Цели и задачи урока
Цели и задачи урока. Формировать представления учащихся о России как о многонациональном государстве, познакомить учащихся с понятиями: “государство”, “гражданин”, “государственные символы страны: флаг, герб, гимн”; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование. Государственный флаг России; Государственный герб России; Государственный гимн России (аудиозапись); физическая карта России; Презентация, фотографии Москвы: Кремль, Красная площадь и др.; слайды с пейзажами России; запись песни “С чего начинается Родина”.
Эпиграф: (на доске)
Россия – Родина святая,
Люблю тебя я всей душой
Россия – ты обитель рая
Горжусь великою страной.
Ход урока.
1. Орг.момент.
2. Беседа о новом предмете и знакомство с новым учебником.
3. Сообщение темы и целей урока.
Слайд 1
Учитель: Каждый человек связан с определенным местом на нашей земле, местом, где он родился, вырос и живет, это место невидимыми нитями соединяет его с корнями, т. е с близкими и родными. Это место называется – Родина. Наша Родина – Россия и сегодня на уроке мы познакомимся с нашей страной, вы узнаете, как официально называется наше государство, что такое государственный язык и кого мы называем патриотом. Мы попытаемся осмыслить, за что человек любит свою Родину, почему Родину часто называют Родина – Мать.
Слайд 2-3
Работа по учебнику.
Чтение статьи на с.4 ( 1-2 абзац)
Ученик. Слайд 4-6
Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых
Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Наши праздники и песни,
Поле с тонким колоском, Тёплый вечер за окном
Что мы Родиной зовём? И под небом синим-синим
Всё, что в сердце бережём, Флаг России над Кремлём.
4. Работа над новым материалом.
Учитель: Это слово с детства знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился. Как называется то место, где вы родились и выросли?
– Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Учитель: Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с ней одной жизнью.
Сегодня мы начнем разговор о нашей Родине. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нем ничего. А как называется наша Родина?
– Наша Родина — Россия. Посмотрите на карту.
Слайд 7. (Карта России.)
— Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на Камчатке наступает полночь.
Ребята, а почему мы часто употребляем выражение “московское время”? И почему к Москве какое-то другое отношение.
Слайд 8
Москва – это Красная площадь.
Москва – это башни Кремля.
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя.
— Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва — столица нашей Родины.
Учитель. У каждого государства есть свои символы. А какие символы есть у нашего государства? (слайд 9)
СЛАЙД 10
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Слайд 12-13
Белый цвет – берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
Учитель: А как правильно вести себя во время исполнения государственного гимна России?
(Слайд 14. Звучит гимн России).
Учитель: А сейчас я предлагаю отправиться в путешествие по городам нашей Родины.
Слайд 15 -22
Он царя Петра творенье,
Кораблей заморских флаги,
Город славы, город сад.
Вдоль Невы дворцов парад.
Города старинные, Словно птицы- лебеди
Звон колоколов. Суздаль и Ростов.
На широкой Волге Башенки резные,
Тверь и Кострома, Чудо- терема
Города старинные, Новгород на Волхове,
Крепость на реке. Муром на Оке.
Здесь дружины храбрые
В бой вели князья,
Конного и пешего
Недруга разя.
Города старинные
Мастерами славные.
Улицы кузнечные,
Улицы гончарные.
Площади торговые,
Праздничные ярмарки –
Из Ельца - матрёшки,
А из Тулы пряники.
Города старинные-
К солнышку лицом –
Для России стали
Золотым кольцом.
Слайд 23
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь.
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймёшь тогда, какая
Наша родина большая,
Необъятная страна.
Слайд 24
Ладога, Ладога,
В небе чаек гам
Мы плывём на
остров,
Остров Валаам.
Ладога, Ладога,
Голубая ширь.
На скалистом озере
Чудо - монастырь.
Ладога, Ладога,
Красота земли, -
Голубика – ягода
В капельках зари
Слайд 25
На Кавказе любят
Сладкий виноград.
Здесь хозяин гостю,
Как родному, рад .
Слайд 26
- Вы на Волге были?
- Были.
- Что вы делали?
- Удили.
- Кто попался на крючок?
- Нам попался судачок.
- Как не верить вам, ребята?
- Волга рыбою богата.
Слайд 27
В стороне степной Песни нам поют,
Землю сушит зной. Молока дают.
Здесь растят коней,
Как растят детей:
Слайд 28 -29
Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
Слайд 30
Живут в России разные У каждого народа
Народы с давних пор. Язык свой и наряд.
Одним – тайга по нраву, Один – черкеску носит,
Другим – степной простор. Другой надел халат.
5. Работа по учебнику
с.5 ( предпоследний абзац)
- Действительно, как много людей живут в России и все мы среди них.
И все мы разные, но нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать. Все мы разные: по внешности, по характеру, по национальности, мировоззрению, но тем не менее у нас много общего. Давайте вместе назовем эти сходства и различия.
6. Работа в группах:
ЛЮДИ
СХОДСТВА РАЗЛИЧИЯ
- У вас на столах лежат разноцветные листы бумаги. На одном вы пишите сходства, а на другом – различия.
Затем листочки вывешиваются под соответствующие заголовки на доске и зачитываются.
Проверка.
Рефлексия.
7. Работа с пословицами.
Учитель: Какие пословицы и поговорки о Родине Вы знаете?
(Дети называют пословицы и поговорки о Родине. Если ученики затрудняются, то работают вместе по слайду 30)
8. Итог урока.
Слайд 31.
- Наш сегодняшний разговор подходит к концу. Мне очень хочется верить, что он не прошел впустую. Попробуйте ответить на мои вопросы.
Как называется наша страна?
Как называются люди, живущие в нашей стране?
Что такое Конституция?
Какой город является столицей России?
Какие символы государства вы знаете?
Ответы учащихся.
— Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.
Учащийся читает стихотворение А. Прокофьева.
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звезды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо все нам делать для нее,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал ее.
Всюду все в ее раздольях — наше.
Отдадим ей думы и дела.
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
9. Домашнее задание.
Слайд 32.
страница 1
скачать
Другие похожие работы: