Высшего профессионального образования «омская гуманитарная академия» кафедра педагогики, психологии и социальной работы
Понятие «индивид» и «личность» в отечественной психологии. Понимание сущности человека как совокупности биологических и социальных факторов его развития. Проблема наследования психических свойств. Л.С. Выготский об общих законах развития личности нормального и аномального ребенка. Реализация идей Л.С. Выготского в исследованиях, посвященных проблемам личности умственно отсталого ребенка (А.Д. Виноградова, В.А. Вярянен, Н.Л. Коломинский, И.П. Лаужикас, Н.Г. Морозова, Ж.И. Намазбаева, М.Г. Царцидзе, В.Ф. Шалимов и др.).
Тема 16. Развитие самооценки, мотивов поведения и уровня притязаний умственно отсталого школьника
Содержание понятия «направленность личности». Развитие понятия «направленность личности».
Развитие потребностей и мотивов деятельности умственно отсталых школьников. Интересы и их развитие у детей с умственной недостаточностью. Условия формирования сомооценки. Самооценка учащихся специальной школы. Роль деятельности в развитии мышления и самосознания. Изменение уровня притязаний и самооценки на разных возрастных этапах коррекционного обучения и воспитания учащихся вспомогательной школы.
Тема 17. Чувства и воля умственно отсталых школьников
Чувства и потребности личности. Понятие «социальный интеллект». Роль мышления и социального практического опыта в формировании чувств у детей с нарушением интеллекта. Причины возникновения патологии эмоций умственно отсталых детей. Понятие «воля». Структура волевых действий. Волевые качества личности, их проявления у учащихся специальной школы. Психолого-педагогические условия формирования устойчивых эмоциональных качеств личности у детей с умственной отсталостью.
Тема 18. Межличностные отношения в группе детей с умственной отсталостью
Коллектив и личность. Особенности общения у умственно отсталых детей в группе (классе). Содержание мотива общения умственно отсталых со сверстниками и взрослыми. Критерии выделения умственно отсталыми детьми сверстников с высокой и низкой популярностью.
Причины возникновения и распада межличностных отношений в группе учащихся старших классов вспомогательной школы. Лидерство, причины его возникновения в группе учащихся младшего, среднего и старшего возраста. Зависимость лидерства от индивидуально-типологических и патологических свойств личности. Учет характера межличностных отношений в формировании детского и подросткового коллектива в специальной школе. Роль семьи в усвоении нравственных эталонов. Роль личности учителя (воспитателя) в формировании эмоционально-волевой личностной сфер умственно отсталых детей.
Спец. методика обучения русскому языку и чтению
Тема 1. Задачи и содержание обучения русскому языку детей с нарушениями интеллекта
Место русского языка в системе учебных занятий. Образовательные, воспитательные, коррекционное, развивающие и практические задания обучения русскому языку умственно отсталых учащихся. Характеристика программы по русскому языку в школе: структура. Содержание, принципы построения. Концентрическое расположение материала в программе по русскому языку. Взаимосвязь русского языка с другими учебными предметами, изучаемыми коррекционной школой. Роль русского языка в социальной адаптации учащихся.
Тема 2. Принципы методики преподавания русского языка в специальной школе
Реализация дидактических принципов в обучении русскому языку: принципы воспитывающего и развивающего обучения, связи школы с жизнью; принципы наглядности, индивидуального и дифференциального подхода и др.
Методические принципы: взаимосвязь всех сторон языка (фонетики, лексики, грамматики), формирование языковых обобщений; связь устной и письменной речи с опережающим развитием ее устной формы; их реализация при обучении умственно отсталых учащихся.
Тема 3. Методика обучения грамоте. Научные основы методики обучения грамоте в специальной коррекционной школе
Лингвистические, психологические и дидактические основы обучения грамоте. Исторический обзор. Основные методы обучения грамоте в дореволюционной школе, краткая их характеристика и основные недостатки. Звуковой аналитико-синтетический метод К.Д. Ушинского.
Характеристика современного метода обучения грамоте и особенности его применения в коррекционной школе.
Сущность звукового анализа и синтеза в современном методе обучения грамоте. Изучение звуков и букв, слоговый принцип обучения чтению, взаимосвязь процессов чтения и письма, развития речи. Особенности применения современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте в специальной школе. Единство обучения чтению и письму. Специфичность задач и содержания добукварного и букварного периодов, изменение в расположении порядка звуков и букв и другие. Наглядный дидактический материал при обучении грамоте.
Добукварный период обучения грамоте. Пропедевтический период обучения грамоте. Общие и специальные задачи добукварного периода обучения умственно отсталых школьников. Изучение детей, поступивших в специальную школу. Включение учеников в регулярные школьные занятия, развитие интереса к обучению. Развитие речи учащихся, всех ее компонентов.
Подготовка детей к анализу и синтезу звучащей речи: развитие слуховых восприятий, навыка фонемного анализа и синтеза, выработка четкой артикуляции и произношения звуков.
Уточнение и развитие зрительных восприятий, пространственной ориентировки как подготовка к усвоению зрительного образа букв.
Развитие и координация мелких движений руки как подготовка к обучению письму. Реализация задач добукварного периода на уроках чтения и письма.
Букварный период обучения грамоте. Особенности формирования навыка первоначального чтения у умственно отсталых учащихся I класса. Типичные ошибки в чтении у детей и способы их преодоления. Порядок изучения звуков и букв. Система работы по изучению звука и буквы на уроках чтения. Работа над текстом в период обучения чтению по слогам. Работа со страничкой букваря.
Обучение письму. Порядок звуков и букв, слоговых структур в первоначальный букварный период обучения умственно отсталых детей. Этапы обучения грамоте.
Послебукварный период обучения грамоте. Задачи, содержание, методы и приемы работы.
Тема 4. Методика обучения чтению. Воспитательное и образовательное значение уроков чтения в специальной школе.
Значение художественной литературы в нравственном, трудовом и эстетическом воспитании учащихся.
Образовательные, воспитательные и коррекционные задачи уроков чтения. Развитие навыка полноценного чтения. Уточнение, расширение представлений и понятий учащихся, обогащение их словаря, формирование связной речи. Воспитание любви к Родине, к труду, коллективизма и других качеств личности. Коррекция познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Тематика и содержание программного материала по годам обучения. Принципы расположения материала в учебниках по чтению во 2-6 и 7-9 классах.
Формирование навыков чтения учащихся специальной школы. Особенности развития навыков чтения умственно отсталых учащихся. Требования школьной программы к навыкам чтения на различных годах обучения учащихся.
Развитие основных качеств чтения у учащихся специальной школы. Сущность понятия правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения. Методы и приемы формирования правильного, беглого и выразительного чтения. Методика работы по формированию навыка сознательного чтения. Основные виды занятий, направленные на понимание текста: подготовка учащихся к восприятию текста, эмоциональное чтение текста учителем, словарная работа, составление плана, пересказ и др. Значение чтения «вслух» и «про себя» в формировании навыка полноценного чтения.
Виды работ по развитию речи на уроках чтения. Словарная работа. Место работы над словом на уроках чтения. Приемы объяснения слов. Логические, лексико-семантические, лексико-стилистические упражнения. Работа над многозначностью слова и образными средствами языка. Работа над предложением и связной речью: беседа, ответы на вопросы, составление плана, пересказ, творческие работы учащихся в связи с чтением художественных произведений.
Литературоведческие и психолого-педагогические основы обучения чтению. Литературоведческие основы анализа произведения. Психологические основы анализа произведения. Психологические особенности восприятия художественного произведения умственно отсталыми школьниками
Чтение художественных произведений. Методика работы над художественным произведением в младших и старших классах. Подготовительная работа к чтению художественного произведения. Первичное знакомство с содержанием. Анализ содержания произведения. Работа над идеей произведения. Особенности работы над сказкой, басней, стихотворением и др. Особенности работы с произведением больших форм в старших классах
Чтение научно-популярных статей. Значение чтения научно-популярных статей в уточнении и расширении представлений учащихся об окружающем мире, в формировании материалистического мировоззрения. Тематика научно-популярных статей.
Связь уроков чтения научно-популярных статей с экскурсиями, наблюдениями и уроками развития устной речи в младших классах.
Методика чтения научно-популярных статей. Организация урока чтения. Типы уроков чтения. Активизация познавательной деятельности умственно отсталых учащихся на уроках чтения. Вопросы и задания на уроке. Использование наглядных и технических средств. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках чтения. Самостоятельная работа учащихся. Учет навыков чтения умственно отсталых учащихся. Нормы оценок.
Внеклассное чтение в специальной школе. Особенности читательских интересов учащихся специальной школы. Задачи внеклассного чтения в специальной школе. Принципы отбора литературного материала для внеклассного чтения. Организация внеклассного чтения. Уроки внеклассного чтения, их связь с чтением в классе. Разнообразие видов работы на уроках внеклассного чтения. Учет внеклассного чтения в специальной школе. Методика работы по внеклассному чтению в 1-2, 3-4, 5-9 классах. Специфика организации этой работы.
Тема 5. Методика обучения грамматике и правописанию
Научные основы методики обучения грамматике и правописанию. Лингвистические и психолого-педагогические основы обучения грамматике и правописанию.
Особенности усвоения грамматики и правописания учащихся с нарушениями интеллекта. Значение грамматических знаний для овладения навыками речи, грамотного письма и развития познавательной деятельности учащихся с нарушениями интеллекта.
Трудности в усвоении грамматики и правописания (механическое заучивание материала, фрагментарное усвоение, неумение применять теоретические знания на практике, и др.).
Задачи, содержание и система обучения грамматике. Структура программы специальной школы по русскому языку. Задачи и содержание подготовительных грамматических упражнений (2-4 классы). Задачи и содержание систематического изучения элементарного курса грамматики (5-9 классы).
Система практических грамматических упражнений, правописания и развития речи в младших классах специальной школы. Методика изучения основ фонетики и графики. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие. Согласные свистящие и шипящие. Аффрикаты. Алфавит. Ударные и безударные гласные. Слоги.
Методика работы над словами, обозначающими названия предметов. Действий и признаков. Знакомство с предлогом как с отдельным словом. Изучение собственных имен. Обогащение и активизация словаря. Виды упражнений: перечисление, классификация, определение предметов по их действию или признаку и другие. Подведение учащихся к пониманию изменения формы слов и использованию этой закономерности в их практической речевой деятельности. Роль вопросов в усвоении учащимися различных форм слов и установлении связи слов в предложении. Виды упражнений. Виды упражнений: изменение формы слов по образцу и др. Проведение речевых упражнений на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
Методика работы над предложением. Знакомство с построением простого предложения. Виды подготовительных грамматических упражнений: умение отграничить одно предложение от другого, закончить начатое предложение, показать связь слов в предложении, расположить предложение в последовательном порядке и т.д.
Методика развития связной речи. Виды упражнений: составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, работа с деформированным текстом и др.
Методика обучения письму и чистописанию. Задачи обучению письму и чистописанию.
Организационные и гигиенические условия обучения письму. Совершенствование техники письма. Письмо строчных, прописных букв, соединение их в слоги и слова. Списывание рукописного и печатного текста целыми словами, списывание предложений и др.
Методика изучения грамматики, правописания, развития речи в старших классах специальной школы. Практическое значение изучения курса грамматики. Особенности усвоения грамматических понятий умственно отсталыми школьниками. Этапы работы по формированию грамматических понятий у учащихся. Методика работы над каждым из них. Изучение элементов словообразования. Приемы работы при изучении темы “Состав слова”. Последовательность изучения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс). Упражнения в словообразовании. Знакомство со сложными словами.
Изучение элементов морфологии. Общее понятие о частях речи. Приемы изучения имен существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений, наречий. Последовательность работы по классам. Изучение элементов синтаксиса и пунктуации. Методика работы над простым и сложным предложением. Однородными членами. Прямой речью и др.
Формирование орфографических навыков учащихся специальной школы. Формирование навыков фонетически правильного письма. Фонетические ошибки учащихся. Причины искажения состава слова.
Система устных и письменных упражнений, направленных на развитие навыков правильного письма. Звуко-буквенный анализ, сопоставление звукового состава слов, преобразование слов, проговаривание их при письме, предварительное составление трудных слов из букв разрезной азбуки и другие.
Фронтальные и индивидуальные приемы работы. Роль орфографических правил в развитии навыков правильного письма. Этапы работы над правилом: подготовка учащихся к усвоению орфографического правила, знакомство с ним. Формирование умений учащихся объяснить орфограмму, находить в тексте слова на определенное правило, контролировать себя им. Система упражнений на каждом этапе. Орфографические ошибки. Их предупреждение и исправление. Учет ошибок. Работа над ошибками.
Виды грамматических и орфографических упражнений. Значение упражнений в усвоении грамматических знаний и формировании орфографических навыков. Система орфографических и грамматических упражнений. Грамматический разбор, методика его проведения. Виды списывания и методика проведения. Виды диктантов и методика проведения. Творческие работы с грамматическим заданием и методика их проведения. Лексико-грамматические упражнения на уроках грамматики и правописания. Игровые приемы на уроках грамматики и правописания.
Уроки грамматики и правописания в специальной школе. Типы и структура уроков по грамматике и правописанию. Взаимосвязь обучения грамматике, орфографии и развития речи. Изучение нового материала. Закрепление знаний и навыков. Повторение пройденного – обязательный элемент урока по грамматике. Самостоятельная работа на уроке. Домашние задания по грамматике и правописанию. Подготовка учителя к уроку русского языка. Наглядные пособия и дидактический материал по грамматике и правописанию, их виды и способы использования на уроке. Примерные уроки по грамматике и правописанию.
Проверка знаний, умений, навыков по грамматике и правописанию в специальной школе. Значение и способы учета знаний и навыков. Виды опроса. Повседневный учет. Проверочные и контрольные работы. Особенности учета знаний и навыков в специальной школе. Нормы оценок по классам.
Тема 6. Методика развития устной и письменной речи
Развитие речи - центральная задача обучения русскому языку учащихся специальных школ. Речь как особый вид деятельности. Взаимосвязь мышления и речи – методологическая основа работы по развитию речи. Особенности речевого развития умственно отсталых детей. Коррекционная и практическая направленность программных требований в отношении развития речи умственно отсталых учащихся. Формирование представлений учащихся на основе организации наблюдений, практической деятельности, использование их жизненного опыта как решающее условие успешного развития речи умственно отсталых детей. Повышение мотивационной, содержательной стороны речи. Решение задач по развитию речи на специальных уроках в младших классах, чтения, грамматики и правописания. Взаимосвязь работы по развитию речи на уроках русского языка с другими видами учебных занятий и внеклассной работы.
Работа над фонетической стороной речи. Особенности звуковой стороны речи учащихся. Формирование фонетического восприятия и четкости артикуляции, интонации – необходимые условия овладения звуковой стороной речи. Взаимосвязь уроков русского языка и логопедических занятий. Место и роль работы над развитием фонетической стороны речи в младших и старших классах. Сочетание индивидуальной и фронтальной работы.
Работа над лексической стороной речи. Особенности словарного состава учащихся. Значение работы над словом в общей системе развития речи детей. Задачи словарной работы в специальной школе. Учет особенностей познавательной деятельности в процессе работы над лексикой. Развитие самостоятельности учащихся в выделении и объяснении новых слов.
Словарная работа на уроках развития устной речи в младших классах. Решающее значение этих уроков в уточнении и активизации словаря. Логические упражнения для закрепления слов на уроках. Объяснение значений слов. Работа над синонимами, многозначностью слова. Работа над образными средствами языка.
Работа над синтаксической стороной речи. Особенности построения предложений умственно отсталыми детьми. Задачи работы над предложением в специальной школе. Программные требования к построению предложений в младших и старших классах специальной школы. Практическая направленность работы над предложением в младших классах. Использование имеющихся представлений о предметах и явлениях окружающего мира в качестве основы для построения предложений на первоначальном этапе обучения. Виды упражнений на первоначальном этапе обучения. Виды упражнений. Работа над словосочетаниями. Изменение характера работы над предложением в старших классах. Роль элементарных теоретических обобщений в формировании навыков построения предложений. Использование информации, полученной на других предметах, в качестве материала для составления предложений. Виды упражнений.
Развитие связной устной речи в младших и старших классах. Связная речь и задачи её развития. Особенности связной речи умственно отсталых школьников. Программные требования к связной речи умственно отсталых учащихся по классам. Виды работы: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, творческий). Работа по развитию диалогической формы речи. Виды работы: ответы на вопросы, участие в беседе, и др. Работа по развитию монологической формы речи. Значение речи учителя, чтения текстов художественных произведений и научно-популярных статей в формировании навыков связной устной речи учащихся. Уроки развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Их роль в развитии связной устной речи учащихся. Усложнение заданий по развитию связной устной речи в старших классах.
Развитие связной письменной речи в младших и старших классах. Психологические особенности устной и письменной речи. Взаимосвязь обеих форм речи. Характеристика связной письменной речи умственно отсталых детей. Виды работ по развитию связной письменной речи в младших классах. Место и роль связных письменных высказываний на уроках письма на младших годах обучения. Предварительная работа над словарем, построением предложений, устными рассказами.
Индивидуальный подход к учащимся в процессе овладения ими различными видами письменных работ.
Изложения и сочинения в старших классах. Их виды. Длительность подготовительной работы к написанию изложений и сочинений. Тематика изложений и сочинений. Требования к содержанию текстов и их объему на разных годах обучения. Методика проведения изложений и сочинений. Анализ изложений и сочинений. Проверка. Нормы оценок. Речевые ошибки и работа над ними. Урок развития письменной речи
Работа над деловым письмом. Значение работы над деловым письмом. Виды делового письма. Содержание программы (по классам). Построение уроков обучения деловому письму.
Спец. методика обучения математике
Тема 1. Цель, задачи и содержание курса математики в школе VIII вида
Методика преподавания математики в школе VIII вида как педагогическая наука. Основные компоненты современной методической системы и взаимосвязь между ними (цель, содержание, принципы, методы, организация и средства обучения). Связь методики преподавания математики в школе VIII вида с психологией умственно отсталого ребенка, олигофренопедагогикой, с методикой начального обучения математике, с математикой как наукой.
Методы научного исследования, применяемые при разработке вопросов методики преподавания математики в школе VIII вида: наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, обобщение педагогического опыта, беседа, анкетирование, психолого-педагогический эксперимент. Развитие методики обучения математике детей с нарушением интеллекта. Современные достижения методики преподавания математики в школе VIII вида, перспективы ее дальнейшего развития и совершенствования.
Задачи школы VIII вида и их влияние на цели, задачи и содержание курса обучения математике умственно отсталых школьников. Образовательная, воспитательная, коррекционно-развивающая и практическая задачи обучения математике умственно отсталых школьников.
Характеристика программ по математике: структура, содержание, принципы построения.
Содержание курса математики в школе VIII вида: арифметика целых чисел, величин, дробей, элементы геометрии. Арифметические задачи в курсе математики.
Расположение учебного материала по концентрам.
Связь математики с другими учебными предметами, изучаемыми в школе VIII вида. Связь математики с предметами трудовой подготовки. Профориентационная работа на уроках математики. Экономическое просвещение учащихся. Роль математики в социальной адаптации учащихся.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7
скачать
Другие похожие работы: