаний линейной и воздушной перспективы;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;
творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.
7 класс
знать о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве, о бытовом, историческом жанрах, мифологической и библейской темы в искусстве:
понимать процесс работы художника над картиной, смысл каждого этапа работы;
знать о роли искусства в создании памятников, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
называть наиболее значимые произведения на исторические и библейские темы в искусстве;
получить первичные навыки передачи пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
научиться владеть материалами живописи, графики и лепки (на доступном возрасту уровне);
развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;
получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры;
получить творческий опыт в построении тематических композиций;
вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве;
формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;
отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений;
творчески относиться к организации экскурсий по выставкам работ учащихся, к подбору репродукций и высказываний об искусстве.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
35 часов
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта программа для 5 класса ориентирована на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Древние корни народного искусства. (9 часов)
Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки. Декоративные изображения, их условно - символический характер. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры в крестьянском доме. Круг предметов быта и труда и включение их в пространство дома. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Связь времен в народном искусстве (7 часов)
Живучесть древних образов в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Из истории развития художественных промыслов: Хохлома, Гжель, Жостово, Городец. Их традиции, своеобразие художественного языка.
Декор, человек, общество, время» (10 часов)
Роль декоративного искусства в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности. Роль искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива. Декоративное искусство Древнего Египта и Древней Греции, эпохи средневековья и эпохи Возрождения, эпохи барокко и классицизма. Символика цвета в украшениях, отличие одежд высших и низших сословий общества. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, зданий определенной эпохи.
Декоративное искусство в современном мире (8 часов)
Знакомство с современным выставочным декоративно – прикладным искусством. Многообразие материалов и техник современного декоративно – прикладного искусства Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств в построении декоративной композиции в конкретном материале. Витраж – как один из видов украшения интерьеров. Реализация выбранного замысла в определенном материале.
6 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 35 часов
Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8часов)
Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов) Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей.. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)
История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.
Человек и пространство в изобразительном искусстве. (9 часов)
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)
7 КЛАСС
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» - 35 часов
Цель: формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.
Задачи:
дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;
осмысление места изобразительного искусства в жизни общества.
формирование художественно-творческой активности.
В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства
Изображение фигуры человека и образ человека (8.)
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Поэзия повседневности (9ч.)
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры. Сюжет и содержание в картине. Жизнь каждого дня — большая тема в искусстве. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре).
Великие темы жизни (10.)
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века. Процесс работы над тематической картиной. Библейские темы в изобразительном искусстве. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века
Реальность жизни и художественный образ (8 ч.)
Искусство иллюстрации. Слово и изображение. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве. Зрительские умения и их значение для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные понятия | Домашнее задание | Примечание (Практическая работа) | ||||
Личностные | Предметные | Метапредметные | |||||||||
I четверть. Тема «Древние корни народного искусства» (9 часов) | |||||||||||
1. | | Древние образы в народном искусстве. | Урок - усвоения новых знаний | Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов; | Создавать выразительное декоративно-обобщённое изображение на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения творческой практической работы. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Солнечные диски, дерево жизни, символы. | Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ | Зарисовать традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др. Материалы: карандаш, гелевая ручка, фломастер. | ||
2. | | Убранство русской избы. | Комбинированный | Раскрывать символическое значение и содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. | Определять и характеризовать отдельные детали декора избы. Создавать эскизы декоративного убранства избы. | Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | Народное искусство, декор, изба. | Обратить внимание на декор архитектурных элементов домов частного сектора | Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага. | ||
3. | | Внутренний мир русской избы. | Комбинированный | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. | Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. | Народное искусство, декор, изба. | Набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища», | Изображение внутреннего убранства русской избы с включением крестьянского интерьера (печь, стол, лавки, предметы быта и труда) | ||
4. | | Конструкция, декор предметов народного быта. Прялка. | Комбинированный урок | Сравнивать, находить общее в конструкции и декоре предметов крестьянского быта. Оценивать собственную художественную деятельность с точки зрения выразительности декоративной формы. | Изображать выразительную форму предметов быта и украшать её в соответствии с традициями народного искусства. | Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Оценивать свою художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | Народный быт, тема росписи. | Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слов) | Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага | ||
5. | | Русская народная вышивка | Комбинированный урок | Анализировать и понимать особенности образного языка вышивки. | Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции и использовать традиционные сочетания цветов. | Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. | символика вышивки, орнамент. | Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме (опережающее задание) | Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры, акварель, бумага в клеточку) | ||
6 | | Народный праздничный костюм | Комбинированный | Понимать и анализировать образный строй народного костюма. | Соотносить особенности декора с мировосприятием наших предков. Осознавать значение народного костюма как бесценное достояние культуры народа. | Осознавать значение праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа, используя информацию, полученную на уроке, самостоятельно выполнять творческое задание. | дизайн, мода. | Подбор материалов с народными костюмами | Выполнениеэскизов народного праздничного костюма. | ||
7-8 | | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Приходите в избу» | Комбинированный | Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. | Учиться согласованно, работать в группе. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. | интерьер | Расспросить своих близких старшего поколения о праздниках наших предков: чему были посвящены и как проходили? | Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | ||
9 | | Обобщение темы четверти: «Народные праздничные обряды». | Повторительно-обобщающий | Понимать и осознавать ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции | Находить общие черты в произведениях народного искусства, отмечать единство конструктивной и изобразительной деятельности. | Проявлять себя в роли народных мастеров, знатоков искусства; делать выводы в результате совместной работы всего класса. | дизайн, мода. | Подбор материала о глиняных игрушках (Дымково, Филимоново, Каргополь). | Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань | ||
II четверть. Тема «Связь времен в народном искусстве» (7 часов) | |||||||||||
10-11 | | Древние образы в современных народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки. | Комбинированный урок | Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и её декором. Сравнивать форму, декор игрушек разных промыслов. | Овладевать и осваивать приёмы создания выразительной формы и декорирования в опоре на традиции народных промыслов. | Размышлять, рассуждать об истории возникновения современной народной игрушки | Дымково, Филимоново, Каргополь, глиняные игрушки. | Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки | Выполнение игрушки и украшение ее в традициях дымковской росписи. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага. | ||
12 | | Искусство Гжели | Комбинированный урок | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. | Осваивать особенности гжельской росписи. Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. | Промыслы, ремесла, Гжель, керамика. | Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы | Вырезание посуды из бумаги (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти | ||
13 | | Городецкая роспись | Комбинированный урок | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. | Сравнивать мотивы в природе и в произведениях. Осваивать основные приёмы городецкой росписи. | Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. | Промыслы, ремесла, Городец, Городецкая роспись. | Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ | Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти | ||
14 | | Хохломская роспись | Комбинированный урок | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. | Сравнивать мотивы в природе и в произведениях. Осваивать основные приёмы хохломской росписи. | Выявлять общность в городецкой, гжельской, хохломской росписях, определять характерные особенности произведений Хохломы. | Промыслы, ремесла, Хохломская роспись. | Подбор иллюстраций с изображением хохломской росписи. | Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам хохломской росписи. Материалы: бумага, гуашь, кисти | ||
15 | | Жостово. Роспись по металлу. | Комбинированный урок | Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям мастеров. | Осваивать основные приёмы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в процессе выполнения творческой работы. | Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. | Промыслы, ремесла, Жостово. | Составить кроссворд «Народные промыслы». | Составление цветочной композиции по мотивам жостовского подноса Материалы: гуашь, белая бумага, кисти | ||
16 | | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти) | Повторительно-обобщающий | Выявлять общее и различное в народных промыслах. Различать и называть произведения народных промыслов. | Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. | Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей по теме «Связь времен в народном искусстве" | | | Выставка коллективных и индивидуальных работ, творческих проектов. Выполнение конкурсных заданий Разгадывание кроссворда «Народные промыслы». | ||
III четверть. Тема: «Декор, человек, общество, время» (10 часов) | |||||||||||
17 | | Зачем людям украшения. | Изучение нового материала | Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь. | Рассмотрение и обсуждение объектов зрительного ряда по теме урока. Объяснение особенностей декора. | Выявлять и объяснять в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ Др. Египта. | Украшения, символика | Подбор иллюстративного материала о ДПИ. Др. Греции | Создание эскиза украшений древних воинов охотников, вождя племени, фараона, царя и т. д. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти. | ||
18-19 | | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | Комбинированный | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Др.Греции, давать им эстетическую оценку. | Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ Древней Греции. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | Выявлять в произведениях ДПИ связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов. Вести поисковую работу по мотивам ДПИ Др. Греции. | Вазопись, чернофигурные и краснофигурные вазы. | Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм. | Создание эскиза чернофигурной и краснофигурной древнегреческой вазы. Материалы: белая бумага, гуашь, кисти. | ||
20-23 | | Одежда «говорит» о человеке. | Комбинированный урок | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и людей разных сословий. | Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера комнаты, предметов быта и одежды. | Участвовать в поисковой деятельности, в подборе иллюстративного материала «Костюм разных стран». Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, с вязанной с созданием творческой работы. | Костюм, стиль, эпоха. | Найти изображение костюмов разных времён и разных народов | Выполнение коллективной работы «Бал во дворце». (Золушка) Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти, клей | ||
24-25 | | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | Комбинированный урок | Принимать участие в обсуждении декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов. | Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба. | Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. | Символ, эмблема, герб. | Составить кроссворд на основе изученного материала (групповая работа.) | Изображение эмблемы класса. Проект герба своей семьи. Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти | ||
26-27 | | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок) | Повторительно-обобщающий | Участвовать в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению материала. | Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творчесикх работ, произведений ДПИ разных времён, открыток, репродукций, слайдов, собранных поисковыми группами. . | Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического ДПИ и его отличии от искусства народного. Использовать в речи новые художественные термины. | | Подведение итогов соревновательной игры | Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах | ||
IV четверть. «Декоративное искусство в современном мире» (9 часов) | |||||||||||
28. | | Современное выставочное искусство | Изучение нового материала | Видеть красоту в современном выставочном искусстве. Эмоционально воспринимать произведения современного искусства и уметь выражать свое отношение к ним. | Знакомство с работами художников - дизайнеров. Использование декоративно-прикладного искусства в оформлении интерьеров зданий | Рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного искусства от народного. Современная интерпретация древних образов. | Выставка,выставочное искусство | Подобрать изображения художественных изделийсовременного ДПИ | Наброски интерьеров школы по памяти. | ||
29. 30-31. 32-33 | | Ты сам-мастер ДПИ. Ты сам-мастер ДПИ. Ты сам-мастер ДПИ. | Комбинированный | Выражать бережное отношение к работам художников направленных на украшение интерьеров. | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений. | Вести работу по принципу «от простого - к сложному», участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. Эстетическая оценка результата коллективной деятельности | | Подобрать изображения декоративных игрушек , выполненных из различных материалов. | Изготовление тряпичной куклы. Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага Разработка эскизов витражей для украшения интерьера школы. Коллективное выполнение. | ||
34 | | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Отчетная выставка работ за год. | обобщающий урок | обобщение и систематизация знаний | Обобщение изученного материала за год. | Участие в отчетной выставке работ «Украсим школу своими руками» | | | Оформление выставки детских работ выполненных за год. |
Учебный методический комплекс.
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 ).
Учебно-методический комплект под редакцией Б.М.Неменского:
Учебники:
5 класс - Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (авт. Горяева Н. А., Островская О. В.);
6 класс - «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),
7 класс – «Изобразительное искусство в жизни человека» (авт. Неменская Л.А.),
Отличительная особенность учебников в том, что они не только дают учащимся знания, умения и навыки работы в искусстве, но и раскрывают творческую личность в каждом школьнике, формируют разностороннюю художественную культуру. Каждый учебник – это новый шаг в познании, которое происходит как через восприятие искусства, так и через практическую деятельность школьника. Учебники ориентированы на личность ребенка, его интересы и возрастные возможности. По каждой теме дается система творческих заданий для развития художественного мышления и воображения школьников.
Методическая литература
Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство,5-7 классы. Музыка,5-7 классы.Искусство,8-9 классы:проект.-М.:Просвещение,2010.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского.5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/(Б.М. Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских). - М.: Просвещение,2011.
Б. М. Неменский Программы общеобразовательных учреждений - М.: « Просвещение», 2010.
Изобразительное искусство.5 класс: поурочные планы по программе Неменского/авт. сост. О.В.Свиридова – Волгоград: Учитель,2006.
Изобразительное искусство.6 класс: поурочные планы по программе Неменского/авт. сост. О.В.Павлова – Волгоград: Учитель,2006.
Изобразительное искусство.7 класс: поурочные планы по программе Неменского/авт. сост. О.В.Свиридова – Волгоград: Учитель,2007.
Изобразительное искусство.5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся/авт.сост. М.В.Сластникова,Н.В.Усова,Е.И.Вереитинова – Волгоград:Учитель,2012.
Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Агар, 1998
Дополнительная литература
; Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.
Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
Дорожин Ю. Городецкая роспись. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003;
Дорожин Ю. Хохломская роспись. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003
Дрофеев Ю. Русский народный праздничный костюм. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез»,2003;
Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
История искусства для детей. Живопись. – М.: Изд-во «РОСМЭН», 2004;
Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.
Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
Рубинштейн, Р. Как рисовали древние египтяне / Юный художник. – 1984.– № 11.
Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.
Рябшина, Т. Новые материалы для уроков изобразительного искусства // Первое сентября. – Искусство. – 2002. – № 20 (260).
Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.
Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Шаг за шагом. Искусство. – М.: Издательство гимназии «Открытый мир», 1995.
Шелешнева-Солодовникова. Н. Гауди // Первое сентября. – Искусство. – 2001. – № 11 (227).
Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.
Энциклопедия для детей . Искусство. Т I, II, III. - М.: ООО «Аванта+», 2006;
Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.
Лепим из соленого теста:Украшения.Сувениры.Поделки.Панно.Декор.-М.:Изд-во Эксмо,2004.
Цифровые образовательные ресурсы:
Компьютерные презентации;
«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;
«Рождение картины. В мастерской художника». Русский музей – детям. 2003-2005г. Студия «Квадрат Фильм»;
«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;
«Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;
«Русский музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;
«Три века русского искусства». Государственный русский музей, 2004 Государственный Русский музей;
Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
Мастера портрета», Издательский Дом «РАВНОВЕСИЕ», 2006;
«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. CD-ROM. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Музеи мира. Электронная энциклопедия. CD-ROM.ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Интернет – ресурсы:
Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode;_id=502&=5
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
http://festival.1september.ru/- Авторские программы и разработки уроков
http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
http://festival.1september.ru/ - Викторины
http://www.uchportal.ru/load/149 - Учительский портал
http://www.openclass.ru/node/203070 - Шедевры зарубежных художников
http://art.festival.1september.ru/ - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования
страница 1
скачать
Другие похожие работы: