NetNado
  Найти на сайте:

Учащимся

Учителям



Методическое пособие Уфа 2013 Составители пособия: Исхаков М. М. первый заместитель министра труда и социальной защиты

раздел 3 «Состояние доступности объекта». В нем последовательно заполняются пункты и подпункты:

3.1 Путь следования к объекту пассажирским транспортом (описывается маршрут движения с использованием пассажирского транспорта); наличие адаптированного пассажирского транспорта к объекту;

3.2 Путь к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта:

3.2.1 расстояние до объекта от остановки транспорта (м),

3.2.2 время движения (пешком) в минутах,

3.2.3 наличие выделенного от проезжей части пешеходного пути (да, нет),

3.2.5 наличие перекрестков: нерегулируемых; регулируемых, со звуковой сигнализацией, таймером;

3.2.6 наличие информации на пути следования к объекту (акустической, тактильной, визуальной);

3.2.7 наличие перепадов высоты на пути движения; описание их обустройства для инвалидов на коляске.

Затем проводится оценка варианта организации доступности (формы обслуживания) на объекте, результаты которой заносятся в пункт 3.3 Акта обследования ОСИ, который представлен в таблице 2. В таблице сопоставляются два основных параметра:

  • вариант организации доступности объекта (форма обслуживания);

  • категория инвалидов (по основным видам нарушений).

Варианты организации доступности оцениваются с учетом требований СП 35-101-2001 и СП 31-102-99, следующим образом:

  • вариант «А» - доступность всех зон и помещений (универсальная);

  • вариант «Б» - выделены для обслуживания инвалидов специальные участки и помещения;

  • вариант «ДУ» - обеспечена условная доступность: помощь сотрудника организации на объекте, либо услуги представляются на дому или дистанционно;

  • «ВНД» - временно недоступно: доступность не организована.


Таблица 2 – Организация доступности объекта для инвалидов – форма обслуживания*

№№

п/п


Категория инвалидов

(вид нарушения)

Вариант организации доступности объекта

(формы обслуживания)*

1.

Все категории инвалидов и МГН








в том числе инвалиды:




2

передвигающиеся на креслах-колясках




3

с нарушениями опорно-двигательного аппарата




4

с нарушениями зрения




5

с нарушениями слуха




6

с нарушениями умственного развития





* - указывается один из вариантов: «А», «Б», «ДУ», «ВНД»
Результаты обследования имеющихся зон отражаются в следующем пункте 3.4 «Состояние доступности основных структурно-функциональных зон» раздела 3 «Состояние доступности объекта» как в Акте обследования ОСИ (приложение А.4), так и в Паспорте доступности ОСИ (приложение А.2). Эта часть указанных документов является практически центральной для оценки состояния доступности объекта, она также представлена в таблице 3.

В таблице учитываются результаты оценки каждой структурно-функциональной зоны, для чего используются результаты их обследования и оценки по каждому функционально-планировочному элементу, которые представлены в приложениях к Акту обследования ОСИ.

Для оценки состояния доступности элементов и зон разработан специальный «Справочник структурных элементов и параметров оценки доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг» (приложение Б).
Таблица 3 – Состояние доступности основных структурно-функциональных зон

№№

п \п

Основные структурно-функциональные зоны

Состояние доступности, в том числе для основных категорий инвалидов**

1

Территория, прилегающая к зданию (участок)




2

Вход (входы) в здание




3

Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)




4

Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)




5

Санитарно-гигиенические помещения




6

Система информации и связи (на всех зонах)




7

Пути движения к объекту (от остановки транспорта)




** Указывается: ДП-В - доступно полностью всем; ДП-И (К, О, С, Г, У) – доступно полностью избирательно (указать категории инвалидов); ДЧ-В - доступно частично всем; ДЧ-И (К, О, С, Г, У) – доступно частично избирательно (указать категории инвалидов); ДУ - доступно условно, ВНД – временно недоступно
Справочник разработан на основе анализа СНиП 35-01-2001 с использованием метода экспертных оценок, который позволил выделить различные элементы и параметры и сгруппировать их следующим образом:

  • общие требования к структурно-функциональной зоне (они определяют общие положения по обустройству зоны в целом, и, как правило, являются универсальными – для всех категорий инвалидов);

  • универсальные требования – нормативные требования, обеспечивающие доступность каждого из элементов зоны (функционально-планировочных элементов) для всех категорий инвалидов, независимо от вида нарушения здоровья и функций организма,

  • специальные требования определяют условия доступности для отдельных категорий инвалидов (с нарушениями опорно-двигательного аппарата; передвигающихся на креслах-колясках; с нарушениями зрения; нарушениями слуха; нарушениями умственного развития);

  • особые требования – для отдельных типов и видов объектов (в том числе для жилых помещений, для мест приложения труда, а также для различных видов общественных зданий: зданий учреждений образования, лечебно-профилактических учреждений, физкультурно-спортивных сооружений, зданий и сооружений вокзалов, кредитно-финансовых учреждений и других).

При оценке состояния доступности каждой из зон, определяется соответствие параметров доступности для каждого структурно-функционального элемента.

Главным принципом при оценке состояния доступности каждого элемента является наличие отклонений от установленных нормативов или замечаний к требованиям общего характера и рекомендуемым параметрам.

При этом, в приложении к Акту обследования ОСИ, соответствующем конкретной обследуемой структурно-функциональной зоне ОСИ, производится запись в разделе I «Результаты обследования» по каждому элементу: отмечается наличие его в обследуемой зоне, затем в графе «Выявленные замечания» («Содержание») кратко описывается суть замечаний или отклонений; а в графе «Значимо для инвалида (категория)» отмечается категория инвалида, для которого соответствующий параметр имеет отклонения от установленных нормативов. Здесь же делается отметка о номере фотоснимков, если таковые по данному элементу производились.

Копия раздела I «Результаты обследования» представлена в таблице 4.

Таблица 4 – Результаты обследования структурно-функциональной зоны объекта

№ п/п

Наименование функционально-планировочного элемента

Выявленные нарушения и замечания

Работы по адаптации объектов

есть/ нет

№ фото

Содержание

Значимо для инвалида (категория)

Содержание

Виды работ

1.1






















1.2






















1.3

























ОБЩИЕ требования к зоне




















Далее в графу «Работы по адаптации» (содержание) вносятся рекомендации по мероприятиям, направленным на адаптацию каждого функционально-планировочного элемента и в графе «Виды работ» указывается один из вариантов: не нуждается (доступ обеспечен); работы порядке ремонта (текущего или капитального); индивидуальное техническое решение (с использованием ТСР); технические решения невозможны - организация альтернативной формы обслуживания (например, с помощью сотрудника учреждения).

В своде (разделе II «Заключение по зоне» приложения к Акту обследования ОСИ) делается общее заключение о доступности и о рекомендациях по адаптации всей зоны по описанным выше параметрам; при необходимости дается комментарий к заключению. Данные из этого раздела (по каждой из обследованных зон) вносятся в раздел 4 «Управленческое решение (проект)» в Акт обследования ОСИ, в таблицу 4.1, которая повторяет форму раздела II «Заключение по зоне» приложения к Акту обследования ОСИ и, по сути, является сводом данных из соответствующих разделов всех приложений к Акту обследования ОСИ.

Копия сводной таблицы из пункта 4.1 Акта обследования ОСИ представлена в таблице 5.

Таблица 5 – Рекомендации по адаптации основных структурных элементов объекта

№№

п \п

Основные структурно-функциональные

зоны объекта

Рекомендации по адаптации объекта (вид работы)*

1

Территория, прилегающая к зданию (участок)




2

Вход (входы) в здание




3

Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)




4

Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)




5

Санитарно-гигиенические помещения




6

Система информации на объекте (на всех зонах)




7

Пути движения к объекту (от остановки транспорта)





8


Все зоны и участки






*- указывается один из вариантов (видов работ): не нуждается; ремонт (текущий, капитальный); индивидуальное решение с ТСР; технические решения невозможны – организация альтернативной формы обслуживания

После завершения ввода всех данных из приложений к Акту обследования ОСИ в строке 8 таблицы указываются сводные (обобщенные данные) по всему объекту (по всем обследованным зонам).

В таблице 6 представлен «Классификатор объектов социальной инфраструктуры по состоянию доступности», в котором даны:

  • варианты оценки состояния доступности ОСИ,

  • их буквенное обозначение (шифр),

  • обоснование решения о состоянии доступности,

  • рекомендации по обустройству и адаптации ОСИ.

Полностью доступным с точки зрения архитектурно-планировочных решений признается объект, на котором выполнены требования действующих нормативных документов в области проектирования и строительства по всем функциональным зонам и всем критериям доступности (по функциональным зонам 1-6) – по варианту «А» или варианту «Б».

Частично доступным в этой связи может быть признан объект, на котором выполнены требования действующих нормативов по основным функциональным зонам (2-4), которые обеспечивают достижение мест целевого посещения здания (объекта). При этом, приемлемым вариантом (с точки зрения СП вариант «Б») является организация специально выделенного пути и мест обслуживания, специальных участков для обслуживания МГН. Такой подход обеспечения доступности тоже должен быть оценен как частично доступный.

В случае неисполнения требований нормативных документов в области проектирования и строительства (требований доступности) для МГН объект должен быть признан временно недоступным – до принятия решения об обустройстве и его исполнения, либо до организации альтернативной формы обслуживания МГН.

После исполнения организационного решения об альтернативной форме обслуживания (как в данном учреждении - при обеспечении доступа с помощью постороннего лица, в том числе сотрудника учреждения, так и иным путем: дистанционно, на дому, в другом учреждении, на другом объекте данного учреждения и др.) объект признается условно доступным. Такое же решение может быть принято в случае выявления на объекте параметров структурно-функциональных элементов (например, наклон пандуса на входе, продольный или поперечный уклон на пути движения и т.п.), не соответствующих требованиям СНиП и СП, которые после согласования с потребителем (с общественными организациями инвалидов) могут быть приняты как приемлемые. Решение об условной доступности и в первом варианте, и во втором должно приниматься после согласования с потребителем или его законным представителем (общественной организацией инвалидов).

По результатам комплексной оценки состояния доступности основных функциональных зон всем категориям инвалидов (по основным критериям доступности) в целом по объекту выносится одно из описанных ниже решений.

Таблица 6 – Классификатор объектов социальной инфраструктуры по

состоянию (уровню) доступности


№№

п/п

Оценка состояния доступности

Шифр

Обоснование решения о состоянии доступности объекта

Рекомендации по обустройству

и адаптации ОСИ

1

Доступен полностью

всем

ДП-В

Соответствие требованиям нормативных документов в проектировании и строительстве по всем 6 функциональным зонам для всех категорий инвалидов – как с точки зрения досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта (территория, прилегающая к зданию; входы в здание; пути движения внутри здания; места целевого назначения; санитарно-гигиенические помещения и системы информирования) - по варианту «А» (п.1.6 СП 35-101-2001)

Соответствует требованиям универсального дизайна.

Мер по адаптации объекта для МГН не требуется.

Объект может быть рекомендован как основной («базовый») для обслуживания инвалидов всех категорий

2

Доступен полностью избирательно

ДП-И

(к, о, с, г, у)

Соответствие нормативным требованиям (как досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта) по варианту «А» (согласно п.1.6 СП 35-101-2001) всех 6 функциональных зон - но для отдельных категорий инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата (о), для передвигающихся на коляске (к), для инвалидов с нарушениями зрения (с), для инвалидов с нарушениями слуха (г), либо для инвалидов с нарушениями умственного развития (у)

При наличии технических (архитектурно-планировочных) и финансовых возможностей рекомендованы мероприятия по обустройству (адаптации) объекта в первой очереди для обеспечения доступа по всем функциональным зонам всем категориям инвалидов

3

Доступен частично

всем

ДЧ-В

1) Соответствие нормативным требованиям основных функциональных зон (2-4) – обеспечен доступ к месту целевого назначения для всех категорий граждан.

2) Обустроены специально выделенные пути и места обслуживания, специальные участки для обслуживания маломобильных граждан варианту «Б» (п.1.6 СП 35-101-2001): «выделены в уровне входной площадки специальные помещения, зоны или блоки, приспособленные и оборудованные для инвалидов, а также устроены специальных входы, пути движения и места обслуживания»

Предлагается обустройство во второй очереди, как требующее больших по сравнению с предыдущим вариантом средств и времени и более сложных технических решений (обустройство территории, санитарно-гигиенических помещений; обеспечение систем информации на объекте)



4

Доступен частично избирательно

ДЧ-И

(к, о, с, г, у)

1) Соответствие нормативам лишь основных функциональных зон (досягаемости мест целевого назначения) для отдельных категорий инвалидов

2) Организованы специально выделенные пути и места обслуживания для отдельных категорий инвалидов, а также специальные участков для их обслуживания – по варианту «Б» (СП 35-101-2001)

Решение об обустройстве предлагается отнести на третий этап, т.к. требуются значительные затраты времени и средств на проведение ремонтно-строительных работ

5

Доступен условно

ДУ

Требования нормативных документов в планировании и строительстве не выполнены и технически невозможны: Решение об условной доступности принимается при исполнении следующих условий:

- согласование с представителями потребителя (ООИ) в качестве приемлемых имеющиеся нарушения некоторых параметров структурно-функциональных элементов;

- при организации помощи инвалиду (другому МГН) со стороны сотрудников учреждения для получения услуги на этом объекте, в том числе при использовании дополнительных индивидуальных технических средств (например, шагающего подъемника, «скаломобиля»);

- при организации иной альтернативной формы обслуживания (на дому, в другом месте пребывания инвалида, дистанционно, в другом учреждении)

Проведения мероприятий по техническому обустройству в связи с архитектурно-планировочными особенностями здания:

- невозможно либо

- может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта или реконструкции.

Для адаптации необходимо организовать:

- помощь со стороны сотрудников ОСИ для сопровождения к месту получения услуги;

- иную форму доставки услуги (на дому, дистанционно, в др. ОСИ)


6

Временно недоступен

ВНД

Архитектурно-планировочные и организационные решения отсутствуют либо ранее данные не выполнены, требуют дополнительных согласований:

- параметры структурно-планировочных элементов не соответствуют нормативным требованиям;

- нет альтернативных форм обслуживания

Обустройство может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта и реконструкции либо после дополнительного согласования;

Организовать альтернативную форму обслуживания





Не предназначен для посещения инвалидами

«Х»

1) На объект и его участки не предусмотрен доступ инвалидов

2) Объект подлежит сносу как ветхий, аварийный

Объект обустройству и адаптации не подлежит


При технической невозможности (архитектурно-планировочной, финансовой) обеспечить выполнение всех требований доступности всех зон (всех функционально-планировочных элементов), может быть принято решение об обустройстве некоторых из описанных зон для исполнения объектом своего основного целевого назначения.

В этой связи важно обустройство зоны 4 «Основного целевого назначения объекта» и путей движения к ней (зон 2 и 3), либо выделение специальной зоны (специальных мест) для обслуживания инвалидов на объекте, с обязательным отражением этого средствами информации на объекте (зона 6). Техническая невозможность обустройства путей движения (лестницы: как на территории, так и внутри здания) может быть компенсирована альтернативным индивидуальным решением: путем использования индивидуального средства (например, шагающего подъемника: «лестницехода», или «скаломобиля»), с помощью постороннего лица, в первую очередь сотрудника учреждения или организации, находящейся на данном объекте. При этом должны быть обеспечены средства информации и связи (например, кнопка вызова персонала данного объекта) для оказания содействия посетителю из числа МГН и его сопровождения на объекте. В приложении В представлены возможные технические средства реабилитации для адаптации объекта (ГОСТ, извлечение).

Иным, организационным, решением обеспечения доступности основного целевого назначения объекта является обеспечение доступности предоставляемых им услуг в альтернативной форме: с «доставкой» услуги на дом, к иному месту пребывания инвалида, гражданина из категории МГН, или, по согласованию с ним, дистанционно. В этой связи вариантами такого решения - альтернативной формы оказания (предоставления) услуги являются:

- оказание услуг на дому (с доставкой к иному месту пребывания инвалида),

- предоставление услуг в дистанционной форме,

- организация предоставления услуг на другом объекте, в другом учреждении.

Концептуально значимым для вынесения решений о доступности и для разработки предложений (проектов решений) по обустройству объектов социальной инфраструктуры представляется положение СНиП 35-01-2001 о том, что «проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий». В этой связи, необходимо реализовать на практике положение Конвенции о правах инвалидов о «разумном приспособлении».

С целью реализации принципа «универсального дизайна» рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения. Необходимость применения специализированных элементов, учитывающих специфические потребности инвалидов, устанавливается «Заданием на проектирование».

Итоговое решение о состоянии доступности, о необходимости адаптации объекта или обеспечения доступности услуг путем организации иного формата их предоставления, а в последующем, и результат выполнения этих работ, вносится в Паспорт доступности ОСИ и в Реестр ОСИ, а также размещается соответствующая информация на сайте "Карта доступности».
6. Организация процесса формирования и обновления карт доступности в Республике Башкортостан: порядок сбора, обработки информации
В соответствии с рекомендациями Минтруда РФ, в Республике Башкортостан заказчиком работ по созданию единого информационного ресурса – сайта «Карта доступности Республики Башкортостан» выступит Минтруд РБ.

Минтрудом РБ в рамках реализации системы программных мероприятий республиканской целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы в феврале 2013 года будут проведены конкурсные процедуры на разработку единой республиканской информационной системы «Карта доступности Республики Башкортостан» (далее – ЕИС).

Формирование и обновление информации в ЕИС будет основано на материалах, полученных (получаемых) администрациями муниципальных районов и городских округов в процессе паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг, проводимой на территории республики.

При этом, основным учетным документом, принимаемым в качестве источника информации для введения соответствующих данных, будет являться «Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры» (приложение А.2), сформированный на основании «Анкеты (информации об объекте социальной инфраструктуры)», полученной от руководителя (собственника) объекта социальной инфраструктуры (приложение А.3), а также (при необходимости) «Акта обследования объекта социальной инфраструктуры» (приложение А.4).

Паспортизация объектов социальной инфраструктуры будет проводиться в каждом муниципальном районе (городском округе) инспекторами Общественных инспекций по формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, созданных в муниципалитетах в соответствии с решением Координационного совета по делам инвалидов при Правительстве Республики Башкортостан от 25.04.2012 г. (далее – общественные инспектора).

Администрациям муниципальных районов (городских округов) также необходимо будет провести конкурсные процедуры для разработки собственной муниципальной системы доступности объектов социальной инфраструктуры (примерное техническое задание будет доведено дополнительно). Функционал муниципальных информационных систем, как и ЕИС, должен предусматривать возможность аккумулирования информации в единой республиканской базе «Карта доступности Республики Башкортостан» (примерное техническое задание на разработку муниципальной части ЕИС – см. приложение Е). В связи с этим, наиболее целесообразным будет предусмотреть следующие этапы разработки информационных систем:

  1. Объявление конкурсных процедур Минтрудом РБ и определение победителя.

  2. Проведение конкурсных процедур муниципалитетами.

  3. Разработка муниципальных информационных систем и установка их взаимодействия с ЕИС.

Наполнение муниципальных информационных систем, как указывалось выше, будет осуществляться рабочими группами, созданными при администрациях МР/ГО. Непосредственно паспортизация ОСИ будет осуществляться общественными инспекторами, путем заполнения определенных форм (см. приложение А.2,А.4). Заполненные формы будут предоставляться на рассмотрение заместителя руководителя Общественной инспекции или иного лица, уполномоченного администрацией муниципального района (городского округа) на прием информации от общественных инспекторов, проверку её полноты, качества заполнения необходимых форм, выгрузку предоставленной информации в муниципальную информационную базу (в случае отсутствия автоматизации рабочих мест общественных инспекторов) и последующего направления информации на утверждение руководителю Общественной инспекции. Для того чтобы этот процесс был менее трудоемким, рекомендуем проработать вопрос автоматизации рабочего процесса общественных инспекторов или предусмотреть формирование небольших рабочих групп инспекторов, в которых один из инспекторов, пользователь ПК, будет ответственным за предоставление информации заместителю руководителя Общественной инспекции в электронном виде.

Кроме того, руководитель рабочей группы должен быть ответственным за формирование Реестра ОСИ (приложение А.1).

В таблице 7 представлены основные участники процесса функционирования республиканской ЕИС «Карта доступности», их задачи, права, основные функции.

Пользователями информации, размещенной в ЕИС, могут быть в первую очередь, частные лица: как граждане с ограниченными возможностями здоровья (инвалиды, МГН), так и специалисты, работающие с инвалидами – для получения информации с целью организации помощи инвалиду (информационной, консультативной, организационной). Пользователями также могут быть учреждения и организации: как поставщики услуг (государственные и негосударственные), так и общественные объединения инвалидов (ВОС, ВОГ, ВОИ) и другие.

Пользователи могут получить информацию об объектах, услугах, их доступности; об удобном маршруте следования к объекту (как по времени, так и по расстоянию), а также о наличии адаптированного транспорта, остановок (стоянок, парковок), пешеходных путей, светофоров; а также дополнительные сведения об объекте, об адаптации его основных структурно-функциональных зон; о формах обслуживания населения, графике работы; при необходимости с фотоиллюстрацией.

При необходимости получить поддержку или дополнительные разъяснения, консультацию, пользователи могут направить письмо администратору в порядке обратной связи.

Таблица 7 – Участники процесса функционирования республиканской ЕИС

«Карта доступности»

(формирования, обновления, пользования)



Вид участия



Юридические и физические лица



Задачи, функции, права


Владелец сайта


Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан



Организация сбора, обработки информации, возможность корректировки поступающей информации



Администратор сайта



ЕИС – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; муниципальных программ – администрации муниципальных районов и городских округов


Управление содержанием, техническая поддержка;

ввод первичной и обновленной информации, (при необходимости – по согласованию с владельцем сайта)



Поставщики информации



Общественные инспектора
Учреждения и организации различных форм собственности
Волонтеры



Заполнение и представление информационных документов для рассмотрения; а также необходимого иллюстративного материала



Пользователи информации



Частные лица:

- граждане с ограниченными возможностями здоровья: МГН, инвалиды

- специалисты, работающие с инвалидами

Юридические лица:

- ООИ (ВОИ, ВОС, ВОГ),

- поставщики услуг инвалидам


Поиск информации:

- об объектах, оказываемых услугах;

- об их доступности для различных категорий инвалидов,

- о маршруте следования к объекту (времени, расстоянии, состоянии доступности)
Направление сведений в порядке обратной связи (вопросы, предложения, дополнительная информация; потребности)



Приложение А

«ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ (ОБРАЗЦЫ)»


Приложение А.1


Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг

в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН



Приложение А.2



Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)



Приложение А.3



Анкета (информация об объекте социальной инфраструктуры) к паспорту доступности ОСИ



Приложение А.4



Акт обследования объекта социальной инфраструктуры

к паспорту доступности ОСИ


Приложение А.5


Информация о состоянии доступности объектов социальной инфраструктуры

в приоритетных сферах жизнедеятельности

инвалидов и других маломобильных групп населения




Приложение А.1
РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И УСЛУГ

в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН


страница 1страница 2страница 3страница 4 ... страница 16страница 17


скачать

Другие похожие работы: