NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Урок и здоровье учащихся здоровьесберегающие технологии




ШКОЛЬНЫЙ УРОК
И
ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

-это комплекс мер, направленных на

сохранение и укрепление здоровья школьников.

ГРУППЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:

  1. Гигиенические технологии:

· контроль за обеспечением состояния зданий и помещений

школы в соответствии с гигиеническими нормативами;

· контроль за состоянием оснащенности кабинетов,

спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;

· оснащение медицинского кабинета необходимым

оборудованием;

· оснащение школьной столовой необходимым

оборудованием;

· организация качественного питания;

· подбор квалифицированного состава специалистов,

обеспечивающих работу с обучающимися и воспитанниками

(медицинские работники, учителя, воспитатели, психолог, логопед, педагоги с дефектологическим образованием и т.п.)

II. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
· полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп

здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);

· организация занятий по ЛФК (при нарушении осанки; при

плоскостопии; при сколиозе; общеукрепляющие упражнения);

· организация физкультурных пауз на переменах;

· организация физкультурных пауз на уроках;

· создание условий и организацию работы спортивных секций;

· регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий

(дни здоровья, спортивные соревнования, туристические

походы и т.п.);

· утренняя зарядка;

· прогулки на свежем воздухе.
III. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
· уроки, направленные на обучение грамотной заботе о своем здоровье, на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, на предупреждение вредных привычек

· лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

· проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.,

· выпуск стенгазет по вопросам соблюдения санитарно- гигиенических норм, профилактики инфекционных заболеваний, профилактики вредных привычек, здоровому образу жизни.
IV. ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОФИЛАКТИКУ И ДИНАМИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ:

- использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);

- регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;

-регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями;

- введение карт здоровья каждого ученика. Наблюдение учащихся ведется по этапной программе:1 этап- доврачебное обследование (выполняется школьной м/с), 2 этап- плановый медосмотр специалистами ЦРБ (1 раз в год, 3 этап- ежегодная диспансеризация)

- привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей

V. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
-создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности воспитанников, гармоничных взаимоотношений с природой:
· обустройство пришкольной территории;

· зеленые растения в классах;

· участие в природоохранных мероприятиях;

· общественно-полезный труд во внеурочной деятельности;

· с/х труд на пришкольном участке.
VI. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1. Организационно-педагогические технологии:

·структурирование учебно-воспитательного процесса в соответствии с санитарными правилами и нормами: организация оздоровительных режимных моментов (зарядка, физкультминутки и т.д.) и организация учебных занятий, факультативных и индивидуальных занятий, кружков, спортивных секций в течение дня), расписание уроков предусматривает чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся, что способствует предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний,

· соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной, и внеучебной нагрузки: оптимальный уровень заданий на уроках, во внеурочное время и домашних заданий;

· строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства)

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИ
-организация уроков с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся: неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке;

-педагогика сотрудничества;

-игровые технологии;

-технологии уровневой дифференциации;

-групповые технологии;

-построение образовательного процесса на индивидуальной основе - учитель ведёт обучение с учётом типологических особенностей ученика, учитывая тип темперамента, преобладающий тип памяти, и др.), с учётом возрастных, половых и семейно-бытовых обстоятельств, обеспечивая тем самым действительно индивидуальный подход к обучению;

-обучение отдельных школьников по индивидуальному образовательному маршруту.

В КАЧЕСТВЕ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КРИТЕРИИ:
· включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании;

· отслеживание соответствия СанПиН: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др.

·необходимо контролировать проветривание класса: частично – на переменах, сквозного – до и после занятий;

· обеспечение прямой и обратной связей: психологическое воздействие на ученика, умение стимулировать мотивацию учащихся, развивать адекватную самооценку;

· обеспечение интереса к предмету и уроку;

· обеспечение настройки учеников на урок;

· обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;

· обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся;

· планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм другими;

· проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия;

· постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения;

· соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке;

· реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватных ребёнку по сложности заданий, умение показать успешность ученика;

· обеспечение дифференцированного, индивидуального подхода к учащимся, с особым вниманием к детям группы риска и больным;

· контроль за состоянием учеников после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.

страница 1


скачать

Другие похожие работы: