Рабочая программа по предмету «русский язык» для обучающихся 7 класса
Уметь анализировать, сопоставлять, классифицировать, обобщать изученные языковые факты и явления
Тихонова, В.В., Шаповалова, Т.Е. Русский язык: Тесты. - М., Дрофа, 2000
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
71
Понятие о служебных частях речи
Цель: повторение отличительных признаков служебных и самостоятельных частей речи, формирование умения различать предлоги и приставки.
1
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная
Беседа, работа с учебником, выборочный диктант
Коллективная, групповая, индивидуальная
Знать отличия служебных и самостоятельных частей речи;. Уметь различать предлоги и приставки.. (Я) Продуктивный
Уметь узнавать служебные части речи и определять их значения. (Я) (К) Продуктивный
Используя научно-популярную литературу, подготовить сообщение на тему «Служебные части речи. Интересные факты»
Научно-популярная лингвистическая литература
ПРЕДЛОГ
72
Предлог как часть речи
Цель: углубление понятия о предлоге, формирование умения определять роль предлогов в словосочетании и предложении
1
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная
Беседа, работа с учебником, цифровой диктант
Коллективная, групповая, индивидуальная
Знать морфологические признаки предлога. Уметь определять роль предлога в словосочетании и предложении (Я) (К) Продуктивный
Знать разряды предлогов по значению; владеть терминологией (отыменные, наречные, отглагольные предлоги). (Я) Продуктивный
Используя научно-популярную литературу, подготовить сообщение на тему «Предлоги русского языка. Интересные факты»
Научно-популярная лингвистическая литература; Этимологический словарь русского языка
73
Употребление предлогов
Цель: знакомство с многозначностью предлога, способностью предлога выражать разные отношения; употребление предлога с существительными, местоимениями, числительными; формирование умения правильно употреблять предлоги
1
Репродуктивная
Беседа, работа с учебником, цифровой диктант
Коллективная, групповая, индивидуальная
Уметь предупреждать возможные ошибки в употреблении предлогов. Знать многозначные и однозначные предлоги. (Я) (К) Продуктивный
Знать об антонимии, выраженной при помощи предлогов; предлоги во фразеологических оборотах.. (Я) (К) Продуктивный
Составить текст диктанта, позволяющий выявить уровень владения нормами употребления предлогов
Богданова. Г. А. Опрос на уроках русского языка. - М. Просвещение, 1993
74-75
- Непроизводные и производные предлоги
- Употребление производных предлогов в речи
Цель: знакомство с непроизводными и производными предлогами; с приёмами отграничения их от омонимичных частей речи; формирование умения отличать производные предлоги то омонимичных частей речи, правильно употреблять производные предлоги в речи.
2
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная
Беседа, работа с учебником, цифровой диктант
Коллективная, групповая, индивидуальная
Знать производные и непроизводные предлоги, приёмы отграничения их от омонимичных частей речи. Уметь различать предлог и самостоятельную синонимичную часть речи. употреблять производные предлоги в речи (Я) Продуктивный
Уметь различать предлоги и синонимичные части речи, подбирать предлоги-синонимы. (Я) (К) Продуктивный
Приведение примеров, подбор аргументов
Костяева, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов
76
Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов
Цель: знакомство с простыми и составными предлогами, с порядком и образцом морфологического разбора предлогов; отработка умения разбирать морфологически предлоги
1
Репродуктивная
Тренировочные упражнения, работа по об-разцу, цифровой диктант
Коллективная, групповая, индивидуальная
Знать простые и составные предлоги, порядок морфологического разбора предлога. Уметь выполнять морфологический разбор предлогов. (Я) Продуктивный
Из-за и из заточения – различение одинаково звучащих предлогов и частей речи. (Я) (К) Продуктивный
Уметь находить и использовать информацию
Дидактический материал по русскому языку: 7 класс
77-78
Слитное и раздельное написание производных предлогов
Цель: знакомство с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов; формирование умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи, правильно писать производные предлоги
2
Репродуктивная, частично-поисковая
Тренировочные упражнения, работа по образцу, тест
Парная, индивидуальная
Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи, правильно писать производные предлоги (Я) Продуктивный
Сложноподчинённые предложения, по аналогии – обязате6льность обособления оборота с несмотря на (Я) (К) Продуктивный
Используя справочную литературу, подготовить сообщение о наиболее часто нарушаемых нормах употребления предлогов в речи
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе. - М., Мнемозина,1999г.
79
Повторение по теме «Предлог»
Цель: систематизация знаний о предлоге, формирование навыка написания предлога
1
Репродуктивная
Диктант
Групповая, парная, индивидуальная
Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Уметь грамотно писать и употреблять предлоги в письменной и устной речи. (Я) (К) Продуктивный
Знать нормы употребления предлогов в речи и соблюдать их. Уметь правильно писать производные предлоги. (Я)(К) Продуктивный
Приведение примеров, подбор аргументов
Дидактический материал по русскому языку: 7 класс
80
Диктант по теме «Предлог»
Цель: определить уровень усвоения изученного материала.
1
Контроль
Индивидуальная
Овладеть орфографич. и пунктуац. навыками на уровне ОС Продуктивный (Я)..
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности
Блинов, Г. И., Антохина, В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5—9 классы. - М.: Просвещение, 1992
81
Анализ контрольного диктанта
1
Репродуктивная
Работа над ошибками
Коллективная, парная, индивидуальная
Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы. Продуктивный (Я).
Уметь сравнивать и анализировать языковые факты Продуктивный (Я), (К),.
Уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа
Толковый словарь русского языка;
словарь искусствоведческих терминов;
словарь по эстетике
82-83
Р.Р. Изложение Цель:
Контроль за освоением навыка передачи содержания текста, умением грамотно строить предложения.
2
Репродуктивная, творческая
Наблюдение, отбор материала, определение основной мысли сочинения, составление плана и написание сочинения
Коллективная, групповая, индивидуальная
Знать структуру описания как типа речи. Уметь отбирать материал для сочинения по картине. (Я)(К)(ЛС) Продуктивный, творческий
Уметь отбирать материал для сочинения по картине, составлять план сочинения, определять его идею и тему. Знать и уметь пользоваться терминологией (композиция картины, передний план, палитра, теплые и холодные цвета). (Я) (К) (ЦО) Продуктивный, творческий
Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, стилем и жанром текста сочинения, излагать правильно и свободно свои мысли в письменной форме
Никитина, Е. А. Уроки развития речи: к учебному пособию «Русская речь». - М.: Дрофа, 2000; Русский язык: поурочные планы. 7 класс/ авт.-сост. Н. О. Крамаренко. -Волгоград, 2006
СОЮЗ
84
Союз как часть речи. Простые и составные союзы
Цель: знакомство с понятием простые и составные союзы; формирование умения определять роль союзов в предложении, постановки знаков препинания при них
1
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, частично-поисковая
Работа с учебником, составление таблиц, выборочный диктант
Коллективная, парная, индивидуальная
Знать о признаках союза как служебной части речи, его роли в предложении. Уметь находить союзы среди других частей речи, правильно ставить знаки препинания при них. (Я)(К)(ЛС) Продуктивный, творческий
Знать разряды (группы) сочинительных и подчинительных союзов, правила употребления в предложениях. Уметь конструировать сложноподчиненные и сложноподчиненные предложения; составлять предложения по заданным схемам. (Я) (К) Продуктивный, творческий
Уметь работать с учебной и научной литературой
Учебно-научная и справочно-информационная литература
85-86
Сочинительные союзы
Цель: знакомство с разрядами сочинительных союзов и их назначением; формирование навыка различения сочинительных союзов, употреблённых для связи частей целого текста, совершенствование пунктуационных навыков
2
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная
Работа с учебником, упражнения, анализ
Коллективная, парная, индивидуальная
Знать разряды сочинительных союзов по их значению. Уметь определять разряд сочинительных союзов, правильно ставить знаки препинания. (Я) (К) Продуктивный, творческий
Уметь строить рассуждение на заданную тему, используя предложения с различными видами союзов. (Я) (К) Продуктивный, творческий
Сочинить грамматическую сказку «Союз - служебная часть речи»
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе. - М., Мнемозина,1999г.
87
Р.Р. Морфологические средства связи частей и предложений в тексте
Цель: углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, знакомство с понятием морфологические средства связи частей и предложений в тексте у; формирование умения использовать союзы в качестве скрепы в тексте.
1
Репродуктивная, частично-поисковая
Беседа, сочинения-миниатюры
Коллективная, групповая, индивидуальная
Знать о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, морфологические средства связи частей и предложений в тексте. Уметь использовать союзы в качестве скрепы в тексте. Продуктивный, творческий
Знать и владеть всеми изученными средствами связи (лексический повтор, местоимение, синонимы и др.). (Я) (К) Продуктивный, творческий
Выбор и использование средств языка в соответствии с коммуникативной задачей
Никитина, Е. А. Уроки развития речи: к учебному пособию «Русская речь». - М.: Дрофа, 2000
88-89
Подчинительные союзы
Цель: знакомство с группами подчинительных союзов, их назначением; формирование навыка различения сочинительных и подчинительных союзов, постановки запятой в сложном предложении
2
Репродуктивная, частично-поисковая
Работа с учебником, творческий диктант, тест
Коллективная, парная, индивидуальная
Знать группы подчинительных союзов их назначение в речи Уметь различать сочинительные и подчинительные союзы, правильно ставить знаки препинания в сложном предложении. (Я) (К) Продуктивный
Знать наиболее употребительные подчинительные союзы и союзные слова. Сложноподчинённые предложения типа «матрёшка». (Я) (К) Продуктивный
Используя справочную литературу, подготовить сообщение о функциональных синонимах (союзах и союзных словах)
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. - М., Мнемозина,1999г.
90
Морфологический разбор союза
Цель: знакомство с порядком морфологического разбора союза.
1
Репродуктивная
Тренировочные упражнения, составление предложений по схемам
Групповая, парная, индивидуальная
Уметь обобщать и систематизировать знания о союзе как части речи; выполнять морфологический разбор союза. (Я) (К) Продуктивный
Уметь конструировать предложения по схемам. . (Я) (К) Продуктивный
Подготовить сообщение на тему «Высказывания известных людей о книге»
91-92
- Правописание союзов
- Различение союзов и омонимичных частей речи
Цель: знакомство с условиями различения на письме союзов тоже, также, зато, чтобы; формирование навыка написания союзов также, тоже, зато, чтобы, умения различать эти союзы от сходных местоимений и наречий с частицами..
2
Репродуктивная, частично-поисковая
Работа с учебником, составление таблицы, упражнения
Коллективная, групповая, индивидуальная
Знать правила правописания союзов тоже, также, чтобы, зато. Уметь правильно писать союзы также, тоже, зато, чтобы, отличать их от местоимений и наречий с частицей. (Я) (К) Продуктивный
Знать выражения: одно и то же, то же самое, во что бы то ни стало, что бы то ни стало. (Я) Продуктивный
Выбор и использование средств языка в соответствии с коммуникативной задачей
Составить набор карточек с заданиями, позволяющими выявить уровень знаний по теме «Союз»
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе. - М., Мнемозина,1999г.
93
Контрольная работа по теме «Союз»
Комплексный анализ текста
Цель: выявить уровень усвоения учащимися изученных орфограмм
1
Контроль
Индивидуальная
Овладеть орфограф. и пунктуац. навыками на уровне ОС.
Продуктивный (Я).
Анализировать языковые единицы языка, расставлять знаки препинания
Отражение в письменной речи результатов своей деятельности
Блинов, Г. И., Антохина, В. А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 1992
94
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Репродуктивная
Диалог
Парная
Уметь находить в словах орфограмму.
Продуктивный (Я), (Р),
Анализировать языковые средства, расставлять знаки препинания Продуктивный (Я), (К)..
Работа со словарями
95
Повторим орфографию Урок-практикум по теме «Повторение изученных орфограмм»
Цель: отработка умения применять изученные орфографические и пунктуационные правила
1
Репродуктивная
Диктант, тренировочные упражнения, разборы
Групповая, индивидуальная
Уметь применять орфографические, пунктуационные правила. (Я) Продуктивный
Уметь приводить свои примеры, возможные варианты схем, заполнять табличные формы всеми возможными вариантами схем. (Я) (К) Продуктивный
Уметь анализировать, сопоставлять, классифицировать, обобщать изученные языковые факты и явления
Тихонова, В.В., Шаповалова, Т.Е. Русский язык: Тесты. - М., Дрофа, 2000
96
Повторим пунктуацию Урок-практикум по теме «Повторение изу1ченных пунктограмм»
Цель: отработка умения применять изученные орфографические и пунктуационные правила
1
Репродуктивная
Диктант, тренировочные упражнения, разборы
Групповая, индивидуальная
Уметь применять пунктуационные правила. (Я) Продуктивный
Уметь приводить свои примеры, возможные варианты схем, заполнять табличные формы всеми возможными вариантами схем. (Я) (К) Продуктивный
Уметь анализировать, сопоставлять, классифицировать, обобщать изученные языковые факты и явления
Тихонова, В.В., Шаповалова, Т.Е. Русский язык: Тесты. - М., Дрофа, 2000
97-98
Р.Р. Изложение с элементами сочинения
Цель: совершенствование навыка подробного изложения текста и подробного ответа на вопрос задания
2
Частично-поисковая
Работа с книгой, проблемные задания
Индивидуальная
Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать, отвечать на вопрос задания.
Продуктивный (ЛС), (К).
Уметь самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. Продуктивный, творческий (Я), (ЛС).
План как вид информационной переработки текста. Адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Никитина, Е. А. Уроки развития речи: к учебному
пособию «Рус-
ская речь». - М.: Дрофа, 2000
ЧАСТИЦЫ
99
Понятие о частицах
Цель: углубление понятия о частице; знакомство с семантикой частиц, их функцией в языке и речи; формирование умения отличать частицы от других неизменяемых частей речи (от союзов и наречий)
1
Объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, частично-поисковая
Работа с учебником, составление таблиц, выборочный диктант
Коллективная, парная, индивидуальная
Знать семантику частиц, их функции в языке и речи. Уметь отличать частицу от других неизменяемых частей речи. (Я) Продуктивный
Знать отличие частиц от самостоятельных частей речи, совпадающих по звучанию с астицами (Я) (К) Продуктивный
Приведение примеров, подбор аргументов
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе. - М., Мнемозина,1999г
100-
101
Значение частиц
Цель: знакомство с группами частиц по значению, совершенствование умения «видеть» частицы в тексте, конструировать предложения с различными частицами.
2
Репродуктивная
Работа с учебником, составление таблиц
Коллективная, парная, индивидуальная
Знать разряды частиц. Уметь видеть частицы в тексте, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами. (Я) (К) Продуктивный
Уметь оценивать выразительную роль частиц, конструировать предложения с различными частицами. (Я) (К) Продуктивный
Использование для решения познавательных задач справочной литературы
102
Раздельное и дефисное написание частиц
Цель: знакомство учащихся с дефисным написанием частиц –то, -ка; закрепление сведений о модальных частицах; формирование умения дефисного написания слов (местоимений, прилагательных, наречий).
1
Репродуктивная
Работа с учебником, упражнение,
Коллективная, индивидуальная
Знать правила дефисного написания чстц –то, -ка. Уметь правильно писать эти частицы с местоимениями, прилагательными наречиями. (Я), (К).
Продуктивный
История возникновения частицы как части речи
(Я), (К).
Продуктивный.
Выбор и использование средств языка в соответствии с коммуникативной задачей
Составить набор карточек с заданиями, позволяющими выявить уровень знаний по теме «Частица»
Т. Ю. Угроватова «Подсказки на каждый день», М., «Владос», 1995 г.
103-
104
Правописание НЕ и НИ. Различение частиц НЕ и НИ
Цель: знакомство с приёмами различения частиц НЕ и НИ; закрепление понятия об основных значениях частиц НЕ и НИ
2
Репродуктивная
Работа с учебником, составление таблиц
Коллективная, парная, индивидуальная
Знать понятие об основных значениях не и ни, приёмы различения не и ни. Уметь различать частицы не и ни. (Я) (К) Продуктивный
Фразеологические обороты. Отсутствие запятой во фразеологических оборотах с ни (Я) (К) Продуктивный
Алгоритм рассуждения при распознавании значений частиц.
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе. - М., Мнемозина,1999г
105
Правописание НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ в речи
Цель: знакомство с понятие о двойном отрицании; закрепление навыка употребления не и ни ; повторение не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях.
1
Репродуктивная
Тренинг, анализ, упражнения
индивидуальная
Знать понятие о двойном отрицании. Уметь употреблять не и ни, правильно писать не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях. (Я), (К), Продуктивный
Конструкция не мог не ответить – составное глагольное сказуемое
(Я), (К), Продуктивный.
Алгоритм рассуждения при распознавании значений частиц.
Карточки «Дидактический материал 7 кл.»
106
Правописание не с существительными, прилагательными, глаголами
Цель: повторение правила правописания не с существительными, прилагательными, глаголами; совершенствование навыка написания не с различными частями речи.
1
Репродуктивная, частично-поисковая
Тренировочные упражнения, распределительный и цифровой диктанты
Групповая, индивидуальная
Знать и применять правила, регулирующие написание не с указанными частями.
(Я) (К) Продуктивны й
Знать различия между утвердительными и отрицательными предложениями (Я) (К) Продуктивный
Приведение примеров, подбор аргументов
Т. Ю. Угроватова «Подсказки на каждый день», М., «Владос», 1995 г.
107
Правописание не с прилагательными и причастиями, словами состояния
Цель: повторение правила правописания не с прилагательными, причастиями, а так же со словами состояния; совершенствование навыка распознавания краткого прилагате6льного и краткого причастия.
1
Репродуктивная, частично-поисковая
Работа с учебником, тренировочные упражнения, цифровой диктант
Парная, индивидуальная
Знать и применять правила, регулирующие написание не с указанными частями речи. Уметь различать краткие прилагательные и краткие причастия. (Я) (К) Продуктивный
Уметь обобщать и систематизировать сходные орфограммы. (Я) (К) (ЛС) Продуктивный
Уметь работать с учебной и справочной литературой
Учебно-справочная, научно-познавательная лингвистическая литература
108
Правописание не с местоимениями.
Цель: закрепление правила написания не в отрицательных и неопределённых местоимениях; отработка умения написания не с различными частями речи.
1
Репродуктивная, частично-поисковая
Объяснительный диктант
Комбинированная
Знать и применять правила, регулирующие написание не с местоимениями. (Я) (К) Продуктивный
Уметь обобщать и систематизировать сходные орфограммы. (Я) (К) Продукт иеный
Уметь работать с учебной и справочной литературой
Учебно-справочная, научно-познавательная лингвистическая литература
109
Морфологический разбор частиц
Цель: знакомство с порядком морфологического разбора частиц; отработка умения правильного написания частиц.
1
Репродуктивная, частично-поисковая
Работа с учебником, тренировочные упражнения, цифровой диктант
Парная, индивидуальная
Знать и применять правила, регулирующие написание не с различными частями речи; порядок морфологического разбора частиц. Уметь выполнять морфологический разбор частиц.(Я) (К) Продуктивный
Знать порядок морфологического разбора частицы, орфографию
частицы.
Уметь применять изученные
орфографические правила. (Я) (К)
Продуктивный
Уметь работать с учебной и справочной литературой
Учебно-справочная, научно-познавательная лингвистическая литература
110
Контрольная работа по теме «Частицы». КАТ
Цель: определение уровня изученного материала (промежуточный контроль).
1
Контроль
Индивидуальная
Овладеть орфографич. и пунктуац. навыками на уровне ОС. Продуктивный (Я).
Отражение результатов своей деятельности
Т. А. Костяева «Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 к
111
Анализ тестов. Работа над ошибками.
1
Репродуктивная
Работа с алгоритмами
Парная
Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы. Продуктивный (Я), (Р),
Уметь сравнивать и анализировать языковые факты Продуктивный (Я)..
Уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа
Учебно-справочная, научно-познавательная лингвистическая литература
112
Развитие речи. Интервью - жанр публицистики
Цель: знакомство с жанром интервью; формирование умения писать в жанре интервью
1
Репродуктивная,
творческая
Беседа, работа с учебником, анализ, сочинение
Коллективная,
индивидуальная
Уметь писать сочинение
в жанре интервью.
(Я)(К)(ЛС)
Продуктивный, творческий
Уметь собирать материал
(брать интервью) и писать сочинения в указанном жанре.
(К)(ЛС)
Продуктивный, творческий
Совершенствовать навыки написания текстов
различной стилистической направленности
113
Повторение по теме «Служебные части речи»
Цель: систематизация и обобщение знаний о служебных частях речи
1
Репродуктивная
частично-
поисковая
Тренировочные упражнения, распределительный диктант и
цифровой
диктанты
Коллективная,
групповая,
индивидуальная
Знать морфологические
признаки служебных частей речи
Уметь правильно писать служ. ч.р. и употреблять их в речи. (Я) (К)
Продуктивный
Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.
Блинов, Г. И.,
Антохина, В. А.
Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 классы— М.: Просвещение, 1992
114
Диктант по теме «Служебные части речи»
Цель: определение уровня изученного материала.
1
Контроль
Индивидуальная
Овладеть орфографич. и пунктуац. навыками на уровне ОС. Продуктивный (Я).
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности
Т. А. Костяева «Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классах
115
Анализ диктанта работа над ошибками
1
Репродуктивная
Работа с алгоритмами
Парная
Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы. Продуктивный (Я), (Р),
Уметь сравнивать и анализировать языковые факты Продуктивный (Я).
Уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа
Учебно-справочная, научно-познавательная лингвистическая лите
МЕЖДОМЕТИЕ
116
Понятие о междометии
Цель: знакомство с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи; формирование умения отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи.
1
Репродуктивная,
частично-
поисковая
Беседа,
работа
с текстом, тренировочные упражнения.
Коллективная,
парная,
индивидуальная
Знать о междометии как части речи,
Уметь отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи
(Я) (К)
Продуктивный
Междометия, в роли подлежащего (далече грянуло ура.)
(Я)(К)(ЛС)
Продуктивный
Сочинить грамматическую сказку
«Междометие»
Т. Ю. Угроватова «Подсказки на каждый день», М., «Владос», 1995 г.
117-
118
Правописание междометий.
Пунктуация при междометиях
Цель: знакомство с дефисным написанием междометий и постановкой знаков препинания в предложениях с междометиями ;формирование умения осознанно и в соответствии нормами употреблять междометия в устной и письменной речи.
2
Репродуктивная,
частично-
поисковая
Тренировочные
упражнения, работа с текстом анализ
Коллективная,
парная,
индивидуальная
Знать дефисное написание междометий. Уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с междометиями, осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в устной и письменной речи. (Я) (К)
Продуктивный
Знать и соблюдать нормы употребления междометий в речи.
(Я) (К)
Продуктивный
Работа со справочной литературой
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе. - М., Мнемозина,1999г.
ПОВТОРЕНИЕ
119
Русский язык. Разделы науки о языке.
Цель повторение разделов науки о языке
1
Репродуктивная
Работа
с текстом,
Анализ, тренировочные упражнения
Коллек-
тивная,
парная,
индивидуальная
Знать разделы науки о языке, особенности текстов различных стилей.
Уметь различать тексты разных типов и стилей.
(Я) (К)
Продуктивный
Уметь создавать тексты разных типов речи и разных жанров.
(К)(ЛС) Продуктивный
Уметь находить и использовать информацию, вступать в речевое общение
Никитина, Е. А. Уроки развития речи: к учебному
пособию «Русская речь». - М.: Дрофа, 2000
120
Развитие речи. Повторение. Текст. Стили речи.
Цель: повторить сведения о тексте, видах связи в нём; стили речи, их признаки.
1
Репродуктивная
Беседа, работа с текстом, анализ.
Коллективная, индивидуальная.
Знать признаки текста, виды связи в нём; стили речи. Уметь определять стили речи, их признаки.
Продуктивный (Я)
Знать о лексической сочетаемости слов; речевых ошибках.
Продуктивный (Я), (К).
Уметь добывать информацию по заданной теме в источниках различного типа
121-
122
Повторим пунктуацию.
Цель: повторить основные синтаксические понятия. Совершенствование умения синтаксического анализа предложений, пунктуационных навыков учащихся.
2
Репродуктивная.
Фронтальный опрос, работа со схемами.
Коллективная, индивидуальная.
Знать основные синтаксические понятия. Уметь производить синтаксический разбор предложения, ставить знаки препинания в соответствии с пунктуационными правилами.
Продуктивный (Я), (К),
Сложноподчинённые предложения, подчинительные союзы. Перевод прямой речи в косвенную.
Продуктивный (Я), (К),
Анализ, выбор, использование выразительных средств синтаксиса.
123-
124
Морфология, орфография. Правописание разных частей речи
Цель: систематизация знаний о частях речи русском языке, обобщение орфограммы Ь после шипящих в существительных, кратких прилагательных, глагольных формах.
2
Репродуктивная.
Работа с учебником, упражнения.
Индивидуальна.
Уметь определять части речи по соответствующей морфеме, правильно писать Ь в существительных, кратких прилагательных, глагольных формах. Продуктивный (Я), (Р),
Знать правописание Ь после шипящих в существительных, кратких прилагательных как примеры морфологических написаний.
Продуктивный (Я), (Р),
Уметь работать с учебником как со справочником.
125
Фонетика, орфоэпия, орфография
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии.
Цель: повторить понятия «фонема», «открытый и закрытый слоги», «логическое ударение», познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи, производить попутный анализ орфографических трудностей.
1
Репродуктивная
Практикум, работа с книгой
Индивидуальная, фронтальная
Знать понятия «фонема», «открытый и закрытый слоги», «логическое ударение», познакомить с особенностями русского словесного ударения и ролью ударения в стихотворной речи
Уметь производить анализ орфографических трудностей. (Я)
Продуктивный
Знать фонетический разбор слов типа соловьи. (Я)
Продуктивный
Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица)
Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах
126
Лексика и фразеология
Повторение ранее приобретенных знаний о лексике русского языка
Цель: Повторить и расширить ранее приобретенные знания о лексике русского языка, углубить понятие об изобразительных возможностях синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
1
Репродуктивная
Практикум
Индивидуальная, групповая
Знать: лексическое и грамматическое значение слова, контекстуальные синонимы и антонимы, русская лексика с точки зрения ее происхождения, изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
Уметь видеть в тексте и использовать изобразительные возможности лексики в речи
(Я) (К)
Продуктивный
Уметь самостоятельно составить словарную статью по диалектному слову (Я) (К)
Продуктивный
Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, владение навыками создания собственного текста
А.И. Горшков Русская словесность, М., Просвещение, 1996
127
Словообразование
Цель: совершенствовать навыки словообразовательного анализа как одного из средств овладения орфографическими нормами.
1
Репродуктивная
Практикум
Индивидуальная, групповая
Знать основные способы словообразования
Уметь производить словообразовательный анализ, совершенствуя орфографические навыки
(Я)
Продуктивный
Иметь представление о корневой омонимии, принцип единого написания морфем при проверке орфограммы.
Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства
128
Повторим орфографию и пунктуацию.
Цель: повторить правила написания НЕ с различными частями речи, правописание Н и НН в прилагательных, пунктуацию при обращениях, вводных словах, в сложных предложениях.
1
Репродуктивная.
Упражнения
Индивидуальная
Знать: орфограммы в объёме изученного материала, порядок действий при решении орфографических задач. Уметь: обосновывать свой выбор.
Продуктивный (Я), (К), (Р)
Знать о лексической сочетаемости слов; речевых ошибках.
Продуктивный (Я), (К).
Уметь самостоятельно работать с учебником на этапе повторения изученного ранее.
129-
130
Контрольное изложение
2
Репродуктивная
Работа
с текстом,
составление плана,
Коллек-
тивная,
индивиду
альная
Знать типы и стили речи
Уметь составлять план, определять тип и стиль речи текста, подробно его излагать
Знать орфографические, пунктуационные, стилистические
нормы. (Я) (К)
Продуктивный
Уметь адекватно передавать содержание прослушанного текста
(К) (ЛС)
Продуктивный, творческий
Умение передавать содержание прослушанного текста в развернутом виде
131-
132
Итоговая контрольная работа.
Цель: определить уровень усвоения изученного материала.
2
Контроль
Индивидуальная
Овладеть орфографич. и пунктуац. навыками на уровне ОС.
Продуктивный (Я).
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности
133
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
1
Репродуктивная.
Работа с алгоритмами
Парная
Уметь «видеть» в словах ранее изученные орфограммы.
Продуктивный (Я), (Р),
Уметь сравнивать и анализировать языковые факты Продуктивный (Я), (К),.
Уметь работать со словарём, пометы в словарях.
Различные словари.
134
Заключительный урок
1
135-
140
Резервные уроки
6
Развитие связной речи
На углубление и расширение изученных ранее понятий связной речи отведено 26 часов (18 работ творческого характера, из них 4 работы используются как средство контроля за результатами обучения). 5 творческих работ рассчитаны на выполнение в классе, 3 носят характер домашнего задания.
Вид работы | Количество часов | Дата |
Текст. Стили литературного языка | 1 | |
Сочинение по картине (д.) | 1 | |
Сочинение. Описание общего вида местности. | 2 | |
Сочинение . описание действий | 2 | |
Изложение | 1 | |
Сочинение. Рассказ на основе услышанного | 2 | |
Сочинение. Отзыв о книге (д.) | 1 | |
Выборочное изложение | 1 | |
Сочинение. Описание трудовых процессов (д.) | 1 | |
Сочинение. Описание действий. Спорт (д.) | 1 | |
Сочинение. Характеристика литературного героя | 2 | |
Книжные стили. Публицистический стиль. | 2 | |
Изложение | 2 | |
Морфологические средства связи частей и предложений в тексте | 1 | |
Изложение с элементами сочинения | 2 | |
Интервью – жанр публицистики | 1 | |
Повторение. Текст. Стили речи. | 1 | |
Изложение | 2 | |
| 25 | |
Формы и средства контроля
Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:
- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
В рабочую программу внесено 6 плановых контрольных работ:
Контрольных диктантов - 1
Контрольное тестирование – 2
Комплексный анализ текста - 3
№ п/п | Вид работы | Дата |
| Контрольный диктант по теме: «Повторение изученного в 6 классе» | |
| Контрольное тестирование по теме: «Причастие» | |
| Контрольное тестирование по теме: «Деепричастие» | |
| Контрольная работа по теме «Союз». Комплексный анализ текста | |
| Контрольная работа по теме «Частицы» Комплексный анализ текста. | |
| Итоговая контрольная работа. Комплексный анализ текста | |
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе»
Кодификатор проверяемых умений:
применять знания, умения и навыки по теме: «Повторение изученного в 6 классе»
Текст диктанта
Осень на воде
Осень. Уже не хочется выкупаться, не тянет опуститься в воду. Подержишь палец в воде, а он стынет. Вода не замёрзла, но жизнь в ней замирает. Водяные лилии опустились на дно. Лягушки зарылись в почву до весны. Окуни, ерши, лещики бродят стайками. На гладкой поверхности тёплой воды иногда выскакивают пузыри. Это голодные рыбёшки ждут, не упадёт ли кузнечик или муха.
Ветер шевелит жёлтыми листочками. Вот какой-нибудь окажется в воде. Жадные рыбы схватят листочек, утащат в воду, но скоро он вынырнет обратно.
А бросьте в воду горсточку крошек. Какая поднимется возня! Толкаются, кружатся, борются за пищу рыбки. Посмотришь через минуту и ничего не увидишь. Спокойная тёмная вода.
Грамматическое задание
Выписать из текста 3 глагола с орфограммой в корне (6).
Разобрать по составу глаголы 1) выскакивают, 2) посмотришь.
Сочинение
Кодификатор проверяемых умений:
создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);
уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: