Тема Параметры семейной системы. План
Тема 2.3. Параметры семейной системы.
План
Стандарты взаимодействия членов семьи.
Семейные правила.
Семейные мифы.
Стабилизаторы семейной системы.
Семейная история.
Основная литература
Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. – М., 2001. – С.36-76.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб, 2003. – С. 21-31.
Дополнительная литература
Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. Тематическое приложение к журналу "Семейная психология и семейная терапия" за 1997 год. – М., 1997. – С. 40-45.
Варга А.Я. Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии //Семейная психология и семейная терапия. - № 1-2, 2001. – С. 65-76.
Пепп Пегги. Семейная терапия и ее парадоксы. – М.: Независимая фирма "Класс", 1998.
Одной из важнейших особенностей семейной системы наряду с целостностью, открытостью и тотальностью является четкая самоорганизация.
Т.е. семья – это самоорганизующаяся система, её поведение всегда целесообразно, и источник преобразований системы лежит внутри ее самой.
Организация семейной системы обеспечивается рядом параметров: стандартами взаимодействия членов семьи, семейными правилами, семейными мифами, стабилизаторами семейной системы, семейной историей.
1. Стандарты (стереотипы) взаимодействий членов семьи
Стандарты (стереотипы) взаимодействия – это устойчивые способы поведения членов семьи, их поступки и сообщения, которые часто повторяются.
Все стандарты взаимодействия можно рассматривать как семейную коммуникацию, т.е. обмен сообщениями. Он может осуществляться как с помощью речи, так и невербальными средствами.
Более того, П. Вацлавик считает, всякое поведение в присутствии другого человека есть коммуникация (опоздание и умолчание, резкие движения, хлопанье дверью, грохот кастрюль, откровенные разговоры, покупка и приготовление еды, болезни, потери вещей, внешний вид – все это информативное и уникальное для данной семейной системы общение).
Даже казалось бы отсутствие общения – молчание, на самом деле мощное информативное общение. В зависимости от ситуации это может быть
выражением неодобрения или недовольства,
стремление наказать виноватого остракизмом,
показателем того, что в этой области люди не сумели наладить конструктивное общение и предпочитают не касаться этого вообще и т.д.
Изучением семейной коммуникации занимались представители коммуникативного подхода в семейной терапии В. Сатир, П. Вацлавик, Дж. Хейли и др., а также Г. Бейтсон.
На основании теории логических типов Бертрана Рассела в коммуникативном процессе принято выделять два логических уровня:
содержательный (коммуникации (N))
контекстуальный (метакоммуникации (N + 1)).
Если коммуникация – это обмен сообщениями, то метакоммуникация – это комментарий или сообщение по поводу коммуникации.
Она также может быть как вербальной, так и невербальной, и обычно представляет собой сигналы, помогающие правильно понять контекст сообщения. Например, является ли сказанная фраза шуткой или оскорблением, рекомендацией или приказом.
В реальном общении сообщения разных логических уровней могут совпадать (конгруэнтные): например, на вопрос "Как дела?" сын с улыбкой отвечает "Все хорошо", или не совпадать (не конгруэнтные): если на вопрос жены "Ты меня любишь?" – муж смотрит в сторону и недовольно говорит: "Конечно, люблю, сколько можно об этом спрашивать".
Если сообщения разных уровней противоречат друг другу такая коммуникация называется парадоксальной или двойным посланием. Изучением такой коммуникации занимался Г. Бейтсон.
Рассогласование может наблюдаться:
1) между вербальным и невербальным уровнем: например: «Вы достигли больших успехов», но все поведение и интонации говорят: «Ваши достижения не стоят выеденного яйца».
Или, например, флирт. Люди как бы разговаривают на серьезные и даже деловые темы, при этом невербально, взглядами, позами, жестами, межличностной дистанцией они ведут совсем другой разговор.
2) внутри самого вербального послания. Например: «Будь непосредственным!», в то время как принуждение и непосредственность несовместимы.
В дисфункциональной семье часто встречаются парадоксальные требования друг к другу, которые не могут быть исполнены.
Например, жена хочет, что бы муж ею руководил, взял на себя ответственность за ее жизнь, принимал все важные решения, но при этом вел ее туда, куда желает она сама.
Или, например, мама посылает сыну такое сообщение: «Если бы ты был хорошим ребенком, ты бы получил радость и удовольствие от этого скучного урока».
Т.е. получается как в анекдоте про еврейскую маму.
Парадоксальные воздействия ставят их получателя в тупик. Они не имеют негативных последствий, если их можно обсуждать.
Особенно вредными они являются там, где статус участников взаимодействия является неравным, и где наложен запрет на обсуждение парадоксальных воздействий.
Крайним вариантом парадоксальной коммуникации является ситуация "двойного зажима (ловушки)" (Г.Бейтсон):
Человек включен в очень тесные отношения с другим человеком, поэтому для него жизненно важно точно определять, какое сообщение ему передается, чтобы реагировать правильно (например, мать и ребенок, начальник и подчиненный).
Значимый другой передает два сообщения, одно из которых отрицает другое.
Человек не может уточнить, на какое из полученных сообщений реагировать.
Кроме того, он не может покинуть ситуацию взаимодействия, т.к. несовместимые послания обычно касаются очень важного для него чувства (для ребенка – любят его родители или нет).
"Двойной зажим" – один из патогенных стандартов взаимодействия.
Патогенным является такое общение в семье, при котором доминируют негативные эмоции (критика, унижение, устрашение партнера, неверие в него). Оно ведет к снижению самооценки и самоуважения, росту внутреннего напряжения, тревоги, агрессии и, как следствие, к невротическим или психосоматическим расстройствам.
Автор концепции двойного зажима Г. Бейтсон, считает, если такая тупиковая ситуация повторяется очень часто, то нередко способом выхода из нее является шизофреническая симптоматика, которая помимо всего прочего приводит к неспособности шизофреников различать разные уровни коммуникации, а именно, содержание и контекст, буквальный смысл и метафору.
Вот как выглядит один из эпизодов, описанный Г.Бейтсоном.
Мать навещает своего сына-шизофреника в больнице.
Обрадованный встрече он импульсивно ее обнимает. Она напрягается и как бы каменеет (коммуникативное сообщение - «мне неприятен контакт с тобой»), он сразу убирает руку.
«Разве ты меня больше не любишь?» - тут же спрашивает мать. (Мета- сообщение - «ты должен относиться ко мне как к любящей матери. То, что ты проявил, не является любовью!»).
Услышав это, молодой человек покраснел, а она заметила: «Дорогой, ты не должен так легко смущаться и бояться своих чувств».
После этих слов пациент не был в состоянии оставаться с матерью более нескольких минут, а когда она ушла, он набросился на санитара.
Еще одной особенностью семейной коммуникации часто является циркулирование информации, т.е. последовательность стандартов взаимодействия имеет форму круга.
Например, отец недоволен поведением дочери-подростка, которая слушает громкую музыку. Он сердится и начинает выговаривать жене, что она совершенно не участвует в воспитании детей и боится сделать дочери замечание → Жена не соглашается с тем, что она плохая мать и начинает плакать → Маленький сын бросается к ней, обнимает и утешает → Отец видит, что матери сочувствуют, а его осуждают, и пинком отгоняет собаку, которая попадает ему под ноги → Дочь делает музыку еще громче, чтобы заглушить крик отца, плачь матери и визг собаки → Отец злится на дочь и т.д.
Отсюда одним из методологических принципов работы с семьей является циркулярность (а не линейность), а основным методом – циркулярное интервью.
2. Семейные правила
Семейные правила – это соглашения членов семьи о том, как будет строиться их взаимодействие: как будут распределяться роли и функции, места в семейной иерархии, что позволено, а что нет (вплоть до выражения мыслей и чувств), какие последствия влечет за собой выполнение или невыполнение правил и т.д. Т.о. основная задача правил – контролировать способы взаимодействия в семье. "Задерживаешься – позвони", "Каждый за собой моет посуду", "Деньгами распоряжается жена/ муж", "Воскресенье проводим вместе в семейном кругу" и т.д.
Правила придают семейной системе устойчивость, т.к. каждый хорошо знает и выполняет свои права и обязанности, а членам семьи ощущение упорядоченности.
Дефицит правил в семье становится первым источником обид и конфликтов. Это сродни отсутствию у сотрудников организации четких должностных обязанностей. Многие дети с делинквентным поведением – выходцы из семей с размытыми правилами.
Правила могут быть гласные и негласные. Гласные правила предъявляются открыто и четко, их можно обсуждать, о них можно спорить и менять.
Например: "детям твоего возраста после 9 вечера гулять не разрешается",
"вся семья должна по выходным собираться за обеденным столом",
"не включай громкую музыку" и т.д.
Негласные правила также регулируют взаимоотношения, но открыто не рассматриваются и не обсуждаются. Если они упоминаются, то могут даже отрицаться наиболее приверженными им членами семьи.
# В нашей семье ссоры неприемлемы. От членов семьи ожидается, что они всегда в согласии. Противоречия и различия между членами семьи исключаются и не выражаются.
# Или напротив: "Лучше спорить и ссориться, чем быть холодным и безразличным; выражая свое недовольство, ты этим показываешь свое внимание и т.д." Т.е. конфликт в семейном репертуаре может быть единственным способом демонстрации внимания. И тогда: "Милые бранятся – только тешутся".
Правила семьи бывают культурно заданными и уникальными.
Культурно заданные разделяются многими семьями.
# Родители не должны заниматься сексом на глазах у детей.
Уникальные – вырабатываются для каждой конкретной семьи.
# Если у жены ответственное совещание – муж накануне вечером ужин готовит сам.
Когда молодые люди вступают в брак, они обычно стоят перед задачей совмещения зачастую конфликтных правил взаимодействия их родительских семей.
Правила взаимодействия задают внешние и внутренние границы семьи.
# В большой, семье, состоящей из одних взрослых, растет поздний и горячо любимый ребенок. Наиболее часто исполняемое правило этой семьи: ни в коем случае не ругать ребенка ни за что, а хвалить при каждом удобном случае, восхищаться и умиляться, про себя и вслух, индивидуально и в группах. Если кто-то, гость или дальний родственник, нарушит это правило: не похвалит, не восхитится или, хуже того, сделает замечание ненаглядному ребенку, он нарушит существенное правило жизни этой семьи, поставит всех в неловкое положение и не будет в дальнейшем желанным гостем (жесткие внешние границы).
На каждой стадии жизненного цикла должно происходить серьезное изменение правил функционирования. Например, правило возвращаться домой не позднее 9 вечера адекватно для младшего школьника и неприемлемо для юноши.
Изменение правил – это болезненный процесс для членов семьи (работает закон гомеостаза), но необходимый.
Нарушают семейное функционирование ригидные правила (жестко заданные и трудно изменяемые). Когда старые правила приходят в противоречие с изменившейся ситуацией, в семье назревает кризис.
Несоблюдение правил ведет к возрастанию тревоги у членов семьи.
В дисфункциональных семьях наблюдается нечеткость правил и норм, их противоречивость, много негласных правил.
Задание: сформулируйте некоторые правила жизни вашей семьи.
3. Семейные мифы
В процессе совместной жизни у членов семьи вырабатывается общий образ семьи или семейное самосознание, отвечающее на вопрос "Кто мы?" и имеющее ответ "Мы – это…"
Функция семейного самосознания – регуляция поведения семьи.
Образ семьи может быть адекватным и неадекватным.
Адекватный образ семьи реалистичен, согласован, динамичен и эффективно регулирует жизнь семьи в целом и ее отдельных подсистем и членов.
Неадекватный образ семьи имеет форму семейного мифа.
Семейный миф это объединяющая всех членов семьи идея, образ или история (можно сказать идеология).
Его основная функция – скрыть от сознания отвергаемую информацию о семье и о каждом ее члене. В этом смысле семейные мифы – это своеобразные защитные механизмы для поддержания единства в семьях.
Первыми семейные мифы описали представители Миланской школы системной семейной психотерапии Мара Сельвини Палаццоли, Джулиана Прата, Джанфранко Чеккин, Луиджи Босколо в книге "Парадокс и контрпарадокс" (1978). Они анализируют наиболее типичные семейные мифы: «Мы дружная семья», «Мы – семья героев», «Миф о спасителе».
Миф необходим не всегда, а только в случаях, когда границы семьи находятся под угрозой: когда посторонний человек входит в семью, когда меняется социальное окружение, в период серьезных социальных перемен и потрясений.
Семейный миф формируется примерно в течение трех поколений жизни в семье. Первому поколению он бывает реально необходим, поскольку выполняет важную функцию.
Например, миф «Мы дружная семья» важен в трудных и опасных условиях, например, в военной обстановке, в период репрессий, в голод (поэтому это очень распространенный российский миф). Людям кажется, что они могут выжить только вместе, их сила в единстве. После ликвидации угрозы семье такого объединения уже не требуется, но родители передают своим детям правила жизни в дружной семье:
в дружной семье не может быть открытых конфликтов, тем более при детях;
ссор из избы не выносится никогда;
отношения не выясняются открыто, все противоречия затушевываются;
принято чувствовать друг к другу только любовь, нежность умиление, жалость и благодарность. Остальные чувства – обида, гнев, разочарование – игнорируются или вытесняются
принято всюду бывать вместе, т.к. миф требует распространения в обществе, своего рода издания.
Утратив свою основную функцию, этот миф становится помехой в жизни семьи: он провоцирует трудности отделения детей от родителей, препятствует развитию индивидуальности у детей, т.к. они часто включены в обслуживание психологических потребностей своих родителей.
Типичные проблемы "дружной" семьи – тревожно-депрессивные расстройства или агрессивное поведение.
Семейный миф о Спасителе: «Что бы мы делали без ...».
При таком мифе в семье обязательно есть человек (Спаситель), без которого члены семьи пропали бы. Так считает Спаситель и с ним согласны все. Спасатель может состояться, если рядом есть кого спасать.
Спаситель может быть в моральной или физической ипостаси, а может быть то и другое вместе.
Моральный Спаситель нуждается в грешниках. Его семья должна состоять из людей, которые часто делают что-то плохое: пьют, воруют, гуляют, попадают в скверные истории. Спаситель выручает и только в этом случае может чувствовать себя спасителем. Грешники благодарят, обещают исправиться и снова грешат. Яркий пример такой семьи – алкогольная семья.
Если женщина выходит замуж за уже сложившегося алкоголика с идеей, что она вылечит его своей любовью – это состоявшийся спасатель, нашедший свой объект. Алкоголизм функционально хорошо заменяется депрессивным состоянием партнера.
Не всегда необходимый дисфункционал сразу имеется в семейной паре. Миф может его создать.
Например, дочь алкоголика и бывшая жена алкоголика хочет создать "трезвую" семью. Она встречается с мужчиной и при первом удобном случае, шутя, спрашивает: "А как у тебя с этим делом?" Тем самым сообщает, что для нее является значимой ситуацией. Если в дальнейшем у них возникнут размолвки (обида, гнев), то мужчина, чтобы наказать ее, скорее всего напьется. А она, конечно, будет реагировать очень эмоционально. Он добился своей цели – оказал сильное воздействие и проверил эффективность метода. Этот стереотип взаимодействия, скорее всего, закрепится. Дисфункционал создан.
Физический спаситель – выхаживает, лечит, кормит, приносит продукты и т.п. Примером могут быть семьи с гиперопекающими матерями. (# С.И.)
Вообще в модели "Спаситель" описывается динамика гиперфункциональности и гипофункциональности в семье: тот, кто спасает – гиперфункционален. Рядом с ним для прочных отношений должен быть гипофункционал.
Семейные мифы часто формируются на почве какого-то неразрешенного кризиса – развода, чьей-то смерти, семейной тайны. При этом семья отвергает что-то нежеланное, травмирующее, и его место занимает защитный «фантом».
Например, женщина, родившая ребенка вне брака и не справившаяся с чувством вины или стыда, говорит ребенку «твой папа был летчиком и погиб в авиакатастрофе».
Работа с семейными мифами проста и сложна одновременно. Их нужно уметь выявлять и считаться с ними, особенно вначале работы. Иначе возникают семейные защиты, которые сделают работу непродуктивной.
Стратегия работы схематично выглядит так: ритуалы, которые поддерживают миф, заменяются ритуалами, которые этот миф не поддерживают.
Сложность состоит в тактике: она штучная и уникальная для каждой семьи. Нужно вычислить поведенческие ритуалы, поддерживающие миф, определить в каких ситуациях они воспроизводятся, кто в них участвует. Затем сочинить новый ритуал и встроить (как?) его в жизнь семьи.
Т.о. перечисленные компоненты тесно связаны между собой: семейный миф диктует правила, а правила, в свою очередь, во многом определяют особенности общения членов семьи друг с другом.
Нарушение правил, особенно систематическое, может разрушить миф, и, следовательно, всю систему. Поэтому семья активно сплачивается против нарушителя правил и часто ведет его к психологу как идентифицированного клиента.
4.Стабилизаторы семейной системы
Стабилизаторы семейной системы – это то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вместе. В каком-то смысле все предыдущие параметры (стандатры взаимоотношений, семейные правила и мифы) являются стабилизаторами, особенно семейный миф.
В разные периоды жизни семьи существуют разные стабилизаторы.
Страх одиночества – универсальный стабилизатор, особенно ярко выступающий в старости.
Общие дела: хозяйство, общий бюджет – это так же обычные стабилизаторы, которые естественно присутствуют в каждой семье.
Общие дети – универсальный стабилизатор, особенно хорошо работающий в российской семье.
Общественное мнение так же неплохой стабилизатор, особенно в тех обществах, где существует высокая ценность брака, где одинокая женщина или одинокий мужчина воспринимаются как неудачники.
Своеобразным стабилизатором семьи является симптоматическое поведение члена семьи.
Под симптоматическим поведением понимают широкий класс нарушений (начиная от любых форм поведения, заболеваний и заканчивая психическими отклонениями), которые:
оказывают значительное влияние на других людей,
непроизвольны,
не поддаются контролю со стороны их носителя.
# У ребенка начинает болеть голова или живот в тот момент, когда ему надо идти в школу.
или как только мама с папой начинают ссориться, ребенок начинает болеть.
# В семье растет мальчик-подросток, который очень привязан к матери. Мать замужем второй раз. После рождения братика у подростка начинаются проблемы с поведением и успеваемостью. Что сообщает этим подросток? Что чувствует себя покинутым, отодвинутым на второй план. Мать начинает ругать старшего сына, и получив порцию пусть даже отрицательного внимания, подросток успокаивается, т.к. чувствует, что и по отношению к нему мать продолжает выполнять свои функции.
Симптоматическое поведение всегда несет в себе определенные функции в семейной системе: является коммуникативным посланием другим членам семьи, но не в открытом виде, а в виде метафоры.
Поэтому при анализе симптоматического поведения целесообразно задать себе вопросы:
Что сообщает этим клиент?
К чему приводит такое поведение клиента в межличностных отношениях (с членами семьи, на работе и т.д.)?
В чем его "вторичная выгода"?
Симптоматическое поведение чаще всего проявляется не постоянно.
# Например, у матери повышается давление и она становится совершенно беспомощной в то время, когда дочери очень хочется уйти на свидание с парнем.
Наблюдение и анализ того, в каких ситуациях оно возникает, тоже проливает свет на смысл симптома. В данном примере видно, что с помощью беспомощности мать на более высоком уровне контролирует поведение дочери. Например, хороший способ контроля окружающих – обида.
При попытке понять функции симптомов важно обращать внимание на то, что является единицей анализа: индивид, диада или группа.
Например: у мужа кардиофобия, он боится умереть от сердечного приступа, хотя физически сердце у него вполне здоровое. Если рассматривать эту ситуацию с точки зрения индивида, то возникает гипотеза о том, что в виде этого симптома проявляет себя какой-то внутренний конфликт. С точки зрения взаимоотношений в диаде муж-жена или всей семьи в целом данный симптом может структурировать всю жизнь семьи, начиная с интимных отношений между супругами и заканчивая поведением детей, которые не должны шуметь, когда папа так болен.
Наивно было бы думать, что стоит "расшифровать" симптом и он сразу исчезнет. Иногда происходит совсем наоборот – симптом только обостряется, т.к. давно перешел из острой формы в хроническую.
Например, впервые у ребенка возникла боль в желудке, когда он не выучил уроки и не хотел идти в школу. В семейной системе поведение ее членов всегда является комплиментарным, т.е. чем больше степень беспомощности у ребенка, тем заботливее и авторитарнее родитель. Мама уложила его в постель, накормила вкусно, приласкала – почувствовала себя заботливой матерью, особенно если по этому поводу чувствовала угрызения совести. Этот симптом с большой вероятностью может закрепиться, т.к. помимо достижения конкретной цели (избегания школы), ребенок получил внимание матери (дополнительное подкрепление) и мать не будет препятствовать, т.к. она тоже имеет вторичную выгоду.
5. История семьи
Для успешной работы с семьей необходимо знать не только положение сегодняшнего дня, которое описывается предыдущими параметрами, но и то, каким образом семья дошла до этого положения, т.е. семейную историю.
Семейная история складывается из прошлого опыта жизни членов семьи, из того, что они пережили в своей родительской семье, в прошлых браках или во внебрачных отношениях.
Из прошлого человек приносит в свою семью:
во-первых, правила и мифы своей родительской семьи в неизменном виде или в своей противоположности;
во-вторых, ожидания и потребности, которые сформировались под влиянием прошлого опыта.
Правила и мифы родительской семьи присутствуют в виде привычек, чувства комфорта, которое возникает, когда осуществляется привычный стиль жизни.
Например, в одной семье считают, что без мяса в нашем суровом климате не выжить, а в другой, что мясоедение – это варварское уничтожение животных. В любом случае, этот вопрос придется решать, находить компромисс или одному менять свой привычный режим.
Помимо привычек человек привносит в брачный союз свои ожидания и массу нереализованных потребностей.
Удачный брак – это такой брак, в котором могут реализовываться потребности и фантазии супругов. Очень часто собственная семейная жизнь устраивается именно для того, чтобы решить проблемы, нерешенные в семье своего детства.
# В каждой семье необходимый этап – сепарация детей от родителей. Каждый ребенок должен сепарироваться от родителей, чтобы стать взрослым, самостоятельным, ответственным, быть способным создать собственную семью. Известно, что прохождение семьей стадии сепарации одна из самых кризисных стадий в развитии семьи. Если это не удается с мамой и с папой, то может осуществиться с мужем или женой. В этих случаях брак заключается для развода.
Уже на этапе выбора партнера происходит вычисление вероятности удовлетворения психологических потребностей в отношениях с этим человеком. Партнер для этого находится снайперски. Любовь в этом смысле самое корыстное чувство. Ловушка заключается лишь в том, что потребности со временем меняются. # Пример с "мишенью любви".
Если значимые для супругов потребности не могут реализовываться, то обычно брак переживает серьезный кризис или распадается.
При анализе семейной истории важно выделить следующие компоненты:
Порядок рождения, пол и разница в возрасте между детьми в семье
Совпадение жизненных событий
Повторение паттернов семейного функционирования в следующих поколениях.
Порядок рождения, пол и разница в возрасте между детьми в семье
Модели поведения людей во многом определяются тем, были ли они старшими, средними, младшими или единственными детьми в семье. Люди, занимающие одинаковые позиции в семье по порядку рождения имеют весьма близкие характеристики.
Старшему ребенку в семье обычно больше других детей свойственны:
Ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие.
Он часто берет на себя часть родительских функций, заботясь о младших детях в семье.
Он может чувствовать себя ответственным за продолжение семейных традиций, часто становится лидером.
Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любви и заботы матери и часто сопровождается ревностью к появлению соперника.
Для младшего ребенка больше свойственны:
Беззаботность, готовность принимать чужое покровительство, оптимизм
Для членов своей семьи он может так и остаться навсегда малышом
К его достижениям родители, как правила, относятся менее требовательно. И, если старшие дети в семье не умирают или серьезно не заболевают, он меньше посвящает себя продолжению дела семьи.
Если вспомнить традиции средневековья, то земельный надел и замок доставался старшему сыну, а младшие уходили искать счастья в крестовые походы. Неслучайно также, что библейский блудный сын был младшим сыном в семье.
Средний ребенок может обладать характеристиками как младшего, так и старшего или их комбинацией. Часто средний ребенок, если он только не единственный в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль в семье.
Автор теории о комплексе неполноценности Альфред Адлер, будучи сам вторым сыном в семье и перенеся в детстве серьезные заболевания, писал: "Второй ребенок в семье находится под постоянным давлением с обеих сторон – борясь за то, чтобы опередить своего старшего брата, и боясь быть догнанным младшим... ".
Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим ребенком в семье. В результате эти дети имеют многие свойства старшего ребенка, но могут сохранить в себе детские качества до зрелого возраста.
Более чем какой-либо другой, единственный ребенок наследует характеристики родителя того же пола. Например, девочка, мать которой была младшей сестрой братьев, окажется более непостоянной и склонной к флирту, чем та, мать которой была старшей сестрой сестер.
Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка, как и на старшего, он обычно отличается в школе и в последующих областях приложения сил.
Единственные дети часто имеют очень тесную привязанность к родителям на протяжении всей жизни.
Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, он может походить уже в детстве на маленького взрослого.
Кроме того, он достаточно комфортно будет чувствовать себя в одиночестве.
Особенный ребенок может изменить типично характеристики. Второй ребенок может стать функционирующим как первый, если имеет особые таланты или если старший болен.
Порядковая позиция ребенка может быть усилена, если его родитель того же пола имеет такую же порядковую позицию.
Что касается разницы в возрасте, то если она составляет более 5-6 лет, то каждый из детей будет приближаться по своим характеристикам к единственному ребенку, хотя к ним будут добавляться некоторые качества той позиции, к которой он ближе всего.
Чем меньше разница в возрасте, тем более вероятно, что дети будут конкурировать между собой. Например, если между старшим братом и младшей сестрой разница всего в год, то наступит время, когда он будет бояться опережения себя девочкой, чье развитие будет происходить быстрее его.
Порядок рождения ребенка в семье имеет существенное значение при построении собственного брака.
Выделяют комплементарный, некомплементарный и частично комплементарный браки.
Комплементарный брак – брак, в котором один супруг является старшим ребенком в семье, а другой младшим.

В комплементарном браке супругам легче договориться и подстроиться друг под друга, так как они воспроизводят свой опыт взаимоотношений с братьями и сестрами. Они занимают в браке комплементарные роли — один заботится, другой принимает заботу; один планирует, другой осуществляет эти планы; один хочет ходить на работу, другой предпочитает оставаться дома и т.д. Их связь тем прочнее и продолжительнее, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положение в семьях родителей ("теория дубликатов").
Некомплементарный брак — это брак партнеров с одинаковой порядковой позицией в родительской семье.

При прочих равных условиях им требуется больше времени и усилий чтобы договориться и действовать согласованно.
Когда в брак вступают два старших ребенка, они могут бороться за власть и конкурировать во взаимоотношениях. Два младших, наоборот могут избегать ответственности и соревноваться, кто из них младше.
Очень важным является, был ли у супругов опыт взаимоотношения с детьми противоположного пола в родительской семье. Муж, который произошел из семьи, где все дети были мальчиками, будет вероятно воспринимать женщину как "чужеродное существо", и ему надо больше усилий, чтобы понять свою жену, чем мужчине, который имел сестер.
Частично комплементарные браки – это браки, в которых один или лба супруга были средними детьми в семье.
Единственные дети, в силу их большей привязанности к родителям, скорее будут искать в партнере черты отца или матери. Наихудший прогноз имеют браки, в которых каждый из супругов был единственным ребенком в семье.
Важно отметить, что комплементарность брака не является абсолютной гарантией его стабильности. Не менее важной является модель взаимоотношений родителей супругов.
Совпадение жизненных событий
Под ключевыми жизненными событиями понимают рождение, смерть, заключение браков, разводы и временные разделения, переезды, серьезные заболевания, изменения во взаимоотношениях, в карьере, смена места работы и учебных заведений, серьезные неудачи и успехи и т.д.
В семье часто кажущиеся несвязанными события, происходящие в одно и то же время, и оказывают серьезное влияние на жизнь семьи. Черников А.В. выделили ряд особенностей совпадения жизненных событий.
1) Группировка важных жизненных событий чаще всего наблюдается в переходный период между стадиями жизненного цикла.
# в период отделения ребенка от семьи произошел крах профессиональной карьеры отца и особенно ожесточил взаимоотношения отца с сыном, который пытается идти своим путем.
# долго откладывавшая свой брак женщина выходит замуж вскоре после смерти своего отца. В этом случае стоит исследовать взаимоотношения женщины со своим отцом , а муж, скорее всего, является замещающей отца фигурой.
2) Совпадение жизненных событий в семье часто сочетается с возникновением или с обострением симптомов у ее членов. Механизм прост – в переходный период с одной стадии на другую от семьи требуется перестройка взаимоотношений. Дисфункциональная семья испытывает в этом трудности, т.е. потребности отдельных ее членов не удовлетворяются о чем говорят симптоматическим поведением.
# возрастная регрессия ребенка после рождения младшего братика или сестренки.
3) Совпадение событий может быть реакцией на юбилей какого-нибудь важного или травматического события.
# Возникающее депрессивное настроение в одно и то же время каждый год может совпадать с годовщиной смерти родителя или брата или сестры, причем такая связь не обязательно будет осознаваема.
При приближении к определенному возрасту у членов семьи может резко возрастать тревога.
# Так, у мужчины, отец которого умер от инфаркта в 40 лет, может развиться страх умереть от сердечного приступа, когда он начинает преодолевать этот возрастной рубеж.
# Женщина может начать особенно бояться развода, когда ее младшей дочери исполнится столько же лет, сколько было ей, когда их семью покинул отец.
# В консультацию обращается женщина с проблемным подростком 13 лет. В процессе интервью выясняется, что когда ей самой было тринадцать лет, у нее умерла мать. Возможно, она обращается на консультацию именно сейчас, так как приблизилась к возрасту своего сына, с которого у нее самой отсутствует опыт воспитания матерью.
4) Совпадение важных событий с рождением ребенка может сделать его положение в семье особым
# Зигмунд Фрейд. В год его рождения умирает отец его отца, через год рождается и вскоре умирает брат, после чего в семье долго рождались одни девочки. Кроме того, через пару лет после его рождения старшие сыновья отца от предыдущего брака эмигрируют в Англию. Возможно, Фрейд стал для своих родителей заменой всех этих потерь.
Повторение паттернов функционирования в следующих поколениях
Многие симптоматические паттерны (алкоголизм, инцест, физические симптомы, насилие, суицид) склонны к повторению из поколения в поколение.
Они получили название "семейных программ" или "семейного сценария". Идентификация и распознавание семейных сценариев может помочь семье осознать неэффективные способы адаптации, отказаться от них в настоящем, выработать другие – более эффективные и тем самым препятствовать передаче их будущим поколениям.
Наиболее эффективным методом анализа семейной истории, в том числе и передачи паттернов взаимодействия является метод генограммы, предложенный американским семейным психотерапевтом Мюрреем Боуэном.
Одним из механизмов передачи дисфункциональных паттернов является создание устойчивых вертикальных коалиций, например, матери и дочери (сына), отца и сына (дочери). Функциональными являются горизонтальные коалиции (супружеская), а вертикальные – дисфункциональными.
Диада (в том числе супружеская пара) – минимальная социальная система, которая не является устойчивой. Более устойчивой является триада, т.е. структура, включающая в себе трех человек.
В благоприятной ситуации диаде может быть вполне комфортно друг с другом в их эмоциональном обмене. Но при возникновении внутреннего или внешнего стресса у супругов их взаимодействие легко может стать конфликтным, неуправляемым. И если отношения чем-нибудь не стабилизировать, может наступить разрыв.
Этим "чем-нибудь" обычно оказывается третий участник. На него либо спонтанно выливается излишек эмоций, либо он эмоционально "программируется" так, чтобы своим поведением обращать на себя внимание, вызывая соответствующие (дающие необходимую эмоциональную разрядку) реакции.
Такое вовлечение третьего называется триангуляцией. Треугольник позволяет формировать устойчивые каналы эмоциональной разрядки и точки фиксации тревоги. Он более гибок и устойчив к стрессу.
Триангулированными, т.е. втянутыми в отношения неблагополучной диады, обычно бывают дети. Симптоматическое поведение многих детей – психосоматические заболевания, учебные трудности и пр. – являются проявлением триангулированности ребенка.
Для триангуляции может использоваться не только человек. Это могут быть самые разные другие объекты от домашнего животного до работы, хобби, религиозной активности, идеологии и т.д.
Когда уровень напряжения (тревоги) падает, третьего "отпускают": пара возвращается к прежнему мирному сосуществованию. Для внешнего наблюдателя это может выглядеть так: трудный ребенок вдруг становится не столь трудным, больной выздоравливает, проблемы в школе вдруг разрешаются и т.д.
Чем более дисфункциональна семья, тем активнее в ней триангуляционные процессы. Они предотвращают возникновение такого уровня напряжения, при котором система может разрушиться. Смысл триангуляции состоит в поддержании семейной системы.

Анализируя генограмму, можно увидеть повторение диадических взаимоотношений. Сыновья в каждом поколении имеют конфликтные взаимоотношения с их отцами и близкие с матерями, в то время, как дочери, напротив – конфликтные с матерями и близкие с отцами. Все супруги имеют дистантные или конфликтные взаимоотношения друг с другом. Другими словами, существует комплементарный паттерн супружеского дистанцирования, конфликтов между лицами того же пола и альянса между лицами разных полов между поколениями. Можно тогда предположить, что сын и дочь в третьем поколении могли бы повторить эту модель дистанцированного брака, конфликты с детьми того же пола и близость с детьми противоположного.
Пример из А.Я. Варги "Системная семейная психотерапия", с.11-12.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: