Урок и здоровье учащихся здоровьесберегающие технологии
ШКОЛЬНЫЙ УРОК
И
ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
-это комплекс мер, направленных на
сохранение и укрепление здоровья школьников.
ГРУППЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:
Гигиенические технологии:
· контроль за обеспечением состояния зданий и помещений
школы в соответствии с гигиеническими нормативами;
· контроль за состоянием оснащенности кабинетов,
спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;
· оснащение медицинского кабинета необходимым
оборудованием;
· оснащение школьной столовой необходимым
оборудованием;
· организация качественного питания;
· подбор квалифицированного состава специалистов,
обеспечивающих работу с обучающимися и воспитанниками
(медицинские работники, учителя, воспитатели, психолог, логопед, педагоги с дефектологическим образованием и т.п.)
II. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
· полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп
здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.);
· организация занятий по ЛФК (при нарушении осанки; при
плоскостопии; при сколиозе; общеукрепляющие упражнения);
· организация физкультурных пауз на переменах;
· организация физкультурных пауз на уроках;
· создание условий и организацию работы спортивных секций;
· регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий
(дни здоровья, спортивные соревнования, туристические
походы и т.п.);
· утренняя зарядка;
· прогулки на свежем воздухе.
III. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
· уроки, направленные на обучение грамотной заботе о своем здоровье, на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, на предупреждение вредных привычек
· лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
· проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т.п.,
· выпуск стенгазет по вопросам соблюдения санитарно- гигиенических норм, профилактики инфекционных заболеваний, профилактики вредных привычек, здоровому образу жизни.
IV. ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОФИЛАКТИКУ И ДИНАМИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ:
- использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);
- регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;
-регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями;
- введение карт здоровья каждого ученика. Наблюдение учащихся ведется по этапной программе:1 этап- доврачебное обследование (выполняется школьной м/с), 2 этап- плановый медосмотр специалистами ЦРБ (1 раз в год, 3 этап- ежегодная диспансеризация)
- привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей
V. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
-создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности воспитанников, гармоничных взаимоотношений с природой:
· обустройство пришкольной территории;
· зеленые растения в классах;
· участие в природоохранных мероприятиях;
· общественно-полезный труд во внеурочной деятельности;
· с/х труд на пришкольном участке.
VI. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Организационно-педагогические технологии:
·структурирование учебно-воспитательного процесса в соответствии с санитарными правилами и нормами: организация оздоровительных режимных моментов (зарядка, физкультминутки и т.д.) и организация учебных занятий, факультативных и индивидуальных занятий, кружков, спортивных секций в течение дня), расписание уроков предусматривает чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с предметами, которые позволяют частичную релаксацию учащихся, что способствует предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний,
· соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной, и внеучебной нагрузки: оптимальный уровень заданий на уроках, во внеурочное время и домашних заданий;
· строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства)
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИ
-организация уроков с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся: неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учебного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке;
-педагогика сотрудничества;
-игровые технологии;
-технологии уровневой дифференциации;
-групповые технологии;
-построение образовательного процесса на индивидуальной основе - учитель ведёт обучение с учётом типологических особенностей ученика, учитывая тип темперамента, преобладающий тип памяти, и др.), с учётом возрастных, половых и семейно-бытовых обстоятельств, обеспечивая тем самым действительно индивидуальный подход к обучению;
-обучение отдельных школьников по индивидуальному образовательному маршруту.
В КАЧЕСТВЕ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ КРИТЕРИИ:
· включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании;
· отслеживание соответствия СанПиН: чистота в классе, оптимальность светового и воздушно-теплового режимов и др.
·необходимо контролировать проветривание класса: частично – на переменах, сквозного – до и после занятий;
· обеспечение прямой и обратной связей: психологическое воздействие на ученика, умение стимулировать мотивацию учащихся, развивать адекватную самооценку;
· обеспечение интереса к предмету и уроку;
· обеспечение настройки учеников на урок;
· обеспечение фактора фиксации внимания в фазе устойчивой работоспособности;
· обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся;
· планирование обоснованных с точки зрения сохранения здоровья переходов от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм другими;
· проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия;
· постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учётом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения;
· соблюдение гигиенических требований к посадке учащихся и систематический контроль за их осанкой на уроке;
· реализация на практике индивидуально-личностного подхода к оценке знаний: выбор адекватных ребёнку по сложности заданий, умение показать успешность ученика;
· обеспечение дифференцированного, индивидуального подхода к учащимся, с особым вниманием к детям группы риска и больным;
· контроль за состоянием учеников после урока как индикатор влияния урока на их здоровье.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: