NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Тройственный союз: дети, родители, учителя


Семья и школа: формула успеха

Выступление социального педагога гимназии № 92 Роговой С.Б. на городской конференции

«Семья и школа: формула успеха»

site/upload/Form_usp.ppt

ТРОЙСТВЕННЫЙ СОЮЗ: ДЕТИ, РОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ.

1.      Введение

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Социально-психологическая защищенность, успешность достижений ребенка зависят от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.

Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.

Целью учебно-воспитательного процесса в гимназии является создание оптимальных условий развития для учащихся всех возрастов.

Залогом успешной работы всей службы СПС и социального педагога в частности является сотрудничество с классными руководителями и с родителями. (слайд №2)  

2.      Семья

Семья оказывает значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А авторитет родителей определяется их отношением к детям и к другим людям. Ещё А.С.Макаренко ввел понятие ложного авторитета, например: «авторитет любви», когда родители без меры заласкивают своих детей; «авторитет подавления», построенный на угрозах, наказаниях, страхе, который приводит к тому, что дети растут забитыми, безвольными или агрессивными; «авторитет подкупа», когда родители покупают хорошее поведение ребенка, успехи его в учебе и др. Все эти типы семей встречаются и в нашей гимназии.

У нас в гимназии №92 социальный состав (слайд  3 ) родителей примерно таков:

- 50% хорошо обеспеченных семей (из числа бизнесменов, руководителей различного звена и т.п.) ,

- 48% семей со средним доходом (это учителя, врачи, работники правоохранительных органов) и

- 2 % малообеспеченных семей (многодетные и неполные);

Кроме того,

- 10% от общего числа семей являются неполными, а около

- 50% семей являются однодетными.

Даже во внешне благополучной семье могут возникать проблемы, связанные с неправильным типом воспитания:  (с.21,вз/дей

- Определенные трудности возникают при воспитании единственного ребенка, который становится центром внимания. В однодетной семье процесс социализации происходит при ослабленном воспитательном потенциале семьи. Обычно единственный ребенок позже взрослеет, а в отдельных отношениях, напротив, приобретает внешние признаки взрослости слишком рано (интеллектуализм, излишний рационализм,

нередко перерастающий в скепсис), поскольку большее количество времени проводит среди взрослых, бывает свидетелем их разговоров и т.п.

- Материальные затруднения и связанные с ними проблемы жизнедеятельности малообеспеченной семьи нередко приводят к психологической незащищенности детей, неуверенности в своих силах.

- В неполной семье снижается внимание родителя к воспитанию детей, сокращается время на общение с ними. Жизнедеятельность родителя направлена на поддержание материального благополучия или на организацию своей личной жизни.  А ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, что вызывает у одних детей тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, у других – повышенную агрессивность, неадекватную реакцию на жизненные ситуации.

- Определенную роль в семейном воспитании играют и повышенные материальные возможности. Ребенок ни в чем не знает отказа, кичится доходами своих родителей, зачастую высокомерен и со сверстникам, и со взрослыми.

Лишь в  гармонично развивающейся семье постоянно происходит волевое развитие ребенка, постоянная борьба мотивов «хочу» и «можно», повседневное приучение к полезной деятельности, к преодолению материальных и моральных трудностей, к торможению желаний детей, вступающих в противоречие с реальными возможностями семьи.

 

 (слайд № 4 – Направления воспитательной работы )

Семьи разные,  у каждой свои проблемы и трудности, поэтому и способы взаимодействия  с семьей различны. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.

3.      Исследования

     Анкетирование дает информацию о наиболее распространенных и типичных суждениях, мнениях родителей, детей, что помогает построить работу с коллективом, отдельными группами родителей и детей.

(слайды 5 и 8- Уровень воспитанности)

В воспитании различных качеств ребенка приоритет за семьей. Ибо человек начинается с детства. В гимназию приходят разные дети: маленькие эгоисты, избалованные себялюбцы и открытые, простые, любящие все живое. Но школьные годы (особенно первые) могут все изменить или скорректировать. Ребенок как подсолнух: он поворачивается к добру, как к солнцу. И это добро обязательно должно исходить от педагога, учителя.

 

(слайды 9 и 11- Удовлетворенность родителей , выводы)

По плану и запросу классных руководителей я провожу исследования удовлетворенности учащихся, родителей, педагогов организацией

 

воспитательного процесса  и жизнедеятельностью в гимназии №92 (авторы доценты А.А.Андреев и Е.Н.Степанов). (Раздаточный материал)

4.      Характер отношений

Взаимопонимание школы и родителей строится на том, что педагоги нашей гимназии в работе с родителями не поучают, а советуют, размышляют вместе с ними, договариваются в совместных действиях. При общении с родителями мы чаще стараемся использовать фразы:

- А как вы думаете?

- Давайте вместе подумаем, как быть;

- Хочется услышать ваше мнение.

Общаясь с родителями, стараемся показать, что мы нуждаемся в них, в объединении усилий, что родители – наши союзники и мы не можем обойтись без их совета и помощи.

От характера отношений между родителями и педагогами зависит и участие родителей в делах класса, гимназии. При положительных отношениях родители стремятся содействовать педагогу в его замыслах и делах, участвовать в совместной работе, решении проблем. Это, в свою очередь, положительно влияет на развитие всех взаимодействующих сторон, отношений в семье.

Наиболее эффективным в нашей гимназии является сотруднический тип взаимодействия. При этом совместно определяются цели деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы. При сотрудничестве  возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций педагогов, детей и родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих сторон друг к другу.

Такое взаимодействие помогает «чувствовать партнера», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Грамотно построенный диалог создает благоприятные условия для сотруднического взаимодействия педагогов и семьи.

Заинтересованность в судьбе ребенка, его будущем, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий интерес побуждает педагогов и родителей договариваться.

5.      Социальный педагог

Все знают, что кл.рук является связующим звеном между ребенком, его семьей, соц.педагогом и школьным психологом. От него поступает первичный запрос и полная информация о ребенке и семье, о классе в целом. Чаще всего кл.руководитель обращается к специалистам тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

Я провожу в классах анкетирование, поведенческие тренинги, тесты, психоигры. С их помощью выявляется сформированность эмоционально-психологических отношений учащихся в коллективе класса, определяются стадии развития коллектива класса, формируется желаемый образ классного коллектива и жизнедеятельности в нём, изучается уровень нравственного развития личности учащегося и духовно-нравственной атмосферы в классном сообществе.

При подготовке к занятиям использую  методические пособия и рекомендации различных печатных изданий.

Мне нравятся «Тренинговые занятия по формированию социальных навыков» В.А.Родионова:

- Можно ли рисковать по-умному;

- Способы решения конфликтов с родителями;

- Предупреждение конфликтов в школе;

- Что такое ответственность;

- Зачем людям нужны законы;

- Человек и наркотики: кому и зачем это нужно;

- Выбор жизненных целей;

- Защита против жестокого обращения и т.д.

Использую в работе тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» по сформированности нравственной воспитанности учащихся; методику для изучения социализированности личности учащегося (профессора М.И.Рожкова); для диагностики сформированности коллектива применяю методику профессора А.М.Лутошкина «Какой у нас коллектив».

В средних и старших классах провожу дискуссии «Кто в нашем классе хозяин?», «Нужна ли человеку профессия?». Много методик и диагностик беру из  книг психолога и педагога Н.И.Дереклеевой «Справочник классного руководителя» и «Родительские собрания».

Участвую в различных гимназических и классных мероприятиях. (слайды с фото № 13, 14, 15,16  - По местам боевой славы,  Внеклассные мероприятия, Профилактика правонарушений, Военно-патриотическое воспитание)

Основная цель моей работы заключается не в том, чтобы дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь им избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

С родителями провожу собрания сама и делюсь методиками с классными руководителями по вопросам воспитания, планированию совместных дел, проблемам подросткового возраста, свободной  и трудовой занятости несовершеннолетних, по профилактике правонарушений и наркомании.

(слайд №  17 – Родительское собрание «Поощрение и наказание» )

В своей работе я предпочитаю индивидуальные формы взаимодействия, и в реальности они становятся более востребованными со стороны родителей. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые гимназией к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

Я, как социальный педагог, выявляю причины возникающих у ребенка и родителей проблем для оказания им дальнейшей помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Часто обладаю большей информацией о жизни учащихся вне школы, их семьях, которая порой и объясняет их поведение и поступки. Исходя из этого, стараюсь формировать доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами.

6.      Совместные дела

Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с педагогами. В то же время их реальное участие в воспитании ребенка, в делах класса существенно зависит от профессиональных и личностных качеств самого педагога, от его желания и стремления взаимодействовать с родителями, от конкретных целенаправленных действий по привлечению родителей к организации учебно-воспитательного процесса.

Повышению активности родителей в воспитании ребенка способствуют, прежде всего, совместные дела родителей и детей. Для родителей должно быть очевидным, что чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней их ребенку в школе, тем больше  получит он для своего социального развития. Участвуя в организации учебно-воспитательного процесса, делах класса, родители способствуют развитию коллектива, отношений в нем и каждого ребенка.

В практике гимназии №92 используются и различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий и внеклассных мероприятий:

- подготовка методических материалов к уроку;

- выполнение творческих домашних заданий, связанных с получением информации от своих родителей, бабушек и дедушек, которые, например, являлись очевидцами разных периодов развития нашей страны;

- соревнования семейных команд на гимназических соревнованиях;

- проведение выставок на разную тематику;

- экскурсии на природу;   (Слайд № 19, 20 -  Фото)

Как правило, в классе всегда есть родители, которые успешно воспитывают своего ребенка. Они могут добровольно взять на себя оказание содействия, помощи учителям в работе с детьми, другими семьями.

Необходимо пытаться расширять круг таких родителей. Задача классного руководителя – передать им ту работу с коллективом родителей и детей, которую они смогут и захотят делать. Необходимо рассматривать этих

родителей как своих коллег, осуществлять постоянную оперативную связь с ними, привлекать к решению всех проблем класса.

Сегодня есть неработающие мамы, которые посвящают себя воспитанию детей, поэтому заботятся об атмосфере в коллективе, где они учатся, готовы взять на себя часть забот классного руководителя.

В свете нового закона о профилактике безнадзорности хочу сказать, что до сих пор такой проблемы в нашей гимназии не было. Наши дети серьезно загружены учебой и дополнительным образованием. Практически каждый ребенок с 1 по 11 класс посещает спортивные секции и творческие кружки. Свободного времени практически не остается. Но профилактическая работа ведется и среди детей, и среди родителей.

 

Станут ли родители союзниками школы, в значительной мере зависит от педагогов. Надо хорошо знать самих учащихся и семьи, постоянно их изучать, а полезную информацию тактично и квалифицированно учитывать в работе с ребенком и взаимодействии с родителями

страница 1


скачать

Другие похожие работы: