Аналитическая справка по работе детских библиотек 2011 год
5. Библиотечные фонды. Формирование. Изучение.
5.1. Сумма средств, израсходованных на приобретение документов в 2011 году.
|   Библио тека  |    Сумма всего  |    Сумма из федераль ного бюджета  |    Сумма из местного бюджета  |    Сумма внебюджетных средств  |    Областной бюджет  |  
|   Тяжинская ЦБ  |    65270  |    19802  |    19134  |    2077  |    24257  |  
|   Итатская ЦБ  |    29803  |    10334  |    5010  |    1178  |    13281  |  
|   2-х библиотек  |    95073  |    30136  |    24144  |    3255  |    37538  |  
5.2. источники комплектования:
- ООО «Вилор – книга» г. Красноярск;
- «Эксмар – плюс» г. Новосибирск;
- книжный магазин «Книго – мир» г. Кемерово;
- почта России;
- дар;
- взамен утерянных.
5.3. Сведения о количестве названий новых документов, поступивших в отчетном году.
|   Библиотеки  |    Поступило всего  |    Поступило новых названий  |  
|   Тяжинская ЦДБ  |    907  |    533  |  
|   Итатская ДБ  |    401  |    265  |  
|   2-х библиотек  |    1308  |    798  |  
5.5. Сведения о выписанных периодических изданиях
|   Библиотеки  |    2011год  |    I полугодие 2012 г.  |  ||
|   Количество наименова ний  |    Количество экземпля ров  |    Количество наименова ний  |    Количество экземпля ров  |  |
|   Тяжинская ЦДБ  |    25  |    209  |    23  |    138  |  
|   Итатская ДБ  |    15  |    90  |    18  |    108  |  
|   2-х библиотек  |    40  |    299  |    41  |    246  |  
5.6. Общее количество отказов в 2011 году – 94.
Темы:
- стихи к календарным праздникам;
- частушки об армии;
- развивающие книги для дошкольников;
- книги серии «Читаем по слогам»;
- книги жанра фэнтези;
- книги по прикладному искусству;
- научно-популярная литература раздела «Биология».
Книги:
- Г. Остер «Вредные советы»;
- С. Майер сага «Сумерки»;
- Д. Ролинг «Восход солнца»;
- В. Шульжик «Фунтик»;
- «Черепашки нинзя»;
- Н. Островский «Снегурочка»;
- А. Чехов «Анна на шее»;
- В. Постников «Карандаш и Самоделкин»;
Д. Толкин «Властелин колец».
5.8. Мероприятия по сохранности книжного фонда, их эффективность.
Читатели младшего возраста из года в год продолжают лечить книги в Книжкиной больнице. В феврале День добра «Помоги книге» собрал 15 маленьких «лекарей», оказавших помощь 43 больным книгам.
Активно в течение года ведется работа с задолжниками. Забывчивых читателей работники центральной детской библиотеки побеспокоили 63 раза:
- выход в школу – 34;
- выход в детский сад – 6;
- выход на дом – 2;
- письма – напоминания – 21.
6. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание
6.1. СБА библиотеки составляют карточные каталоги и картотеки. Изменений СБА нет. Электронных БД, ЭК – нет.
6.2. Справочно-библиографическое обслуживание.
|   Виды справок  |    Выполнено справок  |    Кол-во консультаций  |  |||||
|   Тематич.  |    Уточняющие  |    Адресные  |    Фактогра фические  |    Всего  |    В т.ч. виртуальных  |    В т.ч. краеведческих  |  |
|   634  |    349  |    1277  |    327  |    2587  |    90  |    52  |    79  |  
Виртуальная справочная служба в библиотеках отсутствует.
Единственный ПК подключен к Интернет.
6.3. Библиографическое информирование.
|   Библио теки  |    Индивидуальное информирование  |    Групповое информирование  |    Всего  |  |||||||||
|   абон.  |    тем.  |    оповещ.  |    источн.  |    абон.  |    тем.  |    оповещ.  |    источн.  |    абон.  |    тем.  |    оповещ.  |    источн.  |  |
|   Тяжинская ЦДБ  |    23  |    11  |    0  |    411  |    16  |    7  |    0  |    605  |    |    |    |    |  
|   Итатс кая ДБ  |    5  |    5  |    0  |    317  |    0  |    0  |    0  |    0  |    |    |    |    |  
|   Итого  |    28  |    16  |    0  |    728  |    16  |    7  |    0  |    605  |    44  |    23  |    0  |    1333  |  
- Платных договорных отношений с абонентами информирования нет.
- Формы учета абонентов ЦДБ – тетрадь учета, ИБ – картотека.
6.3.1. Фронтальное (массовое) информирование.
- выставки новых поступлений -7
- библиографических обзоров -11
- библиографическая продукция - 11
6.4. Свой блог, ЖЖ –нет.
6.5. Формирование основ информационной культуры
|   Наименование библио теки  |    Уроки по формированию основ ИКЛ  |    Экскурсии (познаватель ные)  |    Массовые мероприятия по формированию основ ИКЛ  |  ||||
|   Кол-во уроков  |    Кол-во человек  |    Кол-во экскурсий  |    Кол-во человек  |    Дни библиографий (кол-во)  |    Информи ны, конкурсы, игры и др. (кол-во)  |    Кол-во посети телей  |  |
|   Тяжинская ЦДБ  |    0  |    0  |    9  |    499  |    0  |    9  |    176  |  
|   Итатская ДБ  |    3  |    58  |    5  |    211  |    0  |    0  |    0  |  
|   2-х библиотек  |    3  |    58  |    14  |    710  |    0  |    9  |    170  |  
6.5.1. Программы занятий по формированию основ информкультуры в библиотеках нет.
7. Организационно-методическая работа.
Деятельность методической службы, в прошедшем году складывалась из следующего:
- выездов в библиотеки-филиалы;
- исследовательской методической деятельности;
- организации системы повышения квалификации сотрудников;
- анализа состояния библиотечного обслуживания детского населения;
- составления планов библиотечного обслуживания и сбора информации о выполнении;
- отчётной компании.
Одной из эффективных форм повышения квалификации библиотечных работников являются выезды в библиотеки-филиалы нашего, а также и соседнего районов, с целью знакомства с работой, обмена опытом.
За 2011 год состоялось 24 выезда.
Основная цель посещений библиотек – работа в целом: работа с фондом (списание, проверка, передача), доставка новой литературы, индивидуальная и массовая работа.
По мере необходимости на местах оказывалась практическая помощь. В связи с переездом Новопокровской библиотеки-филиала в другое здание, было проведено списание ветхой и устаревшей литературы и расстановка фонда в новом помещении.
В связи с тем, что последние годы практически не было списания, фонды засорены не только ветхой, устаревшей, а также и дублетной литературой. Но, несмотря на это, облик библиотек изменяется в лучшую сторону. Интересно, эстетично раскрывается книжный фонд. Выставки стали более яркие, нестандартные с «незатёртыми» заголовками и цитатами. Появились со вкусом оформленные уголки для занятий ребят творчеством, для отдыха и общения с друзьями.
С целью повышения квалификации библиотечных работников в течение года поводились: практикумы, библиоклассы, обзоры профессиональных изданий, семинары, совещания.
Целью этих мероприятий было обсуждение вопросов, связанных с инновационными процессами в деятельности библиотеки; выработка и принятие соответствующих решений; определение стратегии развития библиотек. За прошедший год было проведено 2 семинара: «Классика – это классно», «Библиотека и формирование экологической культуры». Экологическое просвещение – это развитие осознанного ответственного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями. Эта тема была выбрана неслучайно - в условиях современной экологической ситуации важна общая экологизация всей системы воспитания подрастающего поколения. Самой эффективной формой повышения квалификации считаю проведение конкурсов. И они активно используются в нашей методической практике.
Концептуальная идея конкурсных мероприятий заключается в активизации деятельности библиотек в области патриотического, нравственного, экологического, правового воспитания молодёжи, работы по формированию здорового образа жизни населения, с целью дальнейшего изучения, обобщения и распространения передового опыта библиотек.
Проанализировав участие библиотек в конкурсах за 5лет, увидели следующую картину:
|   Название конкурса  |    Число библиотек, принявших в нём участие  |  
|   «И корни, и ветви в семействе родном»  |    15  |  
|   «Рисуем любимую книгу семьи»  |    12  |  
|   «Книжная выставка – визитная карточка библиотеки»  |    14  |  
|   «Будущее, в котором хочется жить»  |    13  |  
|   «Живи и помни»  |    15  |  
Практически, из 30 библиотек принимают участие в конкурсах только половина филиалов системы, добиться 100%-ого участия пока не удаётся. Конечно, огорчает и то, что активность проявляют одни и те же библиотеки. Профессиональный конкурс – это замечательный стимул в повышении творческих инициатив. Казалось бы, столько прошло конкурсов, что придумать новое уже невозможно. Но нет, каждый профессиональный конкурс – это открытие библиотекаря с другой, ранее неизвестной стороны. Так было и в конкурсе «Душ человеческих добрые лекари»: в блицтурнире и «Риторике» участницы показали профессиональные знания, а творческие способности раскрылись в конкурсах «Театр и книга», «Писать стихи, поверьте, просто, попробуй прозу написать!» и «Мир моих увлечений». Они предстали пред нами умными, красноречивыми, талантливыми и артистичными (см. приложение).
Нельзя не сказать о такой форме работы как отчет перед населением. Это всегда интересно, необычно и очень ответственно. Ведь каждый старается показать себя с лучшей стороны. В этом году с библиотечным визитом мы посетили Тяжиновершинский сельский филиал. Нашему вниманию была представлена хорошо оформленная библиотека, с богатым наработанным материалом. Для коллег – библиотекарей было проведено показательное мероприятие «Солнечное вдохновение книжного храма» с большим количеством участвующих. Виден был тесный контакт со школой, детским садом, клубом и просто юными читателями. Много интересного взяли для себя коллеги от этого визита.
С целью, исследования эффективности системы повышения квалификации методического отдела, было проведено анкетирование среди заведующих сельскими библиотеками-филиалами.
В нем приняло участие 24 человека. По возрастным категориям респонденты распределились следующим образом:
 В нашей библиотечной системе превалируют стажисты – это видно из следующей диаграммы:
 Среди заведующих сельскими библиотеками – филиалами работают
специалисты со следующим образованием: В анкете было представлено 6 вопросов.
На первый вопрос «Устраивает ли Вас фонд методического отдела?»
Ответили «ДА» - 23 респондента (96%) и только 1 - (4%) ответил « На три».
Ответ на второй вопрос «Всегда ли вы получаете нужную информацию?» был абсолютно утверждающим.
В связи с тем, что основной состав библиотекарей – сотрудники с большим опытом, у каждого имеется богатый фонд наработанного материала. В методический отдел обращаются в основном за новинками, которыми дополняют уже имеющуюся базу данных. А для новичков всё ново.
Выявить, что особенно понравилось библиотекарям и оказалось полезным, помог вопрос «Какая тема семинара вызвала у Вас наибольший интерес?» (Предложены темы 3-х последних лет). Мнения значительно разделились.
- «Классика – это классно!» - 4 (17%)
- «Роль библиотеки в повышении престижа чтения: работа с дошкольниками» - 8 (33%)
- «Библиотека и формирование экологической культуры» - 7 (29%)
- «Толерантность – ключ к благополучию общества» - 5 (21%)
Как видим, наибольший процент пришелся на семинар «Роль библиотеки в повышении престижа чтения: работа с дошкольниками» и это не случайно, ведь за последние годы значительно активизировалась работа с этим контингентом.
На вопрос анкеты, «Какая информация для Вас явилась наиболее полезной для практического применения?» ответили следующим образом:
- Как организовать и оформить книжную выставку – 4 человека (17%)
- Составление проектов и программ – 3 человека (12%)
- Участие в конкурсах – 6 человек (25%)
- Показательные мероприятия – 4 человека (17%)
- Практические занятия – 3 человека (12%)
- Беру в работу почти все – 4 человека (17%)
Анализируя ответы, можно уверенно сказать, что проводимые семинары, практикумы, библиоклассы и конкурсы дают положительные результаты.
Кто-то научился оформлять интересные выставки, кому-то понравились практические занятия, другие с помощью конкурсов смогли привлечь ребят к систематическому чтению, а кто-то берет в работу почти все (это, конечно, касается новичков в библиотечном деле).
Вопрос, «По каким темам Вы нуждаетесь в дополнительной информации?» - был поставлен с целью эффективности планирование работы на следующий год. Таким образом, было выявлено, что библиотекари нуждаются в дополнительной информации по следующим темам:
 Исходя, из ответов выяснили, что библиотекари хотели бы получить дополнительную информацию по теме «Год истории в России» и пропаганда краеведении, поэтому в план методического отдела на 2012 год был включен семинар «Родной истории страницы золотые» и краеведческий конкурс, посвященный 70-летию образования Кемеровской области «В моем селе - моя судьба».
И последний вопрос анкеты звучал так: «Что нового Вы могли бы предложить в работе методического отдела? ».
Ответы получены не как предложение, а скорее всего пожелание:
Чаще проводить показательные мероприятия с применением интерактивных форм работы - 6 (25%)
Чаще проводить выездные мероприятия в другие районы – 18 (75%)
В помощь работы с дошкольниками, а именно для родителей, был выпущен буклет «Чтение - праздник души».
За прошедший год библиотека приняла участие: в ежегодном анкетировании «Качество услуг библиотеки», в областном конкурсе «Леди совершенство», совещании «Методическое сопровождение деятельности библиотек, обслуживающих детей и юношество». Что касается совещания, то было интересно узнать о нормативно – регламентирующих документах, профессиональной литературе, библиотечных сайтах и блогах, поучаствовать в дискуссионном тотализаторе. И очень жаль, что не была освещена тема «Современные формы повышения квалификации». Может быть они были для нас приемлемы в работе.
А также побывали на курсах повышения квалификации по теме «Библиотека и молодёжь: точки соприкосновения». В 2011 году библиотека не участвовала в благотворительных акциях и сама не организовывала их. Но получила разовую помощь от Пахомова Е.И., частного предпринимателя, в размере 15 тысяч рублей, на подписку детских журналов. В методический отдел детской библиотеки выписываем следующие журналы:
- «Читаем. Учимся. Играем».
- Педсовет.
- Досуг в школе.
- Школьные игры и конкурсы.
- Последний звонок.
Приобретаем в книжных магазинах сборники сценариев. Весь этот материал описывается и расставляется в « Картотеку методических материалов». Много информации находим в сети Интернет. Жаль, что в детской библиотеке всего один компьютер, и он используется только сотрудниками библиотеки.
Методическим материалом нашего отдела пользуются не только коллеги по работе, но и учителя, воспитатели, студенты, клубные работники и просто читатели. Часто спрашивают материал к юбилейным, календарным, знаменательным и памятным датам.
В течение всего года выполняются консультации по проведению вечеров, праздников, утренников. Оформляются тематические подборки сценарного материала ко всем праздникам. Методистом по работе с детьми ведётся мониторинг всей МУК «ЦБС». В связи с перестановкой кадров, в нашей библиотеке работают 2 новых работника, не имеющих специального библиотечного образования, поэтому им будет интересна любая предложенная вами тематика курсов повышения квалификации.
Но так как они работники абонемента, то, конечно, более полезны и необходимы темы – индивидуальная работа с читателями, формы массовой работы и проектно – программная и исследовательская деятельность.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: