Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска)
Цель: выявление сформированности логических действий установления взаимнооднозначного соответствия и сохранения дискретного множества.
Оцениваемые универсальные учебные действия: логические универсальные действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная работа с ребенком.
Описание задания: 7 красных фишек (или подставочек для яиц) выстраивают в один ряд (на расстоянии 2 см друг от друга).
Вариант №1.
Ребенка просят положить столько же (такое же количество, ровно столько) синих фишек (или подставочек для яиц), сколько красных — не больше и не меньше. Ребенку позволяют свободно манипулировать с фишками, пока он не объявит, что закончил работу. Затем психолог спрашивает: «Что у тебя получилось? Здесь столько же синих фишек, сколько красных? Как ты это узнал? Ты мог бы это объяснить еще кому-нибудь? Почему ты думаешь, что фишек одинаковое количество?»
К следующему пункту приступают после того, как ребенок установит правильное взаимнооднозначное соответствие элементов в двух рядах. Если это ребенку не удается, психолог сам устанавливает фишки во взаимнооднозначном соответствии и спрашивает у испытуемого, поровну ли фишек в рядах. Можно в качестве исходного момента задачи использовать и неравное количество элементов, если на этом настаивает ребенок.
В а р и а н т 2
Ребенка просят сдвинуть красные фишки (или подставочки для яиц) друг с другом так, чтобы между ними не было промежутков (если необходимо, психолог сам это делает). Затем ребенка спрашивают: «А теперь равное количество красных и синих фишек (подставочек для яиц)? Как ты это узнал? Ты мог бы это объяснить?» Если испытуемый говорит, что теперь не поровну, его спрашивают: «Что надо делать, чтобы снова стало поровну?» Если ребенок не отвечает, то
психолог задает ему такой вопрос: «Нужно ли нам добавлять сюда несколько фишек (указывая на ряд, где, по мнению ребенка, фишек меньше)?» Или: «Может быть, мы должны убрать несколько фишек отсюда (указывая на ряд, где, по мнению ребенка, их больше)?» Для того чтобы оценить уверенность ответов ребенка, психолог предлагает контраргумент в виде вымышленного диалога: «А знаешь, один мальчик мне сказал… (далее повторяются слова испытуемого ребенка), а другой не согласился с ними сказал…» Если ребенок не меняет своего ответа, психолог может продолжить: «Этот мальчик сказал, что фишек одинаковое количество, потому что их не прибавляли и не убавляли. Но другой мальчик сказал мне, что здесь их больше, потому что этот ряд длиннее… А ты как думаешь? Кто из них прав?» Если ребенок меняет свои первоначальные ответы, то несколько подпунктов задачи повторяются. (В этой и других задачах на сохранение количества используются одни и те же контраргументы, поэтому они специально не описываются.)
Критерии оценивания:
— умение устанавливать взаимнооднозначное соответствие;
— сохранение дискретного множества.
Уровни оценивания:
1. Отсутствует умение устанавливать взаимнооднозначное соответствие. Отсутствует сохранение дискретного множества (после изменения пространственного расположения фишек ребенок отказывается признать равенство множеств фишек различных цветов).
2. Сформировано умение устанавливать взаимнооднозначное соответствие. Нет сохранения дискретного множества.
3. Сформировано умение устанавливать взаимнооднозначное соответствие. Есть сохранение дискретного множества, основанное на принципе простой обратимости, компенсации или признании того, что мы ничего не прибавляли и не убавляли.
Выкладывание узора из кубиков
Цель: выявление развития регулятивных действий.
Оцениваемые универсальные учебные действия: умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия — умение осуществлять пространственный анализ и синтез.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная работа учащихся.
Описание задания: ребенку предлагается выложить фигуру из 4 и 9 конструктивных элементов по образцу. Для этого ему даются 16 квадратов. Каждая сторона квадрата может быть раскрашена в красный, белый и красно-белый (по диагонали квадрата) цвета. (Конструктивный элемент не совпадает с перцептивным элементом.)
Критерии и уровни оценивания: функциональный анализ направлен на оценивание ориентировочной, контрольной и исполнительной частей действия (П.Я. Гальперин, 2002).
• Ориентировочная часть.
Наличие ориентировки (анализирует ли ребенок образец, получаемый продукт, соотносит ли его с образцом):
1. Отсутствует ориентация на образец.
2. Соотнесение носит неорганизованный эпизодический характер, нет систематического соотнесения.
3. Началу выполнения действия предшествует тщательный анализ, и соотнесение осуществляется на протяжении выполнения задания.
Характер ориентировки:
1. Развернутая с опорой на предмет — хаотическая.
2. В отдельных частях развернута, в отдельных — свернута;
ребенку не всегда удается организовать ориентировку.
3. Свернутая ориентировка — организованная.
Размер шага ориентировки: 1 — мелкий; 2 — пооперационный; 3 — блоками.
Предвосхищение: промежуточный результат: 1 — предвосхищения нет; 2 — в отдельных операциях; 3 — предвосхищение есть; конечный результат: 1 — нет; 2 — возникает к концу действия; 3 — есть.
Характер сотрудничества (сорегуляция действия в сотрудничестве со взрослым или самостоятельная ориентировка и планирование действия): 1 — сотрудничества нет; 2 — со
регуляция со взрослым; 3 — самостоятельная ориентировка и планирование.
• Исполнительная часть.
Степень произвольности: 1 — хаотичные пробы и ошибки без учета и анализа результата и соотнесения с условиями выполнения действия; 2 — опора на план и средства, но не всегда адекватная, есть импульсивные реакции; 3 - произвольное выполнение действия в соответствии с планом.
• Контрольная часть.
Степень произвольности контроля: 1 — хаотичный; 2 —эпизодический; 3 — в соответствии с планом контроля.
Наличие средств контроля и характер их использования:
1 — средств контроля нет; 2 — средства есть, но неэффективные; 3 — средства есть, применяются адекватно.
Характер контроля: 1 — нет, отсутствует; 2 — развернутый, констатирующий; 3 — свернутый, предвосхищающий.
Структурный анализ основан на следующих критериях:
Принятие задачи (адекватность принятия задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней): 1 — задача не принята, принята неадекватно; не сохранена; 2 — задача принята, сохранена, нет адекватной мотивации (интереса к заданию, желания выполнить),после безуспешных попыток ребенок теряет к ней интерес; 3 — задача принята, сохранена, вызывает интерес, мотивационно обеспечена.
План выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями: 1 — нет планирования; 2 — план есть, но не совсем адекватный или неадекватно используется; 3 — план есть, адекватно используется.
Контроль и коррекция: 1 — нет контроля и коррекции, контроль только по результату и ошибочен; 2 — есть адекватный контроль по результату, эпизодический предвосхищающий, коррекция запаздывающая, не всегда адекватная; 3 —адекватный контроль по результату, эпизодический по способу, коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.
Оценка (констатация достижения поставленной цели илимеры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче): 1 — оценка либо отсутствует, либо ошибочна; 2 — оценивается только достижение/недостижение результата, причины не всегда называются, часто называются неадекватно; 3 — адекватная оценка результата, эпизодически — меры приближения к цели, называются причины, но не всегда адекватно.
Отношение к успеху и неудаче: 1 — парадоксальная реакция либо реакция отсутствует; 2 —адекватная – на успех,неадекватная — на неудачу; 3 — адекватная – на успех и не
удачу.
Другим важным критерием сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности является вид помощи, необходимой учащемуся для успешного выполнения действия.
Методика «Левая и правая стороны» (Автор Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет
позиции собеседника (партнера).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ребенку задают вопросы, на которые он должен ответить,или предлагают задания, на которые он должен отреагировать действиями.
Задания
1. (Сидя или стоя лицом к лицу ребенка.) Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую.
2. То же самое. Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.
В а р и а н т. Дети стоят спиной друг к другу. Одному из детей предлагают, не оборачиваясь, показать левую руку стоящего за его спиной одноклассника. Правую. Дотронуться до его левой ноги. Правой.
3. На столе перед ребенком лежат монета, карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку. Карандаш слева или справа? А монета?
4. Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш. Монета в левой или в правой руке? А карандаш?
Критерии оценивания:
— понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;
— соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех заданиях;
2. Средний уровень: правильные ответы только в 1-м и 3-м заданиях; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции партнера.
3. Высокий уровень: четыре задания ребенок выполняет правильно, т. е. учитывает отличия позиции другого человека.
Задание «Рукавички»
(Г.А. Цукерман)
Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
— продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
— умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать аргументировать и т. д.;
— взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
— взаимопомощь по ходу рисования;
— эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Уровни оценивания:
1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
2. Средний уровень: сходство частичное — отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Приложение №3
Методика «Беседа о школе»
(модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)
Цель: Выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной деятельности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6,5 – 8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребёнком.
Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:
Тебе нравится в школе?
Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя не самое интересное?
Представь, что встретил малыша из детского сада, который о школе ещё ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой – хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?
Представь, что есть школа А и Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, рисование, труд и только иногда чтение, математика, письмо. В какой школе ты хотел бы ты учиться?
Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чём он тебя может спросить?
Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребёнка), ты сегодня очень старался, Ия хочу тебя наградить за хорошую учёбу. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или пятёрку в журнал».
Критерии оценивания:
Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необходимого посещения школы продолжает стремиться к знаниям специфически школьного содержания.
Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию знаний, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способом поощрения ( сладости, подарки) (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).
Уровни оценивания:
Отрицательное отношение к школе и поступление в неё.
Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно – учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребёнок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.
Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.



Проба на познавательную инициативу
«Незавершенная сказка»
Цель: Выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действие, смыслообразования устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребёнка; коммуникативное действие – умение задавать вопрос.
Возраст: 6,5 – 8 лет.
Метод оценивания: чтение незавершённой сказки в индивидуальном обследовании.
Описание задания: ребёнку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном прекращают чтение. Учитель выдерживает паузу. Если ребёнок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, учитель задаёт ему вопрос: «Ты хочешь у меня что – то спросить?»
Критерии оценивания:
Интерес к сказке и инициатива, направлена на то, взрослый продолжил чтение сказки.
Адекватность высказывания, направленного на то, что – бы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.
Уровни оценивания:
Низкий уровень: ребёнок не проявляет интереса к чтению сказки, не задаёт вопросов.
Средний уровень: ребёнок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса учителя спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку.
Высокий уровень: ребёнок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задаёт вопросы, настаивает на том, что – бы взрослый дочитал сказку до конца.
Методика выявления характера атрибуции
успеха / неуспеха
(рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)
Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха / неуспеха в деятельности.
Оцениваемые универсальные учебные действия: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.
Возраст 6,5 – 7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа.
Описание задания: учитель задаёт вопросы, ребёнок отвечает.
Вопрос. « Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь конструктор и у тебя не получается?»
При утвердительном ответе задаётся второй вопрос: «А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?»
При отрицательном ответе можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной самооценке.
Вопрос. Какие задания ты любишь – трудные или лёгкие?
При ответе «У меня всегда получается» опрос прекращается.
Критерии оценивания:
Собственные усилия – не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.
Объективная сложность задания – очень трудная, сложная, не для детей, для более старших и т.д.
Способности – не умею, у меня всегда не получается.
Везение – просто не получилось, потом (в другой раз) получится, не знаю почему, случайно.
Уровни оценивания:
Ребёнок ссылается на способности, везение.
Ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий.
Ссылается на недостаточность усилий.
Вариант 2
Возраст: 9 – 10 лет.
Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.
Описание задания: учащимся предлагается заполнить все пункты анкеты, включающей следующие шкалы: собственные усилия, способности, везение и объективная сложность задачи.
Критерии оценивания:
Собственные усилия:
- мало стараюсь / очень стараюсь,
- плохо подготовился к контрольной работе / много работал, хорошо подготовился,
- не выучил (плохо выучил) урок / хорошо выучил урок.
2. Объективная сложность задания:
- задание было слишком сложным / лёгким,
- такие задания раньше мы не делали / раньше нам объясняли, как выполнять, как выполнять такие задания,
- было слишком мало времени на такое задание / времени было вполне достаточно.
3. Способности:
- плохо понимаю объяснения учителя / понимаю объяснения учителя быстрее многих одноклассников,
- мне трудно / легко на уроках,
- я не успеваю делать всё так быстро, как остальные ученики / я делаю всё намного быстрее, чем другие одноклассники.
4. Везение:
- мне просто не повезло / повезло,
- учительница строгая / добрая,
- все списывали, а мне не удалось списать / удалось списать.
Анкета
Оцени, пожалуйста, уровень своей успешности в школе. Выбери один из предложенных вариантов и отметь его:
- очень высокий,
- достаточно высокий,
- средний,
- ниже среднего,
- низкий,
- по одним предметам высокий, по другим – средний и низкий.
2. Бывает так, что ты не справляешься с контрольной работой или с ответом у доски и получаешь совсем не ту оценку, на которую рассчитывал.
Ниже приведены возможные причины неуспеха. Оцени, пожалуйста, насколько эти причины подходят к твоему случаю. Если ты считаешь, что твой неуспех связан именно с этой причиной, ставь около нее 2 балла. Если ты считаешь, что это обстоятельство повлияло незначительно, ставь 1 балл. Если ты считаешь, что эта причина вообще не имеет никакого отношения к твоему неуспеху, то ставь 0 баллов.
Если у меня что – то не получается в школе, то это потому, что я:
Мало стараюсь.
Плохо понимаю объяснения учителя.
Задание было очень сложным.
Мне просто не повезло.
Плохо подготовился к контрольной работе / много работал, хорошо подготовился.
Мне трудно на уроках.
Таких заданий раньше мы не делали.
Учительница строгая.
Не выучил (плохо выучил) урок / хорошо выучил урок.
Не успеваю делать так же быстро, как остальные ученики.
Было слишком мало времени на такое трудное задание.
Все списывали, а мне не удалось списать.
Если у меня всё получается в школе, то это потому, что я:
Много работал, хорошо подготовился.
Мне легко на уроках.
Задание было лёгким.
Учительница добрая.
Очень стараюсь.
Понимаю объяснения быстрее многих одноклассников.
Раньше нам объясняли, как выполнить такое задание.
Мне повезло.
Хорошо выучил урок.
Я делаю всё намного быстрее, чем другие ученики.
Времени было вполне достаточно.
Мне подсказали.
Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой шкале: «Собственные усилия», «Способности», «Объективная сложность задания» и «Везение» - для объяснения причин успеха / неуспеха. Соотношение баллов даёт представление о преобладающем типе казуальной атрибуции.
Уровни оценивания:
Преобладание атрибуции «Везения».
Ориентация на атрибуции «Способности», «Объективная сложность задания».
Ориентация на атрибуцию «Собственные усилия».
Показатели уровня воспитанности учащихся по методике В. Овчаровой
Цель исследования: выявить уровень воспитанности учащихся начальной школы.
№ п/п | Показатели воспитанности | Самооценка | Оценка родителей | Оценка классного руководителя | Итоговая оценка |
1. | Мировоззренческие качества, отношение к обществу, к родному краю (берегу животных, растения, природу, интересуюсь историей родного края) | | | | |
2 | Отношение к классному коллективу ( помогаю одноклассникам, участвую в делах классного коллектива и школы, выполняю правила внутри школьной жизни) | | | | |
3 | Отношение к труду ( делаю всё аккуратно и красиво, выполняю правила работы, дома помогаю родителям) | | | | |
4 | Отношение к учёбе, (занимаюсь регулярно, самостоятельно, стараюсь в учёбе, внимателен на уроках) | | | | |
5 | Отношение к людям ( соблюдаю культуру поведения, добр в отношении к людям, помогаю людям , которые нуждаются в моей помощи) | | | | |
6 | Отношение к самому себе (забочусь о своём здоровье, сам управляю собой и своим поведением, умею правильно распределить время учёбы и отдыха, соблюдаю санитарно гигиенические правила ухода за собой) | | | | |
7 | Общая оценка | | | | |
3 балла – высокий уровень воспитанности.
2 балла – средний уровень воспитанности.
1 балл – низкий уровень воспитанности.
Оценка предметных результатов.
В системе оценки должны присутствовать как оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, так и оценка динамики образовательных достижений учащихся. Разрабатывать инструментарий и представлять данные контроля следует, используя уровневый подход.
С целью проведения текущего оценивания рекомендуется использовать следующие методы оценивания: наблюдения, оценивание процесса выполнения, открытый ответ.
Модели инструментария для оценки достижений:
Источники информации:
Работы учащихся;
Деятельность учащихся;
Статистические данные;
Результаты тестирования;
Методы:
Наблюдение
Оценивание процесса выполнения;
Открытый ответ;
Выбор ответа;
Краткий свободный ответ;
Критерии:
Правильность ответа;
Разумность обоснований
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: