Анализ работы мбоу «гимназия №1» за 2013-2014 учебный год
Характеристика внутришкольной системы оценки качества.
Педагогическим коллективом разработано Положение о внутришкольной системе оценки качества образования в гимназии.
1. Общие положения
1.1. Положение о внутришкольной (внутригимназической) системе оценки качества образования устанавливает единые требования при реализации внутришкольной системы оценки качества образования в школе.
1.2. Практическое осуществление ШСОКО строится в соответствии с нормативными актами Российской Федерации, Красноярского края, регламентирующими реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников образовательного учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе педагогических работников, работающих по совместительству.
1.4. В настоящем положении используются следующие термины:
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Внутришкольная система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образовательным учреждением, которым легированы отдельные полномочия по оценки качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.
Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение – оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.5. Положение о ШСОКО, а также дополнения и изменения к ней утверждаются приказом директора школы после обсуждения с педагогами, родителями школьников, управляющим советом школы и иными заинтересованными организациями.
2. Основные цели, задачи и принципы функционирования ШСОКО
2.1. Основные функции ШСОКО:
обеспечение регионального стандарта качества образования и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов школьного образования;
аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания школьников;
экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития образовательного учреждения;
информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования;
обеспечение внешних пользователей (представители исполнительной и законодательной власти, работодатели, представители общественных организаций и СМИ, родители, широкая общественность) информацией о развитии образования в образовательном учреждении, разработка соответствующей системы информирования внешних пользователей.
2.2. Целью ШСОКО является: получение объективной информации о состоянии качества образования; тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
2.3. Основными задачами ШСОКО являются:
формирование единого понимания критериев образования и подходов к его измерению;
информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы образования образовательного учреждения;
разработка единой информационно-технологической базы системы оценки качества образования;
определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
изучение и самооценка состояния развития образования с прогностической целью определения возможного рейтинга школы по результатам государственной аккредитации;
формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
выявление факторов, влияющих на повышение качества образования;
повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к лицензированию и аккредитации образовательного учреждения, аттестации педагогов, индивидуальных достижений обучающихся;
реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования;
определение рейтинга педагогов и стимулирующей надбавки к заработной плате за высокое качество обучения и воспитания.
2.4. В основу внутришкольной системы оценки качества образования положены принципы:
реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
инструментальности и технологичности используемых показателей с учетом потребностей разных потребителей образовательных услуг, минимизации их количества;
учета индивидуальных способностей и развития отдельных учащихся при оценки результатов их обучения, воспитания;
доступности информации о состоянии и качестве образования для потребителей;
повышение потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога.
3. Составляющие внутришкольной системы оценки качества образования
3.1. Оценка качества образования осуществляется посредством:
системы внутришкольного контроля, мониторинга;
общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, независимых гражданских институтов, родителей, учащихся школы;
профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом по заявке школы (внешний аудит);
3.2. Организационная структура ШСОКО, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает администрацию школы, предметные кафедры, педагогический совет, целевые аналитические группы (комиссии, педконсилиум), школьный управляющий совет.
3.2.1 Администрация школы (директор и его заместители) формируют концептуальные подходы к оценке качества образования, обеспечивают реализацию процедур контроля и оценки качества образования, координируют работу различных структур, деятельность которых связана с вопросами оценки качества образования, определяют состояние и тенденции развития школьного образования, принимают управленческие решения по совершенствованию качества образования.
3.2.2 Предметные кафедры школы обеспечивают помощь отдельным педагогам в формировании собственных систем оценки качества обучения и воспитания, проводят экспертизу индивидуальных систем оценки и качества образования, используемых учителями.
3.2.3 Целевые аналитические группы (комиссии) участвуют в оценке продуктивности и профессионализма педагогов в первом направлении их аттестации.
3.2.4 Управляющий Совет школы участвует в обсуждении и заслушивает руководителя школы по реализации ШСОКО, дает оценку деятельности руководителя и педагогов школы по достижению запланированных результатов в реализации программы развития гимназии. Члены школьного управляющего совета привлекаются для экспертизы качества образования.
3.2.5 Управляющий совет школы участвует в обсуждении ШСОКО и оценки ряда показателей качества школьного образования.
3.3. Согласованная работа всех организационных структур ШСОКО позволяет обеспечить школьный стандарт качества образования.
3.3.1. Внутришкольный стандарт качества образования соотносится:
с общероссийскими и региональными тенденциями развития образования;
с общероссийскими и региональными стандартами и образцами качества образования;
с общероссийскими и региональными стандартами содержания и структуры образования;
с общероссийскими и региональными процедурами, инструментами, индикаторами, средствами контроля качества образования.
3.3.2. Школьный стандарт качества образования включает:
обоснованность целей, ценностей и содержания школьного компонента образования;
качество материально-технического обеспечения образовательного процесса;
качество образовательных программ и используемых образовательных технологий;
качество освоения каждым обучающимся федеральных и региональных компонентов образовательных стандартов;
определенный уровень творческих и научных достижений учащихся;
доступность и качество дополнительного образования обучающихся;
обеспечение безопасности и здоровья обучающихся;
обеспечение психологического комфорта и доступности образования в школе;
обеспечение индивидуального подхода к школьникам, имеющим специфические образовательные потребности;
высокую квалификацию педагогов (подтверждаемую в ходе аттестации).
4. Организация и технология внутришкольной оценки качества образования.
4.1. Оценка качества образования в школе включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качества образования, и вариативную составляющую. Содержание, технология диагностики и информация о качестве образования в ее инвариантной части определяется учредителем и вышестоящими органами управления образования.
Вариативная составляющая оценки качества образования определяется приоритетами развития образования на школьном уровне, специальными потребностями субъектов ШСОКО и особенностями используемых школой оценочных процедур.
4.2. Объектами ШСОКО являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, профессиональная деятельность педагогов и администрации, образовательные программы и условия их реализации.
4.3. ШСОКО включает систему сбора первичной обработки данных, систему анализа и оценки качества образования, систему обеспечения статистической и аналитической информацией всех субъектов школьного образования. Деятельность по каждому компоненту определяется регламентом реализации ШСОКО.
4.4. Реализация ШСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования:
мониторингом образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения;
анализ творческих достижений учащихся;
результатами внутришкольного направления аттестации педагогических и руководящих работников;
результатами паспортизации учебных кабинетов школы;
результатами самоанализа в процессе государственной аттестации и аккредитации образовательного учреждения;
результатами статистических (проведенных по инициативе администрации и общественных органов управления школы) и социологических исследований;
системой внутришкольного контроля;
системой медицинских исследований школьников, проводимых по инициативе школьной медицинской службы, администрации и органов общественного управления гимназией;
системой внутришкольного скрининга психологического комфорта;
иными психолого-педагогическими, медицинскими и социологическими исследованиями, проведенными по инициативе субъектов образовательного процесса.
4.5. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы представления результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества и их эталонные значения устанавливаются в регламенте.
4.6. Оценка качества образования осуществляется на основе существующей системы показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования (качества результата, качество условий и качество процесса).
4.7. Основными методами установления фактических значений показателей являются экспертиза и измерение. Процедуры проведения экспертизы и измерения устанавливаются Регламентом оценки качества образования.
4.8. Технологии измерения определяются видом избранных контрольно-измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольно-измерительных материалов, направленных на оценку уровня обученности школьников, определяется на основе государственных образовательных стандартов. Конкретные технологии оценки качества образования, используемые для определения показателей, предусматриваются в Регламенте оценки качества образования.
4.9. Итоги внутришкольной оценки качества образования размещаются на сайте школы. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц.
5. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования
5.1. ШСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.
5.2. ШСОКО обеспечивает реализацию прав родительской общественности и профессиональных сообществ, организаций и общественных объединений по включению в процесс оценки качества образования в школе. Участие указанных структур в оценки качества образования определяется Регламентом оценки качества образования.
5.3. Общественная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования социальным ожиданием и интересам общества и развития механизмов независимой экспертизы качества образования.
5.4. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают:
внеучебные достижения обучающихся (на основе обобщенных результатов);
общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития учащихся школы;
условия, созданные в образовательном учреждении в целях сохранения и укрепления психического, психологического и физического здоровья школьников.
эффективность управления школой, в том числе – финансово-экономической сфере.
5.5. Профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования современным тенденциям развития образования и формирование специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся.
5.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают:
качество образовательных программ;
уровень развития психологических функций учащихся по результатам профессионально-психологических исследований (в обобщенном виде);
результаты медицинских обследований школьников (на основе обобщенных результатов);
результаты тестов, опросников и т.п., полученные в ходе педагогического, психологического и социально-педагогического тестирований.
условия, созданные для реализации индивидуальных запросов обучающихся, там, где для их анализа требуются специальные педагогические или психологические задания.
5.7. Самоанализ результативности обучения и воспитания, сделанный педагогом на основе научно-педагогических методов, рассматривается как вид профессионального анализа, и его результаты могут учитываться при определении внутришкольного рейтинга учителя. Участие педагогов в самоанализе по некоторым показателям качества образования предусматривается Регламентом оценки качества образования.
5.8. Доведение до общественности информации о результатах оценки качества образования осуществляется посредством публикаций, публичных и аналитических докладов о состоянии качества образования, на сайте гимназии.
Составляющие качества образования
1. Доступность:
создание условий для обучения школьников с различными образовательными возможностями;
системная подготовка к непрерывному образованию по окончании школы.
2. Выполнение государственного стандарта образования и санитарно-гигиенических требований к организации:
положительные результаты ЕГЭ;
положительные итоги независимых «срезов»;
составление плана на основе РБУПа;
выполнение учебных программ;
наличие лицензии, подтверждающей соответствие санитарных, пожарных и иных форм требованиям.
3. Эффективная работа с учащимися, имеющими потребности в повышенном уровне образования (одаренные):
результаты выступления учащихся на предметных олимпиадах и конкурсах;
наличие портфолио индивидуальных достижений;
наличие высоких достижений на ЕГЭ.
4. Индивидуализация образования:
наличие системной диагностики развития школьников;
возможность самоактуализации по внеурочной деятельности.
5. Использование современных технологий обучения:
использование вычислительной техники и современных технических средств в учебном процессе;
возможность для школьников работы в Интернете;
деятельность по внедрению и разработке образовательных технологий.
6. Результативная воспитательная работа:
отсутствие правонарушений среди учащихся;
высокий уровень удовлетворенности воспитательной работой со стороны школьников и родителей;
результативная деятельность по формированию патриотической, нравственной и др. характеристик личности.
7. Высокая квалификация педагогов:
большое число педагогов, аттестованных на высшую квалификационную категорию;
большое число педагогов, имеющих звания, надбавки, гранты.
8. Удовлетворенность образовательными услугами со стороны заказчиков (родителей и учащихся):
высокий уровень удовлетворенность школьным образованием со стороны родителей;
высокий уровень удовлетворенности образованием со стороны школьников;
отсутствие конфликтов или наличие механизма их цивилизованного решения;
отсутствие учебных перегрузок, сохранность здоровья детей.
В 2013-2014 уч.г. закончила свою работу городская опытно-экспериментальная площадка (ОЭП) на базе МБОУ «Гимназия №1» по теме «Новые подходы к измерению качества образования школьника как условие активного непрерывного развития личности», целью которой была разработка адекватных способов оценивания качества образовательных результатов, способствующих формированию мотивации человека на непрерывное развитие, личностный рост вне зависимости от исходного, стартового уровня, а также вне зависимости от реальных возможностей, данных природой.
Творческая группа педагогов-экспериментаторов решала следующие задачи:
Разработка конкретных практических методик диагностики академической успешности ученика по разным предметам в абсолютном и относительном измерении (апробация), внеклассной деятельности, социального, психического, физического здоровья ученика, методик организации учебно-воспитательного процесса на основе имеющихся диагностик с прогнозированием образовательного результата (апробация).
Изучение закономерностей развития личности и разработка критериальной основы измерения успешности на разных ступенях развития (продвижение, измерение скорости прироста результатов) на основе многомерного шкалирования и многофакторной оценки.
Разработка способов интеграции образовательных результатов (изучение возможностей, целесообразности интеграции).
Основные направления деятельности ОЭП
Комбинаторный и модификационный уровни создания методических продуктов (совершенствование существующих и создание новых продуктов на основе элементов имеющихся):
Создание квалиметрических (описательных) методик измерения ключевых компетентностей школьника на основе рекомендаций Шамовой Т.И., Подласого И.П., Морозовой Т.В., Поташника М.М., Беловой С.Н., Ильиной И.В., Ксензовой Г.Ю., Конасовой Н.Ю., Репкина П. + результаты собственных наблюдений.
Совершенствование методики мониторинга уровня сформированности профессиональных компетентностей педагога (готовности к профессиональной деятельности) с использованием методических продуктов М.М. Фролова В.Н., Фроловой Н.Э., Браже Т.Г., Введенского В.Н. (совершенствование на основе перечисленных технологий – собственной методики, отражающей абсолютный и относительный результаты, а также многофакторный подход к оцениванию, т.е. оценку разными субъектами).
Новаторский уровень:
1. Разработка практических количественных и квалиметрических методик оценивания абсолютной и относительной успешности - личностного продвижения ученика в зоне ближайшего развития (оценивание индивидуального прироста результата) с учетом закономерностей развития человека. 2. Разработка параметров оценивания динамики на разных уровнях развития.
Результаты городской ОЭП:
Разработаны критерии оценки (индикаторы измерений успешности реализации проекта: скорости прироста результатов по количественным и квалиметрическим методикам);
определены наиболее эффективные механизмы оценивания динамики развития на разных уровнях (в соответствии с закономерностями развития человека), разработаны конкретные практические методики;
собран пакет разработанных творческой группой квалиметрических методик измерения образовательных компетенций (общеучебных, ключевых) и предоставлен для использования в работе педагогам гимназии;
разработаны варианты количественных измерительных материалов успешности ученика в зоне ближайшего развития;
определены возможности интеграции параметров успешности (или невозможность таковой по определенным компетенциям);
апробированы некоторые способы многофакторной оценки образовательных результатов (взаимооценки, самооценки, других субъектов оценки, кроме учителя), которые нашли отражение в индивидуальных портфолио (в т.ч. электронных портфолио), дневниках, программах самореализации);
рост показателей образовательных результатов учащихся экспериментальных групп (классов) как в традиционном, так и в нетрадиционном измерении;
рост показателей состояния психического здоровья, уровня мотивации, интеллектуальной выносливости и др. по разработанным квалиметрическим методикам (доказано благотворное влияние данной альтернативной оценочной деятельности на психическое здоровье человека)
Новые подходы к измерению качества образовательных результатов нашли наибольшее применение в школе 1 ступени исходя из того факта, что одному ведущему педагогу (в т.ч. и классному руководителю) реализовать данные альтернативные оценочные методики гораздо легче, чем учителям в школе П и Ш ступеней (когда на одном классе работает несколько педагогов). Поэтому в среднем и старшем звене экспериментальная работа велась не на классах в целом, а по определенным предметам в разных классных коллективах (ориентируясь на конкретного педагога, имеющего склонности и желание заниматься опытно-экспериментальной работой). Следовательно, мониторинговые данные имеют большую верификацию и достоверность в школе 1 ступени. Несмотря на это, по окончании ОЭД всем педагогам гимназии рекомендовано применять данные методики при создании собственной педагогической диагностики успешности ученика.
В формирование пакета квалиметрических методик измерения образовательных компетенций (общеучебных, ключевых) внесли весомый вклад педагоги-экспериментаторы всего образовательного учреждения (как школы 1 ступени, так и среднего и старшего звеньев).
Данные материалы в настоящее время используются не только в нашей гимназии, но и учителями других школ города.
Где можно ознакомиться с материалами городской ОЭП подробнее
Публикации: КГОУ ДПО НИПК «Профессиональная компетентность современного специалиста как субъекта преобразований региона» (2007г.), филиал ГОУ ВПО «КГПУ им. В.П. Астафьева» «Новые подходы к измерению качества образовательных результатов» (2007, 2008, 2010 г.г.)
ВПС (Всероссийское педагогическое собрание): публикации итогов ОЭП (2010г. - по использованию нетрадиционных интегративных методик и программ, о системном подходе к организации работы по здоровьесбережению в школе с использованием традиционных и нетрадиционных образовательных методик и ресурсов, о новых подходах к оценке качества образования, диагностике, способствующей развитию психического здоровья школьника и педагога).
Публикации в электронном периодическом издании НУМИ.РУ Рег. СМИ Эл № ФС 77-35858 (о новых подходах к оценке качества образовательных результатов, о проблемах проектирования с использованием альтернативных оценочных методик, о нетрадиционных образовательных ресурсах и способах оценки достижений в результате их применения (описательные методики).
Сборники МБУ «МЦ» по итогам городских педагогических чтений (2010,2011,2012г.г.)
Сборник материалов V Краевых психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой: публикация материалов по теме «Эффективные способы оценивания качества образовательных результатов в школе» (2012г.) Были представлены итоговые результаты ОЭП, модели многофакторной оценки и двухмерного шкалирования образовательных результатов школьников.
Кроме того, опыт неоднократно обобщался с 2008 по 2013г.г. на муниципальном уровне заместителем директора по УВР (НМР) и педагогами-участниками творческих групп ОЭП в рамках городского методического объединения: ряд выступлений по теме, семинар для педагогов школ города в рамках городской методической недели на базе МБОУ «Гимназия №1», представление результатов ОЭП заместителя директора на семинаре для заместителей директоров школ города (МБУ «МЦ»), на совещании в УОиДО для заместителей директоров школ города, обобщение материалов ОЭП в рамках городских форумов инновационной деятельности образовательных учреждений, ресурсных центров, «Современная дидактика».
Методические и дидактические продукты получили высокую оценку педагогической общественности, научно-методического совета управления образования г.Норильска, редакционной коллегии журнала «Завуч» на Первом Всероссийском конкурсе на лучшую инновационную методическую разработку образовательного учреждения нового типа (Диплом 1 степени), проект одержал победы в городском конкурсе «IT-администратор», на III Всероссийской дистанционной профессиональной олимпиаде «Профи-XXI» (для руководителей и заместителей руководителей общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев).
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5страница 6 ... страница 12страница 13
скачать
Другие похожие работы: