Сведения о библиотеке
2.4.12. Поддержка и популяризация чтения.
В отчетном году в Крапивинской детской библиотеке разработана программа по продвижению чтения «С книгой по жизни» см. п. 2.3
2.6. Индивидуальная работа с читателями-детьми.
Индивидуальное обслуживание – это деятельность библиотекаря по удовлетворению запросов читателей, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними.
Формы работы с читателями:
Беседа при записи в библиотеку дает возможность собрать сведения об учащихся. Во время этой беседы читателя знакомим с правилами пользования, с ее информационными возможностями и ресурсами,
Беседа о прочитанных книгах. Цель такой беседы - выявление вкусов и предпочтений читателя (на примере обсуждения прочитанной книги).
Форма индивидуального информирования – заключается в постоянном оповещении читателей о новых документах по интересующей их теме, поступивших в библиотеки.
Консультации.
В читальный зал ф. № 27 п. Зеленогорский дети ходят не только читать книги и журналы, но и играть в настольные игры. Читают вслух друг другу, обсуждают между собой школьные проблемы, волнующие их темы, помогают друг другу делать уроки, учат стихи, рисуют. Наши маленькие читатели проводят много времени в библиотеке – значит, им здесь комфортно.
Нередко делятся своими проблемами, рассказывают о конфликтных ситуациях в школе, в семье в надежде получить совет. Это свидетельствует о доверии к библиотекарям. И ни в коем случае нельзя это доверие нарушить. Приходится очень деликатно разъяснять, советовать, стараться не навязывать своего мнения. На примере литературных героев объяснять, что есть «добро» и «зло», «трусость» и т.д., одновременно заинтересовывая ребятишек в чтении.
Очень важно, когда в библиотеку приходит ребенок, обделенный вниманием и любовью в семье, и дарит любимому библиотекарю свои рисунки.
Стало традиционным на школьных итоговых линейках отмечать самых активных читателей библиотек. И этот год стал не исключением. Лучшим читателям были вручены, медали, книги и небольшие сувениры.
3. Основные направления и формы работы с руководителями детского чтения.
Педагогам школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования мы предлагаем наш ежемесячный план работы. Педагоги корректировали с нами даты и время проведения мероприятий.
Один раз в квартал мы рекламировали новую литературу и периодические издания, в которых очень нуждаются педагоги детских учреждений, помогали им повышать уровень образования (подбирали литературу по их запросам). Нередко сами педагоги приходят к нам за помощью в проведении мероприятий, подборе литературы и методических материалов для их педагогической деятельности.
4. Работа с детьми в сельских библиотеках.
Наименование сельской библиотеки | фонд всего | в т. ч. фонд детской литературы | кол – во жителей в селе | из них детей до 15 лет | кол – во читателей (всего) | кол – во читателей детей | % охвата детского населения |
Банновская сельская библиотека ф.№1 ул. Центральная, 6 652445 | 11 705 | 3757 | 1124 | 231 | 505 | 154 | 66,6 |
Барачатская сельская библиотека ф. № 2 ул. Юбилейная, 1 652443 | 12898 | 4298 | 924 | 228 | 797 | 201 | 88,1 |
Бердюгинская сельская библиотека ф. № 3 ул. Школьная, 3 652451 | 4194 | 1572 | 239 | 53 | 180 | 57 | 107,5 |
Борисовская сельская библиотека ф. № 4 ул. Геологов, 15 652452 | 18550 | 6046 | 1595 | 274 | 1000 | 211 | 77 |
Долгополовская сельская библиотека ф. № 5 ул. Мира, 14 652461 | 4963 | 1540 | 152 | 15 | 117 | 26 | 173,3 |
Каменская сельская библиотека ф. № 6 ул. Почтовая, 15 652461 | 13129 | 4334 | 927 | 126 | 570 | 201 | 159,5 |
Каменная сельская библиотека ф. №7 ул. Мира, 17 652465 | 10968 | 3775 | 493 | 58 | 350 | 66 | 113 |
Ключевская сельская библиотека ф. №8 ул. Центральная, 21 652465 | 9659 | 3280 | 394 | 67 | 295 | 75 | 11,9 |
Арсеновская сельская библиотека ф. №9 ул. Центральная, 1 652462 | 3373 | 1401 | 382 | 69 | 235 | 62 | 89,9 |
Красноключинская сельская библиотека ф. №10 ул. Гагарина, 8 652448 | 7674 | 3010 | 597 | 99 | 364 | 98 | 98,9 |
Скарюпинская сельская библиотека ф. №11ул. Школьная, 3 652443 | 2823 | 981 | 427 | 86 | 162 | 63 | 72,4 |
Междугорская сельская библиотека ф. №12 ул. 60 лет октября, 1 652463 | 6766 | 3621 | 363 | 56 | 265 | 54 | 96,4 |
Михайловская сельская библиотека ф. № 13 ул. Кооперативная, 1 652440 | 6999 | 2324 | 125 | 27 | 128 | 30 | 111,1 |
Новобарачатская сельская библиотека ф. 14 ул. Советская, 1 652464 | 6258 | 2031 | 150 | 23 | 70 | 23 | 165 |
Перехляйская сельская библиотека ф. 15 ул. Центральная, 11 652451 | 14890 | 5027 | 954 | 146 | 595 | 169 | 115,7 |
Плотниковская сельская библиотека ф. №17 ул. Школьная, 2 652460 | 5377 | 1719 | 375 | 95 | 317 | 75 | 78,9 |
Попереченская сельская библиотека ф. № 18 ул. Набережная, 652454 | 7483 | 2051 | 203 | 33 | 170 | 53 | 160 |
Салтымаковская сельская библиотека ф. №19 ул. Центральная, 11 | 1309 | 516 | 170 | 0 | 164 | 0 | 0 |
Сарапкинская сельская библиотека ф. № 20 ул. Центральная, 3 652441 | 2564 | 1260 | 234 | 37 | 127 | 27 | 72,9 |
Тарадановская сельская библиотека ф. № 21 ул. Весенняя, 17 652453 | 10820 | 3105 | 1000 | 140 | 875 | 143 | 102 |
Шевелевская сельская библиотека ф. №22 ул. Земляничная 652466 | 11448 | 3420 | 1000 | 215 | 700 | 192 | 89,3 |
Максимовская сельская библиотека ф. № 23 ул. Школьная, 2 652452 | 4206 | 1921 | 120 | 25 | 121 | 34 | 136 |
Березовская сельская библиотека ф. № 25 ул. Новая 652455 | 5088 | 1542 | 417 | 80 | 307 | 80 | 100 |
Зеленовская сельская библиотека ф. № 26 ул. Советская, 27 652460 | 9176 | 2618 | 893 | 154 | 516 | 123 | 79,8 |
Всего | 192316 | 65149 | 13258 | 2338 | 8930 | 2217 | 94,8 |
4.1. Фонд сельских библиотек не соответствует потребностям ее пользователей. В фонд библиотек поступает очень мало литературы для детей и подростков. Если фонд художественной литературы хоть как – то обновляется, то фонд отраслевой литературы очень скуден. основа фонда литература, поступившая в восьмидесятых годах прошлого столетия. Новые справочники и энциклопедии в основном поступают только в крупные филиалы (детская библиотека п.г.т. Крапивинский, п. Зеленогорский, с. Борисово, с. Барачаты, с. Шевели, с. Тараданово), именно в этих населенных пунктах остались средние школы.
4.2. Газеты и журналы, выписанные в сельские библиотеки для детей и подростков.
ф. № 1 с. Банново | «Веселый колобок» «Классная девчонка» «ПедСовет» «Комсомольская правда» |
ф. № 2 с. Барачаты | «Маша и медведь» «Простоквашино» «Том и Джери» «Школьные игры и конкурсы» «Упс!» |
ф. №3 с. Бердюгино | «Веселый колобок» «ПедСовет» «Классная девчонка» «Комсомольская правда» |
ф. № 4 с. Борисово | «Досуг в школе» «Веселый колобок» «Классная девчонка» «Комсомольская правда» «Мурзилка» «ПедСовет» «Читаем, учимся, играем» |
ф. №5 с. Долгополово | «Классная девчонка» «Школьные игры и конкурсы» |
ф. № 6 с. Каменка | «Смешарики» «Веселый колобок» «Классная девчонка» «Комсомольская правда» «ПедСовет» «Том и Джери» |
ф. № 7 п. Каменный | «Дисней» «Классная девчонка» «Мурзилка» «ПедСовет» «Комсомольская правда» |
ф. № 8 с. Ключи | «Миша» «Незнайка» «ПедСовет» «Комсомольская правда» |
ф. № 10 с. Красный Ключ | «Классная девчонка» «Мурзилка» «ПедСовет» «Комсомольская правда» |
ф. № 11 с. Скарюпино | «Миша» «Классная девчонка» «Комсомольская правда» |
ф. № 12 с. Междугорное | «Классная девчонка» «Веселый колобок» «Незнайка» «ПедСовет» «Комсомольская правда» |
ф. № 13 с. Михайловка | «Миша» «Комсомольская правда» |
ф. № 14 с. Ново – Барачата | «Веселый колобок» «ПедСовет» «Комсомольская правда» |
ф. № 15 с. Перехляй | «ПедСовет» «Классная девчонка» «Простоквашино» «Лиза» «Дюймовочка» «Веселый колобок» «Комсомольская правда» |
ф. № 17 с. Плотниковка | «Добрята» «Мне 15» «ПедСовет» «Комсомольская правда» «Дисней для малышей» |
ф. № 18 с. Поперечное | «ПедСовет» «Веселый колобок» «Ромео и Джульетта» «Комсомольская правда» «Школьные игры и конкурсы» |
ф. № 20 с. Сарапки | « Веселый колобок» «Классная девчонка» «Комсомольская правда» |
ф. № 21 с. Тараданово | «Миша» «Мне, 15 » «ПедСовет» «Играем с Барби» «Комсомольская правда» |
ф. № 22 с. Шевели | «Миша» «Незнайка» «Упс!» «ПедСовет» «Классная девчонка» «Комсомольская правда» |
ф. № 23 с. Максимово | «Веселый колобок» «Классная девчонка» «Школьные игры и конкурсы» «Комсомольская правда» «Дарья» |
ф. № 25 с. Березовка | «Непоседа» «Классная девчонка» «ПедСовет» «Веселый колобок» «Комсомольская правда» |
ф. №26 с. Зеленовка | «Классная девчонка» «Мурзилка» «Незнайка» «Школьные игры и конкурсы» «Дарья» «Комсомольская правда» |
4.3 . Какие темы и формы работы с детьми в сельской библиотеке наиболее актуальны.
Самыми актуальными формами работы с детьми являются: познавательно – игровые программы, литературные викторины, познавательные часы, обзоры, беседы, тематические уроки, книжные выставки.
Разнообразие форм прослеживается во всех направлениях библиотечной деятельности.
Сегодня важнейшей задачей является воспитание у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины, формирование чувства верности конституционному и воинскому долгу, а так же готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества.
Разумеется, библиотеки не могут находиться в стороне от этих задач. Основной идеей мероприятий по партиотическому воспитанию в Крапивинском районе было раскрытие читателям понятия «Любовь к Родине», воспитание чувства уважения к Отечеству, обращение к отечественной истории, воинской доблести и славе, обращение к литературе, которая помогает гражданам ощутить себя частью великой страны с героическим прошлым.
В ф.№ 2 с. Барачаты была оформлена книжная выставка «История российской армии» ко Дню защитника Отечества, проведена игровая программа «Защитники Отечества». В ф. № 25 п. Перехляй был проведен спортивный праздник – вечер чествования воинов- афганцев. Библиотекари ф. № 4 с. Борисово подготовили и провели вечер-напутствие «В добрый путь, призывник».
Священная память о народном горе и народном подвиге, которые стали общей судьбой нескольких поколений россиян в «сороковые роковые», в годы Великой Отечественной войны. И, теперь, спустя столько лет после окончания войны эта память способна стать одной из основ возрождения патриотических чувств, обретения новых исторических перспектив. Работа библиотек – филиалов в отчетном году отличалась особой насыщенностью. Библиотеки широко использовали такие формы массовой работы как вечер-память, час мужества, выставка-память и др.
Памятной дате в истории нашей страны -70-етию с начала Великой Отечественной войны были посвящены мероприятия: вечер-память «Мы этой памяти верны» проведен в ф. № 26 с. Зеленовка. В литературной композиции «Великой Победе посвящается», проведенный в ф. № 4 с. Борисово были использованы произведения и стихи о войне, о Победе. На литературно - музыкальный вечер «Памяти павших посвящается», прошедший в ф. № 22 с.Шевели были приглашены читатели разных возрастов.
Самое пристальное внимание библиотеки-филиалы Крапивинского района уделяют проблеме экологии и принимают активное участие в экологическом просвещении населения. Располагая определенным информационным потенциалом, библиотеки стремятся к созданию определенной системы экопросвещения, к привлечению внимания читателей к литературе, раскрывающей различные аспекты экологических проблем.
Ежегодно принимают активное участие в проведении Дней защиты от экологической опасности. Урок доброты «Мы несём ответственность за тех, кого приручили» состоялся в ф. №21 с. Тараданово к Международному Дню защиты животных. В День окружающей среды проведён экологический урок «Будьте внимательны!», оформлена книжная выставка под названием «Тайны зелёной страны». Интересные познавательно-развлекательные мероприятия подготовлены и проведены в ф. № 4 с. Борисово: «Экологическое ассорти», конкурс рисунков «Родная природа», интеллектуальная программа «Экологический марафон», игровая программа «По зеленым тропинкам», экологический час «Почему в неволе дикие животные гибнут». В ф. № 14 с. Ново Барачаты организовала игру – путешествие «Они должны жить» об удивительном мире животных и растений, занесенных в Красную Книгу. В работе с детьми по экологии активно использовались викторины. Так в ф. № 21 с. Тараданово провели викторину «Знаток природы».
Библиотеки, сотрудничая с общеобразовательными учреждениями, осуществляют информационное обеспечение. К услугам учащихся в каталогах и картотеках выделены разделы: «Экология человека», «Экологические катастрофы», «Поможем планете выжить».
Краеведение всегда было и остается одним из приоритетных направлений деятельности сельских библиотек. Прошлое и настоящее родного края, опыт предшествующих поколений, их традиции, быт, обычаи.
Основные задачи, которые ставили сельские библиотекари:
Повысить уровень информированности каждого пользователя по вопросам краеведения;
Собирать материалы из жизни родного поселка, воссоздать события прошлого, имена, факты;
формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
«Культурные страницы Кузбасса»- выставка по творчеству кузбасских писателей, художников прошла в ф. №2 с. Барачаты;
«Чем удивительна земля» - выставка-викторина ф. № 15 п. Перехляй;
«Остановись у родника» - информационный час; «Есть всему свое предназначение» литературный вечер к 90-летию М.Небогатова в ф. № 4 с. Борисово, викторина «Село мое - начало всех начал» ф. № 18 с. Поперечное.
В библиотеках-филиалах Крапивинского района активно ведется пропаганда здорового образа жизни
Содержание и формы мероприятий при этом были различными: ток-шоу «О полезных и вредных привычках», час вопросов и ответов «Вредные привычки человечества». В течение года были оформлены выставки-советы, папки-досье: «О, спорт! Ты – мир!», «Здоровый образ жизни», «Спорт – моя жизнь», «Здоровье, добро, красота» и т.д.
Праздник здоровья «В путь дорогу собирайся – за здоровьем отправляйся» проведен в ф.№2 с. Барачаты. В библиотеке-филиале № 15 с. Перехляй прошел конкурс рисунков «За здоровый образ жизни» среди детей школьного возраста. Победители конкурса получили призы, а их рисунки украшали стены библиотеки еще долгое время. «Мы зарядку делали – прыгали и бегали» занимательный час здоровья (для дошкольников, 1-5 классов) ф. №6 с. Каменка, «Не болей и будь красив» конкурсная программа ф. №12с. Междугорное.
Популяризация здорового образа жизни является одним из приоритетных направлений в деятельности сельских библиотек Крапивинского района.
Прекрасное окружает нас повсюду. Надо только его видеть, чувствовать, понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Именно поэтому эстетическое воспитание и остаётся важнейшим направлением работы библиотек-филиалов Крапивинского района.
В феврале в ф. №2 с. Барачаты была оформлена книжно – иллюстративная выставка, посвященная 105-летию Агнии Львовны Барто «Свет памяти, сиянье детства» с целью знакомства с биографией и творчеством детской поэтессы; формирования у детей устойчивого интереса к чтению, побуждения детей в свободное время самостоятельно обращаться к книге, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга. Также проведена презентация по биографии и творчеству А.Л. Барто. По своим впечатлениям о творчестве А. Барто дети рисовали рисунки, а также приняли участие в викторине.
В ф. № 26 была оформлена книжно-ллюстративная выставка, посвященная 150-летию со дня рождения известного русского художника Михаила Врубеля «Художник иных миров».
Материалы выставки были представлены в разделах:
«Язык сказочных символов», «Красавицы Врубеля и их проклятие», «Демон и тайна голубого цвета». Выставка была дополнена репродукциями картин М.А. Врубеля «Гадалка», «Пан», «Сирень».
Так же читатели приняли участие в викторине, посвященной творческому наследию Врубеля. Вопросы викторины привлекли внимание к литературе о сложной судьбе художника, неповторимому творческому стилю его художественных полотен.
В ф.№14 с. Ново-Барачата была проведена литературно-познавательная игра «Все о куклах», на которой ребят познакомили
с произведениями художественной литературы, героями которых выступают куклы, с куклами разных стран, многообразием их видов и назначением, а также способами изготовления.
Библиотеки-филиалы Крапивинского района уделяют большое внимание сохранению народных традиций. С 2009 года работают по программе возрождения народного творчества, традиций, обрядов, фольклора, художественных промыслов и ремесел Крапивинского района «У чистого истока». Большой опыт накоплен в проведении народных и православных праздников, организации фольклорных клубов и кружков; активно используют библиотеки нетрадиционные формы массовой работы – посиделки, ярмарки, выставки прикладного искусства. Библиотеки являются участниками процесса возрождения духовного начала, традиций русского народа, создателями летописи народной жизни, национальных традиций в районе.
Одним из самых любимых традиционных народных праздников, проводимых в библиотеках Крапивинского района, является Масленица.
Так в ф. № 6 с. Каменка познавательно и весело прошел праздник «Широкая Масленица». Ведущая рассказала о том, как проходила Масленица в прежние времена, Провела интеллектуальные, музыкальные, шуточные конкурсы и викторины, всех угощала вкусными блинами.
Участникам «Масленичных посиделок» в ф. № 15 п. Перехляй предлагались задания: принести к столу угощения, выполненные по рецептам крестьянской кухни, разучить народную песню, рассказать о народных традициях, присущих празднику Масленицы.
Почти во всех библиотеках проведены «Рождественские посиделки».
Большой интерес у детей вызвали рождественские колядки, проведенные в ф. №13 с. Михайловка. К колядкам дети подготавливались заранее: наряжались, разучивали песни. А потом все вместе ходили по селу и колядовали.
В ф.№21 проведен вечер народных традиций «Коляда, коляда, отворяй ворота», вначале библиотекарь рассказала, откуда берет начало этот праздник, провела конкурс на знание традиций русского народа, а затем все пошли колядовать, нарядившись в забавные костюмы.
В ф. № 11 с. Скарюпино проведена познавательно-игровая программа «Так играли наши предки». Библиотекарь рассказала о традиционных, наиболее популярных русских народных играх, подвижных и интеллектуальных, ведь игра сопровождает человечество с древних времен, переплетаясь с искусством, спортом и многим другим.
5. Документальные фонды. Формирование. Изучение.
5.1. Сумма средств израсходованных на приобретение документов в 2011 году:
ф. №27 п. Зеленогорский: 30 054 руб. 66коп.
Из них:
1. федеральный бюджет 20 120 руб. 63 коп.
2. местный бюджет:
периодика 2-е пол. 11 г. 4 132 руб. 54 коп.
периодика 1 – е пол. 12 г. 4 110 руб. 29 коп.
3. внебюджетные средства:
пожертвование: 2 руб.
ОНБ: 389 руб. 20 коп.
замена: 80 руб.
Крапивинская детская библиотека: 48 305 руб.59 коп.
Из них:
1. федеральный бюджет 29 531 руб. 72 коп.
2. местный бюджет:
периодика 2-е пол.11 г. 7 461 руб. 10 коп.
периодика 1- е пол.12 г. 6 181 руб. 77 коп.
3. внебюджетные средства
ОНБ, Департамент культуры 4 345 руб.
замена: 86 руб.
5.2. Источники комплектования:
Ф. № 27 п. Зеленогорский: 28 363 руб. 46 коп.
1. Книготорговая фирма «Эксмо плюс» 20 120 руб. 63 коп.
2. Подписка 8 242 руб. 83 коп.
Крапивинская детская библиотека: 47 519 руб. 59 коп.
1.книготорговая фирма «Эксмо плюс» 29 531 руб. 72коп.
2. подписка 13 642 руб. 87 коп.
3. ОНБ, Департамент культуры 4 345 руб.
5.3. Сведения о количестве названий новых документов, поступивших в отчетном году:
Крапивинская детская библиотека – 301
ф. № 27 п. Зеленогорский –213
5.4. Динамика изменения объема и состава библиотечного фонда.
Таблица «Состав и использование библиотечного фонда». см прил.
Таблица «Состав, движение и использование библиотечного фонда по видам документов» см. прил.
5.5 .Сведения о выписанных периодических изданиях:
Количество наименований полученных в 2011 году:
ф. № 27 п. Зеленогорский – 8 наименований
Крапивинская детская библиотека - 22 наименований.
Количество полученных экземпляров в 2011 году:
ф. № 27 п. Зеленогорский – 79 экз. (2 газеты, 77 журналов)
Крапивинская детская библиотека –238экз. (4 газеты, 234 журналов).
Крапивинская детская библиотека | ф. № 27 п. Зеленогорский |
«Oops!» «Смешарики» «Лунтик» «Комсомольская правда» «Отчего и почему» «Классная девчонка» «Играем с Барби» «Мне 15» «Винни и его друзья» «Школьные игры и конкурсы» «Детский мир. Комплект» «ПедСовет». «Спокойной ночи, малыши» «Тошка и компания» «Girl/Гел» «Маша и медведь» «Непоседа» «Ромео и Джульетта» | «Классная девчонка» «Классный журнал» «Моделист конструктор» «Читаем, учимся, играем» «Смешарики» «ПедСовет» «Маша и медведь» «Читай-ка» «Комсомольская правда» |
5.6. Темы и отдельные книги, получившие наибольшее количество отказов:
Носов Н. «Два друга»;
Ушинский К. «Утренние лучи»; «Четыре желания»;
Милн А. «Когда-то тому назад…»:
Милн А. «Маленькая баба-яга»;
Казаков Ю. «Ночь»;
Куликов Г. «Как я влиял на Севку»;
Толкиен Дж. Р. «Кузнец из большого Вутона»;
Крапивин В. «Брат, которому семь»; «Звезды под дождём»; «Бегство рогатых викингов»;
Твен М. «Дик Бейкер и его кот»;
Лунин «День рождения Мурзилки»;
Короленко «Дети подземелья»
Тургенев «Жалобная книга»
Басни Эзопа
5.8. Мероприятия по сохранности библиотечного фонда, их эффективность.
Работа по сохранности книжного фонда в детских библиотеках Крапивинского района ведется систематически и целенаправленно.
Поступление новых книг в библиотеку небольшое, поэтому много усилий библиотекарей направлено на сохранение имеющегося книжного фонда. Значительно увеличилась проклейка книг и журналов.
Плотно работаем с читателями, задерживающими книги. Это, в первую очередь, напоминания по телефону, как городским номерам, так и сотовым. На абонементе напоминанием через родственников, знакомых, одноклассников читателей-задолжников.
Поступления новых книг так незначительны, что практически вся новая литература попадает в читальный зал с целью лучшей сохранности. Мы практикуем выдачу книг в читальном зале на дом. Чтобы взять в этом отделе книгу домой, ребенок должен прийти в библиотеку с кем-то из родителей или бабушкой (дедушкой). С взрослыми проводится беседа о правилах пользования читальным залом, сроках сдачи книг. Если родители берут на себя ответственность контролировать чтение детей, обещают выделить дома определенное место для библиотечных книг, просматривать литературу, которую берет ребенок; то на формуляре читателя-ребенка указываются ф.и.о. родителя, его контактные телефоны, ставится его личная подпись. С этого момента ребенок может взять на дом 1 книгу и 1 журнал. В случае задержки ребенком книги больше 3-х недель без уважительных причин, библиотекарь имеет право назначить различные штрафные санкции. Самым болезненным наказанием для ребят-задолжников оказалось лишение права взять книги домой из читального зала на определенный срок. Это замечательный стимул в борьбе с задержками возврата книг, и мы будем продолжать его применять по отношению к нерадивым читателям.
Проводятся недели «невозвращенной книги, когда в определенное время забывчивый читатель может, не подвергаясь штрафным санкциям вернуть книги в библиотеку. Количество дней «всепрощения читательской задолжности» - 6. Количество написанных извещений -12. Количество посещений к задолжникам -5. Количество ликвидированных задолжников- 45, вернули 73 книги.
Сохранность фондов — не только профессиональная, но и остро социальная проблема. Все проводимые библиотекой мероприятия направлены на то, чтобы ее фонд мог быть полноценно использован абонентами. Бережное отношение читателя к книге прививается непрерывно.
Разъяснительная работа начинается с момента записи читателя в библиотеку. Это прежде всего знакомство с «Правилами пользования библиотекой».
Запись в библиотеку осуществляется согласно правилам пользования библиотекой. Каждый читатель информируется об ответственности за нарушение этих правил. В помещение библиотеки не допускаются читатели в верхней одежде, с сумками, пакетами. На видном месте абонемента расположена памятка «Книги к вам обратиться хотят», ярко и красочно оформленная. При приеме книг делаются пометки в случае порчи документа.
Для восстановления испорченных документов используем ксерокопирование, или возлагаем штраф на приобретение нового документа.
Силами библиотекарей и юными помощниками осуществляется ремонт книг. В течение 2011года отремонтировано 67 книг.
Читатели не допускаются в верхней одежде, с сумками и пакетами. Регулярно в библиотеках проводятся санитарные дни: последняя пятница каждого месяца. В эти дни проводиться влажная уборка помещения, снимаем пыль с книг. Силами работников Крапивинской детской библиотеки проведен косметический ремонт в помещении (побелка, покраска).
Благодаря сотрудничеству с педагогами школ, социального приюта, коррекционной школы как правило, к концу учебного года число задолжников сведено к минимуму.
6. Справочно-биографическое и информационное обслуживание.
6.1. Справочно-биографический аппарат библиотеки.
В справочно-биографическом аппарате Крапивинской детской библиотеки имеется систематический каталог для 4-5 классов, 6-9 классов, алфавитный – на весь фонд для руководителей детского чтения. В 2010году на алфавитный и систематический каталоги составлены паспорта, а 2011году внесены дополнения.
Помимо главных каталогов библиотеки: алфавитного, систематического, ведение которых является непременным условием полноценной работы библиотеки, отдельно мы выделяем краеведческий фонд библиотеки, ведем краеведческую картотеку «Уголок моей отчизны». Также ведется отдельно: фольклорная картотека – «Колыбельные», картотека заглавий художественной литературы, картотека поздравлений, систематическая картотека статей и тематическая картотека статей.
В ф. № 27 п. Зеленогорский ведется тематическая картотека «Мой край: вчера, сегодня завтра», «Из архива выполненных справок». По многочисленным запросам читателей были созданы папки – накопители: «Стихи к праздникам», «Накопления к мероприятиям», призванные облегчить подбор материала к различным праздникам.
6.2. Справочно-библиографическое обслуживание, в т. ч. виртуальных пользователей
Наименование библиотеки | Виды справок | Выполнено справок | Количество консультаций | |||||
Тем. | Ут. | Адр. | факт. | всего | в т.ч. вирт. | в т.ч. краевед.. | ||
Крапивинская детская библиотека | 745 | 248 | 322 | 345 | 1660 | - | 487 | 397 |
Зеленогорская детская библиотека | 820 | 51 | 775 | 35 | 1702 | - | 21 | 78 |
Всего: | 1565 | 299 | 1097 | 380 | 3362 | - | 508 | 475 |
В Крапивинскую детскую библиотеку часто обращаются с различными видами запросов. Из выше приведенной таблицы видно, что доминируют тематические справки. Это объясняется тем, что основная часть пользователей библиотеки - учащиеся всех школьных возрастов регулярно запрашивают материал по какой либо теме для написания рефератов, докладов, сообщений.
В детских библиотеках Крапивинского района нет виртуальной справочной службы, Крапивинская детская библиотека не участвует в проектах виртуально – справочных служб.
6.3. Библиографическое информирование (индивидуальное, групповое, массовое)
Наименование библиотеки | Индивидуальное инф - ние | Групповое инф -ние | Всего | |||||||||
абонентов | тем | оповещений | источников | абонентов | тем | оповещений | источников | абонентов | тем | оповещений | источников | |
ф. № 27 п. Зеленогорский | 19 | 6 | 167 | | 2 | 4 | 10 | | 21 | 10 | 177 | |
Крапивинская детская библиотека | 9 | 3 | 25 | | 6 | 5 | 17 | | 15 | 8 | 42 | |
Всего | 28 | 9 | 220 | | 8 | 9 | 27 | | 36 | 18 | 218 | |
В числе абонентов группового информирования Крапивинской детской библиотеки находятся воспитатели – педагоги детских садов «Колосок», «Светлячок», «Солнышко»; педагоги МУ «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних»; педагоги Средней общеобразовательной школы и начальной школы; педагоги Крапивинского Детского дома творчества.
Абоненты информирования регулярно оповещаются о появлении новой литературы соответствующей тематике их запросов и уже имеющейся литературы в библиотеке, которая может быть им интересна. Так же с абонентами группового информирования при посещении библиотеки проводятся рекомендательные беседы.
Абоненты индивидуального информирования библиотеки это дети-инвалиды, с которыми проводятся встречи и беседы. На каждую встречу, библиотекари индивидуально подбирают литературу, которая интересует ребенка.
Абонентами группового информирования детской библиотеки ф. № 27 п. Зеленогорский являются педагоги Зеленогорского детского дома «Лесная сказка», специалисты Зеленогорского дома культуры. Библиотека оповещает абонентов о поступающих периодических изданиях для детей и специалистов в области культуры.
Платных договорных отношений с абонентами информирования в детских библиотеках Крапивинского района не существует.
Учет абонентов информирования ведется в форме таблицы в «Тетради учета абонентов информирования».
6.3.1. Фронтальное информирование.
выставки новых поступлений, выставки-просмотры;
В течение года в Крапивинской детской библиотеке были организованы 3 выставки новых поступлений. Выставки просмотры отраслевой литературы (современная техника) читального зала привлекли в библиотеку подростков 6-8 классов.
В Крапивинской детской библиотеки стало традицией знакомить читателей библиотеки с новыми книгами. В ноябре 2011 года в библиотеке прошла неделя информации, в течение которой действовала книжная выставка новых поступлений. Статья «Новинки в детской библиотеке» была передана в издательство местной газеты «Тайдонские родники». Обзор новой литературы «Новинки в детской библиотеке» был передан в школы, школьные библиотеки поселка и Крапивинский дом детского творчества. Так же ребята просматривали на компьютере для пользователей виртуальные выставки серийных энциклопедий «Самые красивые и знаменитые» и «Энциклопедия для детей Аванта+». Большой популярностью пользуется экспертная система «Почитаем!?» компьютерная программа, заменяющая библиотекаря в Крапивинской детской библиотеке Она начала работать с 2010 года. Дети с удовольствием пользуются программой, выбирают интересующие их книги и журналы. Для малышей и их родителей создан библиографический указатель «Детские сказки», помогающий ориентироваться в сказочных сборниках, имеющихся в нашей библиотеке. Активным участникам недели информации и постоянным читателям библиотеки раздавались информационные книжные закладки «Крапивинская детская библиотека».
6.4. У детских библиотек Крапивинского района нет своего блога или Живого Журнала.
6.5. Формирование основ информационной культуры.
Показатели работы по формированию информационной культуры личности.
Наименование библиотеки | Уроки по формированию основ ИКЛ | Экскурсии (познавательные) | Массовые мероприятия по формированию ИКЛ | ||||
кол-во уроков | кол-во человек | кол-во экскурсий | кол-во человек | Дни библиографии (кол-во) | Инфор –мины, конк – сы, игры и др. (кол-во) | кол-во посетителей | |
ф. № 27 п. Зеленогорский | 1 | 18 | 5 | 178 | | | |
ДО п. Крапивинский | 2 | 46 | 12 | 185 | | | |
Всего | 3 | 64 | 17 | 427 | | | |
6.5.1. В Крапивинской детской библиотеке имеется программа обучения основам информационной культуры учащихся младшего школьного возраста «Мы идем в библиотеку», которая действует в библиотеке в течение пяти лет.
В 2010 году было запланировано создание программы обучения основам информационной культуры личности учащихся среднего школьного возраста «Мир информации Крапивинской детской библиотеки».
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: