«Использование диагностических программ в работе классного руководителя»
Мастер-класс для классных руководителей МОУ СОШ №4 по теме
«Использование диагностических программ
в работе классного руководителя»
Классный руководитель 9 «Б» класса
Пахомова О.А.
Изучение личности школьников
Совершенствование учебно-воспитательного процесса в школе связано с изучением личности школьника, распознаванием норм и отклонений в его развитии, определением степени его воспитанности и осмыслением наблюдаемых явлений с целью выработки обоснованного и конкретизированного плана педагогической деятельности.
Одним из условий повышения эффективности процесса воспитания является изучение и оценка его результативности, управление развитием школьника. Это понимается как призывы «дойти до личности каждого школьника», осуществлять личностный подход к школьникам в учебно-воспитательном процессе.
1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процесса психического развития каждого ученика.
2. Оценка результатов диагностики ученика производится путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения в развитии.
3. Исследование должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения.
4. Диагностика должна выявлять не только наличный уровень развития особенности, а
проводиться с учетом возможной «зоны ближайшего развития».
5. Оно всегда должно быть направлено на решение определенной педагогической задачи.
6. Педагогический оптимизм.
7. Изучение индивидуальных особенностей должно идти с учетом возрастных особенностей.
8. Исследование должно проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.
9. Диагностика должна охватывать всех учащихся и проводиться систематически.
Это основные требования к изучению личности учащихся и коллективов.
Для изучения личности учащихся и коллективов используются методы исследования.
А) Наблюдение - универсальный метод, используется в разнообразных ситуациях. Метод длительного, планомерного, целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности, поведении учащегося. Основной метод в педагогической практике. Анализ внешнего проявления поступка, анализ поведения в естественных условиях.
Б) Анкетирование - получение психологической информации с помощью вопросов (массовость обследования, большая скорость сбора .. информации).
В) Беседа - метод установления в ходе общения психических особенностей учащихся, получение информации с помощью вопросов. В беседе могут быть выявлены особенности характера, мотивы поведения, факты биографии и отношение к ним, оценка сторон жизни. Необходимо использовать косвенные вопросы.
.
Г) Анализ продуктов деятельности.) Сочинение (литературные способности, словарный запас, образное мышление). Контрольная работа по математике, рисованию. Чертежи, поделки (индивидуaльно-психологические особенности и способности, уровень развития мышления, знаний, навыков).
Самооценка
Самооценка- одна из разновидностей оценочных способностей.
Процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка и развивается способность к оцениванию вообще, сложен. Иногда, прожив жизнь, человек не в состоянии разобраться в самом себе, не говоря уже о понимании окружающих. Эта задача трудна в то время, когда он как личность проходит период становления, его оценочные способности только формируются.
Самооценка определяет поведение учащихся - это начало становления самосознания, успешного самовоспитания, саморазвития личности. Адекватная и правильная самооценка побуждает к активности, к избавлению от недостатков. Завышенная самооценка приводит к тому, что ученик не реагирует на замечания.
Ошибки и недостатки в поведении могут превратиться в привычки от которых трудно избавиться. Главная задача - путем педагогических воздействий помочь ученику самому убедиться в их существовании.
Развитие личности не прекращается в течение всей жизни. Самооценка развивается в течение всей жизни.
Самооценка связана с самосознанием, самоконтролем. Значение самооценки велико; чем старше учащийся, тем больше ориентируется на мнение окружающих, а не на свое собственное. Правильная самооценка важна для налаживания нормальных отношений школьников с учителями, родителями, товарищами. Завышенная самооценка - конфликты, трудноразрешимые межличностные противоречия.
Самооценка проявляется в самохарактеристике. В ней можно проследить восприятие своих положительных и отрицательных качеств. На основе того, как характеризует себя человек, можно судить о многих сторонах личности.
Методики изучения уровня конфликтности личности школьника
Опросник «Конфликты в школе»
ФИО________________________________________________Класс________
Пригашаем тебя принять участие в опросе и просим высказать свое мнение по ряду проблем, с которыми приходится сталкиваться.
Цель - выявление происходящих в школе конфликтов и поиск средств их преодоления. Ваши ответы помогут найти выход из этой проблемы. Анкета заполняется просто: обведите номер выбранного Вами варианта ответа. Подписывать анкету не обязательно.
I Какие из следующих суждений, по вашему мнению, точно характеризуют обстановку в Вашей школе
Школа: 1. Спокойная, не рабочая 2. Спокойная, рабочая . 3. Напряженная, рабочая 4. Напряженная, конфликтная 5. Другое
Класс 1. Спокойная, нерабочая 2. Спокойная, рабочая 3. Напряженная, рабочая 4. Напряженная, конфликтная 5. Другое
II. Часто ли вам приходится участвовать в конфликтах в школе:
1. Несколько аз в год
2. Не чаще 1 аза в год
3. Никогда
III. Назовите наиболее острый конфликт, пережитый вами за время обучения в школе в отношениях с учителями по поводу: _______
IV. Что, по вашему мнению, явилось причиной этого конфликта?
1. Несправедливая оценка.
2. Неуважительное отношение учителя к ученику.
3. Вызывающее поведение ученика.
4. Учитель плохо знает свой предмет.
5. Незнание учеником учебного материала, нежелание учиться.
6. Забывчивость, невнимательность учителя.
7. Халатность, не исполнительность, необязательность ученика.
8. Учитель непонятно излагает учебный материал.
9. Нарушения учебной дисциплины учеником, опоздания, про пуски занятий.
10. Учитель предъявляет завышенные, необоснованные требования к знаниям ученика.
11. Требование учеником более высокой оценки.
12. Учитель перегружает заданиями для самостоятельной работы.
13. Другое __________________
V. Кто участвовал в конфликте? Если необходимо, укажите несколько позиций:
1. Ученик(ца)
2. Учитель
3. Группа учащихся (укажите число участников) 4. Группа учителей 5. Родители 6. Представители администрации 7. Кто еще? Укажите YI. В чем выражались требования конфликтующих сторон?
VH. Как долго длился конфликт?
1. Несколько дней
2. Несколько недель
3. Несколько месяцев
4. Другое
VIII. Если конфликт был преодолен, что этому способствовало?
1. Уступка одной из сторон
2. Вмешательство третьего лица (укажите кого)
3. Обсуждение проблемы и достижение сторонами взаимного согласия
4. Другое ____________________
IX. Если конфликт не был преодолен, что этому способствовало?
1. Непримиримость обеих сторон
2. Жесткость позиции одной из сторон
3. Обе стороны ушли от разделения конфликта
4. Другое ____________________
Х. Укажите положительные последствия конфликта:
1. Расширение информации о себе и других
2. Найдены новые пути решения проблемы
3. Улучшился психологический климат
4. Наладились отношения с другими людьми, появились новые друзья
5. Другое___________________
XI. Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации?
1. Отстаиваю свои интересы любыми способами
2. Стремлюсь найти взаимоприемлемое решение
3. Сглаживаю «острые углы», если надо, могу уступить
4. Стремлюсь во что бы то ни стало уйти от конфликта
5. Ничего не предпринимаю, т.к. все устроится
6. Другое ___________________
ХII. Можно ли сказать, что в школе создаются условия для того, чтобы...
1. Научить тебя тому, как вести себя в конфликте
2. Убедить тебя не решать спорные вопросы силой
3. Всегда учитывать интересы других
ХIII. Ощущаешь ли ты необходимость получения знаний и навыков урегулирования конфликтов?
1. Да 2. Не очень 3. Нет 4. Не знаю
Анкета «Я и конфликты».
Ф.И.___________________________________________класс______
1) У меня возникают конфликты:
а) часто; б) нечасто; в) иногда; г) никогда.
2) Чаше всего я конфликтую с:
а) родителями; б) братьями; в) одноклассниками; г) учителями.
3) Конфликт приводит меня в состояние:
а) негодования; б) болезненности; в) нервозности; г) удовлетворения.
Тест «Конфликтная ли вы личность?»
1. В общественном транспорте начался спор. Вы:
а) не вмешиваетесь;
б) высказываетесь кратко;
в) активно вмешиваетесь.
2. Выступаете ли вы с критикой руководителя:
а) нет; б) редко, имея основание; в) часто, по любому поводу.
3. Часто ли спорите с друзьями:
а) нет; б) лишь по принципиальным вопросам; в) да.
4. Как вы реагируете на нарушение очереди:
а) молчу; б) делаю замечание; в) прохожу вперед и наблюдаю за порядком.
5. Недосоленное блюдо. Ваша реакция:
а) промолчите; б) досолите сами; в) откажетесь от еды.
6. Вам наступили на ногу. Вы:
а) промолчите; б) сделаете замечание; в) выплесните все свои эмоции.
7. Вам не нравится подарок. Вы:
а) промолчите; б) тактично прокомментируете; в) устроите скандал.
8. Не повезло в лотерее. Вы:
а) равнодушны; б) не скрываете досаду; в) надолго теряете равновесие.
Ключ к тесту:
а) 4 балла; б) 2 балла; в) О баллов.
22-32 балла.
Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, иногда вас называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
12-20 баллов.
Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле вы конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и все другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашей карьере или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений.
Все это вызывает к вам уважение.
До 10 баллов.
Споры и конфликты - это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечания в свой адрес, «можете съесть живым». Ваша критика - ради критики, адресована всем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не потому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер.
ТЕСТ
«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Ф.И.___________________________________________________Класс_______
Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя
ЧАСТО - поставьте 3 балла;
ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;
РЕДКО – 1 балл.
ВОПРОС:
«Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»
ОТВЕТЫ:
1. Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
3. Ищу компромиссы.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
б. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему...
11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов под номерами 1, 6, 11 - это тип поведения «А». Когда мы подсчитаем баллы по всем показателям, вы узнаете характеристику разных типов поведения в конфликтной ситуации и определите свой стиль.
Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
ТИП «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на Своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.
«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо - «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
ТЕСТ
«Уровень конфликтности личности»
Ф.И.______________________________________________Класс_______
Ребята! При ответе на вопрос выберите один вариант ответа, под конкретной буквой, запишите букву после номера вопроса.
1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, то есть к тому, чтобы подчинить своей воле других?
А) нет Б) когда как В) да
2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят?
А) да Б) ответить затрудняюсь в) нет
3. Кто вы в большей степени?
А) пацифист Б) принципиальный В) предприимчивый
4. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
А) часто Б) периодически В) редко
5.Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавил новый для вас коллектив?
А) разработал бы программу развития коллектива на год вперед и убедил бы членов коллектива в ее перспективности
Б) изучил бы, кто есть кто, и установил бы контакт с лидерами
В) чаще советовался бы с людьми
6. В случае неудач какое состояние для вас наиболее характерно?
А) пессимизм Б) плохое настроение В) обида на самого себя
7.Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?
А) да Б) скорее всего да В) нет
8. Относите ли вы себя к людям, которым лучше в глаза сказать.
горькую правду, чем промолчать?
А) да Б) скорее всего да в) нет
9. Из трех личностных качеств, с которыми вы боретесь, чаще всего вы стараетесь изжить в себе
А) раздражительность Б) обидчивость В) нетерпимость критики других
10. Кто вы в большей степени?
А) независимый Б) лидер В) генератор идей
11. Каким человеком считают вас ваши друзья?
А) экстравагантным Б) оптимистом В) настойчивым
12. С чем вам чаще всего приходится бороться?
А) с несправедливостью Б) с бюрократизмом В) с эгоизмом
13. Что для вас наиболее характерно?
А) недооцениваю свои способности Б) оцениваю свои способности объективно
В) переоцениваю свои способности
14. Что приводит вас к столкновению и конфликту с людьми?
А) излишняя инициатива Б) излишняя критичность В) излишняя прямолинейность
Обработка результатов тестирования.
Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные вами буквы баллами и подсчитайте общую сумму набранных вами баллов.
N 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
А 1 3 1 3 3 2 3 3 2 3 2 3 2 1
Б 2 2 3 2 2 3 2 2 1 1 1 2 1 2
В 3 1 2 1 1 1 1 1 3 2 3 1 3 3
Определенная сумма баллов характеризует уровень конфликтности личности:
14-17 баллов -очень низкий
18-20 баллов - низкий
21-23 балла - ниже среднего
24-26 баллов - ближе к среднему
27-29 баллов - средний
30-32 балла - ближе к среднему
33-35 баллов - выше среднего
36-38 баллов - высокий
39--42 балла - очень высокий.
Анкета « Изучение личности школьника»
Ценностная ориентация
ФИО____________________________________________________Класс_____
№ | Интересы, желания | Сильно выражено | умеренно | слабо | отсутствует |
1 | Общение с друзьями | | | | |
2 | Интерес к политике | | | | |
3 | Общественная работа | | | | |
4 | Интерес к кино, телевидению | | | | |
5 | Интерес к художественным произведениям, к художественной литературе. | | | | |
6 | Танцы, дискотека | | | | |
7 | Интерес и забота о будущем | | | | |
8 | Интерес к коллективным профессиям | | | | |
9 | Стремление верховодить, лидировать, быть первым в группе | | | | |
10 | Стремление быть модным (одежда, прическа) | | | | |
11 | Желание приносить пользу людям | | | | |
12 | Интерес к общению с другими лицами | | | | |
13 | Потребность в развитии своих способностей | | | | |
14 | Потребность активно участвовать в делах | | | | |
15 | Интерес к спорту | | | | |
16 | Интерес к художественной самодеятельности | | | | |
17 | Стремление продолжать учебу после школы | | | | |
18 | Потребность в красивых, дорогих вещах + | | | | |
19 | Желание заслужить уважение в обществе | | | | |
20 | Желание иметь близкого друга | | | | |
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
скачать
Другие похожие работы: