Тема Предмет и задачи социальной психологии как отрасли психологической науки
РАЗДЕЛ 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Тема 14 Социально-психологические теории личности
Традиции исследования личности в социальной психологии. Различия постановки проблемы личности в социальной психологии, социологии и общей психологии. Содержание социально-психологического исследования личности. Деятельность, общение, самосознание – как основные сферы развития личности. Проблема прогнозирования социального поведения.
Практическое значение изучения социально-психологической проблематики личности на современном этапе развития общества. Основные социально-психологические теории личности: психоаналитическое, необихевиористское, интеракционистское и гуманистическое направления в зарубежной психологии.
Подходы к определению социально-психологической структуры личности в современной отечественной социальной психологии.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.
Социальная психология личности / Отв.ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М.:Наука,1979.
Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.:Наука, 1976.
Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии).Ереван: ИТзд-во АН АрмССР,1988.
Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.:Изд-во Моск.ун-та,1982.
Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М.:Изд-во Моск.ун-та,1982.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности /пер. с англ. и франц. М.:Прогресс,1990.
Кон И.С. Социология личности
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
субъект деятельности, общения, переживания;
объект управления, обучения, воспитания;
предмет изучения многих наук;
определение личности, существенные характеристики понятия;
основные методологические положения:
сущность;
факторы развития и формирования;
социальные условия жизни и самоопределение;
общая характеристика психологических компонентов:
процессы;
свойства;
состояния;
образования;
учет свойств личности в деятельности руководителя;
Личность военнослужащего – объект организационно-управленческих воздействий руководителя, а также деятельности специалистов по работе с личным составом.
в социальной психологии:
личность
социально-психологическое качество человеческого индивида быть субъектом социально-значимых, индивидуально-типичных форм деятельности и общения, познания и переживания, выполняя при этом определенную социальную роль.
в общей психологии:
личность
система, интегрирующая психические процессы, свойства, состояния и образования человеческого индивида и обеспечивающая целенаправленную индивидуальную деятельность и социальное повеедение.
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ в зарубежной социальной психологии.
Традиционные теории личности – нач.ХХ в.
(Штерн, Дильтей, Шпрангер, Левин, Фрейд, Миллер, Доллард)
Новые теории – 30-50 г.г.
(Оллпорт, Маслоу, Роджерс, Мэрфи, Мюррей, Хорни, Кэттел, Айзенк, Гилфорд)
Новейшие теории – 50-70 г.г.
(Фромм, Мид, Сирс, Салливэн)
Современные – 70-90 г.г.
(Леонгард, Берн, Гроф, и др.)
Содержательно:
психоаналитические концепции фрейдизма, постфрейдизма и неофрейдизма;
бихевиористские и необихевиористские концепции;
гуманистические теории;
интеракционистские (интерперсональные) концепции;
экзистенциалистские;
социологические (в т.ч. марксистски ориентированные);
эклектические;
и т.п.
Традиционные теории личности
Шпрангер Эдуард (1882-1963)
"понимающая психология": "Lebensformen" ("Формы жизни",1914)
Типы понимания жизни:
1) теоретический человек:
("Страсть к проблеме, к вопросу, который ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию");
2) экономический человек:
("Основным мотивом, определяющим самые различные сферы личности и характер ее бытия, является мотив полезности");
3) эстетический человек:
("стремление к оформленному выражению своих впечатлений");
= творящая эстетическая натура;
= наслаждающаяся эстетическая натура;
4) социальный человек:
("потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью");
5) политический человек:
("главным для него становится могущество само по себе ... стремление делать собственную целостную направленность ведущим мотивом других людей...самоутверждение, достижение успеха...");
= активные политические натуры ("стремятся к высокому социальному статусу и только тогда, в качестве вождей, в лучах славы чувствуют себя на своем месте");
= пассивные политические натуры ("не могут ориентироваться в жизни без руководства. Они несамостоятельны в своих вкусах, суждениях, мировоззрении ... потребность в опоре определяет бытие и выражается в служении и подражании другому");
6) религиозный человек:
("духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей");
= имманентный мистик ("все жизненные ценности переживаются как стоящие в позитивном отношении к высшему смыслу жизни");
= трансцендентный мистик ("...они ставятся в негативное отношение");
= дуалистическая религиозная натура ("...они оцениваются частью позитивно, частью негативно").
ФРЕЙДИЗМ.
Направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.
ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856-1939) Австрийский психолог, создатель психоанализа. Родился в Моравии в семье мелкого коммерсанта. Обучаясь на медицинском факультете в Вене, одновременно работал в физиологическом институте Эрнста Брюкке. В 1881 году получил ученую степень в университете Вены, работал приват-доцентом, а с 1902 года – профессором неврапатологии. Занимаясь врачебной практикой обратил внимание на роль сексуальных переживаний и детских психических травм (часто неосознаваемых) у своих пациентов в формировании их характера. Теорию и практику лечения возникающих вследствие этого неврозов и комплексов Фрейд назвал п с и х о а н а л и з о м. После оккупации Австрии фашистами подвергался преследованиям, однако международный союз психоаналитических обществ, уплатив значительный выкуп, добился разрешения на выезд Фрейда в Лондон я(1938).
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:
"Исследование истерии", 1895;
"Толкование сновидений", 1900;
"Психопатология обыденной жизни", 1901;
"Тотем и табу", 1913;
"По ту сторону принципа удовольствия", 1920;
"Психология масс и анализ человеческого "Я", 1929;
"Цивилизация и недовольные ею", 1929;
"Моисей и монотеизм", 1939;
"Очерк психоанализа", 1939 (не завершена).
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ.
Анализируя причины функциональных заболеваний у своих пациентов, пришел к выводу, что их источником могут быть происходившие ранее события, нанесшие человеку душевную рану или какие-либо отклонения в его развитии (особенно в период детства). Образуя таким образом комплексы, чаще всего не осознаваемые людьми, они продолжают оказывать влияние на их поведение, а также вызывать различные патологические симптомы. Используя различные методы (метод свободных ассоциаций, гипноз, толкование сновидений, анализ ошибочных действий, оговорок, забывания намерений и трансфер) заметил, что осознание психических травм дает положительный врачебный эффект.
Все это позволило Фрейду выделить в психической жизни 3 уровня:
бессознательный,
предсознательный,
сознательный.
Бессознательное – является источником инстинктивного заряда, прежде всего сексуального (либидо), и закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.
Предсознательное – его содержание без труда может быть осознано человеком.
Сознательное – содержит социальные нормы и запреты, которые находятся в постоянном конфликте с бессознательным и подавляют его сексуальные влечения.
Однако "либидо" все-таки прорывается сквозь "цензуру" сознания и проявляется в различных формах: сновидения, ошибочные действия, забывание неприятного, невротические симптомы и т.д.
Поэтому техника психоанализа и сводится к тому, чтобы помочь человеку путем расшифровки скрытого смысла этих форм осознать вытесненное аффективное влечение.
Согласно Фрейду, сексуальное влечение в процессе развития че ловека претерпевает ряд изменений, связанных с фазами этого развития:
оральная фаза ( до 1 года);
анальная ( 1-3 года);
фаллическая (3-6 лет);
латентная ( 6-12/14 лет, половой инстинкт находится в скрытом состоянии).
Задача психоанализа – найти те слои и источники сексуальных нарушений, которые в дальнейшем приводят к неврозу.
С начала 20-х годов (после окончания I-й мировой войны) Фрейд выделяет в структуре психической жизни другие инстанции:
"Я" (эго) – регулирует действия организма в интересах его самосохранения.
"ОНО" (ид) – средоточие слепых инстинктов (сексуальных, агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению.
"сверх-Я" (супер-эго) – включает моральные стандарты и запреты, усвоенные личностью бессознательно как продукт влияния общества (проявляется в виде совести).
Поскольку требование "ИД","супер-ЭГО" и внешней реальности к "ЭГО" несовместимы, то человек постоянно находится в состоянии конфликта, который создает невыносимое напряжение.
Задача психоанализа – освободить "Я" от различных форм давле ния на него. Эту возможность человек приобретает с помощью действия "защитных механизмов":
вытеснения – неприятные мысли и чувства изгоняются в сферу бессознательного;
рационализации – сокрытие от сознания истинных мотивов действий, мыслей и чувств и приписывание других – социально одобряемых;
регрессии – уход (соскальзывание) в своем поведении на более ранний, примитивный уровень;
сублимации – трансформация инстинктивной энергии психики (сексуальной и пр.) в более приемлимый для индивида и общества вид деятельности (частный случай: творчество, проявление остроумия).
В более поздний период творчества Фрейд обратился к исследованию истории человеческой культуры, доказывая, что ей также присущи сексуальные комплексы (как и отдельному человеку), которые нашли свое воплощение в мифах, памятниках литературы, искусства и пр.
Карл Густав Юнг (1875-1961)
Швейцарский психиатр, психолог, основатель аналитической психологии. Получил образование в Базельском университете. В 1901-1912 годах – ближайший сотрудник З.Фрейда. Первый председатель международного психоаналитического общества (1911-1914).
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:
"Психологические типы", 1921;
"Психология бессознательного общества", 1912.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ.
В психике (как и Фрейд) выделял "сознательное" и "бессознательное", которому принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, в свою очередь, существует в 2-х формах:
а) индивидуальная (личная),
б) коллективная – ее образует психический фонд, в котором закреплен опыт предшествующих поколений. Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения, архетипы.
Архетипы (как первичные образования, человеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, сновидений, мифов, верований и т.п. Процесс становления личности называл и н д и в и д у а ц и е й, имеющей целью достижение особой связности (интеграции) коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как неделимое целое в новом качестве (т.е. становится с а м о с т ь ю). К функциям психики относил:
мышление;
ощущение;
чувство;
интуиция.
Ввел в научный оборот представления о 2 типах личностей:
интраверты (Обращенность в себя в поисках причин, объясняющих поступки. Свойственны импульсивность, инициативность, общительальная пассивность, склонность
экстраверты. (Обращенность личности на окружающий мир.
Свойственны замкнутость, соци-
ность,социальная адаптированность к самоанализу, необщительность.
От преобладания той или иной функции психики выводил типологии личности:
а) мыслительный
б) эмоциональный ¦
каждый из них может быть интравертом или экстравертом
в) чувствующий
г) интуитивный
ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА
¦ СОЗНАТЕЛЬНОЕ
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ¦
индивидуальное ¦ ¦ коллективное
¦ Т И П О Л О Г И Я Л И Ч Н О С Т И ¦
МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ
ЧУВСТВУЮЩИЙ
ИНТРАВЕРТ ¦
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ
ЭКСТРАВЕРТ
ИНТУИТИВНЫЙ
Сам Юнг в 1912 году после разрыва с Фрейдом был близок к безумию – кошмары: вся Европа, весь мир залит кровью, обрубки человеческих тел плавают в крови. Видения прекратились с началом войны в 1914 году.
Образы сновидений:
"Анима" ("душа")психичекая репрезентация женских генов в мужском теле;
"Анимус" – наоборот;
"Тень"
"Вода"
"Старый мудрец"
"Персона" – "Маска" – "Самость"
НЛО как форма проявления коллективного бессознательного...
Левин Курт (1890-1947) (Германия-Сша)
"теория поля"
AN Кант: субъект систематизирует мир явлений в относительных понятиях;
восприятие мира – обладает основным свойством – целостности;
существуют – внешнее физическое поле и внутреннее "психическое поле" личности;
в псих. поле действуют силы притяжения и отталкивания субъективно значимых, мотивирующих компонентов (с разной псих.валентностью);
личностное ядро образуют наиболее устойчивые побуждения, к-рые могут претерпевать изменения благодаря перемещениям (локомотациям) мотивационных компонентов;
мотивами являются объекты – различные районы "жизненного пространства";
конфликты: "притяжение-притяжение", "избегание-избегание", "избегание-притяжение"
Штерн Вильям (1871-1938) (Германия)
"персонализм " – одна из основ экзистенциальной психологии;
Личность – это не только человеческая личность, но любой целостный объект;
дробить человека и его психику на отдельные элементы нельзя;
"персона" – любая способная к саморазвитию сущность – как в органическом, так и в неорганическом мире;
мир – иерархическая организация персон, обретающих на уровне человека свойство "личности";
все персоны обладают свойствами "активности","индивидуальности", "целенаправленной деятельности";
целостная психологическая структура индивида проявляется в направленности его личности;
личность – определенная организация мотивов индивида;
личность социально обусловлена.
НОВЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ:
антропологизация и психологизация личности;
личность – самоопределяющаяся сущность, первичная или параллельная обществу;
Кули Чарльз (США)
Черты личности определяются особенностями социального взаимодействия;
Регуляция соц. поведения людей с помощью "Я-концепции", как результата "зеркального Я" возникающего в первичной группе;
Личность – носитель социальной роли;
Неофрейдистские теории личности:
Адлер Альфред (Австрия) (1870-1937)
Школа "Индивидуальной психологии"
"О невротическом характере" (1912),
"Практика и теория индивидуальной психологии" (1920)
Выступил против биологизаторства Фрейда;
Существует внутреннее единство, целостность психич. жизни лич ности;
нет жесткой грани между сознательным и бессознательным;
основное в человеке – врожденное, общественно развиваемое "чувство общности";
основные движущие силы личности – стремление к власти, превосходству, успеху, совершенству, чувство общности ("социальный интерес") – это компенсация чувства неполноценности;
недоразвитие чувства общности – комплекс неполноценности, неврозы;
существует жизненный стиль личности, который как и уникальная цель жизни являются во многом бессознательными образованиями:
1) успешная компенсация;
2) сверхкомпенсация;
3) уход в болезнь;
на развитие личности оказывают влияние различные стили воспитания, особенная роль матери...
это же влияет на выбор профессии, способность к общению,выбор партнера для семьи...
Хорни Карен (1885-1952)
"Неофрейдистская концепция..."
Американский психолог. В 20-х годах была практикующим психоаналитиком в Берлине. В начале 30-х годов организовала американский психоаналитический институт.
ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:
"Невротическая личность нашего времени", 1939;
"Наши внутренние конфликты", 1945;
"Неврозы и развитие человека", 1950.
против антиисторичности, антисоциальности Фрейда;
антисоциальные,деформированные черты личности – продукт анти гуманных обществ. отношений;
формирование личности детерминировано социальными условиями;
основа сущности человека – врожденное чувство беспомощности;
агрессивность, враждебность – невротическая защитная реакция индивида, чувствующего угрозу своим ценностям,безопасности, своему достоинству;
стремление к безопасности, стремление снять базальное чувство тревоги – основная мотивирующая сила;
"все, что человек делает – это трансформация чувства беспокойства";
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ.
Главную причину возникновения неврозов предлагала искать в социальном окружении человека, негативном воздействии на него цивилизации. Распад старых ценностей и зарождение новых на фоне разнообразных жизненных укладов становятся факторами, тормозящими выбор человеком определенных ориентаций. Это способствует возникновению внутриличностных конфликтов, не осознаваемых личностью.
Появляющееся при этом чувство тревоги ("основное беспокойство") заставляет человека стремиться к безопасности и порождает в качестве защиты от него невротические потребности:
а) движение к людям;
б) движение против людей;
в) движение от людей.
Нормальное развитие личности предполагает равномерное сочетание этих тенденций. В основе каждой потребности лежит один из элементов "основного беспокойства": при доминировании первой из них главную роль играет бессилие человека перед окружающим миром, второй – враждебность против людей, третьей – изоляция от них.
Если з а м е т н о преобладает одна из потребностей, то человек становится н е в р о т и к о м. При этом выделяются следующие типы невротической личности:
а) уступчивый – личность стремится быть полезной другим людям, однако она подвергается их влиянию и оценке, ей часто не хватает самостоятельности.
б) агрессивный – стремится к господству любыми средствами (сила, богатство и т.п.).
в) отстраненный – старается избежать социальных конфликтов.
Для преодоления внутренних конфликтов и защиты от негативных внешних воздействий человеком задействуются "механизмы психической защиты":
а) "идеализированный образ" своей личности – маскируя на время аффективную напряженность, в действительности лишь усугубляет ее.
б) р а ц и о н а л и з а ц и я – умение рационально обосновать конфликтную ситуацию ( включает, например, метод самооправдания).
в) э к с т е р н а л и з а ц и я – перенесение внутренних процессов во внешнюю среду: соответственно ответственность ложится на внешние факторы.
Надежду на подлинное разрешение внутренних конфликтов Хорни возлагала на изменение человеческих отношений путем изменения сознания личности, ее идеалов и ценностных ориентаций.
ВНУТРИЛИЧНОСТНАЯ СТРУКТУРА (по Хорни) включает:
1) "актуальное Я" – отражает телесные и духовные атрибуты человека в данный момент;
2) "идеализированное Я" – продукты иррационального воображения личности о самом себе;
3) "реальное Я" – "личностный центр", способствующий индивидуальному развитию человека.
В процессе самореализации человека должно наступать преодоление разрыва между "реальным Я" и "идеальным Я".
Гуманистические теории личности:
Оллпорт Гордон (1897-1967)
"Концепция функциональной автономии мотивов"
("Теория самореализации")
Изучал жизнь выдающихся людей, достижения которых объясняется стремлением к самореализации;
Характерная черта творческих личностей – поиск постоянного напряжения, что объясняется активностью "Я" или "проприума" – средоточии основных мотивов человека; = Основное свойство "проприума" – сопротивление равновесию;
Личность существует в мотивированной деятельности, активность "Я" обусловлена исходными, врожденными мотивами;
Новые мотивы возникают благодаря превращению средств деятель ности в ее мотивы и цели (против фрейдистов!);
личность выступает в качестве высшего уровня регуляции деятельности;
Непрерывное становление личности – развитие ее мотивационной сферы;
Каждая черта личности формируется как обобщение навыков в эквивалентных, сходных, частных ситуациях;
"Я" обладает автономией. = понятие "маски" – при конформном поведении...
Маслоу Абрахам (1907-1970)
"Мотивация и личность" (1970)
"Теория самоактуализации"
Способность к самоактуализации – врожденное свойство человека, основанное на соответствующей потребности, не зависящее от со циальных условий;
Мотивационная сфера личности состоит из 5 уровней (систем) – Иерархия потребностей по А.Маслоу ( Maslow A.Н.):
Self-actualisation needs - САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Esteem needs – САМОУВАЖЕНИЯ
Needs for belongingness and love - СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ И ЛЮБВИ
Safety needs – БЕЗОПАСНОСТИ
Deficiency needs - ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ НУЖДЫ
Витальные, физиологические потребности; (питание, одежда, секс, жилье, условия труда, здоровье)
Потребность в безопасности; (уверенность в завтрашнем дне, психологическая безопасность, долгосрочное обеспечение денежных доходов, гарантии работы).
Потребность в социальных контактах; (контакты со стороны других, симпатии, любовь).
Потребность в признании и уважении со стороны других; (престиж,авторитет, профессиональная компетентность, финансовые возможности, право принимать решение).
Потребность в самоактуализации. (развитие способностей и претворение в жизнь своего личностного потенциала, личностный рост, расширение сферы влияния)
Самоактуализация – личностный рост "изнутри";
существуют "хорошие" и "плохие" межличностные отношения в обществе. "Хорошие" автоматически вызывают личностный рост. Психотерапия – фактор гуманизации общества;
свойства самоактуализирующейся личности:
1) объективное восприятие действительности выражающееся в четком отделении знания от незнания, в способности отличать конкретные факты от мнения по поводу этих фактов, существенные явления от видимостей;
2) принятие себя, других и мира такими, как они есть;
3) ориентация на решение внешних проблем, неэгоцентричность;
4) способность переносить одиночество и потребность в обособлении;
5) творческие способности;
6) естественность поведения, но и отсутствие стремления нарушать условности из духа противоречия;
7) дружелюбное отношение к любому человеку с хорошим характером, вне зависимости от его образования, статуса и других формальных характеристик;
8) способность к глубоким привязанностям, часто к немногим людям, при отсутствии постоянной враждебности к кому-либо;
9) нравственная определенность, четкое различение добра и зла;отсутствие хаоса,
путаницы, непоследовательности в наравственном сознании и поведении;
10) относительная независимость от физической и социальной среды;
11) осознание различия между целью и средством. Умение не терять из виду цель, но в тоже время эмоционально воспринимать и средства сами по себе;
12) крупномасштабность психического содержания и деятельности ("Эти люди приподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой. Они руководствуются широкими, универсальными ценностями").
Условия психологической свободы:
1) существование внутренних высших целей и ценностей;
2) последовательная устремленность к их достижению;
3) их непротиворечивость высшим духовным и моральным ценностям общества.
Роджерс Карл (1900)
"Теория "Я"
"Недирективная, клиентоцентрированная терапия"
общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающим индивидуальную позицию...
центр личности – ее самооценка, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими;
"self" или "Я-концепция" формируется как внутренне согласованная композиция восприятий организмических и социальных ощущений себя самого и отношений между этими самоощущениями – личность как модель самосознания и самопереживаний, организующих мир ее впечатлений;
Главный и единственный мотив личности – мотив роста "Я", который ускоряется, тормозится межличностными отношениями индивидов;
Мэрфи
"Биосоциальная теория 3-х человеческих природ"
1 природа: человек как особый биологический вид с более острым умом и социальным инстинктом – важнейшим инстинктом ч-ка;
2 природа: человек как существо, обработанное цивилизацией, культурой, "конформист культуры" – способ мировосприятия ограничивается культурой;
3 природа: стремление к индивидуальному творчеству;
Мюррей
"Персонология"
Основная единица психологического анализа "тема", как ситуация общения, вызванная взаимообусловленными потребностями индивидов;
Поведение личности определяется системой ценностей – вечных духовных форм;
Система потребностей может быть в достаточной мере скрыта от понимания самим индивидом;
Биосоциальные теории:
Айзенк
"Двухмерная теория личности"
личность – психобиологическое явление;
Все характеристики личности определяются двумя главными свойствами измерениями:
"Интровертированность-экстравертированность"
"Эмоциональная стабильность-нейротизм"
Личностные свойства определяются особенностями ЦНС, свойствами активированности коры БП;
Кэттел
"Факториальная концепция личностных черт"
главное в иссследовании личности – описание различных, более или менее обобщенных и корреклирующих друг с другом свойств (измерений, факторов) личности;
существует 16 факторов 1-го порядка, кроме того – 2 и 3-го;
III. Новейшие теории личности
Фромм Эрих (Fromm) (1900-1980)
"Гуманистический психоанализ", "радикально-гуманистический психоанализ"
Работы:
"Бегство от свободы"("Escaрe from freedom") – 1941г.
"Иметь или быть" ("To Нave or to Be") – 1976г.
с 1925 г. – психоаналитическая практика;
1928-1932 гг. – Ин-т соц. исследований во Франкфурте-на-Майне;
1932г. – эмиграция в США;
1932-1934гг. – статьи о применении идей Фрейда в социальной психологии;
психика человека, в том числе его бессознательное обусловлено обществом;
попытка соединить Фрейда с Марксом;
"Наиболее прекрасные и самые безобразные склонности человека представляют собой не компоненты фиксированной и биологически заданной человеческой природы, а результаты социального процесса, который творит людей".
ЧЕЛОВЕК – "РАБ ДИХОТОМИИ СУЩЕСТВОВАННИЯ";
существует "социальный" и "индивидуальный" характеры человека;
ядро структуры характера присуще большинству членов одной и той же культуры;
ТИПЫ характера:
рецептивный (пассивный);
эксплуататорский;
накопительский;
рыночный;
продуктивный характеры;
надежды на благоденствие в индустриальной системе призрачны,т.к. она основана на двух основынх посылках – гедонизме и эгоизме;
в жизни могут существовать две основные ценностные ориентации – обладание и бытие, которые и определяют различие в психологии личности и поведении людей – от мышления и памяти до общения и реализации властных полномочий;
Первобытное общество – личность идентифицирована с группой, кланом, господствуют мифология и магия;
Средневековье – социальная система структурирована, каждый знает свое место, что обеспечивает чувство социальной безопасности;
Современность – свобода, но чувство одиночества etc.
Механизмы "бегства от свободы" – бессознательно складывающиеся психологические механизмы, регулирующие взаимоотношения человека с социумом;
1) Мазохизм и садизм – авторитарный , садомазохистский характер личности (действия против себя и других) – убежденине, что жизнь определяется силами, находящимися вне человека, его интересов и желаний. Единственная возможность – подчинение этим силам. Активность человека – видимость! Бессилие, которое пытается победить...
2) Деструктивизм – импульсы разрушения
Это не инстинкт смерти (по Фрейду), но результат изменения социальных условий;
3) Автоматический конформизм – потеря самого себя уничтожение "Я" за счет идентичности с миллионами таких же автоматов, благодаря чему исчезают противоречия "Я" – Мир.
См. постгипнотизм!!!
"Псевдомышление"+ защита, "псевдохарактер":
Человек, который взял взаймы у соседа стеклянный кувшин и разбил его, на просьбу вернуть его, ответил:
"Во-первых, я уже вернул его тебе;
во-вторых, я никогда его не занимал у тебя, и
в-третьих, он уже был разбит, когда ты мне его дал"...
МИД Джордж Герберт (1863-1931) (США)
"Интеракционистская теория символической коммуникации. Социобихевиоризм"
сознание имеет инструментальную природу – это средство приспособления индивида к среде;
"Я" формируется в процессе _ социального взаимодействия;
определяющее в процессе социального взаимодействия – общество, группа, а не личность;
развитие личности определяется _символической коммуникацией . и совм. деятельностью с другими;
общество и его институты – результат развития семейных отношений, производное организации импульсов секса и голода;
"Я" – продукт социального опыта раздвоения ребенка в играх, необходимости играть роли других, смотреть на себя со стороны, формирования установки в виде "обобщенного другого";
социальный контроль "врастает" в личность изнутри и приобретает форму внутреннего _ самоконтроля;
Структура личности: "I" – "Я" "me" – "меня" "self""самость"
Сирс
"Диадическая теория интеракции"
исходная единица психол. анализа – диадическая система, описывающая комбинированные действия двух или более персон;
личность формируется только в диадических ситуациях;
свойства личности могут быть "измерены лишь путем ссылки на диадические ситуации или их символические репрезентации."
действия каждого индивида всегда ориентированы на поведение другого человека, зависят от него.
Салливэн Гарри Стэк .(1892-1949)
"Межличностная теория психотерапии" ["Межличностная теория в психиатрии"(1963)
Личность – сама по себе – абстракция!!!
Личность – относительно устойчивая конфигурация периодически повторяющихся межличностных ситуаций, которые характеризуют человеческую жизнь;
индивидуальность отрицается: личность – пассивная прекция межличностных отношений;
На развитие личности влияют и воображаемые межличностные отношения;
Существует врожденная потребность в нежности (вначале удовлетворяемая матерью), как форма межличностного "динамизма" – "образца энергии";
Цель поведения – избавление от напряжения, от беспокойства за безопасность;
Структура личности:
"Система самости" – предписывает и запрещает определенные образцы поведения в конкретных ситауциях;
"Система персонификаций" – образы "Я" и окружающих;
Когнитивные процессы -"динамизмы": оформление желания избежать тревогу:
бессвязное течение идей,
фиксация причинных связей,
оперирование символами,
Психологическая защита.
Келли Джордж Александер (1905-1966) (США)
"Психология личностных конструктов" (1955)
Организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает ("конструирует") будущие события;
Человек – исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал – "личностных конструктов" – и выдвигающий, исходя из этого образа, гипотезы о будущих событиях. Неподтверждение этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструктов, позволяющей повысить точность последующих предсказаний;
Разработал методический принцип "репертуарных решеток".
Традиционная психометрика ориентирована на диагностику устойчивых личностных особенностей. Келли высказывает противоположную точку зрения:"Человек -это форма движения",а "надёжность -это мера нечувствительности теста к изменениям".Диалектика не исключает ориентаций на диагностику устойчивых и изменчивых характеристик личности,т.е.того,в чем человек меняется крайне медленно, и того,в чем он меняется довольно часто.Это можно представить условной шкалой психодиагностических задач:
СТАБИЛЬНЫЕ СВОЙСТВА
| УНИКАЛЬНЫЕ <-------|------->ОБЩИЕ СВОЙСТВА
СВОЙСТВА
ИЗМЕНЧИВЫЕ СВОЙСТВА
Испытуемого просят сравнить между собой людей, олицетворяющих успех,счастье и нравственность и назвать соответствующие полюса конструктов (биполярные признаки, параметры, шкалы).
Ф. Франселла, Д.Баннистер Новый метод исследования личности. М.:Прогресс, 1987.
Козлова И.Н. Личность как система конструктов // Системные исследования. ежегодник.М.: Наука.1976. с.128-146.
Похилько В.И., Федотова Е.О. Техника репертуарных решёток в экспериментальной психологии личности //Вопросы психологии, 1984, №3.с.151-157.
Леонгард Карл
"Теория личностных акцентуаций"
Различает "жизненные типы" (офицер, коммерсант, учитель и т.п.), возникающие в связи с наложением требований профессии на особенности личности, и индивидуальность...
Структура индивидуальности по К.Леонгарду:
1) сфера направленности интересов и склонностей;
= эгоизм, альтруизм, тщеславие etc.
2) сфера чувств и воли;
= процесс протекания эмоций, скорость их возникновения, глубина, сила или слабость воли, волевая возбудимость;
3) ассоциативно-интеллектуальная сфера;
= ассоциативные чувства – стремление к порядку, заинтересованность и т.п.
"Акцентуация всегда в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной."
Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние."
Обозначение "патологические личности" следовало бы применять лишь в отношении людей, которые отклоняются от стандарта и тогда, когда внешние обстоятельства, препятствующие нормальному течению жизни исключаются.
1) Акцентуированные черты характера личности:
= демонстративные;
= педантические (ананкастические);
= застревающие;
= возбудимые;
= экстравертированные;
= интровертированные;
2) Акцентуированные черты темперамента:
= гипертимические;
= дистимические (субдепрессивные);
= циклотимические (аффективно-лабильные);
= аффективно-экзальтированные;
= тревожные (боязливые);
= эмотивные;
3) а) Сочетание акцентуированных черт характера;
б) Сочетание акцентуированных черт характера и темперамента;
Гроф Станислав
"Холотропная концепция психологии личности"
опора на клинические исследования в области ЛСД-терапии;
ЛСД как средство активизации бессознательного на глубинных уровнях человеческой, личностной психики;
наличие уровней ЛСД-переживаний:
абстрактные или эстетические переживания; (имеют физиологическое происхождение, хим.воздействие на сенсорные органы). "Я запутался в абстрактном мире кружащихся и несущихся форм, буйных цветов, более ярких и лучистых, чем те, которые мне приходилось видеть в жизни. Я был заворожен и околдован этим невероятным калейдоскопическим шоу.."
психодинамические переживания; (связаны с важными значимыми воспоминаниями, неразрешенными конфликтами, психотравмами,вытесненным материалом бессознательного, относящимся к различным периодам жизни человека) На этом уровне проявляется система конденсированного опыта (COEX) – специфическая группа воспоминаний, содержащих конденсированные сгущенные переживания (и связанные с ними фантазии), относящиеся к различным периодам жизни человека... Они имеют основную (главную) тему или включают подобные (схожие) элементы и ассоциируются с сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества...
перинатальные переживания; (в фокусе этих переживаний находятся такие проблемы, как биологическое рождение, физическая боль и агония, старение, болезнь и дряхление, умирание и смерть).
трансперсональные переживания; (временное, пространственное расширение и сужение сознания) Идентификация с другими людьми, животными, растениями, архетипические переживания)
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
МАРКСИСТСКИЙ ВЗГЛЯД НА ЛИЧНОСТЬ
До 1945 года – доминировали взгляды на личность, изложенные в концепциях Выготского и Рубинштейна...
С 50-х г.г. , в сявзи с разоблачениями культа личности Сталина, начались исследования личности.
В Москве – Школа Леонтьева,
В Ленинграде – школа Ананьева – антропологическое направление (изучение человека вообще) – ставится знак между "человек" и "личность". Изучаются корреляционные связи между свойствами...
В Москве – с позиций культурно-исторической теории и теории деятельности.
Непомнящая : предмет психологии – личность;
выделяются структурные компоненты личности: деятельность, сознание, ценностность.
В рамках школы Рубинштейна: Ковалев, Костюк, Брушлинский, Абульханова-Славская, м.б. Платонов.
По Рубинштейну – "личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия; личность определяет закономерности психических процессов и их развитие";
"Понятие личности есть общественная, а не психологическая категория".
Отдельные подходы: Мерлин, Божович, Непомнящая, Давыдов. Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г., Божович Л.Д., Петровский А.В., Платонов К.К., Давыдов В.В. и др.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ .ЛИЧНОСТЬ.
"Человеческим индивидом рождаются"
"Личностью становятся"
"Индивидуальность – защищают"
ЧЕЛОВЕК – универсальное существо, общность, существующая
а) как индивид;
б) как общество; Человек – это единство индивида и рода...
Личностные характеристики общественного индивида – это характеристики общественные, социальные...
Личность – социальное качество человеческого индивида...
Личность – продукт социального взаимодействия,узел общественных отношений;
Лейбниц:" Если войти в огромные часы через заднюю дверцу и добросовестнейшим образом изучить все детали часового механизма и все их взаимодействия, то мы узнаем массу интересных вещей, кроме одной: который час...
И уж конечно, мы не поймем, какое значение это имеет для людей, когда часы сигналят полдень, и какое – когда они показывают полночь"
Т.е. – сколько бы мы не изучали физико-химическую структуру золотой монеты, мы не поймем, почему из-за золота пролилось столько человеческой крови!!!
Это и означает:
Личность – узел общественных отношений;
Природа личности конкретно-исторична;
Личность – деятельная, активная индивидуальность;
Личность – мера индивидуальной активности,самовыражения, самоактуализации, самоутверждения, творчества;
Личность как субъект истории;
По Марксу – существуют типы социальной целостности:
отношения личной зависимости ("говорящее орудие");
отношения личной независмости, но вещной зависимости ("формальное равенство, но рабство обмена");
отношения, основанные на превращении коллективной производительной силы в общее достояние, возможность подлинной целостности общества и индивида ("свободная индивидуальность, имеющая возможность универсального развития");
Личность – свободная индивидуальность, проявляющая себя в способности действовать сознательно, целостно в рамках общественной необходимости, не противопоставляя себя обществу...
Развитие личности человека (аналогично развитию психики) – результат процесса овладения (присвоения) человеком обществен но-исторического опыта;
личность ¦------------¦культура ¦предметы
знания
пособы действий
другие ¦---¦
Борис Герасимович Ананьев (1907-1972)
СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКА
различал "индивид", "личность" и "индивидуальность"
I. Человек как индивид:
Первичные свойства
Вторичные свойства а) возрастно-половые:
а)динамика психофизиологич. функций;
-возрастные св-ва;
-половой диморфизм;
б)структура органич.потребностей; б) индивидуально-типические:
-конституция;
-нейродинамические св-ва ЦНС;
-ф-циональная геметрия тела и
БП гол.мозга;
------------------------------------------------------------------
ОНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ---------> ЗАДАТКИ-----ТЕМПЕРАМЕНТ
------------------------------------------------------------------
II. Человек как личность:
"Личность – субъект общественного поведения и коммуникации"
Первичные свойства
а) общественно-функц.роли;
Вторичные свойства
а) особенности мотивации поведения;
б) статус;
в) цели и ценности; ----------------------------------------------------------------------
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ (биография)---->СКЛОННОСТИ--ХАРАКТЕР--МИРОВОЗЗРЕНИЕ -----------------------------------------------------------------------
III. Человек как субъект:
(сознания и деятельности)
а) субъект практической деятельности (труда);
б) субъект теоретической деятельности (познания);
в) субъект общения и обществ.поведения (общения);
-исторический процесс;
-общественные отношения;
-общение;
-общественное поведение; ------------------------------------------------------------------------- ПРОИЗВ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕ ------> СПОСОБНОСТИ--ТАЛАНТ--ТВОРЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Структура личности по К.К. Платонову:
Подструктуры (уровни личности):
1) Биологически обусловленная подструктура:
темперамент, половые, возрастные, иногда – патологические
свойства личности;
2) Подструктура индивидуальных особенностей психических
процессов:
эмоциональные, интеллектуальные, волевые особенности;
3) Подструктура социального опыта:
знания, умения, навыки, привычки;
4) Подструктура направленности личности:
влечения, желания, интересы, стремления,
идеалы,
мировоззрение – индивидуальная картина мира, убеждения.
Мясищев Владимир Николаевич (1892-1973)
Концепция отношений личности
Ядро личности система ее отношений к внешнему миру и к самому себе.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5 ... страница 7страница 8
скачать
Другие похожие работы: