Феномен политики: содержание, структура, функции и ресурсы политики как социального института
13. Теории социальной стратификации.
Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация - распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).
Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог - расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.).
Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское).
Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).
Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.
Если под этим углом зрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот вывод окажется подтвержденным в высокой степени. Действительно, профессия стала определяющим критерием социального расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы (собственность), власть (положение в системе управления) и престиж (признание социальной значимости этой работы).
В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Неравенство определяется разным отношением к собственности. Социальная структура: 2 основных класса - пролетарии и буржуазия + остаточный класс - крестьянство. Один класс эксплуатирует другой - в результате между двумя классами возникает социальный антогонизм, который можно преодолеть через социалистическую революцию, которая уничтожит частную собственность.
Теория М. Вебера. Он поддерживал идею К. Маркса по поводу деления общества на 2 класса. В основе этого деления лежит экономический фактор, его дополняет еще ряд факторов: престиж профессии, квалификация, уровень дохода, наличие диплома, статус человека, партийность.
Эмпирическая теория социальной стратификации. В рамках ее выделяются три подхода:
самооценочный или метод классовой идентификации: социолог представляет респонденту определить свое место на определенной шкале, метод оценки ситуации: социолог предлагает респонденту выступить в качестве эксперта и оценить классовую принадлежность другого человека.
«объективный» метод: социолог оперирует некоторыми объективными критериями социальной дифференциации. Чаще всего престиж профессии, уровень власти, уровень дохода.
Существенным недостатком данной теории является отсутствие разработанной теоретической базы, присутствие элементов субъективизма.
Западногерманский социолог Р.Дарендорф предложил в основу соц стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношение власти и борьбу между соц группами за власть. На основе этого понятия Д. Делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь управляющих делит на 2 подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников, т.е. бюрократов-менеджеров. Управляемые делятся тоже по крайней мере на 2 подгруппы: высшая - рабочая аристократия и низшая - низко квалифицированные рабочие. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с управленцами.
В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные (априорные, институциональные) позиции, называют социальной мобильностью. Социальная мобильность - совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места , занимаемого в стратификационной структуре общества.
14. Социальные процессы в Украине и влияние социальной стратификации на политическую жизнь.
Совместная жизнь людей сопровождается появлением множества социальных образований, среди которых особенно выделяются группы, классы, этносы и народы. Ибо “natio” на латыни означает “народ”, и это в общем совершенно тождественные понятия: можно “нация”, можно “народ”.
Однако, что лежит в основе социального расслоения – биопсихическое разнообразие людей или же социокультурные, экономические, политические и иные факторы, действующие как бы принудительно, извне, распределяя их по группам и тем самым предопределяя статус, роли и судьбу конкретных индивидов?
Социальная дифференциация населения – объективное явление в современном обществе, уровень экономического развития которого непосредственно определяет ее характер. Концептуально социальная стратификация общества подразумевает использование критерия имущественного достатка как исходного. Поэтому стандартно выделяемыми социальными группами (общественными стратами) являются группы населения с низким, средним и высоким доходом.
Представление о социальной и политической миссии вызвало к жизни концепт “среднего класса” (активно использовавшийся и до этого, но не ставший в центр анализа социальных процессов) как образец, по которому можно строить жизнь, и фактор, с учетом которого необходимо строить политику.
В модели социально ориентированной рыночной экономики именно среднему классу отводиться роль опорного элемента общественной системы. Данная социальная группа (ввиду своей численности и наличия высоких жизненных стандартов) является и инициатором постоянного роста потребительского спроса на макроуровне, и владельцем значительных объемов долгосрочных активов в виде сбережений (потенциальных инвестиционных ресурсов экономики), и крупным налогоплательщиком. Все вместе характеризует средний класс как основного социального субъекта процесса экономического развития и роста. Поэтому формирование и культивация социальной страты среднего класса является первоочередной задачей для Украины, как страны, желающей иметь в перспективе реализованную модель устойчивого экономического развития.
На социальную трансформацию украинского общества несомненно воздействуют общецивилизационные процессы происходящие Б мире. Под их влиянием общество становится все более дифференцированным; особое значение приобретает социокультурный фактор стратификации. Вместе с тем процесс трансформации социальных отношений в Украине остается уникальным и неповторимым. Он осуществляется в условиях перехода от тоталитаризма к демократии, в условиях общего экономического и политического кризиса общества, при отсутствии опыта развития гражданского общества.
В отличие от западных стран в Украине преобладают стихийные процессы, трансформация косит неравномерный, противоречивый характер.
В соответствии с множественными критериями в обществе можно выделить высшие, средние, низшие классовоподобные, кассопохожие образования; которые переживают процесс превращения в классы. Большинство групп еще не имеют форму четкого класса Некоторые представляют собой группы на стыке классов К ним относятся, например, группы управленцев, предпринимателей. Их структурные элементы тяготеют к различным классам. Но в настоящее время они имеют объективные основания, как целостные образования.
Наиболее быстрыми и интенсивными являются социальные перемещения нисходящего плана. Позитивное структурирование, в частности, становление среднего класса протекает медленнее. Это ведет к маргинальности новых и старых классовых образований. Новый характер приобретает поляризация. Общество разделено на высшие слои, которые отличаются высокими социальными возможностями, привилегиями и стилем жизни и все остальные слои и социально- классовые образования, социальные возможности которых существенно ограничены. Между этими двумя образованиями существует огромная социальная дистанция.
Социально-класовое пространство крупного города Украины (мы изучали процессы социального структурирования на примере процессов, характерных для г.Харькова) многомерно. Оно активно структурируется в 90-ые годы. При этом можно выделить процессы модернизации пространства, связанные с становлением рынка и частного сектора хозяйства. Это прежде всего развитие групп предпринимателей. Существенное место занимают процессы, связанные с утверждением традиционных классовых образований. Это процессы реструктурирования старых классовых образований (рабочего класса, специалистов, служащих), в значительной степени утративших свой социальный статус. И, наконец, структурирование образований, связанных с утверждением постмодерна, ценностей качества жизни и культуры.
Социальная дезорганизованное", потеря социального статуса или четкой идентификации с новыми образованиями порождает у многих социальную неудовлетворенность, чуство невостребованности обществом. Отсюда нарастание тревожности, пессимизма Социологические исследования 90- х годов позволили увидеть определенную динамику в развитии социального сознания, настроений, в частности, динамику отношения к социально-экономическим системам, к рынку, к предпринимательству, к социальной справедливости, к поляризации.
Социальная зрелость сознания и деятельности различных групп, слоев зависит от развития институциональных форм выражения и защиты их социальных интересов. В связи с этим исследователи рассматривают проблемы социальной политики, направленной на снятие различных видов социального напряжения, на укрепление позиций различных групп.
Нынешний этап исследования позволил уточнить положения о критериях выделения социальных групп, играющих особую роль в определении стратификационной структуры в Украине в современных условиях. Если исследователями в западных Странах отмечается потеря значения таких критериев выделения страт как собственность, занятость, связь с сектором производства, то в Украине напротив они приобретают все большее значение.
Проведенное исследование носило в значительной степени поисковый характер. Были рассмотрены исходные положения о природе, механизмах, происходящих стратификационных процессов, особенности основных страт, относящихся к срединной части общества, дана общая характеристика структуры социально-классового пространства города, специально рассмотрена новая группа - предприниматели.
Важным элементом социальной жизни является социальная стратификация (дифференциация), т. е. расслоение общества на группы, слои. Именно социальная стратификация показывает то, как неодинаково социальное положение членов общества, их социальное неравенство. Разные ученые по-разному определяют, в чем причина неравенства. М. Вебер видел эти причины в экономических критериях (доходы), социальном престиже (статус) и отношении члена общества к политическим кругам. Парсонс выделял такие дифференцирующие признаки, как:
1) то, чем человек обладает с рождения (пол, этническая принадлежность);
2) приобретенный статус (трудовая деятельность);
3) то, что человек имеет (собственность, моральные ценности, права).
Рассматривая историю общества и те сообщества, которые существовали ранее, можно сказать, что социальная стратификация – это естественное неравенство между членами общества, которое имеет свою внутреннюю иерархию и регулируется различными институтами.
Важно различать понятия «неравенство» и «несправедливость». «Неравенство» – естественный и обусловленный процесс, а «несправедливость» – проявление эгоистических интересов. Любой человек должен понимать, что эгаметаризм (учение о необходимости равенства) – это нереальное явление, которое не может просто существовать. Но многие использовали эту идею в борьбе за власть.
Существует стратификация:
1) одномерная (группу выделяют по одному признаку);
2) многомерная (группа, имеющая набор общих признаков).
П. Сорокин пытался создать общечеловеческую стратификационную карту:
1) односторонние группы (по одному признаку):
а) биосоциальные (расовые, половые, возрастные);
б) социокультурные (род, языковые, этнические группы, профессиональные, религиозные, политические, экономические);
2) многосторонние (несколько признаков): семья, племя, нация, сословия, социальный класс. Вообще проявление социальной стратификации необходимо рассматривать в определенно взятой стране и в определенное время. Поэтому те группы, которые рассматриваются, должны быть в постоянном движении, они должны быть в обществе, которое функционирует в полной мере. Поэтому социальная стратификация тесно связана с социальной мобильностью.
"Шпаргалка по социологии"
Изменение положения в стратификационной системе может быть обусловлено следующими факторами:
1) вертикальная и горизонтальная мобильность;
2) изменение социальной структуры;
3) появление новой системы стратификации. Причем третий фактор – это очень сложный процесс, который привносит в жизнь общества много изменений в экономической сфере, идеологических принципов, норм и ценностей.
Долгое время в нашей стране происходил отказ от такого явления, как неравенство. Важно понимать, что неравенство в обществе просто необходимо. Ведь без него общество перестанет функционировать, поскольку члены этого общества уже не будут иметь целей, не будут стремиться их достичь. Зачем школьнику хорошо учиться, поступать в институт, изучать предметы, искать хорошую работу, ведь все равно все будут равны? Социальное неравенство стимулирует деятельность членов общества.
15. Этнонациональные сообщества как объект и субъект политики.
Роль и место наций и этнонациональных отношений в политической жизни. Рассматривая этот вопрос, необходимо отметить то обстоятельство, что каждый из нас относит себя к определенной национальности. Национальность — это принадлежности человека к определенной этнической ( от греческой «этнос» — народ») общности. В курсах истории и философии уже рассматривались такие этнические общности, как род, племя, народности, нации. Их развитие связано с ростом продуктивных сил, налаживанием все более тесных хозяйственных связей. С развитием капитализма усиливаются экономическая и культурная связи, создается единый национальный рынок, ликвидируется хозяйственная данной народностей, а разные ее части соединяются в одно национальное целое — нации.
Нации — это наиболее развитая этническая общность. Она составляется на протяжении продолжительного исторического периода в результате объединения, «смешивание» представителей разных племен и народностей. У людей одной наций, как правило, общие экономические связи, территория, язык, культура. Это не биологические признаки. Они возникают и формируются на протяжении всего общественного развития И сегодня человечество представлено всем многоцветием этноса — родом, племенем, народностями, нациями, которая связано с разнообразием экономических, культурных, социальных условий его жизнедеятельности.
16. Сущность, основные формы и разновидности национализма.
"Национализм" как политическое явление часто относят к разряду консервативных идеологий.
Национализм появляется в эпоху буржуазных революций, т.е. по времени возникновения это -явление современное. Но по философской ориентации оно не может быть однозначно причислено к тому, что мы называем основной парадигмой современного духа. Под "национализмом" понимают самые разные вещи; кроме того, для каждой нации характерны собственные версии национализма, подчас основанные на прямо противоположных идейных основаниях. Единой политической философии национализма не существует.
Национализм возникает в буржуазных государствах в тот момент, когда либеральные идеи и реформы приводят к распаду традиционных обществ, когда рассыпается монархическая сословная система, со всеми скрепляющими элементами - правом, цехами, системой владений и иерархиями. Либерально-демократические реформы неизбежно ведут к разделению и распаду целостных систем, общественных организмов на отдельные составляющие - вплоть до атомарных индивидуумов. От "сословного холизма" происходит переход к "гражданскому обществу". Но он осуществляется не в вакууме, а в конкретном историческом контексте, и всегда рядом есть соседние государства, находящиеся в состоянии "меньшего распада", готовые в любой момент воспользоваться хаосом и слабостью соседа. Для того, чтобы защитить либеральное "гражданское общество", придать атомарной массе минимальную упорядоченность и управляемость, буржуазные реформаторы и революционеры, как правило, прибегают к идеям национализма.
Национализм является переходным состоянием между сословным обществом и гражданским обществом, между централизованным иерархическим государством и свободной массой индивидуумов. Национализм - это явление современное, европейское, буржуазное.
Исторический смысл буржуазного национализма - в том, чтобы сохранить общность людей, живущих в государстве, без того, чтобы обратиться вспять - к традиционным формам коллективной самоидентификации. Национализм есть нечто промежуточное между реализованным проектом либерализма, который теоретически предполагает отсутствие любой коллективной идентификации, и тем пунктом, с которого начинается либеральная реформа, опрокидывающая сословный порядок.
Национализм - это первая стадия становления классового общества, и главный инструмент буржуазной элиты: материальная власть элиты над массами на этом этапе подкрепляется моральным императивом "национальной идеи". По сути, национализм сопряжен с практикой организации коллективной эксплуатации масс со стороны имущих слоев, и как таковой является продуктом их политического творчества.
Слово "национализм" происходит от слова "нация" (natio), на латинском изначально означавшим - "рождение" и подразумевавшим "место рождения", и в расширенном смысле - "коллективную идентификацию по месту рождения". Этот термин использовался неодинаково на разных этапах истории, но в современном смысле связан с концепцией Государства-Нации, т.е. общности граждан, принадлежащих к определенному государству, говорящих на официальном языке этого государства, проживающих на его территории. Существует два полярных взгляда на сущность "нации" - органический (естественный) и механический (искусственный). Немец Гердер и его последователи понимали под "нацией" естественную общность людей (то, что сегодня принято называть греческим термином "этнос"). Француз Эрнест Ренан, напротив, видел в "нации" продукт искусственной организации, основанной на договоре и коллективной воле граждан.
Очевидно, что гердеровское определение позволяет трактовать нацию (этнос) в контексте традиционного общества и холизма. Позиция Ренана соответствует современному буржуазно-либеральному пониманию нации.
Еще более узко: в каждой стране и у каждого народа национализм играл совершенно специфическую роль и был окрашен тем контекстом, в котором он возник. Сколько наций, столько и национализмов. Единой теории или философии национализма не существует.
Англосаксонский национализм - договорное объединение граждан
Рассмотрим конкретные примеры. Существует английский национализм. Он возник в эпоху первых протестантских войн, в период Оливера Кромвеля как инструмент сохранения единства общины, которая была разложена смутой, гражданской войной и радикальными кальвинистскими реформами. Такой национализм соответствует духу современности и является сущностно либеральным. Он складывается как инструмент консолидации буржуазного государства и призван обеспечивать его моральную устойчивость. Он не противоположен индивидуализму и фритрейдерству*, но дополняет их, служит им защитой и опорой.
Представление о нации в данном случае является механистическим, в смысле Ренана. Либеральный национализм мобилизует с помощью пропаганды и социальной мифологии массы на защиту имущественных и политических интересов властной элиты. Национализм английского (англосаксонского) типа не связан напрямую ни с культурой, ни с этносом, ни с религией, ни с расой (цветом кожи). Он не имеет ясного содержания и выполняет функции коллективной идентификации лишь косвенно: его цель мобилизовать членов гражданского общества для защиты этого общества от потенциальной внешней угрозы. Самостоятельного содержания и автономного смысла он не несет, и по мере удаления внешней угрозы должен постепенно исчезнуть.
Английский национализм, зародившись при Кромвеле, сохранил свое значение и после реставрации Стюартов, подчинив своим принципам монархическую систему, которая представляла собой внешний фасад английского общества, на деле давно ставшего буржуазным классовым обществом с "сословным макияжем".
Наиболее полно этот тип национализма развился в Соединенных Штатах Америки. Американцы под термином "nation" понимают именно модель гражданского либерально-демократического общества, не имеющего позитивной коллективной идентификации, но нуждающегося в защите от внешних угроз и распространении своего влияния в других регионах планеты. Американским националистом может быть представитель любой расы, любой веры (протестант, атеист, католик, агностик или даже сатанист). В этом случае "нация" это искусственная договорная форма объединения атомарных индивидуумов и ничего более.
Французский национализм: роялисты и якобинцы
Французский национализм имеет две разновидности, и обе они существенно отличаются от либеральной англосаксонской модели.
Первая версия французского национализма может быть названа "крайне правой" или "консервативной". В ней основной акцент падает на единство государства, централизм управления, укрепление вертикали власти.
Этот национализм связан с направлением, которое перетолковывает государственность в фундаментально консервативном ключе (де Местр и Луи де Бональд, позже роялисты Шарль Моррас и Леон Доде и т.д. вплоть до современного националиста Жан-Мари Ле Пена).
Это течение считает Францию как государство, культуру, религиозно-политическое образование (включая королевскую династию) высшей ценностью (согласно католической традиции Францию принято считать "старшей дочерью Церкви"), которую следует защищать, укреплять, хранить от внешних и внутренних врагов. Для консервативного национализма внутренний враг не менее опасен, чем внешний - к нему относятся либералы, социалисты, вольнодумцы, "сотрясатели основ", интернационалисты, позже имигранты и т.д. Такой национализм сплошь и рядом сопряжен с роялизмом и имеет явную католическую подкладку. Можно назвать его "правым национализмом". Очевидно, что по своим основным параметрам он прямо противоположен национализму англосаксонскому.
Параллельно национализму "правому" существует иная версия - национализм "крайне левый". Он восходит к якобинцам* - наиболее радикальным элементам Великой французской революции.
Он зародился в революционной среде и ставил своей целью мобилизовать погруженное в хаос французское общество для отражения внешних врагов. Но в отличие от либерального национализма он акцентировал классовый, трудовой, почти социалистический характер Франции, борьба за которую, отстаивание интересов которой осознавались как всеобщее дело обездоленных масс, отвоевавших для себя свободу и равенство и попавших под удар хищных феодальных режимов, основанных на рабстве и эксплуатации. Якобинский национализм имел в себе социалистические, отчасти коммунистические черты, это был национализм низшего класса.
Многие черты "левого" якобинского национализма дали о себе знать в советский период в России: феномен "советского патриотизма" органично вписывается в якобинскую линию. Надо заметить, что левый национализм в своих истоках был антилиберальным и антибуржуазным - в отличие от позиции жирондистов и других более умеренных фракций революционеров. Но это был антилиберализм слева.
Немецкий национализм: этнокультурная общность
Немецкий национализм восходит к идеям Гердера, и уже само толкование им нации как "естественной (природной) общности" подчеркивает его этнический, этно-культурный, политико-романтический характер. При этом он не менее антилиберален, чем французский национализм.
Для немецкого национализма характерно осознание этно-языковой и культурной общности, в нем акцент падает не на "гражданское общество", и не на государство, но на "народ"(по-немецки "Volk"). Немцы жили несколько веков в разных государствах, представляли собой "разделенную нацию", исповедовали разную религию (католичество и протестантизм), и их коллективная идентичность основывалась лишь на родовой и языковой общности, на единстве крови ("расы" в узком смысле - "немецкой расы"). Первые расистские тезисы заметны уже у немецких романтиков.
Этнический национализм первые романтики распространяли, впрочем, и на остальные народы. По выражению Гердера: "народы - это мысли Бога", каждый из них - как самостоятельная этно-культурная общность - является самоценным и самодостаточным. А раз так, то каждый народ имеет свою собственную онтологическую систему координат, свои ценности и мировоззренческие комплексы. Внутреннее бытие народа таинственно связано с божественным бытием, и у каждого народа эта связь является особой, неповторимой, уникальной.
Такой национализм основывается на глубинной коллективной идентификации, на органической и естественной общности, проявляющейся в крови, языке, культуре. Ни государство, ни социальный тип, ни общественный договор не играют здесь решающей роли, напротив, они исторически условны и преходящи - они могут быть или не быть. Но бытие народа, его самоценность от этого не зависят. Народ в данном случае выступает как нечто целое, целостное, неделимое; и это целое нельзя без ущерба для его жизни расчленить на атомарные составляющие, произвольно перекроить.
Такой национализм фундаментально отличен от обоих (правой и левой) разновидностей национализма французского и антитетичен по отношению к англосаксонскому национализму.
Этническое качество немецкого национализма сохранялось на всех этапах его истории- вплоть до национал-социалистических теорий Гитлера, где он приобрел экстремальную форму расизма.
Национализм как этатизм
Существует еще одна версия национализма, тесно связанная с государством и получившая название "этатизм"*.
Элементы его мы встречаем в некоторых версиях национализма французского - не связанных ни с традицией, ни с революцией. Эта версия соответствует взглядам Жана Бодена, который - напомним - был протестантом и творцом концепции суверенитета. В англосаксонском контексте к этой модели приближается Томас Гоббс с его концепцией "Левиафана".
В этом случае государство рассматривается как самоценность, и обязанность всех его подданных - солидаризоваться с государством вплоть до полного тождества. У Гоббса, естественно, до такого тождество далеко, и он настаивает лишь на прагматической необходимости предоставления государству широчайших полномочий и свободы вмешиваться в мельчайшие вопросы частной жизни, исходя не из позитивной содержательной нагрузки государства как такового, но из необходимости сдерживать эгоистические и агрессивные инстинкты атомарных индивидуумов, предоставленных самим себе (знаменитое высказывание Гоббса "homo homini lupus" - "человек человеку волк").
Этатистский национализм становится особенно популярным в Пруссии и Италии, причем в Пруссии у него есть фундаментальная теоретическая основа в лице учение Гегеля об "Абсолютном Государстве" (в этом вопросе Гегель отходит от этнокультурной традиции национализма, свойственной большинству направлений немецкой философии политики).
В Италии этатизм (со значительной франк-масонской подоплекой) нашел свое выражение в учениях и политических деяниях Мадзини и Гарибальди, сумевших объединить разрозненные итальянские княжества в единое государство.
Продолжателями традиций радикального этатизма были итальянские фашисты - последователи Муссолини.
Этатистский национализм бывает "левым" (почти якобинским), "правым" (монархическим - как прусский), и даже либеральным - в случае Гоббса. Отталкиваясь от различных идейных предпосылок, эта теория постепенно подходит к тому, что высшей формой национальной идентификации является государство, которое становится аналогом коллективного субъекта. Объективно этатистский национализм уводит от либеральных прав и свобод, ущемляя их в пользу компетенции государства и его представителей.
Русского национализма не существовало и не существует
Русские славянофилы могут быть отнесены к националистическому течению лишь с натяжкой, особенно если учесть, что идея освобождения и последующего объединения славянских народов явно созвучна идеям немецких националистов-романтиков, ставящих во главу угла этнос, язык и культуру. Вместе с тем, большую роль в становлении русской идентичности славянофилы уделяли и государству, и Православию, не выделяя ни одного из этих факторов в качестве главнейшего. Более того, русские консервативные мыслители и философы редко использовали термин "нация" для характеристики русского народа или государства; Россия была империей, населенной многими народами, которые были весьма далеки от того, чтобы представлять собой сплоченную нацию. Поэтому определять взгляды славянофилов как "националистические" терминологически неточно.
Не сложилась единая нация и в советский период, когда термин "национализм" применялся только к сепаратистским движениям малых народов, стремившихся отколоться от России. Следовательно, полноценный русский национализм не имеет исторических прецедентов, и если такие течения появляются в современной России, то они представляют собой нечто ультрасовременное, и либо некритически скопированы с западных аналогов, либо являются попыткой отождествить нынешнюю Россию с "буржуазным государством-нацией в стадии становления" (чему очевидно препятствует ее полиэтнический характер).
Еврейский национализм
Особую реальность представляет собой еврейский национализм. Государства у евреев не было две тысячи лет, но народ сохранил все признаки этнокультурного единства и феноменальную историческую память. Еврейский национализм, сионизм*, возник в Европе как довольно искусственная модель, скопированная с национализма других европейских народов. В большинстве своем сионисты ориентировались на немецкий национализм, хотя изначально было сильно течение религиозного сионизма, основанного на приоритете иудейской традиции (Ахад Хаам).
Основатель сионизма Теодор Герцль говорил, что "сионизм - западный снаружи, но восточный изнутри", подчеркивая сочетание светско-европейского и религиозного начал.
Из немецкой консервативной философии сионисты почерпнули мотивы крови и расы, которые, в целом, точно резонировали и с особенностями иудейской религии, рассматривающей кровь как религиозный фактор. Многие сионисты были выходцами из России, и это влияние сказалось - как в левых, социалистических формах, так и в правых, религиозных. В частности, в искусственно восстановленном древнееврейском языке некоторые слова были заимствованы из русского - в частности, слово "мир" (в понимании "община"), как термин очень дорогой для русских народников.
Основав государство Израиль, евреи стремительно прошли через различные стадии политического становления. Сегодня еврейский национализм чрезвычайно многообразен - в нем есть религиозно-фундаменталистские, расистские, мессианские, светские, этатистские, якобинские и либеральные течения, зачастую конфликтующие между собой.
Многообразному еврейскому национализму противостоит национализм арабский, в котором также сочетаются расовые и религиозные (исламские) факторы, но не в такой жесткой привязке, как в случае сионизма, поскольку ислам (как и христианство) является подчеркнуто наднациональной религией, доступ к которой возможен для всех людей, независимо от этнической принадлежности.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5 ... страница 12страница 13
скачать
Другие похожие работы: