Сборник статей по материалам выступлений участников VIII международной научно-практической конференции студентов и магистрантов
Библиографический список
Белов Н.А. Дети-бомжи: как это началось//Правда.- 2005.- №6
Ковалев В.В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. - М.: Медицина, 1992
Максимов Л.Н. Организация работы с беспризорными детьми в 1920-е годы//Нескучный Сад.- 2003.- №1
Миронов С.О положении детей в Российской Федерации //Известия.-2005.- №7
Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности//МК.- 2004.- №3
Шихалиева С. Дети, вы чье конкретно будущее? //МК.- 2005.- №9
Садовская Ю. Беспризорников гораздо больше, чем мест для них в детских приютах//Аргументы и факты.- 2004.- №4
Закон РФ №120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст.14, 15
Г.И. Усманова
Омский юридический институт
г. Омск
ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНОЙ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ И УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ЮРИСТОВ
(НА ПРИМЕРЕ АДВОКАТОВ)
В соответствии с классификацией Е.А. Климова адвокатская профессия относится к группе профессии «человек – человек», т.е. тесно связана с общением. Представители этой области труда ежедневно общаются с большим количеством людей – как знакомых, так и нет, некоторые из них отличаются асоциальным поведением. Поэтому риск эмоционального выгорания у адвокатов даже выше, чем у других специалистов, чья работа также связана с людьми.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что существует острая необходимость в снижении числа работников подверженных эмоциональному выгоранию. Это в свою очередь будет способствовать увеличению как производительности в конкретном филиале адвокатской палаты, так и в целом улучшению самочувствия сотрудников.
Целью нашего исследования являлось выявление особенностей и уровня эмоционального выгорания, особенностей интерактивной стороны общения юристов, конкретно на примере адвокатов.
Впервые феномен эмоционального выгорания описал американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 г., работавший в альтернативной службе медицинской помощи. Слово «burnout» - «выгорание» использовали для обозначения переживания человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения. Синдром «выгорания» берет свое начало в хроническом последовательном напряжении или эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком в личностно значимых ситуациях общения с другими людьми [4].
В.В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [3].
Данное состояние характеризуется чувством изнеможения, безразличия к рабочему процессу. У лиц, обладающих данным синдромом, выявляют негативное отношение к коллегам, клиентам, а также недостаток собственного профессионального мастерства.
Что касается «целевой аудитории» синдрома, то эмоциональному выгоранию подвержены работники, которым в силу их профессиональной деятельности приходится много и часто общаться как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми. Также этому синдрому в большей степени подвержены те, кто страдает внутриличностными конфликтами на почве выполнения их трудовых функций. Чаще в эту категорию попадают женщины, которым приходится постоянно выбирать между карьерой и семьей, и при этом стараться исполнять должностные обязанности на одном уровне с коллегами – мужчинами. Данному состоянию подвержены больше жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.
Особенности и уровень эмоционального выгорания определялись нами по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. После анализа результатов нами отмечено следующее: были выявлены, во – первых, незначительные половые различия; во – вторых, возрастные различия в особенностях и уровне эмоционального выгорания адвокатов.
Средние показатели уровня эмоционального выгорания по группам у мужчин и у женщин различны. Однако у большинства респондентов данной выборки наблюдается вторая фаза процесса эмоционального выгорания – резистенция. Это определяет ряд особенностей в поведении и межличностном взаимодействии респондентов данной выборки. Достаточно часто может проявляться неадекватное эмоциональное избирательное реагирование, имеет место эмоционально-нравственная дезориентация. Они стараются расширять сферу экономии эмоций.
Возрастные различия эмоционального выгорания адвокатов заключаются в следующем: большинство респондентов в возрасте 40-45 лет пребывают в фазе истощения, у них наблюдается эмоциональный дефицит, эмоциональная и личностная отстраненность (деперсонализация), психосоматические и психовегетативные нарушения. Однако при переходе в следующий возрастной период они достаточно самостоятельно возвращаются в фазу резистенции.

Рис. 1. Средние показатели по группам мужчин и женщин
Понятие «макиавеллизм» сегодня часто используется в различных гуманитарных науках. Макиавеллизм как научная категория широко распространен в зарубежных психологических исследованиях (Р. Кристи, Ф. Гейтс, Д. Амес, Р. Кид, С. Бламстейн, М. Брагински, З. Черальник, А. Диетч, Р. Краут, Д. Шеперд, Т. Спаркс, Д. Вилсон и др.), но практически не используется в отечественной психологии. Американские ученые провели контент-анализ трактата Н. Макиавелли «Государь» и на его основе создали психологический опросник - Mach 4 и Mach 5. Название переводится как Мак-шкала, опросник активно используется в социальной психологии и психологии личности.
Основоположником изучения проблемы макиавеллизма в отечественной психологии следует считать В.В. Знакова [2]. Знаков первый перевел и апробировал наиболее распространенную методику диагностики макиавеллизма Mach 4. Он определяет макиавеллизм как черту, поведенческую установку, выражающуюся в использовании психологической манипуляции в качестве основного средства достижения своих целей, часто в ущерб интересам других субъектов. Он считает, что социальная отстраненность является основной характеристикой подобных людей [1].
Особенности и уровень проявления макиавеллизма определялся нами по методике Братченко. По выраженности того или иного уровня макиавеллизма респонденты по результатам данного исследования разделились на две группы: среднего (72%) и высокого (28%) уровня. При этом были обнаружены половые различия. Средний показатель проявления макиавеллизма у мужчин несколько ниже (М=78), чем у женщин. Средний показатель по группе женщин М=85.

Рис. 2. Уровень макиавеллизма
Данный уровень проявления макиавеллизма и мужчин, и женщин, согласно авторской оценке по Мак-шкале, относится к показателям среднего. Это означает, что в большинстве случаев респонденты способны проявлять склонности к манипулированию другими в процессе общения. Эти личности коммуникабельны, уверены в себе, убедительны, независимо от того, говорят они правду или лгут. В общении целеустремлены, конкурентноспособны, зачастую направлены на достижение цели, а не на взаимодействие с партнерами. Данные особенности в ситуациях взаимодействия в большей степени характерны для женщин. Высокий уровень проявления макиавеллизма показали 28% из исследованных адвокатов. Таких личностей западные ученые характеризуют как интеллектуально и всесторонне развитых, смелых, амбициозных, доминирующих, настойчивых, эгоистичных. Субъекты с высокими оценками более точны и честны в восприятии и понимании себя и других. Низкий уровень проявления макиавеллизма на данной выборке выявлен не был.

Рис. 3. Показатели макиавеллизма
Впервые упоминание о психологической защите как особом механизме, ослабляющем напряжение интрапсихического (внутреннего) конфликта между бессознательными импульсами интериоризированными требованиями внешней среды, было сделано З. Фрейдом в работах конца XIX века.
Согласно разработанной З.Фрейдом структуре личности, психологические защиты рассматриваются как бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения «Я»-компромисса между противодействующими силами «Оно» или «Сверх-я», а также внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом, и представляют собой специфические бессознательные процессы, с помощью которых «я» пытается сохранить интегративность и адаптивность личности.
Нами было проведено исследование, направленное на определение того, какими механизмами психологической защиты и в каком возрасте пользуются адвокаты. Была использована методика личностного опросника Келлермана – Плутчика.
Наше исследование выявило, что большинство мужской группы респондентов пользуется таким механизмом психологической защиты, как рационализация (М=0,56). Однако, что касается женской группы, то данный механизм по частоте использования среди респондентов стоит на втором месте (М=0,66). При помощи рационализации субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени. Этот термин был введен Э. Джонсом.

Рис. 4. Используемые респондентами механизмы психологической защиты (средние показатели)
Максимальный средний показатель по группе женщин выявлен по блоку отрицания реальности (М=0,8). Это механизм психологической защиты, посредством которого личность отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства. Как правило, действие этого механизма проявляется в отрицании тех аспектов внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее, не принимаются, не признаются самой личностью. Иными словами, информация, которая тревожит и может привести к конфликту, респондентами данной выборки не воспринимается. Имеется в виду конфликт, возникающий при проявлении мотивов, противоречащих основным установкам личности, или информация, которая угрожает ее самосохранению, самоуважению или социальному престижу. Как показывает опыт, отрицание как механизм психологической защиты реализуется при конфликтах любого рода и характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия действительности.
Отрицание реальности – защитный механизм, отрицающий существование угрожающих внешних факторов (по А. Фрейд).
Были выявлены и возрастные особенности. Так, в возрасте от 20 до 40 лет адвокаты пользуются чаще рационализацией, однако в период с 40 до 45 лет отмечается замена данного механизма на отрицание реальности. И далее с увеличением возраста происходит возврат к рационализации.
В дальнейшем планируется продолжение изучения особенностей интеракции сотрудников юридической сферы, конкретно выявить взаимосвязи структурных компонентов интеракции для выявления причинно-следственных связей.
Библиографический список
Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни: монография. М.: Мысль, 1991.
Амбайл Т. Как убить творческую инициативу // Креативное мышление в бизнесе. М., 2008.
Бойко В.В. Правила эмоционального поведения: монография. СПб., 1998.
Михайлова О.Б. Профессиональное выгорание: «гореть», но не «сгорать» на работе» // Бюджетный учет. 2007. № 8.
Журналистика и PR
Е.В.Синицина
Омский государственный технический университет
г. Омск
Роль журналов, издающихся в Омской области,
в формировании информационного пространства
региона
Среди исследований российской журналистики представлено небольшое количество работ, в которых рассматривается информационное пространство региона. В какой же степени печатные издания заботятся о сохранении границ информационного пространства региона, об удовлетворении интереса граждан к разносторонней информации? Выполняют ли журналисты важнейшие функции критики и контроля, организаторскую, коммуникативную, насколько они объективны?
Внимание автора привлекли два журнала: деловой «Nota Bene. Особое внимание» (NB) и молодёжный «Класс». «Класс» популярен у целевой аудитории, «Nota Bene…», напротив, не пользуется большой популярностью. В чем причины этого? Коротко охарактеризуем систему рубрик, жанров, тематику материалов обоих печатных изданий.
Журнал «Nota Bene…» издаётся за счёт налогоплательщиков, причём размещаемая в нём информация о деятельности органов власти подаётся исключительно в положительном ключе. Одностороннее освещение событий социально-политической жизни региона можно проследить, например, в публикации под названием «2012-й. Начало»: «Согласно данным Министерства регионального развития Российской Федерации Омская область входит в число успешных российских регионов, добившихся высоких результатов в социально-экономическом развитии в первом квартале 2012 года. На рынке труда сохраняется низкий уровень зарегистрированной безработицы. В текущем году тарифы на услуги не изменились. Наш регион находится в лучшей группе российских территорий по доле прибыльных организаций, темп роста прибыли которых в два раза выше среднероссийского. Все это позитивно сказывается на настроениях омичей»1. Судя по содержанию этой публикации, в Омской области всё хорошо: и цены продуктов низкие, и безработицы нет, и люди живут замечательно. Однако в жизни мы наблюдаем иную картину. Сотрудники печатного издания предпочитают односторонность в анализе событий, игнорируют необходимость критически относиться к источникам информации, скрупулезно исследовать факты, докапываться до сути явлений. Для них ценностью является служение работодателю, а не читателям и обществу.
В системе рубрик журнала «Nota Bene…» к тематическим рубрикам относятся следующие: «Наука», «Творчество», «История», «Экономика», «Больше спорта», «Малый бизнес», «Инновации». Значительное место занимают служебные рубрики: «Реплика», «Фельетон», «Рейтинг». В выпусках 2010 года существовала рубрика под названием «Скандал». Под ней размещались материалы, в которых резко критиковалась мэрия города Омска: «Деньги врачей пошли на лифтёров: в Омске сторожа и лифтеры в большем приоритете у мэрии, чем врачи и учителя»2.
В журнале «Nota Bene…» представлено небольшое количество тематических направлений (экономика, политика и общество), глубина анализа событий и явлений жизни ощутима. Примерами обязательных тем в журнале являются развитие малого и среднего бизнеса, тенденции социально-экономического развития области, законодательные нововведения. На страницах журнала представлены аналитические (корреспонденция, статья, комментарий, обозрение), художественно-публицистические жанры (фельетон). Сотрудниками редакции журнала написана большая часть материалов. Журналисты заботятся о том, чтобы в них были представлены экспертные мнения о той или иной проблеме.
В печатном издании, как правило, не используются просторечные выражения. Однако в рубрике «Фельетон» встречаются просторечные фразеологизмы, которые выполняют экспрессивную функцию: «вкручивать мозги людям»3, «в общем, замяли эту историю»4. В журнале встречаются фразеологические выражения, которые подвергаются разного рода трансформациям: «Кто же такой дом снесёт, он же памятник?!»5.
Что касается журнала «Класс», то его редакция позиционирует себя как источник полезной и позитивной информации для омской молодёжи. В системе рубрик значительное место занимают тематические («Путешествие», «Лав стори», «Учёба», «Стиль», «Работа», «Хобби», «Бизнесмен», «Афиша»), служебные («Обзор», «Рейтинг», «Репортаж», «Эксперимент»). В каждом номере журнала часть рубрик объединена магистральной темой (например, «теплый», «здоровый», «мужской», «красивый» номер). Журнал финансируется за счёт средств бюджета Омской области, в рубрике «Новости» регулярно освещается деятельность губернатора региона, это свидетельствует о том, что журнал зависит от правящей элиты. Однако справедливости ради можно заметить, что печатное издание не засорёно рекламой, а информация, посвящённая деятельности губернатора, занимает лишь две страницы из пятидесяти шести.
Представлено большое количество тематических направлений: образование, культура, спорт, искусство, развлечения, при этом глубина их анализа не является низкой. Примерами обязательных тем в журнале являются учёба, трудоустройство молодых специалистов, спортивные достижения омичей, значимые культурные события в Омске, инновации. Желательные темы: туристические путешествия, значимые события в стране («Релакс-туры: на пути к гармонии»6).
В журнале «Класс» публикуются аналитические материалы («Семья в студенческие годы: не рано?»7), но превалирует группа информационных жанров: заметка, репортаж, интервью (интервью «Антон Власов: Я влюблен… пока только в танцы»8, заметка «Студентам показали учебник будущего»9). Большая часть материалов написана штатными сотрудниками редакции журнала «Класс», однако нередко встречаются и материалы, подготовленные внештатными авторами («Реалити-шоу «Свадьба»: двойная победа!»10). Также размещаются материалы, написанные экспертами: «Антон Кириллов, заместитель руководителя Всероссийского молодёжного проекта «Все дома» по региональному развитию (Москва): – Основная идея проекта – объединить молодых людей для решения проблем в сфере ЖКХ»11. Для придания стилистической окраски в материалах «Класса» употребляются просторечные выражения и слова из молодежного сленга (заметка «Вкусняшки для здоровья и настроения»12, рубрика «Тусовки»13).
Сравнивая содержательно-тематические модели журналов «Nota Bene…» и «Класс», автор выяснил, что они существенно отличаются друг от друга. Журналы имеют разную тематическую направленность («Nota Bene…»: политика, экономика, общество; «Класс»: образование, культура, спорт, искусство, развлечение), следовательно, разные цели и целевые аудитории. Если журнал «Класс» в основном освещает культурные события региона и рассчитан на молодежную аудиторию, то журнал «Nota Bene…» пишет об общественно-политических событиях и позиционирует себя как «журнал для деловых людей». Журналы различаются жанровой политикой: в молодёжном журнале преобладают информационные жанры, в деловом − аналитические.
Сотрудниками редакций журналов написана большая часть материалов. Представлены экспертные мнения, являющиеся признаком авторитетности. В журнале «Класс» нередко встречаются материалы, написанные внештатными журналистами.
В журнале «Nota Bene…», как правило, не используются просторечные выражения, за исключением рубрики «Фельетон». В то же время в «Классе» употребляются просторечные выражения и слова из молодежного сленга для придания стилистической окраски материалам.
Сходство журналов в том, что они, как и многие региональные печатные издания России, зависят от органов власти, систематически освещают деятельность главы региона исключительно в положительном свете. Это свидетельствует об односторонней и субъективной подаче информации. Однако в отличие от журнала «NB», где большую часть занимают материалы, посвящённые политике, журнал «Класс» посвящает деятельности власти лишь малую часть публикаций. При этом его интересуют работа общественных организаций и жизнь представителей разных социальных групп.
Оба журнала оказывают существенное влияние на формирование информационного пространства региона. Важно подчеркнуть, что налогоплательщики, на средства которых содержатся эти печатные издания, нуждаются в правдивой и разносторонней информации, а не в пропагандистских опусах, подготовленных за их счёт. Общество рассчитывает на то, что информационное пространство не будет искажаться, а журналисты станут объективно и всесторонне освещать события, происходящие в регионе и стране в целом.
А.М. Степанова
Государственный университет Министерства финансов РФ
филиал в г. Омске
РОЛЬ ИНТЕРНЕТА В РАЗВИТИИ СТРАХОВЫХ РЫНКОВ СТРАН СНГ
Согласно данным Фонда «Общественное мнение» на сегодняшний день ежемесячная аудитория Рунета составляет 57,8 млн. человек (это порядка 50% населения России в возрасте старше 18 лет). Рост аудитории за год составил 15%. При этом, количество пользователей, выходящих в Сеть ежедневно, составляет 44,3 млн. человек (38% населения России в возрасте старше 18 лет).
Положительная динамика увеличения Интернет - аудитории, повышение скорости появления новых сайтов, нарастание темпов развития электронной коммерции создают условия высокой конкуренции во всех сферах бизнеса, в том числе и в страховании.
Мы схематично представили существующие и перспективные направления деятельности страховых компаний (СК) на рис.1.

Рис. 1. Направления взаимодействия страховых компаний и интернета
Интернет стал нашим основным источником информации. Так, на данный момент основной задачей сайтов СК как в России, так и на Украине, и в Беларуси является донесение потенциальному клиенту информации о самой компании и предоставляемых ею услугах.
Помимо непосредственно самих сайтов СК существуют сайты, оказывающие услуги страхового консалтинга, например, http://www.allinsurance.ru в России, http://infostrax.com.ua на Украине, http://www.ckb.by в Беларуси.
В выборе страховщика потенциальному клиенту также помогают рейтинги страховых компаний. В мае 2001 г. был создан первый российский рейтинг страховых компаний рейтинговым агентством "Эксперт РА". Национальный рейтинг надежности российских страховых компаний (установлен для 70 компаний, в том числе 1 приостановлен) представляет собой комплексную оценку деятельности компании, учитывающую как финансовые показатели, так и множество других факторов, оцениваемых косвенно на основе отчетности компании и дополнительных сведений.
На Украине и в Беларуси рейтинговое агентство «Кредит-рейтинг» присваивает Рейтинг надежности страховых компаний (установлен для 9-ти компаний, в том числе 1 отозван, 1 приостановлен) и Кредитный рейтинг страховым компаниям по национальной рейтинговой шкале (установлен для 2 компаний, в том числе 1 приостановлен) соответственно.
Выделяют также народный рейтинг – это своего рода электронная книга жалоб и пожеланий. Примеры: в России - http://www.provolochki.ru; на Украине http://finance.ua/ru/ratings/customer_services/~/insurances; в Беларуси - http://infobank.by/651/default.aspx .
Наиболее перспективной стратегий по налаживанию долговременных контактов с существующими страхователями, застрахованными лицами, а также потенциальными клиентами является стратегия CRM (Customer Relationship Management - Управление Взаимоотношениями с Клиентами). Данная стратегия, образно говоря, позволяет поставить клиента первым в очереди, предоставить ему реальное индивидуальное обслуживание.
CRM-система – это набор программных модулей, которые позволяют:
собирать информацию о клиенте;
хранить и обрабатывать эту информацию;
делать определенные выводы на базе полученной информации, экспортировать ее в другие приложения, а при необходимости предоставлять эту информацию в удобном виде клиентам или сотрудникам страховой компании.
Если компания уже использует CRM-систему, то интеграция данных, полученных с сайта из личного кабинета страхователя или занесенных сотрудником после контакта посредством skype, icq, marva, позволит улучшить качество обслуживания клиентов, повысить их лояльность к компании.
Интернет-реклама становится неотъемлемой частью имиджа преуспевающей СК. Одним из ее эффективных способов являются вирусные ролики.
Показатели посещаемости основных видеохостингов говорят об их привлекательности для размещения рекламной продукции. Взяв за базу таблицу, предлагаемую в статье «Российский рынок вирусной рекламы» [7], мы обновили показатели. Базовые параметры за 2012 год приведены в таблице 1.
страница 1 ... страница 20страница 21страница 22страница 23страница 24
скачать
Другие похожие работы: