NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Аналитическая справка по работе детских библиотек 2011 год


5. Библиотечные фонды. Формирование. Изучение.
5.1. Сумма средств, израсходованных на приобретение документов в 2011 году.


Библио

тека

Сумма

всего

Сумма из федераль

ного бюджета

Сумма из местного бюджета

Сумма внебюджетных средств

Областной бюджет

Тяжинская ЦБ

65270

19802

19134

2077

24257

Итатская ЦБ

29803

10334

5010

1178

13281

2-х библиотек

95073

30136

24144

3255

37538


5.2. источники комплектования:

- ООО «Вилор – книга» г. Красноярск;

- «Эксмар – плюс» г. Новосибирск;

- книжный магазин «Книго – мир» г. Кемерово;

- почта России;

- дар;

- взамен утерянных.
5.3. Сведения о количестве названий новых документов, поступивших в отчетном году.


Библиотеки


Поступило всего

Поступило новых названий

Тяжинская ЦДБ


907

533

Итатская ДБ


401

265

2-х библиотек


1308

798


5.5. Сведения о выписанных периодических изданиях



Библиотеки

2011год

I полугодие 2012 г.

Количество наименова

ний

Количество экземпля

ров

Количество наименова

ний

Количество экземпля

ров

Тяжинская ЦДБ

25

209

23

138

Итатская ДБ

15

90

18

108

2-х библиотек

40

299

41

246


5.6. Общее количество отказов в 2011 году – 94.

Темы:

- стихи к календарным праздникам;

- частушки об армии;

- развивающие книги для дошкольников;

- книги серии «Читаем по слогам»;

- книги жанра фэнтези;

- книги по прикладному искусству;

- научно-популярная литература раздела «Биология».

Книги:

- Г. Остер «Вредные советы»;

- С. Майер сага «Сумерки»;

- Д. Ролинг «Восход солнца»;

- В. Шульжик «Фунтик»;

- «Черепашки нинзя»;

- Н. Островский «Снегурочка»;

- А. Чехов «Анна на шее»;

- В. Постников «Карандаш и Самоделкин»;

Д. Толкин «Властелин колец».
5.8. Мероприятия по сохранности книжного фонда, их эффективность.
Читатели младшего возраста из года в год продолжают лечить книги в Книжкиной больнице. В феврале День добра «Помоги книге» собрал 15 маленьких «лекарей», оказавших помощь 43 больным книгам.

Активно в течение года ведется работа с задолжниками. Забывчивых читателей работники центральной детской библиотеки побеспокоили 63 раза:

- выход в школу – 34;

- выход в детский сад – 6;

- выход на дом – 2;

- письма – напоминания – 21.
6. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание
6.1. СБА библиотеки составляют карточные каталоги и картотеки. Изменений СБА нет. Электронных БД, ЭК – нет.
6.2. Справочно-библиографическое обслуживание.


Виды справок

Выполнено справок


Кол-во консультаций

Тематич.

Уточняющие

Адресные

Фактогра

фические

Всего

В т.ч. виртуальных

В т.ч. краеведческих

634

349

1277

327

2587

90

52

79


Виртуальная справочная служба в библиотеках отсутствует.

Единственный ПК подключен к Интернет.
6.3. Библиографическое информирование.


Библио

теки

Индивидуальное информирование

Групповое информирование

Всего

абон.

тем.

оповещ.

источн.

абон.

тем.

оповещ.

источн.

абон.

тем.

оповещ.

источн.

Тяжинская ЦДБ

23

11

0

411

16

7

0

605













Итатс

кая ДБ

5

5

0

317

0

0

0

0













Итого

28

16

0

728

16

7

0

605

44

23

0

1333


- Платных договорных отношений с абонентами информирования нет.

- Формы учета абонентов ЦДБ – тетрадь учета, ИБ – картотека.
6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование.
- выставки новых поступлений -7

- библиографических обзоров -11

- библиографическая продукция - 11
6.4. Свой блог, ЖЖ –нет.
6.5. Формирование основ информационной культуры


Наименование библио

теки

Уроки по формированию основ ИКЛ

Экскурсии (познаватель

ные)

Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ

Кол-во уроков

Кол-во человек

Кол-во экскурсий

Кол-во человек

Дни библиографий (кол-во)

Информи

ны, конкурсы, игры и др. (кол-во)

Кол-во посети

телей

Тяжинская ЦДБ

0

0

9

499

0

9

176

Итатская ДБ

3

58

5

211

0

0

0

2-х библиотек

3

58

14

710

0

9

170


6.5.1. Программы занятий по формированию основ информкультуры в библиотеках нет.
7. Организационно-методическая работа.
Деятельность методической службы, в прошедшем году складывалась из следующего:

- выездов в библиотеки-филиалы;

- исследовательской методической деятельности;

- организации системы повышения квалификации сотрудников;

- анализа состояния библиотечного обслуживания детского населения;

- составления планов библиотечного обслуживания и сбора информации о выполнении;

- отчётной компании.

Одной из эффективных форм повышения квалификации библиотечных работников являются выезды в библиотеки-филиалы нашего, а также и соседнего районов, с целью знакомства с работой, обмена опытом.

За 2011 год состоялось 24 выезда.

Основная цель посещений библиотек – работа в целом: работа с фондом (списание, проверка, передача), доставка новой литературы, индивидуальная и массовая работа.

По мере необходимости на местах оказывалась практическая помощь. В связи с переездом Новопокровской библиотеки-филиала в другое здание, было проведено списание ветхой и устаревшей литературы и расстановка фонда в новом помещении.

В связи с тем, что последние годы практически не было списания, фонды засорены не только ветхой, устаревшей, а также и дублетной литературой. Но, несмотря на это, облик библиотек изменяется в лучшую сторону. Интересно, эстетично раскрывается книжный фонд. Выставки стали более яркие, нестандартные с «незатёртыми» заголовками и цитатами. Появились со вкусом оформленные уголки для занятий ребят творчеством, для отдыха и общения с друзьями.

С целью повышения квалификации библиотечных работников в течение года поводились: практикумы, библиоклассы, обзоры профессиональных изданий, семинары, совещания.

Целью этих мероприятий было обсуждение вопросов, связанных с инновационными процессами в деятельности библиотеки; выработка и принятие соответствующих решений; определение стратегии развития библиотек. За прошедший год было проведено 2 семинара: «Классика – это классно», «Библиотека и формирование экологической культуры». Экологическое просвещение – это развитие осознанного ответственного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями. Эта тема была выбрана неслучайно - в условиях современной экологической ситуации важна общая экологизация всей системы воспитания подрастающего поколения. Самой эффективной формой повышения квалификации считаю проведение конкурсов. И они активно используются в нашей методической практике.

Концептуальная идея конкурсных мероприятий заключается в активизации деятельности библиотек в области патриотического, нравственного, экологического, правового воспитания молодёжи, работы по формированию здорового образа жизни населения, с целью дальнейшего изучения, обобщения и распространения передового опыта библиотек.

Проанализировав участие библиотек в конкурсах за 5лет, увидели следующую картину:


Название конкурса

Число библиотек, принявших в нём участие

«И корни, и ветви в семействе родном»

15

«Рисуем любимую книгу семьи»

12

«Книжная выставка – визитная карточка библиотеки»

14

«Будущее, в котором хочется жить»

13


«Живи и помни»

15


Практически, из 30 библиотек принимают участие в конкурсах только половина филиалов системы, добиться 100%-ого участия пока не удаётся. Конечно, огорчает и то, что активность проявляют одни и те же библиотеки. Профессиональный конкурс – это замечательный стимул в повышении творческих инициатив. Казалось бы, столько прошло конкурсов, что придумать новое уже невозможно. Но нет, каждый профессиональный конкурс – это открытие библиотекаря с другой, ранее неизвестной стороны. Так было и в конкурсе «Душ человеческих добрые лекари»: в блицтурнире и «Риторике» участницы показали профессиональные знания, а творческие способности раскрылись в конкурсах «Театр и книга», «Писать стихи, поверьте, просто, попробуй прозу написать!» и «Мир моих увлечений». Они предстали пред нами умными, красноречивыми, талантливыми и артистичными (см. приложение).

Нельзя не сказать о такой форме работы как отчет перед населением. Это всегда интересно, необычно и очень ответственно. Ведь каждый старается показать себя с лучшей стороны. В этом году с библиотечным визитом мы посетили Тяжиновершинский сельский филиал. Нашему вниманию была представлена хорошо оформленная библиотека, с богатым наработанным материалом. Для коллег – библиотекарей было проведено показательное мероприятие «Солнечное вдохновение книжного храма» с большим количеством участвующих. Виден был тесный контакт со школой, детским садом, клубом и просто юными читателями. Много интересного взяли для себя коллеги от этого визита.

С целью, исследования эффективности системы повышения квалификации методического отдела, было проведено анкетирование среди заведующих сельскими библиотеками-филиалами.

В нем приняло участие 24 человека. По возрастным категориям респонденты распределились следующим образом:



В нашей библиотечной системе превалируют стажисты – это видно из следующей диаграммы:



Среди заведующих сельскими библиотеками – филиалами работают

специалисты со следующим образованием:

В анкете было представлено 6 вопросов.

На первый вопрос «Устраивает ли Вас фонд методического отдела?»

Ответили «ДА» - 23 респондента (96%) и только 1 - (4%) ответил « На три».

Ответ на второй вопрос «Всегда ли вы получаете нужную информацию?» был абсолютно утверждающим.

В связи с тем, что основной состав библиотекарей – сотрудники с большим опытом, у каждого имеется богатый фонд наработанного материала. В методический отдел обращаются в основном за новинками, которыми дополняют уже имеющуюся базу данных. А для новичков всё ново.

Выявить, что особенно понравилось библиотекарям и оказалось полезным, помог вопрос «Какая тема семинара вызвала у Вас наибольший интерес?» (Предложены темы 3-х последних лет). Мнения значительно разделились.

- «Классика – это классно!» - 4 (17%)

- «Роль библиотеки в повышении престижа чтения: работа с дошкольниками» - 8 (33%)

- «Библиотека и формирование экологической культуры» - 7 (29%)

- «Толерантность – ключ к благополучию общества» - 5 (21%)

Как видим, наибольший процент пришелся на семинар «Роль библиотеки в повышении престижа чтения: работа с дошкольниками» и это не случайно, ведь за последние годы значительно активизировалась работа с этим контингентом.

На вопрос анкеты, «Какая информация для Вас явилась наиболее полезной для практического применения?» ответили следующим образом:

- Как организовать и оформить книжную выставку – 4 человека (17%)

- Составление проектов и программ – 3 человека (12%)

- Участие в конкурсах – 6 человек (25%)

- Показательные мероприятия – 4 человека (17%)

- Практические занятия – 3 человека (12%)

- Беру в работу почти все – 4 человека (17%)
Анализируя ответы, можно уверенно сказать, что проводимые семинары, практикумы, библиоклассы и конкурсы дают положительные результаты.

Кто-то научился оформлять интересные выставки, кому-то понравились практические занятия, другие с помощью конкурсов смогли привлечь ребят к систематическому чтению, а кто-то берет в работу почти все (это, конечно, касается новичков в библиотечном деле).
Вопрос, «По каким темам Вы нуждаетесь в дополнительной информации?» - был поставлен с целью эффективности планирование работы на следующий год. Таким образом, было выявлено, что библиотекари нуждаются в дополнительной информации по следующим темам:

Исходя, из ответов выяснили, что библиотекари хотели бы получить дополнительную информацию по теме «Год истории в России» и пропаганда краеведении, поэтому в план методического отдела на 2012 год был включен семинар «Родной истории страницы золотые» и краеведческий конкурс, посвященный 70-летию образования Кемеровской области «В моем селе - моя судьба».

И последний вопрос анкеты звучал так: «Что нового Вы могли бы предложить в работе методического отдела? ».

Ответы получены не как предложение, а скорее всего пожелание:

  • Чаще проводить показательные мероприятия с применением интерактивных форм работы - 6 (25%)

  • Чаще проводить выездные мероприятия в другие районы – 18 (75%)

В помощь работы с дошкольниками, а именно для родителей, был выпущен буклет «Чтение - праздник души».

За прошедший год библиотека приняла участие: в ежегодном анкетировании «Качество услуг библиотеки», в областном конкурсе «Леди совершенство», совещании «Методическое сопровождение деятельности библиотек, обслуживающих детей и юношество». Что касается совещания, то было интересно узнать о нормативно – регламентирующих документах, профессиональной литературе, библиотечных сайтах и блогах, поучаствовать в дискуссионном тотализаторе. И очень жаль, что не была освещена тема «Современные формы повышения квалификации». Может быть они были для нас приемлемы в работе.

А также побывали на курсах повышения квалификации по теме «Библиотека и молодёжь: точки соприкосновения». В 2011 году библиотека не участвовала в благотворительных акциях и сама не организовывала их. Но получила разовую помощь от Пахомова Е.И., частного предпринимателя, в размере 15 тысяч рублей, на подписку детских журналов. В методический отдел детской библиотеки выписываем следующие журналы:

- «Читаем. Учимся. Играем».

- Педсовет.

- Досуг в школе.

- Школьные игры и конкурсы.

- Последний звонок.

Приобретаем в книжных магазинах сборники сценариев. Весь этот материал описывается и расставляется в « Картотеку методических материалов». Много информации находим в сети Интернет. Жаль, что в детской библиотеке всего один компьютер, и он используется только сотрудниками библиотеки.

Методическим материалом нашего отдела пользуются не только коллеги по работе, но и учителя, воспитатели, студенты, клубные работники и просто читатели. Часто спрашивают материал к юбилейным, календарным, знаменательным и памятным датам.

В течение всего года выполняются консультации по проведению вечеров, праздников, утренников. Оформляются тематические подборки сценарного материала ко всем праздникам. Методистом по работе с детьми ведётся мониторинг всей МУК «ЦБС». В связи с перестановкой кадров, в нашей библиотеке работают 2 новых работника, не имеющих специального библиотечного образования, поэтому им будет интересна любая предложенная вами тематика курсов повышения квалификации.

Но так как они работники абонемента, то, конечно, более полезны и необходимы темы – индивидуальная работа с читателями, формы массовой работы и проектно – программная и исследовательская деятельность.

страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5


скачать

Другие похожие работы: