Аналитическая справка по работе детских библиотек 2011 год
5. Библиотечные фонды. Формирование. Изучение.
5.1. Сумма средств, израсходованных на приобретение документов в 2011 году.
Библио тека | Сумма всего | Сумма из федераль ного бюджета | Сумма из местного бюджета | Сумма внебюджетных средств | Областной бюджет |
Тяжинская ЦБ | 65270 | 19802 | 19134 | 2077 | 24257 |
Итатская ЦБ | 29803 | 10334 | 5010 | 1178 | 13281 |
2-х библиотек | 95073 | 30136 | 24144 | 3255 | 37538 |
5.2. источники комплектования:
- ООО «Вилор – книга» г. Красноярск;
- «Эксмар – плюс» г. Новосибирск;
- книжный магазин «Книго – мир» г. Кемерово;
- почта России;
- дар;
- взамен утерянных.
5.3. Сведения о количестве названий новых документов, поступивших в отчетном году.
Библиотеки | Поступило всего | Поступило новых названий |
Тяжинская ЦДБ | 907 | 533 |
Итатская ДБ | 401 | 265 |
2-х библиотек | 1308 | 798 |
5.5. Сведения о выписанных периодических изданиях
Библиотеки | 2011год | I полугодие 2012 г. | ||
Количество наименова ний | Количество экземпля ров | Количество наименова ний | Количество экземпля ров | |
Тяжинская ЦДБ | 25 | 209 | 23 | 138 |
Итатская ДБ | 15 | 90 | 18 | 108 |
2-х библиотек | 40 | 299 | 41 | 246 |
5.6. Общее количество отказов в 2011 году – 94.
Темы:
- стихи к календарным праздникам;
- частушки об армии;
- развивающие книги для дошкольников;
- книги серии «Читаем по слогам»;
- книги жанра фэнтези;
- книги по прикладному искусству;
- научно-популярная литература раздела «Биология».
Книги:
- Г. Остер «Вредные советы»;
- С. Майер сага «Сумерки»;
- Д. Ролинг «Восход солнца»;
- В. Шульжик «Фунтик»;
- «Черепашки нинзя»;
- Н. Островский «Снегурочка»;
- А. Чехов «Анна на шее»;
- В. Постников «Карандаш и Самоделкин»;
Д. Толкин «Властелин колец».
5.8. Мероприятия по сохранности книжного фонда, их эффективность.
Читатели младшего возраста из года в год продолжают лечить книги в Книжкиной больнице. В феврале День добра «Помоги книге» собрал 15 маленьких «лекарей», оказавших помощь 43 больным книгам.
Активно в течение года ведется работа с задолжниками. Забывчивых читателей работники центральной детской библиотеки побеспокоили 63 раза:
- выход в школу – 34;
- выход в детский сад – 6;
- выход на дом – 2;
- письма – напоминания – 21.
6. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание
6.1. СБА библиотеки составляют карточные каталоги и картотеки. Изменений СБА нет. Электронных БД, ЭК – нет.
6.2. Справочно-библиографическое обслуживание.
Виды справок | Выполнено справок | Кол-во консультаций | |||||
Тематич. | Уточняющие | Адресные | Фактогра фические | Всего | В т.ч. виртуальных | В т.ч. краеведческих | |
634 | 349 | 1277 | 327 | 2587 | 90 | 52 | 79 |
Виртуальная справочная служба в библиотеках отсутствует.
Единственный ПК подключен к Интернет.
6.3. Библиографическое информирование.
Библио теки | Индивидуальное информирование | Групповое информирование | Всего | |||||||||
абон. | тем. | оповещ. | источн. | абон. | тем. | оповещ. | источн. | абон. | тем. | оповещ. | источн. | |
Тяжинская ЦДБ | 23 | 11 | 0 | 411 | 16 | 7 | 0 | 605 | | | | |
Итатс кая ДБ | 5 | 5 | 0 | 317 | 0 | 0 | 0 | 0 | | | | |
Итого | 28 | 16 | 0 | 728 | 16 | 7 | 0 | 605 | 44 | 23 | 0 | 1333 |
- Платных договорных отношений с абонентами информирования нет.
- Формы учета абонентов ЦДБ – тетрадь учета, ИБ – картотека.
6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование.
- выставки новых поступлений -7
- библиографических обзоров -11
- библиографическая продукция - 11
6.4. Свой блог, ЖЖ –нет.
6.5. Формирование основ информационной культуры
Наименование библио теки | Уроки по формированию основ ИКЛ | Экскурсии (познаватель ные) | Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ | ||||
Кол-во уроков | Кол-во человек | Кол-во экскурсий | Кол-во человек | Дни библиографий (кол-во) | Информи ны, конкурсы, игры и др. (кол-во) | Кол-во посети телей | |
Тяжинская ЦДБ | 0 | 0 | 9 | 499 | 0 | 9 | 176 |
Итатская ДБ | 3 | 58 | 5 | 211 | 0 | 0 | 0 |
2-х библиотек | 3 | 58 | 14 | 710 | 0 | 9 | 170 |
6.5.1. Программы занятий по формированию основ информкультуры в библиотеках нет.
7. Организационно-методическая работа.
Деятельность методической службы, в прошедшем году складывалась из следующего:
- выездов в библиотеки-филиалы;
- исследовательской методической деятельности;
- организации системы повышения квалификации сотрудников;
- анализа состояния библиотечного обслуживания детского населения;
- составления планов библиотечного обслуживания и сбора информации о выполнении;
- отчётной компании.
Одной из эффективных форм повышения квалификации библиотечных работников являются выезды в библиотеки-филиалы нашего, а также и соседнего районов, с целью знакомства с работой, обмена опытом.
За 2011 год состоялось 24 выезда.
Основная цель посещений библиотек – работа в целом: работа с фондом (списание, проверка, передача), доставка новой литературы, индивидуальная и массовая работа.
По мере необходимости на местах оказывалась практическая помощь. В связи с переездом Новопокровской библиотеки-филиала в другое здание, было проведено списание ветхой и устаревшей литературы и расстановка фонда в новом помещении.
В связи с тем, что последние годы практически не было списания, фонды засорены не только ветхой, устаревшей, а также и дублетной литературой. Но, несмотря на это, облик библиотек изменяется в лучшую сторону. Интересно, эстетично раскрывается книжный фонд. Выставки стали более яркие, нестандартные с «незатёртыми» заголовками и цитатами. Появились со вкусом оформленные уголки для занятий ребят творчеством, для отдыха и общения с друзьями.
С целью повышения квалификации библиотечных работников в течение года поводились: практикумы, библиоклассы, обзоры профессиональных изданий, семинары, совещания.
Целью этих мероприятий было обсуждение вопросов, связанных с инновационными процессами в деятельности библиотеки; выработка и принятие соответствующих решений; определение стратегии развития библиотек. За прошедший год было проведено 2 семинара: «Классика – это классно», «Библиотека и формирование экологической культуры». Экологическое просвещение – это развитие осознанного ответственного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями. Эта тема была выбрана неслучайно - в условиях современной экологической ситуации важна общая экологизация всей системы воспитания подрастающего поколения. Самой эффективной формой повышения квалификации считаю проведение конкурсов. И они активно используются в нашей методической практике.
Концептуальная идея конкурсных мероприятий заключается в активизации деятельности библиотек в области патриотического, нравственного, экологического, правового воспитания молодёжи, работы по формированию здорового образа жизни населения, с целью дальнейшего изучения, обобщения и распространения передового опыта библиотек.
Проанализировав участие библиотек в конкурсах за 5лет, увидели следующую картину:
Название конкурса | Число библиотек, принявших в нём участие |
«И корни, и ветви в семействе родном» | 15 |
«Рисуем любимую книгу семьи» | 12 |
«Книжная выставка – визитная карточка библиотеки» | 14 |
«Будущее, в котором хочется жить» | 13 |
«Живи и помни» | 15 |
Практически, из 30 библиотек принимают участие в конкурсах только половина филиалов системы, добиться 100%-ого участия пока не удаётся. Конечно, огорчает и то, что активность проявляют одни и те же библиотеки. Профессиональный конкурс – это замечательный стимул в повышении творческих инициатив. Казалось бы, столько прошло конкурсов, что придумать новое уже невозможно. Но нет, каждый профессиональный конкурс – это открытие библиотекаря с другой, ранее неизвестной стороны. Так было и в конкурсе «Душ человеческих добрые лекари»: в блицтурнире и «Риторике» участницы показали профессиональные знания, а творческие способности раскрылись в конкурсах «Театр и книга», «Писать стихи, поверьте, просто, попробуй прозу написать!» и «Мир моих увлечений». Они предстали пред нами умными, красноречивыми, талантливыми и артистичными (см. приложение).
Нельзя не сказать о такой форме работы как отчет перед населением. Это всегда интересно, необычно и очень ответственно. Ведь каждый старается показать себя с лучшей стороны. В этом году с библиотечным визитом мы посетили Тяжиновершинский сельский филиал. Нашему вниманию была представлена хорошо оформленная библиотека, с богатым наработанным материалом. Для коллег – библиотекарей было проведено показательное мероприятие «Солнечное вдохновение книжного храма» с большим количеством участвующих. Виден был тесный контакт со школой, детским садом, клубом и просто юными читателями. Много интересного взяли для себя коллеги от этого визита.
С целью, исследования эффективности системы повышения квалификации методического отдела, было проведено анкетирование среди заведующих сельскими библиотеками-филиалами.
В нем приняло участие 24 человека. По возрастным категориям респонденты распределились следующим образом:

В нашей библиотечной системе превалируют стажисты – это видно из следующей диаграммы:

Среди заведующих сельскими библиотеками – филиалами работают

В анкете было представлено 6 вопросов.
На первый вопрос «Устраивает ли Вас фонд методического отдела?»
Ответили «ДА» - 23 респондента (96%) и только 1 - (4%) ответил « На три».
Ответ на второй вопрос «Всегда ли вы получаете нужную информацию?» был абсолютно утверждающим.
В связи с тем, что основной состав библиотекарей – сотрудники с большим опытом, у каждого имеется богатый фонд наработанного материала. В методический отдел обращаются в основном за новинками, которыми дополняют уже имеющуюся базу данных. А для новичков всё ново.
Выявить, что особенно понравилось библиотекарям и оказалось полезным, помог вопрос «Какая тема семинара вызвала у Вас наибольший интерес?» (Предложены темы 3-х последних лет). Мнения значительно разделились.
- «Классика – это классно!» - 4 (17%)
- «Роль библиотеки в повышении престижа чтения: работа с дошкольниками» - 8 (33%)
- «Библиотека и формирование экологической культуры» - 7 (29%)
- «Толерантность – ключ к благополучию общества» - 5 (21%)
Как видим, наибольший процент пришелся на семинар «Роль библиотеки в повышении престижа чтения: работа с дошкольниками» и это не случайно, ведь за последние годы значительно активизировалась работа с этим контингентом.
На вопрос анкеты, «Какая информация для Вас явилась наиболее полезной для практического применения?» ответили следующим образом:
- Как организовать и оформить книжную выставку – 4 человека (17%)
- Составление проектов и программ – 3 человека (12%)
- Участие в конкурсах – 6 человек (25%)
- Показательные мероприятия – 4 человека (17%)
- Практические занятия – 3 человека (12%)
- Беру в работу почти все – 4 человека (17%)
Анализируя ответы, можно уверенно сказать, что проводимые семинары, практикумы, библиоклассы и конкурсы дают положительные результаты.
Кто-то научился оформлять интересные выставки, кому-то понравились практические занятия, другие с помощью конкурсов смогли привлечь ребят к систематическому чтению, а кто-то берет в работу почти все (это, конечно, касается новичков в библиотечном деле).
Вопрос, «По каким темам Вы нуждаетесь в дополнительной информации?» - был поставлен с целью эффективности планирование работы на следующий год. Таким образом, было выявлено, что библиотекари нуждаются в дополнительной информации по следующим темам:

Исходя, из ответов выяснили, что библиотекари хотели бы получить дополнительную информацию по теме «Год истории в России» и пропаганда краеведении, поэтому в план методического отдела на 2012 год был включен семинар «Родной истории страницы золотые» и краеведческий конкурс, посвященный 70-летию образования Кемеровской области «В моем селе - моя судьба».
И последний вопрос анкеты звучал так: «Что нового Вы могли бы предложить в работе методического отдела? ».
Ответы получены не как предложение, а скорее всего пожелание:
Чаще проводить показательные мероприятия с применением интерактивных форм работы - 6 (25%)
Чаще проводить выездные мероприятия в другие районы – 18 (75%)
В помощь работы с дошкольниками, а именно для родителей, был выпущен буклет «Чтение - праздник души».
За прошедший год библиотека приняла участие: в ежегодном анкетировании «Качество услуг библиотеки», в областном конкурсе «Леди совершенство», совещании «Методическое сопровождение деятельности библиотек, обслуживающих детей и юношество». Что касается совещания, то было интересно узнать о нормативно – регламентирующих документах, профессиональной литературе, библиотечных сайтах и блогах, поучаствовать в дискуссионном тотализаторе. И очень жаль, что не была освещена тема «Современные формы повышения квалификации». Может быть они были для нас приемлемы в работе.
А также побывали на курсах повышения квалификации по теме «Библиотека и молодёжь: точки соприкосновения». В 2011 году библиотека не участвовала в благотворительных акциях и сама не организовывала их. Но получила разовую помощь от Пахомова Е.И., частного предпринимателя, в размере 15 тысяч рублей, на подписку детских журналов. В методический отдел детской библиотеки выписываем следующие журналы:
- «Читаем. Учимся. Играем».
- Педсовет.
- Досуг в школе.
- Школьные игры и конкурсы.
- Последний звонок.
Приобретаем в книжных магазинах сборники сценариев. Весь этот материал описывается и расставляется в « Картотеку методических материалов». Много информации находим в сети Интернет. Жаль, что в детской библиотеке всего один компьютер, и он используется только сотрудниками библиотеки.
Методическим материалом нашего отдела пользуются не только коллеги по работе, но и учителя, воспитатели, студенты, клубные работники и просто читатели. Часто спрашивают материал к юбилейным, календарным, знаменательным и памятным датам.
В течение всего года выполняются консультации по проведению вечеров, праздников, утренников. Оформляются тематические подборки сценарного материала ко всем праздникам. Методистом по работе с детьми ведётся мониторинг всей МУК «ЦБС». В связи с перестановкой кадров, в нашей библиотеке работают 2 новых работника, не имеющих специального библиотечного образования, поэтому им будет интересна любая предложенная вами тематика курсов повышения квалификации.
Но так как они работники абонемента, то, конечно, более полезны и необходимы темы – индивидуальная работа с читателями, формы массовой работы и проектно – программная и исследовательская деятельность.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: