NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Сборник статей по материалам выступлений участников VIII международной научно-практической конференции студентов и магистрантов


Библиографический список

  1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография, - СПб.: Речь, 2005. – 436 с.: ил.

  2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.

  3. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с., ил.

  4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. Пособие для студентов вузов / Е.И.Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2002.

  5. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 360 с.

  6. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / Пер. с англ. В. Гаврилова.- М.: Изд-во Эксмо-пресс, 2002. – 288 с. (Серия «Психология для всех»).

  7. Сатир В. Психотерапия семьи / Пер. с англ. И. Авидон, О. Исакова – СПб.: Речь, 2001. – 283 с.

  8. Уорден М. Основы семейной психотерапии. 4-е международное издание. –СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005. – 256 с.

В.В. Куриляк

Омский юридический институт

г. Омск
Особенности и уровень привлекательности

корпоративной культуры ВУЗа в оценке студентов

разных специальностей
Сегодня в России идет курс на кардинальную технологическую модернизацию эко­номики, которая требует подготовки кадров с другими, чем прежде, компетенциями. Их формиро­вание, в свою очередь, достижимо лишь тогда, когда ВУЗы сами станут мощным источником новых идей и технологий. В отличие от обычных организаций воздействие корпоративной культуры в ВУЗе осуществляется не только на сотрудников, но и на студентов, ведь именно они являются носителями особенностей корпоративной культуры ВУЗа, его традиций, ценностей, имиджа не только в период своего обучения, но и спустя много лет после его окончания. В зависимости от того, насколько эти ценности разделяются студентами, распространяется положительная или отрицательная информация о вузе.

Поэтому культура – это важный элемент условий обучения. Поскольку это динамическое системное образование, она влияет практически на все происходящие в ВУЗе события, придает студентам организационную идентичность, определяя представление о ВУЗе. Анализ миссии высших образовательных учреждений позволяет сформулировать стратегические приоритеты и цели их развития, как в среднесрочной, так и долгосрочной перспективе, а также разработать систему мер по их реализации, что обеспечит устойчивое положение вуза в образовательном пространстве.

Объект: корпоративная культура ВУЗа

Предмет: особенности привлекательности и уровень корпоративной культуры ВУЗа в оценке студентов разных специальностей

Цель: определить особенности привлекательности и уровень корпоративной культуры ВУЗа в оценке студентов разных специальностей

Задачи: 1) провести теоретический анализ теорий, концепций, подходов к понятию «корпоративная культура»;

2) определить особенности и уровень привлекательности корпоративной культуры в оценке студентов специальности государственное и муниципальное управление;

3) определить особенности и уровень привлекательности корпоративной культуры в оценке студентов специальности менеджмент организации;

4) провести сравнительный анализ особенностей и уровня привлекательности корпоративной культуры в оценке студентов разных специальностей.

Гипотеза: мы предполагаем: особенности, и уровень привлекательности корпоративной культуры в оценке студентов разных специальностей будут иметь качественное своеобразие в своем проявлении.

Методы исследования: теоретический анализ, тестирование, качественный и количественный анализы.

Методики исследования:

Опросник привлекательности корпоративной культуры

Снеткова В.М., адаптированный автором для ВУЗов.

Практическая значимость: полученные результаты, могут быть использованы кураторами учебных групп, преподавателями при взаимодействии с исследованной категорией студентов и администрацией института для дальнейшей оптимизации психологических аспектов корпоративной культуры ВУЗа.

Большинство авторитетных специалистов в области бизнеса соглашаются с тем, что организации, как и нации, имеют свою культуру.

Термин «корпоративная культура» впервые был введен в 19 веке немецким фельдмаршалом Мольтке, он применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде.

Современным российский бизнесмен понимает этот термин следующим образом: «Любая организация, если хотите - мозг. Его левое полушарие - организационная структура, штатное расписание, должностные обязанности, система управления. А правое полушарие - это культура организации: нормы поведения, ценности, обычаи, ритуалы и табу, принятые в коллективе» [1] Согласно мнению немецкого исследователя Л. Розенштиля, понятие «корпоративная культура» в значительной степени отражает усвоенные нормы, которые определяют поведение работников данной фирмы. А американский экономист Э. Этос понимают под этим «высшие цели» и «духовные ценности» Антрополог М. Мид характеризует культуру, в том числе корпоративную, как основу усвоенного поведения, которую группа людей, имеющих общее прошлое, передает новым членам коллектива [2].

Одним из критериев движения высшей школы в данном направлении выступает трансформация организационной модели вузовской жизни. Современный ВУЗ считается интегрирующим образовательным и научным центром, способным удовлетворить просторный диапазон запросов передового потребителя в области образования, науки, культуры. Образовательное пространство вуза представляет собой сложное многокомпонентное явление, структурированное как по вертикали, так и по горизонтали. По горизонтали образовательное пространство вуза представлено общесоциальным, общенаучным уровнями, уровнями собственно образовательного пространства учебного заведения и подпространств-кластеров, личного пространства субъектов. По вертикали структуру образовательного пространства образуют административные органы, учебно-научные подразделения, научно-исследовательские центры, научно-производственные комплексы, институт воспитания. Современное образование не должно быть унитарным. Образование не должно готовить для жизни, но само должно стать основополагающим этапом жизненного цикла молодого человека, а также его наставников.

В современное понятие вузовской корпоративной культуры включаются многофункциональность учреждения, его способность генерировать и осуществлять трансфер технологий и знаний, ориентация на научные исследования и разработки, высокий профессиональный уровень преподавателей, интеграцию в международное образовательное пространство, стремление к лидерству внутри региона, страны, образовательного сообщества в целом.

Корпоративность вуза сегодня - это определенные критерии, факторы, показатели, традиции, объединяющие всех людей, осуществляющих свою деятельность в университете и преданных ему, независимо от своего университетского статуса. [5]

Сравнительный анализ корпоративной культуры в оценке студентов Омского юридического института, специальностей «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации»

Для определения особенностей привлекательности корпоративной культуры ВУЗа мы воспользовались опросником привлекательности корпоративной культуры Снеткова В. М., адаптированным автором для ВУЗов. [2] В сравнительный анализ производился по 7 шкалам:


Рис 1. Особенности и уровень привлекательности корпоративной культуры в оценке студентов НОУ ВПО ОмЮИ
1 шкала. Содержание работы (напряженная или простая работа)

2 шкала. Утилитарная потребность (хорошие условия и материальное обеспечение труда)

3 Потребность в хороших взаимоотношениях:

4-я шкала. Потребность в признании, в личном авторитете:

5 шкала. Мотивация (учебная мотивация студента, участие студентов в развитии института)

6 шкала. Патриотизм (потребность в успехах ВУЗа, сплоченность коллектива)

7 шкала. Организация учебной деятельности в ВУЗе (определенность, неопределенность)
Проведя сравнительный анализ, можно сделать следующий вывод: студенты специальности государственное и муниципальное управление оценивают корпоративную культуру как более привлекательную, чем студенты специальности менеджмент организации. Специалисты государственного и муниципального управления сходятся в том, что институт обладает хорошими техническими условиями, в группе теплые и дружеские взаимоотношения, руководство умеет их ценить как студентов. Многие студенты понимают необходимость формирования команды и хороших взаимоотношений, и проявляют личную заинтересованность в повышении квалификации всего института. Специалисты менеджмента организации отмечают, что в институте комфортные условия, учеба не легкая, требует определенных усилий. В коллективе присутствует теплая атмосфера. Студенты, по мере возможности, участвуют в обсуждении и принятии решений руководства по развитию института, что может служить источником адекватной самооценки. В целом, студенты ГМУ и менеджеры организации согласны с тем, что в институте хорошие условия обучения, хорошая атмосфера поспособствовала формированию команды.

ВЫВОДЫ

После анализа литературы было определено: корпоративную культуру можно определить как комплекс разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обуславливающих индивидуальность организации. Корпоративная культура формирует определенный имидж организации, отличающий ее от любой другой, создает систему социальной стабильности в организации, являясь чем-то вроде социального клея, который помогает сплачивать организацию, обеспечивая присущие ей стандарты поведения. Ее нельзя рассматривать как нечто данное, абсолютное: она постоянно меняется по мере изменения людей и событий в организации. Наибо­лее интегральным и адекватным показателем отношения лю­дей к организационной культуре является оценка ими этой культуры как привлекательной. Корпоративная культура формирует команду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, первым этапом нашей работы было проведение теоретического анализа по проблеме корпоративной культуры. Проанализированы подходы разных авторов к определению понятия корпоративная культура и ее структурным компонентам.

Вторым этапом являлась проверка выдвинутой нами гипотезы. Было проведено эмпирическое исследование. В заключении отмечаем, гипотеза подтвердилась. Особенности, и уровень привлекательности корпоративной культуры в оценке студентов разных специальностей имеет качественное своеобразие в своем проявлении.

Полученные результаты, могут быть использованы кураторами учебных групп, преподавателями при взаимодействии с исследованной категорией студентов и администрацией института для дальнейшей оптимизации психологических аспектов корпоративной культуры.
Библиографический список

  1. Ансофф, И.И. Стратегическое управление [Текст]: учебник для вузов - М.: Экономика, 1995. – С.23.

  1. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. – 2007. № 11. С. 62-83.

  2. Богданов, А.И. Стратегическое управление научно-техническим прогрессом на предприятии (объединении) [Текст]: учебник - М.: ВАФ, 1991.- С.65.

  3. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст]: учебник - М.: Изд-во МГУ, 1995.- С.12.

  4. Рогозина Т.И. Организационная культура и социально-психологический аспект руководства [Учебно-методическое пособие]. 2007. - С. 5-7

  5. Таунсенд, Р.В. Секреты управления. [Текст]: учебник / Р.В. Таусенд.- М.: Интерконтакт, 1991.- С.23.

  6. Юксвярав Р.К., Хабакук М.Я., Лейманн Я.А. Управленческое консультирование: теория и практика [Текст]: учебник / Р.К. . Юксвярав [и др.]; отв. ред. А.Я. Лейман. - М.: Экономика, 1992.- С.56.

  7. http://www.imek.org/?q=node/1968



Н.А.Чернецова

Омская гуманитарная академия

г. Омск
Совершенствование социальной работы

с безнадзорными детьми
В настоящее время в России становятся очень актуальными проблема детской безнадзорности. Данные проблемы приобретают угрожающий характер в масштабах всей страны.

По данным Министерства внутренних дел в соответствующих органах на учёте состоят 424,3 тыс. несовершеннолетних и более 202, 3 тыс. родителей, не выполняющих своих обязанностей. Ежедневно в Российской Федерации регистрируется более 1,5 тыс. разводов. В результате без одного из родителей ежедневно остаются почти 1,2 тыс. детей, ежегодно 470 тысяч. Весьма существенным является количество подростков отчисленных из школ и не возобновивших обучение. Около 2 млн. детей в РФ нигде не работают и не учатся, в результате детская безнадзорность приобретает массовый характер. В этот процесс вовлечены от 2 до 4 млн. детей. В целом по России из дома ежегодно убегает около 50 тысяч детей, из школ-интернатов свыше 20 тысяч детей, примерно 10% из них погибает, оказавшись не приспособленными к жестоким условиям новой жизни .

По данным состояния по Омской области на 1 января 2010 года в региональном банке данных о семьях и несовершеннолетних (далее – БД СОП) содержатся сведения о 5 362 семьях, в которых проживают 9 424 ребёнка, в том числе 880 несовершеннолетних, совершивших правонарушения или употребляющих психотропные вещества.

По статистике Называевского района, на 1 января 2012 года в базе данных социально опасного положения зарегистрировано 124 семьи, в них 480 гражданин, из них 261 подросток

Социально опасное положение в данных семьях ведёт к разрушению системы нравственных ценностей молодого поколения, к ухудшению психологического климата, развитию социально-опасных явлений, дестабилизации общественной жизни.

Поэтому государственная социальная политика должна предусматривать комплексные меры по социальной поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их семей, включая социальную работу и осуществляться в двух направлениях: профилактика безнадзорности и беспризорности и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на оказываемые меры, социальная работа с безнадзорными детьми требует совершенствования.

Цель нашего исследования – разработать предложения по совершенствованию социальной работы с безнадзорными детьми. Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Определить понятие «безнадзорные дети» как социальное явление;

Выявить причины безнадзорности детей.

Изучить практику профилактики безнадзорности социальными работниками в сельских районах, на примере Называевского района" и выявить перспективное направление ее совершенствования;

Разработать и внедрить перспективное направление совершенствование работы с безнадзорными детьми.

При решении первой задачи, проведен анализ научной литературы (А.Л. Арефьев, С.А. Беличева, К.С.Бачуло, О.Б. Белых В.Н. Васильева, Т.Н. Камилова, Ф.А. Мустаевой) и нормативно-правовых и стратегических документов.

Согласно Ф.А. Мустаевой, детская безнадзорность - это общественное явление, заключающееся в отсутствии или недостаточном контроле за поведением или занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Между безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существует прочная связь, поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани необратимости становится беспризорность. Среди них главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.

В федеральной целевой программе "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1997), а затем и в Федеральном законе РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999) обращается внимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится перечень групп детей, относящихся к этой категории.

Безнадзорные дети - это дети брошенные родителями или самостоятельно ушедшие из семьи, не обеспечившей ребёнку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития; занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством; вовлеченные в противоправную деятельность, условно осужденные и другие.

Согласно имеющейся статистике, большинство безнадзорных детей характеризуется высоким стажем родительской и общественной запущенности. Преобладающий возраст безнадзорников - от 8 до 13 лет. Можно сказать, что эти дети не только попали на социальное дно, но и по-своему адаптировались к жизни в нечеловеческих условиях. Практически все они находятся в группе риска, а многие страдают неизлечимыми психологическими и физическими расстройствами и болезнями.

К признакам безнадзорности относим:

Отсутствие надлежащего надзора за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих;

Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних.

Отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива, отсутствие эмоциональной связи между детьми и родителями;

В результате решения второй задачи были выявлены причины безнадзорности детей.

1. Неблагополучие в семье - основная причина ненормального детского поведения, когда подростки предпочитают жить вне дома, ночевать в грязных подвалах, на чердаках, на вокзалах. И основная причина - это ухудшение общей социально - экономической обстановки в стране. Волна сокращения рабочих мест и, как результат, падение уровня благосостояния, не могли не отразиться на микроклимате семьи. Находясь у черты бедности, многие родители вынуждены работать на двух и трех работах, не видя практически своих детей, не имея времени наладить с ними общение. В отношениях с детьми у родителей в таких семьях все большее распространение получает грубость, повышенная агрессивность, вплоть до различных форм насилия. Возросло количество родителей (опекунов, попечителей), поставленных на учет в органах внутренних дел, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних. Психологическая неготовность многих «старых русских» жить по рыночным правилам. В связи с этим, участившиеся разводы. В настоящее время в России треть браков распадается. Причем, в отличие от конца 80-х годов, наше время характеризуется разводами в семьях, где супруги прожили пять и более лет и имеют одного - двоих детей. 

2. В последнее десятилетие резко ослабла профилактическая, воспитательная роль школы; отказ от «всеобуча» снизил гарантии обязательного обучения каждого ребенка. Продолжается рост числа несовершеннолетних, не обучающихся в образовательных учреждениях и нигде не работающих. Во многих случаях несовершеннолетние уклоняются от обучения, не посещают занятия, формально числясь в образовательном учреждении.

3. Доступность спиртных напитков, особенно по сравнению с дефицитом других товаров. Расширение рынка сбыта наркотиков.

4. Ликвидация детских и подростковых бесплатных клубов, спортивных секций, кружков и т.д.

5. Разрушение системы социального контроля, постоянные изменения в социальном законодательстве. В начале 90-х годов стало гораздо проще лишить женщину родительских прав, при том, что оформить усыновление, опеку или попечительство над ребенком - в несколько раз сложнее. (Белов Н.А.)

6. Побег детей из интернатных учреждений. Большую часть юных путешественников составляют «государственные» дети. Более половины из них не проводят в казенном учреждении и трех месяцев. Почему? Причин несколько.

невозможность ребенка адаптироваться к интернатской жизни;

недостаточность и задержки финансирования системы интернатных учреждений; 

уходы детей часто вызваны побоями и жестоким обращением, в том числе со стороны педагогических работников. (Шихалиева С.)

В результате третьей задачи изучена практическая деятельность социальных работников по профилактики безнадзорности в сельских районах.

В Называевском районном центре создаются Центры социальной реабилитации несовершеннолетних. Их деятельность позволяет комплексно решать проблемы профилактической, коррекционной, реабилитационной работы с безнадзорными детьми, ориентирует её как на самого ребёнка, так, и на среду, в которой он находится (семью, социальное окружение). В структуре подразделений Центра весьма заметную роль играет отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних.

Проведя анализ ситуации по сельским поселениям, сделан вывод, что на селе уделяется внимание семьям с детьми, но существует проблема в оказании психолого-педагогической, социально-правовой, социально-бытовой помощи безнадзорным несовершеннолетним. Поэтому в 2004 году предпринят важный шаг в профилактике безнадзорности – на территории района создана социальная мобильная служба, в которой принимают участие специалисты различных учреждений, служб и ведомственных структур.

В результате анализа практики работы с безнадзорными детьми выявлено перспективное направление, сформулированное как оказании разносторонней помощи не только семьям и детям, находящимся в социально опасном положении, но и благополучным семьям с целью ранней профилактики и предупреждения безнадзорности.

Для обоснования инновационного направления было проведено анкетирование подростков общеобразовательной школы №2 г.Называевска. Для проведения анкетирования были отобраны подростки, на чье отклоняющееся поведение указали учителя данного образовательного учреждения в ходе проведения предварительной беседы. Сформирована группа подростков в возрасте 13-14 лет из числа учащихся школы в количестве 10 человек. По отношению к подросткам была применена разработанная нами (на основе имеющихся методических материалов по разработке анкет и психолого-педагогических рекомендаций) анкета с балльными критериями. Текст соответствующей анкеты в виде опросного листа, который раздавался подросткам.

Анкетирование показало, что у обследуемых подростков проявлены средний и высокий уровни проявления признаков безнадзорности в поведении; в структуре особенностей проявления признаков безнадзорности преобладают: бесцельное времяпрепровождение, курение, употребление алкоголя. Также выявлена определенная правовая безграмотность у всех подростков.

Результаты анкетирования позволили рекомендовать привлечение данных подростков в отделение профилактики безнадзорности для проведения соответствующей профилактической работы.

Таким образом, был сделан вывод о том, что усовершенствовать работу в отделении профилактики безнадзорности по направлению вовлечения в профилактическую работу нового контингента несовершеннолетних района можно через анкетирование подростков общеобразовательных школ.

Решая четвертую задачу, была разработана целевая программа, включающей несколько направлений. Разработка и реализация программы осуществлялась с февраля по май 2011 гг., происходила с целью профилактики признаков безнадзорности в поведении подростков посредством проведения занятий.

Работа строилась по следующей схеме:

1. Беседы с родителями, педагогами, анкетирование подростков и их родителей, выявление особенностей подростковой безнадзорности;

2. Формирование понимания подростками пользы и значения формирования у них на уровне волевых устремлений установок противостояния отрицательному влиянию среды и готовности к наработке нравственных ценностей;

3. Выработка и закрепление навыков конкретной реализации ценностных нравственных установок подростками;

4. Работа с родителями, закрепление достигнутого, проведение занятий семейно-творческой лаборатории с подростками и их родителями, повышение правовой культуры родителей и детей.

После реализации программы был проведен анализ структуры особенностей безнадзорности в поведении в группе обследуемых подростков при помощи разработанной анкеты.

Наиболее проявленные признаки, как бесцельное времяпрепровождение и употребление алкоголя потеряли свои ведущие ранги. Курение снизилось и сравнялось в ранге с пропуском уроков в школе и со сквернословием. Эти три признака безнадзорности в поведении оказались наиболее выраженными у подростков на контрольном этапе.

С правовой точки зрения ответы большинства обследуемых подростков на контрольном этапе стали более грамотными.

Таким образом, нами внесены предложения по совершенствованию социальной работы с безнадзорными детьми; в частности, предложены:

- анкетирование подростков общеобразовательных школ,

- разработка целевой программы групповой профилактической работы для подростков с признаками безнадзорности в поведении.

В результате проведенной работы разработаны и внедрены различные методические рекомендации, памятки, инструкции, которые будут полезны не только социальным работника, работающим с безнадзорными детьми, но и педагогам, медицинским работникам.

страница 1 ... страница 18страница 19страница 20страница 21страница 22страница 23страница 24


скачать

Другие похожие работы: