NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Типовые инструкции по организации защиты объектов от угроз диверсионно-террористического характера на территории Челябинской области


Обнаружение подозрительного предмета на объекте или вблизи него

Если на объекте кем-либо обнаружена забытая или бесхозная вещь необходимо опросить людей, находящихся рядом. Постараться установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщить
о находке сотруднику охраны.

При получении информации об угрозе взрыва или обнаружении подозрительного предмета, взрывного устройства сотрудники наряда охраны или персонал объекта (службы безопасности) обязаны немедленно доложить об этом руководителю объекта, а при его отсутствии на объекте дежурному органа внутренних дел с последующим повторным докладом руководителю объекта.

Руководитель объекта при получении информации об угрозе взрыва или обнаружении подозрительного предмета, взрывного устройства обязан:

– сообщить о ситуации на объекте в дежурную часть территориального органа внутренних дел, территориального органа безопасности, руководителю органа местного самоуправления, в вышестоящий орган исполнительной власти области, (схема оповещения должна быть согласована и отработана заранее со всеми заинтересованными службами);

– организовать силами подразделения охраны ограничение доступа
посторонних лиц к взрывоопасному предмету;

– обеспечить доступ во взрывоопасную зону специалистов правоохранительных органов для обследования предмета и обезвреживания ВУ, оказывать необходимое содействие их деятельности.

Сотрудник охраны при получении информации об угрозе взрыва до прибытия следственно-оперативной группы должен:

– точно определить место нахождения подозрительного предмета;

– опросив заявителя и очевидцев, установить время обнаружения предмета, зафиксировать установочные данные лиц, обнаруживших находку, и обеспечить их присутствие к моменту прибытия оперативно-следственной группы правоохранительных органов;

– дать указание не приближаться, не трогать, не вскрывать, не перемещать находку, не заливать ее жидкостью, не засыпать песком и грунтом, не пользоваться радио– и электроаппаратурой, переговорными устройствами;

– организовать эвакуацию персонала, используя маршруты, удаленные от места нахождения подозрительного предмета;

– силами других сотрудников охраны или персонала объекта обеспечить оцепление места расположения предмета и находиться на безопасном расстоянии от него;

– при необходимости организовать отключение бытовых и производственных коммуникаций газа, воды и электричества;

– не снижая уровень охраны объекта, обеспечить возможность беспрепятственного прохода или проезда к предмету сотрудников и транспорта следственно-оперативной группы;

– предоставить возможность специалистам оперативно-следственной группы побеседовать с заявителем и другими лицами, подходившими к подозрительному предмету;

– усилить контроль за состоянием охраны всего объекта, т. к. возможны террористические проявления либо аналогичного, либо иного рода в других местах на объекте.

При обнаружении подозрительных предметов, следует соблюдать следующие меры безопасности:

– не курить;

– не пользоваться электрозажигалками и другими источниками огня или искровоспроизводящими предметами;

– не трогать руками и не касаться с помощью других предметов;

– не трясти, не бросать, не сгибать, не открывать;

– место обнаружения предмета немедленно покинуть, обеспечив охрану;

– оповестить окружение (сотрудников, членов семьи, других людей);

– незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы;

– помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т. д.;

– не подходить к взрывным устройствам и подозрительным предметам ближе расстояния, указанного в таблице.

Рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства (ВУ) или предмета, похожего на ВУ:

– граната РГД-5 – 50 м;

– граната Ф-1 – 200 м;

– тротиловая шашка массой 200 г – 45 м;

– тротиловая шашка массой 400 г – 55 м;

– пивная банка 0,33 л – 60 м;

– дипломат (кейс) – 230 м;

– дорожный чемодан – 350 м;

– а/машина класса «Жигули» – 460 м;

– а/машина класса «Волга» – 580 м;

– микроавтобус – 920 м;

– грузовая машина (фургон) – 1240 м.
Получение сигнала об эвакуации
Если персонал объекта находится на своих рабочих местах необходимо последовательно выполнить следующие действия:

– без спешки, истерик и паники убрать служебные документы в сейф или в закрывающиеся на ключ ящики стола;

– взять с собой личные вещи, документы, деньги, ценности;

– закрыть окна, выключить оргтехнику, электроприборы, освещение;

– взять с собой и при необходимости использовать индивидуальные средства защиты (противогаз, респиратор);

– закрыть дверь на ключ, ключ оставить в замке;

– покинуть помещение, двигаясь маршрутами, обозначенными в схемах эвакуации;

– отойти от здания и выполнять команды эвакуаторов;

– возвращаться в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.
Поступление угрозы по телефону
Телефон является средством связи, которое часто используют как преступники (для передачи сообщений о заложенных бомбах, захвате людей
и предъявлении политических или корыстных требований выкупа, о шантаже
и других криминальных проявлениях), так и «телефонные хулиганы», высказывающие мнимые угрозы разного толка. Принимая анонимное телефонное
сообщение о возможном совершении актов терроризма необходимо помнить, что такого рода звонки несут важную криминалистическую информацию,
и поэтому необходимо в разговоре с анонимом запомнить и зафиксировать как можно больше сведений: зафиксировать дату, время и продолжительность анонимного звонка; место установки телефона, на который проследовал звонок, его номер, принадлежность конкретному подразделению и сотруднику.

При получении анонимного звонка необходимо предпринять попытку «завязать разговор» с анонимом и попытаться выяснить конкретные сведения
о его личности, профессии, месте нахождения; и, если возможно, склонить
к добровольному отказу от задуманной акции.

По окончании разговора с анонимом, не кладя трубку на телефонный
аппарат, немедленно сообщить о случившемся руководителю службы безопасности (службы охраны) для принятия ими неотложных мер по предупреждению и локализации возможных тяжких последствий, а также розыску анонима.

По памяти составить подробное описание высказанных угроз или сообщенных сведений о предполагаемых актах терроризма, а также выдвинутых ультиматумах и других требованиях.

Все данные об обстоятельствах проявления, содержании угроз или сведений, изложенных анонимным абонентом, характеристике его голоса, речи,
манере изложения угроз и требований сообщить руководителю службы безопасности (службы охраны) предприятия.

Во избежание распространения слухов и паники обсуждать полученную от анонима информацию с другими сотрудниками не рекомендуется.

При поступлении угрозы на телефонный аппарат с автоматическим определителем номера и звукозаписывающим устройством сразу после завершения разговора с анонимом извлеките кассету (мини-диск) с аудиозаписью и примите меры к ее сохранности. Незамедлительно установите на ее место новую кассету,
т. к. возможен второй звонок злоумышленника.
Взрыв на территории объекта
В случае совершения взрыва на территории объекта или в его здании
сотруднику охраны необходимо немедленно организовать и обеспечить выполнение следующих основных мероприятий:

– по списку экстренного вызова вызвать на объект пожарных, скорую
помощь, спасателей, коммунальные службы (газ, электричество, тепло);

– по списку экстренного оповещения сообщить о происшествии руководству (администрации) предприятия, в правоохранительные органы;

– содействовать эвакуации персонала из очага взрыва, разрушенных или поврежденных взрывом помещений;

– до прибытия службы скорой помощи оказать пострадавшим экстренную медицинскую помощь;

– отключить подачу электроэнергии, газа, воды, тепла в поврежденные взрывом помещения;

– обеспечить оцепление места взрыва и его изоляцию до прибытия компетентных органов силами других сотрудников охраны или персонала объекта;

– при возникновении пожара принять меры к его тушению собственными силами и имеющимися противопожарными средствами.
Захват заложников
При захвате персонала объекта или его посетителей в заложники сотруднику охраны необходимо:

– незамедлительно сообщить о чрезвычайном происшествии в правоохранительные органы и руководству объекта;

– при возможности блокировать место происшествия силами других
сотрудников охраны;

– повысить бдительность сотрудников охраны на всех постах. Перевести систему видеонаблюдения объекта в режим записи;

– не вступая в переговоры с террористами, по возможности выполнять их требования, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;

– обеспечить эвакуацию персонала, оказавшегося вне места захвата
заложников;

– прекратить доступ на объект людей и проезд автотранспорта;

– принять меры к беспрепятственному проходу и проезду на объект
сотрудников правоохранительных органов;

– по прибытии спецподразделений ФСБ России и МВД России предоставить им всю необходимую информацию: схемы объекта, поэтажные планы, расположение систем видеонаблюдения, вентиляции, электроснабжения и др.;

– в дальнейшем действовать в соответствии с распоряжениями руководителя контртеррористической операции.

Должностным лицам объекта необходимо:

– незамедлительно сообщить о сложившейся ситуации в правоохранительные органы;

– не вступать в переговоры с террористами по своей инициативе;

– по возможности надо выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;

– не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих
к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

– оказать помощь сотрудникам МВД, ФСБ в получении интересующей их информации.

При обучении персонала объекта следует обращать их внимание на следующие рекомендации специалистов.

Любой человек по стечению обстоятельств может оказаться заложником у террористов и бандитов. При этом жизнь заложников становится предметом торга: политического или корыстного.

В ситуации, когда проявились признаки угрозы захвата заложников,
необходимо:

– постараться избежать попадания в их число. Немедленно покинуть опасную зону или спрятаться;

– спрятавшись, дождаться ухода террористов, при первой возможности покинуть убежище и удалиться.

Исключением являются ситуации, когда кто-либо из потенциальных
заложников оказался в поле зрения террористов или при высокой вероятности встречи с ними.

Оказавшись в заложниках, следует придерживаться следующих правил.

Необходимо стойко и сдержанно переносить лишения и оскорбления террористов, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе.

Не допускать действий, которые могут спровоцировать преступников
к применению физической силы или оружия.

Выполнять требования преступников, не противоречить им, не допускать истерик и паники.

Спрашивать разрешение у захватчиков на совершение любых действий: сесть, встать, попить, сходить в туалет и др.

При ранении постараться самостоятельно оказать себе первую доврачебную помощь.

При наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта.

При проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:

– лечь на пол лицом вниз, по возможности прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;

– ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять бегущего за преступника;

– если есть возможность, необходимо держаться подальше от проемов дверей и окон;

– не возмущаться, если при штурме и захвате с пострадавшим могут
поначалу (до установления личности) поступить несколько некорректно, как
с вероятным преступником. Освобожденного заложника могут обыскать, заковать в наручники, связать, нанести эмоциональную или физическую травму, подвергнуть допросу. Необходимо к этому отнестись с пониманием, т.к. в подобных ситуациях такие действия штурмующих (до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных преступников) оправданы.

Необходимо постараться фиксировать в памяти все события, которые
сопровождают захват. Эта информация будет очень важна для правоохранительных органов.

Главное – не паниковать, даже если бандиты перестали себя контролировать.
Демаскирующие признаки взрывных устройств в почтовых отправлениях
При внешнем осмотре поступающих в канцелярию объекта писем и бандеролей необходимо обращать внимание на признаки возможного наличия внутри почтового отправления взрывного устройства или иного взрывоопасного объекта могут указывать:

– кустарный (самодельный) способ изготовления упаковки почтового
отправления: нестандартная коробка, пакет или конверт, непрофессиональный способ заклейки, использование бытовых липких или электроизоляционных лент, дополнительного клея;

– необычно тяжелый вес и неравномерное заполнение внутренней полости почтового отправления;

– наличие большого числа почтовых марок, необычные надписи («лично», «вскрывать здесь» и др.), исполнение надписей адреса отправителя и получателя печатными буквами или путем наклейки вырезанных букв газетного текста;

– отсутствие обратного адреса отправителя или несовпадение с фактическим местом отправки по штемпелю почтового предприятия;

– присутствие внутри почтового отправления металлических предметов, проводов, источников тока, которые могут являться элементами конструкции взрывного устройства;

– наличие внутри почтового отправления сыпучих веществ, что обнаруживается при переворачивании объекта;

– масляные и иные пятна на поверхности, указывающие на наличие внутри веществ с соответствующими свойствами; необычный запах, исходящий от почтового отправления;

– разрывы упаковки и странные по своему назначению предметы (фольга, электрические коммутационные изделия и т. д.), выступающие в местах разрыва; а также наличие в разрывах частиц, напоминающих порох или иное взрывчатое вещество.
Угроза в письме
Угрозы в письменной форме могут поступить как по почте, так и в различного рода анонимных материалах (записках, надписях, информации на
дискете и т. д.).

В этих случаях необходимо:

– после получения такого документа обращаться с ним максимально
осторожно;

– постараться не оставлять на нем отпечатков своих пальцев;

не мять документ, не делать на нем пометок;

– по возможности убрать его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку;

– если документ поступил в конверте, его вскрытие производить только
с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами;

сохранять все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, – ничего не выбрасывать;

– не расширять круг лиц, знакомых с содержанием документа.

Все это поможет правоохранительным органам при проведении последующих криминалистических исследований.

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие

3

Типовая инструкция по организации защиты объектов промышленности на территории Челябинской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера



5


Типовая инструкция по организации защиты объектов пищевой и перерабатывающей промышленности на территории Челябинской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера




21


Типовая инструкция по организации защиты объектов топливно-энергетического комплекса на территории Челябинской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера



37


Типовая инструкция по организации защиты объектов предприятий
автомобильного транспорта на территории Челябинской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера



53


Типовая инструкция по организации защиты объектов автовокзалов
(автостанций) на территории Челябинской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера



68


Типовая инструкция по организации защиты объектов предприятий связи на территории Челябинской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера



81


Типовая инструкция по организации защиты объектов водопроводно-канализационного хозяйства на территории Челябинской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера



96


Типовая инструкция по организации защиты объектов санаторно-курортного комплекса на территории Челябинской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера



122


Типовая инструкция по организации защиты объектов здравоохранения на территории Челябинской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера



141


Типовая инструкция по организации защиты образовательных учреждений на территории Челябинской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера



158


Типовая инструкция по организации защиты объектов социальной защиты населения на территории Челябинской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера



223


Типовая инструкция по организации защиты торгово-развлекательных комплексов на территории Челябинской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера



240


Типовая инструкция по организации защиты объектов розничных рынков на территории Челябинской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера



261


Типовая инструкция по организации защиты объектов культуры, расположенных на территории Челябинской области от террористических
угроз и иных посягательств экстремистского характера



283


Типовая инструкция по организации защиты объектов физической культуры и спорта на территории Челябинской области от террористических угроз и иных посягательств экстремистского характера



306


Алгоритм действий сил и средств, находящихся в распоряжении органов исполнительной власти Челябинской области и органов местного самоуправления в Челябинской области, при возникновении чрезвычайных
ситуаций, связанных с угрозой либо совершением террористических актов на территории Челябинской области



328


Приложения

342


Авт.-сост.:

Башир Умарович Хашагульгов,

Владимир Николаевич Майсак

Леонид Мухаметханович Галаутдинов

Александр Владимирович Янковский

Типовые инструкции

по организации защиты объектов от угроз

диверсионно-террористического

характера на территории

Челябинской области


Печатается в авторской редакции

_______________________________________________

Подписано в печать 7.02.2011. Формат 60х84/16.

Усл. печ. л. 24. Бумага офсетная. Печать офсетная.

Заказ № 4. Тираж 200 экз.
Участок оперативной полиграфии

Челябинского юридического института МВД России

454081, г. Челябинск, ул. Либединского, 41


1 Далее – КТО.

2 Далее – ОШ.

3 Далее – ОЦМК ГМЛПУЗ «ЧОКБ».

4 Далее – ОГУЗ «ЧОБСМЭ».

5 Далее – ГУ «ПСС Челябинской области».

6 Далее – ОГУ «ППС Челябинской области».

7 Далее – ГУ «Щит».

8 Далее – ОГУ «ГЗЧО».

9 Далее – НАСФ.

10 Далее – ОГ.

11 Далее – АСС (Ф).

12 Далее – БрСМП.

13 Далее – ВСБ.

14 Далее – Руководитель службы медицины катастроф муниципального образования.

15 Далее – ФПС.

16 Далее – ЕДДС-01.

17 Далее – ЦППС.

18 Далее – ПСЧ.

19 Далее – ООО ЦУКС.

20 Далее – РТП и АСР.

21 Далее – АСДНР.

22 Далее – БСМП.

23 Далее – СОГ.

24 Далее – РХБР.

25 Далее – КЧС и ОПБ.

26 Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

27 Статьи 11, 12 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

28 Далее – РСЧС.

29 Не относится к объектам социальной защиты населения.

30 Не относится к объектам предприятий связи, автомобильного транспорта, автовокзалам (автостанциям).

31 Не относится к объектам предприятий связи, автомобильного транспорта, автовокзалам (автостанциям).

32 Относится только к объектам ВКХ.

33 Относится только к объектам ВКХ.

34 Относится только к объектам ВКХ.

35 Не относится к объектам предприятий связи, автомобильного транспорта, автовокзалам (автостанциям).

36 Не относится к объектам предприятий связи, автомобильного транспорта, автовокзалам (автостанциям).

37 Не относится к объектам санаторно-курортного комплекса.

38 Не относится к объектам автомобильного транспорта, автовокзалам (автостанциям).


страница 1 ... страница 32страница 33страница 34страница 35


скачать

Другие похожие работы: