Урок изучения нового материала, лекция с элементами беседы. Метод: Комбинированный. Межпредметные связи
Тема: Судьба Анны Ахматовой - скорбная судьба высокого искусства, ищущего справедливого признания.
(“Моей судьбы девятый вал…”)
Цели:
- определить, как Ахматова угадала свое высокое назначение, нашла богоугодные возможности к востребованию своего дарования;
- учить быть собеседником великого гуманиста;
- воспитывать чуткость к своеобразной неповторимости художественного текста, к тяготению Ахматовой к сложным, нерешенным проблемам бытия.
Тип урока:
Урок изучения нового материала, лекция с элементами беседы.
Метод:
Комбинированный.
Межпредметные связи:
История, живопись, музыка.
Оборудование:
Портреты Ахматовой, томики стихов, видеофильм, медиааппаратура.
Литература:
- Энциклопедия для детей. Изд-во “ Аванта”
- Серебряный век русской поэзии.
Гум. Издательский центр “Владос”
Опережающее домашнее задание:
Отдельные учащиеся готовят индивидуальное выступление, выразительное чтение стихов
Тихо звучит музыка
Учитель:
Дорогие ребята! Сегодня на уроке предстоит вступить в диалог с творческим наследием одного из талантливейших поэтов хх века, поэта Серебряного века – Анны Андреевны Ахматовой.
На экране появляется слайд: портрет А. Ахматовой
Попытаемся проследить, как главнейшие ценности человеческого бытия – вечная жизнь Родины, русского Слова, расцвета человеческой души и красоты – стали главнейшими ценностями и Анны Андреевны Ахматовой.
Попробуем определить, как она угадала свое высокое назначение, нашла богоугодные возможности к востребованию своего дарования.
Эта задача определит тему и структуру всего нашего урока
( Озвучивается тема урока, эпиграф, план. Появляется слайд- на экране тема урока, эпиграф, план. Ученики предупреждаются, что план с творческим заданием будет записан в тетрадях на втором часе)
Судьба Анны Ахматовой – скорбная судьба высокого искусства, ищущего справедливого признания
(“Моей судьбы девятый вал…” )
… в мире нет власти грозней и страшней,
чем вещее слово поэта. А. Ахматова
План:
ХХ век – век меркантилизма, атеизма, социальных катастроф, “век – волкодав” ( О. Мандельштам )
“Я была тогда с моим народом…”
“Я научила женщин говорить…” ( А. Ахматова)
Учитель:
Создать творческий портрет Ахматовой в рамках отведенного времени, разумеется, невозможно.
Задача сегодняшнего занятия - ввести в мир поэта, приоткрыть завесу над планетой “Ахматова” – синонимом красоты, любви, женского магнетизма, набросать наиболее яркие штрихи ее творческого портрета. Открывать для себя Ахматову вы будете в течение всей жизни. Уместно вспомнить слова М. Шагинян:
Появляется слайд со словами:
“ Ахматова ( с годами – все больше ) умеет быть потрясающе народной… Изысканная петербуржанка… она таит… чудеснейшую, простейшую, простонародную лирику, воистину простонародную и вечную именно в этом, неувядаемом, подпочвенном ее естестве . ”
Что поможет нам выполнить сегодня такую серьезную задачу? Это:
- мои сообщения;
- опережающее домашнее задание;
- чтение стихотворений Ахматовой;
- просмотр видеофильма.
Поможет аура всего занятия, которую, как всегда, вы сами и создадите. Нужна ваша активность. Со – переживание, со – чувствие, без чего художественное, эстетическое, прекрасное полноценно нельзя воспринять.
Постарайтесь увиденное, услышанное, познанное разумом пропустить через сердце.
На магистральных путях русской литературы вместе с Ахматовой стояли духовные предшественники, начиная с автора “ Слова о полку Игореве ”, и ее современники.
На экране слайд: слова Леонида Леонова:
“Когда народ движется к своим историческим целям, его всегда больше, чем можно сосчитать глазом. Вместе с ним идут духовные предшественники его героев и гениев, создатели его славы. Незримо, нога в ногу они шагают с нами, и… мы слышим их дыхание. ”
Проблемный опрос, подводящий к теме урока.
Прежде чем перейти к раскрытию новой темы, давайте из предыдущих уроков вспомним, кого можно причислить к современникам Ахматовой, собратьям по “святому ремеслу” , чье творчество теплило в народе свет упования небесного, кто сохранил в трагическом борении и в муках человеческого существования истинную любовь к России, к людям, к земной природе, к Богу.
Фронтальный опрос. Появляется слайд со словами О. Мандельштама;
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Как решалась тогда проблема “ Власть и литература?»
Студенты называют имена писателей, жертв режима “, гармонией стиха преодолевавших трагедию жизни”
Появляется слайд с портретами писателей, поэтов: Н. Гумилева,
О. Мандельштама, С Есенина, В. Маяковского, М. Булгакова, Б. Пастернака.
(Дается комментарий учащимися.)
Слайд со словами А.Ахматовой: “… неузнанных и пленных голосов.
Мне чудятся и жалобы и стоны…”
Учитель:
Что давало силы этим собратьям Ахматовой по «святому ремеслу» в неравной борьбе с режимом?
(Ответы учащихся)
Вывод:
Рок висит на самобытной личностью. Оно и не удивительно. Ведь заступники народные вызывают огонь на себя, живут с головою, жизни бурям открытою. Но «святому ремеслу» они никогда не изменяли. Вопреки всем трагическим обстоятельствам, они просветляли пути России в будущее, от многих опасностей предостерегали ее.
На экране слайд со словами И. Бродского:
« Наверное, в истории России не было страшней пятнадцати предвоенных лет. Не было их и в жизни Ахматовой»
Учитель:
Годы «личных бед и страхов общих» огненным смерчем прошли и через судьбу Анны Андреевны Ахматовой. Не ожесточив, не озлобив, не в силах растоптать ее достоинства человека, поэта, женщины.
Художники входят в культуру, в общественное сознание не только своими произведениями, но и своей личностью, судьбой.
Давайте пристальнее вглядимся в лицо, в глаза, во внешность поэтессы. Внешность, разумеется, ее менялась. Менялся и ее внутренний мир. И поможет понять это иконография Ахматовой. Создавали портреты Ахматовой Альтман, Петров-Водкин, Анненков, Модильяни…
Слайд с портретами Ахматовой.
Зачитываются учащимися поэтические портреты ее.
***
Вполоборота, о печаль!
На равнодушных поглядела
***
О, муза Плача, прекраснейшая из муз!
От ангела и от орла
В ней было что-то…
***
Измученная богиня,
Без всяких земных прикрас,
Не раз найдут ваше Имя
И потеряют Вас.
***
И если Пушкин-солнце, то она
В поэзии пребудет белой ночью…
Слайд со словами И. Бродского:
“Высокую, темноволосую, смуглую, стройную и невероятно гибкую, с бледно-зелеными глазами снежного барса, ее в течение полувека рисовали, писали красками, ваяли в гипсе и мраморе, фотографировали многие и многие, начиная от Амадео Модильяни.” К ним, ко всем, можно отнести слова А. Ахматовой.
Слайд со словами:
И умерла бы,
Когда бы не писала стихов.
Остановим взор на двух портретах: юной Ахматовой и Ахматовой, умудренной жизнью.
Учащиеся читают стихотворения:
Автопортрет (1913г.)
На шее мелких четок ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.
И кажется лицо бледней
От лиловеющего шелка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.
И непохожа на полет
Походка медленная эта.
Как будто под ногами плот,
А не квадратики паркета.
А бледный рот слегка разжат,
Неровно трудное дыханье.
И на груди моей дрожат
Цветы небывшего свиданья.
А.Ахматова.
Анне Ахматовой (1964г.)
Мне радостно , что в годы личных бед
И страхов общих мог я вам доставить
Недели тишины в моих Старках,
Отторгнутых потом по воле века…
Я снимок берегу, где профиль ваш
Соседствует с семейным самоваром.
Я вам носил подушки на гамак,-
Читали вы подолгу, и никто
Смутить не смел уединенья гостьи
Мы в сумерках бродили вдоль реки,
Беседуя о всяческом. Я знал,
Что под руку иду с самою Музой.
Вы едете – о том шумит молва –
В Италию принять дары признанья, -
Уже давно там лавры заждались,
Когда венчал Петрарку вечный Рим,
То честь была взаимная обоим.
С.В.Шервинский.
После чтения стихотворения С. Шервинского появляется на экране слайд
Русское слово и русская слава слились воедино:
1964г.—международная литературная премия в Италии;
1965г.—в Лондоне ей присудили почетную докторскую степень;
1965г.—книга «Бег времени» стала подлинным событием года.
1989г.—100-летний юбилей поэтессы по решению ЮНЕСКО был отмечен во всем мире.
Да, слово и слава слились воедино, но, к сожалению, в большей степени не на Родине.
Учитель:
Время диктовало сюжеты чувствам поэтов, вторгалось в их жизнь, ломало беззаботное прошлое. «Горька судьба поэтов всех времен…» Быть поэтом трудно. Быть женщиной – поэтом вдвойне. Судьба А.Ахматовой – скорбная судьба высокого искусства…Голос Ахматовой- голос поколения, символ величия России в тяжкое время нашей истории.
Индивидуальное задание: Ахматова и время.
ХХ век, названный поэтом Осипом Мандельштамом «веком – волкодавом», ознаменовался тремя революциями, двумя мировыми и множеством локальных войн. Самой большой трагедией стали трагедия октябрьского разлома и драма братоубийственной Гражданской войны.
Сам воздух тех страшных лет был наэлектризован предательством, доносами, изменами, кровью, смертями.
«А в наши дни и воздух пахнет смертью: /Открыть окно/, что жилы отворить»,- писал Борис Пастернак. С ним перекликается и Сергей Есенин: «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий».
Рок событий многих людей искусства увел в изгнание; оставшимся на Родине необходимо было отстаивать права человека на личную свободу, на творчество.
Ахматова, верная дочь своего времени, носившая в груди все скорби и тревоги его, не бросившая родную землю на поругание врагам», стала символом величия России в тяжкое время нашей истории. Ее голосом – одним из совсем немногих несломленных голосов – выговаривались обреченные на немоту миллионы униженных, обездоленных соотечественников.
Кремнистый путь ее жизни был роковым. Писать в стол! Не видеть своих произведений в печати, не иметь читателя – для писателя большей трагедии нет. А их, одних стихотворений, более 710!
В сборниках « Вечер », « Четки », « Белая стая », « Подорожник », «Аппо Domini (“Лето Господне”), «Ветер войны» и других есть то, без чего человеческую жизнь нельзя назвать человеческой, - слово, память, достоинство, печаль, красота, высокая судьба человеческого общения. Поражает нас в ней, даже в юной, осознание своего пророческого дара, предощущение будущей трагедии. «Мне голос был..» Это голос Бога к поэту. Вспомним пушкинского « Пророка»:
Восстань, пророк,
И виждь, и внемни !
Исполнись волею моей !
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей !
Я – голос ваш, жар вашего дыханья,
Я – отраженье вашего лица, - писала Ахматова.
Она и была лицом века. Она вобрала жар и холод своего времени, которое в ней гудело телеграфной струной “… в мире нет власти грозней и страшней, /чем вещее слово поэта.”
Вещее слово Ахматовой вышло из недр золотого века поэзии 19 века, то серебром, то медью колокола стучит в наших сердцах.
Учитель:
Теперь, когда мы частично вошли в мир Ахматовой, давайте посмотрим фрагмент фильма « Листки из дневника» о становлении ее как Человека, Поэта, Гражданина. Просматривая фильм, подумайте над вопросом: Что давало силы, казалось бы, хрупкой женщине достойно идти навстречу своей ломающейся судьбе ?
( Ответы учащихся )
Вывод:
Ахматова всегда была со своим народом, была голосом поколения в годы меркантилизма, атеизма, социальных катастроф. Творчество для нее было спасательным кругом, когда на море был шторм в девять баллов ( “ Моей судьбы девятый вал… ” ). Она понимала и выполняла свое высокое назначение – глаголом жечь сердце людей, Ибо “… в мире нет власти грозней и страшней, чем вещее слово поэта. “ И умерла бы, когда бы не писала стихов ”, – говорила Ахматова. Ахматова жива в своих стихах. О. Мандельштам говорил, что Ахматова поэт не на вчера, не на сегодня, а навсегда…”
Учитель:
У каждого из нас своя Ахматова. А Ахматова мечтала об умном, проницательном читателе, т. е. о тебе.
Блиц – опрос “Моя Ахматова”
( Учащиеся читают любимые строки из стихотворений Ахматовой)
Вывод:
- Каждый образ отражает свою грань ахматовской музы ;
- Подкупают нас – ясность и прозрачная чистота стихов, классическая форма, предельная сдержанность в выражении чувств…
- Ее стихи закаляют душу для противостояния натиску пошлости…
Учитель:
Судьба Анны Ахматовой – суровая судьба высокого искусства, требующего справедливого признания. К счастью, признание к ней пришло.
На экране слайд со словами И. Берлина:
“Легенда ее жизни и ее непреклонного тихого сопротивления всему, что она считала унижающим собственную страну и себя, сделала ее фигурой не только русской словесности, но и всей российской истории нашего столетия”
Вывод:
А. Ахматова как духовный наставник помогает нам и сейчас, когда перед нами стоит вопрос: быть или не быть России, ее душе, красоте, державности, святости. Помогают ее стихи в “немой борьбе”, так как “в мире нет власти грозней и страшней, чем вещее слово поэта.”
страница 1
скачать
Другие похожие работы: