Сборник открытых уроков учителей начальных классов Составитель: Панасюк С. Ф. Литература Тема урока Стр. Виталий Бианки «Сова» 2 класс Петрякова С. П
Цели : 1. познакомить учащихся с новым автором и его произведением.
2. развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое
мышление.
3. закреплять умение составлять портретную характеристику героя.
Слайд 1
1.Сообщение темы, цели.
2.Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.
-Произведения из какого раздела мы сейчас читаем на уроках литературы?
Каждой птице и каждому зверю нужна людская доброта.
-Давайте вспомним некоторые из них. Викторина «Узнай героя, назови произведение и автора»
А) Старая утка, ввиду близившейся разлуки, относилась к дочери с удвоенной нежностью. А та ещё не знала, что такое разлука и одиночество, и смотрела на сборы других с любопытством новичка.
( Мамин – Сибиряк « Серая Шейка» )
Б) Мутный забелел снег за окошком. Лесник поднялся. Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился. Сунул за пазуху хлеба краюшку, патроны взял, ружьё и вышел во двор.
( Виталий Валентинович Бианки « По следам» )
В) Обманувшись миражом, ребята со всех ног бросились к воде, но вместо озера обнаружили большую, наполовину пересохшую лужу. Поверхность её кишела мелкими рыбёшками.
( Утебай Канахин « Как друзья спасали рыбу» )
Г) Дед обрадовался зайцу , как родному. Как старый лесной житель , дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь. И всегда спасаются .Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.
( Константин Паустовский « Заячьи лапы» )
- Какое произведение вам больше понравилось и запомнилось?
Все они о взаимоотношениях людей и животных. На прошлом уроке мы прочитали рассказ о черепахе Сарли и о жестокости людей .Прочитайте своё письмо -обращение к людям.
3. Усвоение нового материала.
1.Сегодня мы тоже прочитаем произведение, которое можно отнести к этому разделу. Его автор Борис Александрович Емельянов .
- Посмотрите на портрет этого человека
Слайд 2
Каким вы представили себе Емельянова? (проницательный взгляд, порядочность, доброта, наблюдательный)
Что бы вы хотели узнать о нём?
2.Работа в группах.
-Познакомьтесь с фактами из биографии этого человека .Будьте внимательны, так как каждая группа получает свой материал, и вам придётся поделиться с другими тем, о чём вы узнаете.
1 гр.
Борис Емельянов был очень весёлым и добрым человеком. Он очень любил детей и природу .Ему очень нравилось рыбачить.
2 гр.
Писатель очень любил путешествовать. У него было много верных друзей .И жизнь его была богата интересными событиями.
3 гр.
Борис Емельянов работал журналистом, а в годы войны был военным корреспондентом. Он печатал свои статьи в военных газетах.
4 гр.
Борис Александрович Емельянов любил детей. Он был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах. Ребята всегда с интересом слушали его.
5 гр.
Емельянов писал свои книги о животных : о кошках и собаках, о цыплятах и гусях. Он умел увидеть много хорошего у них и рассказать об этом всем.
6 гр.
Произведения Емельянова не просто о животных – это прежде всего произведения о людях, об их добрых качествах. Которые проявляются в общении с природой.
- Что мы узнали о Б. А. Емельянове?
3.-С некоторыми произведениями этого писателя заранее познакомились ребята и сейчас они расскажут нам о них.
( выступления подготовленных детей.)
А) Зелёная букашина слайд 3
б) Сапоги – собаки слайд 4
в)Кот и собака слайд 5
- Интересно было вам слушать?
- А сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется Васька
- Запишите несколько ассоциаций к слову Васька
- Как вы думаете, о ком или о чём может быть текст с таким названием?
- Послушайте, о каком Ваське написал автор.
4.Чтение текста до слов: случилась большая неприятность. Предсказание.
- Давайте попробуем предсказать развитие событий. Что могло произойти? Каковы ваши версии? ( ответы детей)
- Вам интересно узнать, что же было на самом деле?
Чтение текста до конца.
-От чьего имени ведётся повествование?
- Назовите главных действующих лиц.
5. Подумайте, к какому жанру относится это произведение?
Сказка
Рассказ
Повесть
Басня слайд 6
Докажите: почему это произведение является рассказом? Слайд 7
6. Словарная работа.
В рассказе встретились слова, которые надо объяснить. Подберите синонимы.
Забредала ( иногда заходила)
Клочья летели от коврика( сильно трепал его )
Дать взбучку ( наказать ) слайд 8
7. Работа с текстом.. Анализ. с. 144.
- Читаем 1 часть с карандашом в руках.
.Задание: отметить все слова и выражения, характеризующие Ваську. Они помогут нам составить портретную характеристику герою.
- Какие слова и выражения вы отметили? ( внешность героя)
-Какие приёмы использовал автор, чтобы характеристика была более полной?
Сравнения( шерстью, блестящей. как шёлк, точно срывался с цепи )
Эпитеты ( мягкая, волнистая ) слайд 9
Читаем 2 часть
- Отличалось ли поведение Васьки в 1 части от поведения во 2 части, в то время, когда хозяин уходил на работу.
- Как это характеризует Ваську? ( баловался, был не совсем послушен, признавал только хозяина)
- В этой части много глаголов, характеризующих действия Васьки.
Задание: продолжить предложения , найдя ответы в тексте. ( внимание)
Слайд 10
Ловил… кошку за хвост
Таскал… коврик из угла в угол
Трепал… его так. что клочья летели
Гонял… миску с громом от двери до двери
Прятал… под диван домашние вещи соседей
Понимал…что хозяина нет дома и некому дать ему взбучку
Пересказ по – самарски с использованием глаголов, как ключевых слов
- а) сильный ученик
Б) пересказ в парах
В) слабый ученик
- Как вы думаете, для чего мы занимались пересказом? ( память)
Читаем 3 часть.
- Что хотела сделать соседка?
- Смогла ли она искупаться?
- Что сделал Васька?
-Какие чувства вызвал у вас отрывок? Почему было смешно? ( необычное поведение)
4 часть.
- Почему соседка обиделась?
- Права ли она была, что рассердилась на Ваську?( нельзя давать собаке бесконтрольную свободу действий, не всё должно быть дозволено)
- Какие меры приняли хозяин и соседка?
Найдите: какие слова подобрал хозяин, чтобы успокоить собаку?( важно не только то, что сказал, но и как сказал0
- Как он говорил с Васькой? ( серьёзно, как с человеком)
- Почему серьёзно? ( чтобы Васька понял, что хозяин им недоволен. Но в то же время он говорил с ним, как с другом)
- Что бы вы сказали Ваське?
- Понял ли Васька, как следует вести себя, если хозяина нет дома?
Прочитайте до конца последнюю 5 часть молча и докажите это словами из текста
- Каким стал Васька?
Почему изменилось поведение собаки? Только ли потому, что Васька испугался телефонной трубки?
- Что происходило с Васькой, после того, как с ним поговорил хозяин?(он испытывал чувство вины)
- Какой эпизод был самым напряжённым? А самым смешным?
- Какому эпизоду соответствует иллюстрация на слайде?
слайд 11
- А какой эпизод вам больше понравился?
- Что интересного вы узнали о повадках животных?
- Бывали ли похожие случаи с вашими домашними животными?
8. Закрепление. Творческая работа.
Индивидуальная работа . Написать эссе о похожем случае из жизни.
Групповая работа.
1 гр. Пятистишие к слову Васька слайд 12
2 гр. Кому из героев принадлежат эти качества? слайд 13
добрый
мудрый
любит животных
хорошо знает их повадки
- Что ещё можно сказать о хозяине?
3 гр. Составить план( 1. охотничий пёс 2. хозяина нет дома 3.проделка Васьки
4.приказ хозяина 5. ужасная трубка 6. Васька исправился.)
4 гр. Подумайте, можно ли этот рассказ назвать юмористическим?
слайд 14
5 гр.Дайте портретную характеристику Ваське.(умный. ласковый, любит хозяина.. слушается его, преданный, любит побаловаться, весёлый)
6 гр. Объясните смысл выражения: « Люди и животные нужны друг другу»
Слайд 15
Проверка инд. работы Эссе « забавный случай из жизни моего дом. животного»
9. Итог. Дом. зад.
- Чем хорош этот рассказ?
-Как автор относится к своему герою и чему он нас учит?
( любит его, учит нас , что если мы взяли в дом животного, то мы в ответе за его воспитание, поведение. Ведь у каждого животного есть свой характер и обязательно важно добиться взаимопонимания с ним)
- Какие чувства пробудил в вас рассказ?
- Выразите свои чувства в цвете .Раскрасьте свой квадрат теми цветами, которые наиболее полно передают ваше отношение к прочитанному, ваши чувства.
- Объясните, почему вы выбрали этот цвет?
- Справились ли мы с поставленными задачами?
Дом. зад – пересказ, инсценирование.
Я советую прочитать рассказы Б. Емельянова. У него ещё есть рассказы о собаках..
Например, «Как я покупал собаку.» Он не зря писал о собаках, так как считал их самыми верными друзьями человека. Он писал, что не может жить и работать , если у него нет собаки.
4 класс Кужагильдина О.Е.
Тема: Юрий Вячеславович Сотник
«Как меня спасали»
Цели: знать автобиографическую справку о Ю.В.Сотник, содержание данного произведения, уметь пересказывать, давать характеристику главным героям. Воспитывать нравственные качества учащихся. Развивать речь учащихся, умение работать в группах.
Сообщение темы и целей урока.
Сообщение об авторе. Выставка книг.
- Запишите по 3 вопроса к прочитанному.
- Дополнительная информация:
Юрий Вячеславович Сотник – детский писатель. Он подарил детям немало интересных рассказов и повестей, окрашенных мягким юмором. Писатель любил встречаться с ребятами, изучать их характеры, умел увидеть смешное и забавное и рассказать об этом. Смешное и серьёзное встречается у писателя в рамках одного произведения. Герои его рассказов и повестей – подростки, которые мечтают и стремятся к подвигу. Они постоянно занимаются самовоспитанием, готовят себя к жизненным трудностям.
Рассказы «Архимед Вовки Грушина», «Гадюка», «Как я был самостоятельным», «Человек без нервов» очень интересны и увлекательны, а прочитать вы их можете в сборниках Ю.Сотника «Вовка Грушин и другие», «Приключение не удалось».
- Сегодня мы познакомимся с произведением Ю.В.Сотник, а на какую тему будет этот рассказ, вы узнаете, разгадав кроссворд.
Повторение литературной терминологии. Кроссворд.
ги П ербола
Лерм О нтов
леген Д а
сра В нение
м И ф
Гю Г о
Сильное преувеличение свойств изображаемого предмета или явления (гипербола)
Автор строк: «Ночевала тучка золотая
На груди утеса великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя… (М. Ю. Лермонтов)
Поэтический рассказ о каком-нибудь историческом событии, дополненный воображением, вымыслом (легенда)
Слова и выражения, при помощи которых один предмет сравнивается с другими для более яркого описания ( сравнение)
Сказание, передающее представление древних людей о происхождении жизни на земле, явлениях природы, отношениях богов и людей, о подвигах героев (миф)
Французский писатель. Говорил о себе: «Я в своих книгах …заступался за малых и несчастных»
Кубик.
- Какое ключевое слово? (подвиг)
1. Найдите лексическое значение слова подвиг (Смелый героический поступок)
2. Составьте пятистишие ПОДВИГ
_____________________
( 2 прилаг.) _______________________________________
(3 глагола)_______________________________________
_______________________________________________
(предложение из 4 слов)________________________________
_______________________________________________
(синоним к 1 слову)__________________________________
ПОДВИГ
Военный, трудовой, героический, самоотверженный
Спасти, сделать, помочь
Совершить подвиг во имя родины.
ПОСТУПОК
3. Составьте рассказ по серии картинок «Случай на реке».
4. Составить рассказ «На льдине» по заданному началу.
В ледоход Жучка перебегала реку. Льдину с собакой понесло. Жучка испугалась и залаяла. ...
План.
Кто увидел Жучку?
Кого позвал Витя?
Как взрослые помогли Жучке?
5. Можно ли запланировать подвиг? (Нет. Люди не знают когда и где может понадобиться их помощь) Какими качествами обладает человек, который может совершить подвиг? (смелый, решительный, справедливый, любит окружающих)
6. Что нужно сделать, чтобы прославиться? (Ничего, в каждой ситуации поступать по совести, помогать слабым и нуждающимся)
Словарная работа.
ЛЕДОХОД
ШЕСТ
ЗЫРКНУЛА
Самостоятельное чтение произведения.
1 вариант – 1 часть
2 вариант – 2 часть
3 вариант – 3 часть
Пересказ в тройках.
Проверка восприятия произведения.
1 часть.
Где и когда происходили события? (весной, на реке)
С какой целью ребята пришли на речку? (полюбоваться ледоходом)
Чем была недовольна Аглая? (проплывала ледяная мелочь да всякий сор, а крупные льдины проплывали редко)
Какой случай произошел на Днепре? (Двоих девчонок унесло на льдине, а пятиклассник их спас)
Как ребята узнали об этом случаи? (Из газеты)
Как наградили Колю Гапоненко? (Грамотой и ценным подарком)
О чем размечталась Аглая?
2 часть.
Кому пришла идея спасать друг друга? (Аглае)
В чем заключался ее план?
Почему Леша не хотел принимать участие в этом плане? (Он не умел плавать, не хотел лесть в холодную воду, чтоб не простудиться)
Согласился ли в конце концов мальчик? (Да)
3 часть.
Как Лешка оттолкнулся от берега? (шестом)
Как вел себя Лешка на льдине? (Стоял, не кричал, а только смотрел)
Удался ли план Аглаи? (Нет, никто не видел как она спасла Лешку)
Пришлось ли мальчику прыгать в воду?
Портретная характеристика героев.
- Как вы думаете, чем закончилась эта история?
- Чтение учителем 4 части.
- Почему Аглая приказала никому не рассказывать, о том что случилось? (Ей было стыдно, она поняла, что из-за нее чуть не погиб человек)
- В данных отрывках, найдите слова, которые помогут составить портретную характеристику героев.
«Аглая щёлкала их (семечки) лихо, бросая семечки в рот и выплёвывая шелуху метра на три от себя. Я с завистью поглядывал на неё и старался ей подражать, но у меня ничего не получилось»
«Вчера такие дьдины плыли – весь мост дрожал. А на одной льдине мы кошку видели. Бегает, мяукает! Мне так жалко её было… Просто ужас!»
«Вот бы нам кого-нибудь спасти! И чтобы наши портреты напечатали… Мы с тобой шли по улице, а нас все узнавали… Я пробормотал, что это, конечно, было бы неплохо».
«Я отодвинулся от этой сумасшедшей и замотал головой.
- Во! Струсил уже! – воскликнула Аглая.
- Вовсе я не струсил, а просто…просто я не хочу лезть в холодную воду. Тут знаешь как можно простудиться!»
5. «Тяжёлое предчувствие так угнетало меня, что коленки стали совсем слабыми».
6. «Некоторое время мы молчали и только смотрели друг на друга. Приоткрыв рот, Аглая дышала, как паровоз. Нижняя челюсть у неё дрожала крупной дрожью.
- Живой, - шепнула она тихо».
Аглая Лёшка
сильная нерешительный
смелая боится, что Аглая его осудит
независимая слабый духом
лидер завидует Аглае
не терпит возражений робкий
впечатлительная хочет быть похожим на Аглаю
чуткая стал смелее, пережив страх
хочет быть первой, в центре внимания
нетерпеливая
Итог.
В какой пословице заключена главная мысль произведения?
А) Как аукнется, так и откликнется.
Б) Славу искать не надо, она сама тебя найдет.
В) Доброе слово и кошке приятно.
Г) Посеянное добро добром вернется.
Домашнее задание.
Стр.186 – 193.
4 класс Вяткина Т.В.
Тема: Р.Д. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави»
Задачи:
- развивать речь, мышление, познавательную активность
- формировать умение анализировать прочитанное, определять главную мысль
- содействовать воспитанию внимательного, доброго отношения к животным
Знать:
- автора и его произведение
Уметь:
-выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Орг. момент.
Повторение изученного
- С творчеством какого писателя познакомились на прошлом уроке?
(Слайд 1, 2)
- Что узнали о писателе?
(Слайд 3)
- Какие увлечения были у Киплинга после работы?
- Какое произведение принесло автору всемирную известность?
■ В 1923 году сказки Киплинга были впервые напечатаны в переводе К.Чуковского и С.Маршака. Эти переводы (слайд 5,6 ) признаны читателями лучшими.
- В честь какого зверька названо произведение с которым познакомились на прошлом уроке?
(слайд 7)
- Что знаете о мангустах? Какой боевой клич был у Рикки?
Викторина
1. Кто из героев зашифрован? ГУСТНАМ
2. ЧИКМАЛЬ ДЕДИТ?
3. О ком загадка? (слайд 10)
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
Какая птица на картинке? (слайд 11)
■ Охарактеризуйте каждого героя.
Мангуст-
Тедди-
Кобра-
Птица- портной-
(слайд)
Работа над содержанием текста.
(работа в тетрадях)
Написать 3-4 предложения о том, что вас особенно взволновало, когда читали это произведение.
Объединитесь в группы.
Прочитайте свои мысли в группе, выбрать самые интересные.
Расскажите.
■ Назовите героев сказки. Почему это сказка.
■ Разложить рисунки в последовательности прочитанной сказки. Какой рисунок должен быть 1, 2, 3, 4,5?
Проверка домашнего задания.
■ Чтение первой части по ролям.
О чем рассказывает эта часть?
Озаглавим.
Работа в группах.
Опишите мангуста. Каким представляет его автор.
С каким зверьком сравнивает мангуста автор. Какой прием используется в сравнении?
Каким представляете себе Тедди?
Как отнеслись родители мальчика к зверьку (слова из текста).
Проверка.
■ Почему мангуст выбрал для ночевки спальню Тедди?
■ Почему Тедди разрешил Рикки въехать к завтраку на своем плече?
■ Кто воспитал в Тедди доброту, чуткость, нежность, заботу, любовь?
■ Что могло случиться с мангустом, если бы его не нашли люди?
■ Пересказ второй части.
■ Восстановить текст по опорным словам.
Вбежал в сад Стало страшно
Сидели и плакали Давай поговорим
Послышалось шипение Куснул Нагайну
Юркнули и исчезли
■ Подумайте, о чем говорится в этой части? Как можно озаглавить эту часть?
■ Дискуссионный вопрос. Дебаты. (обсудить в группах)
Прав ли Наг, говоря, что ничего страшного не случится, если он съест птенчика.
■ Зачитайте эпизод появления Нагаины.
■ Каким представляете себе Нага? Нагаину?
Что между ними общего?
В чем различия?
■ Составим диаграмму Эллера Венна.
Наг Нагаина
■ Какие чувства вызвал этот отрывок? Кому из героев сказки вы больше всего сочувствуете? Почему? За кого переживаете?
■ Каким описывает автор Дарзи? Подберите прилагательные.
Слабым, беспомощным, беззащитным, уязвимым.
Как поведение мангуста, его действия характеризуют зверька? Назовите прилагательные.
■ Почему мангуста называют отважным?
Пересказ третьей части.
■ О чем говорится в этой части? Озаглавим.
Почему, услышав разговор Нага и Нагаины, Рикки дрожал от негодования?
О чем думал мангуст, узнав о змеином заговоре?
Как он действовал?
Был ли момент, когда вы особенно переживали за Рикки?
Работа в группах
Составить план пересказа.
Восстановить последовательность событий четвертой части, озаглавить.
Кого можно назвать спасителем (Спасателем)? Почему? Кто такие спасатели? (найти в толковом словаре)
Объяснить смысл выражения: «Люди нужны животным, а животные людям.»
Написать отзыв к произведению.
Перевести пословицу на казахский язык: «Смелого да умелого и страх не возьмет, и враг не побьет.»
Проверка
Итог
■ Какая главная мысль высказана автором?
Кому был предан Рикки, почему?
Имел ли Рикки «право гордиться собой»?
Закончились ли на этом приключения Рикки?
Чему учит нас это произведение?
Что уносите в сердце с урока?
Оцените свою работу на уроке.
Кто оценил себя на 5, 4, 3?
Смелого да умелого и страх не возьмет, и враг не побьет.
Күшті және іскер адамды қорқыныш та алмайды жау да жеңбейді.
страница 1страница 2страница 3
скачать
Другие похожие работы: