NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы

РАЗДЕЛ 2.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИН, ОТРАЖАЮЩИХ ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛЯ «ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА»




Олигофренопедагогика (с историей олигофренопедагогики)
Тема 1. Развитие теоретических представлений о природе отклоняющегося развития и путях его нормализации: вклад Л.С. Выготского.

Вклад Л.С. Выготского в развитие представлений о природе детской дефективности. Понятия «Первичное нарушение и вторичные отклонения»; «Социальный вывих»; «Сензитивный период в развитии»; «Зона ближайшего развития»; «Структура нарушения»; «Обходные пути обучения» в дефектологических исследованиях Л.С. Выготского. Вклад Л.С. Выготского в развитие представлений о путях преодоления нарушений в развитии ребенка.

Тема 2. Общемировые тенденции развития систем специального (дефектологического) образования и особенности развития отечественной системы специального образования.

Периодизация эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии и производная от нее периодизация развития национальных систем специального образования. Особенности становления и развития отечественной системы специального образования. Характеристика современного этапа развития системы специального образования как переходного по своей сущности. Причины современного кризиса в развитии системы специального образования. Стратегия и тактика выхода из кризиса. Роль и задачи науки.
Тема 3. Исследования детской дефективности на первом этапе развития отечественной системы специального образования (конец XIX века – начало 30-х гг. XX века)

Ключевые вопросы этапа становления системы специального образования. Становление трех типов специальных школ для детей с нарушениями слуха, зрения, умственно отсталых. Цели, задачи и содержание обучения. Объединение медицины и педагогики в решении проблем детской дефективности. Включение психологов в решение проблем диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей.
Тема 4. Развитие отечественной дефектологии в контексте решения задач дифференциации системы специального образования (начало 30-х гг. -1991гг.) лиц с нарушениями интеллектуального развития

Достижения отечественной дефектологии в изучении особенностей развития умственно отсталых детей. Совершенствование классификаций нарушений в развитии у детей на основе развития дифференциальной диагностики. Изучение общего и специфического в развитии разных категорий аномальных детей как основа для построения системы специального образования аномальных детей школьного возраста (восемь типов специальных школ и шестнадцать видов специального обучения). Становления системы воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии. Выдающиеся отечественные дефектологи – лидеры научных направлений, авторы систем обучения умственно отсталых детей.
Тема 5. Особенности современного этапа развития системы специального образования и научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа

Характеристика современного этапа в развитии системы специального образования как переходного этапа. Новые цели и новые ценности специального образования. Характеристика системы специального образования нового типа. Научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа: приоритетные направления исследований в современной коррекционной педагогике, специальной психологии, нейро и психофизиологии. Проблема терминологии. Содержание термина «Ребенок с особыми образовательными потребностями» в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Перспективы развития специальных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями: создание учреждений комбинированного типа и расширение функций традиционных специальных образовательных учреждений.
Тема 6. Система раннего выявления и ранней комплексной коррекции отклонений в развитии – новый базис системы специального образования.

Значение раннего выявления и ранней комплексной коррекции отклонений в развитии ребенка. Система выявления детей с нарушениями слуха с периода новорожденности как модель построения единой государственной системы раннего выявления детей с отклонениями в развитии. Принципы построения системы ранней педагогической коррекции отклонений в развитии. Роль семьи в ранней комплексной коррекционной помощи. Новые организационные формы коррекционной помощи детям младенческого и раннего возраста. Возможные достижения в развитии детей при условии раннего (на первых месяцах жизни) выявления и комплексной коррекции отклонений в развитии. Раннее (на первых месяцах жизни) выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии как одно из условий успешной интеграции детей в социум. Теоретические и экспериментальные исследования последних лет в области ранней диагностики и специальной комплексной помощи детям с проблемами в развитии и их семьям.

Тема 7. Интегрированное обучение как ведущая тенденция современного этапа развития системы специального образования

Социальная и образовательная интеграция детей с различными отклонениями в развитии. Социо-культурные предпосылки развития социальной и образовательной интеграции. Характеристика отечественной концепции интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и ее основные принципы. Опасность механического копирования западных моделей интеграции. Вариативные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии. Принципы отбора детей с отклонениями в развитии, для которых может быть эффективной та или иная модель интегрированного обучения. Необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, интегрированных в систему общего образования. Теоретические и экспериментальные исследования последних лет.

Тема 8. Проблема обновления содержания специального образования на современном этапе

Соотношение образовательных стандартов и стандартов жизненной компетенции в специальном образовании. Разработка содержания воспитания и обучения детей со сложными (комплексными) нарушениями развития. Проектирование нового раздела содержания специального обучения школьников с различными отклонениями в развитии – «Внутренний мир человека». Совершенствование системы обучения чтению на основе современного понимания закономерностей и механизмов ранних этапов читательского развития ребенка (на примере системы обучения чтению слепоглухих детей). Проблема разработки системы воспитания и обучения детей с ранним детским аутизмом как нового типа специального обучения

Тема 9. Новые средства обучения, основанные на использовании информационных технологий

Компьютер как новое средство обучения детей с различными отклонениями в развитии, удовлетворения их особых образовательных потребностей.

Специализированная компьютерная программа как инструмент выявления соотношения между обучением и развитием ребенка (на примере специализированной компьютерной программы «Мир за твоим окном» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития).

«Обходные пути» и вспомогательные средства обучения, разработка которых возможно только на основе применения информационных технологий (на примере программы «Видимая речь» или компьютерных игр для восстановления движений у детей с детским церебральным параличом).

Проектирование нового содержания специального обучения и разработка соответствующих ему средств обучения нового поколения (на примере специализированной компьютерной программы «Моя жизнь» для детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха, речи, задержкой психического развития).

Качественная индивидуализация обучения за счет использования специализированных компьютерных программ (на примере программы «Состав числа», версия 3.0. или «Видимая речь»)

Компьютерная поддержка взаимодействия психолога и педагога в специальной школе

Тема 10. Особенности воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта. Задачи, содержание, методы и организационные формы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями интеллекта. Социальное развитие. Физическое развитие. Сенсорное развитие. Развитие игровой деятельности. Развитие изобразительной деятельности. Формирование мышления. Особенности работы с родителями. Характеристика новых форм воспитания и обучения дошкольников с нарушениями интеллекта.
Тема 11. Особенности обучения умственно отсталых детей школьного возраста

Задачи обучения умственно отсталых школьников. Принципы обучения умственно отсталых школьников. Содержание обучения умственно отсталых школьников. Методы обучения умственно отсталых школьников. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению умственно отсталых школьников. Особенности воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей. Содержание профессионально-трудового обучения учащихся вспомогательной школы.

Тема 12. Особенности воспитания умственно отсталых школьников

Основные задачи и принципы коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми во вспомогательной школе. Основные задачи и принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми. Воспитание умений и навыков культуры поведения у умственно отсталых и глубоко умственно отсталых школьников. Физическое воспитание учащихся специальной школы. Эстетическое воспитание учащихся специальной школы. Трудовое воспитание учащихся специальной школы. Трудовое воспитание глубоко умственно отсталых детей. Задачи и формы внеклассной работы во специальной школе. Работа вспомогательной школы с семьями учащихся.

Тема 13. Трудовая подготовка умственно отсталых детей

Задачи трудового обучения учащихся специальной школы. Пропедевтика профессионально-трудового обучения учащихся специальной школы. Содержание профессионально-трудового обучения. Профориентация учащихся специальной школы. Коррекционно-развивающий эффект трудового обучения. Модели трудового обучения учащихся специальной школы. Задачи, содержание и организация трудового обучения глубоко умственно отсталых детей.

Тема 14. Особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

Задачи обучения и воспитания детей задержкой психического развития. Принципы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. Содержание обучения детей с задержкой психического развития. Методы обучения детей задержкой психического развития. Организационные формы обучения и воспитания детей задержкой психического развития. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития.

Психология лиц с нарушениями интеллектуального развития
Тема 1. Методы исследования психики детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

Понятие «метод психического исследования». Основные принципы научного исследования, их обоснование. Основные и вспомогательные методы психологического исследования. Наблюдение как инструмент изучения деятельности умственно отсталого ребенка. Психологический эксперимент, его виды, требования к организации, составляющие процедурные компоненты психологического эксперимента. Тесты, их роль в психологической диагностике умственного развития. Роль катамнестического метода исследования динамики психического развития детей с умственной отсталостью. Современные взгляды на использование различных методов исследования психики умственно отсталого ребенка (А.Анастази, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная, А.Ю. Панасюк, Г.В. Шумаров, В.А. Аботиньш и др.).

Тема 2. Определение понятия «умственная отсталость» в современной специальной психологии

Роль биологических и социальных предпосылок в психическом развитии человека. Общие закономерности психического развития нормального и умственно отсталого ребенка. Л.С. Выготский о структуре и путях компенсации интеллектуального дефекта. Эндогенные и экзогенные причины умственной отсталости. Степени выраженности нарушений интеллекта и тенденции использования в науке следующих дефиниций: «идиотия», «имбецильность», «дебильность». Значение клинико-генетических, психологических, социологических исследований для предупреждения возникновения и правильной диагностики интеллектуальных нарушений.

Тема 3. Психолого-педагогическая характеристика психического недоразвития (умственная отсталость) и поврежденного психического развития (деменция)

Современная классификация психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский, 1985). Дети, подлежащие воспитанию и обучению в специальных дошкольных и школьных учреждениях. Дифференциальная психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью (М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, А.Р. Лурия и др.).

Особенности психофизического и интеллектуального развития с более поздними вариантами слабоумия (резидуальная деменция). Характеристика детей с текущими нервно-психическими заболеваниями (прогредиентная форма деменции). Сходство психического недоразвития с поврежденным развитием, отличительные признаки. Значение сведений о типологии дефекта при умственной отсталости для правильной организации коррекционной работы в специальных учреждениях.

Тема 4. Отграничение умственной отсталости от смежных и сходных состояний психического дизонтогенеза

Анализ понятий «психика», «сознание», «интеллект», «познавательная деятельность», «эмоционально-волевая сфера», «личность». Причины, виды снижения интеллектуальной деятельности у детей: дефицитарное, задержанное развитие. Нарушение эмоционально-волевой и личностной сферы у детей дисгармоничное развитие, микросоциальная запущенность конституциональная, соматогенная задержка психического развития. Ведущие отличительные признаки психического развития от ЗПР с церебростеническим синдромом, тяжелой речевой патологии, микросоциальной запущенности, РДА. Общие психолого-педагогические критерии отграничения умственной отсталости от сходных и смежных состояний.

Тема 5. Особенности высшей нервной деятельности (ВНД) детей с умственной отсталостью (психологическая характеристика)

Физиологические механизмы психической жизни человека. Функциональная организация человеческого мозга с позиций современной нейрофизиологии и нейропсихологии (А.Р. Лурия, Н.А. Бернштейн, П.В. Симонов и др.). Причины патологии нервной деятельности. Особенности ВНД детей с умственной недостаточностью (А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, Л.А. Новикова, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени и др.). Расстройства высших психических функций при поражении головного мозга (А.Р. Лурия и др.). Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями нейродинамических процессов, с поражением лобных отделов коры головного мозга. Учет патологии ВПД в организации коррекционного обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Тема 6. Характеристика игровой деятельности умственно отсталого ребенка в дошкольном школьном возрасте

  • Психологические особенности развития детей с умственной отсталостью в дошкольном возрасте. Причины нарушения предметно-практической деятельности детей в дошкольном младшем школьном возрасте. Особенности игры у умственно отсталых дошкольников (О.П. Гаврилушкин, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева). Игра как средство психофизического и интеллектуального развития детей с умственной недостаточностью. Психологические особенности изобразительной деятельности (Т.Н. Головина, И.А. Грошенков). Роль развития творческой деятельности в формировании умственно отсталого ребенка (Н.Г. Морозова, Н.П. Павлова и др.).

Тема 7. Особенности учебной и трудовой деятельности умственно отсталого ребенка в дошкольном школьном возрасте

Сравнительный анализ готовности к школе умственно отсталого и нормально развивающегося ребенка. Психологическое обоснование необходимости обучения умственно отсталого ребенка (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, А.Н. Граборов, В.Г. Петров, Ж..И. Шиф и др.). Особенности умственной работоспособности у учащихся специальной школы (Б.С. Гендельс, О.В. Романенко). Особенности усвоения и переноса знаний умственно отсталыми учениками при обучении их русскому языку, математике, географии и другим предметам школьной программы (А.К. Аксенова, И.В. Белякова, В.В. Воронкова, М.Н. Петрова, В.Г. Петрова, В.Н. Синев и др.). Психологические особенности трудовой деятельности детей с умственной отсталостью (Г.М. Дульнев, В.Ю. Карвялис, С.Д. Мирский, Б.И. Пинский и др.). Учет индивидуально-психологических особенностей умственно отсталых школьников в организации учебной и трудовой деятельности.
Тема 8. Ощущения и перцептивная деятельность. Анатомо-физиологические механизмы сенсорной деятельности умственно отсталого ребенка

Особенности развития зрительных, слуховых, кинестетических, ощущений у детей с умственной отсталостью. Влияние предметно-практической деятельности на развитие ощущений разной модальности. Роль речи в развитии ощущений у умственно отсталых детей. Пути коррекционного развития чувственного опыта детей с нарушениями интеллекта.

Тема 9. Восприятие детей с нарушением интеллекта. Восприятие как психический процесс

Физиологические основы восприятия. Ощущения и восприятие. Специфические нарушения восприятия умственно отсталых детей: предметность, структурность, целостность, избирательность, осмысленность. Влияние развития речи и мышления детей с умственной отсталостью на характер анализа воспринимаемых предметов. Особенности восприятия картин, иллюстраций графических изображений учащимися вспомогательной школы. Особенности неспецифического узнавания. Способы и содержание организации коррекции восприятия в ходе обучения и воспитания умственно отсталых детей в дошкольном и школьном возрасте.

Тема 10. Внимание детей с умственной отсталостью

Внимание в структуре психической и интеллектуальной деятельности человека. Роль корковых механизмов в регуляции внимания. Нарушение внимания. Свойства внимания умственно отсталых детей в зависимости от содержания деятельности (С.В. Лиепинь). Факторы, способствующие организации внимания и внимательности детей в игровой, учебной, трудовой и других видах деятельности.

Тема 11. Характеристика развития мнестической деятельности умственно отсталых детей в дошкольном и школьном возрасте

Понятие «мнестическая деятельность». Современные физиологические, биохимические, психологические подходы к объяснению механизмов памяти. Структура, виды, формы памяти. Данные психологической науки об особенностях памяти детей с умственной отсталостью (Г.Григонис, Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Б.И.Пинский, В.Г.Петрова, В.А.Сумарокова и др.). Непреднамеренное и преднамеренное запоминание. Динамика механической и логической памяти у обучаемых детей с умственной отсталостью. Характеристика нарушений при воспроизведении словесного материала умственно отсталыми школьниками. Зависимость воспроизведения от способов запоминания. Пути управления успешным хранением и воспроизведением познавательной информации в ходе коррекционного обучения.

Тема 12. Особенности представлений, памяти учащихся вспомогательной школы

Представления как результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Связь представлений с восприятием, мышлением, речью. Виды представлений. Познавательная роль восприятий. Физиологические и нейропсихологические механизмы представлений. Особенности формирования зрительных и словесных представлений у умственно отсталых детей (А.И. Липкина, М.М. Нудельман, И.М. Соловьева и др.). Пути преодоления быстрой утраты и уподобления представлений при обучении умственно отсталых учащихся географии, истории, естествознанию и другим предметам школьной программы (А.И. Капустин, Р.Б. Каффеманос, Т.М. Лифанова, В.Н. Синев, Т.П. Пороцкая). Развитие и совершенствование представлений у детей в разнообразных видах деятельности (игра, труд, творчество, учеба, и др.).

Тема 13. Мышление детей с умственной отсталостью

Мышление - высшая форма психической деятельности человека. Мышление и чувственное познание.

Мышление и речь. Мышление как психический процесс. Виды и формы мышления. Продукты мыслительной деятельности (суждения, умозаключения, доказательства). Проблема умственного развития детей в специальной психолого-педагогической литературе (И.М. Бгажникова, Ю.Т. Матасов, В.Г. Петрова, Т.А. Процко, Т.В. Розанова, В.Н. Синев, И.М. Соловьев, Е.А. Стребелева, Ж.И. Шиф и др.). Специфические особенности мыслительных процессов детей с нарушенным интеллектом: анализ, сравнение, обобщение, классификация и др. Особенности наглядно-действенного, образного, абстрактно-логического мышления. Роль обучения в развитии понятийного мышления. Когнитивные функции мышления: сознательные представления, понимание, социальный опыт, смысловая сфера личности в решении проблемных задач. Мотивационные структуры мышления и его виды: мотивы, побуждения, самоактуализация. Учет закономерностей развития мышления при организации учебно-воспитательных мероприятий с умственно отсталыми детьми.

Тема 14. Психолингвистическая характеристика развития устной и письменной речи умственно отсталых детей

Речь как ведущий фактор психического развития в онтогенезе. Анатомо-физиологические и нейропсихологические механизмы речи. Сопоставительная психологическая характеристика развития речи ребенка с нормальным и нарушенным интеллектом на различных этапах онтогенеза. Психолого-педагогические подходы к изучению речи умственно отсталых детей (А.К. Аксенова, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, Г.А. Каше, Д.И. Орлова, В.Г. Петрова, Р.И. Лалаева, З.Н. Смирнова и др.). Характеристика связной устной речи детей с умственной достаточностью: фонетика, лексика, грамматика, планирование и реализация речевой продукции, паралингвистические компоненты экспрессивной речи. Особенности письма и чтения: соотношение зрительно-пространственных представлений, мыслительное программирование письма, специфические нарушения, связанные с фонетико-фонематическими конструкциями, особенностями усвоения и переноса грамматических правил. Характеристика процесса чтения: сенсомоторный и семантический уровни, восприятие и осмысление текста. Индивидуальные особенности чтения. Возможности коррекции недоразвития и специфических нарушений речи умственно отсталых детей в условиях специального обучения.

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7


скачать

Другие похожие работы: