Аналитическая справка по работе детских библиотек г. Юрги. 2012 год
МБУК «Централизованная библиотечная система
г. Юрги»
Аналитическая справка
по работе детских библиотек г. Юрги.
2012 год
Сведения о ЦБС
Название ЦБС (точно по Уставу) | МБУК «Централизованная библиотечная система г. Юрги» |
Адрес: | |
почтовый индекс | 652050 |
район | Кемеровская область |
населенный пункт | г. Юрга |
улица, дом | Пр. Победы,12 |
сайт библиотеки | городская-библиотека.рф |
электронная почта (e-mail) | [email protected] |
ICQ («аська»), скайп | |
Директор ЦБС (ФИО, тел. с кодом, факс) | Литовкина Светлана Владимировна, 8(384 2)5-83-10 |
Зам. директора по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом, факс) | - |
Заведующая детской библиотекой (ФИО, тел. с кодом, факс) | - |
Методист ЦБС (ФИО, тел. с кодом) | Толстова Анна Сергеевна, 8(384 2)5-75-85 |
Методист по работе с детьми (ФИО, тел. с кодом) | Охотникова Ольга Васильевна 8(384 2)5-07-78 |
Библиограф детской библиотеки (ФИО, тел. с кодом) | - |
Начальник Управления культуры и кино Администрации г. Юрги (ФИО, тел. с кодом) | Курилин Павел Иванович, 8(384 2)4-70-03 |
1. Сеть детских муниципальных библиотек в городе, районе.
1.1. Какие изменения произошли в 2012 году:
- открыты новые библиотеки-филиалы. Где? Когда?
В 2012 году в МБУК «ЦБС г. Юрги» была проведена оптимизация.
В результате оптимизации были объединены филиалы № 8 (детская библиотека) и филиал №2 (юношеская) в детско-юношескую библиотеку (филиал №2).
Объединение филиалов было чисто формальным, т.к. две библиотеки находились в одном помещении (Пр. Победы, 49).
Также в результате слияния филиала №1 и Центральной детской библиотеки, была образована Библиотека семейного чтения им. Т.И. Рубцовой (филиал №1).
Центральная детская библиотека и библиотека-филиал №1находились в одном микрорайоне, поэтому для читателей объединение библиотек не создало неудобств, в плане доступности.
1.2. Материально-техническая база детских библиотек.
Все здания детских библиотек находятся в хорошем состоянии. В помещении детско-юношеской библиотеки №2 был проведен косметический ремонт – побелка.
1.3. Приобретено:
Для библиотеки семейного чтения № 2 был приобретен компьютер.
В БЧС им. Т.И. Рубцовой (ф№1) в 2012г. были приобретены:
1.Компьютер Pentium DNS Home G620
2.Лазерный принтер/копир/сканер Lastr Jet М1132
3.Экран.
2. Работа с читателями-детьми.
Дети – одна из самых больших групп посетителей библиотек. Меняется время, меняются читательские потребности и предпочтения. Мы знаем, что все дети школьного возраста читают, но читают ли они, чтобы подготовить школьные задания, или читают для себя, для собственного развития, для удовольствия? Результаты различных исследований, изучения детского чтения, чтения в семье, информационных потребностей детей, их отношения к библиотекам, позволяют нам увидеть проблемы и состояние детского чтения, вызывающие тревогу на сегодняшний день. Недостаточная обеспеченность многих семей привела к тому, что книги и журналы стали слишком дороги и непосильны для семейного бюджета. До сих пор стоит проблема обеспечения техническими средствами (в филиалах чувствуется нехватка компьютеров для пользователей в читальных залах), мебелью и библиотечным оборудованием.
Координация работы библиотек с социальными партнерами.
Библиотека зачастую становится движущей силой развития партнерских отношений среди широких слоев общества. Этим обусловлена возможность сотрудничества с самыми различными учреждениями и организациями. Так, среди партнеров детских библиотек г. Юрги можно выделить: организации культуры, образования, средства массовой информации, общественные организации, муниципальные органы власти и коммерческие структуры. Тесно сотрудничая со школами №2, №6, №10, №15, №33, специалисты библиотеки – филиала №5 постоянно вызывают интерес у ребятишек к книгам. Ребята регулярно, в течение года коллективно посещают библиотеку, участвуют в мероприятиях: театрализованных – игровых программах, викторинах, тематических часах. Библиотекари в течение года оказывали помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, дней именинников (См. фото в приложениях). Производился подбор литературы, сценариев, стихов, оформлялись методические книжные выставки. Библиотекари развивали и поддерживали в детях привычку и радость чтения и учения, а так же потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни. На протяжении нескольких лет библиотека-филиал №5 тесно и довольно успешно сотрудничает со следующими организациями:
ТД «Снегири»
Клуб «Луч»
Клуб «Строитель»
д/с № 5; 10; 12; 13 16
дошкольное отделение «Маячок» при школе № 15
ДЮЦ села Проскоково
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Как и в предыдущие годы, работники детско-юношеской библиотеки № 2 ведут свою работу согласно заключённым договорам со следующими учреждениями: МДОУ № 36, № 32, № 42, № 40, №37. Кроме этого, вот уже несколько лет, они сотрудничают с ВОСом города Юрги на благотворительной основе. С данной организацией они работают по приглашению, организуя и проводя детские праздничные мероприятия ко Дню защиты детей, ко Дню знаний, Дню инвалида и т.д. Налажена работа и со школой № 8. Побывали у них в гостях воспитанники стационара дневного
пребывания профилактория «Бодрость» (См. 2.4.7.).
Библиотека семейного чтения № 2 свою работу координирует в первую очередь с Центром внешкольной работы «Сибиряк», а также со школой №1, № 5, № 8, школой-интернатом № 13 и детским садом № 1.
Библиотека семейного чтения им.Т.И. Рубцовой (ф№1) работает в тесном сотрудничестве со школой №14,№3,№8, с детским домом «Радуга», с литературной студией «Свеча», с обществом слепых, с коррекционным детским садом №33,Д/С №23,№8.
С целью привлечения к чтению детей и молодёжи и пропаганде библиотеки и книги абонементы осуществляют нестационарное обслуживание учреждений: это детский дом «Радуга», интернат №13,«Казначейство», «Пенсионный фонд-1», «Пенсионный фонд-2».
2.1. Основные цифровые показатели каждой детской библиотеки и сводные данные
№ | Кол-во детских библиотек в городе (поселке) | Кол-во жителей | Кол-во детей до 15 лет | Кол-во читателей (всего) | % охвата детского населения | Количество читателей по ЕРК | % охвата детского населения с учетом числа читателей по ЕРК |
1 | БСЧ им. Т.И. Рубцовой №1 | 19500 | 4100 | 6060/3338 | 81,4% | 4426/2206 | 54% |
2 | Б-ка-ф. № 5 | 10300 | 4500 | 3155/2424 | 54% | 2260/1533 | 34% |
3 | Детско-юнош. б-ка №2 | 18500 | 1758 | 3555/1328 | 75.5% | 2650/1046 | 60% |
Всего | 48400 | 10358 | 12770/7090 | 70% | 9336/5512 | 49% |
2.1.1. Увеличилось или уменьшилось число читателей в библиотеках (в сравнении с 2011 годом) Почему? Меры изучения наличия читательского резерва. Проведенные и планируемые мероприятия по привлечению новых читателей.
Число читателей, в общем, по трем библиотекам в сравнении с 2011 годом увеличилось на 4949 единиц и составляет 12770 единиц.
Число читателей до 15 лет в сравнении с 2011 годом уменьшилось на 318 единиц.
Число читателей библиотеки семейного чтения им. Т.И. Рубцовой в 2012 году увеличилось на 2507 единиц, т.к. произошло объединение ЦДБ с филиалом №1, соответственно добавились их читатели. Библиотеке был присвоен статус библиотеки семейного чтения имени Т.И. Рубцовой (ф. №1).
Количество читателей до 15 лет уменьшилось на 215 единиц в связи с сокращением 1 штатной единицы при оптиматизации библиотек. По этой же причине в 5 филиале число читателей уменьшилось на 99 человек.
Чтобы испытать наслаждение чтением, в руки читателя должна попасть хорошая книга, а помочь выбрать ее – задача библиотекаря.
Привлечению новых читателей в детские библиотеки способствовали:
- экскурсии: «В гости к любимым книгам», «Необычное путешествие по «Читай - городу», «Я с книгой открываю мир».
-тематические недели: «Неделя детской и юношеской книги», «Весенняя неделя добра», «Областная Неделя Жизни», «Неделя молодежной книги» (см. Дни, недели, декады);
- программы «С книжкой весело расти», «Каникулы – без скуки» (см. 2.4.5.)
В 2013г с целью привлечения новых читателей будут организованы: Дни открытых дверей, экскурсии по библиотеке, праздник чествования лучших читателей библиотеки-филиала №5 « В библиотеке зажигаются звезды», летняя акция «На природу и читай», выставка «Самый толстый формуляр», конкурс-викторина «Лето с книгой».
Планируется продолжить работу в рамках разработанных программ и тематических циклов мероприятий.
В библиотеке № 5 возрождается такая форма продвижения чтения, как библиотечный плакат.
2.1.2. – 2.1.4. Книгообеспеченность одного жителя, книгообеспеченность одного читателя. Средняя дневная посещаемость. Обращаемость фонда.
| БСЧ №1им. Рубцовой | Детско-юношеская №2 | БФ № 5 | средняя |
Книгообеспеченность одного жителя | 4.2 | 2.5 | 5.2 | 4 |
Книгообеспеченность одного читателя | 13.4 | 12.9 | 16.9 | 14.4 |
Средняя дневная посещаемость | 146 | 88 | 78 | 104 |
Обращаемость фонда | 1.7 | 1.9 | 1.4 | 1.7 |
Состав читателей по возрастам
| Всего | БФ. № 5 | БСЧ им. Т.И.Рубцовой №1 | Дет-юнош. б-ка №2 | |
Дошкольники | 414 | 272 | 71 | 71 | |
По классам | | | | | |
| 1 | 482 | 163 | 209 | 110 |
2 | 849 | 226 | 471 | 152 | |
3 | 1017 | 279 | 564 | 174 | |
4 | 1281 | 341 | 767 | 173 | |
5 | 886 | 307 | 414 | 165 | |
6 | 731 | 269 | 305 | 157 | |
7 | 738 | 307 | 258 | 173 | |
8 | 692 | 260 | 279 | 153 | |
9 | 795 | 264 | 286 | 245 | |
10 | 443 | 183 | 55 | 205 | |
11 | 428 | 140 | 93 | 195 | |
Студенты | 662 | 19 | 161 | 482 | |
Работающая молодежь | 329 | 10 | 92 | 227 | |
РДЧ | 147 | 55 | 55 | 37 | |
Прочие | 2876 | 60 | 1980 | 836 | |
Всего: | 12770 | 3155 | 6060 | 3555 |
2.2.1. Наиболее популярные среди читателей книги, авторы.
Книги:
Е.Вильмонт Секрет консервной банки;
Л.Гераскина В стране невыученных уроков;
Н.Егорова Лапы, крылья, три хвоста;
Д.Емец Таня Гроттер;
Г.Коллинз Губка Боб;
С.Козлов Как львенок и черепаха путешесмтвовали;
В.Роньшин Ловушка для Буратино;
З.Серебрякова Маленькая фея;
Г.Цыферов Паровозик из Ромашково;
Ролинг Д. Гарри Потер;
Иванов А. Детские детективы;
Умански Ведьма Пачкуля;
Авторы:
Г. Остер, Э. Успенский, Н. Носов, В. Крапивин, В. Драгунский, В. Линдгрэм, С. Брюссоло, С. Маршак, Т. Крюкова.
2.2.2. Степень соответствия библиотечного фонда читательскому спросу
Радует, что в отчетном году намного улучшилось комплектование детских библиотек, но все равно чувствуется недостаточность, и чтобы наполнить новым и обновить старый фонд, понадобится еще достаточно времени. Издается очень мало современных отечественных писателей, в связи с этим репертуар чтения художественной литературы подростков и юношества пока что обновляется за счет западной литературы – таких жанров, как триллеры (ужасы), детские детективы и фэнтези. Ощущается острая нехватка периодических изданий для детей и подростков.
В детско-юношеской библиотеке № 2 значительный процент фонда не только устаревшей по содержанию литературы, но и не всегда соответствующий возрастным особенностям наших читателей. Кроме того, накопилось много ветхой и дублетной литературы. Ощущается нехватка познавательной литературы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Стоит отметить, что в последние два года новой литературы стало поступать намного больше. Большим подспорьем является справочный фонд: энциклопедии, словари, справочники, атласы и т.д. Фонд детского отдела все еще не полностью укомплектован.
Библиотечный фонд читального зала БСЧ им.Т.И.Рубцовой (ф№1) соответствует читательскому спросу, а фонд абонементов соответствует только на 70%. Ощущается недостаток в литературе по спорту и краеведению.
2.3. Программно-целевая и проектная деятельность библиотек (создание собственных программ и проектов и участие в региональных и федеральных программах).
Библиотека – филиал № 5.
- акции «Оставь все и читай», «Мир знаний открывает книга».
- работа с дошкольниками (см. 2.4.1.Работа с дошкольниками)
Программа «Школа юных библиотекарей»
срок реализации 2008 – 2012
краткое содержание программы или проекта
Профессия библиотекаря социально значимая. Библиотека информационный и культурный центр нашего города. В ее стенах формируется пытливый читатель, свободно ориентирующийся в мире книг с высокими духовными запросами.
Цели программы:
Воспитать грамотного пользователя библиотеки способного самостоятельно ориентироваться в информационном потоке библиотеки.
Задачи программы:
1. Развивать интерес читателей к профессии библиотекаря;
2. Научить использовать справочный аппарат библиотеки в полном объеме;
3. Научить детей основам информационных знаний.
формы и методы реализации программы или проекта:
1. Индивидуальные занятия;
2. Групповые библиотечно-библиографические уроки. См. 6.5.1.
Программа развивающего чтения «С книжкой весело расти»
Срок реализации 2011 – 2012гг.
Краткое содержание программы или проекта
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Цели программы:
Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе.
Задачи программы:
Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии воспитателей, детей, родителей.
Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
Формы и методы реализации программы или проекта:
Книжные выставки
Беседы
Обсуждения
Игровые программы
Театрализованные праздники
Громкие чтения.
Особое внимание уделяется громкому выразительному чтению, ведь дети учатся не только читать, но и слушать.
Комплексная программа занятости детей в каникулярный период «Каникулы-без скуки!»
Срок реализации 2011 – 2013гг.
Каникулы – время действий, пробы и проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира ребёнком. Каждый день, каждый час каникул удивителен и неповторим. Весь вопрос заключается в том, чтобы интересно, занимательно с выдумкой организовать досуг детей, увлечь их полезными практическими занятиями. Данная программа разработана с целью организации и занятости детей в каникулярное время, каникулы должны быть для ученика периодом, когда через систему организованного досуга он получает новый заряд энергии. Программа «Каникулы-без скуки» отвечает ожиданиям школьников, их потребностям во время каникул. В ходе этой программы расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развиваются эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение
Цели программы:
организация отдыха учащихся школ программы города в каникулярный период
формирование активной читательской деятельности с помощью лучших произведенимй художественной литературы.
сделать чтение системным и увлекательным и увлекательным
предоставление читателям широкого выбора литературы для чтения, стимулирование читательской деятельности
адаптация детей «особой заботы» (сирот, инвалидов, трудных) к жизненным обстоятельствам
Задачи программы:
привлечение читателей к активному участию в программе «Каникулы - без скуки!»
способствовать формированию и расширению читательского кругозора, интересов, увлечений детей и подростков с помощью книг
создание условий читателю-школьнику в закреплении и продолжении образования и самообразования в период школьных каникул
Формы и методы реализации программы или проекта.
За один учебный год ребёнку дариться 116 реализации программы каникулярных дней, в ходе которых предполагается реализация программ по блокам:
Зимние каникулы
Весенние каникулы
Летние каникулы
Осенние каникулы. (См. приложение Программа занятости детей в каникулярный период «Каникулы – без скуки»).
Библиотека семейного чтения им. Т.И.Рубцовой (Ф№1):
Программа: «Дети особой заботы»
Срок реализации 2010-2013
Уже не первый год идет работа по проекту «Дети особой заботы». Постепенно то, что было задумано как программа развития и поддержки чтения детей из детского дома, получило новое развитие. Теперь проект развивается по трем основным направлениям:
-поддержка интереса к чтению детей оставшихся без попечения родителей ( детский дом «Радуга»);
-поддержка и развитие интереса к книге у детей, имеющих отклонение в развитии и не посещающих школу (интернат для умственно-отсталых детей»);
-эстетическое и духовно-нравственное развитие детей, имеющих проблемы со зрением (специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад №33).
Основные цели проекта: создание центра эстетического развития детей на базе БСЧ им. Т.И.Рубцовой (ф№1); Оказание помощи детям с ограниченными возможностями в социальной адаптации в обществе.
Помощь в нравственно-эстетическом и познавательно - развивающем воспитании детей с ограниченными физическими возможностями; развитие у детей любознательности, интереса к знаниям; создание положительного, эмоционального настроя у детей на восприятие книги, чтения на основе совместной деятельности центральной детской библиотеки и вышеперечисленных детских учреждений.
Задачи программы:
1.Обеспечить доступ детей к информационным и электронным ресурсам.
2.Привлечь к деятельности центра представителей учреждений образования культуры, общественных организаций.
3.Оказать психологическую помощь детям с ограниченными физическими возможностями и их родителям.
Партнеры:
-Специальная/коррекционная /начальная школа – детский сад №33
-Интернат для умственно отсталых детей.
-Детский дом «Радуга».
Без финансовой поддержки. /Приложение 11/
Программа первого посещения библиотеки: «Чудесный Книгоград»
Срок реализации 2006-2016гг.
Экскурсии проводятся в игровой форме .Путешествуя по библиотеке, дети знакомятся с книгами, основными ее отделами, правилами пользования библиотекой, получают советы бережного отношения к книге и т.д.Рассказ библиотекаря о библиотеке чередуется с проведением викторин, конкурсов. Дети увлеченно отвечают на вопросы и задают их сами. После экскурсии ребята выбирают книги по душе, чтобы почитать их дома
Цель программы: привлечение новых читателей в библиотеку; знакомство с библиотекой.
Задачи:
-привить интерес к книге
-воспитание библиотечной грамоты
-формирование основ информационной культуры читателей-детей.
Результаты работы видны. За прошедший период с 2006г. по 2012г по программе «Чудесный Книгоград» всего было привлечено в детскую библиотеку 991 человек. См. 6.5.1. и Приложение 7.
Познавательная библиотечная программа для учащихся третьих классов начальной школы: «Сто тысяч почему?»
Цель и задачи программы:
Формировать личность ребенка посредством приобщения к миру книг и познавательных детских журналов
Формировать позитивное отношение к окружающему миру
Развивать кругозор школьников
Пополнять знания учащихся об окружающем мире
Развивать мышление школьников
Использовать интегрированные уроки (книга + игра + диалог)
Формировать интерес к чтению
8 . На занятиях кроме познавательного материала использовать
игровые и диалоговые формы работы.
Срок реализации программы – 2012-2014 годы
Основные мероприятия программы:
Январь Познавательно- развлекательная программа «В
доме - новый календарь»
Февраль 1. Познавательная программа «Удивительное в
природе»
2. Познавательный урок «Сто тысяч почему?»
3. Познавательная программа «Шкатулка для
любознательных»
Март 1.Тематический праздник «Мама жизнь подарила,
мир подарила мне и тебе»
2. Урок- диалог «С миру по строчке» ( Ко
всемирному Дню поэзии)
Апрель Познавательный час «Планета всезнаек нас
окружает» ( из цикла «Удивительное в природе»)
Май Час памяти «Города солдатской славы»
Июнь Игровая конкурсная программа «Узнай сказку по
отрывку» ( К пушкинскому празднику)
Сентябрь Познавательно- развлекательный урок ко Дню
знаний «Знаете ли вы?» (об истории вещей)
Октябрь Познавательный урок «Почему же светлячок
зажигает огонек?»
Декабрь Игровая, развлекательно- познавательная
программа «Откуда елка к нам пришла?»
/Приложение 12/
Программа: « ЮНЫЕ ГРАЖДАНЕ РОССИИ»
Срок реализации: 2012-2015гг.
Цели программы:
- Расширить знания детей о правах и свободах человека
- Воспитывать у детей уважительное отношение к своему
народу, истории своей страны, государственным символам
России
-Развивать интерес к нравственно-правовым вопросам
- Научить детей стандартным приемам этического общения,
толерантности и позитивному отношению к жизни
Задачи:
- Изучение совместно с детьми культурно – исторических и
социально – политические традиций и перспектив развития
государства, региона и города
-Обучение ребят краеведческой и поисково – исследовательской
деятельности, направленной на преобразование родного края и
города.
- формирование законопослушного поведения у детей
- актуализация полученных знаний в вопросах права, обучение
применения их в жизни.
- развитие коммуникативных качеств личности, мотивация на
соблюдение этикета в обществе.
- формирование позитивного отношения к жизни и здоровью.
В результате осуществления программы «Юные граждане России» обучающиеся на основе расширенных знаний правовой культуры должны будут научиться стандартным приемам этического общения, толерантности; у детей должны сформироваться чувство ответственности за свои поступки, уважение к Закону, уважение к правам и свободам личности, усиление чувства патриотизма.
Абонемент взрослой литературы работает по программе «Духовные родники России».
и обновляя. Заслуга в этом сотрудников библиотеки, творчески и с огоньком Срок реализации программы 2012-2013 гг.
Духовная жизнь каждого из нас была бы неизменно беднее, если бы её не обогащало знакомство с творчеством замечательных русских поэтов, писателей. Поэтому библиотека в своей программе ставит цель:
- научить любить книгу, приучить к чтению.
- донести до молодёжи всё лучшее, что создано и создаётся в русской литературе.
- приобщить юношество к духовным и нравственным ценностям.
По реализации данной программы используем традиционные формы и методы работы, такие, как выставки – просмотры, литературно – музыкальные вечера, литературно – интеллектуальные игры, часы поэзии, литературные викторины.
Помимо выставок, вечеров, часов мы активно используем индивидуальные беседы – обзоры лучшей художественной литературы для молодёжи.
Мероприятия у нас проходят успешно, так как они красивы, интересны, музыкальны. Молодёжь узнаёт много нового. По данной программе (библиотека – филиал № 1) работает с 2009 года, систематически дополняя относящихся к своей работе, проводя вечера, мы привлекаем к чтению в библиотеке новых читателей.
После проведения массовых мероприятий, как правило, повышается посещаемость в библиотеку, идёт запись новых читателей, повышается интерес молодёжи к тому, или иному писателю, поэту.
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
скачать
Другие похожие работы: