NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Сборник статей по материалам выступлений участников VIII международной научно-практической конференции студентов и магистрантов

Раздел «Я и моя мотивация» имеет целью демонстрацию несложных техник повышения мотивации во время выполнения какого-либо задания или повышения мобилизационных сил во время экзаменов.

Для повышения мотивации к учебе следует придумать самому подростку систему поощрений (побаловать чем-либо себя после выполненного задания).

Повышает мотивацию чувство соревнования, например, можно представить, что идет острая конкурентная борьба за оценку контрольной или на экзамене, при этом одноклассникам не обязательно знать об этой игре.

Однообразную и рутинную часть задания нужно довести до автоматизма и тогда она не будет фиксироваться в сознании, и тратить психическую энергию.

При разовых, редких работах, например, на экзаменах, очень эффективна техника психологического отстранения и вживания в роль другого человека, например, детектива, промышленного шпиона или тайного агента.

Также при выполнении задания, следует держать в голове те плюсы, которые может принести эта работа: поступление в солидный вуз на бюджет. Постоянная мысль о конечном положительном стимуле перенесется на неприятную в данный момент работу и сделает ее более приятной.

Тема «Я и мое время» имеет целью демонстрацию на практике техник тайм-менеджмента. Переходя к блоку тайм-менеджмента, следует спросить слышал ли кто-либо из подростков о таком направлении практической психологии. Если один или несколько учеников слышали об этом, то следует задать вопрос о целях этих техник и могут ли их назвать. Если выяснится, что кто-либо из учеников уже пользуется или пользовался технологиями тайм-менеджмента, то этот блок следует строить по типу экспертного опроса, позволив высказаться такому ученику или ученикам в роли эксперта(ов).

Также следует спросить знают ли подростки о так называемых «убийцах времени» (тайм-киллерах), с просьбой назвать их. Выделяют следующих убийц времени, использование которых следует ограничить: просмотр телевизора, «сидение» в социальные сетях и мессенджерах (аська), компьютерные оффлайн и онлайн игры.

Выделив основных «убийц времени», следует порекомендовать заменить просмотр телевизора поиском и загрузкой хорошего фильма или передачи в интернете и смотреть уже загруженный фильм на компьютере или телевизоре. Таким образом, не тратится время на просмотр рекламы, и зависеть от редакторов телеканалов. Также много времени тратит переключение каналов с целью поиска подходящего контента, а просмотр новостей по телевизору следует заменить просмотру новостей через интернет.

Далее лектор просит школьников приготовить листок и ручку. Озаглавить его как «Мои приоритеты» и разделить на три части по горизонтали. Назвать первую часть «А», вторую – «B», «C». В разделе «А» следует попросить школьников написать одно-два самых главных дела. В качестве примера предложить: «подготовка к сдаче ГИА» (для учеников 9-х классов) и «подготовка к сдаче ЕГЭ» (для учеников 10-х и 11-х классов).

В разделе «В» – написать несколько важных, но не критичные дела. В разделе «С» – написать неважные и несрочные, а возможно и не нужные дела, это могут быть: «посидеть в контакте», «поиграть в такую-то игру», «собрать урожай зомби-ферме». На выполнение метода «АВС» дается не более двух минут.

После выполнения метода «АВС» следует отметить, что необходимо постоянно помнить о выбранных в пункте «А» делах и при каждом удобном случае заниматься ими.

Для структурирования своего времени и сознательного контроля его, следует каждое утро или вечер записывать важные и срочные дела, которые необходимо выполнить. Такая работа может занять 10 минут, но может сэкономить до двух часов времени в день.

Хронометраж – это способ выявления затрат времени с помощью фиксации и замеров выполняемых действий. Этот метод позволяет выявить «поглотителей времени» и показать эффективность деятельности.

Лектор замечает, что хронометраж требует большую силу воли и высокую мотивацию к управлению своим временем, так как предполагает замерять время как минимум в течение двух недель, иначе нельзя будет точно сказать, на что действительно уходит время.

Таким образом, можно сделать вывод, что подростки испытывают серьезные барьеры социализации, приводящие к деструктивной или неуспешной социализации. По деструктивной социализации Россия держит первое место в мире по числу самоубийств среди подростков, его уровню алкоголизации и наркотизации. Неуспешная социализации более скрыта и менее выражена. Она проявляется в повышенной тревожности и страхах, фрустрациях, депрессиях, низкой самооценке и гражданского самосознания.

Неправильно организованный трудовой день подростка приводит к перегрузкам и перенапряжению организма, хронического чувства усталости и апатии к основному занятию – учебе, нехватке времени на базовые потребности в виде сна, занятий спортом и хобби. Все это приводит к конфликтам в семье и в школе с педагогами, сверстниками, а также с самим собой, реагируя на внешние проявления сознательно не организованного трудового дня.

Формирование «повестки дня» среди подростков, учителей и родителей приведет к сознательному контролю части подростков к своей жизни и времени, что приведет к формированию внутреннего локуса контроля, повысит самооценку, будет способствовать развитию чувства ответственности, удовлетворит потребность в ощущении себя взрослым. Одновременно будет снижена потребность в других зачастую негативных практиках демонстрации своей взрослости: насилие, употребление алкоголя и табакокурения.

Сознательное управление своим временем позволит выделить время на занятия спортом, хобби и другими социально полезными и развивающими практиками за счет повышения их приоритета, и снижения приоритета менее значимых для подростка видов деятельности, в первую очередь, так называемых «убийц времени».
Библиографический список

  1. Павла Астахова тревожит статистика детских суицидов // Век. – 09.02.2012. – Режим доступа: http:www.wek.ru/obshestvo/77536-pavla-astaxova-trevozhit-statistika-detskix-suicidov.html

  2. Войцех В.Ф. Что мы знаем о суициде / Под ред. профессора В.С. Ястребова. – М.: 2007. – С. 27.

  3. Проблемы духовно-нравственного состояния общества и подрастающего поколения / Комиссия Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике, Комитет Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Общественный советом Центрального федерального округа. – 2009. – С. 30.

  4. Климова С.Г. Область применения и трудность кодификации открытых вопросов // Социология 4М: 2006. – № 23. – С. 19-30.

  5. Гегер А.Э. Выявление индивидуальных и групповых ценностей в группе молодежи. Релевантные методические решения // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С . 132-141.



Л.Г. Карпова, Л.В. Кицман

Омская гуманитарная академия

г. Омск
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
В профессионально-личностной готовности специалиста дошкольного образования особое место занимает коммуникативный компонент деятельности, поскольку именно общение с ребёнком является фундаментом его полноценного развития. Общение выступает в педагогической деятельности как инструмент воздействия на личность ребёнка, с разновидностями фиксированных социальных установок, где последние при взаимодействии воспитателей с детьми носят профессионально-личностный характер. Так, подавление активности детей осуществляется воспитателем посредством приказаний, замечаний и негативного контроля. Как следствие у детей развивается зависимость и подчинение от поведения взрослого. Оптимизация активности детей выражается в количественных и качественных показателях педагогического воздействия, при которых воспитатели стремятся оказывать помощь ребёнку, осуществляют поддержку, стимулируют интерес к деятельности, используют похвалу, то есть общение воспитателя с детьми для данного возраста становится оптимальным.

На сегодняшний день некоторые авторы (Бодрова Е. В., Маралов В. Г. и др.) отмечают профессиональную неготовность воспитателей к осуществлению оптимального общения с детьми, последствия которого влияют на оптимизацию детской активности в различных видах деятельности, и, особенно, в ведущем виде деятельности дошкольников – игре. Как следствие данной профессиональной неготовности воспитателей выступает рассогласование в сознании воспитателей идей стимулирования активности, развития взаимодействия с дошкольниками, направленного на доминирование, подавление инициативы последних. Поэтому, необходимо рассмотреть, насколько воспитатель готов к общению с детьми, каким образом дети взаимодействуют друг с другом, изучить условия, способствующие конструктивному общению участников психолого-педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности [3]. Кроме того, общение имеет большое значение для формирования психики, её развития и становления человека как личности.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении. Установление контакта с ребёнком при его воспитании осуществляется на основе личностно-ориентированной модели, в которой целью общения является: обеспечение психического здоровья и развитие индивидуальности ребёнка, формирование у него знаний, умений и навыков для всестороннего развития. В данной модели способом общения выступает понимание, признание и принятие личности ребёнка, основанное на способности взрослого к децентрации. Личностная позиция взрослого при этом исходит из интересов самого ребёнка, перспектив дальнейшего его развития, где ребёнок выступает полноценным партнёром в условиях сотрудничества. Следовательно, общение в деятельности воспитателя выступает как средство решения учебно-воспитательных задач; как способ развития умения общаться со взрослыми и сверстникам; как процесс воспитания индивидуальности ребёнка, его социально-личностного развития [1].

В общении с ребёнком улыбка является непременным атрибутом диалога, и чем моложе ребёнок, тем более он нуждается в поощрении своих действий молчаливой улыбкой взрослого. Позиция общения также имеет большое значение для хорошего контакта. Например, если дошкольник сидит на полу, а воспитатель стоит рядом, то через некоторое время участники взаимодействия почувствуют дискомфорт, поскольку у них быстро наступит усталость.

Оптимальная позиция в общении взрослого и ребёнка – позиция «глаза в глаза», поскольку собеседники занимают равные позиции в психологическом плане, никто из них не считает себя более значимым, что способствует наилучшему контакту. Иногда и позиция «сверху» в отдельных случаях играет положительную роль, например, когда необходимо защитить ребёнка, что-то быстро решить либо если малышу что-то угрожает.

Кроме того, воспитателю важно правильно определить дистанцию общения, как в отношении каждого ребёнка, так и для всей группы. Это довольно сложно, поскольку для каждого ребёнка оптимальная дистанция может быть разной, для разных ситуаций и для разных видов деятельности. Кроме того, для разных детей дистанция взаимодействия со взрослым также разная. Отсюда, сколько детей в группе, столько и дистанций общения, на которой каждый из них будет чувствовать себя комфортно и в то же время у них возникает потребность контактировать со взрослым. Для того, чтобы взаимодействие воспитателя и ребёнка стало приятным и полезным, именно воспитатель выбирает оптимальную дистанцию общения.

Общение всегда предполагает какой-то результат: либо изменение поведения ребёнка, либо изменение деятельности детей. Очень важно понять, каким образом воспитатель может влиять на ребёнка в процессе взаимодействия. Можно предположить, что для эффективного общения воспитатель должен хорошо владеть методами убеждения и внушения. Например, при использовании взрослым убеждения необходимо знать мнение ребёнка по обсуждаемому вопросу, учитывать факты и явления, известные собеседнику и не уходить от ответов, а также уметь устанавливать психологический контакт с ребёнком, тем самым вызвать к себе доверие. Прежде чем внушить что-то ребёнку, воспитатель создаёт эмоционально-значимую ситуацию, воздействуя на его чувства. По своей природе дети очень внушаемы, поэтому при помощи вербальных и невербальных средств общения, действий воспитателя и обстановки, соответствующей эмоционально описываемым образам, достигается внушение. Облегчает внушение ребёнка и его большая подражательность взрослому. Независимо от того, выступает ли внушение как самостоятельный вид педагогического воздействия либо представляет компонент убеждения, между воспитателем и ребёнком всегда существует тесный контакт.

Далее, рассмотрим некоторые психологические механизмы, которые влияют на межличностное восприятие. Так, механизм идентификации даёт возможность воспитателю поставить себя на место ребёнка и продумать его мысли, что поможет взрослому правильно определить мотивы поведения другого. Механизм эмпатии действует таким образом, что под его влиянием взрослый стремится эмоционально откликнуться на детские проблемы и проявить сочувствие, заинтересованность, что способствует сближению межличностного общения [2].

Итак, конструктивное взаимодействие воспитателя с дошкольником зависит от того, насколько взрослый эмоционально привлекателен для него, как часто проявляет интерес к детским проблемам, насколько грамотно владеет словом и интонацией, каким образом использует невербальные средства общения. Взрослый, общаясь с дошкольником, постепенно расширяет границы его знаний об окружающем мире. Взрослый обучает детей общению в совместной игре при опережающей инициативе последнего; при личностном общении он привлекает внимание ребёнка к оценке собственных умений и учит сопоставлять своё мнение с мнением другого. Следовательно, если взрослые понимают ребёнка, знают, что его интересует и поддерживают его в различных ситуациях, то такое общение всегда будет происходить в позитивном ключе.

Рассмотрим общение дошкольников со сверстниками. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. В отличие от общения со взрослыми, при котором взрослый даёт ребёнку культурные нормы общения, выслушивает детские рассказы, даёт нравственную оценку детским высказываниям, а ребёнок получает новую информацию и ждёт оценки своих действий, взаимодействие со сверстниками носит иной характер. Во-первых, общение со сверстниками имеет яркую эмоциональную насыщенность с преобладанием некой раскованности, экспрессии. Во-вторых, отсутствие жёстких норм и правил приводит к тому, что дети используют нестандартные выражения, придумывают новые названия знакомым предметам, активны, и такие условия развивают у них творческие способности. В- третьих, в детской речи преобладают инициативные высказывания над ответами, то есть каждый ребёнок говорит о своём, перебивая друг друга. Отсюда, беседа не получается. В-четвёртых, общение со сверстниками значительно богаче по назначению и функциям, что порождает разнообразие контактов.

Следовательно, ребёнок учится в общении со сверстниками выражать себя, вступать в разнообразные отношения и управлять другими, а в общении со взрослыми – усваивать новые знания, говорить и делать, как надо и слушать и понимать другого.

На протяжении всего дошкольного детства ребёнок стремится продемонстрировать себя, привлечь к себе внимание, а среди многообразных его высказываний со сверстниками преобладают разговоры, связанные с собственным «Я». Это происходит потому, что дошкольнику важно продемонстрировать сверстнику своё превосходство, он приобретает уверенность в том, что его замечают, а значит, любят, что он самый хороший. При этом, сравнивая себя с другими, дети субъективны и сверстник для них является предметом для сравнения. В ситуации, когда ребёнок не оправдывает ожидания другого и начинает вести себя иначе, его сверстник переходит на качества личности и оценивает их негативно. Например, не даёшь игрушку – значит, жадный.

Иногда между детьми возникают конфликты. Это происходит по нескольким причинам. Одной из причин детского конфликта может быть ожидание хорошей оценки, похвалы от сверстника, поскольку в дошкольном возрасте дети видят только внешнее поведение другого и не понимают, что их сверстники – это личности со своим внутренним миром, интересами, желаниями. Поэтому похвалить другого ребёнка для дошкольника представляет определённые трудности. Другая причина заключается в том, что дошкольник не осознаёт свой внутренний мир, свои переживания, следовательно, ему трудно представить, что чувствует другой. В этой ситуации воспитатель может помочь дошкольнику посмотреть на себя и сверстника со стороны.

Таким образом, для нормального развития ребёнку необходимо общение не только со взрослыми, но и со сверстниками. Взаимодействуя в позитивном ключе, участники общения обогащают друг друга новыми знаниями, впечатлениями, учатся понимать и принимать различные точки зрения, встать на место другого и увидеть ситуацию иначе, стремятся оказывать поддержку новым начинаниям и демонстрируют умения. Следует также отметить, что на протяжении дошкольного детства сообщение ребёнка о себе изменяется от «это моё» до «каким я буду, когда вырасту», и зарождаются новые отношения «мы», поддерживаемые взрослыми.
Библиографический список

  1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. От рождения до поступления в школу: учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 366 с.

  2. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.

  3. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы / сост. Н. И. Конюхов. – М., 1992.



В.С. Тонн

Омская гуманитарная академия

г. Омск
Психосоциальная работа с молодыми семьями,

нуждающиеся в психологическом сопровождении
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что наиболее острые социальные проблемы молодой семьи выражаются сегодня в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Молодые семьи, в силу неподготовленности к совместной жизни, оказываются не в состоянии решить накопившиеся проблемы самостоятельно, именно поэтому немалое место в системе социальной работы занимает психосоциальная помощь молодым семьям. Специалистами по психосоциальной работе оказывается систематичная помощь, достигаемая по средствам применения определенных технологий, использования различных методик, позволяющая сохранить брак и обеспечить полноценное функционирование молодых семей. Анализ теории и практики психосоциальной работы с молодыми семьями, показывает, что проблема определения эффективных форм психосоциальной работы с молодыми семьями, нуждающимися в психологическом сопровождении, полностью не решена.

Цель исследования – определить эффективные формы психосоциальной работы по решению проблем молодых семей, нуждающихся в психологическом сопровождении.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

Определить понятие «молодая семья, нуждающаяся в психологическом сопровождении».

Выявить круг основных психологических проблем, молодых семей в современном обществе.

На основе анализа литературы определить формы и методы психосоциальной работы с молодыми семьями, нуждающимся в психологическом сопровождении.

Провести оценку эффективности психологического консультирования, как метода социально-психологической помощи молодой семье.

При решении первой задачи, на основе анализа литературы и нормативно-правовых документов, определено понятие «молодая семья, нуждающаяся в психологическом сопровождении».

При рассмотрении молодой семьи П.Д. Павленок дает следующее определение данной социальной категории: это семья в первые три года после заключения брака. Возраст супругов от 18 до 30 лет. Молодые семьи бывают большими, состоящими не только из супругов, детей, но и родителей супругов, бабушек, дедушек или даже родственников, и малыми, состоящими только из супругов или супругов с детьми. В структуру понятия молодая семья входят полные семьи, благополучные, социального риска, семьи с несовершеннолетними матерями, студенческие, семьи военнослужащих срочной службы.

Выполняя определенные функции, семья является основой общества, гарантией его стабильного состояния и развития. Нарушение какой-либо из функций семьи ведет к неизбежным проблемам и конфликтам, как внутри семьи, так и за ее пределами. Способствовать восстановлению утраченных или поврежденных функций призван, в том числе, и социальный работник. Для социального работника знание функций семьи важно для правильной диагностики проблем семьи.

У молодых семей существует множество проблем:

Социально-экономические включают в себя низкий уровень дохода, неспособность удовлетворить необходимые потребности членов семьи.

Группа проблемы стабильности – меняющееся законодательство, отсутствие последовательности и законных гарантий в социальной политике.

Социально-психологические проблемы характеризуются повышенной конфликтностью семейных отношений, категоричностью членов семьи, сексуальной неграмотностью.

Социально-бытовые – это проблемы обеспеченности жильем, недоступность покупки жилья, а также низкое качество жилищных услуг.

Под молодой семьей, нуждающейся в психологическом сопровождении, понимаем такие молодые семьи, которые имеют социально-психологические проблемы.

При решении второй задачи, определен круг психологических проблем, с которыми сталкивается молодая семья. Комплекс проблем, существующих в молодых семьях (социально-экономические, психологические и др.), изучен такими авторами, как Д.В.Баранова, И.Ф. Дементьева, В.И. Зацепин, В.А. Каблуков, Ю.Я. Королев, М.Н. Краснова, М.С. Мацковский, И.Г. Неудачина, А.Д. Плотников, Л. Симеонова, А.Г.Харчев, И.О. Ястребова. На основе анализа литературы выявлены основные социально-психологические проблемы молодой семьи:

Повышенная конфликтность семейных отношений. В психологии под конфликтом понимается отрицательное обоюдное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Конфликтными супружескими семьями являются те семьи, в которых существуют постоянные разногласия, споры, выяснения отношений, вплоть до оскорблений и, даже рукоприкладства. Интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая тем самым особо сильный и продолжительный конфликт. Причин для конфликта несколько. Это: расхождения взглядов на семейную жизнь; неудовлетворенность потребностей, связанных с различными сферами семейной жизни; разница в темпераментах; завышенные материальные потребности; супружеская неверность; неуважительное отношение друг к другу; бытовая неустроенность; различия в духовных интересах и потребностях и т.п. 

Очень важная проблема молодой семьи – несовпадение ценностных иерархий у супругов; противоречия в этой области не всегда обнаруживаются в повседневной жизни, но антагонизм ценностных установок обычно становится очевидным еще в период «проб» и приводит к разрыву отношений. Каждый день для супругов встают проблемы, требующие немедленного разрешения: куда пойти, как провести свободное время, как и на что потратить деньги, кого позвать в гости и тому подобное. Умение находить компромиссные решения по таким вопросам ведет к сплочению семьи.

Отдельную психологическую проблему представляет собой несовпадение представлений мужа и жены относительно профессиональной карьеры женщины. Как правило, если женщина активно участвует в профессиональной деятельности, она пользуется и большими правами в решении основных семейных проблем. Вопрос о том, в какой степени женщина должна посвятить себя семье или же работе, часто является предметом споров между супругами.

В.П. Меньшутин считает, что адаптационный процесс значительно усложняется вследствие того, что каждый из супругов приносит опыт родительской семьи, супружеских отношений родителей: довольно часто в молодой семье сталкиваются и переплетаются между собой две «психологии»: «психология» семьи, где вырос муж, и «психология» родительской семьи жены.

Т.А. Гурко, рассматривая проблему стабильности молодой семьи, полагает, что сложности во взаимоотношениях молодых супругов обусловлены прежде всего тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. В прошлом преобладали традиционные образцы поведения мужа-отца и жены-матери, когда мужчина выполнял роль главы семьи, ее кормильца и носителя социального статуса, а женщина – хранительницы домашнего очага, хозяйки и воспитательницы детей. В настоящее время в результате массового вовлечения женщин в производственную деятельность, роста уровня их образования, широкого распространения идей равноправия муж и жена нередко имеют примерно одинаковый социальный статус и заработок, на равных участвуют в принятии семейных решений. В то же время в обществе функционируют представления о семейных ролях и обязанностях супругов, недостаточно соответствующие реальности: с одной стороны, ожидания определенной части населения связаны с традиционной семьей; с другой – укрепляется мнение о прямом равенстве мужчины и женщины в выполнении семейных функций и т.д.

При решении четвертой задачи исследования был проведен анализ литературы и определены формы и методы психосоциальной работы с молодыми семьями, нуждающаяся в психологическом сопровождении.

В результате были выявлены следующие формы психосоциальной работы:

Организация работы различных клубов:

Клуб подготовки к семейной жизни или клуб будущей семьи (для молодоженов). Клубная форма работы с семьей может быть направлена на решение проблем межличностного общения, оказание социально- психологичес кой помощи молоды м супруга м в процессе адаптации друг к другу, помощь в организации семейной жизни и досуга.

Клуб молодой семьи. В условиях работы такого клуба оказывается соц иально-педагогическая и психологическая помощь супругам, решаются задачи профилактики супружеских затруднений (конфликтов, сексуальной дисгармонии, неудовлетворенных потребностей личности, проблем совмещения жизненных ценностей), создаются ситуации для осознания мотивов и целей репродуктивного поведения супругов.

Клуб молодых родителей ставит перед собой задачу воспитания родителей: исследуются психологические установки и готовность к рождению ребенка, стили воспитания детей, влияние системы семейных отношений на психическое развитие личностей членов семьи.

Клуб выходного дня «Отдыхаем всей семьей» ставит перед собой задач у организации и проведен и я развлекательно-познавательных встреч молодых семей, имеющих детей.

Игровые мероприятия: конкурсы, викторины, спортивные соревнования, смотры семейного творчества. Полезно использовать игру формирования семейных отношений через шуточное игровое действие, когда участники разыгрывают различные семейные ситуации. Переодевания, розыгрыши, комические сценки, шуточные куплеты - все это создает особую психологическую атмосферу раскрепощенности, искренности, которая помогает улучшить взаимоотношения молодых семей.

Этические беседы, диспуты на морально-этические темы. Это активные формы восприятия нравственных понятий семьи. Примерные темы бесед и дискуссий: этика поведения семьянина и здоровье; любовь и домашнее хозяйство; любовью дорожить умейте; образ счастливой семьи.

Психологическое консультирование - это вид краткосрочной психологической помощи (от одной до десяти встреч), ориентированный на выявление причин возникновения конкретных проблем, их разрешение и восстановление эмоционального равновесия. Основные проблемы обращения молодой семьи к психологу связанно с адаптацией в браке:

- принятие потребностей друг друга;

- взаимодействие с родителями;

- появление ребенка и кризис на этом фоне;

- сексуальная дисгармония, связанная с неадекватным представлением о собственной сексуальности, с вынужденным воздержанием в связи с беременностью супруги;

- отсутствие навыка конструктивного решения конфликта;

- наличие ложных представлений о взаимодействии в браке;

- определение лидерства;

- измена.

При решении четвертой задачи была проведена оценка эффективности психологического консультирования, как формы социально-психологической помощи молодой семье. Исследование осуществлялось на базе «Центра социальных услуг для молодежи Советского административного округа» города Омска. В исследовании охвачено десять семей. При осуществлении психологического консультирования использованы следующие методики:

Составление социальной карты семьи (автор М.Броуэн);

Составление генограммы семьи (автор К.-Ч.Тойч, А.А.Щутценбергер, А.Варга, Э.Эйдемиллер и др.);

Методика « Я и мой жизненный путь» (автор М.Броуэн);

Методика « Рамки, через которые мы смотрим на мир» (автор М.Броуэн);

Методика “История жизненных переживаний личности”(автор А.Фрейд);

Оценка эффективности психологического консультирования как формы психосоциальной работы осуществлялось при помощи интегрального показателя качества отношений в молодой семье - степень удовлетворенности самих супругов семейной жизнью.

Опрос семей, которые обратились к психологу показал, что в молодой семье полного удовлетворения семейной жизнью нет ни у мужа, ни у жены. По результатам мы сделали вывод о том, что больше половины женихов и невест еще до брака не удовлетворены характером друг друга. Результаты, показали, что основные домашние обязанности в семьях в основном ложатся на плечи женской половины. Женская бытовая занятость в 2-3 раза превышает мужскую. Главенство мужа в семье исчезло в смысле единоличного принятия решении, распоряжений денежными средствами. Семейным бюджетом, повседневными расходами занимаются женщины. Больше половины "счастливых женщин" и 40% их мужей несчастливы в сексуальной сфере. Около 30% "счастливцев" связывает только привычка и боязнь одиночества.

Подводя итог, можно говорить о том, что лишь в 3–4 случаях незначительным большинством респондентов выражено удовлетворение отдельными сторонами своей жизни, а в 11–12 случаях такой положительный баланс чувств выражен числом респондентов от 50 до 20%. Наименьшее удовлетворение у супругов вызывает их материальное обеспечение, жилищные условия, количество детей в семье и то, как они проводят свободное время. Все эти данные соответствуют по своему характеру и структуре общему неблагоприятному положению молодой семьи в современных условиях.

страница 1 ... страница 17страница 18страница 19страница 20страница 21 ... страница 23страница 24


скачать

Другие похожие работы: