За 2011-2012 учебный год творческой группы по экспериментальной работе в школе с полиэтническим составом учащихся и воспитанников
Отчет
за 2011-2012 учебный год творческой группы по экспериментальной работе в школе с полиэтническим составом учащихся и воспитанников.
Создание данной группы продиктовано ситуацией в российском образовании, в связи с усилением потока мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, изменением национального состава школы. Как следствие, возникла необходимость дополнительных усилий образовательной системы по укреплению социального мира и межнационального согласия.
В 2010 учебном году в 1-е классы МБОУСОШ №7 поступило 50 учащихся. Из них в 1-а класс –68%, 1- б класс – 82% с неродным русским и родным (нерусским) языком.
В связи с этим была создана творческая группа учителей в составе:
Емельянова Л.Г. (1 б), Псарева С.В. (1 а) – учителя начальных классов,
Огурцова О.Ю. – педагог-психолог,
Белянкина Е.В. – учитель-логопед.
Творческой группой были разработаны программы:
1). «Освоение русского языка детьми – инофонами и их адаптация в образовательных учреждениях с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, проживающих в условиях Крайнего Севера» (Емельянова Л.Г., Псарева С.В.)
2). «Формирование языковых способностей детей – инофонов младшего школьного возраста» (Белянкина Е.В., Огурцова О.Ю.).
3). Пакет диагностических бланков психо – речевого развития (Белянкина Е.В., Огурцова О.Ю.).
Общей целью данного курса является формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения русским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования русского языка как языка обучения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общения на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального поликультурного состава российского общества.
Предложенные занятия разработаны для учащихся начальной школы (1-3 год обучения) по 4 часа в неделю (с учителем, учителем-логопедом и педагогом-психологом).
В начале 2011-2012 учебного года были сформированы 2 группы (по 3,4 чел.) из уч-ся 2-х классов слабовладеющих и невладеющих русским языком, которых обследовали педагог-психолог, учитель-логопед, учителя, исходя из этого, составлены диагностические карты на каждого ученика, где в течение всего курса будут фиксироваться его достижения. В этих группах 7 человек, из них: 3 азербайджанца, 1 чеченец, 3 ногайца. Первоначальный анализ обследования этих детей показал, что у них страдает процесс накопления слов, ограничен словарный запас.
Стартовая диагностика учащихся, входящих в состав экспериментальной группы:
№ | Фамилия, имя | класс | Диагностика | ||||
Уровень самооценки | Мотивация | Позиция в классе | Уровень актуального развития | Уровень познавательной активности | |||
1 | Абишев Беслан | 2 а | Адекватная | Мотив достижения | Предпочитаемый | Средне-возрастная норма | Достаточный |
2 | Ахмедлы Иса | 2 а | Завышенная | Внешние мотивы | Принятый | Ниже средне-возрастной нормы | Низкий |
3 | Нурузаде Тамелла | 2 а | Завышенная | Внешние мотивы | Принятый | Средне-возрастная норма | Низкий |
4 | Сельмурзаев Муслим | 2 а | Заниженная | Позиция школьника | Принятый | Ниже средне-возрастной нормы | Низкий |
5 | Гафарова Наргиз | 2 б | Заниженная | Внешние мотивы | Принятый | Средне-возрастная норма | Низкий |
6 | Муталипов Мухаммад | 2 б | Заниженная | Позиция школьника | Принятый | Средне-возрастная норма | Низкий |
7 | Ваисов Рахим | 2 б | Завышенная | Коммуникативные | Принятый | Средне-возрастная норма | Низкий |
Промежуточная диагностика учащихся, входящих в состав экспериментальной группы:
№ | Фамилия, имя | класс | Диагностика | |||||||||
Уровень самооценки | Мотивация | Позиция в классе | Уровень актуального развития | Уровень познавательной активности | ||||||||
1 | Абишев Беслан | 2 а | Адекватная | Отсутствие отр. динамики | Познавательный | Положительная | Предпочитаемый | Без изменений | Средне-возрастная норма | Положит. внутриуровневая динамика | Достаточный | Положит. внутриуровневая динамика |
2 | Ахмедлы Иса | 2 а | Завышенная | Отсутствие отр. динамики | Внешние мотивы | Без изменений | Принятый | Без изменений | Ниже средне-возрастной нормы | Положит. внутриуровневая динамика | Низкий | Положит. внутриуровневая динамика |
3 | Нурузаде Тамелла | 2 а | Завышенная | Отсутствие отр. динамики | Познавательный | Положительная | Принятый | Без изменений | Средне-возрастная норма | Положит. внутриуровневая динамика | Средний | Положит. динамика |
4 | Сельмурзаев Муслим | 2 а | Заниженная | Отсутствие отр. динамики | Позиция школьника | Без изменений | Принятый | Без изменений | Ниже средне-возрастной нормы | Положит. внутриуровневая динамика | Низкий | Положит. внутриуровневая динамика |
5 | Гафарова Наргиз | 2 б | Заниженная | Отсутствие отр. динамики | Внешние мотивы | Без изменений | Принятый | Без изменений | Средне-возрастная норма | Положит. внутриуровневая динамика | Ниже среднего | Положит. динамика |
6 | Муталипов Мухаммад | 2 б | Заниженная | Отсутствие отр. динамики | Позиция школьника | Без изменений | Принятый | Без изменений | Средне-возрастная норма | Положит. внутриуровневая динамика | Ниже среднего | Положит. динамика |
7 | Ваисов Рахим | 2 б | Завышенная | Отсутствие отр. динамики | Познавательный | Положительная | Предпочитаемый | Положительная | Средне-возрастная норма | Положит. внутриуровневая динамика | Ниже среднего | Положит. динамика |
Сравнительный анализ качественного состава словаря учащихся, зачисленных в экспериментальную группу.
На 15 слов-стимулов выдано следующее количество слов:
№ | Фамилия, имя | класс | На начало учебного года | На конец учебного года | ||||
Сущ. | Гл. | Прилаг. | Сущ. | Гл. | Прилаг. | |||
1 | Абишев Беслан | 2 а | 23 | 6 | - | 30 | 8 | 4 |
2 | Ахмедлы Иса | 2 а | 17 | 3 | - | 22 | 4 | - |
3 | Нурузаде Тамелла | 2 а | 21 | 4 | 2 | 27 | 5 | 3 |
4 | Сельмурзаев Муслим | 2 а | 18 | 3 | - | 23 | 4 | 2 |
5 | Гафарова Наргиз | 2 б | 20 | 4 | - | 23 | 5 | 1 |
6 | Муталипов Мухаммад | 2 б | 23 | 5 | 2 | 26 | 6 | 3 |
7 | Ваисов Рахим | 2 б | 22 | 3 | 1 | 24 | 5 | 3 |
| Всего: | | 144 | 28 | 5 | 175 | 37 | 16 |

В целях создания наиболее оптимальных условий, побуждающих учеников к высказыванию, постановке вопросов, участию в диалоге, учителя на занятиях используют элементы технологии С.Н. Лысенковой, методический прием «комментируемое управление», опорные – схемы в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Так же используют методику «Развитие словаря через расширение семантического поля слова» (авторы: Л.С. Выгодский, А.Р. Лурия, О.С. Виноградова), которые развивают у учеников коммуникативную функцию речи, формируют мотив речевого высказывания.
Учителя приняли участие в VII Международной конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования» г. Таганрог.
Были опубликованы в сборнике «Новые технологии в образовании»:
1). Программа «Освоение русского языка детьми – инофонами и их адаптация в образовательных учреждениях с полиэтническим составом учащихся и воспитанников, проживающих в условиях Крайнего Севера» (Емельянова Л.Г. , Псарева С.В.);
2). статья «Использование графических схем, опор, символов в работе по преодолению речевых нарушений» (Белянкина Е.В.)
В каждом классе нашей школы есть дети-инофоны, поэтому к проблеме обучения таких детей присоединяются учителя предметники.
Боцян С.Н. – директор, Запорожченко Е.В. – заместитель директора по УВР
приняли участие во II Всероссийском научно-практическом семинаре «Межкультурная коммуникация: современные подходы, проблемы, и решения» по теме: «О роли коммуникативной компетентности в социализации личности школьника», «Адаптация детей-инофонов в полиэтнической северной школе».
Веремчук О.А. – учитель русского языка приняла участие в VII Международной конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования» г. Таганрог по теме: «Инновационная деятельность педколлектива как условие социальной адаптации школьников в современных условиях» (январь 2011); в III Международной научной конференции «Современный учитель: личность и профессиональная деятельность». Разработаны методические рекомендации «Использование дидактических игр при обучении русскому языку детей-инофонов»; в XI Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной науки» по теме: «Проблемы обучения детей-инофонов русскому языку».
Шишкина В.С. – учитель русского языка приняла участие в XIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» по теме «Некоторые особенности обучения детей русскому языку в полиэтническом классе».
Гришай З.А., Шишкина В.С. – учителя русского языка приняли участие в городской конференции «Русский язык – национальное достояние, основа духовного единения России».
В октябре-декабре 2011 г. учащиеся 10-11 классов приняли участие в окружной интеллектуальной on-line игре «Россия – наш общий дом».
В ноябре состоялась встреча-консультация с научным руководителем Петровой С.И., которая так же посетила открытые занятия у Белянкиной Е.В. и Емельяновой Л.Г. Занятия получили высокую оценку руководителя.
На базе МБОУ СОШ №7 прошел городской межведомственный психолого-педагогическом консилиум «Оптимальная модель психолого-педагогического сопровождения школьника как фактор нового качества образования. Ценности семейного воспитания». Провели интегрированное занятие с детьми-инофонами «Учимся думать, говорить, писать» педагог-психолог (Огурцова О.Ю.) и учитель-логопед (Белянкина Е.В.), которое получило положительные отзывы коллег города.
В 2011 году изданы: сборник игр для учащихся (авт.Огурцова О.Ю.), рабочая тетрадь «Учимся играя» (Емельянова Л.Г., Псарева С.В.).
На базе МБОУ СОШ №15 прошел ОНЛАЙН - диалог с научным руководителем (г.Санк-Петербург), где обсуждалось Положение о конкурсе «Компьютерное Зазеркалье», а так же план дальнейшей работы экспериментальной площадки. В конкурсе «Компьютерное Зазеркалье» приняли участие Сейдибаталов Салим (уч-ся 2 класса А) и Утаганова И.Б. – учитель географии. Так же дети принимали участие во Всероссийском конкурсе «Сказки для добрых сердец», Окружном конкурсе «Мастерим вместе с папой», во всех проводимых школьных конкурсах. С большим интересом и желанием учащиеся-инофоны посещают школьный театр «Дорогою добра» под руководством Гусаровой Х.Т. В этом учебном году театральная студия приняла участие в XVIII городском фестивале детского и юношеского творчества театральных постановок, где заняла III место, руководитель и участники получили Дипломы.
20 апреля 2012 г. с целью обмена опытом учителя экспериментальной группы посетили семинар «Развитие речи учащихся на уроках гуманитарного и естественного циклов с использованием активных форм обучения в полиэтнической школе», который прошел на базе МБОУ СОШ №15.
24 апреля 2012 года состоялась трехсторонняя видео – конференция (Новый Уренгой, Санкт – Петербург, Вена (Австрия), на которой обсуждались проблемы развития полиэтнических школ.
В апреле прошел городской конкурс инновационных образовательных проектов-2012. II место и Грант Главы города Новый Уренгой в размере 150.000 руб., получил проект «Электронный образовательный продукт «Виртуальная школа русского языка» как ресурс формирования языковой компетентности детей-инофонов», который подготовили Емельянова Л.Г., Псарева С.В.
Творческая группа стала призерами во Всероссийском сетевом конкурсе «Профессиональный успех – XXI».
На школьном сайте размещена страница с информацией о работе группы, с упражнениями и играми для детей и родителей.
На будущий год планируется выпуск тестовых заданий, электронного пособия к занятиям, взаимосвязь с д/с «Лада», городской семинар.
Руководитель ТГ Псарева С.В.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: