NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Сборник открытых уроков учителей начальных классов Составитель: Панасюк С. Ф. Познание мира Тема урока Стр. Птицы весной. 1 класс Петрякова С. П


Средняя школа №16 отдела образования

акимата города Костаная













Средняя школа №16 отдела образования

акимата города Костаная

Сборник открытых уроков учителей начальных классов
Составитель: Панасюк С.Ф.
Познание мира

Тема урока Стр.

  1. Птицы весной. 1 класс Петрякова С.П…………………………………… 3

  2. Птицы весной. 1 класс Вяткина Т.В. …………………………………….. 7

  3. Растения. 1 класс Петрякова С.П. ………………………………… 10

  4. Как выслеживают свою добычу животные? 2 класс Панасюк С.Ф. ………. 15

  5. Среда обитания животных. Приспособленность животных к среде обитания.

3 класс Петрякова С.П……………………………………………………………18

  1. Вода. Круговорот воды в природе. Подземные и целебные воды.

4 класс Петрякова С.П…………………………………………………………… 22

  1. Степи. Растения и животные степей 4 класс Петрякова С.П………………… 26

  2. Горные местности. Растения и животные горных районов.

4 класс Кищак Л.В……………………………………………………………….. 30

Тема: Птицы весной. 1 класс Петрякова С.П.

Задачи: раскрыть взаимосвязь между живой и неживой природой,

формировать представление учащихся о жизни перелётных птиц весной,

систематизировать знания о перелётных птицах, их образе жизни, повадках,

внешнем виде, пользе,

развивать познавательную активность, критическое мышление,

содействовать воспитанию бережного отношения к природе, воспитанию

коллективизма.

Оборудование: компьютер, магнитофон, плакаты с изображением птиц.

Ход урока.

Орг. момент

Целевая установка.

Прогноз погоды.

  • Какие изменения наблюдали в природе? Что вас удивило? (№2-3)

Актуализация знаний.

«Мозговая атака».

Рук нет, а строить умеет. (ПТИЦА) (№4)

  • Назовите отличительные особенности птиц. (№5)

Тело птиц покрыто перьями, у них есть крылья, большинство из них умеет летать.

  • На какие виды можно разделить птиц по способу питания?

Насекомоядные, хищные, всеядные, растительноядные.

Работа в группах.

Определите, чем питается каждая птица. (КАРТОЧКА)

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом, это – ПТИЦЫ.

Разные птицы по-разному поют,

По-разному летают, по-разному живут.

  • На какие группы можно разделить всех птиц?(№6)

  • Каких птиц называют оседлыми? (№7)

Оседлые птицы – постоянно живут в одной и той же местности.

«Поиск ответов».

Загадки о птицах.

Не страшны ему метели,

Гнёзда вьёт зимой на ели.

Крик его отрывист, прост,

Кривоносый красный (КЛЁСТ).

Всё стрекочет и вертится,

Ей на месте не сидится.

Длиннохвоста, белобока

Вороватая (СОРОКА). (№8)

Кар – кар – кар! кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут её? (ВОРОНА)

Серый маленький комочек

Чик-чирик! – замёрз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждёт тебя наш (ВОРОБЕЙ).

Всё время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. (ДЯТЕЛ)

Красногрудый, чернокрылый.

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (СНЕГИРЬ)

Сияет в золоте лучей зелёная косичка

У кладовщицы на плече сидит, поёт (СИНИЧКА). (№9)

  • Каких птиц, изображённых на слайде мы не назвали? (СВИРИСТЕЛЬ, ГАЛКА)

«Рефлексия».

Индивидуальная работа по карточкам: соотнесите название птицы с её изображением.

ПРОВЕРКА задания в парах. (№10)

  • Какое время года приближается? (ВЕСНА)

Чтение стихотворения на фоне музыки.

Весна всему свой голос дарит –

Воде, листве, земле – всему:

Кострам в лесу и птичьей паре,

Глазам и сердцу моему.

Всё началось с простой капели,

И вот уже текут снега,

И зажурчали, зазвенели

Деревья, воздух и луга.

Несётся плеск с лесных излучин,

В овраге ветер струны рвёт,

Весь мир разбужен и озвучен

И дирижёру смотрит в рот. (№11-12)

«Мозговая атака»

  • О каком дирижёре говорится в стихотворении?

  • Какие изменения происходят в неживой природе с приходом весны?

ПОТЕПЛЕНИЕ- ПРОТАЛИНЫ- НАСЕКОМЫЕ - ПТИЦЫ

  • Что такое проталина?

Проталина – место, где видно из-под снега землю.

  • С каждым днём становится теплее. Уплотняется когда-то пушистый снег. Днём весна настойчивее прогоняет зиму, ночью она куда-то прячется, словно боится последних морозов. Набухают смолистые душистые почки на деревьях и кустарниках, появляются раннецветущие растения, земля покроется молодой зелёной травой. Изменения в неживой природе и жизни растений повлияли на жизнь животных весной.

  • Какие изменения происходят весной в жизни животных?

ПРОБУЖДЕНИЕ ОТО СНА, ЛИНЬКА, ПОЯВЛЕНИЕ ПОТОМСТВА. (№14-15)

  • С приходом весны возвращаются в родные края перелётные птицы.

  • Каких птиц называют перелётными?

  • Перелётные птицы из мест гнездования на зиму улетают в тёплые страны, а весной возвращаются обратно. (№16)

  • С чем связано возвращение перелётных птиц?

(Возвращение перелётных птиц связано с появлением корма: например, насекомых.)

«Поиск ответов».

Чтение с пометками.

Весну открывают птицы. Чуть появились первые проталинки, уж тут как тут скворец и жаворонок. А растопит солнце лёд на реках, прилетают утки, гуси, лебеди. Прилёт идёт в строгом порядке: первыми к нам прилетают те птицы, которые улетали от нас последними осенью. Усталые, измученные прилетают птицы в родные места. Отдохнут птицы и примутся вить гнёзда, птенцов выводить и выкармливать их гусеницами, жуками и бабочками.

  • С прилёта каких птиц начинается весна?

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы.

Потекли рекой ручьи.

Прилетели к нам (ГРАЧИ).



КАРТИНА Саврасова «Грачи прилетели». (№20)

  • Почему они первыми прилетели ранней весной?

(Эти птицы кормятся на оттаявших дорогах и проталинах, где просыпаются первые насекомые.)

Сообщение о граче. (№21)

  • Что знаете о гнезде грача?

(Гнездо строит на дереве из сухих веток, которые грач отламывает своим крепким клювом. Грачи селятся колониями. На вершине одного дерева иногда насчитывается до 15-20 гнёзд.)

Полны весенней музыки края –

И сад, и лес, и степь невообразимая.

У каждой птицы песенка своя,

Своя родная и неповторимая.

Поют пернатые – весь белый свет внимает,

Весна на дудочке серебряной играет.

Сообщение о скворце. (№22-23)

Вслед за грачами прилетают скворцы. Скворцы летят стаями до 5000 птиц. Им мало небольших проталин и они ждут, когда проталины разойдутся пошире. Никогда не явятся сразу под окна. Уставшие птицы сначала отправляются к веткам, где проводили прошлую осень, там молча, без песен начнут кормиться и отдыхать. Ночуют кто в дуплах, кто среди ветвей.

  • Что объединяет скворца и грача?

(Грач и скворец – насекомоядные птицы. Птицы имеют небольшие крылья.)

Следующими прилетают жаворонки. Время прилёта жаворонков – начало апреля.

Сообщение о жаворонке. (№24-25)

Жаворонка трудно увидеть, но зато можно услышать над полями его серебристую песню и заметить маленькую парящую точку в небе.

  • Какие птицы прилетают, когда водоёмы вскрываются ото льда?

(УТКИ, ГУСИ, ЧАЙКИ) (№26)

Эти птицы находят себе пищу в воде и около неё. Утки поедают ряску, мелких водных животных – лягушек и червей. Гуси питаются только растительной пищей. Основная пища чаек – водные насекомые, мелкая рыба.

В мае прилетают птицы третьей волны: ласточки, стрижи.

Сообщение о ласточке. (№27-28)

Сообщение о стриже. (№29-30)

Рефлексия.

  • Что интересного вы узнали о птицах?

  • Чем похожи ласточки и стрижи?

«Поиск ответов»

Работа в группах.

  1. Сравните грача и ворону. Найдите сходства и отличия.

  2. Определите порядок прилёта птиц весной.

  3. Рассуждайте, почему ласточки прилетают в мае.

  4. Прочитайте и расскажите о розовом скворце.

  5. Докажите, что птицы – наши друзья.

  6. Подумайте, чем можно объяснить, что одни птицы улетают, а другие остаются зимовать.

  7. Определите, каким птицам могут принадлежать эти гнёзда.

Индивидуальная работа.

Как птицы заботятся о своём потомстве? (Работа по учебнику стр.98-99)
Слышите пение птиц – это лесной оркестр. Ранним утром все лесные жители поют и играют кто на чём, кто как умеет. Тут услышишь и звонкие голоса синичек «ТИНЬ_ТИНЬ». Можно услышать барабанную дробь дятла «ТР_Р_Р, ТР_Р_Р».

  • Какое важное событие происходит в жизни птиц весной?

  • Чем озабочены птицы неся в клювах солому, пушок?

(Птицы вьют гнёзда и высиживают птенцов).

Проблемный вопрос:

«Однажды мальчик с мамой пошёл в лес. «Смотри, мама, -птичка летает низко», я её поймаю, пусть она поживёт у нас!».

Как вы думаете, что ответила мама сыну?

Рефлексия.

  • Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету.

  • О каких перелётных птицах узнали на уроке?

Загадки о птицах.

Быстрой стрелкою летает,

Мошек в воздухе хватает.

Хвостик вилкой, как рогатка,

Это – ЛАСТОЧКА-КАСАТКА.

Воздух режут без усилья,

Как серпы кривые крылья.

Промелькнёт – не разглядишь,

Так летает только (СТРИЖ).

Высоко над облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит (ЖАВОРОНОК).

На шесте дворец,

Во дворце певец,

А зовут его (СКВОРЕЦ).

Чёрный, проворный,

Кричит «крак», червякам враг. (ГРАЧ)

Индивидуальная работа по карточкам. «Найдите перелётных птиц».

  • Проблемная ситуация.

Сделав в мастерской скворечник, школьники прибили его к самому высокому дереву, летком на солнечной стороне. Всё ли правильно сделали ребята?

(Прибивать скворечник к дереву гвоздями нельзя, так как этим можно нанести вред дереву).

  • Экологическое прогнозирование.

  • Что произойдёт, если, например, взять яйца в руки из гнезда?

(Опасно брать яйца в руки, так как после этого птицы могут совсем не возвратиться в гнездо.)

  • Как надо поступить, если обнаружишь птичье гнездо?

(Нужно сразу же отойти от него. При появлении человека около гнезда, птица улетает из него и не возвращается, пока человек не отойдёт.)

  • Какие правила друзей природы вы можете предложить?

Подведение итога.

  • Что нового для себя узнали?

  • Что означают слова «БЕРЕГИТЕ ПТИЦ!»

ГНЁЗДА ВЫ, НЕ РАЗОРЯЙТЕ!

ПТИЧЬИХ ГНЁЗД НЕ ТРОГАЙТЕ!

ЯИЧЕК ТЁПЛЫХ НЕ БЕРИТЕ!

НАС, ДРУЗЬЯ, ВЫ БЕРЕГИТЕ! (№40-42)

Д/З стр. 98- 101, пересказ, сообщения

ТЕМА: Птицы весной. 1 класс Вяткина Т.В.
ЦЕЛЬ : - Совершенствование знания детей о жизни птиц весно;

- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

учащихся выделять главное воспитывать любовь к природе;

- развитие творческих способностей при составлении рассказов,

стихотворений..
1 Сообщение темы и цели урока.

2 Работа над пройденым материалом.

А) 1. прогроз погоды 1.выбери животных, которые просыпаются

2. карточки весной после зимней спячки

2. выбери перелетных птиц

Б) Ассоциации «весна»

- Что приходит на ум когда слышите это слово?

* Весна - пора пробуждения всего нового, живого,

ярче светит солнце, лучи его греют землю, тает снег. На проталинах

появляются первые цветы. От зимней спячки просыпаются животные.
(Проверим карточки, 1 прогноз погоды,

2 животные, птицы.

* Весной из теплых стран возвращаются на Родину наши пернатые друзья.

- Почему мы их так называем?

- Переведите слово птицы на казахский язык?

- Как называются птицы, которые оставались с нами на зиму?

- Почему они не улетели?

- Каких зимующих птиц, вы знаете?

* Зимующие птицы остаются зимовать в родных краях, а перелетные

улетают в теплые края. Почему?

питание
-Зачем? Почему они осенью улетают?

-Кто из птиц возвращаются первыми? (грачи)

20 марта считается днем прилета грачей.

( картинки птицы)

В народе говорят: Грачи прилетели, на крыльях весну принесли

-Как понимаете это предложение?

3 Работа над новым материалом..

А) Короткие сообщения учеников о перелетных птицах

1. Журавль

2. Скворец

3. Ласточка (рассмотреть иллюстрации)

Б) Это интересно: Целый день летает скворец из гнезда в сад, из сада к

гнезду. Подсчитали даже, сколько он делает вылетов

СКВОРЕЦ - около 300 за один день! И непременно принесет

слайд своим птенцам червяка или гусеницу

ЛАСТОЧКА Ласточка за лето успевает съедать бесчисленное

слайд количество мошек, комаров, тлей - 1000000

* Недаром говорят, что птицы наши друзья и помощники

* Не обижай птиц, разве можно обижать друзей?

(сочинить стих, о ласточке по опорному слову (ласточка – летает) (собирает)

В) дифференцированная работа

Есть птицы, которые живут на воде, в лесу, на земле.

1группа

-определи, где живет птица с такими ногами?

(картинка)

2группа

-где живет птица с такими ногами, какой птице принадлежат ноги?

(картинка)

3группа

-по отдельным фрагментам составить образец птицы о ее жизни.. Рассказ.

Проверка, итог.

4. Физминутка (Летает, не летает.)

5. Работа с учебником

А) Мы с вами говорим о перелетных птицах.

- А кто знает, в каком порядке возвращаются птицы?

- Кто из птиц прилетают первыми?

А после грачей? (Порядок прилета птиц на доске)

-И летят птицы по-разному. (иллюстрации на доске)

Б) Прочитайте текст..

- Что нового, вы, еще узнали из текста?

В) Перескажите.

6. Самостоятельная работа (по группам)



1группа

Ответить на вопросы 1,2,3

по учебнику.

2группа

Рассмотреть рисунки.

РАССКАЗАТЬ: какие изменения происходят в жизни птиц весной?





Вывод: весной птицы строят гнезда или ремонтируют старые квартиры,

откладывают яйца и высиживают птенцов..

(показать птичьи домики)

ОБЪЯСНИТЕ: Можно ли трогать руками птенцов, которые находятся в

гнезде? Почему? Какими качествами должен обладать

человек, любящий природу?

7 Назови малышей
1группа (соотнеси) Птицу и ее птенца

2группа (нарисуй) Подумай, какой плакат можно нарисовать по защите птиц.

Утка кукушата
Проверка, итог.

Что это за книга? Расскажите о ней

(показать Красную книгу)
8 ТЕСТ 1. Назови перелетных птиц.

А) Грач б) Ласточка в) Воробей

2. Назови зимующих птиц.

А) Стриж б) Голубь в) Воробей

Проверка, итог:

9 Итог урока

-Что узнали нового? Интересного?

-Как можно помочь птицам весной?

(построить скворечники, дуплянки)

-Какой вывод по этой теме можно сделать?

Человек - старший брат, друг и помощник всему живому на Земле.

  1. Д/з Читать текст « Птицы весной». Ответить на вопросы в

учебнике.


1 класс Петрякова С.П.

Тема: Растения.

Цель: формирование и расширение знаний об основных группах растений и их отличительных признаках.

Задачи: формировать у детей представление о разнообразии растений, об условиях, необходимых для их жизни,

развивать познавательную и творческую активность, мышление, умение делать выводы

содействовать воспитанию бережного отношения ко всему живому.
Цель проекта: создание творческих работ по теме «Растения»

ЗУН:

  • Знания о представителях растительного мира, местах произрастания

  • Умения работать с информацией, отбирать и анализировать нужную, систематизировать и обобщать.

  • Умения работать в группе и умение договариваться

  • Умение выполнять коллаж из собранного материала.

Состав групп: учащиеся 1 класса

Лидер

- распределяет роли в группе

- организует её деятельность

Биолог

- ведёт поиск и выбор информации

Художник –

- рисует схемы

- оформляет работу

Журналист

- готовит план выступления группы

Редактор

- распределяет материал

Помощник редактора

- помогает редактору в распределении материала.

1 группа : ЭКОЛОГИ

- определяют роль растений в нашей жизни

Оборудование: ИД, флипчарт, картинки с изображением деревьев, кустарников, трав, плакаты.

Орг. момент.

Настрой на урок

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

На урок торопит нас –

Ведь познание сейчас.

Целевая установка:

Ты знаешь, что у каждого из нас есть множество друзей? Они всегда заботятся о нас, дарят нам красоту, чистый воздух и радость. Чтобы узнать, кто это, вам надо расставить буквы в нужном порядке.

А, С, Р, Е, Т, И, Н, Я – РАСТЕНИЯ

  • К чему относятся растения? ( к неживой природе, к живой природе или к тому, что создал человек)

Они есть везде, даже в пустыне. Вы знакомы с ними с детства. Я предлагаю вам сегодня присмотреться к ним повнимательней, узнать для себя что-то новое и, конечно, обобщить свои знания в своих мини-проектах.

- Что вам потребуется для успешной работы?

  • Умение работать в команде

  • Знания

  • Дисциплина

  • Внимание

  • Творчество

Сегодня вы будете работать в группах – в командах, у каждого из вас будет своя роль. И от того, как вы поработаете, будет зависеть результат – ваш проект.

В четырёх группах роли будут следующими: лидер - …, биолог- .., художник -…, журналист -…, редактор-…, помощник редактора-…

Вокруг себя повернитесь 
и в ученых превратитесь.

Дети делают круговое
движение вокруг себя.

Ещё у нас будет работать группа «экологов». Их задача определить роль растений в нашей жизни.

Мы должны изучать эту тему, потому что она очень важна.Ведь мы живем по соседству с растениями и должны знать про них все: какие они бывают, как живут,растут,размножаются и самое главное - как их оберегать.

На Земном шаре тысячи видов растений, все они разделяются на большие группы.

Сегодня мы познакомимся с несколькими из них.

  • Дорогие друзья! Чтоб  ученым стать, надо много знать.
    Вы, ребята, не зевайте на вопросы отвечайте!

Изучение нового материала

Загадки

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (дерево)

Узнай дерево:

Стоит Алёна:

Платок зелёный,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (берёза)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (ель, сосна)

Никто не пугает, а вся дрожит. (осина)

  • Какие ещё деревья вы знаете?

Разгадайте кроссворд и прочитайте название растения:



 

 Вопросы к кроссворду:

1. Хвойное дерево, около него встречают Новый год.

2. Лиственное дерево-медонос.

3. Дерево здоровья, хвойное, хвоинки собраны парами или по пять штук в пучке.

4. Дерево с мягкой хвоей.

5. Лиственное дерево: плакучая … .

6. Лиственное дерево с белой корой.

7. Лиственное дерево, их бывает три вида: остролистый, американский и татарский.

8. Лиственное дерево, листья которого дрожат от ветра.

9. Лиственное дерево с плодами, собранными в гроздья, зимой ими питаются снегири, дрозды.

10. Растущий в скверах и парках лиственный кустарник со стреляющими стручками.

11. Лиственное  дерево с мягкими пуховыми сережками.

Ответы:   1. Ель. 2. Липа. 3. Сосна. 4. Пихта. 5. Ива. 6. Береза 7. Клен. 8. Осина. 9. Рябина. 10. Акация. 11. Ольха.

Ключевое слово: ЛИСТВЕННИЦА.

  • Деревья – самые высокие и крупные растения.

  • На какие две группы можно их разделить? (лиственные и хвойные)

  • Что вы можете сказать о стволе деревьев? (твёрдый)

  • Запомните признак деревьев: у деревьев один твёрдый ствол, ветки растут на значительном расстоянии от земли.

Он тихо растёт, не шумит,

А имя гремучей змеёю шипит.

На ветках красуются розы,

Не рви их – получишь занозы!

Дождись лучше бурых целебных плодов –

Надёжней они сорока докторов.

Плоды собери, и неси их домой,

И пей, заварив, вместо чая зимой. (шиповник)

- Рассмотрите шиповник. Сколько у него стволов?

Составьте из букв слова: смородина, крыжовник, малина, ежевика.

  • Что объединяет все эти растения?

Это кустарники. Они имеют несколько твёрдых стволов.

Многие кустарники очень красиво цветут и украшают сады, парки и улицы городов. Давайте вспомним, как зовут эти кустарники?

Приведите примеры кустарников.

Признак кустарников: несколько твёрдых стволов, нет главного ствола, ветки растут близко к земле.

  • Что не сеяно родиться? (трава)

  • Что можете сказать о травах, у них один ствол, много стволов?

Признак трав: у трав мягкие, сочные стебли.

Приведите примеры трав.

Закрепление изученного

Составьте и нарисуйте схему: группы растений.

Рефлексия:

  • На какие 3 группы учёные делят растения?

Одни растения люди выращивают в поле, в огороде, в саду, в комнате. Другие – растут сами по себе – в лесу, на лугу.

Физминутка.

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете -
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

  • Работа по учебнику стр 47

Все растения располагаются ярусами

  • Какой самый верхний ярус? (деревья)

  • Ниже его? Кустарники

  • Самый нижний – травы.

  • Чем растения отличаются друг от друга?

  • Какой признак нам поможет узнать дерево? Кустарник? Травянистое растение?

Игра «Найди меня» и соотнеси с нужной группой.

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается (Сирень)

У меня иголки

Длиннее, чем у елки. 
Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке. (сосна)

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дала мне

Родная землица. (земляника)

Не огонь, а жжётся. (крапива)

Осень в сад к нам пришла.

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, её клюют. (рябина)

Глянь – когтистый самурай

Охраняет урожай –

Яблочки маленькие,

Сладенькие, аленькие. (боярышник)

Сосна, щавель, сирень, земляника, рябина, боярышник.

- Подумайте и назовите, какие условия необходимы для жизни растений?

(солнечный свет, вода, почва, воздух, тепло, питательные вещества- минеральные соли)

  • Почему растения относятся к живой природе?

Самостоятельная работа в группах.

Оформление проекта по теме «Деревья», «Кустарники», «Травы», «Цветы».

Группа экологов определяет роль растений в жизни человека и вносит предложения, как нужно относиться к растениям.

Подведение итога.

На какие три основные группы можно разделить растения?

Какие растения растут в самом нижнем ярусе?

В верхнем ярусе? Какие растения располагаются между верхним и нижним ярусом?

- С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, археологи находили семена различных злаков, льна, мака, гороха, садовых и многих других растений. Уже ученые Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» - «трава».

Афиширование.

(учащиеся представляют свои проекты) Самое интересное озвучивают.

Выступление экологов.

. ( Растения дарят нам красоту, воздух очищают, поглощают углекислый газ, а выделяют кислород (лес – легкие планеты), растения нас кормят, лечат, одевают, согревают и т.д.). Схема

Рассмотри и запомни эти цветы, 
В них столько тепла и земной красоты! 
Все, человек, что тебя окружает, 
Любит и лечит тебя, охраняет.

Листок подорожника ты не топчи, 
Ссадину, рану ты им залечи.

Ты заболел, а аптека закрыта. 
Банка с малиной мамой открыта. 
Это варенье, оно же лекарство, 
Быстро уходит болезни коварство.

Мята поможет в зимние дни, 
Летом ее насуши, сохрани. 
В зимнюю стужу чай завари, 
Выпей его и спи до зари.

Вот зверобой и ромашка с ним рядом. 
Смотрят цветы на тебя нежным взглядом. 
Ты, человек, их понимай, 
Пользуйся ими, не обижай. 
Н.Д.Коваленко. 
Тест:

  1. Наука о растениях называется ботаника.

  2. Все растения можно разделить на 5 групп.

  3. В верхнем ярусе растут кустарники.

  4. Малина – это кустарник.

  5. У трав гибкие сочные стебли.

  6. Растения очищают наш воздух от пыли.

  7. Клён – это дерево.

  8. Подорожник – ядовитое растение.

  9. Растениям для жизни нужны свет, тепло, вода, воздух, почва, питательные вещества.

  10. Растения нужно охранять.

(Самопроверка)

- Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке? 
- Пригодятся ли эти знания вам в жизни? 
- Пополнили ли вы свой багаж знаний? 
- Кто доволен своей работой на уроке? 

Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению в конце урока.

Хочу закончить наш урок словами великого русского поэта Ф.И.Тютчева.

Растенья – нам добрые братья

Былинка и дуб-исполин.

Планеты зелёное платье

Давайте, друзья, сохраним!

2 класс Панасюк С.Ф.
Тема. Как выслеживают свою добычу животные?

Мастерская.

Цели:

познакомить с особенностями добывания пропитания в животном мире, взаимосвязи между организмами в живой природе при помощи «цепочки питания»;

развивать умения рассуждать, аргументировать;

воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе.

Оборудование: мультимедийный комплекс, таблицы, карточки.

  1. Организационный момент. Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.

Распределение по группам. Постараюсь всё понять, буду мир я познавать.

  1. Индуктор. Подготовка к усвоению нового материала.

На прошлом уроке мы с вами говорили том, чем и как питаются животные.

- На какие группы можно разделить животных по способу питания?

Я предлагаю вам кроссворд, чтобы вы проверили свои знания и узнали тему нашего урока.





1







7

























2

























3

























4


































5



















6





























1. Прижались тесно к брату брат

И в твёрдых гнёздышках сидят.

Гнёздышки искусные,

А братишки вкусные. Их очень любит грызть белочка. (Орехи)

2. Ими питаются гусеницы. (Листья)

3. Что согревает птиц зимой в сильные морозы и не даёт им замёрзнуть? (Пища)

4. Что хозяйка насыпает курам? (Зерно)

5. Рыжая птичница в курятник пришла,

Всех кур перечла и с собой унесла. (Лиса)

6. Пищей божьей коровки является тля и другие … (насекомые).
- Какое слово лишнее?

- Какое слово из оставшихся является обобщающим для остальных слов?

Найдите ключевое слово. (Хищник).

- Можно ли лису отнести к хищникам?
3. Изучение нового материала.

1. Запишите ассоциации к слову

хищник

добыча

жертва-курбан

страх

охота

засада

погоня

охотник

враг

хитрость


2 - Кто такие хищники? Дайте определение.

- Где можно найти точное определение этого слова? (В словаре).

Хищник – животное, которое питается животными. – вывешивается на доске.

- Хотите узнать, как хищники охотятся?

3. Приглашаю вас в путешествие по местам обитания хищных животных: в лес, горы, пустыни, степь – с целью узнать, как животные выслеживают свою добычу.

Во время путешествия вы должны быть внимательными, наблюдательными, будем также развивать умение рассказывать, учиться вести себя в природе и правильно относиться к животным.

В ходе работы каждая группа расскажет остальным о животном так, чтобы все догадались, о каком хищнике идёт речь.

А при каком условии вы сможете узнать хищное животное по рассказу?

(Если будете знать особенности его охоты).

- Откуда можете получить знания?

(учебник, тексты, энциклопедии, видеофильмы)

4. Давайте начнём с изучения текста учебника.

Чтение текста стр. 86-88 индивидуально.

Найдите и постарайтесь запомнить особенности охоты каждого животного.
5. Проверка: что узнали интересного?

6.Сейчас я вам предлагаю следующую работу.

Каждая группа должна прочитать текст об одном животном, а затем рассказать и показать, как этот хищник охотится, не называя его, так, чтобы остальные узнали это животное.

(Тексты на карточках о волке, лисе, рыси, тигре, беркуте, сове).
Последовательность работы такая:

  1. Читаете внимательно текст.

  2. Обсуждаете в группе, распределяете, что и как будете показывать и рассказывать.

Условие: участвуют все.

4. Социализация. Афиширование.

Рассказ о животном и инсценирование охоты учениками каждой группы.

Волк - лиса – рысь – тигр – беркут - сова.

Просмотр видеосюжета о лисе, рыси.
5. Дополнительное задание. Рассказ о снежном барсе.

6. Закрепление.

Поиск ответов. Дебаты.

  • Нужно ли уничтожать хищников, чтобы остальным животным жилось спокойно?

Напишите в тетради слово ДА или НЕТ. Поднимите руку, кто написал ДА, НЕТ?

Обсудите в группе.

  • Какие животные в первую очередь попадаются в лапы к хищникам? Что может произойти, если хищники не будут уничтожать больных и слабых животных?

  • Как можно назвать хищников (санитарами)?

  • Какую ещё пользу могут приносить хищники? Используйте энциклопедию стр. 23

  • В каких случаях хищников необходимо уничтожать?

  • Можно ли считать змею, медведя врагами человека?

6. Пятистишие.

Теперь, когда вы знаете особенности охоты некоторых хищников, предлагаю составить пятистишие.

Хищники

ловкие, сильные

охотятся: выслеживают, подстерегают, поджидают, крадутся, догоняют, преследуют.

Животные добывают себе пропитание.

Хищники охотятся на животных.

Охотники.

Санитары.

Животные.



Млекопитающие.


Птицы.


Пресмыкающие.


Земноводные.


Насекомые.


Рыбы.


7. Подведение итогов работы.

Тест.

Выберите правильный ответ:

а) волк б) лиса в) беркут г) рысь д) тигр е) сова

  1. Этот хищник долго гонится за крупной добычей, чтобы вначале измучить, а потом напасть на обессилевшую жертву. Охотятся стаей.

  2. В некоторых источниках говорится, что этот хищник прыгает сверху на крупного зверя.

  3. Этот хищник медленно подкрадывается к добыче, прижимаясь к земле, но может и долго преследовать добычу.

  4. Этот хищник забегает вперёд и поджидает добычу в засаде.

  5. Эту птицу называют ночной охотницей.

  6. Этот хищник сидит на возвышенности и следит за происходящим, а увидев добычу, стремглав взлетает и стремительно бросается на жертву.

Самоконтроль.

КЛЮЧ: 1 а 2 г 3 б 4 д 5 е 6 в

- Кто ответил правильно на все вопросы теста?

- Кто допустил 1, 2 ошибки?
8. Домашнее задание.

Стр.86-89, подготовить рассказ на тему «Охотники».

9. Разрыв.

  • Прочитайте названия животных. Что объединяет этих животных?

Цапля, стрекоза, жук-плавунец, ёж, змея, крокодил, белый медведь, акула.

  • Прочитайте текст, подумайте, являются ли они хищниками.

  • Есть ли среди них лишние?

  • Животные какой группы являются хищниками?

Просмотр видеосюжетов о еже, змее.
10. Представьте себя на месте мышки, зайчика. Как трудно им приходится! Каждое существо стремится сохранить свою жизнь. Это – закон природы. Об этом пойдёт речь на следующем уроке.
Петрякова С.П.

Тема: Среда обитания животных. Приспособленность животных к среде обитания.

Задачи: развивать познавательную и творческую активность, критическое мышление,

формировать понятие о среде обитания животных,

расширить и углубить знания о многообразии условий среды и местах обитания животных,

формировать представление об адаптации животных к среде обитания,

содействовать воспитанию самостоятельности, коллективизма, бережного отношения к природе.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями.

Орг. момент.

В перемену отдохнули,
И опять звонит звонок.
Мы готовы, стол в порядке,
Начинается урок.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению животного мира. Я предлагаю провести наш урок в виде слёта юных любителей животных. Слайд

- Как называется наука, которая занимается изучением животных? Как называют людей, которые изучают животных?

- Как называется наука, изучающая птиц? А как называют людей, изучающих птиц?

- Что должны знать и уметь юные зоологи и орнитологи? Слайд

Актуализация знаний.

«Мозговая атака»

Мы знаем много разных животных. Попробуйте отгадать, какие животные спрятались в ребусах.

Ребусы о животных. Слайды

ворона ласточка

тигр медведь

гусеница корова

  • На какие группы можно разделить этих животных по способу питания? Слайд

Вывод:(всеядные, хищные, насекомоядные, растительноядные)

Соотнесите данных животных по способу питания. (Работа у доски)

  • Какие классы животных вы знаете? (кроссворд)

Кроссворд. Слайд

  1. Животные, имеющие 3 пары ножек. Тело разделено на голову, грудь и брюшко. На теле имеются насечки. (насекомые)

  2. Морские и пресноводные животные, тело покрыто чешуёй. (рыбы)

  3. Животные, выкармливающие потомство молоком. (млекопитающие)

  4. Животные, обитающие в воде и на суше, кожа голая, часто покрыта слизью. (земноводные- амфибии)

  5. Животные, ползающие по земле или плавающие, тело покрыто роговыми чешуйками или пластинками. (пресмыкающиеся - рептилии)



  • Название, какого класса животных не было названо? (ПТИЦЫ) Слайд

  • Назовите особенности этих животных.

(тело покрыто перьями, передние конечности – крылья, откладывают яйца)

Ключевое слово: среда.

Целевая установка.

Попытаемся ответить на вопрос, что такое среда обитания. Расширим и углубим представление о среде обитания животных разных классов.

Изучение нового материала

Ассоциации.

Какие ассоциации возникают, когда слышите словосочетание «СРЕДА ОБИТАНИЯ»? Слайд

(лес, водоём, степь, пустыня, джунгли, лесостепь, тундра, горы,…)

Предположение.

Что такое «среда обитания»? Слайд

Поиск ответов.

Работа по учебнику. Чтение с пометками. Стр. 95 – 96 Слайд.

Рефлексия.

Что узнали о среде обитания животных?

Среда обитания – природная среда, где животное находит благоприятные для своей жизни условия и постоянно там обитает. Слайд

Физминутка. «Чунга-Чанга»

страница 1страница 2страница 3страница 4


скачать

Другие похожие работы: