Рукосуев Юрий Александрович 2013-2014учебный год пояснительная записка рабочая программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Таремское
|   РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО _______ /Т.Б. Шарикова/ протокол №___ от «___» _________201__г.  |    СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР МБОУ СОШ с. Таремское ________ /В.Г. Коробова/ «___»________________201__г.  |    УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Таремское _________ /Ю.А. Рукосуев/ Приказ №____ от «___»____ 201__г.  |  
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативу человек и его здоровье
10 класс
Составитель: учитель
Рукосуев Юрий Александрович
2013-2014учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа факультатива составлена на основе комплексной программы среднего (полного) общего образования по основам безопасности жизнедеятельности «Прграммы общеобразовательных учреждений .Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» под общей редакцией А.Т.Смирнова Москва.»Просвещение» 2009 г.» Данный факультативный курс предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросу личной безопасности и безопасности окружающих, основополагающие знания по данным вопросам и умений распознать и оценить опасные и вредные факторы обитания человека, определить способы защиты от них
Программа рассчитана на один учебный год (34 часа). В неделю проводится 1 час.
Цели и задачи курса
формировать у учащихся представление о сложной и многогранной структуре современного мира, способствовать развитию безопасной личности;
создание у учащихся навыков безопасной жизнедеятельности в различных условиях: в ходе обучения, бытовых условиях, во время отдыха и т.д.;
обучение учащихся навыкам борьбы с утомлением и повышения работоспособности;
знакомство обучающихся с современными средствами коллективной и индивидуальной защиты человека от опасных химических веществ, ионизирующего излучения и биологических факторов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
вырабатывание умений по использованию средств индивидуальной защиты человека (средств защиты кожи и средств индивидуальной защиты органов дыхания) в случае возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
отработка навыков по оказанию первой помощи при кровотечениях, переломах конечностей и позвоночника, ушибах, вывихах, растяжениях, термическом и химическом ожогах, обморожении, тепловом ударе, отравлении, при воздействии электрического тока, при утоплении, остановке дыхания.
Содержание изучаемого курса
1.Причины возникновения ЧС, ликвидация ЧС. Цели , задачи и функционирование системы гражданской обороны населения - 8 часов.
2. Средства индивидуальной защиты человека -2 часа.
3. Виды опасностей и способы защиты от них- 10 часов
4. Чрезвычайные ситуации мирного времени – 4 часа
5. Чрезвычайные ситуации военного времени- 2 часа
6. Техника безопасности и охрана окружающей среды- 2 часа
7. Первая медицинская помощь- 5 часов.
Календарно- тематическое планирование
|   № п/п  |    Наименование темы  |    Кол-во часов  |    Дата  |    Перечень основных вопросов изучаемых на занятиях  |  
|   1.  |    Введение.  |    1  |    06.09  |    Безопасность. Жизнедеятельность. Среда обитания.  |  
|   2.  |    Единая система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).  |    1  |    13.09  |    РСЧС. Координационный орган единой системы. Органы управления единой системы.  |  
|   3.  |    Законодательство РФ по обеспечению безопасности.  |    1  |    20.09  |    Положения Конституции РФ. ФЗ « О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Закон РФ « О безопасности».  |  
|   4.  |    Гражданская оборона, основные цели и задачи.  |    1  |    27.09  |    ГО – составная часть системы обороноспособности страны. История создания. Структура ГО. Основные задачи  |  
|   5.  |    Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС военного и мирного времени.  |    1  |    04.10  |    Территориальные системы централизованного оповещения. Сигнал «Внимание всем».  |  
|   6.  |    Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов при ЧС военного и мирного времени.  |    1  |    11.10  |    Защитные сооружения. Убежища. ПРУ. Коэффициент защиты сооружений.  |  
|   7.  |    Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС.  |    1  |    18.10  |    Аварийно-спасательные работы. Неотложные работы. Проведение мероприятий медицинской защиты.  |  
|   8.  |    Средства индивидуальной защиты.  |    1  |    25.10  |    СИЗ. Фильтрующие противогазы. ГП-5, ГП-7. Производственная спецодежда. АИ-2,4. ИПП-8.  |  
|   9.  |    Средства индивидуальной защиты.  |    1  |    01.11  |    СИЗ. Фильтрующие противогазы. ГП-5, ГП-7. Производственная спецодежда. АИ-2,4. ИПП-8.  |  
|   10.  |    Опасности и их источники.  |    1  |    15.11  |    Естественные опасности. Антропогенные и техногенные опасности Вредный фактор. Травмирующий фактор. Потенциальная опасность. Реальная опасность.  |  
|   11.  |    Безопасность, системы безопасности.  |    1  |    22.11  |    Предмет и задачи. Мониторинг.  |  
|   12.  |    Энергетические затраты при различных формах деятельности.  |    1  |    29.11  |    Обмен веществ. Основной обмен. Условия труда. Способы оценки тяжести и напряженности трудовой деятельности. Работоспособность и ее динамика.  |  
|   13.  |    Пути повышения трудовой деятельности.  |    1  |    06.12  |    Феномен активного отдыха (И.М.Сеченов) Особенности трудовой деятельности женщин и подростков.  |  
|   14.  |    Защита от естественных опасностей обеспечением комфортных условий жизнедеятельности.  |    1  |    13.12  |    Теплообмен человека с окружающей средой. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата.  |  
|   15.  |    Защита от естественных опасностей обеспечением комфортных условий жизнедеятельности.  |    1  |    20.12  |    Терморегуляция организма человека. Вентиляция. Освещение. Рациональная организация рабочего места.  |  
|   16.  |    Негативные факторы техносферы. Причины возникновения негативных факторов.  |    1  |    27.12  |    Отходы – источник негативных факторов техносферы. Критерии комфортности и экологичности техносферы. Техногенные аварии – источники негативных факторов техносферы. Показатели негативности техносферы. Смертность населения от внешних причин.  |  
|   17.  |    Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания.  |    1  |    |    Органы чувств. Нервная система. Адаптация и гомеостаз. Естественные системы защиты организма. Вредные вещества. Электромагнитные поля и излучения. Электрический ток.  |  
|   18.  |    Экобиозащитная техника.  |    1  |    |    Защита от механического травмирования. Защита от поражения электрическим током. Защита от вибрации.  |  
|   19.  |    Экобиозащитная техника.  |    1  |    |    Защита от шума. Защита от ионизирующих излучений. Защита при эксплуатации ПЭВМ. Ресурсосберегающие технологии  |  
|   20.  |    Чрезвычайные ситуации мирного времени природного и техногенного характера.  |    1  |    |    Техногенные аварии. Промышленные взрывы. Пожары на промышленных объектах. Аварии с выбросом вредных веществ.  |  
|   21.  |    Чрезвычайные ситуации мирного времени природного и техногенного характера.  |    1  |    |    Техногенные аварии. Промышленные взрывы. Пожары на промышленных объектах. Аварии с выбросом вредных веществ.  |  
|   22.  |    Стихийные явления и бедствия.  |    1  |    |    Землетрясения. Вулканические извержения. Сели. Оползни. Наводнения.  |  
|   23.  |    Технические средства предотвращения техногенных аварий.  |    1  |    |    Средства взрывозащиты. Предохранительные устройства. Пожарная защита образовательного учреждения.  |  
|   24.  |    Чрезвычайные ситуации военного времени.  |    1  |    |    Общие сведения о средствах поражения. Ядерное оружие. Химическое оружие. Бактериологическое оружие.  |  
|   25.  |    Чрезвычайные ситуации военного времени.  |    1  |    |    Общие сведения о средствах поражения  |  
|   26.  |    Охрана труда и соблюдение техники безопасности.  |    1  |    |    ФЗ « Об основах охраны труда в РФ ». Трудовой кодекс РФ. Дисциплина труда. Аттестация рабочих мест.  |  
|   27.  |    Охрана окружающей среды.  |    1  |    |    Законодательство об охране окружающей среды. Защита в ЧС.  |  
|   28.  |    Основные инфекционные заболевания, пути передачи, меры профилактики.  |    1  |    |    Грипп. Туберкулез. Вирусный гепатит. Дизентерия. Сальмонеллез.  |  
|   29.  |    Первая медицинская помощь при травмах, ранениях.  |    1  |    |    Травма. Рана. Неотложная помощь. Антисептика. Асептика. Методы остановки кровотечения. Десмургия.  |  
|   30.  |    Первая медицинская помощь при травмах, ранениях.  |    1  |    |    Травма. Рана. Неотложная помощь. Антисептика. Асептика. Методы остановки кровотечения. Десмургия.  |  
|   31.  |    Первая медицинская помощь при переломах.  |    1  |    |    Травматические переломы. Иммобилизация.  |  
|   32.  |    Первая медицинская помощь при отравлениях.  |    1  |    |    Отравление. Удаление яда из организма. Отравление медикаментами. Отравление алкоголем. Отравление никотином. Оказание помощи.  |  
|   33.  |    Первая медицинская помощь при отморожении, тепловом и солнечном ударах, ожогах.  |    1  |    |    Четыре степени отморожений. Тепловой удар. Солнечный удар. Оказание помощи. Ожоги, ожоговый шок. Первая помощь.  |  
|   34.  |    Заключительное занятие  |    1  |    |    |  
Список использованной литературы
1. Боевые традиции Вооружённых сил. Символы воинской части: Учебное пособие по разделу «Основы военной службы»: 10 кл ./А.В. Воронин.- М: «Ампресс», 2001.
2. Л.В. Байбородова. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие. – М: «ВЛАДОС», 2003.
3. И.К. Топоров. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях: Книга для учителя. – М: Просвещение, 2000.
4. Защита от чрезвычайных ситуаций / М.А. Петров. – М: Военные знания, 2002. «Основы безопасности жизнедеятельности»: 10 кл.: Учебник для школ / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.; под ред. Воробьёва. – М.: ООО «Астрель»: ООО « АСТ», 2000.
5. Сборник нормативных документов и материалов по подготовке к военной службе. Составитель В.С. Добровольский, М.П. Фролов, Б.И. Мишин. – М.: Высшая школа, 2002.
6. В.И. Ермакова. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены: Учебное пособие для 10 – 11 классов: - М.: Просвещение, 2002
страница 1
скачать
Другие похожие работы: