«Использование диагностических программ в работе классного руководителя»
Обработка и интерпретация результатов
За оценку каждого утверждения респондент получает определенный балл. Если он оценивает какое-либо утверждение знаком «+ +», то получает 2 балла. Если «+», то 1 балл. Если «О», то О баллов. Если «-», то - 1 балл. Если «-- --», то - 2 балла.
Результаты получаются путем сложения баллов с учетом знака.
При этом в ответах на вопросы: 3, 7, 14, 15,16, 18, 19,22,25,27,30,34, 37,38,39,40 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 1.2,4,5, б, 8,9, 10,11, 12, 13, 17,20,21,23,24,26.28,29,31,32,33,35,36,41,42,43.44, 45 знак меняется на противоположный.
Подсчитав баллы, можно подвести некоторые итоги:
ОТ – 90 до - 45 - отражают высокий уровень развития интолерантности;
ОТ - 45 до О – невысокий уровень интолерантности;
ОТ О до + 45 - невысокий уровень толерантности;
от +45 до + 90 - высокий уровень толерантности.
Анкета
«Какого учителя любят дети»
Ф.И._______________________________________________________ Класс_____
Определи, какие качества учителя наиболее привлекательны для него, поставить ранговое число. Цифра «1» обозначает наиболее важное свойство педагога, цифра «2» - менее значимое, и затем свойства определяются по мере убывания значимости.
1. Дает глубокие знания.
2. Умеет научить, объяснить и помочь в учебе.
3. Весел, добр, не криклив и умеет душевно общаться с учениками.
4. Всегда придет на помощь.
5. Всегда старается быть с учениками, к нему всегда можно подойти за советом.
6. Понимает характер, душу ребенка и никогда не кричит, не оскорбляет, не запугивает двойками.
7. Умеет добиться сознательной дисциплины.
8. Не ругает ребят за их интересы и вкусы.
9. Всегда может защитить учащихся.
10. Любит что-либо делать вместе с учениками и умеет увлекать других.
11. Умеет организовать творческую деятельность на уроке.
12. Умеет хвалить за дело, а ругать с уважением.
13. Не запугивает родителей, а всегда умеет рассказать что-либо интересное об их ребенке.
14. У кого на уроке интересно.
15. Тех, чьи перепады настроений не сказываются на детях.
16. Никогда не упрекает.
17. Привлекателен внешне, в общении и в поведении.
1,8. Любит свой предмет, но не заставляет других насильно, полюбить его.
19. Умеет задавать интересные домашние задания.
20. Умеет и любит слушать.
21. Помогает каждому, у кого возникают учебные проблемы, и никогда не опрашивает тех, кто не готов к уроку и предупредил заранее.
22. Приносит ребятам почитать книжки.
23. Никогда не отказывается обсуждать любые ребячьи проблемы.
24. Помогает ученикам подготовиться к вузу.
25. От него всегда ждешь чуда.


Начиная работу с детским коллективом впервые в жизни или продолжая работу с детьми, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе.
«Всякая ученическая группа в школе должна по идее становиться коллективом, ибо только в этом случае возможно полное достижение всех целей и задач школы».
Опросник
«Мой класс»
Ф.И._________________________________________________________Класс_____
Цель: выявить степень удовлетворенности школьной жизнью, взаимопонимания в коллективе, защищенности членов коллектива. Предлагаю на вопросы отвечать «да», «нет», «не знаю».
1. Ребятам нравится учиться в нашем классе.
2. Дети в классе всегда дерутся друг с другом.
3. В нашем классе каждый ученик мой друг.
4. Некоторые ученики в нашем классе несчастливы.
5. Некоторые дети в нашем классе являются «середнячками».
6. С некоторыми детьми в нашем классе я не дружу.
7. Ребята нашего класса с удовольствием ходят в школу.
8. Многие дети в нашем классе любят даться.
9. Все ученики в нашем классе - друзья.
10. Некоторые ученики не любят свой класс.
11. Отдельные ученики всегда стремятся настоять на своем.
12. Все ученики в нашем классе хорошо относятся друг к другу.
13. Наш класс веселый.
14. Дети в нашем классе много ссорятся.
15. Дети в нашем классе любят друг друга как друзья.
«ТУСОВКа»
(ТЕСТ УРОВНЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В КЛАССЕ)
Ф. И._________________________________________________________Класс_________
Инструкция классу: «Представьте, что в каждом прочитанном далее утверждении речь идет о вашем классе. В случае согласия с утверждением ставьте рядом с его номером плюс («+»), в случае несогласия - минус («-»).
Можно два-три раза поставить вопросительный знак, если отвечаете «не знаю». Помните, что здесь нет «правильных» и «неправильных» ответов. Важно ваше личное мнение. Указывать свою фамилию на листке не нужно».
1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.
2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.
4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.
б. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.
7. Классному руководителю с нами интересно.
8. Если классный руководитель нам предлагает что-то сделать, он учитывает наши мнения.
9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.
11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.
12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе.
13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят.
14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно участвует.
15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу.
16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
17. Дело идет намного лучше, когда вместе с нами классный руководитель.
18. При затруднениях мы свободно обращаемся за помощью к классному руководителю.
19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.
Диагностическая методика № 1. «Фотография»

Диагностическая методика № 2. «Урок физкультуры»
Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.
Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.
Диагностическая методика № 3. «Дом, в котором я живу»
Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.
Диагностическая методика № 4. «Письмо островитянину»
Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.
Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.



я класс
Диагностическая методика № 6. «Пьедестал»
Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек - 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.
1
2

4


Д


Диагностическая методика № 7.
«Государство — это мы» Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята - представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
Диагностическая методика № 8. «Круги на воде»
Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.
Диагностическая проективная методика № 9
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
Самый близкий мне человек в классе, это...
Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от
учебы время, это...
Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...
Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...
5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это... 6.. Ребята, с которыми я не общаюсь, это...
Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по
необходимости, это...
Ребята, интересы которых мне чужды, это...
9. " Ребята, которые мне неприятны, это...
10. Ребята, которых я избегаю, это...
Диагностическая методика № 10. «Фильм о моем классе»
Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен, быть снабжен текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать фильм, они должны ответить на следующие вопросы:
Как называется фильм?
Где происходит действие фильма?
Кто является главным героем фильма?
Кто играет второстепенные роли в фильме?
Каким является фильм по жанру?
Каков финал фильма?
В каком цвете снимался фильм?
Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.
Диагностики изучения личности учащегося.
Помимо изучения детского коллектива, классный руководитель должен уделить внимание изучению личности каждого ученика. Классному руководителю необходимо изучать интересы учащихся, особенности характера, душевного состояния и т.д.
Диагностика № 1. «Памятные даты моей жизни»
Учащимся предлагается написать самые памятные даты своей жизни, начиная с того времени, с которого они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнять работу по следующему образцу:
г

Д


Диагностика № 2. «Мой портрет в интерьере»
Учащимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне определенного интерьера. Для выполнения работы учащиеся получают автопортрет, а на пустых листах он располагает то, что для него значимо и без чего его автопортрет не значим. Это и станет интерьером его автопортрета.
Д




Р


Движение Спокойствие Уверенность Неуверенность
а-4 а-10 а-10 а-10
6-8 6-8 6-8 6-8
в-2 в—2 в-6 в-2
г-10 I г-4 1 г-2 I г-б
Интерпретация результатов выглядит так:
от 0 до 13 очков: Твое поведение зависит от окружающих. Ты легко падаешь духом, с трудом занимается тем, что тебе не нравится. На тебя оказывает влияние окружающая обстановка. Ты не всегда являешься хозяином своих решений, зависишь от настроения своего и чужого, бываешь слишком эмоционален.
от 14 до 20 очков Ты
плывешь по течению, но пытаешься найти себя. Ты умеешь критически мыслить и окружающие не могут повлиять на тебя, не имея аргументов. Если принятое тобою решение тебе вредит, по можешь от него отказаться.
от 21 до 27очков: Ты считаешь себя непогрешимым, но пытаешься найти золотую середину между собственными взглядами, убеждениями и жизненными ситуациями. Хорошо развитая интуиция помогает выбирать первый путь и принимать верное решение.
от 28 до 34 очков: Тебе трудно отказываться от своих принципов и от своих решений. Ты умеешь быть упорным, но с трудом признаешь превосходство других над собой. Ты являешься достаточно избирательным человеком.
от 35до 40очков:Ты всегда строго следуешь поставленной цели. Ты можешь совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства. У тебя всегда на все свое мнение, тебя' трудно переубедить.
Диагностика № 4. «Моих 10 - Я»
Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах по образцу:
1-я- 4-я- 7-я- 10 — я —
2-я- 5-я- 8-я-
3-я- 6-я- 9-я-
Затем учащиеся должны проранжировать все свои десять «Я» в зависимости от степени их значимости для ученика.
Диагностика № 5. «Недописанный тезис»
Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.
Я считаю, что я…
Главное в моей жизни — это...
Мне хорошо, когда...
Мне плохо, когда...
Мне нравится, когда взрослые...
Мне не нравится, когда взрослые...
Программа изучения развития классного коллектива
1. Движение к цели, перспективе в социально значимой деятельности.
А) Коллективная деятельность направлена на реализацию социально значимых общественных задач и перспектив. (Ярко проявляются.)
Б) Коллективная деятельность направлена на достижение только общешкольных задач и перспектив. (Развитие коллектива проявляется.)
В) Коллективная деятельность направлена на выполнение конкретных задач и поручений, замыкающихся в рамках классного коллектива.
(Слабо проявляется.)
Г) Коллективная целеустремленная социально значимая деятельность проявляется очень слабо. (Очень слабо проявляется развитие коллектива.)
2. 06щесmвенные связи.
А) Коллектив имеет систематические, действенные связи не только в школе, но и с подшефными коллективами и коллективами шефствующих предприятий.
Б) Систематические действенные связи с другими коллективами только в рамках школы.
В) Связи коллектива с другими коллективами в школе и вне ее эпизодические.
Г) Коллективные общественные связи проявляются очень слабо.
3. Самоуправление.
А) В классе есть реально действующие органы самоуправления, в основном правильно и самостоятельно решающие вопросы.
Б) Органы самоуправления руководят преимущественно по инструкции педагогов.
В) При непосредственном участии и поддeржке педагогов руководят органы самоуправления.
Г) В классе существуют органы самоуправления, но реально они действуют очень слабо.
4. О6жественное мнение.
А) В основном псе ученики приходят к единому, правильному мнению по важным вопросам общественной и коллективной деятельности.
Б) Большинство учащихся приходят к единому, правильному мнению..
В) К единому, правильному мнению приходят лишь часть учеников, преимущественно актив.
Г) Нет действенного общественного мнения, проявляется безразличие к важным вопросам коллективной жизни.
5. Дисциплина и взаимная требовательность.
А) Преобладают разумные, справедливые требования друг к другу. Требования принимаются и выполняются каждым.
Б) Справедливые, разумные требования предъявляются и принимаются большинством учащихся.
В) Разумные требования предъявляются и принимаются незначительным меньшинством актива.
Г) Требовательность друг к другу отсутствует, дисциплину поддерживают лишь педагоги.
6. Сотрудничество и согласованность в ра6оте.
А) Преимущественно все учащиеся легко распределяют между собой работу, согласуют свои действия как со всем классом, так и с другими классными коллективами.
Б) Большинство распределяет между собой работу, при согласовании , действий встречаются затруднения, но они быстро преодолеваются, у.
работа выполняется успешно.
В) Лишь актив принимает на себя работу, при согласовании действий наблюдаются пререкания, ссоры, обиды. Это отражается на качестве работы.
г) Наблюдается рассогласованность, дело не выполняется.
7. Стремление к о6щению в свободное время.
А) Каждый стремится к общению и общается в свободное время преимущественно с товарищами по классу.
Б) Большинство стремится к общению и преимущественно общается с товарищами по классу.
В) Общается друг с другом незначительная часть учащихся.
Г) Общение очень ограничено
8. Друж6а и взаимопомощь.
А) В коллективе наблюдаются доброжелательные отношения учащихся в основном между всеми, учащиеся защищают честь и достоинство каждого, в нужную минуту приходят на помощь друг другу.
Б) Между большинством учеников существуют доброжелательные отношения, но это не всегда.
В) Наблюдаются иногда конфликты между группами.
Г) Наблюдаются недоброжелательные отношения, есть ученики, нуждающиеся в помощи, но не получающие ее.
9. Творческое самовыражение личности.
А) Каждый школьник занимается любимым делом: посещает кружок, спортивную секцию, клуб и др.
Б) Большинство учащихся посещают кружки, секции, клубы по интересам, реализуют интерес к любимому занятию.
В) Лишь часть учащихся реализует интерес к любимому делу: посещает спортивные секции, клубы по интересам, кружки.
Г) Условия для творческого самовыражения личности в коллективе весьма недостаточны.
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: