NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аналитическая справка по работе детских библиотек 2011 год


Год космонавтики в России
Год российской космонавтики открыл перед работниками детских библиотек новые широкие возможности для приобщения своих читателей к огромным научным достижениям нашей страны, к героическому труду космонавтов.

Центральная детская библиотека приняла участие в большом празднике – полете «Ждите нас, звезды!», организованного художественной школой. Юные земляне решили, отправляясь в межгалактический полет, что обязательно состоится встреча с братьями по разуму. С помощью чего они расскажут о своей планете Земля? Решение принято – с помощью искусства (живописи) и литературных сокровищ человечества. «Полет» прошел успешно. Маленькие космонавты – художники представили удивительную галерею картин, посвященных теме космоса.

На книжной выставке «Эту книгу я возьму с собой в полет» представлено более 27 названий книг: К. Грэм «Ветер в ивах», И. Соколов-Микитов «Год в лесу», К. Булычёв «День рождения Алисы», «Задачник» г. Остера, «Алые паруса» А. Грина, «Приключения Карандаша и Самоделкина» Ю. Дружкова и другие издания.

Информминутки поведали участникам полета о зарождении и развитии науки – космонавтики.

В рамках Года в центральной детской библиотеки прошли:

- для детей младшего возраста - конкурс писем космонавтам, информационно – познавательный час «Космическое путешествие», космическая прогулка «Эта удивительная вселенная»;

- для читателей среднего, старшего возраста – игровая программа «Если очень захотеть, можно в космос полететь».

В Итатской детской библиотеке члены клуба «Читайка» стали участниками игровой программы «Мы – будущие космонавты». Два экипажа находчивых и веселых отправились в космическое путешествие, состязаясь в различных конкурсах («К полету готов», «На старт», «Невесомость», «По кратерам Луны», «Стыковка»).

Для учащихся коррекционной школы проведена беседа «Покорители космоса». Ребята показали свои знания в области астрономии, участвуя в космической игре «Здравствуй, инопланетянин!».
Ломоносовская неделя
Центральная детская библиотека, юношеский абонемент библиотеки имени Николая Ивановича Масалова приняли участие в Ломоносовской неделе. Для читателей среднего и старшего возраста, юношества, прошёл цикл мероприятий, посвящённых 300-летию М.В.Ломоносова.

Для подростков в читальном зале детской библиотеки оформлена книжная выставка – просмотр «С именем Михайло Ломоносова через века».

На презентацию фильма «Великий муж России» были приглашены уч-ся 7-8классов школ посёлка.

После знакомства с выставкой и просмотра фильма ребята приняли активное участие в викторине «Историк, химик, стихотворец…»

Участники, проявившие свою эрудицию, набравшие наибольшее количество жетонов были награждены медалями с изображением Ломоносова.

Студенты Профлицея №79 стали участниками цикла мероприятий:

Беседа «Отец великого гения», посвященная детству ученого, становлению его характера, отношению к образованию.

Информационный час «Сподвижник просвещения», знакомящий читателей с первыми шагами М. Ломоносова в научной деятельности.

Урок необычных знаний «Факты и домыслы», повествующий о положении М. Ломоносова в обществе и науке.

Особый интерес у ребят вызвал обзор журнала «Родина» (№9 за 2011 год), посвященный трехсотлетию со дня рождения М. Ломоносова

С жизнью и творчеством М. Ломоносова, его открытиями в различных областях знаний познакомились читатели Итатской библиотеки, став участниками беседы – диалога по книге С. Перевезенцева «Михайло Ломоносов. В заключение встречи ребята прочли стихи, посвященные выдающемуся ученому России.
Неделя детской книги
Неделю детской книги, посвященной 55-летию Тяжинской центральной детской библиотеки, открыл праздник «А у книжек именины – целых семь веселых дней!». Юные книголюбы вместе со сказочными героями книг – юбиляров Н. Носова, А. Барто, К. Чуковского, совершили путешествие в книжное царство – мудрое государство. Веселые конкурсы, загадки – обманки, знакомство с новинками, задорные библиотечные частушки… и, наконец, большой именинный торт сделали праздник ярким и незабываемым.

В последующие дни Недели в библиотеке состоялась встреча с книгой – именинницей «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова, прошел День периодики «Не секрет для всех вокруг – журнал наш самый лучший друг!», включающий в себя выставку-просмотр, обзор журналов и мини-опрос «А он мне нравится…».

В Итатской детской библиотеке праздник «Книга – это не просто какая-то небыль, это мир настоящий с землею и небом!» собрал друзей библиотеки. Почитатели книги совершили путешествие с помощью книжной выставки «С книгой через века и страны», в далекое прошлое, познакомившись с самыми первыми книгами. О книгах душистых и съедобных, маленьких и великанах узнали гости праздника на информминутке «Удивительные книги». А в заключении – полезный совет: как же правильно выбрать книгу.
Работа клубов по интересам
В отчетном году состоялось 7 клубных заседаний, в которых приняли участие 175 читателей.

В центральной детской библиотеке для ребят дошкольного возраста организован клуб «Умка».

Цель клуба: подготовка детей к школе.

Девиз: «Всегда быть умным, мудрым, креактивным и активным!»

Клуб организован в содружестве с педагогами подготовительной группы детского сада «Колокольчик».

В течение года прошло 7 занятий. Наиболее интересными можно назвать: беседу «Школа правильного поведения» с просмотром мультфильма «Маша и медведь», веселый час «Веселые уроки с героями мультфильма «Смешарики», конкурс «Путешествие в страну букв».

В Итатской библиотеке продолжил работу клуб «Читайка». В этом году его членами стали читатели младшего возраста. Проводимые мероприятия нацелены на продвижение чтения в среду детей. Книжные выставки, беседы, конкурсно-игровые программы, утренники познакомили читателей с творчеством детских писателей, чьи книги в 2011 году отмечали юбилей.


Выставочная деятельность
Особое место в работе библиотек занимает выставочная работа. Книжные выставки не только привлекают внимание читателей к представленной литературе, но и активизируют их познавательную деятельность, вызывают всплеск эмоций.

Общее количество выставок – 38.

Виды выставок:

- выставка-путешествие;

- выставка-вопрос;

- живая выставка;

- выставка одной книги;

- выставка-панорама;

- выставка-исторический мост.

В центральной детской библиотеке в читальном зале для читателей среднего, старшего возраста была оформлена выставка «Здравствуй, милая картошка!» с интересными разделами: «Страницы картофельной летописи», «Картофельное чудо» (поделки из картошки), «Его Величество Рецепт». Юные читатели с удовольствием пополняли выставку своими творческими работами, имея возможность сделать поделку непосредственно у выставки, прибегая к помощи книг и библиотекаря.

Живая выставка посвящена Международному Дню птиц «Крылатый почтальон и пернатый чемпион» встречала малышей абонемента птичьими трелями. Необычное оформление (в форме гнезда), разнообразие изданий, рекомендательный список – птица, все эти составляющие сделали данную выставку интересной, яркой и популярной. Выдано 57 книг.

Для читателей – детей Итатской библиотеки запоминающейся стала выставка детского творчества «Наши талантливые читатели». Это была экспозиция настоящих мастеров и мастериц! На такие мероприятия всегда очень активно откликаются читатели. Вот где раскрываются истинные таланты!
Направления
2.4.1. Работа с дошкольниками.
Во все времена деятельность центральной детской библиотеки была немыслима без тесного сотрудничества с дошкольными учреждениями. Нами налажена система взаимодействия на основе совместного планирования. Накоплен интересный совместный опыт.

С приходом на абонемент младшего возраста нового специалиста еще более интересной, творческой стала работа с дошколятами. Вместе с игрушкой – мышкой по имени Димка (малыши так назвали) спешит в тот или иной детский сад, согласно составленной циклограмме, библиотекарь.

Громкие чтения книг детских писателей с обязательным обсуждением, творческими занятиями являются неотъемлемой частью встреч. Благодаря таким чтениям малыши открыли для себя имя юргинской писательницы Л. Яковлевой («Про ребят и про зверят»), любимой сказкой стала «Мирабель» А. Линдгрен, «Атлас динозавров» Мэтьюса пользуется большой популярностью у детей. При подборе книг библиотекарь учитывает возрастную категорию читателей и их интерес. В течение периода октябрь – декабрь состоялось 14 встреч с дошколятами, на которых присутствовало 310 детей.

Вот уже в течение нескольких лет мы практикуем приглашение в библиотеку подготовительных групп. В 2011 году работал клуб «Умка» (см. Работа клубов по интересам).

Активизировалась работа с родителями. День открытых дверей «Мой первый день в библиотеке» пригласил в гости маленьких читателей и их родителей. Для посетителей организована экскурсия, представлена книжная выставка-просмотр «По ступенькам я расту». Викторина «Лукошко сказок» стала завершающим этапом Дня. Всего библиотеку в этот день посетило 149 человек.

Стараемся охватить своим обслуживанием деток, непосещающих детские сады, приглашая их вместе с родителями на самые различные мероприятия, проходящие в стенах детской библиотеки.

Уютный яркий уголок для малышей оформлен в Итатской библиотеке. Книжная выставка «Книжки - малышкам» привлекает говорящими книжками. За столиком можно полистать любимые журналы, поразгадывать загадки и кроссворды, поиграть с мягкими игрушками, посмотреть мультфильм.
2.4.2. Краеведение.
Краеведческой работой занимаются все отделы, так как краеведческого отдела или сектора в детских библиотеках нет.

Основные направления – военно-патриотическое, экологическое, история края.

Для ребят подготовительной группы детского сада «Светлячок» прошел краеведческий видео-экскурс «Ты прекрасен, мой Кузбасс!», посвященный заповедникам и заказникам, расположенных на территории Кемеровской области. Знакомство с флорой и фауной Кузнецкого Алатау, разговор о бережном отношении к природе, просмотр фильма, применение игровых форм сделали экскурс интересным и познавательным.

В рамках проекта «Год читательских удовольствий» для читателей среднего, старшего возраста прошел цикл мероприятий: информационно-познавательный час «Кузбасс – великий край России» (посвященный дню образования Кемеровской области), уроки мужества «В Сибири не было войны, но мы огнем ее объяты» и «Уходил на войну сибиряк», час памяти «Помнить, чтобы жить». В стенах детского дома «Ласточкино гнездышко» прошла встреча двух поколений «Солдат войны не выбирает» с участником войны в Афганистане, майором Вооруженных сил в отставке Щербаковым С. И. Эмоциональный рассказ гостя, активное участие в диалоге подростков, просмотр видеофильма о доблестных защитниках земли русской, оставили добрый след в душах будущих защитников Отечества.

Стало традицией в День знаний посвящать мероприятия, приуроченные к очередной дате образования Тяжинского района. В 2011 году прошел цикл мероприятий «Для сердца милая Тяжинская земля».

В работе с детьми в Итатской библиотеке большое внимание уделяется пропаганде краеведения. Используются различные формы работы: книжные выставки, викторины, игры-путешествия, познавательные программы, беседы, эко-часы.

Вниманию читателей-детей представлены альбомы: «Итат. Библиотека», «Большой России – малая росинка», пользующиеся большой популярностью. Без этих материалов нельзя представить работу по краеведению, так как книг по истории малой родины практически нет. Поэтому в течение многих лет бережно собирается материал о родном крае.

С целью воспитания у детей любви к малой родине стараемся раскрыть имеющийся фонд краеведческой литературы. В библиотеке оформлены постоянно действующие книжные выставки: «Живая планета» (раздел «Край, в котором мы живем»), «И славится шахтерами Кузбасс».

Одно из популярных направлений краеведческой деятельности – экологическое просвещение. С детьми среднего возраста проведен эко-час «Любить, ценить и охранять». Ребятам рассказали об угрозе исчезновения всего живого, познакомили с Красными книгами Кузбасса. На встрече вспомнили правила поведения в лесу. Для малышей проведен познавательный час, повествующий о истории поселка Итатский.

Краеведческие ресурсы:

- фонд краеведческой литературы отдельно не учитывается;

- СПА

  • Краеведческая картотека

  • Пресс-папки «Большой России – малая росинка», «Тяжинский район», «Человек из легенды», «Кузбасс заповедный», «Кемеровская область»

- Справочное обслуживание

  • Общее количество выполненных справок – 55

  • Количество отказов – нет (в районной библиотеке работает сектор краеведения и оказывает большую помощь в выполнении справок).


2.4.3. Экологическое просвещение
Цикл мероприятий «Прогулки по лесу» организован в центральной детской библиотеке на абонементе младшего возраста.

Цель – привить детям любовь к природе посредством общения с книгой.

За основу разработки цикла взята книга серии «Моя первая книга» «Прогулки по лесу». Все мероприятия построены в форме прогулок, в ходе которых дети знакомятся с жизнью леса и его обитателей.

Особой популярностью пользовались: информминутка «Познавательная» (была проведена 5 раз, 160 читателей стали ее участниками), прогулка «Древесная, тоже интересная». Организованна живая выставка, на которой ребята могли выбрать для себя не только книги о природе, но и оставить свой рисунок, прослушать и обсудить сказку Зотова «Лесная азбука». Выставку посетило 70 человек, книговыдача составила 69 книг. Читатели давали оценку выставке, составляя из лепестков разного цвета цветы (красный – понравилось, желтый – не совсем, синий – нет). В конце месяца красовался чудесный цветник.

Творческая лаборатория «Весенняя»: ребята читали стихи о весне, вспоминали ее приметы, рисовали первые проталинки, сосульки, подснежники. Таким образом, родилась выставка «Весна, весна на улице! Весенние деньки!»

«Прогулки по лесу» пользовались большой популярностью среди читателей младшего возраста. Дети стали больше интересоваться книгами Чарушина, Пришвина, Сладкова, Бианки и других писателей, в чьем творчестве звучит тема природы.

Два фольклорных праздника прошли в сентябре для читателей младшего, среднего возраста: «Картошку все мы уважаем» и «Капустная вечёрка». Барыня – Капуста встретила своих гостей на «Капустной вечёрке». Викторины, театр – экспромт, конкурсы, народные игры – составляющие этой встречи, сделали ее живой, яркой и задорной. Провожала своих гостей главная героиня пирогами с капустой.
2.4.4. Патриотическое, военно-патриотическое, гражданско-патриотическое направления
Основной идеей мероприятий данного направления, которые проводили все отделы центральной детской библиотеки, является воспитание уважения к Отечеству, воинской доблести и славе российского народа посредством приобщения детей к чтению литературы, посвященной этой теме.

Конкурс «А ну-ка, мальчишки!» прошел для читателей младшего возраста, встреча двух поколений «Солдат войны не выбирает» для подростков (см. Краеведение). Ежегодно проходят мероприятия, посвященные Дню юного героя – антифашиста (урок мужества «Герои не умирают»).

С самыми знаменитыми фотографиями, отражающими различные события и факта Великой Отечественной войны, и их авторами читатели познакомились с помощью исторического альбома «Война. Победа. Память».

С историей Великой Отечественной войны наши читатели знакомятся через чтение лучших произведений детских писателей. В центральной детской библиотеке состоялись беседа по книге И. Миксона «Жила – была девочка», встреча с книгой – именинницей Е. Ильиной «Четвертая высота». Час поэзии «Девятый день ликующего мая» посвящен поэзии военного лихолетия.

В читальном зале для пользователей среднего, старшего возраста в течение года работала выставка – панорама «Вехи Великой Отечественной», освещающая ход битв и знаменательных событий войны. К семидесятилетию битвы под Москвой прошел видео-час «Москва за нами…». Активное участие в подготовке и проведении мероприятия приняли читатели, рассказывая своим сверстникам о битве, ее героях и их подвигах.

В декабре ежегодно проходят мероприятия, посвященные Дню памяти Николая Ивановича Масалова.

Уроки патриотического, гражданско-патриотического направления получают читатели, принимая участие в мероприятиях:

- книжный исторический мост «Родина любимая и милая» (младший возраст),

- видео-журнал «Во славу Отечества» (младший, средний возраст),

- встреча двух поколений «Пионерская дружба крепка» (старший возраст),

- информационно-познавательный час «Слов драгоценные клады» (средний возраст),

- информационно-познавательный час «Откуда азбука пришла» (младший возраст),

- вечер встречи «Бабуля, дедуля и я – верные друзья» (средний возраст),

- День добрых дел «Спешите делать добрые дела» (младший возраст),

- беседа-диалог «Отцы глазами детей» (средний возраст),

- дискуссия «О братьях наших меньших» (средний возраст),

- час доброго общения «Мамуля, милая, родная, тебе все лучшее дарю» (старший возраст).
2.4.5. Работа в дни каникул
За много лет работы центральной детской библиотеки сформировались свои традиции и одна из них – привлечение к чтению в дни школьных каникул.

В дни каникул мы дарим возможность детям читать интересные книжки, весело проводить время, участвовать в интересных мероприятиях.

Читатели с нетерпением ждут зимние чтения, ждут это волшебное время, связанное с новогодними и рождественскими праздниками.

На рождественские посиделки «Настали Святки, то-то радость, гадает ветреная младость!» получили приглашения читатели среднего, старшего возраста. Много интересных историй услышали девчонки о том, как гадали во время Святок в XVIII –XIX веках их сверстницы. И сами окунулись в таинство рождественских гаданий, гадая на воск, зерно, бумагу. С посиделок уходили, унося с собой, не только тайну своего будущего, но и хорошее настроение.

Свой летний сезон центральная детская библиотека открывает мероприятием, являющимся составной большого праздника для детворы, посвященному Дню защиты детей. В этом году таким мероприятием стал книжный десант «Всей семьей в библиотеку» (см. Комплексная работа).

Основные участники массовой работы, проводимой в летний период в библиотеках, являются дети из школьных РВО (разновозрастных отрядов), дети социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
2.4.7. Работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
В течение нескольких лет центральная детская библиотека сотрудничает с педагогами социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Ребята центра частые гости библиотеки, особенно в дни каникул. Приглашаем их на большие праздники, утренники, конкурсно – игровые программы, где на ряду с другими читателями, они становятся активными участниками встреч.
2.4.12. Поддержка и популяризация чтения
Для читателей центральной детской библиотеки прошел цикл мероприятий «Встреча с книгой именинницей».

Цель: развитее и поддержка чтения детей на примере произведений писателей-юбиляров.

Использовались самые разные формы знакомства с творчеством детских писателей, приемлемые для каждой возрастной группы: утренники, путешествия, литературные десанты, встречи, викторины-экскурсы и другие. Использование аудио- и видео-материалов, элементы театрализации позволили сделать встречи с книгами-юбиляршами более яркими, интересными и запоминающимися.

Всего было проведено 13 мероприятий, которые посетило 270 читателей.

Среди наиболее интересных для читателей младшего возраста можно назвать путешествие по произведениям Е. Чарушина «И лисята, и зайчата, и медведь». Многогранное занятие познакомило ребят с Е. Чарушиным не только как с писателем, но и художником-оформителем своих рассказов. Коллективное чтение рассказа «Щур» и его обсуждение, познавательные игры «Найди свой домик», «О ком говорят…» познакомили малышей со множеством других героев-зверушек писателя-натуралиста. Дети, слушая живые голоса леса, рисовали сюжеты книги «Моя первая зоология». Путешествие закончилось вручением каждому ребенку в подарок листа - раскраски.

Благодаря таким встречам малыши познакомились с творчеством Б. Заходера, К. Чуковского, А. Толстого и других детских писателей.

Интересными и яркими прошли встречи с книгами-именинницами для читателей среднего возраста: «Рони, дочь разбойника» А. Линдгрен, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова, «Четвертая высота» Е. Ильиной.

Викторины, кроссворды, аукционы, тесты, мультимедийные презентации – составляющая таких «именин».

Главный результат – у детей возникло желание взять и прочесть ту или иную книгу. По книге А. Линдгрен «Рони, дочь разбойника» учащиеся шестых классов провели брейн – ринг. Незаслуженно забытые книги нашли своих читателей.
2.6. Индивидуальная работа с читателями-детьми
Цель мероприятий в индивидуальной работе с детьми: руководство чтением. Для решения данной цели по изучению читательского спроса помогают различные формы работы: беседы по культуре чтения, рекомендательные беседы, встреча с книгами – именинницами, беседы у выставок, миниопросы.

Одной из форм индивидуальной работы мы считаем родительские собрания: в детских садах (по теме «Книга в семье и духовное развитие ребенка»), в школах, с анализом чтения детей.

Анализ чтения помогает изучению книжного фонда, выявляет, какая его часть пользуется наибольшим спросом у читателей, а какая не в полной мере представлена в открытом доступе.

На абонемент среднего, старшего возраста пришел работать новый специалист, имеющий творческие способности в области прикладного искусства. В индивидуальных беседах с читателями, знакомясь с их запросами и интересами, библиотекарь обратил внимание на следующий факт: многие ребята хотели бы проявить и развивать свои творческие способности. Так зародилась идея создания программы «Мастерская радости». Цель программы: предоставление информации и создание среды, способствующей интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию детей.

На 2012 год запланирован анализ книжного фонда 85.12 Прикладное искусство.

Недостаточное поступление книг современных детских писателей для читателей – детей 4 – 5 классов осложняет индивидуальную работу.

На наш взгляд индивидуальная работа является залогом успешного воспитания грамотного читателя, коммуникабельного человека и успешной личности. Нас очень радует, когда спустя много лет к нам приходят повзрослевшие читатели, чтобы поделиться своими успехами в жизни и сказать, что всегда с большой теплотой вспоминают библиотеку своего детства.

страница 1страница 2страница 3страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: