Сведения о библиотеке
По мнению библиотекарей детских библиотек Крапивинского района очень эффективными являются познавательно-игровые программы, электронные презентации, беседы.
Неделя детской книги.
Ежегодно самое масштабное событие весенних каникул – неделя детской книги.
В эти дни подводят итоги конкурсов рисунков, поделок, викторин и уже ставшего традиционным – конкурса чтецов.
В 2011 году праздник детской книги «Весна, весна, на улице весенние деньки» был посвящен 105-летию А.Л Барто.
Участниками праздника стали юные любители книг со всего района, их родители, учащиеся детской музыкальной школы № 36.
Для ребят была организована игровая программа и театрализованное музыкальное представление. Юным читателям помогли попасть в сказочный мир детской книги ростовые куклы, которые встречали гостей у входа в библиотеку.
Дети на празднике разгадывали загадки о книгах, о литературных героях, читали стихи и пели песни.
Стихи А.Л. Барто – понятные, интересные, веселые. Ребенок читает о таких же ребятах, как он сам, или постарше. Поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости и умеет обо всем рассказать весело, пошутить. Ребята читали стихотворения об игрушках, о нерадивых учениках, о заботливых мальчиках и девочках, о природе и животных. В конкурсе приняли участие более 30 ребят со всего Крапивинского района.
Самые активные читатели были награждены грамотами и призами.
Областная Ломоносовская неделя.
Цикл бесед у выставок, посвященных юбилейной дате нашего выдающегося соотечественника «Солнце науки русской», «Ходя за тайнами в искусстве и природе», «Дерзайте Отчизну мужеством прославить» познакомили любителей истории не только с биографией, историей жизни великого сына Отечества, но и предоставили возможность узнать о богатом научном наследии Михаила Васильевича, а также о его учениках. На выставках были представлены книги, изданные в России в разные годы.
В них в легкой и доступной форме повествуется о деятельности основоположника отечественной науки. Особо интересны книги хорошо иллюстрированной серии «История России» издательства «Белый город»: А.Клиентов «Российская наука. Ученые и изобретатели», С.Перевезенцев «Михаил Ломоносов», А.Варшавского «Сыны Отечества», А.Ю.Ишлинского и Г.Е. Павловой «М.В.Ломоносов – великий русский учёный».
С большим успехом прошли познавательная программа с электронной презентацией «Гордость земли Российской», к 300-летию М.В.Ломоносова.
Вначале программы для ребят был продемонстрирован фильм Новокузнецкой обсерватории «О прохождении Венеры по диску Солнца», снятый в 2004 году. Он познакомил аудиторию с великим открытием М.В.Ломоносова в области астрономии, сделанный им в 1851 году. Михаил Васильевич, единственный из множества учёных, по всему миру наблюдавших это явление, открыл у планеты Венера наличие атмосферы. Это открытие далеко не единственное, которое сделал великий ученый. В каждую из наук, существовавших в то время, Ломоносов внес огромный вклад. Кто же был этот человек? Ведущая рассказала ребятам о жизни Ломоносова, его детстве, стремлении к учёбе, о невероятной жажде знаний. Рассказ сопровождался демонстрацией слайдов. Ребята увидели деревню и дом, где родился Миша Ломоносов; корабль, на котором его отец выходил в море за рыбой. Вместе с юным помором совершили поход в Москву за знаниями и др.
Во второй части программы ребят познакомили с самыми удивительными открытиями М.В.Ломоносова: с созданием химической лаборатории, в которой он провел несколько тысяч опытов, со знаменитыми ломоносовскими мозаиками: «Петр первый», «Полтавская баталия» и др. Семиклассники узнали, что именно Михаил Васильевич создал русскую грамматику и основы правописания; познакомились с его стихами; коллекцией минералов, «ночезрительной» трубой и мн.др.
Завершилось мероприятие отгадыванием кроссворда, который состоял из вопросов по прослушанному и увиденному материалу.
К 50-летию первого полёта в космос
Ярко оформленная фотографиями на космическую тему, выставка-викторина «Устремленные к звездам» привлекала внимание и взрослых, и детей. Состояла из 3-х разделов «Старт во Вселенную» и «Диалог: космос – земля», где были представлены иллюстрированные справочники и энциклопедии по астрономии и космосу. Книги о полёте Ю.А.Гагарина, рассказы о первых космонавтах; о международном космическом сотрудничестве и др. В третьем разделе вниманию читателей была представлена викторина «Космическая одиссея – 50», «Правила для участников», юбилейный плакат к дате, конверт для ответов на викторину.
В своих летних мероприятиях, посвященных юбилею первого полета в космос, библиотекари ф.№ 27 п. Зеленогорский хотели закрепить в памяти у ребят знания о 2011 годе, как о юбилейном в истории космонавтики. Этому были посвящены игровая программа «Вместе весело шагать по бульвару…», час творчества «День Художника. Отправляемся в полёт».
Игровая программа «Вместе весело шагать по бульвару…». (Н.П.Ковалевская). Для ребят младшего, среднего и старшего возрастов. Проведено 6 программ. Участвовали 140 человек.
Бульвар п. Зеленогорский на время игры превращался в космическое пространство, путешествие по которому совершали два экипажа звездолетов во главе с командирами. За успешно пройденные испытания экипажи получали звезды.
Часы творчества «День Художника. Отправляемся в полёт». Проведены 3 мероприятия. Цели и задачи: 1. Уточнить знания детей о космосе: о планетах Солнечной системы, ближайших звездах, первом космонавте. 2. Развивать фантазию, воображение, творческие способности детей.
Детей, пришедших на мероприятие, встречала космическая музыка. Ведущая беседовала с ними о космосе, о космонавтах, о космической технике. Уточняла, помнят ли ребята, чем знаменателен 2011 год для истории освоения космоса. Показывала иллюстрации «Космические пейзажи», «Космическая техника», «Планеты Солнечной системы», знакомила с книгами о космосе. Затем предлагала совершить самостоятельное путешествие в космос и с помощью фантазии и воображения запечатлеть свои впечатления о полёте на приготовленных листах ватмана.
«К звездам! Дорога во вселенную» так называлась беседа с электронной презентацией, прошедшая в Крапивинской детской библиотеке.
12 апреля 1961 года Юрий ГАГАРИН на корабле «Восток-1» стартовал с космодрома Байконур, совершил виток вокруг Земли и благополучно приземлился. Началась эра космонавтики. Однако еще до этого эпохального события орбитальные полеты совершали собаки. Именно они стали первопроходцами, ценой своих жизней доказавшими, что живые существа могут летать к звездам. Широко распространено мнение о том, что первыми живыми существами, побывавшими в космосе, являются две собачки Белка и Стрелка. Значительно меньше людей знают, что перед ними в космос летали и другие собаки. На самом деле клички первых собак, полетевших в космос и отдавших жизнь во имя науки, долгие годы были засекречены, так же как и имена людей, готовивших их к полету. Не всем известно, что первые собаки летали не на спутниках. А на баллистических ракетах. О том, как отбирали и готовили братьев наших меньших, рассказали те, кто непосредственно работал с собаками-космонавтами. Именно об этом и рассказали библиотекари на мероприятии.
2.8.3. Работа кружков, клубов по интересам.
Название кружка | Категория читателей | Основное содержание деятельности | Режим работы | Наличие устава | Руководитель Ф.И.О. |
Детский клуб «Дружные ребята» | учащиеся 4 – 5 классов | Организация творческой деятельности детей | 2 раза в полугодие | есть | Ковалевская Н.П. библиотекарь |
Детский клуб «Ковалевская и компания» | учащиеся 5 – 6 классов | Организация внешкольного досуга, творчество | 2 раза в полугодие | есть | Ковалевская Н.П. библиотекарь |
Кружок «Веселые уроки этикета» | учащиеся 2 – 3 классов | Воспитание культуры общения | 1 раз в месяц | нет | Гавриленко Н.М. библиотекарь |
Кружок «Орешек знаний» | дошкольники | краеведение | 1 раз в месяц | нет | Бесараба О.Л. Заведующая ф. № 27 п. Зеленогорский |
На базе Крапивинской средней школы библиотекарями Крапивинской детской библиотеки 3 года работает кружок «Веселые уроки этикета» целью познакомить учащихся с основами этикета, убедить в необходимости соблюдения правил поведения в обществе.
Школу не случайно называют вторым домом, именно здесь дети проводят большую часть дня, и от того, как складываются отношения с учителями, одноклассниками, девочками и миальчиками из других классов, зависит желание идти в школу, и значит, от всего этого зависит судьба и будущая карьера.
На занятиях в доступной, увлекательной форме мы говорим о культуре поведения, о вежливости, о манерах, об общепринятых нормах.
В течение года проведены занятия: «Весело и просто о правильном поведении в школе», «Азбука вежливости», «Правила поведения в общественных местах», «В человеке должно быть все прекрасно», «Подаркодарение» и «Подаркополучение», «Вилка, ложка, нож, тарелка (правила поведения за столом).
Клуб «Книгочей» состоит из ребят младшего и среднего возраста детского дома «Лесная сказка».
Новых членов клуба библиотечная экскурсия «Здравствуй, книжкин дом!» познакомила не только с правилами пользования библиотекой и новыми книгами и интересными журналами, но ещё и с тем, что Зеленогорская библиотека – своеобразный выставочный зал. В нём часто меняются разнообразные вернисажи, которые знакомят посетителей с творчеством местных художников, авторами декоративно-прикладных работ, фотохудожниками.
Для старших ребят была организована познавательно-игровая программа «Мат не наш формат», посвященная серьёзнейшей проблеме нашего общества - сквернословию. Ребята с интересом слушали предоставляемую информацию, активно участвовали в игровых моментах, которые были посвящены правилам хорошего тона. Всё прошло весело и непринужденно. По окончанию программы ребята самостоятельно пришли к выводу, что речь нужно беречь и не засорять её сквернословием.
Девчатам детского дома понравился обзор «Листая страницы журналов…». Они подробно познакомились с журналами «Маруся», «Классная девчонка», «Мурзилка», «Кукумбер», «Читайка» и др. Узнали, что журналы состоят из многих рубрик, об особенностях каждого журнала и выполнили несложные журнальные тесты. Например, «Хороший ли ты друг?» из журнала «Маруся».
Активно клубники приняли участие в библиотечной викторине «Космическая одиссея – 50». 12 вопросов оказались не всем участникам по силам. Но проигравших не было, призы получили все. Чтобы придать процедуре вручения подарков особую значимость, библиотекари-организаторы викторины придумали приурочить это событие к общешкольным праздникам. Четырём участникам – выпускникам начальной школы награды были вручены на сцене школьного актового зала во время выпускного вечера. Четырём ребятам постарше - во время общешкольного спортивного праздника. Вы только представьте атмосферу: вечер, жарко горит огромный костёр, звучат походные песни под гитару, уставшие участники отдыхают. И вдруг – неожиданное награждение! Библиотекарь благодарит за участие, говорит добрые слова, хвалит и вручает подарки ничего не подозревающим девчонкам и мальчишкам. Членам клуба было очень приятно, что это произошло на глазах у всей школы.
Клуб «Орешек знаний».
В прошлом году библиотекари ф.№27 п. Зеленогорский попрощались с первыми клубниками. Подготовительная группа д/с «Улыбка» стала 1 классом «А». Им на смену пришли воспитанники старшей группы. Первая встреча – традиционная – экскурсия в библиотеку. Дети должны познакомиться с книжкиным домом, выставочным залом (абонементом), без сомнения, правилами поведения в библиотеке.
Как ребятишки поведут себя в игровой программе «Весенние посиделки с Избушкой», не испугаются ли Избушку? Кто решительно, кто с некоторой опаской, но, знакомясь, пожимали руку Избушке. Рассказывали стихи о весне, искали яйца, которые снесла избушка, разгадывали загадки, азартно играли в «музыкальную тарелочку», довольно артистично разыграли «Весеннюю сказку».
Следующая встреча с членами клуба состоялась на главной площади посёлка Зеленогорский на презентации галереи детских рисунков. Ребята выиграли право представить свои рисунки, посвященные 9 мая. На презентации вместе с другими воспитанниками детских садов посёлка познакомились с историей великого праздника, победители конкурса получили первые в своей жизни Почётные грамоты и право выставить свои рисунки на обозрение всему родному посёлку Зеленогорский.
Выставочная деятельность.
Общее количество выставок – 67 ф. №27 п. Зеленогорский; 49 – Крапивинская детская библиотека.
Выставка книг и материалов «Нарисованная сказка» к 135-летия со дня рождения И.Я.Билибина прошла в ф. № 27 п. Зеленогорский.
Цели и задачи: знакомство с творчеством художника-юбиляра, развитие художественного вкуса у посетителей библиотеки.
Художник Билибин много путешествовал по России, зарисовывая декоративные детали изб и деревянных церквей. Он был знатоком русского народного искусства. Многие его рисунки украшены рамками с орнаментом: переплетающиеся диковинные растения, геометрические фигуры и пр. Билибин – настоящий художник-сказочник. Он знаменит своими изумительными иллюстрациями к русским народным сказкам, сказкам А.С.Пушкина и др. Каждую его иллюстрацию можно очень долго рассматривать, потому что она наполнена множеством деталей. Главных сказочных героев Билибин воссоздает в различные переломные моменты их жизни, охваченных различными чувствами – злобой, страхом, надеждой. На выставке представлены рисунки к сказкам «Василиса Прекрасная», «Белая уточка», «Об Иване царевиче, Жар-птице и Сером волке» и др.
Большим интересом у юных читателей пользовались вернисажи рисунков и поделок «Мир в добрых красках» и картин художника Л.П.Райского «С этюдником по Зеленогорью». Вернисажи рисунков были организованы по итогам поселкового конкурса и выставлены в витринах здания КБО и в помещении абонемента нашей библиотеки. Впервые вниманию зрителей были представлены зимние пейзажи. Работы стали более насыщенными, яркими. Дети узнавали знакомые места на Томи, изображенные на картинах.
Аура волшебства была создана книжно-иллюстрированной выставкой «Веселое Новогодие» в Крапивинской детской библиотеке. Для читателей выставка была необыкновенно привлекательной: помимо ярких и праздничных книг о Новом годе и Рождестве, там можно было увидеть предметы, непосредственно связанные с этим чудным праздником (ёлочка, Дед Мороз, сказочный олень, игрушки и др.).
Выставка соответствовала интересам и ожиданиям читателей. Своим появлением она как бы приблизила наступление самых любимых и ожидаемых праздников – Нового года и Рождества. Материал представлен ярко, по-детски празднично. Выставка создала атмосферу радости. Уходя, каждый из присутствующих унёс с собой чувство соприкосновения с волшебством.
Книжно-иллюстративная выставка, посвящённая создателям славянской азбуки братьям КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ, оформленная в Крапивинской детской библиотеке пользовалась большой популярностью. В представленной литературе читатель нашел интересные сведения об образованнейших людях своего времени - братьях Кирилле и Мефодии, которые в далёком IX веке создавали и распространяли письменность для славянских народов, и утверждали славянскую культуру как равную среди культур других европейских народов. Юные читатели увидели, каким был первым алфавит, какие были книги.
2.4.1. Работа с дошкольниками.
Дошкольный период - важный этап в жизни ребенка. Интенсивно обогащается его опыт, развиваются мышление, память, речь. Дошкольный возраст особенно благоприятен для развития образного мышления, воображения, познавательной активности. Работа с дошкольниками ориентирована на общее развитие ребенка.
Дошкольники по-разному проявляют интерес к книге, у разных детей отличается уровень восприятия, понимания текста. Поэтому большое внимание уделяется индивидуальному общению с начинающими читателями - беседе. Дети дошкольного возраста чрезвычайно отзывчивы. Они охотно прислушиваются к рекомендациям взрослых.
Крапивинская детская библиотека продолжает сотрудничать с детскими садами: «Колосок», «Солнышко», «Светлячок», «Росинка».
Сотрудники библиотеки ведут активную рекламно-информационную деятельность, распространяют в детских садах, объявления, приглашения с информацией. Проведены экскурсии и литературные путешествия по библиотеке, где дети получили первое представление о библиотеке, о правилах пользования книгой, знакомились с книгами детских писателей, книжными иллюстрациями, яркими обложками и страницами детских периодических изданий.
Ф.№ 27 п. Зеленогорский библиотекари сотрудничают со всеми тремя детскими садами, расположенными на территории посёлка. Детские сады – это своеобразная кузница детских читательских кадров. Библиотекари постоянно приглашают воспитанников на библиотечные экскурсии для знакомства с библиотекой, на развлекательно-познавательные мероприятия. Так, в прошедшем году на экскурсиях «Мы пришли в библиотеку» побывало 69 детей.
Работа с дошкольниками ф. № 27 п. Зеленогорский см. работу в клубах.
2.4.2. Краеведение.
В Крапивинской детской библиотеке нет отдельного отдела или сектора по краеведению. Работой по краеведению занимается библиограф.
Проект «Музей и библиотека – хранители духовного наследия».
Музей и библиотека – культурный центр социальной среды. Они способствуют формированию социальных качеств личности, не только учат, но и помогают поднять на более высокий уровень ее культуру, развивают социально-психологические свойства, формируют высокие культурные потребности, ориентируют на всестороннее развитие.
Нет настоящего, есть лишь четкая граница между прошлым и грядущим. Чтобы с достоинством встретить будущее, мы должны бережно сохранить и приумножить духовное наследие прошлого.
2012 год объявлен годом российской истории, в этом же году исполняется 280 лет п. Крапивинский, 2013 год – юбилейный год для Кемеровской области, поэтому перед нами открывается широкое поле деятельности. В работе тесно переплетаются несколько направлений: краеведение, фольклор, общественно-политическая тематика, эстетика и др. Очень важно, чтобы подрастающее поколение не только знало о лучших традициях отечественной культуры, но и сохраняло их, продолжало и развивало. Работа музея и библиотек в этом направлении достаточно разнообразна и интересна, но каждое учреждение работает обособленно. Поэтому назрела необходимость создания программы. Нужно скоординировать работу, обеспечить ей методическую помощь и поддержку.
Совместная работа библиотеки и музея позволит расширить культурно – образовательное пространство, повысить уровень информационной культуры жителей Крапивинского муниципального района и привлечь новых читателей и посетителей.
В августе 2011 года началась работа совместного долгосрочного проекта «Музей и библиотека – хранители духовного наследия». Результатом деятельности проекта стали совместные выездные и стационарные экспозиции, выставки – презентации:
«Горюч камень Кузбасс славит» /с. Борисово, с. Тараданово, пгт. Крапивинский/, Приложение * статья «Шахтерский эксклюзив», районная газета «Тайдонские родники» от 05.08.2011г.
«Генерал чайного стола». Открытие фондовой выставки ко Дню старшего поколения, Приложение * статья «Интерес на уровне генеральского», районная газета «Тайдонские родники» от 07.10.2011г.
Выставка работ Елина Геннадия Ильича, члена Союза художников России, выпускника Крапивинской средней школы «Легенды Шории». Приложение * статья «Познакомились с Йети», районная газета «Тайдонские родники» от 16.09.2011г. На закрытии выставки прошла презентация поэтического сборника Геннадия Ильича «Художник напишите мой портрет…». Приложение * статья «Мое спасение – стихи, мое убежище - искусство», районная газета «Тайдонские родники» от 21.10.2011г.
В рамках долгосрочного проекта на 2012 год (Юбилейный год поселка Крапивинский, 280 – летие основания (1732 г.) планируется открытие выставки - экспозиции «Жизнь и быт крестьян – переселенцев» (новой этнографической коллекции) и «Время – символ истории» (новой фондовой коллекции истории техники) к празднованию в России Года российской истории.
Роль библиотек в краеведческом информировании трудно переоценить: из всех учреждений и организаций, занимающихся краеведением, библиотеки обладают универсальным фондом документов и остаются наиболее доступными для всех категорий пользователей.
Краеведческое информирование осуществляется по нескольким направлениям. Это:
1. СБО – справочно-библиографическое обслуживание – выполнение разовых информационных запросов пользователей.
2. Массовое информирование – направленное на пропаганду краеведческого фонда библиотек посредством книжных выставок, обзоров, бесед, Дней информации, рекомендательных списков литературы и других форм библиотечной работы.
3. Краеведческое просвещение, целью которого является распространение краеведческих знаний и развитие информационных потребностей.
страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: